Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Каскад"
рабочая программа ( класс) на тему

Военно патриотический клуб является важной формой распространения, военных, военно -технических знаний, повышения качества работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовки их к военной службе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vpk_kaskad.docx53.03 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Кулебакского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №10

Рассмотрено                                                                                     Утверждена

на пед.совете                                                                                    Директор МБОУ ООШ №10

от 27.08.2014                                                                                    _______     (Т.В.Тюрина)

Протокол №1

                                                                                                         

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа «Каскад»

Возраст детей: с 11 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель: Матвеев Эдуард Васильевич

               педагог дополнительного образования

г.Кулебаки

Пояснительная записка

          Клуб является важной формой распространения военных, военно-технических знаний, повышения качества работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовки их к военной службе, популяризации военно-прикладных и технических видов спорта и оздоровления учащихся.

        В клубе к образовательно-оздоровительному направлению можно отнести изучение основ военного дела, военно-прикладных и технических видов спорта «Дружина юных пожарных»,  «Юный стрелок», «Военно-прикладная подготовка», «Юный спасатель».  

Содержание программы

Направленность клуба - военно-патриотическая.  

Структурно программа состоит из четырех  содержательных линий:

1.Военно-историческая подготовка

2.Прикладная физическая подготовка

3.Основы военного дела

4.Основы военно-технической и специальной подготовки.

Основные задачи:

1.Воспитание патриотизма и подготовка молодежи к военной службе.

2. Пропаганда героических традиций Русской армии.

3.Ориентация на выбор воинской специальности, рода войск, профессии офицера, силовых структур, спасателя, пожарного, социального работника.

4.Формирование качеств необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.

5.Проведение мероприятий по оздоровлению учащихся.

Программа  рассчитана на возраст преимущественно с 11 лет.

72 часа в год, 2 часа в неделю

Распределение времени программы клуба «Каскад»

№ п/п

Название

Количество часов

1 год  

2 год

1.

«Дружина юных пожарных»

17 часов

17 часов

2.

«Юный стрелок»

17 часов

17часов

3.

«Военно-прикладная подготовка»

21 час

21 час

4

«Юный спасатель»

17 часов

17 часов

       

Планируемые и ожидаемые  результаты:

освоение программы  заканчивается проведением конкурсов «Зарница», соревнований по военно-прикладным видам спорта,  пожарно-прикладным видам спорта (на базе пожарной части),  стрельбе из пневматического оружия, городскими соревнованиями по гражданской обороне.

"Дружина юных  пожарных"

Пояснительная  записка

      Программа подготовки членов дружины юных пожарных.    

     Настоящая программа рассчитана на обучение членов дружины юных пожарных основам пожарного дела с целью привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров.

          Учебные занятия с дружинниками проводят работники пожарной охраны, добровольных пожарных обществ, общественные организации по работе с дружинами юных пожарных, преподаватель ОБЖ.

           Члены дружины юных пожарных к учебным занятиям и работе в дружине привлекаются с учетом их возраста.

          На каждую тему занятий отводится не менее одного часа.

          На практических занятиях и соревнованиях по пожарно-прикладному спорту руководитель должен обеспечить строгое соблюдение правил по технике безопасности. Не допускается выезд юных пожарных на боевых пожарных автомобилях на тушение пожаров.  При изучении программы рекомендуется занятия проводить в классе, занятия проводимые  при непосредственном обследовании школ и жилых домов только в сопровождении взрослых.

        В ходе занятий юные пожарные наряду с теоретическими занятиями должны приобрести практические навыки проверки жилых домов и школьных помещений, обнаружения противопожарных недочетов и устранения этих недочетов. Здесь же, в ходе проверки, надо рассказать о первичных средствах пожаротушения и, по возможности, показать на практике способы их применения во время пожара.

          По теме 9 занятия рекомендуется проводить в пожарной части или добровольной пожарной дружине. По теме 12 показательные занятия по пожарно-прикладному спорту должны проводиться на специально оборудованных площадках стадионов, пожарных частей и школ.

     Настоящая программа состоит из трех разделов.

Первый раздел рассчитан на 10 часов и направлен на предупреждение, профилактику пожаров и ликвидацию пожаров с учетом их возраста.

