«Особенности в организации хоровых занятий в общеобразовательной школе: тенденции развития нового, как хорошо забытого старого»
статья по музыке на тему
Статья рассказывает о проблемах организации хоровых занятий в школе.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Особенности в организации хоровых занятий в общеобразовательной школе: тенденции развития нового, как хорошо забытого старого»
Трудности в организации самодеятельного хорового пения в общеобразовательной школе заключаются в массовости, а современные дети в основном хотят петь соло, даже, если плохо интонируют. Они переоценивают свои возможности, а в некоторых случаях этому способствуют родители, которые не сомневаются в талантах своего ребенка. Множество современных проектов сольного исполнения на ТВ (таких как «ГОЛОС») призывают к эффектному выступлению ребенка-солиста. Это все замечательно, только нельзя забывать о своих народных традициях - петь хором, т.е. сообща « всем миром», когда песня украшается многоголосьем и звучит как кружевное полотно. И как же радостно ощущать себя частицей всей этой палитры звуковедения. Именно в хоровых песнях развивается гармонический слух, а значит, шлифуется и голос.
Это естественно, ведь все дети изначально одарены только нужно вовремя распознать, разбудить этот дремлющий задаток. Если окунуться в исторический экскурс, то можно сказать, что все крестьянские дети обладали почти идеальным музыкальным слухом. Дети росли на примерах, с младенческих лет впитывали звуки колыбельной, хороводной или протяжно-лирической песни.
Из истории хоровой педагогики:
Во все времена педагогов интересовали вопросы развития певческого голоса детей, особенности его звучания, вокальные требования, предъявляемые к детям в разное время и различные методические приемы в обучении пению, особенно в период мутации.
В летописях есть упоминания, что еще в IX веке великий князь Владимир привез из Корсуня в Киев священнослужителей и певцов-учителей («регентов»), которые организовали первые певческие школы. В XI-XII веках, при Ярославе Мудром и Мстиславе, в Россию из Греции прибыли новые певцы, от которых русская церковь переняла «восемь гласов», приведенных в строгую систему Иоанном Дамаскиным. В XI-XIIIвв. детей обучали пению с шести-семи лет в монастырях и церковных школах, которые были тогда проводниками музыкальной культуры. В 1274 году Собор- высший церковный орган- принял решение поручить церковное пение «специально обученным людям» и увеличить число певческих школ. В XV веке они были открыты в Москве, Новгороде, Пскове. Постепенно стали появляться профессиональные хоры. В этот период замечательный музыкант и педагог Н. Дилецкий впервые на русском языке изложил правила певческого обучения детей. Он требовал понимания содержания песни и выразительного исполнения ,рекомендовал
Учителям исходить не ИЗ СИЛЫ ГОЛОСА, а находить МЕРУ ЕГО (меру гласа).
Работа над репертуаром русской народной песни.
Исходя из вышесказанного, подготовительный период обучения пению стоит начинать с традиционных народных напевов. В младшем возрасте – это игры попевки: «Заплетися плетень…», «Как у наших у ворот», «У кота-воркота», «Как вставала я ранешенько». Исполнение игровых песен способствует развитию чувства ритма, внимания, памяти, координации, быстроты реакции. Разучивая шуточные, игровые, колыбельные, календарные народные песни, улавливая специфику звучания русской речи , ее выразительность, образность, овладевая сложными звукосочетаниями, дети подготавливаются к исполнению более сложных музыкальных произведений.
Мелодика русской песни развивает все лучшие качества голоса – тембр, ровность, силу, точность интонации. Русские народные песни прекрасно звучат a cappella. Пение без сопровождения - это: - интуитивный поиск тональности, в которой удобно петь,
- ощущение лада,
- выразительность интонирования,
- образность мышления,
- ритмичность,
- правильное звукопроизношение (дикция, артикуляция)
И это далеко не полный список дидактической полезности народной музыкальной мудрости, накопленной веками.
В современном музыкальном воспитании наметилась тенденция ритмического исполнения хоровых произведений. В разных национальных школах преподается ритмико-танцевальная методика в хоровом исполнительстве. Певческой основой, например, в Испании является народный испанский танец, в котором принимает участие дирижер. Ритмико-танцевальная система интересна для детей, т.к отличается доступностью в создании игровых ситуаций, двигательной активностью, современностью ритмов.
В нашей певческой культуре эти тенденции тоже заложены, их только нужно заново прочесть и преподнести детям. А для этого необходимо бережно вернуть утраченную любовь к национальным традициям.
И как высказываются коллеги-практики: «Народная песня – это прекрасный музыкальный материал для развития еще неокрепших детских голосов. В репертуаре детского хора русские народные песни должны занимать особое место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов – это что-то новое или хорошо забытое старое
Метод проектов - это одна из современных педагогических технологий. В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается ...
НОВОЕ – ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
НОВОЕ – ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые задачи обучения, в результате которого формируется всесторон...
Все новое – это хорошо забытое старое. Авторы: Ерофеева А.А., Покасова С.В.- учителя МБНОУ «ГКЛ» г.Кемерово
Внеклассная работа по иностранному языку занимает важное место в учебном процессе. Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практически...
Занимательная загадка: ВСЕ НОВОЕ - ХОРОШО ЗАБЫТО СТАРОЕ!
Предлагаю вашему вниманию загадку, которая позволит проверить и поупражнять вашу внимательность и логику. Можно использовать, как на уроке, так и на внеурочных занятиях, в различных конкурсах и виктор...
«Особенности организации учебных занятий для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»
В презентации наглядно показаны и описаны приёмы работы учителя- дефектолога, которые позволяют успешно вести учебные занятия....
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ФГОС
Данная статья рассматривает специфику организации проектной работы в средней школе согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход, развив...
Мастер -класс "Новое - это хорошо забытое старое"
Использование приёмов мнемотехники при заучивании...