Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа на тему

 

Рабочая программа» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochki_shahmaty.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное общеобразовательное учреждение

Адыр-Кежигская средняя общеобразовательная школа  

РАССМОТРЕНО                                                       СОГЛАСОВАНО                                              УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО                                                           Зам. директора                                               Директор _____________/Кол Ч.С./

Протокол № _____                                                  ___________ /Улаачы Х.В./                                Приказ № ________

От «___» _______ 2015 г.                                        «_____»_________ 2015 г.                                 от «_____» _________   2015 г.

                                                       

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Шахматы»

1-4  класс

начального общего образования

                                                                                                                                                     

 Составитель:

Кол А.О., учитель начальных классов

Адыр-Кежиг 2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ № 373 от 06.10.09(с изменениями приказ №1241 от 26.11.2010)
  2. Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование – под редакцией В.А.Горского, 2-е издание, Москва «Просвещение 2011»
  4. План внеурочной деятельности МБОУ Адыр-Кежигской СОШ на 2015 -2016 учебный год.

Программа соответствует всем нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе действующим СанПиНа.

Общая характеристика курса

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.  Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Цель рабочей программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Исходя из цели, вытекают следующие задачи:

  1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
  2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
  3. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
  4. Научить правилам игры.
  5.  Сформировать умение записывать шахматную партию.
  6. Сформировать умение проводить различные комбинации.
  7. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
  8. Научить предвидеть последствия предполагаемых действий.
  9. Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление.
  10. Формировать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

Шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале. Например, обычное поле шахматной доски может рассматриваться как единица шахматного пространства (философский аспект), как элемент множества полей, образующих линию, или как множество, являющееся пересечением других множеств- вертикали, горизонтали и диагонали (теория множеств), как элемент кодирования (информатика) или как точка в системе координат (математика). Это позволяет достичь эффекта, о котором писал еще Д. Максвелл: «Нет лучше способа сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах».     Наиболее близкими к шахматам предметом является математика, и в частности геометрия, геометрическая составляющая шахмат особенно сильна. Например, правило квадрата и прием «Треугольник» в пешечном эндшпиле расширяют представления школьника об особенностях использования геометрических фигур в шахматной борьбе.

 Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так, как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход – это аргумент в споре двух конфликтующих структур.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащиеся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

  1. Практическая игра.
  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Описание места курса  в учебном плане

Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ Адыр-Кежигской СОШ на 2015 – 2016 учебный год на курс внеурочной деятельности «Шахматы» 34 часа в 1-4 классах, из расчета  1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на учащихся 1-4 классов и учитывает их возрастные особенности. Система отслеживания и оценивания результатов обучения предусматривает:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых учитывается, степень самостоятельности учащихся; 
  • участие и результативность в соревнованиях различного уровня по шахматам.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Шахматы способствуют улучшению вниманию школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребенка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 
  • Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
  • Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

К концу первого года обучения дети должны 

знать:

шахматную доску и ее структуру;

- обозначение полей линий;

- ходы и взятия всех фигур, рокировку;

- основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,

-Ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза. Нападение, защита,

-Три стадии шахматной партии. Развитие и др.

 уметь:

- играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

- записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

- находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

- оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

- планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

- определять общую цель и пути ее достижения;

- решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

К концу второго года обучения дети должны 

знать:

- выигрышные стратегии матования одинокого короля;

Уметь:

- ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем,

королем и ладьей из любой позиции;

- понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

- сравнивать и анализировать действия других игроков;

- разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

К концу третьего года обучения дети

знать:

- основные идеи комбинаций различных типов;

Уметь:

- осуществлять простейшие комбинации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

К концу четвертого года обучения дети

знать:

- понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;

- слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек

в центре, централизацию блокады;

уметь:

-занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;

- блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;

- использовать базовые понятия.

