Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"
методическая разработка по теме
Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт условия для овладения учащимися совокупности умений и способов действия, а по содержательной направленности – художественно - эстетической. Данная образовательная программа отличается от взятой за основу введением новых разделов: «Бумажные фантазии», «Волшебное тесто», «Обереги и сувениры для дома», «Экодизайн», «Пасхальные аранжировки». В современном мире высоких технологий, экономического и информационного прогресса эта программа особенно актуальна. Работая с природным материалом, ребёнок испытывает радость от трудового процесса, может увидеть прекрасное в обыденных вещах, стремится познать законы и тайны мироздания и при этом учится логически мыслить и находить нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. Ребята могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников и выставок, своей комнаты, подарков родственникам. Вместе с познанием окружающего мира формируется и культура отношения к природе.
Цель программы: - создание условий для развития творческих способностей, фантазии при работе с природным материалом.
Разработана для детей в возрасте с 8 лет с опорой на знания, полученные на занятиях по трудовому обучению.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "Природа и фантазия".docx | 67.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского творчества станицы Ладожской
Утверждаю:
ДиректорМУДОДЦДТ ст. Ладожской
________________ О.А. Кравцова
принята на заседании педагогического совета ЦДТ
пр .№_______от_______________
Рабочая программа объединения декоративно-прикладного творчества «Природа и фантазия»
Срок реализации: 3 года Вид программы: модифицированная
Для детей: 8 лет
Педагог дополнительного образования:
Демидович Т.В.
2009г.
Пояснительная записка
Образовательная программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт условия для овладения учащимися совокупности умений и способов действия, а по содержательной направленности – художественно - эстетической. Данная образовательная программа отличается от взятой за основу введением новых разделов: «Бумажные фантазии», «Волшебное тесто», «Обереги и сувениры для дома», «Экодизайн», «Пасхальные аранжировки». В современном мире высоких технологий, экономического и информационного прогресса эта программа особенно актуальна. Работая с природным материалом, ребёнок испытывает радость от трудового процесса, может увидеть прекрасное в обыденных вещах, стремится познать законы и тайны мироздания и при этом учится логически мыслить и находить нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. Ребята могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников и выставок, своей комнаты, подарков родственникам. Вместе с познанием окружающего мира формируется и культура отношения к природе. Цель программы: - создание условий для развития творческих способностей, фантазии при работе с природным материалом. Задачи: - научить детей видеть красоту природы; - научить художественной обработке природных материалов; - обучить правилам пользования необходимыми для работы инструментами; - воспитывать бережное отношение к использованию местных растительных ресурсов; - развивать мелкую моторику рук, чувственное восприятие и воображение. Программа объединения разработана для детей в возрасте с 8 лет с опорой на знания, полученные на занятиях по трудовому обучению. Программа рассчитана на 3 года обучения: - 1год обучения – 144 часа (2 часа 2 раза в неделю); - 2 год обучения - 216 недельных часов(2 часа 3 раза в неделю). - 3 год обучения - 216 недельных часов(2 часа 3 раза в неделю). Прогнозируемые результаты: К концу первого года обучения дети должны: Знать: - понятие «природные материалы», виды природных материалов; - правила поведения в природе; - основные виды работы с природным материалом, бумагой, тестом. Уметь: - собирать, сушить и хранить природный материал; - составлять по образцу несложные композиции; - использовать в работе дополнительные инструменты и материалы. К концу второго года обучения дети должны: Знать: - приёмы обработки различных природных и бросовых материалов; - основы флористики и аранжировки, техники работы папье – маше и составления мозаики из природного материала.
Уметь: - самостоятельно подбирать, сушить и окрашивать природный материал; - правильно составлять букеты и композиции; - красиво и эстетично оформлять свою работу; - создавать работу по своему замыслу; - использовать бросовый материал в работе.
