Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для учащихся 1-2 классов
рабочая программа по теме

Колбасина Лоллита Юрьевна

        Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность  и ориентирована на приобщение детей к работе с бумагой, ознакомлением с  ее свойствами, простейшими и увлекательными способами работы с ней.                      

     Большие возможности таит в себе обыкновенная бумажная полоска, бумажный круг или квадрат, они могут стать исходным материалом для создания объемных конструкций,  разнообразных  мелких поделок и игрушек.                      

     Вырезая ножницами, клея,  комбинируя и складывая  бумажные фигуры в кольца, цепочки, гармошку, спирали ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращая его в изящные образы и композиции, постигая свойства и структуру материала, наслаждаясь палитрой  цветовых  гамм, сочетая комбинации различных форм и величин.                                                                                           

     Большая роль в овладении бумагопластикой  отводится коллективным работам, создавая совместную большую  композицию,  дети получают результат  гораздо быстрее и воспринимают  готовую работу целостно, как свою собственную,  получают  удовлетворение и  желание творить новое и замечательное.                                                                                                                                              

    Программа предполагает обучение простым  изделиям для начинающих  в технике оригами. Совсем несложные, но элегантные модели из квадратов листа бумаги, развивают у детей способности к конструированию, развивают фантазию, образное восприятие и пространственное воображение. Система работы с бумагой в программе построена по принципу от простого  к сложному, развивая и закрепляя умение аккуратно работать с ножницами, бумагой  и клеем, сохранять в чистоте рабочее место.                                                                            

   Первые шаги  бумагопластики  настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий, но обучать этому человека следует с раннего возраста, развивая чувство цвета, гармонии, пространственное мышление, а если занятия будут увлекательным  путешествием  в бумажную страну, то восторженные глаза обучающихся будут главной наградой педагогу и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей

Центр эстетического воспитания детей «Творчество»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по декоративно-прикладному искусству

для    1-2 класса    

                                                          педагог  дополнительного    образования

                                                                      Колбасина  Лолита  Юрьевна

                                                                      высшая квалификационная  категория

        

г. Владикавказ,2015г.

Пояснительная записка      

        Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность  и ориентирована на приобщение детей к работе с бумагой, ознакомлением с  ее свойствами, простейшими и увлекательными способами работы с ней.                      

     Большие возможности таит в себе обыкновенная бумажная полоска, бумажный круг или квадрат, они могут стать исходным материалом для создания объемных конструкций,  разнообразных  мелких поделок и игрушек.                      

     Вырезая ножницами, клея,  комбинируя и складывая  бумажные фигуры в кольца, цепочки, гармошку, спирали ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращая его в изящные образы и композиции, постигая свойства и структуру материала, наслаждаясь палитрой  цветовых  гамм, сочетая комбинации различных форм и величин.                                                                                            

     Большая роль в овладении бумагопластикой  отводится коллективным работам, создавая совместную большую  композицию,  дети получают результат  гораздо быстрее и воспринимают  готовую работу целостно, как свою собственную,  получают  удовлетворение и  желание творить новое и замечательное.                                                                                                                                              

    Программа предполагает обучение простым  изделиям для начинающих  в технике оригами. Совсем несложные, но элегантные модели из квадратов листа бумаги, развивают у детей способности к конструированию, развивают фантазию, образное восприятие и пространственное воображение. Система работы с бумагой в программе построена по принципу от простого  к сложному, развивая и закрепляя умение аккуратно работать с ножницами, бумагой  и клеем, сохранять в чистоте рабочее место.                                                                            

   Первые шаги  бумагопластики  настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий, но обучать этому человека следует с раннего возраста, развивая чувство цвета, гармонии, пространственное мышление, а если занятия будут увлекательным  путешествием  в бумажную страну, то восторженные глаза обучающихся будут главной наградой педагогу и родителям.