Второй раздел направлен на оказание доврачебной помощи и рассчитан на 3часа.

Третий раздел - прикладной спорт юных пожарных и рассчитан на 4 часа.

Всего 17 часов

Расчет учебных часов по разделам и темам

№ темы и занятия

Наименование тем и занятий

Краткое содержание занятий

Кол-во часов

Дата

проведения

Раздел 1. Огонь - друг и враг человека (10 часов)

Тема 1.

Занятие 1.

Цели и задачи дружин юных пожарных. Обязанности и права члена дружины.

Создание дружин юных пожарных в школе.

Дружины юных пожарных создаются для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, оказание помощи органам госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров.

1 час

Тема 2.

Занятие 1.

Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Советская пожарная охрана и ее задачи. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 года "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров.  

 Подвиги пожарных

в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью "За отвагу на пожаре" и другими правительственными наградами.  

1час

Тема 3.

Занятие 1.

 Огонь - друг и враг человека

 Что такое огонь.

 Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов 

Какой вред наносит огонь (когда он вырывается из повиновения) человеку. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с огнем, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем.

1час

Тема 4.

Занятие 1.

  Отчего происходят пожары.

 Небрежность - основная причина возникновения пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки, примусы и т.д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления - основная причина пожаров в электрохозяйствах. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д. Пожары, происходящие в результате неправильного устройства и нарушения правил эксплуатации печей. Пожарная опасность молнии и статического электричества. Понятие о пожарной профилактике.

1 час

Тема 5.

Занятие 1.

 Противопожарный режим в школе.

   Противопожарные требования к территории и помещениям школы. План эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. 

Меры предосторожности при проведении  массовых мероприятий. Задачи юных пожарных во время проведения киносеансов, спектаклей, новогодней елки и других массовых мероприятий, а также во время пребывания в летних пионерских лагерях.

1 час

Тема 6.

Занятие 1.

Берегите жилище от пожаров.

    Противопожарный режим в жилом доме.

 Недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т.д. Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности. Незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.

Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства.

1 час

Тема 7.

Занятие 1.

  Первичные средства тушения пожаров, знаки безопасности.

     Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители.

Область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.  

Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения зданий и помещений.

 Места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.

1 час

Тема 8.

Занятие 1.

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

   Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.  

  Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

1 час

Тема 9.

Занятие 1.

   Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле. 

  Боевая одежда, снаряжение защиты органов дыхания пожарного.

1 час

 Тема 10.

Занятие 1.

Что нужно делать при пожаре.

     Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.

Действия юного пожарного при обнаружении пожара: порядок вызова пожарной помощи, встречи пожарных подразделений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.

1 час

Раздел 2 . Оказание доврачебной помощи (3 часа)

Тема 11

Занятие 1.

  Оказание доврачебной помощи пострадавшим.

  Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы.    

 Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений.    

 Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах.

1 час

Занятие 2.

      Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах.

1 час

Занятие 3.

      Термические поражения и обморожения. Виды ожогов,  ПМП при ожогах. 

Электротравмы. Травматический шок и его профилактика.

1 час

Раздел 3 . Прикладной спорт юных пожарных. (4 часа)

Тема 12.

Занятие 1.

   Прикладной спорт юных пожарных.

     Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов.

1 час

Занятие 2

 Разучивание  полосы препятствий по этапам (подъем по штурмовой лестнице в окно)

 Боевое развертывание мотопомпы.

1 час

Занятие 3

Учебно-тренировочные занятия.

Преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на второй этаж учебной башни; пожарная эстафета (5 х 80; 4 х 100); двоеборье; боевое развертывание.     Комплексное преодоление полосы препятствий.

Проведение соревнований. Пожарная эстафета

2 час

                                                                                                                              Итого: 17 часов

 

"Юный  стрелок"

Пояснительная  записка.

    На  современном  этапе  развития  страны  мы  сталкиваемся  с  рядом  отрицательных  явлений: обострение  криминогенной  ситуации;  рост  детской  и  подростковой  преступности;  наркомания;  безразличие  подрастающего  поколения  к  судьбе  своего  государства;  уклонение  от  военной   службы  и  др.