К концу третьего года обучения дети должны: Знать: - технику работы с различным природным, бросовым материалом, бумагой и тестом; - технологию соединения различных материалов для составления объёмных композиций. Уметь: - видеть необычное в обычном предмете; - последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла при выполнении работы из природного, бросового материала, теста, бумаги.
Учебно-тематический план объединения «Природа и фантазия»
1 год обучения – 144 часа
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Введение в образовательную программу | 2 | 1 | 1 |
2. | Поделки из семян растений | 20 | 5,5 | 14,5 |
3. | Мир флористики: чудесные листочки | 22 | 6 | 16 |
4. | Волшебное тесто | 10 | 2,5 | 7,5 |
5. | Мастерская Деда Мороза | 14 | 4 | 10 |
6. | Чудеса из соломки | 12 | 3,5 | 8,5 |
7. | Обереги и сувениры для дома | 20 | 5 | 15 |
8. | Крупинка к крупинке - получится картинка. | 20 | 5,5 | 14,5 |
9. | Бумажные фантазии | 12 | 3 | 9 |
10. | Дары моря | 6 | 2 | 4 |
11. | Искусство составления букетов | 4 | 1,5 | 2,5 |
12. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Всего за год: | 144 | 39,5 | 104,5 |
2 год обучения – 216 часов
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Подводный мир и его обитатели | 10 | 2,5 | 7,5 |
3. | Осенние фантазии | 12 | 3 | 9 |
4. | Флористика – музыка души | 14 | 4 | 10 |
5. | Солёное тесто | 32 | 8,5 | 23,5 |
6. | Бумажные фантазии | 10 | 2,5 | 7,5 |
7. | Новогодняя и рождественская флористика | 20 | 5,5 | 14,5 |
8. | Обереги и куклы | 14 | 4,5 | 9,5 |
9. | Волшебная соломка | 20 | 5,5 | 14,5 |
10. | Панно из круп и семян | 22 | 5,5 | 16,5 |
11. | Экодизайн | 20 | 5,5 | 14,5 |
12. | Пасхальные аранжировки | 16 | 4,5 | 11,5 |
13. | Наш друг - лес | 20 | 5,5 | 14,5 |
14. | Подведение итогов | 4 | 1 | 3 |
Всего за год: | 216 | 59 | 157 |
3 год обучения – 216 часов
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Подводный мир и его обитатели | 12 | 3 | 9 |
3. | Осенние фантазии | 12 | 3 | 9 |
4. | Флористика – музыка души | 20 | 5 | 15 |
5. | Солёное тесто | 26 | 6,5 | 19,5 |
6. | Обереги и куклы | 8 | 2 | 6 |
7. | Новогодняя и рождественская флористика | 20 | 5,5 | 14,5 |
8. | Бумажные фантазии | 34 | 10 | 24 |
9. | Панно из круп и семян | 22 | 5,5 | 16,5 |
10. | Экодизайн | 12 | 3,5 | 8,5 |
11. | Пасхальные аранжировки | 14 | 4 | 10 |
12. | Волшебная соломка | 14 | 3,5 | 10,5 |
13. | Наш друг - лес | 16 | 4,5 | 11,5 |
14. | Подведение итогов | 4 | 1,5 | 2,5 |
Всего за год: | 216 | 58,5 | 157,5 |
Содержание образовательной программы
1 год обучения
1. Введение в образовательную программу.
Теория: Знакомство c группой учащихся. Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники безопасности на занятиях и в объединении. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение. Правила безопасности при работе с ножницами и другими колющими и режущими предметами. Правила умелых ручек. Что такое природа. Правила поведения в природе. Понятие «природные материалы».
Практика: Игра «Что создано природой?»
2. Поделки из семян растений.
