Пояснительнительная записка к методическому семинару "Использование научно - исследовательских технологий в работе с одарёнными детьми"
материал на тему
Конкурс "Педагог года - 2016"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_metodicheskomu_seminaru.docx | 63.6 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
Шайхисламова Гульнара Амержановна
МАОУ ДОД «ДДТ» МР Учалинский район РБ
Одна из сфер деятельности педагог - работа с одаренными детьми. Кто же они, одаренные дети? Это дети с высокой познавательной активностью, развитыми творческими способностями, оригинальностью ассоциативного мышления, умеющие планировать предстоящую деятельность. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.
Российская глубинка всегда была богата талантливыми людьми. В нашем доме детского творчества есть замечательные педагоги и прекрасные талантливые дети. Происходящие глобальные изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, внедрения педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с творческой инициативой, умением самостоятельной работы в информационных полях.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, планировать действия, работать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся, развитие конкурсного движения среди исследовательских работ.
Идея объединить ребят, занимающихся учебной исследовательской деятельностью не нова, но в свете новых тенденций в образовании (например, введение ФГОС второго поколения) она становится более значимой и актуальной.
Работа вытекает из идеи: одарен каждый ребенок, способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления. Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Что же такое одаренность? Как развить? По В.А. Сухомлинскому: «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли, требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтоб он вырос и дал обильный плод».
«Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Основные проблемы в работе с одарёнными детьми:
- Отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
- Ориентация образования на «уравнение» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие;
- Функционально- целевая направленность образования в плане развития интеллекта.
По теории Дж. Рензулли одаренность – это взаимодействие трех групп человеческих качеств:
- интеллектуальные способности превышают средний уровень;
- высокая мотивация деятельности;
- высокий уровень креативности (способности к творчеству).
Наличие у ребенка даже одного из трех качеств говорит о его одаренности. По мнению Виннер Э. в целом одаренные дети характеризуются тремя основными признаками:
- демонстрацией ранней зрелости;
- в их собственном понимании последовательным поведением, собственным и самостоятельным обучением;
- внутренней мотивированной неуемной жаждой знаний, повышенным интересом, высокой концентрацией внимания и желанием понять все до конца.
Компоненты одарённости
- Конкретность мышления и способность к абстракции;
- Быстрота и точность выполнения умственных операций;
- Способность к рассуждению, обобщению объектов и их отношений, выделению главного, способность к классификации;
- Способность к логическому мышлению;
- Гибкость мыслительных процессов, способность к перестройке мыслительного процесса.
Можно выделить три категории одаренных детей:
- Дети с высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели
- Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, дисциплин.
- Дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.
Цель нашей программы: создание условий для выявления, развития и сопровождения одаренных детей.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;
- принцип свободы выбора воспитанником помощи, наставничества.
Если раньше суть работы педагога заключалась в трансляции знаний и способов познания, то в современном образовании важно осуществлять функцию проектирования хода индивидуального развития каждого воспитанника (как одаренного, так и обычного). На первый план выходят такие формы деятельности педагога:
- учебно-педагогическая диагностика;
- разработка индивидуальных стратегий обучения;
- индивидуальное консультирование.
Сили К. также предложил список профессиональных умений, которыми, по его мнению, должен обладать педагог для успешной работы с одаренными детьми:
- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
- умение модифицировать учебные программы с целью учета интеллектуальных особенностей своих одаренных воспитанников;
- умение стимулировать умственные способности детей;
- умение консультировать обучающихся и их родителей.
Помощь одаренным детям в самореализации:
- Гибкий и мобильный учебный план
- Независимое продвижение при изучении отдельных предметов.
- Планирование и принятие решений самими воспитанниками.
- Конструирование учебного плана на базе интересов обучающих
- Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества
- Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад
- Детские научно практические конференции и семинаров
«Не существует сколько – нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе». А. Н Колмагоров
Организация научно - исследовательской деятельности учащихся.
Сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования.
Несёт в себе большой воспитательный потенциал. Кроме работы над исследованиями ребята могут получить здесь опыт самоуправления, развития своих коммуникативных способностей, а также приложения своих творческих способностей.