  Направление обучения "Юный  стрелок"  призвано  отвлечь  молодежь  от  этих  отрицательных  явлений,  и  включает  в  себя  следующие  основные  задачи:

1.Совершенствование  разностороннего  физического  развития  детей  и  подростков  для  их  последующей  трудовой  деятельности  и  готовности  к  службе  в  Вооруженных  Силах  России.

2.Привлечение  молодежи  к  систематическим  занятиям  пулевой  стрельбы.

3.Укрепление  здоровья  занимающихся,  соблюдению  ими  требований  личной  и  общественной  гигиены,  гигиены  тренировки.

4.Воспитание  патриотизма,  уважение  героическим  традициям  Русской  армии.

 

  Программа  состоит  из  четырех  разделов  и  рассчитана  на 17 часов.  

 Наименование  разделов.

1.Военно-историческая  подготовка

2.Стрелковый  спорт.

3. Основы  военного  дела.

4. Специальная  подготовка.

  Освоение  программы  заканчивается  проведением   соревнования  по  стрельбе  из  пневматической  винтовки.

    Распределение  часов  по разделам,  темам  и  занятиям

№ темы, занятия

Наименование тем и занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел I  Военно-историческая  подготовка  (1 час)

Тема  1.  

Стрелковое  оружие  российской  армии.

 Стрелковое  оружие  в  годы  Великой  Отечественной  войны.

1 час

Занятие 1

Автомат  Калашникова.

Стрелковое  оружие  и  конструкторы  оружия  Победы  в  годы  В.О.В.

Раздел II   Стрелковый  спорт. (2  часа)

Тема  1.  

История  стрелкового  спорта,  достижения  советских  и  российских  спортсменов.

1 час

Занятие 1

Олимпийские и  чемпионы  мира  по  стрельбе  из  стрелкового  оружия

Тема  2.

Правила  соревнований.  Их  организация  и  проведение. Правила  поведения  в  тире  и  меры   безопасности  в  обращении  с  оружием.

1 час

Занятие 1  

Организация  и  правила  проведения  соревнований. Правила  безопасности  при  проведении  стрельб.

Раздел III  Основы  военного  дела.  (1 час)

Тема  1.  

Явление  выстрела,  траектория  полета  пули.

 Приемы  и  способы  стрельбы  из  стрелкового  оружия.

1 час

Занятие 1

Явление  выстрела.  Начальная  скорость  пули.

Способы  стрельбы  из  пневматического  оружия.

Раздел IV  Специальная  подготовка.  (13часов)

Тема  1.

Устройство  и  взаимодействие  частей  пневматической  винтовки (1 час)

1 час

Занятие 1  

Назначение,  устройство   и  техническая  характеристика  пневматической  винтовки.  

Тема  2.  

Техника  выполнения  выстрела. (1часа)

Занятие 1

Прицеливание,  спуск  курка.

Производство стрельбы.

1 час

Тема  3.  

Тренировка  в  изготовке  к  стрельбе. (2часа)

Занятие 1

Изготовка  и  стрельба  лежа  из  винтовки

1 час

Занятие 2

Тренировка  в  однообразии  прицеливания  лежа.

1 часа

Тема  4.

Тренировка  в   стрельбе  с  упора.  (1 часа)

Занятие 1

Тренировка  в  однообразии  прицеливания  с  упора.

1 часа

Тема  5.  

Тренировка  в   стрельбе  на  кучность  и  результат.  (8часов)

Занятие  1-4  

Тренировка  в  стрельбе  на  кучность.

4 часа

Занятие  5-6

Тренировка  в  стрельбе  на  результат.

2 часов

Занятие  7-8

Подготовка  к  соревнованиям  по  стрельбе.

2 часов

                                                                                                                            Итого: 17 часов

"Военно-прикладная подготовка"

Пояснительная  записка

    Настоящая  программа  разработана  в  соответствии  с Программой для кружков по изучению основ военного дела и овладению военно-техническими знаниями, редактор И.А.Рязанова, Издательство ДОСААФ СССР, Москва 1986, типовая, приказа  Минобразования   России,  от  23  сентября  2002 г.  № 3352  «Об  утверждении  подпрограммы  Министерство образования  Р.Ф.»;  государственной  программы  «Патриотическое  воспитание  граждан  Р.Ф.  на  2001-2005 годы».

