Конспект открытого урока по теме "Великий кислород"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Лукманова Диляра Насыровна

В данном материале я разместила конспект открытого урока в 8 классе с использованием презентации, по теме Великий кислород.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок36.74 КБ
Файл презентация Кислород2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме: «Великий кислород»

(Кислород - химический элемент и простое вещество).

                   План урока.

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.

3.1. Нахождение в природе: общее содержание в земной коре, содержание в атмосфере, в живой и не живой природе.

3.2. Общая характеристика химического элемента кислорода на основе его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева.

3.3. Кислород – простое вещество. Физические свойства кислорода

3.4. История открытия кислорода

4. Закрепление.

5. Подведение итогов  урока.

6. Домашнее задание.

Цель  урока: расширить знания о  кислороде  как о  химическом   элементе   и  как о  простом   веществе; рассмотреть распространение кислорода в природе; изучить физические свойства  кислорода; познакомиться с историей открытия кислорода.

Задачи:  Образовательные:

  • уметь различать понятия « химический   элемент »  и  « простое   вещество » на примере  кислорода;
  • уметь характеризовать физические свойства кислорода.

Развивающие:

  • продолжить развитие интеллектуальных и практических умений учащихся (выстраивание логических цепочек, умение анализировать, сравнивать и обобщать, уметь составлять опорный конспект );
  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • развивать  химическую  терминологию.
  • продолжать развивать умения учащихся  самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Воспитательные:

  • продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;
  • воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик-ученик», «ученик-учитель» (умение слушать и слышать другого человека);
  • воспитывать у учащихся такие личностные качества, как внимание, наблюдательность, инициатива, доброжелательность.

Оборудование и реактивы: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, презентация, портреты ученых - Д. Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье, карточки с заданиями (тест).

Тип урока: изучение нового материала (с элементами беседы и самостоятельной работы учащихся).

Ход урока

« Кислород - это   вещество, вокруг которого вращается земная химия»

Й.Я. Берцелиус

Презентация

1. Организационный этап.

Вот опять звенит звонок - начинается урок.

Входим дружно все мы в  класс: урок химии у нас.

Гости на уроке нашем, знания мы им покажем.

Всех приветствую, друзья, на уроке этом я!

(Приветствие учащихся, проверка первичной готовности к уроку, отметка отсутствующих.)

2. Актуализация знаний. По мнению людей религиозных, вездесущим, всемогущим и в то же время невидимым может быть только бог. В действительности эти три эпитета вполне можно отнести и к химическому элементу, о котором пойдет речь на нашем уроке (Слайд  №1).

В чем горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

Каждый миг, и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без ……….                   (Учащиеся:  Кислорода!)

Тема нашего урока - «Великий кислород». (Слайд  №2).И  сегодня на  уроке  мы постараемся расширить наши знания о  кислороде, как о  химическом   элементе   и   простом   веществе, рассмотрим распространенность кислорода в природе, изучим  его физические свойства, познакомимся с историей открытия.

Вопрос к классу: «Какова будет цель нашего  урока?»

Ставлю перед вами задачу: докажем, что  кислород  вездесущ, всемогущ  и  невидим. (Слайд  №3)

3. Изучение нового материала. (Слайд  №4)

(1) Нахождение в природе: общее содержание в земной коре, содержание в атмосфере, в живой и не живой природе. (Слайд  №5)

Как вы думаете, почему кислород – это первый химический элемент, с которого  мы начинаем изучение?

(- Кислород самый распространённый химический элемент на Земле).

Вспомните, в состав каких веществ, входит кислород?

- Кислород входит в состав воды (88,9%), которая покрывает 2/3 поверхности земного шара.

- Кислород входит в состав минералов (47%), которые образуют земную поверхность.

- Кислород составная часть воздуха (21%)

- Кислород входит в состав органических веществ: белков, жиров, углеводов.

- Тела растений (40%), животных (20%), человека (65%) также содержат кислород.

