Методы активизации творческого мышления
статья по теме

Кукушкина Елена Николаевна

Методы активизации творческого мышления помогут современному ребенку разносторонне развиваться, мыслить свободно, искать множество решений одной и той же проблемы, а главное - стать креативной личностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_aktivizatsii_tvorcheskogo_myshleniya.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Учитывая потребности государства и современного общества, дополнительное образование обеспечивает новое качество образования, соответствующее ФГОС: решает задачу по формированию разносторонней развитой личности –  креативной, с аналитическими способностями и коммуникативной компетенцией, умеющей работать в команде и способной к самообучению.

Главная задача занятий – помочь ребенку почувствовать себя уникальным творцом, создателем нового.

Применение в работе инновационных образовательных технологий

  • личностно-ориентированные,
  • разноуровневое обучение,
  • обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа),
  • информационно-коммуникационные технологии

позволяет выйти на творческий уровень создания  уникальных рукотворных вещей. Дети учатся мыслить свободно, искать множество решений одной и той же проблемы, т. е. применять дивергентное мышление (Дж. Гилфорд).

В этом помогают методы активизации творческого мышления:

  1. Синектика (Уильям Гордон) – объединение разнородных элементов.  
  • Прямая  аналогия – объект   сопоставляется с аналогичными объектами природы, искусства, техники.
  • Личностная аналогия (эмпатия) – предполагает «вживание» в образ разрабатываемого объекта.
  • Фантастическая аналогия – замена  существующего объекта моделью, составленной из маленьких фантастических существ с фантастическими возможностями. Эта аналогия помогает в процессе поиска идей решения переосмыслить ограничения, связанные с законами природы.
  1. Метод фокальных объектов (МФО) (Чарльз Вайтинг) – признаки  нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания его свойств и качеств, которые позволяют по-новому увидеть этот объект.
  2. Метод гирлянд ассоциаций и метафор (Г.Я. Буш) – комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи. Метафора – это перенос свойств одного объекта (явления) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении.
  3. Метод гипотез – предлагается нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-нибудь изменится.
  4. Принцип сфероидальности – переход от прямолинейных частей объекта к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим.
  5. Ассоциативно – синектическая  технология (С.А. Новоселов) дизайн искусственных стихов. Название «искусственные» отражает факт применения технологии развития творческого воображения. Стихи “сконструированы” из элементов японских поэтических миниатюр – хайку и танка, а затем превращены в визуальные образы.
  6. Методом комбинаторных игр (Т. В. Калинина) – игры с художественными средствами.

Применение этих методов на занятиях способствует максимальному развитию творческих способностей,  формированию устойчивого интереса ребенка к выбранному виду деятельности. Удовлетворенность от занятий и ощущение успешности стимулируют желание детей трудиться с самоотдачей, на творческом уровне. Важным показателем результативности работы являются достижения воспитанников. Анализ достижений обучающихся показывает, что существенно возросло количество детей, занимающих призовые места.

Достижения обучающихся творческого объединения

изостудия "Природа и фантазия" 2011-2015 гг.

вид поощрения

Диплом            Грамота                  

Благодарственное письмо,      Благодарность

Свидетельство

Сертификат

Итого

уровень

год

районный

городской

областной

всероссийский, международный

районный

городской

областной

районный

городской

областной

всероссийский

областной

всероссийский

международный

2011

9

2

8

2

3

 

 

 

 

8

 

 

 

 

32

2012

15

1

6

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

25

2013

6

13

15

3

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

40

2014

21

4

5

2

2

 

1

 

 

6

 

 

 

8

49

2015

22

14

4

5

 

4

 

 

 

 

 

8

4

4

65

Итого

73

34

38

12

5

4

4

 

 

14

 

11

4

12

211


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка

Статья содержит подробное описание проектной работы - создание электронного справочника про родной город "Улан-Удэ". Этапы работы над проектом, также дана таблица оценивания проектной работы учащихся....

Методы активизации творческого мышления учащихся

         Первые реально применяемые неалгоритмические методы – методы активизации творческого познавательного процесса стали появляться в конце 20-х годов ХХ столетия. ...

Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка

Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка...

Открытый урок на тему: «Обобщение аналитических навыков и активизация творческого мышления на основе развивающих и познавательных заданий по предмету УП «Слушание музыки»

Цель урока: закрепление и обобщение изученного материала.Задачи урока:·        образовательная- создание предпосылок для музыкального и личностного развития р...

Методы, формы активизации творческого мышления в процессе обучения подросткового возраста

В данной статье  рассматривается использование разнообразных форм и методов обучения, для формирования творческой активности у подростков. Показаны психологические особенности данного этапа разви...

Синектика как метод активизации творческого мышления школьников на уроках гуманитарного цикла

Метод синектики, выступая усовершенствованной формой мозгового штурма, помогает выйти за рамки традиционного мышления и привычных способов решения проблем....