Теория: Введение в тему: виды природных и растительных материалов, их происхождение. Разнообразие семян, правила сбора, сроки и место их хранения. Дополнительные материалы, используемые при изготовлении поделок (картон, ДВП, краски, клей и т. д.). Основные приёмы изготовления аппликаций из семян. Подбор фона. Комбинирование семян разных растений для выделения цвета деталей. Эстетичность в оформлении работ (виды рамок). Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Сбор и сортировка семян различных растений. Изготовление аппликаций: « Цветы», «Львёнок». Использование семян овощей, фруктов и ягод (арбуз, дыня, огурец, тыква, яблоко, апельсин и др.), злаковых и кормовых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) для изготовления панно и составления орнаментов. Украшение ваз, стаканчиков для карандашей узорами из семян. Панно «Дерево», «Птичка», « Ромашки».
Тест - игра «Какому растению принадлежат семена?»
3.Мир флористики: чудесные листочки.
Теория: Листья и лепестки цветов. Их разнообразие, форма, цвет. Методы сушки листьев и цветов, хранение засушенного материала. Особенности работы с засушенным материалом. Техника составления композиций, панно, аппликаций и букетов. Вспомогательные материалы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Экскурсия в парк « Радужная осень» (заготовка флористического материала: листьев, цветов, лепестков и цветочно-декоративных растений). Составление декоративных букетов из листьев и цветов. Декоративные аппликации «Ваза с цветами», «Осенний букет», «Лес», « Корзина с грибами», « Зайчик», «Рыбки». Панно «Цветочная полянка», аппликация «Гордый цветок». Изготовление творческих работ по замыслу детей « Увидеть чудо в лепестке». Выставка работ.
4.Волшебное тесто.
Теория: Солёное тесто – уникальный материал. Способы приготовления теста и техника работы с ним. Плоскостные и объёмные изделия. Сушка и раскрашивание изделий. Дополнительные инструменты и материалы, используемые при работе с тестом. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Приготовление солёного теста. Лепка овощей и фруктов. Композиция «Дары осени». Изготовление панно «У ёлки», « Мы слепили это чудо».
5. Мастерская Деда Мороза.
Теория: Ёлочные украшения: предназначение, виды, формы. Разнообразие природных и вспомогательных материалов при их изготовлении. Техника работы с яичной, ореховой скорлупой, сосновыми и еловыми шишками. Новогодние сувениры. Эстетика при оформлении работ. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Изготовление объёмных новогодних игрушек из яичной скорлупы, шишек и орехов: « Рыбка», «Петушок», «Бабочка», «Попугай» и др. Ёлочные украшения из солёного теста: «Звёздочки», «Ёлочки» и др. Изготовление украшений по замыслу детей. Новогодний сувенир – подсвечник «Зимний лес».
6. Чудеса из соломки.
Теория: Знакомство с миром злаковых культур. Сроки заготовки злаковых, условия хранения, обработка и подготовка материала к работе. Технология изготовления аппликаций из соломки. Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для работы с соломкой. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Изготовление аппликаций и композиций из соломки: «Пчела на цветке», «Бабочка», «Тюльпан».
7.Обереги и сувениры для дома.
Теория: Обереги. История возникновения оберегов, их предназначение и символика. Использование различных природных материалов для изготовления оберегов и сувениров. Технология изготовления, соединение деталей. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Изготовление оберегов: «Веничек», «Подкова», сувениров: «Валентинки», «Подарок к празднику». Самостоятельная творческая работа: изготовление сувениров по замыслу детей.
8.Крупинка к крупинке - получится картинка.
Теория: Знакомство с разными видами круп (рис, гречка, пшено, ячневая, кукурузная, манная, пшеничная и др.), их происхождением и предназначением. Технология изготовления аппликаций из круп. Использование круп для украшения объёмных изделий. Правила окрашивания, сушки и хранения круп. Дополнительные материалы, используемые в работе. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Окрашивание круп. Изготовление аппликаций из разных видов круп: « Грибы», «Цветы», «Пасхальные фантазии», «Забавные животные». Панно и аппликации из манной крупы «Дельфин», «Золотая рыбка». Украшение крупами: подставка для яиц, пасхальная корзинка.
