Организация хоровой студии в начальной школе
методическая разработка ( класс) по теме
Данная разработка показывает как, используя новые возможности, связанные с введением ФГОС, можно организовать хоровую студию в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_horovoy_studii_v_nachalnoyshkole.docx | 40.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация хоровой студии в начальной школе
Автор Анисимова Л.М., учитель музыки, МБОУ СОШ № 2
Искусство - необходимая часть жизни человека, его душа. Хоровое, вокальное пение - одна из самых массовых форм музыкального искусства. Хоровой класс - важнейшая дисциплина музыкально-эстетического образования учащихся, играющая большую роль в формировании их духовной культуры, развитии творческой активности. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Оно воздействует на умственные силы учащихся, сознание, память, воображение; волю; эстетическое чувство и физическую сторону человека.
Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение - эффективное средство физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; певческая установка способствует воспитанию правильной осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.
Обучение базируется на применении эффективных прогрессивных методик, в числе которых методика комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е. Огороднова, проверенная многолетней практикой самого автора, его учеников и последователей в работе с различными детскими хоровыми и вокальными коллективами.
Данная образовательная программа своей целью ставит развитие музыкальных способностей учащихся начальной школы, овладение вокально-хоровыми навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
образовательные:
- овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
- знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
развивающие:
- развитие музыкальной памяти, внимания, воображения; мышления;
- развитие голосового аппарата;
- развитие артистических качеств;
воспитательные:
- воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
- воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.
Используемые в работе методы вокального обучения опираются на процесс мышления и объединяют познавательные процессы с практическими умениями.
В работе по освоению содержания программы применяются основные принципы развивающего обучения:
- обучение на высоком уровне трудности, но в пределах возможностей
воспитанников; - осознание учащимися процесса обучения;
- принцип перспективности;
- принцип систематичности в развитии певческого голоса проявляется в
постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
Программа курса составлена в образовательном учреждении самостоятельно.
Программа рассчитана на 135 часов: 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2,3 и 4 классах по 1 часу в неделю. Занятия аудиторные и внеаудиторные
- Учебно-тематический план
1 класс
№ раздела | Наименование раздела | Всего часов | Теория | Практика |
Знакомство с элементами хорового пения | 4 | 1 | 3 | |
Дыхание | 5 | 1 | 4 | |
Унисон | 4 | 1 | 3 | |
Подготовка к новогодним праздникам | 3 | 3 | ||
Элементы музыкальной речи | 6 | 1 | 5 | |
Двухдольный размер | 4 | 2 | 2 | |
Ритмический ансамбль | 5 | 3 | 2 | |
Исполнительская деятельность | 3 | 3 |
2 класс
№ раздела | Наименование раздела | Всего часов | Теория | Практика |
Динамические оттенки | 5 | 1 | 4 | |
Штрихи | 4 | 1 | 3 | |
Тембр | 4 | 1 | 3 | |
Подготовка к новогодним праздникам | 3 | 3 | ||
Фразировка | 6 | 2 | 4 | |
Исполнительская деятельность | 4 | 4 | ||
Ансамблевое звучание | 4 | 2 | 2 | |
3 – х дольный размер | 4 | 1 | 3 |
3 класс
№ раздела | Наименование раздела | Всего часов | Теория | Практика |
Развитие исполнительской отзывчивости | 4 | 1 | 3 | |
Интерпретация | 5 | 2 | 3 | |
Темп | 4 | 1 | 3 | |
Подготовка к новогодним праздникам | 3 | 3 | ||
Сложные ритмы | 5 | 1 | 4 | |
Ритмические ансамбли | 5 | 1 | 4 | |
Классификация голосов | 6 | 1 | 5 | |
Исполнительская деятельность | 2 | 2 |
4 класс
№ раздела | Наименование раздела, тем | Всего часов | Теория | Практика |
Детские хоровые коллективы | 4 | 4 | ||
Одноголосное и многоголосное пение | 5 | 2 | 3 | |
Пение без сопровождения | 4 | 1 | 3 | |
Подготовка к новогодним праздникам | 3 | 3 | ||
Полифония | 10 | 2 | 8 | |
Подготовка к отчётному концерту (выпускной вечер) | 8 | 1 | 7 |
- Содержание программы
Тема | Теория | Практика |
Введение. | Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. | |
