Конспект открытого урока по теме "Великая Отечественная война"
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

конспект   урока  в 11  классе по теме "ВОв"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

                              по истории в 11 классе

Тема: Искусство советских полководцев в годы Великой Отечественной войны.

Цели урока: Показать решающую роль советских полководцев в подготовке победы СССР в годы Великой Отечественной войны.

Задачи урока:        Познакомить с военным искусством  советских полководцев, расширить знания учащихся о биографиях советских военначальников;

         Развивать навыки ведения дискуссии; навыки работы с историческими документами, составление презентаций;

        Воспитание познавательного интереса, самостоятельности при подготовке к уроку.

Оборудование: карта «Великая Отечественная война»; компьютерное оборудование, проектор, экран, презентации учащихся.

Временная раскладка: 1. Оргмомент   - 1 мин.

                                 2. Этап подготовки  к изучению нового материала   -    3 мин.

                                 3. Изучение нового материала    -   40 мин.

                                 4. Подведение итогов урока   -  2 мин.

1. Организационный момент.

2.Этап подготовки к изучению нового материала:

 Слово учителю, как председателю симпозиума.  

Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы его проведем в виде научного симпозиума.  

На него, ребята, вынесены спорные вопросы, связанные с Великой Отечественной войной.

Переход к изучению материала.

    В современной исторической науке существует ряд устойчивых мифов о Великой Отечественной войне. Один из них повествует о том, что якобы советское военное руководство не жалело жизней своих солдат и добилось победы только за счет неисчислимых потерь, а наши полководцы не представляли серьезной конкуренции немецким генералам.

      Наша задача состоит в том, чтобы развеять этот миф.  

  Презентация № 1, Слайд 1.

 Тема урока: «Искусство советских полководцев в годы Великой Отечественной войны». И, главный дискуссионный вопрос: советские военачальники победили германских благодаря своему гению или тому, что мостили себе дорогу к победе трупами своих солдат?

Разобраться в этом нам помогут, во-первых  докладчики, которые расскажут нам о выдающихся полководцах,  их оппоненты, они нам представят другую точку зрения и группа экспертов для вынесения  окончательного заключения. 

3. Изучение нового материала:

   Вступительное  слово учителя.

   Действительно, победа в войне далась Советскому Союзу дорогой ценой. Высший генералитет фашистской Германии был так самоуверен и решителен, а немецкая армия так хорошо подготовлена и вооружена, что даже развитые, обладающие мощным промышленным потенциалом Англия и Франция совместными усилиями не смогли оказать Германии достойного сопротивления в сухопутной войне. Объединенную франко-английскую армию на голову разгромили в 1940 году немногим более чем за месяц.

   Ошеломляющий успех войны на Западе привел Гитлера к убеждению, что такой же успех будет обеспечен ему и в войне против Советского Союза. “Следует ожидать, - говорил Гитлер в беседе с командующими армиями 5 декабря 1940 года, - что русская армия при первом же ударе немецких войск потерпит еще большее поражение, чем армия Франции в 1940 году”.

    И, тем не менее, на советско-германском фронте боевые действия с самого начала гитлеровской агрессии стали развиваться не по сценарию вермахта практически с первых месяцев войны.
   Миф о непобедимости нацистской армии был сокрушен уже в 1941 году под Москвой, за что свыше 30 фельдмаршалов, генералов и высших офицеров были отстранены от должности.
Серьезный вклад в это внесли наши прославленные полководцы: такие, как Жуков Г.К. , Конев, Малиновский Р.Я.  Хотя, это только часть из большой плеяды талантливых военных.

  ( Во время выступлений учащиеся ведут записи в тетради).

  -      Слово первому докладчику.  ( Холодкова Ирина).

 Презентация. Жуков Г.К.

  Я хочу доказать, что Г.К.Жуков действительно талантливейший полководец.

