Разработка открытого занятия «Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [в]- [в']. Буквы В, в.»
план-конспект на тему

Ионова Ольга Валерьевна

Разработка открытого занятия «Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [в]- [в']. Буквы В, в.» в в объединении предшкольной подготовки "Филипок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по развитию

фонематического восприятия и обучению грамоте

1.Ф. И.О.

Ионова Ольга Валерьевна

2.Место работы

МОУ ДОД – ЦВР г. Маркса, Саратовской области, объединение «Дошколёнок»

3.Должность

Педагог дополнительного образования

4.Предмет

Обучение грамоте

5.Группа

№1

6.Тема и номер урока в теме

«Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [в]- [в']. Буквы В, в.»; Урок№58

7.Базовый учебник

Н.С. Жукова Букварь: учебное пособие/ил. В.Трубицына и Ю. Трубицыной. – м.:Эксмо 2013 г.- 96 с.: ил.

10. Тип урока:

Урок изучения нового материала.

11. Формы работы учащихся:

 Фронтальная, индивидуальная, коллективная.

12. Необходимое техническое оборудование:

- персональный компьютер-моноблок;

Цель урока:

Познакомить учащихся со звуками [в] и [в’], научить выделять эти звуки из речи и давать им характеристику, познакомить с их печатным  обозначением – буквой В,в.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить выделять слова, в которых есть звуки[в] и [в’];

2. Познакомить с их печатным обозначением – буквой В;

3. Развивать умение соотносить слово со схемой;

4. Развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Коррекционные:

1. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

2. Фонематический слух и восприятие;

3. Обогащать словарный запас;

4. Развивать связную речь.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение слышать, слушать своего товарища.

2.Воспитывать культуру поведения на уроке.

Оборудование:

 Букварь; наглядность: герои сказок, картинки; воздушный шарик; магниты, звуковые схемы; сундук, карточки с предложениями, моноблок.

Словарная работа:

Дирижабль, парашют, дельтаплан, гондола, байдарка.

Методы и приёмы:

1. Наглядность (предметные картинки, изображение вороны, буква в, звуки.)

2. Игра (занятие построено с использованием игровых моментов.)

3. Смена деятельности детей во время работы.

4. Поисковые действия использовались (искали место звука в словах).

Здоровье сберегающие технологии:

1. Танцевальные упражнения (Повтори за мной);

2. Упражнения для тела.

Компьютерные технологии.

                            ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [В]- [В'].

Буквы В, в.»

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Демонстрация слайда №1(Звонок.)

Педагог.

Вот звенит для вас звонок

Начинается урок.

Будем букву изучать

А потом читать, читать.

Так что время не теряем

 и работать начинаем!

        

Дети садятся на свои места.

Педагог.

-Ребята, хотя сейчас на улице морозно и очень холодно, но в нашем классе тепло и уютно. А чтобы наш урок прошёл весело, давайте подарим друг другу хорошее настроение. На экране появляется солнышко.

Демонстрация слайда №2(Солнышко.)

Утром солнце просыпалось

Улыбалось из-за туч

Значит нам с тобой осталось

Улыбнуться встретив луч!

Улыбнемся солнцу, лугу

И травиночке любой

Улыбнемся мы друг другу

Просто так сейчас с тобой!

Дети улыбаются друг другу

2.Повторение пройденного материала. Работа проводится одновременно.

-Звуковой анализ слов. (Вызвать 2 детей к доске. Остальные читают текст.  На доске картинки со звуковыми схемами. Дети определяют звуки в словах: гласные – согласные; твёрдые, мягкие и обозначают их в схемах определённым цветом (красным, синим, зелёным) с помощью разноцветных магнитов.)

ГУСЬ                                    ГНОМ

-Сколько слогов в слове ГУСЬ?

-Сколько слогов в слове ГНОМ?

ВЫВОД: Сколько гласных, столько слогов.

-Чтение предложений из текста «Гуси» (Дети читают по пронумерованным  карточкам предложения.)

  1. Там луг.
  2. За лугом горы.
  3. За горами гроза
  4. У Гали гуси.
  5. Они на лугу.
  6. Там много корма.
  7. Гуси умны.
  8. Гуси сыты.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Педагог.

-Сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся с новым звуком и буквой. А чтобы это было интересно и увлекательно мы отправимся с вами на прогулку в лес. Только лес тот не простой, а волшебный.

Демонстрация слайда №3(Волшебный лес.)