Основные  задачи  :

- Приобщение  детей  и  молодежи  к  героической  истории  Российского  государства  и  подвигу  народов  в  годы  В.О.В. 1941-1945 годов.

-Воспитание  патриотизма, гражданственности  детей  и  молодежи

-Военно-профессиональная  ориентация  юношей  на  выбор  профессии  офицера

-Укрепления  здоровья  на  основе  знаний  смежных  наук,  формирование  навыков  здорового  образа  жизни

    Программа  рассчитана  по  объему  на  21  час.

Структурно  программа  "Юнармеец"  состоит  из  пяти  разделов

-Военно-историческая  подготовка

-Основы  военной  службы

-Прикладная  физическая  подготовка

-Основы  военно-технической  и  специальной  подготовки

-Подготовка  к  участию  военно-патриотической  игре  "Зарница"

 

 Распределение  программы   по разделам,  темам  и  занятиям

 Общее  время  21 час.

№ темы, занятия

Наименование тем и занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел I  Военно-историческая  подготовка.  (3часа)

Тема 1

Занятие 1

История Малой Родины - родного края  

Ратная  история  России,  история  Вооруженных  сил.

1час

С  чего  начинается  Родина?

 Вооруженные  Силы  России.

Тема 2

Занятие 1

История  жизни  и  деятельности  воинов,  военноначальников,  полководцев,  юных  защитников  Отечества,  ученых  и  конструкторов

1 час

Полководцы  и  народные  герои  Великой  Отечественной  войны.

Тема 3.

Занятие 1

История   военной  символики  и  формы (мундира)

1 час

Воинские  звания  и  знаки  различия.

Раздел II.  Основы  военной  службы.  (7 часов)

Тема  1.

Правовая  основа  военной  службы (1 час)

Занятие 1

Воинская  обязанность  и  военная  служба  граждан.

1 часа

Тема 2.  

Огневая  подготовка  (3 часов)

Занятие 1  

Общее  устройство  и  принцип  работы  стрелкового  оружия

1 час

Занятие 2  

Приемы  и  правила  стрельбы

 Производства  стрельбы

1 час

Занятие 3  

Стрелковая  тренировка

1 часа

Тема  3.

Строевая  подготовка. (3 часа)

Занятие 1  

Строевой  Устав  Вооруженных  Сил  Р.Ф.

 Строевой  шаг.

1 час

Занятие 2  

Выполнение  воинского  приветствия

Развернутый  строй  отделения.

2 часа

Тема  4  

Топографическая  подготовка  (1 час)

Занятие 1  

Магнитный  азимут.  Определение  азимутов  на  местные  предметы  и  движение  по  азимуту.

1 часа

Раздел III. Прикладная  физическая  подготовка.  (5часов)

Тема  1.  

Передвижение  по  пересеченной  местности  в  пешем  порядке и  на  лыжах (кроссовый  бег,  марш-броски)  (1 час)

1 час

Занятие 1  

  Упражнения  для  развития  общей  выносливости

Тема  2  

Преодоление  препятствий (3часа)

Занятие  1

Тренировка  в  преодолении полосы  препятствий  по  элементам

2часа

Занятие  2

Совершенствование  навыков  в  преодолении  полосы  препятствий

1 час

Тема  3.  

Силовая  подготовка. (1-час)

Занятие  1

Упражнения  для  развития  силы  мышц.

1 часа

Тема  4.  

Основы  рукопашного  боя  (2 часа)

Занятие 1

Разучивание  и  тренировка  в  выполнении  приемов  рукопашного  боя    

2 часа

Раздел IV.  Основы  военно-технической  и  специальной  подготовке.  (2часов)

Тема  1.  

Вооружение  Российской  армии. (1-час)

1 часа

Занятие 1

Ученые  и  конструкторы  оружия  Победы.

Тема  2.  

Автомат  Калашникова. (2-часа)

2 часа

Занятие 1

Разборка  и  сборка  автомата  Калашникова.