Задачи научно – исследовательской работы:
- актуализация исследовательской потребности воспитанников;
- вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;
- помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;
- создание условий, стимулирующих познавательную активность;
- повышение результативности изучения предмета;
- развитие личностных, метапредметных и надпредметных умений через проектно-исследовательскую деятельность.
Теоретической базой для построения научного исследовательской работы служат занятия в эколого–биологическом и учебно-исследовательском отделе ДДТ. Где проводятся занятия на расширение знаний воспитанников по таким дисциплинам как химия, биология, экология и на привитие обучающимся навыков исследовательской деятельности (постановка и проведение эксперимента, наблюдение, работа с научной и методической литературой, умение обобщать и систематизировать полученные результаты).
Отдел позволяет раскрыть воспитательный и развивающий потенциал эколого – биологических знаний, создаёт благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования.
Методы: проведение биологических и химических опытов, выполнение экспериментальных работ.
Формы: беседы, экскурсии на природе, игра, викторина, путешествие, конкурсы.
Для эффективности восприятия изучаемого объекта использую: рисунки, легенды, DVD-фильмы, мультимедийные презентации, творческие задания.
В своей педагогической практике я использую различные виды проектов.
- Информационные поисковые проекты – предлагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления: доклада или реферата;
- Исследовательские проекты – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез;
- Продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газет, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.;
- Практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.
Результатом работы данного отдела является участие воспитанников в конференциях различного уровня.
Приобретенные на занятиях дополнительного образования навыки воспитанники оттачивают с индивидуальными руководителями при работе над исследовательскими и творческими проектами (работами). Подобная деятельность осуществляться как в индивидуальном порядке, так и в групповой форме, в зависимости от темы, глубины и направленности рассматриваемых проблем и стадии их изучения.
Кроме того, воспитанники, занимающиеся у нас несколько лет, сформировали достаточный уровень исследовательских навыков, нашли свое творческое направление и предлагают работы не только грамотные, но и интересные, креативные.
Большое внимание при осуществлении исследовательской деятельности учащихся на занятиях уделяется экологическому образованию обучающихся, формированию ответственного отношения детей к окружающей их природе.
Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения воспитанников
- понимание проблем окружающей среды;
- развитие критического отношения к результатам деятельности человека;
- развитие умения анализировать собственное поведение в природе;
- формирование личной ответственности за состояние окружающей среды;
- развитие умений и навыков проводить исследовательскую деятельность (ставить задачи и решать их).
Решение экологических задач возможно при выполнении основных принципов экологического образования:
- принцип целостности (формирования понимания единства мира);
- принцип межпредметных связей (раскрывающих единство и взаимосвязь окружающего мира);
- принцип непрерывности (вовлечение детей всех возрастов);
- принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующих вовлечению обучающихся в исследовательскую деятельность;
- принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Использование проектно-исследовательской технологии характеризуют следующие результаты работы:
1. Ребята научились навыкам работы с тестовыми заданиями различного характера, что показывает предметную направленность.
2. Могут самостоятельно разбираться в научно-популярной литературе, анализировать и делать итоги, выводы, высказывать свою точку зрения, аргументировать факты, связывать разнообразную информацию. А это надпредметная компетентность обучающихся.
3. Изучили правила оформления научно-исследовательских работ.
4. Научились сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству.
Педагоги дома детского творчества разрабатывают разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождения в течение всего периода обучения. Наш девиз: «Каждому ученику – индивидуальный подход».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар "Использование научно - исследовательских технологий в работе с одарёнными детьми."
Педагог года - 2016. Конкурсное задание....
«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).
В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...
Научно-исследовательская деятельность как форма работы с одарёнными детьми
В статье приводятся примеры работы с одарёнными детьми в научно-исследовательской деятельности....
Научно-исследовательская деятельность как фактор личностно-ориентированного обучения в работе с одарёнными детьми»
Понятийный аппарат...
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ Н.А. Правдина, учитель географии и биологии ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка Во всем мире проблема ...
Аналитическая записка ""Система работы с одарёнными детьми в условиях внедрения ФГОС на основе применения современных педагогических технологий "
Аналитическая записка на конкурс "Учитель года России" 2020...
Программа "Основы исследовательской деятельности" работа с одарёнными детьми
Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.Актуальность также обусловлена ее методологическо...