-Какой звук вы услышали в начале слова ВОЛШЕБНЫЙ?

-Звук [в].

Проводится игра с демонстрационными карточками.

А какой вид транспорта мы выберем?

На партах у каждого ребёнка лежат картинки с видами водного и воздушного  транспорта.

Педагог предлагает детям распределить все виды транспорта по группам. Дети выходят к доске и вешают их на доску. Анализируют картинки. Делают вывод. 

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ: самолёт, вертолёт, парашют, дельтаплан,

дирижабль, аэроплан, воздушный шар.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ: катер, плот, яхта, парусник, ледокол, гондола, подводная лодка, байдарка.

-Какой звук вы услышали в начале слова ВОЗДУШНЫЙ?

-Звук [в].

-На каком транспорте мы сегодня отправимся в волшебный лес?

-На вертолёте или воздушном шаре.

-Почему? 

-Потому что слышится звук [в].

-Правильно, ребята! Мы выделили звук[в] в словах: волшебный, водный, воздушный, вертолёт, с этим звуком и будем знакомиться сегодня на уроке. Я предлагаю отправиться в волшебный лес отправиться на воздушном шаре, потому что он бесшумно летает, а на вертолёте мы можем напугать всех жителей волшебного леса, ведь он так громко шумит. И, так, готовы, тогда в путь. А пока мы летим, сделаем зарядку, а поможет нам её выполнить, отгадайте кто это?

ЗАГАДКА

Возле дома, по дорожке,

Скачет собирая крошки.

Друг синиц и голубей,

Серый, шустрый ?

(Воробей)

Демонстрация слайда №(Воробей.)

3.Физминутка В,в.

Воробьишка потянулся,

Распрямился, встрепенулся.

Головой кивнул три раза,

Подмигнул он правым глазом.

Крылья в стороны развёл.

И по жёрдочке пошёл.

Прогулялся и присел,

Свою песенку запел:

Чик-чирик-чирик-чирик…

-Приземлились. (Дети садятся на места)

3. Работа над темой.

I. Знакомство с новым звуком.

Педагог:

-Отгадайте, кого мы встретим в нашем волшебном лесу:

Окраской – черноватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона.

Это – ворона.

Демонстрация слайда №3 (Ворона.)

-А зовут её Веста.

-С какого звука начинается слова ворона Веста? (со звука [в']).

-Одинаковые это звуки или нет?

-Чем они отличаются друг от друга?

(Отличаются: в слове ворона звук – твёрдый[в]; в слове Веста звук [в'] - мягкий.)

II.Фонетическая работа над звуком.

1.Характеристика звуков [В]- [В'] по акустическим и артикуляционным признакам.

- Произнесем звук [в]. Какой он гласный или согласный? (Этот звук согласный, потому что произносится с преградой. Не поётся.)

На экране монитора появляется звук человечек.

Демонстрация слайда №4        

-Каким цветом мы его обозначим? (Синим.)

Звук-человечек окрашивается в синий цвет.          

-Звонкий или глухой? (Горлышко звенит, значит - звонкий.)

-Какую шляпку оденем звуку-человечку? (Жёлтую)

У звука-человечка появляется жёлтая шляпа.

- Твердый или мягкий?

Дети пытаются определить, педагог помогает.

-Какого цвета ботиночки будут у нашего звука-человечка? (Один - синий, значит твёрдый, другой – зелёный, значит мягкий.)

У звука-человечка ботиночки закрашиваются в синий и в зелёный  цвет.

Демонстрация слайда №5

-А ещё он парный.

-А сейчас определим, в какой вагон мы посадим наш звук? (В синий на верхнюю полку,  где парные звонкие согласные.)

В синем вагоне на верхней полке полке  появляется звук-человечек.

Вывод: 

– Наш звук занял своё место. Дайте характеристику звуку [в]. (Этот звук согласный звонкий мягкий и твердый.  В схемах обозначаем синим цветом.

2. Дифференциация звуков в словах. Игра «Подушка - камень».

-Ворона Веста предлагает нам игру «Подушка - камень». Она будет показывать вам слова, а вы определять, какой это звук мягкий или твёрдый, где находится в начале, в середине или в конце.

У детей карточки с изображением «подушки» - мягкость звука [в'] карточки с изображением «камня» - твёрдость звука [в], дети поднимают соответствующую карточку.

Демонстрация слайда №6,7,8,9.

Слова-картинки: ВЕРБЛЮД, СОВА, ВИЛКА, ВАЛЕНКИ

-Молодцы, ребята!