9. Бумажные фантазии.
Теория: Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Знакомство с основными правилами работы, изготовление основных форм: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, лист.
Практика: Мозаика из кусочков цветной бумаги «Козлёнок». Конструирование из основных форм квиллинга: аппликация «Виноград», «Цыплёнок на ветке», «Весенний букет».
10.Дары моря.
Теория: Знакомство с разнообразием морских и речных природных материалов (песок, ракушки, камни и т.д.). Форма, цвет, фактура материалов. Разнообразие ракушек. Сложности при работе с ракушками. Технология выполнения поделок из ракушек. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Изготовление панно из ракушек «Морские цветы», «Подводный мир».
11.Искусство составления букетов.
Теория: Садовые и полевые цветковые растения. Искусство составления объёмных цветочных композиций. Правила подбора растений для составления букета. Выбор вазы или сосуда для композиции. Техника безопасности при сборе растений, проведении экскурсий в природу.
Практика: Экскурсия в природу: сбор цветковых растений и составление композиций: «Дыхание лета». Конкурс: « Необычный букет».
12.Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ: «Удивительное рядом».
- год обучения
1.Вводное занятие.
Теория: Введение в образовательную программу: ознакомление учащихся с планом работы, целями и задачами второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Экскурсия в природу: игры на свежем воздухе.
2.Подводный мир и его обитатели.
Теория: Разнообразие морских природных материалов. Техника работы с песком, камешками. Комбинирование различных материалов при изготовлении поделок. Технология изготовления мозаики из камней и битых ракушек, объёмных сувениров. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Изготовление мозаичного панно из камней и ракушек: «Замок Русалочки», «Морское дно». Панно из песка: «Черепаха». Работы по замыслу детей.
3.Осенние фантазии.
Теория: Комбинирование различных природных материалов при составлении объёмных композиций. Технология выполнения работ с использованием листьев кукурузных початков. Эстетика при оформлении работ. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Букет из кукурузных листьев «Волшебные цветы», ваза «Подарок осени».
4. Флористика - музыка души.
Теория: История флористики. Сроки сбора и способы заготовки флористического материала. Условия устойчивого сохранения цвета и формы растений. Распределение материала по цветовой гамме. Технология составления букетов и коллажей из сухоцветов. Использование дополнительных материалов. Эстетичность в оформлении работ. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Экскурсия в парк – сбор природного материала. Сушка собранного материала. Составление букета из кленовых листьев. Композиция «Букет в шляпе». Аппликации: «Друзья», «Забавные животные», «Мудрая сова». Выставка работ «Золотая осень».
5. Солёное тесто.
Теория: Приготовление цветного теста. Способы окрашивания и длительного хранения теста. Технология лепки мелких деталей. Создание фактуры поверхности. Значение фона в композиции. Составление композиций из нескольких деталей. Использование дополнительных материалов и инструментов. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Замешивание и окрашивание теста. Изготовление панно: «Корзина с цветами и фруктами», «Ромашки», «Ёжик на прогулке», «Дерево», «Клубнички». Сувенир: «Ангелочек».
6. Бумажные фантазии.
Теория: Техника квиллинга. Технология изготовления основных форм: глаз, лист, полукруг, треугольник.
Практика: Изготовление аппликаций «Цветущая ветка», «Клоун», работ по творческому замыслу детей.
7. Новогодняя и рождественская флористика.
Теория: История и традиции изготовления новогодних и рождественских украшений. Символика. Особенности составления композиций. Разнообразие используемых материалов. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Прогулка в парк «Покормите птиц зимой». Составление композиций: «Сказочная ель», «Новогодний букет». Изготовление новогодних сувениров, игрушек, гирлянд. Рисование: «Новый год у ворот».
8. Обереги и куклы.