В основу изучения курса внеурочной деятельности «Шахматы» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Содержание курса

1 класс (33 часа)

Шахматная доска и фигуры (4 часа)

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (12 ч)

Ходы и взятия ладьи, слона ,ферзя, короля и пешки. Ударность

и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита.

Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (9 ч)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (3 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные

Обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 часа)

Ценность фигур. Единица измерения ценности.

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (3 ч)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Дебютные ловушки.

2 класс (34 часа)

Повторение (6 ч)

Ходы и взятие фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность.

Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

Защита (6 ч)

Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры. Уход из-под удара, перекрытие линии атаки. Защита атакованной фигуры своей фигурой, контр- атака.

Реализация большого материального перевеса (10 ч)

Матование одинокого короля ферзем и ладьей, двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ферзем, королем и ладьей. Матовые и патовые позиции.

Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

Эндшпиль (9 ч)

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. Пешечные и ладейные эндшпили.

Практическая игра (3ч)

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.

Анализ ошибок.

3 класс (34 часа)

Повторение (3ч )

Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля.

Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч)

Тактические приемы и комбинации.

Вариант, форсированный вариант, жертва.

Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали.

Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген»,  перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля – основные идеи комбинаций.

Комбинации на сочетание идей.

Практическая игра (2ч)

4класс (34часа)

Атака в шахматной партии (3 ч)

Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках.

Оценка позиции (5ч)

Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля. Развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции.

Игра в середине партии (20 ч)

Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости.

Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры.  Ограничение подвижности фигур. Блокада, Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий.

Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5.

Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.

Практическая игра (6 ч)

Календарно-тематическое планирование 1 класс

№ п/п урока

Класс

Дата проведения

Тема урока

Универсальные действия

Примечание

По плану

Фактически

Шахматная доска и фигура (4 часа)

Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат.

Личностные УУД:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Поля, линии. Обозначение полей и линий.

Шахматные фигуры.

Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (12 часов)

Ходы и взятия ладьи

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ходы и взятия слона.

Ходы и взятия короля.

Ходы и взятия пешки

Ударностьи подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

Угроза, нападение, защита.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Превращение и взятие на проходе пешкой

Значение короля.

Шах.

Короткая и длинная рокировка.

Начальная позиция. Запись шахматных позиций.

Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (9 часов)

Способы защиты от шаха.

Личностные УУД:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Открытый, двойной шах.

Мат.

Сходство и различие между понятиями шаха и мата.

Алгоритм решения задач на мат в один ход.

Пат.

Сходство и различие между понятиями мата и пата.

Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах).

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (3 часа)

Принцип записи перемещения фигуры.

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Полная и краткая нотация. Условные

обозначения перемещения, взятия, рокировки.

Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 часа)

Ценность фигур. Изменение ценности в зависимостиот ситуации на доске.

Коммуникативные УУД. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (3 часа)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Классификация дебютов.

Дебютные ловушки.

Календарно-тематическое планирование 2 класс

№ п/п урока

Класс

Дата проведения

Тема урока

Универсальные действия

Примечание

По плану

Фактически

Повторение (6 ч)

Ходы и взятие фигур.

Личностные УУД:

активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

Понятия шаха.

Понятия мата и пата.

Задачи на ценность.

Правила записи ходов.

Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

Понятие о защите.

Личностные УУД:

готовность конструктивно разрешать конфликты Регулятивные УУД:

обнаружение ошибок при выполнение учебных заданий, отбор способов их исправлений.

Уничтожение атакующей фигуры.

Уход из-под удара.

Перекрытие линии атаки.

Защита атакованной фигуры своей фигурой

Контратака.

Матование одинокого короля ферзем и ладьей.

Познавательные УУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

 Коммуникативные УУД:

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Матование одинокого короля двумя ладьями.

Матование одинокого короля королем и ферзем.

Матование одинокого короля королем и ладьей.

Матование одинокого короля.

Матовые позиции.

Патовые позиции.

Матовые и патовые позиции.

Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски.

Оппозиция.

Эндшпиль (9 ч)

Эндшпиль.

Личностные УУД:

оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.  

