Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерицы"
методическая разработка на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерицы" рассчитана на детей от 9 до 11 лет. Направленность программы художественная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masteritsy_programma.docx | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД ДДТ
______________Л.П. Зорина
Утверждена педагогическим советом
Протокол №__от «___»_______2015 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Мастерицы»
_____________________________________________________________________
(наименование учебной дисциплины, курса)
Художественная
____________________________________
(направленность)
1 год
__________________________
(срок реализации)
Общеразвивающая
_____________________________________
(тип программы)
Модифицированная
__________________________________________
(вид программы)
9-11 лет
________________________________
(возраст обучающихся)
Шевцова Марина Александровна
__________________________________________________________________
(Ф.И.О. Педагога дополнительного образования, составителя)
ст. Кавказская
2015 -2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерицы» составлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерицы» художественной направленности. Она направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, подготовки личности к восприятию мира декоративно-прикладного творчества.
Актуальность программы «Мастерицы» заключается в потребности детей изготавливать игрушки самостоятельно. При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая возможность. Игрушка, изготовленная самостоятельно, по стоимости выходит намного дешевле, чем игрушка приобретённая в магазине. Кроме того вид игрушек фабричного изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился самостоятельно. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Новизна программы заключается в применении новых методик в работе, разработке педагогом выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие из данной программы.
Педагогическая целесообразность программы основана на развитии интереса детей к изготовлению мягкой игрушки, потребности в развитии трудовых и практических навыков. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность. Изготавливая мягкую игрушку ребёнок поймёт, что изделие не получится аккуратным и красивым, если не приложить для этого усилия и будет стараться, чтоб его игрушка получилась самая красивая. Ведь лучшая награда для ребёнка за его труды это готовое изделие, которое хочется быстрее показать родным и близким, получить похвалу. Чем аккуратней изделие, тем больше радости и гордости у ребёнка, что он сам это сделал, своими руками.
Цель:
- Развитие личности ребёнка посредством изготовления мягкой игрушки.
Задачи:
Образовательные
-Научить изготавливать мягкие игрушки, привить трудовые и практические навыки;
Развивающие
-Развить творческую активность и фантазию;
Воспитательные
- Воспитать художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость самостоятельность,
аккуратность и бережливость.
Отличительной особенностью данной программы является построение тематического плана. Темы расположены так, что изделия постепенно усложняются. С каждой новой темой добавляются новые элементы и закрепляется пройденный материал. Изделия подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и не вызывают затруднений в изготовлении. Применение технологических карт, облегчает обучение и делает его более доступным.
Обучение изготовлению мягкой игрушки рассчитано на детей 9 - 11 лет , потому что это доступная для этого возраста по материалам и технике исполнения работа. Базовый уровень знаний ребёнка до начала освоения программы предполагает умение вдевания нитки в иголку, обведение и вырезание деталей.
Программа рассчитана на 144 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, (4 часа в неделю).
Количество детей в группе: 8 человек.
Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуально- групповая.
Формы проведения занятий: практические занятия, теоретические занятия, рассказ, беседа, игра.
Предполагаемый педагогический результат
- Ребёнок научится изготавливать мягкие игрушки, получит трудовые и практические навыки.
- У ребёнка будет развита творческая активность и фантазия, воспитан эстетический и художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, аккуратность и бережливость.
Формы и способы проверки результата: опрос, беседа, наблюдение педагога.
Этапы педагогического контроля
Сроки,этапы контроля | Какие ЗУН контролируются | Форма подведения итогов |
Сентябрь, вводный | Знание видов швов. Навыки раскроя ткани. Знание правил экономного раскроя ткани. Навыки сшивания. Знание видов ткани. | Задачи поискового характера. |
Октябрь, промежуточный | Знание технологии изготовления мягких игрушек с донышком. Умение работать с технологическими картами. | Опрос. Самостоятельная работа. Наблюдение. |
Февраль, промежуточный | Знание технологии изготовления мягких игрушек трёх-клиновых. Навыки сшивания. Навыки раскроя ткани. | Опрос. Самостоятельная работа. Наблюдение. |
Апрель, промежуточный | Знание технологии изготовления мягких игрушек четвероногих. Умение различать ткани по их свойствам. | Опрос. Самостоятельная работа. Наблюдение. |
Май, итоговый | Умение самостоятельно изготавливать мягкие игрушки. Творческий подход в оформлении мягкой игрушки. | Коллективный анализ работ, самоанализ |
3. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
практика | теория | всего | ||
1 | Вводное занятие | - | 2 | 2 |
2 | Изучение видов швов | 1 | 1 | 2 |
3 | Изготовление объёмных мягких игрушек с донышком | 20 | 2 | 22 |
4 | Изготовление объёмных мягких игрушек – новогодних сувениров | 30 | 4 | 34 |
5 | Изготовление объёмных мягких игрушек трёх-клиновых | 28 | 4 | 32 |
6 | Изготовление объёмных мягких игрушек четвероногих | 44 | 6 | 50 |
7 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
ИТОГО: | 125 | 19 | 144 |
4. Содержание программы
1. Вводное занятие.
