УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по физкультуре на тему
Включение в содержание учебной деятельности по физической культуре в начальных классах упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формировать двигательно-координационные способности учащихся. Это объясняется тем, что именно урочная форма организации двигательной активности, позволяет наиболее эффективно формировать у учащихся жизненно важные двигательные умения и навыки, способствующие достижению необходимого для активной жизнедеятельности уровня развития физических способностей и овладению специальными физкультурными знаниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kak_osnovnaya_forma_organizatsii_zanyatiy_gimnastikoy_v_nachalnoy_shkole.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В.ГОЛУБЕНКО
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МАОУ СОШ№75
УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.Общие требования к уроку гимнастики и методические аспекты.
Урок физической культуры с гимнастической направленностью, как основная форма занятий, считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень подготовленности физического воспитания для средних образовательных школ.
Включение в содержание учебной деятельности по физической культуре в начальных классах упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формировать двигательно-координационные способности учащихся. Это объясняется тем, что именно урочная форма организации двигательной активности, позволяет наиболее эффективно формировать у учащихся жизненно важные двигательные умения и навыки, способствующие достижению необходимого для активной жизнедеятельности уровня развития физических способностей и овладению специальными физкультурными знаниями.
Основные задачи урока:
На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные,
образовательные, воспитательные и прикладные задачи:
- Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.
- Формирование гигиенических навыков. Обучение новым видам движений. Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми.
- Развитие способностей, необходимых для успешного овладение гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
- Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубокого осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.
Условием качественного проведения урока является целесообразность его построения. Структура и методические особенности проведения урока должны соответствовать его содержанию, которое определяется в первую очередь решаемыми педагогическими задачами, контингентом занимающихся и условиями проведения. В свою очередь, содержание урока должно основываться на закономерностях функционирования основных систем организма, положенных в основу общих и специфических принципов физического воспитания. При построении урока эти принципы конкретизируются методическими положениями, главными из которых являются комплексность решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, стимулирование сознательной активности занимающихся, конкретность постановки задач и их преемственность с задачами предыдущих занятий, оптимизация физических нагрузок с учётом индивидуальных способностей учеников.
Ё общеобразовательной школе по программе физического воспитания чаще всего проводятся уроки с выделением в основной части разделов, направленных на последовательное решение различных задач. Для таких уроков характерна неоднородная структура с большим количеством различных упражнений и достаточно чётко выраженными разделами - обучающим и развивающим. В первом преимущественно решаются задачи, связанные с обучением двигательным действиям, а во втором - с совершенствованием двигательных способностей. При этом рекомендуется опираться на следующие методические положения: основную часть урока следует начинать с разучивания координационно-сложных действий, требующих концентрации внимания и высокой работоспособности, при этом задачи по воспитанию физических качеств и закреплению ранее сформированных навыков могут решаться в дальнейшем на фоне утомления; при совершенствовании функциональных свойств организма в основной части урока скоростные и силовые упражнения должны предшествовать упражнениям на выносливость, что обусловлено эффектом последствия, благодаря которому силовые упражнения, следующие за скоростными и, наоборот. Скоростные, следующие за силовыми выполняются более эффективно, а утомление, вызываемое ими, повышает эффективность упражнений «на выносливость»;
Урок гимнастики должен отвечать следующим требованиям:
а) он должен иметь определенную учебную цель и частные задачи;
б) на уроке соблюдаются единство в решении оздоровительных зада, образовательных и воспитательных задач;
в) к каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств;
г) в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений;
д) урок должен быть хорошо продуман и организован.
Виды уроков.
Школьные уроки гимнастики по своим педагогическим задачам разделяются на: вводные уроки; уроки изучения нового материала; уроки совершенствования и повторения изученного; комбинированные (смешанные) уроки; контрольные уроки.
С вводных уроков начинается учебный процесс по гимнастике. На них учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала. С помощью доступных для учителя средств и методов можно определить степень развития двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения школьной программой по гимнастике: изучаются личностные качества учеников.
На уроках изучения нового материала задачи ставятся более развернуто. Изучение нового материала сопровождается сообщением теоретических сведений, демонстрацией плакатов, пособий и т.п.
Уроки совершенствования и повторения направлены на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений, комбинаций. Они могут предшествовать контрольным урокам. На таких уроках широко используются творческие задания. Эти уроки отличаются хорошей моторной плотностью.
Комбинированные (смешанные) уроки имеют наибольшее распространение в школе и сочетают изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений.
Контрольные уроки проводятся в конце изучения темы или раздела программного материала, а также по окончании курса гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся. На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений, комбинаций, осуществляется контроль за выполнением учебных нормативов и степенью развития двигательных, психических способностей.
3. Части урока.
Как и любой другой урок в школе, урок гимнастики имеет три взаимосвязанные части:
- Подготовительная;
- Основная;
- Заключительная.
