Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для учащихся 1-2 классов
рабочая программа по теме
Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к работе с бумагой, ознакомлением с ее свойствами, простейшими и увлекательными способами работы с ней.
Большие возможности таит в себе обыкновенная бумажная полоска, бумажный круг или квадрат, они могут стать исходным материалом для создания объемных конструкций, разнообразных мелких поделок и игрушек.
Вырезая ножницами, клея, комбинируя и складывая бумажные фигуры в кольца, цепочки, гармошку, спирали ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращая его в изящные образы и композиции, постигая свойства и структуру материала, наслаждаясь палитрой цветовых гамм, сочетая комбинации различных форм и величин.
Большая роль в овладении бумагопластикой отводится коллективным работам, создавая совместную большую композицию, дети получают результат гораздо быстрее и воспринимают готовую работу целостно, как свою собственную, получают удовлетворение и желание творить новое и замечательное.
Программа предполагает обучение простым изделиям для начинающих в технике оригами. Совсем несложные, но элегантные модели из квадратов листа бумаги, развивают у детей способности к конструированию, развивают фантазию, образное восприятие и пространственное воображение. Система работы с бумагой в программе построена по принципу от простого к сложному, развивая и закрепляя умение аккуратно работать с ножницами, бумагой и клеем, сохранять в чистоте рабочее место.
Первые шаги бумагопластики настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий, но обучать этому человека следует с раннего возраста, развивая чувство цвета, гармонии, пространственное мышление, а если занятия будут увлекательным путешествием в бумажную страну, то восторженные глаза обучающихся будут главной наградой педагогу и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для учащихся 1-2 классов | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
Центр эстетического воспитания детей «Творчество»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по декоративно-прикладному искусству
для 1-2 класса
педагог дополнительного образования
Колбасина Лолита Юрьевна
высшая квалификационная категория
г. Владикавказ,2015г.
Пояснительная записка
Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к работе с бумагой, ознакомлением с ее свойствами, простейшими и увлекательными способами работы с ней.
Большие возможности таит в себе обыкновенная бумажная полоска, бумажный круг или квадрат, они могут стать исходным материалом для создания объемных конструкций, разнообразных мелких поделок и игрушек.
Вырезая ножницами, клея, комбинируя и складывая бумажные фигуры в кольца, цепочки, гармошку, спирали ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращая его в изящные образы и композиции, постигая свойства и структуру материала, наслаждаясь палитрой цветовых гамм, сочетая комбинации различных форм и величин.
Большая роль в овладении бумагопластикой отводится коллективным работам, создавая совместную большую композицию, дети получают результат гораздо быстрее и воспринимают готовую работу целостно, как свою собственную, получают удовлетворение и желание творить новое и замечательное.
Программа предполагает обучение простым изделиям для начинающих в технике оригами. Совсем несложные, но элегантные модели из квадратов листа бумаги, развивают у детей способности к конструированию, развивают фантазию, образное восприятие и пространственное воображение. Система работы с бумагой в программе построена по принципу от простого к сложному, развивая и закрепляя умение аккуратно работать с ножницами, бумагой и клеем, сохранять в чистоте рабочее место.
Первые шаги бумагопластики настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий, но обучать этому человека следует с раннего возраста, развивая чувство цвета, гармонии, пространственное мышление, а если занятия будут увлекательным путешествием в бумажную страну, то восторженные глаза обучающихся будут главной наградой педагогу и родителям.
Актуальность настоящей программы заключается в приобщении и ознакомлении детей с искусством работы с бумагой, в развитии изобразительных навыков детей, в оказании влияния на формирование художественного вкуса и открывает простор для последующего совершенствования творческих способностей.
Новизна и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она построена на основе развивающего обучения и ориентирована на поддержку и развитии пытливого стремления ребенка познать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Каждый ребёнок талантлив и имеет право на самовыражение в той или иной сфере деятельности. Каждый вид искусства имеет свои методы и приёмы отражения реальности и фантазии.
- программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебно-воспитательные задачи;
- изготовление поделок требует от детей ловких действий. В процессе освоения программы, формируются умения и навыки;
- ручной труд способствует развитию мелкой моторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений;
- сотрудничество педагога с воспитанниками при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ученика, его стремление, способности.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Цель образовательной программы-нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам искусству выполнения поделок из бумаги, обучении техники оригами. Раскрыть творческий потенциал ребенка средствами художественного труда, а также приобщать детей к культурным ценностям посредством овладения знаниями и навыками художественной обработки бумаги. Развивать самостоятельную, творчески мыслящую личность.
Задачи:
- ознакомить с историей изобретения бумаги и возникновения оригами; - обучить основным приемам и техники оригами; - способствовать развитию мелкой моторики;
- формировать вкус, художественно-творческое воображение, активность;
В процессе обучения у детей воспитываются замечательные качества личности: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение.
Образовательная программа направленна на развитие мотивации личности к познанию и творчеству и реализуется в возрастной группе детей от 7 до 9 лет.