Теория: Вводный инструктаж. Знакомство с содержанием обучения. Знакомство с материалами и инструментами. Игры.
2.Изучение видов швов.
Теория: Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности при работе с ручным инструментом. Виды швов: шов «Строчка», шов «Через край», «Потайной» шов. Их назначение. Виды тканей: трикотаж, ситец, флис, велюр, искусственный мех. Работа с таблицей «Виды швов». Работа с технологической картой изготовления «Подушечки игольницы».
Практика: Шов «строчка» - сшивание деталей по контуру, Шов «через край» - сшивание деталей из плотной ткани. «Потайной» шов - сшивание с лицевой стороны. Работы на выбор: «Подушечка-игольница».
Материалы: Ткани (трикотаж, ситец, флис, велюр), нитки, мех искусственный, синтепон.
Инструменты: Ножницы, иглы швейные, иглы для скрепления.
3.Изготовление объёмных мягких игрушек с донышком.
Теория: Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности при работе с ручным инструментом. Технология изготовления объёмных мягких игрушек с донышком. Работа с технологическими картами.
Практика: Раскрой деталей из ткани. Сшивание деталей. Набивание. Сбор и оформление изделия. Работы на выбор: «Божья коровка», «Грибочек», «Дельфин», «Рыбка».
Виды швов: «Строчка», «Через край», «Потайной».
Материалы: Ткани: трикотаж, флис, велюр. Клеёнка, пластмассовые глазки, лента, нитки, синтепон, шаблоны из картона.
Инструменты: Ножницы, иглы швейные, иглы для скрепления, напёрстки, ручки, клей (полимерный).
4. Изготовление объёмных мягких игрушек – новогодних сувениров.
Теория: Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности при работе с ручным инструментом. Технология изготовления объёмных мягких игрушек – новогодних сувениров. Работа с технологическими картами.
Практика: Раскрой деталей из ткани и искусственного меха. Сшивание деталей. Набивание. Сбор и оформление изделия. Работы на выбор: «Дед Мороз», «Снегурочка», «Снеговик», «Символ года».
Виды швов: «Строчка», «Через край», «Потайной».
Материалы: Ткани (трикотаж, флис, велюр), мех искусственный. Клеёнка, пластмассовые глазки, лента, бижутерия, нитки швейные, пряжа, синтепон, шаблоны из картона.
Инструменты: Ножницы, иглы швейные, иглы для скрепления, напёрстки, ручки, клей (полимерный).
5. Изготовление объёмных мягких игрушек трёх-клиновых.
Теория: Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности при работе с ручным инструментом. Технология изготовления объёмных мягких игрушек трёх-клиновых. Работа с технологическими картами.
Практика: Раскрой деталей из ткани. Сшивание деталей. Набивание. Сбор и оформление изделия. Работы на выбор: «Кенгуру», «Дракон», «Собака», «Кролик».
Виды швов: «Строчка», «Через край», «Потайной».
Материалы: Ткани (трикотаж, флис, велюр), клеёнка, пластмассовые глазки, лента, нитки швейные, синтепон, шаблоны из картона.
Инструменты: Ножницы, иглы швейные, иглы для скрепления, напёрстки, ручки, клей (полимерный).
6. Изготовление объёмных мягких игрушек четвероногих.
Теория: Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности при работе с ручным инструментом. Технология изготовления объёмных мягких игрушек четвероногих. Работа с технологическими картами.
Практика: Раскрой деталей из ткани. Сшивание деталей. Набивание. Сбор и оформление изделия. Работы на выбор: «Жираф», «Слон», «Лошадка», «Ослик», «Оленёнок», «Коровка».
Виды швов: «Строчка», «Через край», «Потайной».
Материалы: Ткани (трикотаж, флис, велюр). Клеёнка, пластмассовые глазки, лента, нитки швейные, пряжа, синтепон, шаблоны из картона.
Инструменты: Ножницы, иглы швейные, иглы для скрепления, напёрстки, ручки, клей (полимерный).
7. Итоговое занятие.
Практика: Выставка. Подведение итогов.