Теория: Роль оберегов и кукол в славянской культуре. Особенности изготовления кукол – оберегов. Использование в работе различных природных материалов, техника соединения деталей, составление композиций. Плетение косичек из травяного волокна. Навыки плетения из ивовых прутьев. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Изготовление оберегов: «Лесовичок», «Плетень», плетение кукол.
9.Волшебная соломка.
Теория: Объёмные и плоскостные работы из соломки. Окрашивание соломки. Правила составления композиций, подбор фона. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Изготовление композиций: «Розы», «Паучок», «Лапоть», «Очарование». Работы по замыслу детей. Выставка работ «Золотая соломка».
10. Панно из круп и семян.
Теория: Комбинирование разных видов круп и семян при изготовлении панно. Цветовая гамма и подбор фона. Выделение мелких деталей и контура рисунка при помощи круп. Эстетика при оформлении работ. Дополнительные материалы, используемые в работе. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Изготовление панно: «Снегири», «Мы любим спорт», «Птичий двор», «Анютины глазки», «Лилии».
11.Экодизайн.
Теория: Как разрешить проблему отходов? Разнообразие бросового материала. Использование в работе бросового материала. Техника работы с пластиком, пенопластом. Инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Прогулка – наблюдение «Экология нашей местности». Изготовление панно из пуха и перьев «Домашние птицы», аппликации из лимонной и апельсиновой цедры « Фруктовый рай», панно из опилок и чая «Ёж у гриба», картины из шерстяных ниток «Герои сказок»; «Ваза с цветами» из пластиковой бутылки.
12. Пасхальные аранжировки.
Теория: Пасха – традиции празднования. Яйцо – символ жизни. Знакомство с техникой папье – маше. Природные орнаменты, используемые для украшения яиц. Техника росписи и украшения яиц крупами.
Практика: Изготовление подставки для яиц, изготовление яиц в технике папье – маше. Роспись и украшение яиц. Составление пасхальных композиций.
13.Наш друг – лес.
Теория: Значение леса в жизни человека и животных. Бережное отношение к природе и её богатствам. Комбинирование различных природных и бросовых материалов. Создание композиций в круге. Эстетичность при оформлении работ. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Экскурсия в природу. Сбор природного материала (сухие коряги, ветки, полевые цветы и д.р.) Изготовление работ: « Лесное чудо», природоохранных знаков: «Не ломайте ветки деревьев!», «Не рвите букеты цветов!», «Не ловите насекомых!», «Не разоряйте птичьих гнёзд!»
14. Подведение итогов.
Подведение итогов работы за второй год, за два года обучения. Выставка лучших работ: «Вернисаж поделок». Экскурсия: «Друзья природы».
- год обучения
1.Вводное занятие.
Теория: Введение в образовательную программу: ознакомление учащихся с планом работы, целями и задачами третьего года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Экскурсия в парк: «Кладовая природы».
2. Подводный мир и его обитатели.
Теория: Комбинирование морских природных материалов. Техника работы с песком, галькой, ракушками. Знакомство с технологией росписи камней. Технология изготовления сувениров из нескольких расписных камней Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Панно «Воспоминание о лете». Роспись камней «Рыбки для аквариума», «Мир животных». Работы по замыслу детей.
3.Осенние фантазии.
Теория: Сочетание семян различных растений при составлении объёмных композиций. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Композиция «Осенний сюрприз». Панно «Жар – птица».
4. Флористика - музыка души.
Теория: Комбинирование различного флористического материала. Подбор листьев по форме, цвету, размеру для составления аппликаций.
Практика: Экскурсия в парк – сбор осенних листьев и цветов. Аппликации «Лесные сказки», « Царь – птица». Картина «Букет в осенних тонах». Панно « Домик деревне». Изготовление работ по творческому замыслу детей. Выставка работ: « Юные флористы».
5. Солёное тесто.
Теория: Технология соединения мелких элементов в одном изделии. Технология лепки объёмных фигур - человек. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Изготовление панно «Подсолнухи», «Встреча на полянке», «Комнатный цветок», «Поварёнок». Декоративная подставка под карандаши.