В программе предлагаются следующие формы работы:
- теоретические занятия;
- групповые практические занятия;
- индивидуальные занятия.
Итогами реализации образовательной программы предлагаются следующие результаты.
По итогам реализации образовательных программ проводится итоговая выставка и презентация поделок, выполненных ребятами в процессе обучения.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теоритич. сведения | Практич. занятия |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | - |
2. | Оригами | 16 | 1 | 15 |
3. | Ёлочные игрушки | 8 | 1 | 7 |
4. | Бумагопластика | 6 | 1 | 5 |
5. | Аппликация. Работа с кругом. | 12 | 1 | 11 |
6. | Объёмная аппликация. | 8 | 1 | 7 |
7. | Бисероплетение. | 4 | 1 | 3 |
8. | Аппликация из ваты и нити. | 3 | 1 | 2 |
9. | Сердечко из цветной бумаги. | 4 | 1 | 3 |
10. | Объёмные игрушки. | 10 | 1 | 9 |
ИТОГО: | 72 | 10 | 62 |
1 года обучения. Содержание программы.
I. Вводное занятие:
1.знакомство с детьми, общие сведения о правилах внутреннего распорядка, инструктаж по технике безопасности работы с инструментами и материалами;
2. знакомство с необходимым материалом для предстоящих занятий: цветной бумагой, картоном, бисером, пластилином, природным материалом.
Азбука бумагопластики.
Бумага - как материал для изготовления всевозможных поделок.
Свойства бумаги. Разновидность бумаги. Инструменты и приспособления. Последовательность работы.
Оригами - искусство складывать фигурок из бумаги.
Превращение листа бумаги в игрушку, фигурку.
II. Оригами.
Изготовление из бумаги и картона аппликации «Яхта на море».
Практическая работа:
- подбор бумаги;
- квадрат из прямоугольника (3 квадрата разного цвета);
- разметка и склеивание фигурки яхты по схеме (складной кораблик)
- наклеивание складных корабликов на картон;
- оформление аппликации «Яхта на море», птицы, солнце.
Изготовление аппликации «Бабочка».
Практическая работа:
- подбор бумаги;
- квадрат из прямоугольника (2-3 квадрата разного цвета);
- разметка и складывание фигурки «Бабочка» в 2 этапа;
- наклеивание «Бабочек» на картон;
- оформление аппликации: усики, головка бабочки.
Изготовление оригами «Гном».
Практическая работа:
- подбор бумаги;
- квадрат из прямоугольника;
- разметка и складывание фигурки «Гнома» (туловище и голова)
- наклеивание на картон.
Изготовление оригами «Попугай».
Практическая работа:
-подбор бумаги;
-квадрат из прямоугольника;
-разметка и складывание фигурки «Попугая».
III. Готовимся к празднику. Ёлочные игрушки. Работа с креповой бумагой.
Аппликация «Ёлочка».
Практическая работа:
-подбор бумаги;
-вырезание квадратов размером 8 х 8; 12 х 12; 16 х 16.
-сложить в технике оригами;
-наклеить на основу-картон.
Изготовление «Фонарика».
Практическая работа:
- подбор бумаги;
- вырезание прямоугольника;
- разметить равные полоски на расстоянии 1,5 см;
- сборка и склеивание «фонарика».
Снежинка вырезная.
Практическая работа:
- подбор бумаги;
- вырезать квадрат (10х10);
-сложить в три приёма, срез закруглить;
- на левой части заготовки нарисовать произвольный фрагмент снежинки и вырезать по контуру.
IV. Бумагопластика.
Пластичная полоска. Учимся изгибать петли.
Поделка «Хризантема».
Практическая работа:
- подбор бумаги;
- вырезание полосок из бумаги по шаблону;
- изготовление петель круга – основы;
- сборка цветка.
Поделка «Лебедь».
Практическая работа:
- подбор бумаги;
- вырезание полосок из бумаги по шаблону;
- наклеивание на основу оперенья птицы.
V. Аппликация.
Работа с кругом. Аппликация «Чебурашка».
Практическая работа:
-подбор бумаги;
-работа с трафаретом;
-вырезание деталей аппликации;
-наклеивание на основу-картон.
Аппликация « Пингвин».
-Практическая работа:
-подбор бумаги;
-работа с трафаретом;
-вырезание деталей аппликации;
-наклеивание на основу-картон.
Изготовление аппликации «Бабочка».
Практическая работа:
-подбор бумаги;
-вырезание деталей аппликации;
-наклеивание на основу-картон.
Аппликация «Осминожка».
Практическая работа:
-подбор бумаги;
-вырезание деталей аппликации с использованием трафарета;
-наклеивание деталей аппликации на основу-картон.
VI. Объемные аппликации из цветной бумаги.
Поиграем с кругом. Изготовление водяной лилии.
Практическая работа:
- вырезать по шаблону 2 круга.