Лад: мажор-минор. | Лад как система устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика ладового отличия. | Определение на слух мажора и минора. Подбор текста к каждому ладу. Сочинение примеров в мажоре и миноре на заданный текст. |
Темп: быстро - медленно. | Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом. Темповые особенности вокальных произведений. | Определение на слух темпа произведений. Сочинение попевок в различном темпе на заданный текст. |
Динамика: громко – тихо. | Определение динамики как громкости звучания музыки. Соответствие динамики и образа музыкального произведения. | Определение на слух p и f. Сочинение песен в разной динамике на заданный текст. Динамические игры. |
Жанры: песня, танец, марш. | Дать определение жанра. Определение жанровой специфики, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра. | Найти примеры разных жанров. Сочинение песни в разных жанрах. Изменение уже существующего жанра. |
Формы: 1-, 2-, 3-хчастные. | Определение специфики построения произведений. Буквенное обозначение форм. 3-хчастная репризная и безрепризная: сходства и различия. | Определение формы произведения на слух. Построение собственного произведения в заданной форме. |
Формы песен. | Определение частей песни, их названия и особенности. Бесприпевная форма. | Привести примеры песен с припевом и без. Сочинение песни на заданный текст в заданной форме. |
Типы голосов. | Названия групп голосов, их расположение в хоре. Определение диапазона каждого голоса. | Определение диапазона собственного голоса, обозначение типа. Уметь различать на слух. |
Типы дыхания. | Определение типов дыхания, их особенности. | Уметь при пении использовать брюшной тип дыхания. |
Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания. Единство художественного и технического. | Определение музыкального слуха, памяти. Определение артикуляции, ее особенностей при пении. Что такое художественный образ произведения? | Уметь владеть дыханием, верно артикулировать, определять образ музыкального произведения. |
Хор, его разновидности. | Определение хора. Виды хоров по составу. Мужской, женский, детский и смешанный хор. | Слушание хоровых произведений. Анализ состава хора по количеству партий и по составу. |
Типы певческих голосов в хоре. | Партии в хоре. Названия голосов каждой партии, их диапазон и представители. Хор с солистом. | Слушание хоровых фрагментов опер, определение хора. |
Солист, дуэт, трио, квартет. | Определение соло, дуэт, трио, квартет. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Способы деления по партиям. | Слушание вокальных и инструментальных ансамблей. |
Развитие певческого диапазона. Пение фальцетом. Пение речитативом. Освоение придыхательного пения. | Определение фальцета, речитатива. | Пение разными манерами. Фальцет – головное звучание. Уметь использовать в нужные моменты пения. Речитатив как выразительный момент. |
- Планируемые результаты
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): - верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): участие в концертах и музыкальных веерах, приобретение исполнительского опыта.
Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Результаты формирования личностных универсальных учебных действий
У выпускника будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
- Формы и методы контроля.
- наблюдение за творческим ростом учащихся, их общей культурой, их профессиональным уровнем;
- выступление коллектива;
- участие коллектива в праздниках, массовых мероприятиях,
- пополнение портфолио.
- Методические рекомендации.
Занятие является основной формой обучения и воспитания в кружке. Занятие условно можно разделить на две части:
-вокальная гимнастика или вокальные упражнения;
-работа над произведением.
Вокальная гимнастика, в свою очередь, делится на :
-артикуляционную гимнастику;
-дыхательные упражнения;
-певческое распевание или вокально-интонационные упражнения.
Артикуляционная гимнастика
1.Массаж лицевых резонаторов.
2.Покусывание языка, сначала кончик языка, а затем левую и правую стороны языка. Все упражнения выполняются по 4 раза.
3. «Облизать губки с обратной стороны». Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном движении.
4. «Прокалывать щечки». Упереться языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в левую щеку, в правую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
5. «Втягиваем щечки». Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
6.Пощелкать языком, изменяя форму рта. Обратить внимание на изменения щелкающего звука. Пытаться произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.