                                                                                                                          Итого: 21час.

"Юный спасатель"

1. Общие положения.

   Настоящая программа предназначена для обучения учащихся и рассчитана на два года. Программа составлена с учетом требований, предъявляемых к квалификации спасателей, согласованных с Министерством труда и занятости населения РФ, положения о системе подготовки кадров, а также Федеральных законов “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и “Об аварийно спасательных службах и статусе спасателей”.              

      В ходе обучения школьники должны изучить основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ, приобрести опыт прохождения туристских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, способы оказания первой медицинской помощи, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных работ, получить психологическую закалку.

     Подготовка предполагает три основных направления:

теоретическое,

техническое,

физическое.

    Теоретическая подготовка проводится по специально разработанным методическим материалам и пособиям в соответствии с учебной программой и расписанием занятий и предполагает изучение законов, подзаконных актов и изучение основ аварийно-спасательных работ.

     Техническая подготовка проводится на спортивном ядре школы по методике специальной подготовки спасателей.

     Физическая подготовка проводится согласно требованиям, предъявляемым к членам спортивных секций и школ выживания в экстремальных условиях.

       Изучение “Основ применения ПЭВМ” предполагает получение навыков в работе и использовании ПЭВМ в повседневной деятельности прогноза обстановки в чрезвычайных ситуациях.

2. Организационно-методические указания.

№ темы, занятия

Наименование тем и занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Тема 1

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность аварийно-спасательных служб и формирований МЧС РФ (1 час)

1 час

Тема 2

Общая подготовка (1час)

Занятие 1

Порядок и организация проведения соревнований «Школа безопасности»

Ознакомление  с положением и программой соревнований. Освоение и тренировка в преодолении «Полосы выживания», «Преодоление паутины» и других этапов соревнований

1 час

Тема 2

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1 час)

1час

Тема 3

Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований (1 час)

1час

Тема 4

Медицинская подготовка (5 часов)

Занятие 1

Характеристика различных видов кровотечений. Способы остановки кровотечений.

Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях и переломах

Транспортировка пострадавшего в безопасное место

1 час

Занятие 2

Оказание первой помощи утопающему. Правила проведения сердечно-легочной реанимации

1 час

Занятие 3

Оказание первой помощи при термических ожогах

Первая помощь при отравлении газами и средствами бытовой химии. Первая помощь пострадавшему от АХОВ

1 час

Занятие 4

Оказание первой помощи при массовых поражениях

1 час

Занятие 5

Наиболее распространенные инфекционные болезни, причины их возникновения.

Меры профилактики инфекций.

1 час

Тема 5

Психологическая подготовка. (1 час)

1 час

Тема 6

Физическая подготовка (2 часов)

Занятие 1

Передвижение  по  пересеченной  местности  в  пешем  порядке

Упражнения  для  развития  общей  выносливости.

1 часа

Занятие 2

Упражнения  для  развития  силы  мышц.

1 часа

Тема 7

Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях.    ( 2 часа)

Занятие 1

Организация туристических походов.

Правила безопасного поведения в природных условиях.

1 час

Занятие 2

Ориентирование на местности.

 Картография.

1 час

Тема 8

Основы здорового образа жизни (1 час)

Занятие 1

Составляющие здорового образа жизни.

Биологические ритмы и их влияние  на работоспособность человека.

1 час

Тема 9

Радиационная, химическая и биологическая безопасность (1 часа)

Занятие 1

Средства индивидуальной защиты населения

Средства коллективной защиты населения

1 час

Тема 10

Гражданская оборона и ее задачи (1часа)

Занятие 1

Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

 Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

1 час

 Программа разработана для учащихся, желающих получить начальную подготовку по специальности “Аварийно-спасательное дело”. Программа рассчитана на проведение занятий в течение 2-х лет.

      В ходе обучения школьники должны научиться вести основам ведения аварийно-спасательных работ в зонах (районах) ЧС природного характера и оказывать помощь профессиональным спасателям при ведении аварийно-восстановительных работ при авариях и катастрофах техногенного характера, пользоваться средствами индивидуальной защиты, туристским снаряжением, оказывать первую медицинскую помощь, иметь навыки выживания в экстремальных условиях.