     Самым прославленным полководцем войны советского народа против гитлеровской Германии и ее сателлитов был Георгий Константинович Жуков (1896 - 1974), Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза.
В русской армии он с 1915 года, участник Первой мировой войны, унтер-офицер, награжден двумя Георгиевскими крестами. В Красной армии с 1918 года. В Гражданскую войну красноармеец, командир взвода и кавалерийского эскадрона. Будучи членом Ставки ВГК и заместителем ВГК, командуя около двух лет различными фронтами, он был разработчиком и руководителем важнейших операций.
Главные черты полководческого таланта Жукова - творчество, новаторство, умение принимать неожиданные для противника решения.
Его отличали также глубокий ум и проницательность. По словам Макиавелли, «ничто так не делает полководца великим, как умение проникать в замысел противника». Эта способность Жукова сыграла особенно важную роль при обороне Ленинграда и Москвы, когда при крайне ограниченных силах только за счет хорошей разведки, предвидения возможных направлений ударов противника ему удавалось собирать практически все имеющиеся средства и отражать удары противника.
Жукова еще отличали тщательное планирование каждой операции, их всесторонняя подготовка и твердость в проведении принятых решений. Воля и твердость Георгия Константиновича позволяли мобилизовывать все имеющиеся силы и средства войск, и добиваться своих целей.

Как представитель Ставки он в первые дни войны организует на Юго-Западном фронте контрудар в районе города Броды, срывая тем самым намерение гитлеровцев своими подвижными соединениями с ходу прорваться к Киеву. В августе - сентябре 1941 года генерал Жуков командует войсками Резервного фронта и проводит Ельнинскую наступательную операцию. И сентября того же года назначен командующим Ленинградским фронтом.
В октябре 1941 года Жуков возглавил Западный фронт, основной задачей которого была оборона Москвы. В ходе битвы под Москвой зимой 1941 - 1942 годов войска фронта совместно с войсками Калининского и Юго-Западного фронтов, перейдя в решительное наступление, завершили разгром наступавших немецко-фашистских войск и отбросили их от столицы на 100 - 250 км.
В 1942 - 1943 годах Жуков осуществлял координацию действий фронтов под Сталинградом. В ходе Сталинградской битвы были разгромлены пять ^вражеских армий: две немецкие, две румынские и итальянская.
Затем он координировал действия советских войск при прорыве блокады Ленинграда, вместе с А. Василевским - действия войск фронтов в Курской битве 1943 года, которая стала важным этапом в победе Советского Союза над фашистской Германией. В битве за Днепр Жуков координировал действия Воронежского и Степного фронтов. В марте - мае 1944 года командовал 1-м Украинским фронтом. Летом 1944 года координировал действия 1-го и 2-го Белорусских фронтов в ходе Белорусской стратегической наступательной операции.
На завершающем этапе Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Жуков командовал войсками 1-го Белорусского фронта, который осуществлял Висло-Одерскую операцию 1945 года, разгром немецко-фашистских войск группы армий «А» («Центр»), освобождение Польши и ее столицы Варшавы. В ходе этих операций советские войска продвинулись на 500 км и вступили на территорию гитлеровской Германии.

В апреле - мае 1945 года войска 1-го Белорусского фронта совместно с войсками 1-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов провели Берлинскую операцию, которая завершилась взятием столицы Германии.

-  Оппоненты: ( Суворова Аня.)

Да, Жукова знал весь мир.

У него была сила воли и этой воле он подчинял все. Отстаивал свою точку зрения, не боясь даже гнева Сталина. Жуков был до жестокости требователен. В конце 1942-го чуть было не расстрелял летчика Виталия Попкова, впоследствии дважды Героя Советского Союза, сбившего 60 фашистских самолетов. Многие упрекают Жукова  в излишней  жестокости и в том, что он  добивался успеха ценой большой крови.

 -  Ответ оппоненту (Холодкова Ирина):

Манштейн положил под Севастополем 300 тысяч своих солдат, его никто не упрекает, что это много. Более того, Гитлер дал Манштейну за взятие Севастополя фельдмаршальский жезл.

Если же говорить о Жукове, то он заботился о жизни своих солдат. Вот директива за его подписью от 30 марта 1942-го. В Ставку Верховного Главнокомандования и Военного совета фронтов поступало много жалоб на преступно-халатное отношение командования к сбережению жизней красноармейцев. Приводились примеры, когда командиры частей и соединений губили сотни и тысячи людей, посылая их в атаки на неуничтоженную оборону противника. Жуков приказал: “Командиров, преступно бросивших части на неподавленную систему огня противника, привлекать к строжайшей ответственности и назначать на низшую должность... к докладам о потерях прилагать личное объяснение по существу потерь, кто является виновником больших потерь, какие меры приняты к виновникам, чтобы не допустить их (потерь) в дальнейшем”.