7.Вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив десны и придать лицу обиженное выражение.
8.Приподнять верхнюю губу, обнажив десны и придать лицу подобие улыбки.
9.Чередовать два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.
10.Поставить указательные пальцы горизонтально под глаза и попытаться приподнять пальцы мышцами лица, контролируя, таким образом, активность мышц.
11.Сделать нижней челюстью круговое движение вперед- вниз.
12.Сделать нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-влево-вперед.
13.Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.
14. Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с поднятием верхней губы с обнажением десен.
15.Соединить движение челюсти вперед-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ и обнажением десен.
Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.
Дыхательные упражнения
Упражнения для наработки навыков дыхания через нос.
1.Широко раздув ноздри, вдохнуть «в живот». На выдохе, наоборот, снять напряжение с мускулатуры.
2.На выдохе тянуть звук «м» или «н».
3Широко открыть рот, дышать носом.
4.Рот открыт. Вдох через нос, ноздри расширены. Затем медленно выдыхать воздух через рот (небная занавеска поднята вверх).
5. «Паровоз»- работа носом: вдох- выдох. Постепенно ускоряя, подобно тому, как поезд набирает ход.
Упражнения на работу мышц - вдыхателей, помогающие правильному регулированию дыхания.
1.Следует воспроизводить движения, имитирующие виды работ: работа с рубанком, косьба, подметание метлой.
Они помогают правильному регулированию дыхания, на губах ощущается теплый воздух.
Выдох должен быть без толчков, со звуком «ух», «ах», «эх».
2.Руки на нижнереберных мышцах. Подталкивать мышцы вперед, как бы качая воздух и произнося на одном звуке «ха-ха», «ух-ух», «эх-эх», «их-их».
3.Вдох носом быстрый. Наполниться дыханием, а освобождаясь от дыхания, слушать мышцы диафрагмы, которая опускается, как поршень, вниз.
На выдохе плавно пропевать одну из гласных А, У, О, И.
Известный прием работы над плавным расходованием выходящего дыхания, предложенный Франческо Ламперти (1813-1892 г. г. педагог Миланской консерватории, написал свой труд «Искусство пения» ).
Дуть на горящую свечу, что формирует продолжительность и ровность выдоха.
Психологическая подготовка
Психологическая подготовка школьников состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к выступлениям и управления нервно-психическим восстановлению школьников. Общая психологическая подготовка представляет формирование личности и межличностных отношений, развитие театрального интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств. Психологическая подготовка школьников к выступлениям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к выступлениям, которая проводится в течение всего года, и специальная психологическая подготовка к выступлениям в конкретном концерте.
В ходе обшей, психологической подготовки к выступлениям формируется высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера: эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в любой обстановке.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением участника снимается нервно – психическое напряжение, восстанавливается работоспособность после выступлений, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Нервно - психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, релаксации, переключения на другие виды деятельности.
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичных занятий и выступлений.
На занятиях делается акцент на развитие духовно – нравственного воспитания школьников, способность развить школьнику свои творческие возможности, формированию волевых качеств характера, развитию мышления и памяти.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
| ||
2. Технические средства обучения | ||
| ||
3. Экранно-звуковые пособия | ||
проектор, экран | ||
5. Игры и игрушки | ||
любимые игрушки детей из дома для разыгрывания сценок | ||
6. Оборудование класса | ||
стенд «Наши успехи» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы
Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально за...
«Особенности в организации хоровых занятий в общеобразовательной школе: тенденции развития нового, как хорошо забытого старого»
Статья рассказывает о проблемах организации хоровых занятий в школе....
Особенности организации современного урока в начальной школе
Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения явл...
Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.
Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...
Организация внеурочной деятельности в начальной школе на примере интеграции предметов изобразительное искусство и история и культура Санкт - Петербурга в контексте внедрения ФГОС
В статье речь идёт о результативности реализации Программы внеурочной деятельности на основе интеграции предметов "Изобразительное искусство", "История СПб" и элементов музейной педагогики в контексте...
УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Включение в содержание учебной деятельности по физической культуре в начальных классах упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формирова...