Деление урока на части в большей степени связано с фазовым
характером динамики работоспособности. В динамике работоспособности выделяют зоны, каждая из которых характеризуется перестройками в функционировании организма, обеспечивающими наилучшие условия использования энергии в процессе работы: 1 - зона предрабочих сдвигов («предстартовая»); 2 — зона врабатывания; 3 - устойчивого состояния; 4 - снижения работоспособности (утомления); 5 - восстановления. Нередко утомление в одном виде двигательной деятельности не исключает высокой работоспособности в другом..
3.1. Подготовительная часть.
Содержание подготовительной части обеспечивает организацию
учащихся, активизацию их внимания, подготовку организма к физическим нагрузкам. Форма этой части может иметь варианты, но, как правило, урок начинается вводным ритуалом - построением, рапортом, сообщением о задачах урока и последовательности прохождения учебного материала, что способствует мотивации учащихся на решение задач урока. После этого проводится комплекс упражнений последовательно готовящий системы организма к решению главных задач урока. Эти упражнения могут быть как обще - так и специально - подготовительного характера.
Обще — подготовительная часть включает упражнения,
неспецифические по отношению к главным задачам урока. Её цель - активизировать системы организма, вызвать сдвиги, способствующие эффективному проявлению двигательных возможностей. В качестве средств используются хорошо освоенные и легко дозируемые упражнения, не требующие длительного времени на подготовку и выполнение, позволяющие воздействовать на отдельные группы мышц, суставы и связки. Последовательность упражнений обусловлена как физиологическими закономерностями, так и логическими связями между упражнениями.
Специально - подготовительная часть направлена на активизацию
систем организма, ответственных за решение главных задач урока. Она включает в себя упражнения, сопряжённые по координации, динамике и энергетике упражнениям основной части урока. Поэтому выбор средств для этой части занятия ограничен и зависит от содержания основной части урока.
Для организации деятельности занимающихся в подготовительной
части урока, как правило, используется фронтальный способ, позволяющий минимизировать непродуктивные потери времени и максимально усилить эффект педагогического воздействия на занимающихся.
Многочисленные задачи, которые решаются в подготовительной
части урока, условно объединяются в три большие группы: физиологические (оздоровительные), образовательные и воспитательные.
В группу физиологических задач входят:
-подготовка ЦНС, вегетативных функций и сенсорных систем занимающихся к интенсивной работе;
-разогревание мышц, связок, суставов и их подготовка к выполнению предстоящих упражнений;
-подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим больших амплитуд движений, мышечных напряжений, быстроты, выносливости.
Низкая или, наоборот, чрезмерная нагрузка не допустимы в этой части урока, оптимальным увеличение нагрузки к концу подготовительной части- 160-180 уд/мин.
К образовательным задачам относятся:
-обогащение занимающихся сведениями о технике изучаемых упражнений, о возможности их использования в гигиенических, лечебных, прикладных и спортивных целях;
-формирование умений и навыков в выполнении общеразвивающих, прикладных, спортивно-гимнастических упражнений, правильной осанки, красивой манеры движений, походки;
-обучение гимнастической манере выполнения упражнений, передвижениям в соответствии стребованиям строевого устава Российской Армии;
-развитие психомоторных способностей.
Воспитательные задачи:
-привитие любви и формирование активного и глубоко осознанного отношения к занятиям гимнастикой;
-приучение к опрятности во внешнем виде, организованности, подтянутости, к красоте движений;
-воспитание чувства собственного достоинства, скромности, трудолюбия, старательного выполнения поручений учителя, уважительного отношения к товарищам и старшим, постоянной готовности оказать помощь нуждающимся в ней;
-развитие целеустремленности, настойчивости в достижении цели, решительности и смелости;
-приучение к коллективным действиям, взаимовыручке;
-воспитание чувства ответственности за группу, команду, класс при выполнении заданий;
-приучение к тщательному продумыванию техники исполнения упражнений, к самостраховке в случае неудачного исполнения упражнения.
Основными средствами решения педагогических задач служат строевые (обычно они выполняются в самом начале занятия) и общеразвивающие (ими обычно заканчивается подготовительная часть урока) упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры в сочетании со словом педагога, а также упражнения нетрадиционных видов гимнастики.
Проведение общеразвивающих упражнений осуществляется следующими способами: раздельным (обычным), расчлененным, поточным, проходным, «по показу», «по рассказу», игровым способом.
3.2. Основная часть.
Основная часть занятия занимает преобладающую долю, в общем,
времени занятия. В ней решаются главные задачи урока, требующие для своего решения продолжительного отрезка времени. Чем меньше задач решается в основной части урока, тем более эффективно может быть решена каждая из них.
В зависимости от содержания, структура этой части может быть
однородной либо неоднородной. Однородная структура характеризуется построением основной части без деления на разделы. Она типична для занятий, в которых главная задача решается преимущественно с помощью одного двигательного задания, например, кроссового бега.