       Актуальность настоящей  программы заключается в приобщении и ознакомлении детей с искусством работы с бумагой, в  развитии изобразительных навыков детей, в оказании влияния на формирование  художественного вкуса и открывает простор для последующего совершенствования творческих способностей.

       Новизна и педагогическая целесообразность программы заключается в том,  что она построена на основе развивающего обучения и ориентирована на  поддержку и развитии пытливого стремления ребенка познать мир  во всех его ярких красках и проявлениях. Каждый ребёнок талантлив и имеет право на самовыражение в той или иной сфере деятельности. Каждый вид искусства имеет свои методы и приёмы отражения реальности и фантазии.

- программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебно-воспитательные задачи;

- изготовление поделок требует от детей ловких действий. В процессе освоения программы, формируются умения и навыки;

- ручной труд способствует развитию мелкой моторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений;

- сотрудничество педагога с воспитанниками при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ученика, его стремление, способности.

      В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

        Цель образовательной программы-нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам искусству выполнения поделок из бумаги, обучении техники оригами. Раскрыть творческий потенциал ребенка средствами художественного труда, а также приобщать детей к культурным ценностям посредством овладения знаниями и навыками художественной обработки бумаги. Развивать самостоятельную, творчески мыслящую личность.                                                                                                                                                                          

         Задачи:                                                                                                                                                                                            

 - ознакомить с историей изобретения бумаги и возникновения оригами;                                                                                 - обучить основным  приемам и техники оригами;                                                                            - способствовать развитию мелкой моторики;

- формировать вкус, художественно-творческое воображение, активность;

     

       В процессе обучения у детей воспитываются замечательные качества личности: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение.                                                                                      

       Образовательная программа направленна на развитие мотивации личности к познанию и творчеству и реализуется в возрастной группе детей от 7 до 9 лет.    

     В программе предлагаются следующие формы работы:

- теоретические занятия;

- групповые практические занятия;

- индивидуальные занятия.

Итогами реализации образовательной программы предлагаются следующие результаты.

   По итогам реализации образовательных программ проводится итоговая выставка и презентация поделок, выполненных ребятами в процессе обучения.

                Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема занятия

Кол-во

часов

Теоритич.

сведения

Практич.

занятия

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

1

-

2.

Оригами

16

1

15

3.

Ёлочные игрушки

8

1

7

4.

Бумагопластика

6

1

5

5.

Аппликация. Работа с кругом.

12

1

11

6.

Объёмная аппликация.

8

1

7

7.

Бисероплетение.

4

1

3

 8.

Аппликация из ваты и нити.

3

1

2

9.

Сердечко из цветной бумаги.

4

1

3

10.

Объёмные игрушки.

10

1

9

ИТОГО:

72

10

62

1 года обучения. Содержание программы.

I. Вводное занятие:

1.знакомство с детьми, общие сведения о правилах внутреннего распорядка, инструктаж по технике безопасности работы с инструментами и материалами;

 2. знакомство с необходимым материалом для предстоящих занятий: цветной бумагой, картоном, бисером, пластилином, природным материалом.

Азбука бумагопластики.

     Бумага - как материал для изготовления всевозможных поделок.

Свойства бумаги. Разновидность бумаги. Инструменты и приспособления. Последовательность работы.

    Оригами - искусство складывать фигурок из бумаги.

Превращение листа бумаги в игрушку, фигурку.

        II. Оригами.

Изготовление из бумаги и картона аппликации «Яхта на море».

Практическая работа:

- подбор бумаги;

- квадрат из прямоугольника (3 квадрата разного цвета);

- разметка и склеивание фигурки яхты по схеме (складной кораблик)

- наклеивание складных корабликов на картон;

- оформление аппликации «Яхта на море», птицы, солнце.

                       

                      Изготовление аппликации «Бабочка».

 Практическая работа:

- подбор бумаги;

- квадрат из прямоугольника (2-3 квадрата разного цвета);

- разметка и складывание фигурки «Бабочка» в 2 этапа;

- наклеивание «Бабочек» на картон;

- оформление аппликации: усики, головка бабочки.