В атмосфере нашей планеты находится приблизительно 21% свободного кислорода (по объему). (Слайд  №6). Количество его в земной коре в виде химических соединений с другими элементами составляет 49%. Кислород - химически активный элемент. В состав половины из 4 тысяч известных в настоящее время неорганических веществ, входит кислород. В связанном виде он находится в почве, минералах и рудах. В составе воды рек, озер, морей, океанов содержится до 89% кислорода, в песке его доля достигает 53%, в глине- 56%. Организм человека содержит до 65% кислорода в связанном состоянии. Кислород является важным составляющим элементом растений и животных. (Слайд  №7)

Если бы растения в процессе фотосинтеза не превращали воду и углекислый газ в органические соединения, и этот процесс не сопровождался высвобождением связанного кислорода, то, исчерпав довольно быстро запасы атмосферного кислорода, весь животный мир, включая человечество, вскоре задохнулся бы.

Итак, мы доказали, что кислород вездесущ.

(2)Общая характеристика химического элемента кислорода на основе его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева. (Слайд  №8)

Давайте вспомним  определение понятия химический элемент? (- вид атомов, характеризующийся определенной совокупностью свойств и занимающий определенное место в периодической системе химических элементов).

Что представляет собой  Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева? (- графическое изображение  периодического закона).

На доске составляем план характеристику химического элемента кислорода. (Слайд  №9). Выйти к доске и записать этот план (ученик по желанию). Все остальные это делают в тетради.

План характеристика химического элемента:

  1. Символ — О
  2. Положение в ПСХЭ — VI группа (А), II период, Порядковый номер — 8.
  3. Химическая природа — неметалл.
  4. Относительная атомная масса — Ar (O) = 16
  5. Валентность — II.

 Латинское название кислорода   – оксигениум – рождающий кислоты. Так решили назвать этот элемент, так как кислород встречался во многих кислотах, которые были известны к моменту открытия элемента.

(3) Кислород – простое вещество. Физические свойства кислорода.(Слайд  №10)

Давайте вспомним понятия простые и сложные вещества?

Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента (Ne, Ar, O2) .

Сложные вещества (химические соединения) – это вещества, образованные атомами разных химических элементов, связанных между собой (H2O, NaCl).

Химический элемент кислород образует вещество кислород. (Слайд  №11)

  • Молекула кислорода образована двумя атомами
  • Химическая формула – О2
  • Относительная молекулярная масса = 32

Вещество кислород вам хорошо известно. Охарактеризуем  его свойства. (Слайд  №12)

  • Кислород – это газ без цвета, без вкуса, без запаха. (не видим!)
  • Кислород малорастворим в воде. С повышением температуры растворимость газов в воде уменьшается. При 0 оС в 100 V воды растворяется 5 V кислорода. При 20 оС в 100 V воды растворяется 3 V кислорода. Кислородом, растворённым в воде, дышат все организмы, живущие в ней.
  • ρ = 1, 429 г/л (при 0 оС и 1 атм)
  • t кип = – 183 оС                          t пл = – 219 оС
  • При t = – 183 оС и атмосферном давлении 101,3 кПа кислород переходит в жидкое состояние.
  • Жидкий кислород – это голубая подвижная жидкость, притягиваемая магнитом.
  • При t = – 219 оС кислород затвердевает, образуя синие кристаллы.
  • Кислород немного тяжелее воздуха: 1л кислорода весит 1,43 г, а 1 л воздуха весит 1,29.      Мr (кислорода) = 32, Мr (воздуха) = 29.

 (4) История открытия кислорода (кем, когда был открыт). (Слайд  №13)

Многие ученые прошлого догадывались, что существует вещество со свойствами, присущими кислороду. (Слайд  №14). Сведения о нем – косвенные, разумеется,- есть в трактате китайского алхимика Мао Хао (VIII в.). Китайцы знали «деятельное начало», входящее в состав воздуха, и называли его «йын». В XV в. следы кислорода можно обнаружить в трудах Леонардо да Винчи. Потом снова теряются - до XVII в., когда голландец Дреббель изобретает подводную лодку. Он использует селитру, чтобы ее кислородом обогатить воздух в подводной лодке. Но этот факт остался незамеченным. В 1758 году М.В. Ломоносов на основании своих опытов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл. Открытие кислорода является одним из важнейших событий в истории элементов, но и химии вообще и связано с именами Д. Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье.