III. Большая физминутка. (ТАНЦЕВАЛЬНАЯ)

Демонстрация слайда №10

 IV. Знакомство с буквой.

1) Знакомство с печатными буквами В, в.

Педагог:

-Продолжим нашу прогулку по Волшебному лесу. Ребята, смотрите, что это за сундук? Да он не простой, а волшебный. Попробуем его открыть. Не открывается. А как можно его открыть?

-Сказать волшебные слова.

-А какие волшебные слова вы знаете?

Дети предлагают разные варианты.

Кривли! Кравли! Вумс!

Сундук открылся, а из него вылетел на воздушном шарике Винни Пух.

-Интересно, а как он попал в этот сундук? Оказывается его туда посадил злой волшебник Варлаам, за то, что Винни Пух хотел отведать его мёда. Вот что бывает, если брать чужое, не спросив. И в благодарность Винни пух решил нас познакомит с печатной буквой В. Он недавно был у совы, она его и научила.

-Ребята, а что такое буква – вспоминайте - это, то, что мы видим , пишем , читаем.

Вот буква В - она служит для обозначения звуков [В]- [В'] на письме.

Демонстрация слайда №10,11,12

Стихотворение о букве:

У буквы В, ну прямо смехота –

На удивление два живота.

Давайте повторим:(Дети повторяют стихотворение)

Это буква В– заглавная (большая), а это буква в – строчная – (малая)

Вместе с Винни Пухом мы научимся читать их в слогах. Но без чего нам не обойтись. Что образуют слоги?

-Гласные.

А согласные что делают?

-Помогают.

И,так, Винни Пух предлагает вместе с ним побегать по беговой дорожке и образовать слоги.

На экране беговая дорожка,  двигается от буквы к букве, образовывается слог. Дети читают. 

Демонстрация слайдов № 13,14,15,16,17        

в                                   а       ва      

в                                  о        во      

в  у        ву      

в  ы       вы

в и       ви

4. Подведение итогов.

- О каких звуках мы говорили сегодня?

[В]- [В']

- Какие это звуки?

-Согласные: твёрдый и мягкий, звонкие, парный

- Как называется буква, которая их обозначает?

-Буква В

-А кто нам сегодня помогал?

-Ворона, Винни Пух.

5. Самоконтроль.

-А теперь оцените сами свою работу сегодня:

У вас на столах карточки с изображением круга – если вы работали хорошо и правильно отвечали на вопросы, то закрасьте круг зелёным цветом.

Если немного ошибались и что - то было не понятно, то закрасьте круг красным цветом   и положите карточку на край стола.

Молодцы, ребята, вы все сегодня хорошо поработали и все получаете солнышко. А на следующем уроке мы с вами продолжим путешествие по волшебному лесу, где научимся читать слова с буквой В,в.

Вот и занятию конец, а кто работал – молодец.

Звенит звонок.

Возле дома, по дорожке,

Скачет собирая крошки.

Друг синиц и голубей,

Серый, шустрый ? (Воробей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в волшебное королевство Времени"

Занятие ориентировано на учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью и направлено на закрепление временных представлений,развитие логического мышления....

Методическая разработка внеклассного занятия по английскому языку урока-спектакля «Путешествие по волшебной стране английских звуков».

В концепции модернизации Российского образования воспитание определено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. Сказка является прекрасным материалом для решения развивающ...

Разработка открытого занятия. "Путешествие в страну Этики" Тема "Будем беречь семью".

Данная разработка урока может быть полезна учителям, реализующим ВД "этика", а так же классным руководителям. В прикрепленных файлах есть все необходимые материала для этого занятия, а так же презента...

Разработка открытого занятия. "Путешествие в страну Этики" Тема "Будем беречь семью".

Данная разработка урока может быть полезна учителям, реализующим ВД "этика", а так же классным руководителям. В прикрепленных файлах есть все необходимые материала для этого занятия, а так же презента...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: «Дифференциация гласных и согласных звуков - школа Бабы Яги»

Детский сад «Детство»  Конспект группового логопедического занятия в старшей группе комбинированного вида №10 учитель - логопед Насонова Т.Р.  06.04.2017г.Дети вместе со взр...

Открытое занятие кружка английского языка "Путешествие по волшебному лесу"

Открытое мероприятие по английскому языкуКружок «Английский в играх»«Путешествие по сказочному лесу» Действующие лица: a Fairy, Adventurers, an Oak...