Изготовление оригами «Гном».

 Практическая работа:

- подбор бумаги;

- квадрат из прямоугольника;

- разметка и складывание фигурки «Гнома» (туловище и голова)

- наклеивание на картон.

Изготовление оригами «Попугай».                                                                                  

  Практическая работа:                                                                                                                                      

  -подбор бумаги;                                                                                                                                                

  -квадрат из прямоугольника;                                                                                                                                                  

  -разметка и складывание фигурки «Попугая».

         

 III. Готовимся к празднику. Ёлочные игрушки. Работа с креповой бумагой.

                                          Аппликация «Ёлочка».

Практическая работа:

-подбор бумаги;

-вырезание квадратов размером 8 х 8; 12 х 12; 16 х 16.

-сложить в технике оригами;

-наклеить на основу-картон.

Изготовление «Фонарика».

Практическая работа:

- подбор бумаги;

- вырезание прямоугольника;

- разметить равные полоски на расстоянии 1,5 см;

- сборка и склеивание «фонарика».

Снежинка вырезная.

 Практическая работа:

- подбор бумаги;

- вырезать квадрат (10х10);

-сложить в три приёма, срез закруглить;

- на левой части заготовки нарисовать произвольный фрагмент снежинки и вырезать по контуру.

                                       

IV. Бумагопластика.

Пластичная полоска. Учимся изгибать петли.

Поделка «Хризантема».

Практическая работа:

-  подбор бумаги;

- вырезание полосок из бумаги по шаблону;

- изготовление петель круга – основы;

- сборка цветка.                                                                                                                                                        

Поделка «Лебедь».

 Практическая работа:

- подбор бумаги;

- вырезание полосок из бумаги по шаблону;

- наклеивание на основу оперенья птицы.

                                           

V. Аппликация.

Работа с кругом. Аппликация «Чебурашка».

  Практическая  работа:

 -подбор бумаги;

 -работа с трафаретом;

 -вырезание деталей аппликации;

 -наклеивание на основу-картон.

                                 

Аппликация « Пингвин».

-Практическая работа:

-подбор бумаги;

-работа с трафаретом;

-вырезание деталей аппликации;

-наклеивание на основу-картон.

Изготовление аппликации «Бабочка».

   Практическая работа:

 -подбор бумаги;

 -вырезание деталей аппликации;

 -наклеивание на основу-картон.

Аппликация  «Осминожка».

   Практическая работа:

    -подбор бумаги;

    -вырезание деталей  аппликации с использованием трафарета;

    -наклеивание деталей аппликации на основу-картон.

        

              VI. Объемные аппликации из цветной бумаги.

Поиграем с кругом. Изготовление водяной лилии.

Практическая работа:

- вырезать по шаблону 2 круга.

- сложить 3 раза получив 8 равных секторов;

- сложить в лепестки, склеить;

- наклеить на картонную основу;

Учимся скручивать бумагу.

Открытка «Мимоза».

 Практическая работа:

- заготовить 15 одинаковых кружков диаметром 1 см.;

- скрутить кружки основанием карандаша;

- наклеить на основу-открытку стебли, вырезанные из бумаги;

- наклеить детали цветов мимозы.

VII.  Бисероплетение.

История  бисероплетения. Материалы, инструменты и приспособления.

Техника безопасности работы с ними. Виды плетения.

Параллельное плетение.

«Рыбка».

 Практическая работа:

- разбор схемы;

- плетение по схеме;

 «Стрекоза».

Практическая работа:

- подбор бисера по цветовой гамме;

- разбор схемы;

- плетение изделия по схеме;

                         VIII. Работа с нитью и ватой. Аппликация  из ваты на бархатной бумаге.

«Верба».

Практическая работа:

 - нарезать пряжу подходящего цвета, длиной 15 см.;

- в каждом месте, прикрепления почки вербы завязать два узла (для утолщения);

- веточки приклеить на основу;

- ватные почки прикрепить над узелками.