5. Методическое обеспечение программы
№п/п | Тема программы | Форма организации и форма проведения занятий | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
1 | Вводное занятие | Групповая. Беседа, рассказ, игра. | Словесный. Наглядный. | Технологические карты изготовления «Подушечки игольницы», «Божьей коровки», «Грибочка», «Дельфина», «Рыбки», «Обезьянки», «Снеговика», «Деда Мороза», «Снегурочки», «Кенгуру», «Дракона», «Собаки», «Кролика», «Жирафа», «Слона», «Лошадки», «Ослика», «Оленёнка», «Коровки». | Вводный сентябрь задачи поискового характера |
2 | Изучение видов швов | Индивидуально- групповая. Практическое занятие. | Наглядный, практический, репродуктивный. | Таблица «Виды швов», технологическая карта изготовления «Подушечки игольницы». | Вводный сентябрь задачи поискового характера |
3 | Изготовление объёмных мягких игрушек с донышком | Индивидуально- групповая. Практическое занятие. | Наглядный, практический, репродуктивный | Технологические карты, раздаточный материал (шаблоны) игрушек «Божья коровка», «Грибочек», «Дельфин», «Рыбка». | Текущий. Октябрь. Опрос, самостоятельная работа, наблюдение. |
4 | Изготовление объёмных мягких игрушек – новогодних сувениров | Индивидуально- групповая. Практическое занятие. | Наглядный, практический, репродуктивный. | Технологические карты, раздаточный материал (шаблоны) игрушек «Дед Мороз», «Снегурочка», «Снеговик», «Обезьянка». | Текущий. Декабрь. Опрос, самостоятельная работа, наблюдение. |
5 | Изготовление объёмных мягких игрушек трёх-клиновых. | Индивидуально- групповая. Практическое занятие. | Наглядный, практический, репродуктивный. | Технологические карты, раздаточный материал (шаблоны) игрушек «Кенгуру», «Дракон», «Собака», «Кролик». | Текущий. Февраль. Опрос, самостоятельная работа, наблюдение. Выставки. |
6 | Изготовление объёмных мягких игрушек четвероногих. | Индивидуально- групповая. Практическое занятие. | Наглядный, практический, репродуктивный. | Технологические карты, раздаточный материал (шаблоны) игрушек «Жираф»», «Слон», «Лошадка», «Ослик», «Оленёнок», «Коровка». | Текущий. апрель. Опрос, самостоятельная работа, наблюдение. Выставки. |
7 | Итоговое занятие | Групповая. Беседа, игра. | Словесный. | Готовые изделия | Итоговый. Май. Коллективный анализ работ, самоанализ. Выставка. |
Материально-техническое обеспечение общеобразовательной программы:
Материалы:
- Ткани (трикотаж, флис, велюр, ситец.)
- Мех искусственный.
- Клеёнка на тканевой основе.
- Лента атласная (0,5-1см.).
- Бижутерия (пуговицы, бисер, бусинки, ...).
- Нитки (швейные, пряжа).
- Наполнитель (синтепон).
- Глазки пластмассовые.
- Шаблоны из картона.
Инструменты:
- Ножницы.
- Иглы швейные.
- Напёрстки.
- Ручки.
- Иглы для скрепления.
- Клей (полимерный, универсальный).
Методическое оснащение:
1. Анищенко В.В. Мягкие игрушки своими руками.- М.: Мир книги, 2007.-224с.
2. Белова Н. Мягкая игрушка.- М.: Эксмо, 2003.-220с.
3. Кочетова С. Мягкая игрушка.- М.: Эксмо, 2004.-216с.
4. Лапаева Н. Шьём весёлый зоопарк.- М. : Айрис-пресс, 2005. - 192с.
5. Локвуд Д. Творчество с ребёнком. - М.: АСТ. Астрель, 2006.- 348с .
6. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. М. : Айрис-пресс, 2008. - 208с.
- Твердохлеб Е. Мягкая игрушка своими руками. Х. : Книжный клуб, 2005.- 160с.
- Харлстон М. Шьём забавные куклы и игрушки. Х. : Юнисофт, 2009.-126с.
- Технологические карты изготовления: «Подушечки игольницы», «Божьей коровки», «Грибочка», «Дельфина», «Рыбки», «Обезьянки», «Снеговика», «Деда Мороза», «Снегурочки», «Кенгуру», «Дракона», «Собаки», «Кролика», «Жирафа», «Слона», «Лошадки», «Ослика», «Оленёнка», «Коровки». Таблица «Виды швов».
- Раздаточный материал (шаблоны) игрушек: «Божья коровка», «Грибочек», «Дельфин», «Рыбка», «Обезьянка», «Снеговик», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Кенгуру», «Дракон», «Собака», «Кролик», «Жираф», «Слон», «Лошадка», «Ослик», «Оленёнок», «Коровка».
- Готовые изделия: «Божья коровка», «Грибочек», «Дельфин», «Рыбка», «Обезьянка», «Снеговик», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Кенгуру», «Дракон», «Собака», «Кролик», «Жираф», «Слон», «Лошадка», «Ослик», «Оленёнок», «Коровка».
6. Список литературы.
1. Анищенко В.В. Мягкие игрушки своими руками.- М.: Мир книги, 2007.-224с.
2. Белова Н. Мягкая игрушка.- М.: Эксмо, 2003.-220с.
3. Кочетова С. Мягкая игрушка.- М.: Эксмо, 2004.-216с.
4. Лапаева Н. Шьём весёлый зоопарк.- М. : Айрис-пресс, 2005. - 192с.
5. Локвуд Д. Творчество с ребёнком. - М.: АСТ. Астрель, 2006.- 348с .
6. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. М. : Айрис-пресс, 2008. - 208с.
7. Твердохлеб Е. Мягкая игрушка своими руками. Х. : Книжный клуб, 2005.- 160с.
8. Харлстон М. Шьём забавные куклы и игрушки. Х. : Юнисофт, 2009.-126с.
9. Технологические карты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...