Программа кружка " Рукодельница "
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему
Рабочая программа на 3 года и основана на разновидности вышивки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rukodelnitsa_novaya.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Усинска
УТВЕРЖДАЮ
директор школы ________________ Е.В. Поливьянова
«____» ____________ 2015
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка «Рукодельница»
Возраст детей 11-14 лет
Срок реализации – 3 года
Составитель: Мартынова Г.М.,
учитель технологии
Усинск
2015
I. Пояснительная записка
Данная дополнительная общеразвивающая программа «Рукоделие» была разработана в соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ, на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения; положения о разработке и использовании дополнительных общеразвивающих программ от 02.09.2013 №360, примерной рабочей программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5 – 11 классов (Москва «Просвещение» 1992 г.). Авторы: Н. Т. Климова (Русская народная вышивка), Н. М. Ведерникова (Художественная обработка меха и кожи).
Программа «Рукоделие» разработана для занятий с учащимися 6-8 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в ребенке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Вот такое творческое начало и воспитывается в ребенке.
Актуальность программы
Известные исследователи народного декоративного искусства (В. С. Воронов, А. В. Бакушинский) неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости - декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по-особому радостно, мажорно, и так же радостно и празднично воплощается он в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование художественной культуры личности. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. В. А. Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок...» ( В. А. Сухомлинский «Сердце отдано детям». Киев. 1969, с.220).
Новизна программы состоит в том, что на занятиях различными видами рукодедия учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Приемы и навыки народного декоративного искусства, выработанные на протяжении многих поколений, столь совершенны, что их применение позволяет достигать большой художественной выразительности простыми и лаконичными средствами: равномерно чередующимися переплетениями нитей, тиснение трафаретами, ритмичные порезы и т. д. Доступность этих технических приемов детям 11-14 лет дает им возможность творить соответственный художественно осмысленный предметный мир.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что в процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно – прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Основные направления, которые ставила перед собой при разработке программы:
- Организация полноценного отдыха;
- Поддержка и развитие талантов.
Цель и задачи программы
-раскрытие истоков народного творчества и роли рукоделии в жизни общества;
-привитие любви к традиционному народному искусству;
-создание условий для формирования представлений о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;
-усвоение специфики художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация);
-овладение художественным построением орнамента в процессе изучения некоторых видов рукоделия;
-развитие художественно - творческих способностей детей: конструктивное и образное мышление, коммуникативные качества;
-обучение навыкам и приемам в работе с материалом (коллаж, аппликация, плетение, вышивка и т. д.).
Отличительными особенностями данной программы от уже существующих образовательных программ является то, что данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к рукоделию, реализовать свои природные задатки. Занятия творчеством будут способствовать развитию художественного вкуса.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в ребенке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Вот такое творческое начало и воспитывается в ребенке.
На занятиях различными видами рукоделия учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Характеристика программы:
тип – дополнительная общеразвивающая программа;
направленность – художественная;
вид – модифицированная, на основе примерной программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5 – 11 классов (Москва «Просвещение» 1992 г.). Авторы: Н. Т. Климова (Русская народная вышивка), Н. М. Ведерникова (Художественная обработка меха и кожи);
классификация: по признаку «общее профессиональное» - профессионально – ориентированная; по характеру деятельности – развивающая художественную одаренность;
по возрастному принципу – разновозрастная ;
по масштабу действий – учрежденческая;
по срокам реализации – 3 года.
Организационно – педагогические основы обучения
Данная программа предназначена для девочек среднего школьного возраста
(11 – 14 лет) без специальной подготовки;
состав группы – постоянный;
форма занятий – групповая;
сроки реализации программы – 3 года (210 часов);
- первый год обучения – одно занятие в неделю (2 часа). Всего за год – 70 ч.
- второй год обучения – одно занятие в неделю (2 часа). Всего за год – 70 ч.
- третий год обучения – одно занятие в неделю (2 часа). Всего за год – 70 ч.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К окончанию срока реализации программы обучающиеся должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими, режущими инструментами, применяемые при обработке различных материалов, предусмотренных программой;
- правила планирования и организации труда;
- способы и приемы обработки материалов предусмотренных программой;
- о народных художественных промыслах; расположенных на территории России;
- общие сведения о профессиях прядильщицы, ткачихи, швеи, вышивальщицы, утюжильщицы.
К окончанию срока реализации программы обучающиеся должны уметь:
- владеть инструментами для работы с нитками, тканью, мехом, кожей, пряжей;
- делать зарисовки на бумаге и кальке, увеличивать и уменьшать выкройку;
- определять расход ткани для различных изделий, место расположения декоративного оформления, пропорции и характер рисунка;
- разрабатывать и выполнять несложные изделия и композиции декоративного оформления с применением различных материалов.
Этапы педагогического контроля:
- начальная диагностика – владение инструментами по ручной обработке ткани (игла, ножницы);
- срезовая практическая работа;
- итоговая практическая работа.