IX. Изготовление «Сердечка» из цветной бумаги.

Практическая работа:

- вырезать по шаблону две детали;

- сделать на них по три надреза, указанной длины;

- сложить плетение « шахматное »;

- края скрепить клеем;

- нарезанные щитки собрать в виде панциря;

- слепить голову черепахи с глазками и прикрепить к туловищу.

X. Объемные игрушки.  Мышка (из картона).

- обвести по шаблону на картоне туловище мышки;

- вырезать по контуру;

- сложить и склеить туловище;

- выкроить ушки, вставить в прорези, склеить;

- отметить глазки;

- вырезать из бумаги хвостик и приклеить

Объемная игрушка из конуса «Курочка».

Практическая работа:

-обвести по шаблону и вырезать из картона конус, скрепить степлером.

- вырезать полоски из бумаги;

- наклеить полоски на конус;

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

После первого года обучения дети должны:

Знать:

1.Историрию и художественные традиции в таком виде декоративно-прикладного искусства, как аппликация, бисероплетение, игрушка-самоделка.

2.Терминалогию – название инструментов и приспособлений, название видов бумаги, бисера.

3.Разновидности и свойства бумаги, технологию работы с бисером и проволокой.

4.Технику безопасности работы с инструментами и приспособлениями.

5. Технологию выполнения аппликации простейшего вида.

6. Технология изготовления простейшего оригами.

Уметь:

1.Владеть своим вниманием.

2.Воспринимать и осмысливать полученную информацию.

3.Определять и выполнять поставленную задачу.

4. Уметь пользоваться шаблоном и карандашом.

5.Аккуратно клеить, вырезать по контуру.

6.Подбирать правильно цветовую гамму для аппликации.

7.Читать простейшие схемы для работы с бисером.

8.Придавать изделию законченный вид, доводить начатое дело до конца.

                             ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

  • Схема для плетения бисером и образцы работ из бисера;
  • Образцы аппликаций из бумаги;
  • Образцы изделий оригами из цветной бумаги;
  • Образцы поделок из природного материала;
  • Образцы праздничных открыток, подарочных поделок;
  • Изделия игрушек из бумаги.
  • Образцы поделок из пластилина.

                         ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ.

      1.Ножницы

      2.Клей ПВА

      3.Шило

      4. Шаблоны, трафареты

      5.Цветная бумага, картон

      6. Карандаши цветные и простые

        

Список используемой литературы.

  • В. Хазенбанк и Э. Хёненин «Сделай сам», изд. Берлин 1988 г.
  • Г.Н. Долженко «100 поделок из бумаги» Ярославль, Академия развития.2004 г.
  • Т. Геронимус «Я всё умею делать сам». Учебный комплект. 2 кл. Москва.2002 г.
  • Л.В. Базулина, И.В. Новикова «Игрушки из бисера»  г.Электросталь. Академия развития 2008г.
  • Г.И. Перевертень «Поделки из шишек» Москва 2006 г.
  • И.Ю. Муханова «Аппликация» г. Москва 2004 г.
  •  В.Г. Машинистов  «Дидактический материал по трудовому обучению» г. Москва «просвещение, 1992г.»
  • Журнал «Оригами – искусство складывания из бумаги» 1997г. №5,№7.
  • Т.Н. Постнякова «Уроки мастерства» 2000 г. Корпорация «Федоров».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"

Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...

Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество.Дизайн"

Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»...

Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству

Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству...

Рабочая программа курса "Декоративно-прикладное творчество. Декупаж"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса по выбору для обучающихся 7 класса....

Рабочая программа центра декоративно - прикладного творчества в детском лагере.

Современные дети много времени проводят за компьютером, мало - на природе и совсем немного занимаются трудом, становятся замкнутыми, оторванными от окружающей действительности, владеют лишь небольшим ...

Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"

Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"...

Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству "Каруселька"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        Творчество – это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в...