По окончании подготовки школьники должны    знать:

функции спасательной службы и законодательную базу по ней;

специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;

принципы организации и порядок ведения аварийно спасательных работ при различных ЧС;

способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;

основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;

приемы и средства оказания первой медицинской помощи;

особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;

основы передвижения по различной местности;

основы выживания в различных климатических и природных условиях;

технику безопасности при выполнении АСР;

свои индивидуально-психологические особенности;

методы и приемы управления собственным состоянием;

особенности психологического воздействия обстановки на людей при ЧС.

уметь:

ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;

применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы, оборудование, СИЗ и средства связи;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях;

контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;

применять приемы управления своим состоянием.

иметь представление:

об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера;

о природных явлениях региона;

о процессе горения, пожаре и его развитии;

об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;

об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.

Учебно-тематический план

1-й год обучения

                                                                                                                          Итого: 72 часа

 Учебно-тематический план

2-й год обучения

1.        Общая подготовка                                                                                                 -1час        

2.        Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

 характера                                                                                                                         -5часов        

3.        Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований               -3часа        

4.        Медицинская подготовка                                                                                      -10часов        

5.        Психологическая подготовка                                                                          -1час        

6.        Физическая подготовка                                                                                       6часов        

7.        Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях                                                                                                                         -24часа        

8.        Основы здорового образа жизни                                                                          -3часа        

9.        Радиационная, химическая и биологическая безопасность                           -3часа        

10.        Гражданская оборона и ее задачи                                                                          -4 часа        

11.        Основы применения ПК                                                                          -2часа        

        

                                                                                                                      ИТОГО:    72 часа        

    Использованная  литература:

1.      Программа  для  кружков  по  изучению  основ  военного  дела  и  овладению  военно-техническими  знаниями

Редактор  ИА  Рязанова.  Издательство  ДОСАФ    СССР,  Москва  1986.

2.      Стрелковый  спорт.   Программа  для  спортивных  секции  коллективов  физической  культуры  и  спортивных  клубов.

Москва  "Физкультура  и  спорт"  1974  Автор  Скопинцев  ГВ.

3.      Всероссийская  газета  для  детей,  педагогов,  родителей  "Добрая  дорога  детства"  №4-6  2004 год.

4.      Правила  дорожного  движения

5.      Методические  рекомендации  по  работе  с  дружинами  юных  пожарных  

Издательство: типография  им.  50 лет Октября г. Владимир  1985 год

6.      Положение  о  юношеских  добровольных  пожарных  дружинах (ЮДПД)  СССР

7.  Сборник  основных  нормативных  и  правовых  актов   и  формализованных   документов  по  вопросам  ГО  и  ЧС  для  общеобразовательных  учреждений  Р.Т.

   Часть 2 (2002 год)  Министерство  образования  РТ  Редакционно-издательский  центр  "Школа"  

8.      Положение  о муниципальном этапе «Нижегородская школа безопасности Зарница- 2014»

9.      Положение  о  Всероссийской  спартакиаде  школьников  по  военно-прикладным  видам  спорта.

10.  Настольная  книга  учителя  ОБЖ  Составитель  БИ  Мишин  Издательства     "Астрель"

11.  Методические  рекомендации  по  работе  с  дружинами  юных  пожарных  

Издательство: типография  им.  50 лет Октября г. Владимир  1985 год

12. Положение  о  юношеских  добровольных  пожарных  дружинах (ЮДПД)  СССР

13.   Сборник  основных  нормативных  и  правовых  актов   и  формализованных  документов  по  вопросам  ГО  и  ЧС  для  общеобразовательных  учреждений  Р.Т.

Часть 2 (2002 год)  Министерство  образования  РТ ,Редакционно-издательский  центр  "Школа".

14 Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006. 8.

15.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006. 9. 16.Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». /Авт.-сост. Бачевский, В. И.   – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.

17.Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. /Авт.-сост Лебедева, О. В.  – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

18. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. /Авт.-сост. Мизиковский Г. В.  – М.: Просвещение, 1990. – 237 с.

19. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство, 1994. – 328 с.

20. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

21.Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...