Познавательные УУД: определять наиболее  эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные УУД:

Общие принципы разыгрывания эндшпилей.

Общие принципы разыгрывания эндшпилей

Принципы классификации эндшпилей.

Принципы классификации эндшпилей.

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.

Пешечные эндшпили.

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Ладейные эндшпили.

Пешечные и ладейные эндшпили.

Контроль за соблюдением шахматных правил.

Регулятивные УУД: тактически правильное использование ходов, использование их в игровой и соревновательной деятельности

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.

Анализ ошибок.

Календарно-тематическое планирование 3 класс

№ п/п урока

Класс

Дата проведения

Тема урока

Универсальные действия

Примечание

По плану

Фактически

Повторение (3ч )

Способы защиты от нападения.

Личностные УУД:

Определять правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Матование одинокого короля.

Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч)

Тактика в шахматах.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности  с помощью педагога.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному педагогом плану.

Тактические приемы

Тактические комбинации.

Тактические приемы и комбинации.

Вариант.

Форсированный вариант.

Жертва.

Вариант, форсированный вариант, жертва

Двойной удар.

Связка.

Открытое  нападение.  

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы. Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Нападение.

Слабость последней горизонтали.

Устранение защиты.

Отвлечение.

Завлечение.

Блокировка.

Освобождение  пространства.

Перекрытие.

Блокировка. Перекрытие.

«Мельница».

«Рентген».  

«Мельница». «Рентген».  

Перегрузка.

Разрушение пешечного прикрытия короля.

Основные идеи комбинаций.

Комбинации на сочетание идей.

Комбинации на сочетание идей.

Определение комбинаций.

Практическая игра (2 ч)

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении  и следовать им.

Анализ ошибок.

Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ п/п урока

Класс

Дата проведения

Тема урока

Универсальные действия

Примечание

По плану

Фактически

Повторение (3ч )

Король в центре.

Личностные УУД:

Определять правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Атака позиции короткой рокировки.

Атака при разносторонних рокировках.

Оценка позиции (5ч)

Оценка позиции как разложение позиции на элементы.

Личностные УУД:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Материальное соотношение, положение в центре.

Сильные  и слабые поля.

Развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции.

Понятие о динамике позиции.

Практическая игра (3ч)

Контроль за соблюдением шахматных правил.

Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Анализ ошибок.

Игра в середине партии (20 ч)

Что делать после дебюта.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении  и следовать им.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

Слабые поля.

Временные и постоянные слабости.

Расположение фигур.

Плохие и хорошие фигуры.  

Ограничение подвижности фигур.

Блокада.

Централизация.

Открытые линии.

Полуоткрытые линии.

Концентрация сил для атаки важного пункта.

Открытие и закрытие линий.

Два слона.

7 и 8 горизонтали.

Форпост. Форпост на е5.  

Форпост. Форпост на d5.

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному педагогом плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Слабость комплекса полей.

Фигуры и пешки в центре.

Висячие пешки. Изолированные пешки.

Центр и операции на фланге

Практическая игра (3ч)

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении  и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.

Анализ допускаемых ошибок

Шахматный турнир.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Книгопечатная продукция

  1. И.Г. Сухин «Шахматы для самых маленьких». Москва Астрель АСТ , 2001
  2. И.Г. Сухин «Шахматы первый год или Учусь и Учу». Обнинск:«Духовное возрождение», 1999
  3. Инна Весела, Иржи Веселы «Шахматный букварь». Москва
  4. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
  5. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
  6. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
  7. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
  8. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
  9. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
  10. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
  11. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
  12. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
  13. О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса

плюс» Днепропетровск. – 2006.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
  3. Программа «Шахматы – школе», автор А.А.Тимофеев
  4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
  5. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

Технические средства обучения

  1. Магнитная доска.
  2. Мультимедийная установка.
  3. Компьютер.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Магнитная шахматная доска
  2. Шахматные фигуры
  3. Шахматы (настольные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...