Об этом нам расскажут наши докладчики.(3ученика) (Слайд  №15)

Ученик 1.  Вот как об этом писал сам Джозеф Пристли: «1 августа 1774 г. (Слайд  №16). Я попытался извлечь воздух из ртутной окалины (оксида ртути) и нашел, что воздух легко может быть изгнан из нее посредством линзы. Этот воздух не поглощался водой. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что свеча горит в этом воздухе необычайно ярким пламенем. Тщетно пытался я найти объяснение этому явлению».

Полгода спустя Д. Пристли осуществил опыт с мышами (Слайд  №17) , поместив одну в сосуд с кислородом, а другую в такой же сосуд с воздухом, и обнаружил, что в кислороде живые существа живут дольше, чем в воздухе. Затем он сам пробовал дышать полученным газом и убедился, что дышится чрезвычайно им «свободно и легко».

Ученик 2. Когда-то в Древней Англии Великий Пристли жил.   (Слайд  №18)

Все соблюдая правила оксид он разложил.

Под куполом сосуда бесцветный газ собрал.

Старательно исследуя, его он описал.

Не видим и безвкусен, всех запахов лишен,

В воде не растворяется, свеча сгорает  в нем.

Ученый  в изумлении: Ну что за чудеса?

Горят легко в нем многие простые вещества.

Этот газ из колбы вышел, никому он не знаком

Этим газом дышат мыши под стеклянным колпаком!

Дрова лучистым пламенем сгорали в нем, понятно,

Сам пробовал дышать – легко дышать, приятно!

Ученик 3. Одновременно с Пристли кислород открыл и шведский ученый Карл Шееле (Слайд  №19) . Шееле даже получил его раньше, чем Пристли, но сообщение об этом было опубликовано позже, чем открытие Пристли.   И все-таки главная фигура в истории открытия кислорода – не Шееле и не Пристли. Они открыли новый газ – и только. Собственно открывшим кислород остается французский химик Антуан Лавуазье (Слайд  №20). В 1775 году он исследовал кислород и создал кислородную теорию горения, которая пришла на смену теории флогистона (теория огненной материи). За два века, прошедшие со времени открытия, теория Лавуазье не только не была опровергнута, но еще более укрепилась. Лавуазье дал название кислороду oxygenium рождающий кислоту.

4. Закрепление.

Так как название «кислород»  имеет и химический элемент, и простое вещество, вы должны научиться различать эти понятия.

Давайте с вами вспомним, по какому принципу мы отличали химический элемент от простого вещества?

(- простое вещество обладает какими-либо свойствами (цвет, вкус и т.п.), химический элемент входит в состав веществ (простых и сложных).

Для закрепления пройденного материала выполним тест (Слайд  №21). (Учащимся раздается тестовое задание)

5. Подведение итогов  урока. (Слайд  №22)

Подведем итоги сегодняшнего урока. На уроке мы познакомились с кислородом как химическим элементом и простым веществом, нахождением в природе, с его физическими свойствами, а так же с историей открытия кислорода.

Вспомните, пожалуйста, цель нашего урока, которую мы ставили перед собой. ( Доказать, что  кислород  вездесущ, всемогущ  и  невидим). Как Вы считаете, мы достигли её или нет?

Кислород — вездесущ: из него в значительной степени состоят не только воздух, вода и земля, но и мы с вами, наши еда, питье, одежда; в подавляющем большинстве окружающих нас веществ есть кислород. Могущество кислорода проявляется уже в том, что мы им дышим, а ведь дыхание это синоним жизни. И еще кислород можно считать всемогущим потому, что могучая стихия огня, как правило, сильно зависит от нашего кандидата в вездесущие и всемогущие.