В основной части урока решаются следующие задачи:
1. Повышение функциональных возможностей организма, физической подготовленности и работоспособности занимающихся.
2. Обучение занимающихся новым упражнениям с целью доведения уровня их выполнения до уровня навыка. Сообщение новых теоретических сведений.
3. Воспитание у обучаемых активного и сознательного отношения к занятия гимнастикой, к учебе, труду, чувства собственного достоинства и др.
Успешное решение задач этой части урока во многом зависит от его плотности, которая определяется отношением полезно затраченного времени ко всему времени урока:
t
Р= —100%
T
Р-плотность урока; t-полезно затраченное время; Т-общее время урока.
Плотность урока можно повысить применением следующих методических приемов:
а) выполнение некоторых упражнений по два человека одновременно на одном снаряде;
б) увеличение количества снарядов;
в) организация дополнительных мест для выполнения подводящих и подготовительных упражнений и др.;
г) проведение основной части урока методом круговой тренировки с индивидуализацией двигательных заданий и др.
Продуктивность урока во многом зависит от того, насколько удачно по количеству и степени сложности подобраны упражнения. Нагрузка, испытываемая занимающимися в основной части урока, и их работоспособность в значительной мере зависят от правильного чередования работы и отдыха во время выполнения упражнений. Особенно важно знать, какая степень восстановления от предыдущего выполнения упражнения является оптимальной и как ее определить для данной категории занимающихся.
Высокая работоспособность занимающихся достигается с помощью следующих методических приемов:
1. Новый материал изучается в начале основной части урока на первом снаряде, на втором- может совершенствоваться техника исполнения ранее изученных упражнений, на третьем- повторяется пройденное, развиваются двигательные способности.
2. При работе на снарядах упражнения в висах чередуются с упражнениями в упоре.
3. Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы обучение одному упражнению способствовало овладению последующим упражнениям или не оказало бы отрицательного влияния.
4. Успешное решение задач основной части урока в целом зависит от правильного распределения времени на каждый вид упражнений, от чередования режима работы и отдыха.
3.3. Заключительная часть.
В этой части осуществляется завершение урока и решаются следующие задачи:
-постепенное снижение физической и психологической нагрузки;
-подведение итогов урока;
-задание для самостоятельной работы.
Для снижения нагрузки могут быть использованы следующие виды упражнений:
- Успокаивающие: спокойная ходьба, легкий бег, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, в потряхивании, самомассаж.
- Отвлекающие: на внимание, спокойные игры, упражнения под музыкальное сопровождение.
- Повышающие эмоциональное состояние: игры, эстафеты, танцы и пляски, ходьба с песней.
Содержание подготовительной и заключительной частей урока определяются содержанием его основной части.
4.Организация учебного труда на уроке, критерии качества урока.
Учебный труд занимающихся на уроке может быть организован
фронтальным, групповым, индивидуальным и круговым способами.
Фронтальный способ применяется, как правило, в подготовительной, заключительной и редко в основной частях урока. При этом способе применяются несложные потехник е исполнения или ранее хорошо изученные упражнения, не требующие помощи и страховки. Его вариантами являются:
-одновременное выполнение упражнений всеми занимающимися;
-попеременное выполнение упражнений, при котором одни выполняют упражнение, а другие смотрят, оценивают, устраняют ошибки, оказывают помощь, соревнуются на лучшее исполнение.
Групповой способ применяется, как правило, в основной части урока. Каждая группа выполняет упражнения на определенном снаряде, а затем по команде педагога меняются местами.
При индивидуальном способе каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно или под наблюдением педагога на отведенном ему рабочем месте.
Круговой способ предусматривает последовательное выполнение упражнений с различной целевой направленностью в составе небольшой группы.
Примерные критерии качества урока.
- Умелый, творческий подход к подбору упражнений, методических приемов и к их планированию; успешность решения поставленных перед уроком задач.
- Способность учителя давать систему знаний о вновь изучаемых упражнениях.
- Соблюдение принципов дидактики, воспитания и спортивной тренировки.
- Хорошая организация урока, полноценное решение задач урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- основная форма организации занятий гимнастикой в школе.
Общие требования, задачи, части урока....
Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса
Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок?Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо бы...
Презентация "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"
Презентация к статье "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"...
УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Урок специальности (обучение навыкам игры на музыкальном инструменте) представляет собой основную форму работы с учащимся и проходит индивидуально. На ...
Методическое сообщение «Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ»
Методическое сообщение для преподавателей ДМШ с элементами презентации "Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ"Цель: Обеспечить профессиональную готовность слушателей к ор...
Урок как основная форма организации обучения.
Данная работа посвящена исследованию основной формы обучения – уроку. Актуальность исследования заключается в необходимости постоянного совершенствования системы и практики образования, обусловлена со...
Здоровьесберегающий урок как основная форма организации учебных занятий
Здоровьесберегающий урок, основная форма организации занятий....