-  Оппонент: (Поздеева Кристина)

При освещении истории Великой Отечественной войны некоторые историки, журналисты, писатели  говорят о том, что немецкие военачальники, генералы союзных им армий более умело и эффективно руководили действиями своих войск, а наши полководцы, командиры были бездарными, и мы как начали, так и закончили войну, не умея воевать?

-   На это есть ответ следующего докладчика. ( Пономарева Женя)

Сам Геббельс 16 марта 1945  в своем дневнике сделал такую запись: «Получается какая-то чертовщина: как бы мы тщательно ни разрабатывали последние операции, они не осуществляются. Причина этого в том, что с подбором кадров командной верхушки мы с русскими соперничать не можем».

 Презентация. Малиновский Р.Я.

Характерной чертой настоящего полководца является неординарность замысла и действий, уход от шаблона, военная хитрость. В годы Великой Отечественной войны этими качествами отличался Р.Я. Малиновский. На протяжении почти всей войны примечательной особенностью его полководческого таланта было то, что он в замысел каждой операции закладывал какой-либо неожиданный для противника способ действий, умел целой системой хорошо продуманных мер ввести противника в заблуждение.
Известен случай, когда после марша и отражения первого удара противника в районе Громославки в танковых корпусах второго эшелона 2-й гвардейской армии было на исходе горючее. Малиновский принял решение, неожиданное не только для немцев, но и для своих командиров. Он приказал вывести танки этих корпусов из балок, других укрытий на хорошо просматриваемую местность, показав противнику, что армия еще располагает большой неиспользованной танковой мощью. Гитлеровское командование замешкалось, не решилось без перегруппировки войск продолжать атаки. В результате Малиновский выиграл крайне необходимое время для подвоза горючего и боеприпасов.

Родион Малиновский прошел Великую Отечественную от звонка до звонка: начал 22 июня 1941-го, прикрывая границу своим 48-м стрелковым корпусом на реке Прут, а окончил 2 сентября 1945-го командующим Забайкальским фронтом, разгромив японские войска в Маньчжурии, прорвавшись через Большой Хинган в Дальний и Порт-Артур.

Малиновский показал, чего он стоит как полководец, буквально уже в первые горькие для нас дни. Его увидели, оценили, поручали все более ответственные участки — начштаба армии, командарм... За 4 месяца поднялся по служебной лестнице до командующего Южным фронтом.

В 1942-м оказался в тяжелом положении, не смог противостоять мощному натиску противника и отошел за Дон. Верховный спросил с него по полной программе, понизил в должности до заместителя командующего фронтом, а затем до командующего армией. Он очень переживал, но не сломался. 2-я гвардейская армия под его началом сыграла решающую роль в критические дни Сталинградской битвы, не дав Манштейну разорвать кольца у Котельникова и спасти Паулюса. После этого Сталин возвращает Малиновского командовать Южным фронтом, наградив орденом Суворова I степени и присвоив звание генерал-полковника. Воодушевленный доверием, тот освобождает Новочеркасск, Ростов, Донбасс, Запорожье. За блестяще проведенную Ясско-Кишиневскую операцию ему вручается маршальский жезл.

-  Оппонент: (Власенко Полина).

В разговоре с командующими армиями, происходившем 9 января 1941 года, Гитлер заявил, что “русские вооруженные силы представляют собой глиняный колосс без головы. У них нет хороших полководцев, и они плохо оснащены”» (Курт фон Типпельскирх. Оперативные решения командования. Итоги Второй мировой войны.)  

-    Докладчик (Щипунова Ксения):

  Презентация. Конев И.С.

Статистика утверждает обратное:

По подсчетам немецкого исследователя Ж. Фольтмана, общие потери среди германских генералов и адмиралов, включая небоевые, составили 963 человека. Из них погибли в бою 223 генерала. В плен попали 553 германских генерала, советских - 72. Покончили жизнь самоубийством 64 немецких и 9 советских генералов.

Ряд высших чинов вермахта практически никогда не выезжали в войска, всю повседневную работу по управлению войсками поручали офицерам штаба, а поэтому положение дел там не всегда хорошо представляли.

Чего нельзя сказать о наших военачальниках.