Что касается третьего эпитета — «невидимый», то здесь, вероятно, нет нужды в доказательствах. При обычных условиях элементарный кислород не только бесцветен и потому невидим, но и не воспринимаем, не ощутим никакими органами чувств. Правда, недостаток, а тем более отсутствие кислорода мы ощутили бы моментально...

Спасибо вам за хорошую, плодотворную  и  интересную работу.

6. Домашнее задание. (Слайд  №23)

(Далее учитель задает домашнее задание и выставляет оценки).

§32, стр.104 №1; Задачник  стр.48 №4-40


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В чем горят дрова и газ, Фосфор, водород, алмаз? Дышит чем любой из нас Каждый миг, и каждый час? Без чего мертва природа? Правильно , без ……….

Слайд 2

Тема нашего урока – « Великий кислород »

Слайд 3

План урока: Нахождение в природе. 2. Общая характеристика химического элемента кислорода . 3. Кислород – простое вещество. Физические свойства кислорода . 4. История открытия кислорода .

Слайд 4

Цель урока: доказать, что кислород вездесущ , всемогущ и невидим .

Слайд 5

Нахождение в природе

Слайд 6

В атмосфере Земли – 21% В соединениях земной коры – 49 % В водах рек, озер, океанов – 89 % В песке –53 % В глине – 56% В организме человека – 65 % О 2 «Распространение кислорода на Земле »

Слайд 7

« Схема фотосинтеза растениями »

Слайд 8

2. Общая характеристика химического элемента кислорода.

Слайд 9

План характеристика химического элемента: 1. Символ. 2. Положение в ПСХЭ — группа, период, порядковый номер . 3. Химическая природа — металл или неметалл . 4. Относительная атомная масса — Ar (O ) 5. Валентность .

Слайд 10

3. Кислород – простое вещество. Физические свойства кислорода

Слайд 11

Молекула кислорода образована двумя атомами. Химическая формула – О 2 Относительная молекулярная масса: Mr ( О 2 ) = 32

Слайд 12

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОРОДА Кислород – газ , без цвета, без вкуса и без запаха. малорастворим в воде ( в 100 объемах воды при 20 °C растворяется 3 объема кислорода). ρ = 1, 429 г/л (при 0 о С и 1 атм ) температура кипения кислорода -183 °C . температура плавления -219 ° . кислород немного тяжелее воздуха.

Слайд 13

4 . История открытия кислорода.

Слайд 14

Трактат китайского алхимика Мао Хао (8век). Китайцы называли «деятельное начало», входящее в состав воздуха, « йын ». Труды Леонардо да Винчи (15век -Европа) . Г олландец Дреббель изобретает подводную лодку (17век). 1758 г.-Опыты М.В . Ломоносова ( в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл) Д . Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье .

Слайд 15

Портрет Джозефа Пристли

Слайд 18

Джозеф Пристли (английский ученый) в 1774 году разложением оксида ртути (II) открыл кислород и изучил его свойства. 2 HgO = 2 Hg + O 2

Слайд 19

Карл Вильгельм Шееле (шведский химик) в 1772 году получил и детально исследовал «огненный воздух», в котором горит свеча.

Слайд 20

Антуан Лавуазье в 1775 году провел эксперимент и доказал, что воздух состоит на 1/5 часть из кислорода и 4/5 части азота. Он опроверг теорию «флогистона».

Слайд 21

Тестирование

Слайд 22

Подведение итогов урока

Слайд 23

Цель урока: доказать, что кислород вездесущ , всемогущ и невидим .

Слайд 24

Домашнее задание . §32, стр.104 №1 ; Задачник стр.48 № 4-40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Кислород" по Сингапурской методике

Конспект урока по химии в 8 классе "Кислород" Разработана Сингапурская методика преподования...

Конкурсная работа " Открытый урок «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. "

Конкурсная работа  " Открытый урок  «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. "...

Открытый урок по теме: "Кислород", 6 класс

Урок составлен для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости....

Открытый урок на тему: Кислород, 8 класс

Открытый урок на тему: Кислород, 8 класс...

Открытый урок 9 класс Кислород

Презентация к уроку в 9 классе по теме Оксиды...