Критерии оценивания:
- низкий уровень, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины;
- средний уровень, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности;
- высокий уровень, если работа выполнялась самостоятельно, соблюдался план работы, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных изделий. Выставки приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Наиболее интересные и качественные работы участвуют в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества разного уровня.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Т.Е.Еременко, Е.С.Забалуева. Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки. – М.: Изд. «Просвещение», 2000
2. М.Максимова, М.Кузьмина. Вышивка. Первые шаги. - М.: Изд. «ЭКСМО», 1997
3. Сюзи О Рейми. Шитье и вышивка. - М.: Изд. «Полигон», 1997
4.Энциклопедия по рукоделию. - М.: Изд.»Просвещение», 1997
5. Журналы по рукоделию. – М.: Изд. «Просвещение», 1997
- «Вышитые картины»
- «Лена»
- «Чудесные мгновения»
- «Сюзанна»
- «Диана – креатив»
- «Цветочная ниточка»
- «Анна»
- «Валентина»
- «Вышиваю крестиком»
- «БУРДА»
- «Рукаделие»
Методическое обеспечение
1. Дидактический материал по темам программы (рисунки, шаблоны, схемы, инструкционные карты).
2. Демонстрационный материал (иллюстрации, готовые изделия).
Материально - техническая база:
1. Иглы, ножницы, утюг с подставкой, карандаши, линейки, сантиметровые ленты, бумага, картон..
2. Нитки (х/б, шерстяные, мулине), ткань (х/б, трикотаж, шерсть, шелк), кожа, мех, синтепон, пуговицы, бусины, бисер, стеклярус.
3. Проволока, леска.
4. Оборудование: столы, стулья, гладильные доски, электроутюги, швейные машины, оверлок.
II Краткое содержание программы 1 года.
- вводное занятие. Задачи и планы работы кружка. История и быт различных народов. Понятие о городской и сельской вышивке. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства.
- Принадлежности, инструменты и материалы для вышивки. Оборудование рабочего места. Правила безопасности труда при работе с утюгом, ножницами, иголками.
- Выполнение простейших швов: шов вперед иголку, шов за иголку, шов шнурок, тамбурный шов узелки. Все швы выполняются на образцах или на небольших рисунках.
- Выполнение счетных швов: крест простой, нов полу-крест, гобеленовые швы, шов роспись, шов козлик и косичка. Все швы выполняются на образцах или на небольших изделиях (салфетки, носовые платки, прихватки и другие).
- Домашний уют и как его достичь. Вышивка в интерьере. Картины, диванные подушки, шторы, салфетки, скатерти, полотенца и многое другое. Оформление готовых изделий.
- Знакомство с основными свойствами и взаимодействием цветов – цветовой гармонии, цветовой круг, спектр, яркость, дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, теплые и холодные цвета. Использование цветных таблиц фирм по выпуску ниток («ДМС», «АНКОР», «ГАММА» и другие).
- Понятия «рисунок», «орнамент», «композиция», «ритм», «рапорт», «симметрия». Создание орнаментальной композиции. Характерная зависимость орнамента от фактуры ткани, техники выполнения. Увеличение и уменьшение рисунка. Характерные узоры и орнаменты для различных областей России.
- Вышивка лентами, шнуром, тесьмой, рококо. Выполнение образцов или небольших рисунков в этой технике. Оформление готовых изделий.
- Использование вышивки на предметах домашнего обихода. Изготовление прихваток, полотенец, подушек для иголок, чехлов для очков, ключей, салфеток и многое другое по выбору.
- Подготовка и участие в школьных ярмарках и выставках.
- Экскурсия в музей на выставку ДПИ. Встреча с мастерами ДПИ.
- Организация и проведение выставки лучших работ учащихся.
- Подведение итогов работы за год. анализ выполненной работы.
Учебно-тематический план 1–го года.
№ | Название тем | Кол – во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Материалы и инструменты. ПБ | 2 | 1 | 1 |
3 | Простейшие швы | 6 | 1 | 5 |
4 | Счетные швы | 8 | 1 | 7 |
5 | Предметы домашнего уюта | 14 | 2 | 12 |
6 | Цвет в ДПИ. Цветоведение | 2 | 1 | 1 |
7 | Орнамент и рисунок в ДПИ | 2 | 1 | 1 |
8 | Различные виды вышивки | 10 | 2 | 8 |
9 | Подарки близким | 12 | 2 | 10 |
10 | Школьная ярмарка | 4 | 1 | 3 |
11 | Занятие – экскурсия | 4 | 4 | |
12 | Участие и проведение выставок | 2 | 2 | |
13 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
14 | Итого | 70 | 20 | 50 |
Краткое содержание программы 2 года.
- Вводное занятие. Традиционная русская вышивка и её исторические корни. И история развития. Специфика русской национальной вышивки, её отличие от вышивки других народов.
- Материалы, инструменты, принадлежности для вышивки. Расчёт количества ткани для выбранного рисунка. Перевод рисунка на ткань разными способами. Оформление готовой работы. Техника безопасности при выполнении ручных работ.