Советско-германский фронт в Великую Отечественную, как известно, существовал 1418 суток. 1365 дней и ночей провел на нем Иван Конев: 72 — командующим армией, 1293 — командующим войсками фронтовых объединений. И почти каждые сутки бои и сражения. Показал себя хорошо под Курском, при форсировании Днепра, освобождении Украины, Польши, Чехословакии... Брал Берлин, а закончил войну в Праге.  

Иван Степанович Конев (1897 - 1973).
В русскую армию призван в 1916 году. Участник Первой мировой войны, служил унтер-офицером в артиллерийском дивизионе. В Гражданскую войну - уездный военный комиссар, комиссар бронепоезда, стрелковой бригады, дивизии, штаба Народно-революционной армии Дальневосточной республики. Сражался на Восточном фронте против колчаковских войск, сил атамана Семенова и японских интервентов.

В годы Великой Отечественной войны находился на высших командных должностях - командовал 19-й армией Западного фронта, Западным фронтом, Калининским, Северо-Западным, Степным, 2-м Украинским и 1-м Украинским фронтами. Войска под командованием Конева участвовали в битве под Москвой, в Курской битве, в освобождении Белгорода и Харькова. Конев особенно отличился в Корсунь-Шевченковской операции, где была окружена большая группировка немецко-фашистских войск. .
Затем последовало участие в таких крупнейших операциях Второй мировой войны, как Висло-Одерская, Берлинская и Пражская. В ходе окружения Берлина искусно провел маневр танковыми армиями 1-го Украинского фронта.
Конева, получившего звание Маршала Советского Союза в 1944 году, в годы Великой Отечественной войны отличало умение готовить и проводить крупномасштабные фронтовые операции, в том числе по окружению и уничтожению больших вражеских группировок. Он умело проводил наступательные действия силами танковых армий и корпусов, применял боевой опыт в обучении и воспитании войск в послевоенный период.

Важной чертой полководческого таланта является интуиция, позволяющая добиться внезапности удара. Этим редким качеством обладал И.С. Конев. Некоторые зарубежные военные историки называют его «гением внезапности». Его полководческий талант наиболее убедительно и ярко проявился в наступательных операциях, в ходе которых было одержано много блестящих побед. При этом он всегда стремился не ввязываться в затяжные бои в больших городах и обходными маневрами вынуждал противника покинуть город. Это позволяло ему уменьшить потери своих войск, не допустить больших разрушений и жертв среди мирного населения.

Генерал армии И. Петров, сам командовавший фронтом, а потому имевший моральное право давать оценку другим полководцам, подчеркивал особый дар Конева видеть поле сражения. “Есть шахматисты, — говорил он, — которые могут играть, не глядя на доску: вся доска, все расположение фигур у них в уме. Так и Конев мог представить себе расстановку соединений, не глядя на карты, точно сказать, что и кто противостоит ему и что собирается делать”.

-   Слово оппонентам: (Грехова Надя).

 Бытует мнение, что в годы В.О. войны Красная армия несла многочисленные потери, гораздо большие, чем гитлеровская, что позволяет говорить о победе в сражениях любой ценой.

-   Ответом на это лучше всего послужат статистические данные: ( Чургель Юля)

  Презентация. Потери СССР и Германии.

Существенным аргументом в пользу превосходства советского военного искусства над немецким является и тот факт, что наши войска вели стратегическую оборону всего лишь около 12 месяцев, а наступательные операции - в течение 34 месяцев. Из 9 кампаний, проведенных в годы войны, 7 осуществлялись с наступательными целями. Наши полководцы и военачальники осуществили 51 стратегическую операцию, из них 35 наступательных. Было проведено около 250 фронтовых и около 1000 армейских операций. Все это говорит о том, что стратегическая инициатива на фронтах войны в основном находилась в руках советских военачальников и они диктовали ход событий.

В таблице приведены безвозвратные потери личного состава Красной Армии в Великой Отечественной войне по годам. Сюда входят убитые, без вести пропавшие, пленные и погибшие в плену. Данные о ежегодных потерях взяты из книги “Гриф секретности снят”. Воениздат. М., 1993, стр. 143.

Годы

Продолжительность периода (дни)

Потери (тыс.)