6. Обереги и куклы.
Теория: Технология изготовления кукол – оберегов. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Вепсская кукла – оберег. Оберег – дом.
7. Новогодняя и рождественская флористика.
Теория: Технология изготовления объёмных изделий из макарон. Искусство вырезания ажурных картин из бумаги. Технология изготовления аппликации из ваты. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Сувенир «Ёлочка». Рождественские и новогодние вытынаки. Игрушка « Ангел», «Звезда». Аппликация «Зимнее дерево». Изготовление «Рождественского венка». Оформление плакатов и рисунков «Новогодние забавы». «Зимние приметы» - игровая программа.
8. Бумажные фантазии.
Теория: Техника квиллинга. Технология изготовления основных форм: ромб, треугольник, стрелка, полумесяц, птичья лапка, звезда, конус. Технология изготовления бахромчатых цветов. Объёмные изделия в технике квиллинг. Знакомство с технологией торцевания на пластилине.
Практика: Изготовление аппликаций: «Нарцисс», «Бугенвиллия», «Клевер», « Ромашки», «Лешенолтия волосатая», «Наперстянка». Панно «Танец». Тарелка в технике квиллинг. «Кактус». «Цветы».
9. Панно из круп и семян.
Теория: Комбинирование разных видов круп и семян при изготовлении панно. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Изготовление панно: «Мир цветов», «Птицы леса», «Подарок маме», «Герои сказок». Изготовление работ по замыслу детей. Выставка работ: «Фантазии из круп».
10.Экодизайн.
Теория: Использование в работе бросового материала. Техника работы с полистиролом, пластиком, пенопластом. Инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Экодесант: «Сделай мир чище!» Изготовление игрушек из вспененного полистирола «Рыбки», работа с пенопластом и бумагой «Розочки». Аппликация из опилок «Курочка - ряба». Вырезание тюльпанов из пластиковых бутылок.
11. Пасхальные аранжировки.
Теория: Знакомство с технологией изготовления пасхальных яиц в технике квиллинга. пасхальных игрушек.
Практика: Композиция « Петушиное семейство». Пасхальное яйцо в технике квиллинг. Пасхальные игрушки - курочка. Изготовление работ по замыслу детей.
12. Волшебная соломка.
Теория: Объёмные и плоскостные работы из соломки. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Изготовление композиций: «Ромашки», «Цветущая ветка», работ по творческому замыслу детей.
12.Наш друг – лес.
Теория: Технология соединения еловых шишек, желудей, ореховой скорлупы, каштанов. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Экскурсия в парк. Сбор природного материала. Композиции «Мишка у ёлки», «На пруду». Изготовление работ по творческому замыслу детей.
14. Подведение итогов.
Подведение итогов работы за третий год, за три года обучения. Выставка лучших работ: «Наши достижения». Поход в лес. «В гости к травам и цветам».