- Аппликация. Техника её выполнения. Ткани и её материалы для выполнения аппликации. Использование для аппликации ваты, поролона, синтепона. Выполнение образцов или несложных рисунков.
- Счётные швы. Шов простой крест, болгарский крест, шов полу-крест или роспись. Счётная гладь. Особенности её выполнения. Понятия «каймы», и техника её выполнения.
- Выполнение образцов и изделий в технике счётных швов. Оформление выполненных изделий (стирка, утюжка, оформление в рамку и др.)
- Мережка. Ткани для выполнения мережки. Мережка, как самостоятельный вид вышивки и как элемент и дополнение других вышивок. Мережка, столбик, жучок. Выполнение образцов.
- Использование вышивки в интерьере, на женской и детской одежде. Выполнение диванных подушек, салфеток, скатерти, сумок и многое другое, по выбору.
- Подготовка и участие в школьных ярмарках и выставках.
- Экскурсия в музей на выставку ДПИ. Встреча с мастерами ДПИ.
- Подведение итогов работы за год. Анализ выполненной работы.
Учебно-тематический план 2-го года.
№ | Название тем | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Материалы и инструменты. ПТБ | 2 | 1 | 1 |
3 | Аппликация | 10 | 2 | 8 |
4 | Счетные швы. Счетная гладь | 6 | 1 | 5 |
5 | Изготовление изделий в технике счетных швов | 20 | 2 | 18 |
6 | Мережка | 8 | 1 | 7 |
7 | Декоративное оформление одежды или интерьера | 12 | 2 | 10 |
8 | Подготовка и участие в школьной ярмарке, выставке | 6 | 1 | 5 |
9 | Экскурсия | 4 | 4 | |
10 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
11 | Итого | 70 | 18 | 52 |
Краткое содержание программы 3 года.
- Вводное занятие. Характерные приёмы и швы русской вышивки в северной и среднерусской полосах России. Характерные узоры и цветовые сочетания для различных областей России. Художественная вышивка в интерьере квартиры. Предметы быта и одежды, традиционно украшаемые вышивкой. Современная литература по рукоделию и ДПИ.
- Материалы, инструменты и принадлежности для вышивки. Их выбор для данного рисунка и изделия. Организация рабочего места, ПТБ при работе с ручными инструментами.
- Бельевая и атласная гладь. Односторонняя гладь. Двусторонняя гладь. Бельевая (выпуклая) гладь. Освоение техники вышивки на образцах. Выполнение данной вышивки на изделиях.
- Цветная художественная гладь. Двухсторонняя цветная гладь для мелких композиций. Её использование в орнаментах, выполнение инициалов. Неполная двухсторонняя цветная гладь. Техника её выполнения.
- Ажурные вышивки. Вышивка ришелье, прорезная гладь. Ткани и нитки для выполнения ришелье. Работа по обшиванию контура рисунка швом вперёд иголку или за иглу. Прокладывание перемычек (брид). «Паучок».Фестоны. Выполнение вышивки на образцах и небольших изделиях.
- Декоративное оформление одежды, интерьера, предметов быта. Вышивка шнуром, бусинками, блёстками, стразами, бисером. Выполнение вышивки на изделиях
- Экскурсия в музей на выставку ДПИ. Встреча с мастерами ДПИ.
- Подготовка и участие в школьных ярмарках и выставках.
- Подведение итогов работы за год. Анализ выполненной работы.
Учебно-тематический план 3-го года.
№ | Название тем | Кол-во часов | Теория | практика | |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | ||
2 | Материалы и инструменты. ПТБ | 2 | 1 | 1 | |
3 | Бельевая и атласная гладь | 10 | 2 | 8 | |
4 | Цветная и художественная гладь | 12 | 2 | 10 | |
5 | Вышивка ришелье | 10 | 1 | 9 | |
6 | Декоративное оформление одежды, интерьера, предметов быта | 24 | 2 | 22 | |
7 | Экскурсия | 4 | 4 | ||
8 | Организация и проведение тематических выставок, ярмарок | 4 | 1 | 3 | |
9 | Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
10 | Итого | 70 | 17 | 53 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа кружка "Рукодельница"
Программа расчитана на учащихся 5-11 класса, срок её реализации - 1год....
программа кружка "Рукодельница"
авторская программа "Рукодельница"...
ПРОГРАММА КРУЖКА "Рукодельница"
Содержание программы,тематическое планирование....
Авторская программа кружка "Рукодельница"
Программа кружка «Рукодельница» включает в себя:историю возникновения и развития рукоделий;изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий;способы определе...
программа кружка "Рукодельница"
программа кружка рукодельница 5-8 классов расчитана на детей любящих творить своими руками в разных методиках....
Программа кружка "Рукодельница". 5-6 кл.
Программа кружка по технологии (обслуживающий труд) для обучающихся 5-6 классов расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю....
Программа кружка "Рукодельница"
Данная программа кружка «Рукодельница» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов (ФГОС). Программа рассчитана на 1 год, может реализовываться как в отдельно вз...