Методы активизации творческого мышления
статья по теме
Методы активизации творческого мышления помогут современному ребенку разносторонне развиваться, мыслить свободно, искать множество решений одной и той же проблемы, а главное - стать креативной личностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_aktivizatsii_tvorcheskogo_myshleniya.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитывая потребности государства и современного общества, дополнительное образование обеспечивает новое качество образования, соответствующее ФГОС: решает задачу по формированию разносторонней развитой личности – креативной, с аналитическими способностями и коммуникативной компетенцией, умеющей работать в команде и способной к самообучению.
Главная задача занятий – помочь ребенку почувствовать себя уникальным творцом, создателем нового.
Применение в работе инновационных образовательных технологий
- личностно-ориентированные,
- разноуровневое обучение,
- обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа),
- информационно-коммуникационные технологии
позволяет выйти на творческий уровень создания уникальных рукотворных вещей. Дети учатся мыслить свободно, искать множество решений одной и той же проблемы, т. е. применять дивергентное мышление (Дж. Гилфорд).
В этом помогают методы активизации творческого мышления:
- Синектика (Уильям Гордон) – объединение разнородных элементов.
- Прямая аналогия – объект сопоставляется с аналогичными объектами природы, искусства, техники.
- Личностная аналогия (эмпатия) – предполагает «вживание» в образ разрабатываемого объекта.
- Фантастическая аналогия – замена существующего объекта моделью, составленной из маленьких фантастических существ с фантастическими возможностями. Эта аналогия помогает в процессе поиска идей решения переосмыслить ограничения, связанные с законами природы.
- Метод фокальных объектов (МФО) (Чарльз Вайтинг) – признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания его свойств и качеств, которые позволяют по-новому увидеть этот объект.
- Метод гирлянд ассоциаций и метафор (Г.Я. Буш) – комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи. Метафора – это перенос свойств одного объекта (явления) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении.
- Метод гипотез – предлагается нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-нибудь изменится.
- Принцип сфероидальности – переход от прямолинейных частей объекта к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим.
- Ассоциативно – синектическая технология (С.А. Новоселов) дизайн искусственных стихов. Название «искусственные» отражает факт применения технологии развития творческого воображения. Стихи “сконструированы” из элементов японских поэтических миниатюр – хайку и танка, а затем превращены в визуальные образы.
- Методом комбинаторных игр (Т. В. Калинина) – игры с художественными средствами.
Применение этих методов на занятиях способствует максимальному развитию творческих способностей, формированию устойчивого интереса ребенка к выбранному виду деятельности. Удовлетворенность от занятий и ощущение успешности стимулируют желание детей трудиться с самоотдачей, на творческом уровне. Важным показателем результативности работы являются достижения воспитанников. Анализ достижений обучающихся показывает, что существенно возросло количество детей, занимающих призовые места.
Достижения обучающихся творческого объединения | |||||||||||||||
изостудия "Природа и фантазия" 2011-2015 гг. | |||||||||||||||
вид поощрения | Диплом Грамота | Благодарственное письмо, Благодарность | Свидетельство | Сертификат | Итого | ||||||||||
уровень год | районный | городской | областной | всероссийский, международный | районный | городской | областной | районный | городской | областной | всероссийский | областной | всероссийский | международный | |
2011 | 9 | 2 | 8 | 2 | 3 |
|
|
|
| 8 |
|
|
|
| 32 |
2012 | 15 | 1 | 6 |
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
| 25 |
2013 | 6 | 13 | 15 | 3 |
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
| 40 |
2014 | 21 | 4 | 5 | 2 | 2 |
| 1 |
|
| 6 |
|
|
| 8 | 49 |
2015 | 22 | 14 | 4 | 5 |
| 4 |
|
|
|
|
| 8 | 4 | 4 | 65 |
Итого | 73 | 34 | 38 | 12 | 5 | 4 | 4 |
|
| 14 |
| 11 | 4 | 12 | 211 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка
Статья содержит подробное описание проектной работы - создание электронного справочника про родной город "Улан-Удэ". Этапы работы над проектом, также дана таблица оценивания проектной работы учащихся....
Методы активизации творческого мышления учащихся
Первые реально применяемые неалгоритмические методы – методы активизации творческого познавательного процесса стали появляться в конце 20-х годов ХХ столетия. ...
Мастер-класс по теме : "Активизация творческого мышления учащихся начальных классов на уроках музыки с использованием технологии УДЕ посредством применения опорных сигналов, графических форм выражения информации"
Мастер-класс учителя музыки...
Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка
Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка...
Открытый урок на тему: «Обобщение аналитических навыков и активизация творческого мышления на основе развивающих и познавательных заданий по предмету УП «Слушание музыки»
Цель урока: закрепление и обобщение изученного материала.Задачи урока:· образовательная- создание предпосылок для музыкального и личностного развития р...
Методы, формы активизации творческого мышления в процессе обучения подросткового возраста
В данной статье рассматривается использование разнообразных форм и методов обучения, для формирования творческой активности у подростков. Показаны психологические особенности данного этапа разви...
Синектика как метод активизациитворческого мышления школьников на уроках гуманитарного цикла
Метод синектики, выступая усовершенствованной формой мозгового штурма, помогает выйти за рамки традиционного мышления и привычных способов решения проблем....