Формы и виды контроля знаний, умений и навыков
№ п/п | Сроки | Вид контроля | Форма проведения | Объект контроля | Используемые инструменты и материалы |
1год обучения | |||||
1 | Сентябрь | первичный | Анкетирование: ««Мир природы глазами детей». | Знания детей об окружающем мире. | Анкета |
2 | Октябрь | промежуточный | Тест – игра: «Какому растению принадлежат семена?» | Умение различать семена различных растений. | Набор семян различных растений; образцы растений; картинки с изображением растений; карточки для заполнения. |
3 | Декабрь | итоговый | Выставка работ: «Новогодние сюрпризы». | Умение эстетично оформлять работы. Навыки работы с природным материалом. | Готовые работы детей. |
4 | Март | промежуточный | Самостоятельная работа «Подарки своими руками». | Фантазия и творческий подход при выполнении работ. Навыки работы с природным материалом. | Тесто, семена, шишки, орехи, жёлуди; клей, ножницы, краски. |
5 | Май | итоговый | Выставка: «Удивительное рядом». | Эстетичность оформления работ. Умение работать с различным природным материалом. | Готовые работы детей. Призы и грамоты за лучшие работы. |
2 год обучения | |||||
1 | Сентябрь | первичный | Анкетирование: «Чему я научился, занимаясь в объединении?». | Уровень знаний по теме на начало 2 года обучения. | Анкета |
2 | Октябрь | промежуточный | Выставка работ: «Золотая осень» | Умение самостоятельно подбирать флористический материал и фантазия и творчество при составлении композиций. | Готовые работы детей. |
3 | Февраль | промежуточный | Выставка работ: «Волшебная соломка». | Умение эстетично оформлять работы. Навыки работы с соломкой. | Готовые работы детей. |
4 | Май | итоговый | Выставка: «Вернисаж поделок». | Применение полученных знаний детьми на практике. Умение эстетично оформлять работы. Навыки работы с природным материалом. | Готовые работы детей. Призы и грамоты за лучшие работы. ТСО, наглядный материал, живые цветы для составления букетов. |
3 год обучения | |||||
1 | Сентябрь | первичный | Игра - викторина «Подарки природы». | Знания детей об окружающем мире, происхождении природных материалов. | Образцы природных материалов, карточки с заданиями. |
2 | Октябрь | итоговый | Творческая работа. Выставка работ: «Юные флористы» | Умение самостоятельно подбирать флористический материал, фантазия и творчество при составлении композиций. | Флористический материал, клей ПВА, картон, ножницы. Готовые работы детей. |
3 | Март | итоговый | Творческая работа. Выставка работ: «Фантазии из круп». | Творческий подход при выполнении работ. Умение эстетично оформлять работы. | Крупы, картон, клей ПВА, готовые работы детей. |
4 | Май | итоговый | Выставка лучших работ: «Наши достижения». | Умение эстетично оформлять работы. Навыки работы с природным материалом | Готовые работы детей. Призы и грамоты за лучшие работы |
Методическое обеспечение. Для осуществления образовательного процесса и решения поставленных задач на занятиях объединения « Природа и фантазия» используются следующие необходимые пособия, материалы и оборудование: - образцы поделок, панно, композиций из различных материалов; - книжки-раскраски для работы по образцу; - графические и живописные материалы (репродукции картин художников, иллюстрации, фотографии, графические рисунки и т.д.); - природный (ветки, коряги, камни, ракушки, морской песок, соломка; коллекции листьев, цветов, семян, круп, шишек, желудей) и бросовый материал (пластиковые бутылки, пенопласт, кусочки пряжи и др.), солёное тесто, бумага для квиллинга, гофрированная бумага, пластилин; - инструменты и вспомогательные материалы (шило, ножницы, иглы, нитки, шнуры, ленты, цветная бумага различного вида и формата, картон, ДВП, клей ПВА, лак по дереву, краски акварельные, акриловые, гуашь, калька и т.д.)
Форма организации работы: групповые занятия.
С целью развития познавательного интереса у детей, формирования эстетического вкуса и практических навыков занятия проводятся в форме тематических бесед «Природа нашего края»; походов, экскурсий и прогулок «Кладовая природы», «Экология нашей местности», «Покормите птиц зимой», « Радужная осень»; творческих выставок и конкурсов «Удивительное рядом», «Золотая осень», «Вернисаж поделок»; игр и викторин « Знатоки природы», «Подарки природы». Занятие-игра - методический приём, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память. Для реализации программы используются различные методы: - объяснительно – иллюстративные; - репродуктивные; - практические (наблюдения, экскурсии, исследования, игры и т.д.).
