Особенности организации исследовательской работы в начальной школе по направлению «Краеведение»
статья по краеведению на тему

Крылова Надежда Анатольевна

статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylova_n._a._matrosova_m.p.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373

Н.А. Крылова, М.П. Матросова

МАОУ «СОШ №85», учитель истории, учитель начальных классов,

г. Кемерово, Кемеровская обл.,

E-mail: kasegu@mail.ru, matrmp@mail.ru

Особенности организации исследовательской работы в начальной школе по направлению «Краеведение»

Аннотация: в статье рассматриваются особенности научно-исследовательской деятельности в начальной школе по направлению «Краеведение» и доказывается необходимость такого рода деятельности учащихся начальных классов

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, краеведение,

начальная школа

N.A. Krylova, M.P. Matrosova

IASU «School No. 85», history teacher, primary school teacher,

Kemerovo, Kemerovo region,

E-mail: kasegu@mail.ru, matrmp@mail.ru

Features of the organization of research work in the primary school in the direction of «Local studies»

Abstract: The article examines the peculiarities of scientific research activity in the primary school in the direction of "Local studies" and proves the necessity of this kind of activity of primary school students

Key words: research work, Local studies, Primary School

        Согласно стандартам второго поколения в учебной деятельности необходима организация исследовательской деятельности по всем образовательным областям начальной школы. Большей частью выбор тем для исследований приходится на окружающий мир. В рамках изучения данного учебного предмета дети могут выбрать различные направления. Одно из самых понятных и доступных является направление по краеведению.

Для детей начальной школы характерно конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением. Для осознания понятия «Родина» ребенок опирается на дом, в котором он живет. Темы по краеведению доступны ребенку начальной школы, поскольку он, исследуя историю своей семьи, изучая родословную или историю возникновения села или города может осуществить в рамках изучения ближайшего окружения. В этом возрасте все события дети воспринимают через свое «Я». Такая историческая тема будет интересна ребенку и его родителю. Она ему понятна, близка и личностнозначима. Беседуя с родителями, родственниками, соседями, учителями, ребенок выдвигает и проверяет гипотезы, накапливает и перерабатывает необходимую информацию, делает выводы. Таким образом, через изучение истории своей семьи, «малой Родины» ученик начинает воспринимать мир, формировать отношение к нему.

Особенностью исследований в начальной школе является активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. В проектно-исследовательскую деятельность учащихся младших классов необходимо активно подключать родителей. Ученик, родитель, педагог – только так можно достичь положительного результата. В работах краеведческой и исторической тематики, касающихся отдельных аспектов истории конкретной семьи, без участия родителей ничего не получиться, здесь родитель – главный источник информации. Важно заинтересовать родителей, профессионально их проконсультировать, вовлечь их в исследовательский процесс. Участие родителя является прекрасным воспитательным аспектом, способствует укреплению семейных ценностей. Но не всегда это получается, многие родители хотят, чтоб их ребенок занялся научно-исследовательской деятельностью, выступил на конференции и они готовы помочь педагогу. Но, столкнувшись с большим объемом необходимой работы в исследовательском процессе, быстро отступают.

Одна из особенностей исследований в период начального обучения — это «поверхностное», еще не достаточно глубокое исследование, оно скорее ознакомительное. Что такое исследование, этапы и структуру дети только узнают, они начинают погружаться в исследования. Более глубокие работы дети будут делать в среднем и старшем звене. Поэтому организация исследовательской работы в этот период будет направлена на формирование понятий и представлений о создании нового продукта, формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. Главная цель научно-исследовательской работы в начальной школе – сформировывать у учащегося устойчивый интерес к исследовательской деятельности. Изучать, добывать знания, интересоваться новым – это должно стать нормой в образовательной деятельности ребенка.

Дальнейшее развитие и совершенствование над исследованиями дети продолжат в будущем. Как показывает практика, дети, вовлеченные в исследования в начальном звене, продолжают работать в данном направлении и в старших классах, т.к. приобретается смысл и значимость их работы - участие и победы на конференциях, приобретение новых знаний, повышение самооценки, критический взгляд на окружающий мир. Увеличивается их спектр работ, согласно их интересов и предпочтений, от истории до математики. Ученица 4 класса, работающая над темой по краеведению, в 8 классе проводила исследования по математике. Ученик 3 класса, изучив родословную своей семьи, в дальнейшем увлекся историей своей малой Родины и ее экологическими проблемами в наши дни.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Бесспорно, в проектно-исследовательской работе с учащимися начальных классов, основную работу выполняет педагог. Ребенок 8-10 лет не может сам сформулировать цели и задачи исследования, сделать выводы, выявить причинно-следственные связи. В работах естественнонаучной тематики ребенок более вовлечен в проектный процесс (он проводит эксперименты, опыты, наблюдения), а вот в исследованиях гуманитарного цикла вовлечь ребенка в исследование сложно. Некоторые педагоги  и родители полностью готовят работу сами и  отдают ребенку на изучение и подготовку к конференции, что является абсолютно недопустимым. Ребенок должен активно быть вовлечен в исследовательский процесс, а педагог должен продумать это вовлечение максимально. Учащийся может вместе с педагогом проводить анкетирование, интервьюирование, изучать источники, рассматривать фотографии, карты. Ребенок должен вместе с педагогом работать в библиотеке, краеведческом отделе, музее. Изучать местность, исторический памятник, он должен следовать за педагогом везде.

На основе собранного материала ученик может провести в школе тематический классный час, организовать тематическую выставку,  провести экскурсию для учащихся своей школы, принять активное участие в подготовке буклетов, видеопрезентаций и др. Именно это направление необходимо активно развивать в работе с младшими школьниками.

Один из значимых этапов исследовательской работы является защита. Свои работы дети представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях. Здесь необходимо представить, защитить свою работу так, чтобы заинтересовать и убедить жюри. При этом необходимо преодолевать застенчивость, неуверенность и страх. На этом этапе как раз и происходит формирование самооценки, собственной значимости и уверенности. Приобретаются навыки и умения эмоционально, кратко и логически излагать материал, вести диалог, отстаивать свое мнение. Этот опыт становится основой для успешной работы школьника в дальнейшем.

Таким образом, можно сделать вывод, что научно-исследовательская работа в начальной школе – необходимый вид деятельности в современной образовательной среде, предполагающий очень трудоемкий мыслительный процесс всех участников данной работы и закладывающий основу исследовательской деятельности ребенка на последующих ступенях обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы

         Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально за...

Реферат по теме: "Особенности организации исследовательской деятельности в сельской школе"

В данном реферате описываются условия организации исследовательской деятельности учащихся в сельской школе....

Особенности организации современного урока в начальной школе

Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения явл...

Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.

Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...

Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность

. Все острее обозначается проблема применения  академических знаний учащихся на практике в современном образовании, а, следовательно, всё большее   значение приобретает направление, пре...

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В данной статье рассмотрены основы организации современного урока музыки с учащимися младшего школьного возраста ГБОУ «СКОШ № 3 VIII вида»....

особенности организации уроков физкультуры в начальной школе

организация уроков физкультуры в начальной школе...