- сложить 3 раза получив 8 равных секторов;
- сложить в лепестки, склеить;
- наклеить на картонную основу;
Учимся скручивать бумагу.
Открытка «Мимоза».
Практическая работа:
- заготовить 15 одинаковых кружков диаметром 1 см.;
- скрутить кружки основанием карандаша;
- наклеить на основу-открытку стебли, вырезанные из бумаги;
- наклеить детали цветов мимозы.
VII. Бисероплетение.
История бисероплетения. Материалы, инструменты и приспособления.
Техника безопасности работы с ними. Виды плетения.
Параллельное плетение.
«Рыбка».
Практическая работа:
- разбор схемы;
- плетение по схеме;
«Стрекоза».
Практическая работа:
- подбор бисера по цветовой гамме;
- разбор схемы;
- плетение изделия по схеме;
VIII. Работа с нитью и ватой. Аппликация из ваты на бархатной бумаге.
«Верба».
Практическая работа:
- нарезать пряжу подходящего цвета, длиной 15 см.;
- в каждом месте, прикрепления почки вербы завязать два узла (для утолщения);
- веточки приклеить на основу;
- ватные почки прикрепить над узелками.
IX. Изготовление «Сердечка» из цветной бумаги.
Практическая работа:
- вырезать по шаблону две детали;
- сделать на них по три надреза, указанной длины;
- сложить плетение « шахматное »;
- края скрепить клеем;
- нарезанные щитки собрать в виде панциря;
- слепить голову черепахи с глазками и прикрепить к туловищу.
X. Объемные игрушки. Мышка (из картона).
- обвести по шаблону на картоне туловище мышки;
- вырезать по контуру;
- сложить и склеить туловище;
- выкроить ушки, вставить в прорези, склеить;
- отметить глазки;
- вырезать из бумаги хвостик и приклеить
Объемная игрушка из конуса «Курочка».
Практическая работа:
-обвести по шаблону и вырезать из картона конус, скрепить степлером.
- вырезать полоски из бумаги;
- наклеить полоски на конус;
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
После первого года обучения дети должны:
Знать:
1.Историрию и художественные традиции в таком виде декоративно-прикладного искусства, как аппликация, бисероплетение, игрушка-самоделка.
2.Терминалогию – название инструментов и приспособлений, название видов бумаги, бисера.
3.Разновидности и свойства бумаги, технологию работы с бисером и проволокой.
4.Технику безопасности работы с инструментами и приспособлениями.
5. Технологию выполнения аппликации простейшего вида.
6. Технология изготовления простейшего оригами.
Уметь:
1.Владеть своим вниманием.
2.Воспринимать и осмысливать полученную информацию.
3.Определять и выполнять поставленную задачу.
4. Уметь пользоваться шаблоном и карандашом.
5.Аккуратно клеить, вырезать по контуру.
6.Подбирать правильно цветовую гамму для аппликации.
7.Читать простейшие схемы для работы с бисером.
8.Придавать изделию законченный вид, доводить начатое дело до конца.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
- Схема для плетения бисером и образцы работ из бисера;
- Образцы аппликаций из бумаги;
- Образцы изделий оригами из цветной бумаги;
- Образцы поделок из природного материала;
- Образцы праздничных открыток, подарочных поделок;
- Изделия игрушек из бумаги.
- Образцы поделок из пластилина.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ.
1.Ножницы
2.Клей ПВА
3.Шило
4. Шаблоны, трафареты
5.Цветная бумага, картон
6. Карандаши цветные и простые
Список используемой литературы.
- В. Хазенбанк и Э. Хёненин «Сделай сам», изд. Берлин 1988 г.
- Г.Н. Долженко «100 поделок из бумаги» Ярославль, Академия развития.2004 г.
- Т. Геронимус «Я всё умею делать сам». Учебный комплект. 2 кл. Москва.2002 г.
- Л.В. Базулина, И.В. Новикова «Игрушки из бисера» г.Электросталь. Академия развития 2008г.
- Г.И. Перевертень «Поделки из шишек» Москва 2006 г.
- И.Ю. Муханова «Аппликация» г. Москва 2004 г.
- В.Г. Машинистов «Дидактический материал по трудовому обучению» г. Москва «просвещение, 1992г.»
- Журнал «Оригами – искусство складывания из бумаги» 1997г. №5,№7.
- Т.Н. Постнякова «Уроки мастерства» 2000 г. Корпорация «Федоров».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"
Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...
Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество.Дизайн"
Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»...
Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству
Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству...
Рабочая программа курса "Декоративно-прикладное творчество. Декупаж"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса по выбору для обучающихся 7 класса....
Рабочая программа центра декоративно - прикладного творчества в детском лагере.
Современные дети много времени проводят за компьютером, мало - на природе и совсем немного занимаются трудом, становятся замкнутыми, оторванными от окружающей действительности, владеют лишь небольшим ...
Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"
Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"...
Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству "Каруселька"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Творчество – это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в...