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают изготовление и оформление поделок. Ребята изучают природу родного края, технологию и этапы работы с различным природным материалом (деревом, ветками, листьями, семенами и т.д.). Выполняя флористические работы, дети узнают о возможности использования материалов растительного происхождения. Особое внимание уделяется заготовке материалов и их хранению. Работа с природным материалом даёт больше возможности для развития чувства цвета, ритма, пропорции, глазомера, тренирует руку. На каждом занятии проводятся оздоровительные минутки (игры и упражнения для снятия утомляемости, напряжения, выработки правильной осанки). Итоги работы подводятся на отчётных занятиях в форме игр, выставок работ учащихся,
праздниках и т.д. Во время выполнения практических заданий применяется индивидуальный подход, сотворчество, что наиболее приемлемо в работе объединений учреждений дополнительного образования. Лекционный и дидактический материалы «Собери картинку», «Цветная мозаика», «Загадки-раскраски» дают возможность развить воображение, гибкость и оригинальность мышления, художественный вкус, сформировать самостоятельность и инициативу.
Список литературы:
Для учащихся: 1.Серия «Для самых маленьких». «Погуляем-порисуем». - М.: Издательский дом «Карапуз», 2008г. 2. Серия «Для самых маленьких». Раскраски (5 шт.). – М.: Издательство «Розовый слон», 2000г. 3. Л. Пацци «Фантазии из солёного теста» - М.: Мой Мир, 2007г. 4. К.В. Силаева « Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки». –М.: Издательство «Эксмо», 2003г. 5. Г.И. Перевертень « Поделки из орехов». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003г. 6. Г.И. Перевертень « Поделки из желудей». – М.: ООО«Издательство АСТ», 2004г. 7.Г.И. Перевертень « Чудеса из пуха растений». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005г. 8. Г.И. Перевертень « Занимательная флористика». – М.: ОО «Издательство АСТ», 2005г.
Для педагога:
1.И.В. Черныш. «Поделки из природных материалов» - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г. 2. Грунд – Торпе – Хайди. «Поделки и сувениры из природных материалов» - М.: Мой Мир, 2006г. 3. В.И.Фёдорова «Забавные поделки» - М.: Мой Мир, 2008г. 4. Н.Н. Докучаева « Сказки из даров природы» - Санкт – Петербург: ТОО «Диамант», 1998г. 5.А.Э. Шептуля «Обереги своими руками: укрась и защити свой дом» - М.: Эксмо, 2007г. 6. «Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов»/ Пер. с пол. – М.: Мой Мир , 2006г. 7. И.Н. Ханова « Солёное тесто» - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2006г. 8. М.О. Синеглазова « Удивительное солёное тесто» - М.: Издательский Дом МСП, 2005г. 9. М.Э. Витвицкая «Икебана, аранжировка, флористика: искусство составления букетов». – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008г. 10. И.Г. Демина «Подарки из природных материалов». – Смоленск: Русич, 2001г. 11.О.В. Чибрикова «Забавные подарки по поводу и без». – М.: «Эксмо», 2006г. 12. Е.Колесникова «Фантазии из природных материалов». – М.: «Эксмо», 2008г. 13.Т.Тукало, Е.Чудина, Ж Шквырня «Оригинальные картины из зёрен. Цветы и букеты» - М.: «Контэнт», 2008г. 14.Г.Н. Чаянова «Солёное тесто» - изд. «Дрофа – Плюс», 2008г. 15. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент»- М. : Мой мир, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество.Дизайн"
Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»...
Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству
Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству...
Рабочая программа курса "Декоративно-прикладное творчество. Декупаж"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса по выбору для обучающихся 7 класса....
Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для учащихся 1-2 классов
Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к работе с бумагой, ознакомлением с ее свойствами, прост...
Рабочая программа центра декоративно - прикладного творчества в детском лагере.
Современные дети много времени проводят за компьютером, мало - на природе и совсем немного занимаются трудом, становятся замкнутыми, оторванными от окружающей действительности, владеют лишь небольшим ...
Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"
Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"...
Дополнительная общеобразовательная программа объединения декоративно-прикладного творчества "Волшебный сундучок".
Дополнительная общеобразовательная программа Студии декоративно-прикладного творчества разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...