Ежесуточные потери

1941

193

3138

16300

1942

365

3258

8900

1943

365

2312

6400

1944

366

1764

4800

1945

129

801

6200

Всего за Великую Отечественную войну

1418

11273

8000

В последнем столбце таблицы приведены ежесуточные потери. В 1941 году эта цифра самая высокая, так как войскам приходилось отступать в крайне тяжелых условиях, и крупные части попадали в окружение, в так называемые котлы. В 1942 году этот показатель значительно меньше: хотя наша армия еще отступала, но в окружении войска оказывались реже. В 1943 году шли упорные бои, особенно на Курской дуге, но, начиная с этого года и до конца войны, отступали уже войска фашистской Германии. В 1944 году Верховное главнокомандование СССР спланировало и провело ряд блестящих стратегических операций по разгрому и окружению целых групп немецких армий, поэтому потери Советской Армии в этом году сократились. Но в 1945 году этот показатель опять увеличился: упорство германской армии возросло, поскольку она сражалась уже на собственной территории и немецкие солдаты мужественно, и самоотверженно защищали свою родину.

На фронтах Великой Отечественной войны вооруженные силы Германии потеряли 6920 тыс. человек, вооруженные силы ее союзников -- 1730 тыс. человек, всего же -- 8650 тыс. За первые два года войны потери фашистского блока составили около 1700 тыс., следовательно, за последующее время, соответственно, около 7 млн. человек. За этот же период, как видно из представленной таблицы, потери Красной Армии составили примерно 4,9 млн. человек. Таким образом, в 1943--1945 годах на 10 погибших красноармейцев приходится 14 погибших солдат фашистской армии. Эта простая статистика наглядно и объективно характеризует качество командования войсками и степень бережного отношения к солдатам.

4
. Подведение итогов выступлений.

- Для подведения итогов сегодняшнего заседания предоставим слово нашим экспертам:

-  Эксперты  (Горгун Игорь, Можайский Егор):

Наши военачальники никогда не принижали уровень военного искусства и подготовленность фашистской армии, они видели ее сильные стороны, особенно после быстрого разгрома ряда западноевропейских армий.

 Презентация № 1. Слайд № 2.

Многие боевые операции, осуществленные советскими войсками, беспримерны в истории военного искусства как по своему мастерству, так и по результатам. Навсегда останутся в памяти человечества победы советских воинов над фашизмом в великих битвах под Москвой и Сталинградом, под Курском и Белгородом, на Днепре и Немане, под Будапештом и Веной, на Висле и Одере и в заключительной Берлинской наступательной операции.

  Слайд № 3.
Важнейшим аргументом превосходства военного искусства советских полководцев является победа в войне, капитуляция фашистской Германии. Наши полководцы и военачальники союзных нам армий разбили сильнейшую гитлеровскую армию, завоевавшую до этого всю Западную и значительную часть Восточной Европы.
Таким образом, полководческое искусство советских военачальников, доказавших свое превосходство непосредственно на полях сражений над военным искусством гитлеровских
 генералов, является важнейшим фактором победы и служит вдохновляющим примером.

5. Подведение итогов симпозиума:

Давайте подведем итоги урока. Вернемся к теме нашего урока.

 Презентация. № 1. Слайд № 4.

  Вопрос классу: Что мы сегодня узнали нового? Учащиеся отвечают.

 Слайд № 5.

  И главная цель за счет чего ?

 Мы не умаляем роли других факторов победы, таких, как: героизм и мужество советских людей, героический труд тружеников тыла, роль партизанского движения… Но, решающая роль в подготовке победы в этой войне принадлежит нашим полководцам.

 

6. Подведение итогов урока.

Все выступающие ответственно и серьезно подошли  к выполнению своих заданий, особенно наши докладчики. Они  проделали большую поисково-исследовательскую работу(практически научную), самостоятельно составили презентации, разыскали обширный материал, отобрали нужную информацию. Неплохо поработали и оппоненты, хотя их точка зрения не получила перевеса, они нашли аргументы в защиту своей позиции. Это позволило подискутировать.  И. наконец, эксперты подвели итоги . Благодарность и группе технической поддержки.

 Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

открытый урок по истории"Отечественная война 1812 года"

Данная разработка предполагает большое поле для деятельности учителя. Лучший вариант, если есть возможность, провести данный урок в течение 2 часов. Если такой возможности нет, то можно спланировать у...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

Конспект открытого урока с использованием НОТ " Отечественная Война 1812 года ( 8 класс)

Конспект открытого урока с использованием НОТ  " Отечественная Война 1812 года ( 8 класс)...