Синектика как метод активизациитворческого мышления школьников на уроках гуманитарного цикла
учебно-методический материал по русскому языку
Метод синектики, выступая усовершенствованной формой мозгового штурма, помогает выйти за рамки традиционного мышления и привычных способов решения проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinektikakak_metod_organizatsii_tvorcheskogo_myshleniya.pptx | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин
Цитата из ФГОС ООО Раздел II. Требования к результатам … II . Требования к результатам … 10.6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать…устанавливать причинно-следственные связи… 10.7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Пути достижения Развитие инновационной активности личности Внедрение продуктивных методов обучения
Актуальность Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся - одна из актуальных задач педагогики.
Нахождение близкого по сущности решения путем нахождения аналогов в разных областях знаний, или исследование объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических. Аналогия – хороший возбудитель ассоциаций, которые стимулируют творческие возможности. Из истории СУТЬ В середине 50-х годов Уильям Гордон (США) предложил новый метод поиска творческих решений, названный синектика . ОСНОВА
Отличия синектики от мозгового штурма Синектика представляет собой спокойную умозрительную деятельность, целенаправленно полагающую идеи и предполагающую оценку полученных результатов в период работы В организации творческой активности группы внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов.
Отличия синектики от мозгового штурма Часто в состав группы включают авторитетную личность, которая призвана играть роль эксперта или "адвоката" при столкновении "непримиримых" творческих позиций На первых этапах следует избегать попыток формулировать окончательно завершенные, целостные идеи, мысли.
СИНЕКТИКА - метод коллективной творческой деятельности, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий;
Синектика в учебной деятельности Нестандартное решение учебной задачи Символическая аналогия Неожиданная метафора Интуиция Свободное размышление Вдохновение Цель: активизировать мыслительную деятельность обучающегося при отсутствии готовых решений, которые можно списать из книги, учебника или интернета. Синектика в учебной деятельности
Инструменты синектики Превращение незнакомого в знакомое проблема делится на части, превращается в ряд простых знакомых задач Превращение знакомого в «незнакомое» знакомая задача рассматривается с новой точки зрения, формируется общий, более широкий взгляд на проблему в целом Инструменты синектики
Личная Прямая Объект сравнивается с аналогичным предметом из другой области с точки зрения каких-либо свойств или отношений неожиданное определение предмета образующее удивительное противоречие (объективные и неличные образы). Отождествление себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Символическая Фантастическая Типы аналогий использование в художественной реализации идеи сказочные, запредельные, фантастические средства и аналогии.
анализа и определения проблемы предложения спонтанных решений проблемы новой формулировки проблемы Методика состоит из нескольких шагов: построения аналогий разработку подходов к решению. переноса аналогий на проблему
Алгоритм применения метода I этап. Формулировка проблемы «как она дана» отсутствие деталей задачи облегчает абстрагирование, помогает уйти от привычного хода мышления II этап. Формулировка проблемы «как ее понимают» проблема уточняется и дробится на подпроблемы III этап. Генерирование идей поиск аналогичных проблем в областях, далеких от решаемой задачи, использование аналогий IV этап. Перенос идей на проблему «как она дана» важный элемент – критическая оценка идей экспертами Алгоритм применения метода
УУД, формируемые при использовании метода Познавательные универсальные учебные действия структурирование знаний моделирование анализ, синтез, сравнение, классификация выдвижение гипотез и их обоснование самостоятельное решение проблем творческого характера Регулятивные универсальные учебные действия Планирование, рефлексия ориентировка в ситуации; Прогнозирование, целеполагание ; оценивание; самоконтроль; принятие решения, коррекция Личностные универсальные учебные действия: смыслообразование мотивация Коммуникативные универсальные учебные действия организацию и осуществление сотрудничества передачу информации и отображению предметного содержания
Риски в использовании метода и способы их преодоления Отсутствие включенности обучающихся Дифференцированные задания разного уровня сложности Создание групп, в каждую из которой включаются сильные и слабые ученики Возможность непрогнозиру-емого результата Контроль за деятельностью учеников на каждом этапе включенности Своевременная коррекция деятельности синекторов со стороны учителя Отсутствие эталона решения учебной задачи Формирование высокой степени самоконтроля и самооценки обучающихся Профессионализм учителя в оценивании творческих продуктов Риски в использовании метода и способы их преодоления
Приёмы реализации метода на уроке истории «От фильма к книге» Приёмы реализации метода на уроках русского языка и литературы « Синектика как метод , способствующий успешному обучению написания сочинений по картине»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников до...
Методы активизации творческого мышления учащихся
Первые реально применяемые неалгоритмические методы – методы активизации творческого познавательного процесса стали появляться в конце 20-х годов ХХ столетия. ...
Методы активизации творческого мышления
Методы активизации творческого мышления помогут современному ребенку разносторонне развиваться, мыслить свободно, искать множество решений одной и той же проблемы, а главное - стать креативн...
Выступление на педагогическом совете «Повышение математической культуры школьников на уроках гуманитарного цикла»
В данной статье речь идёт о способах формирования метапредметных умений и межпредметных связей на уроках математики, истории и обществознания....
Брошюра "Критериальное оценивание учебных достижений школьников на уроках гуманитарного цикла"
В данной брошюре рассматриваюся вопросы разработки и использования на уроках критериальной ситемы оценивания практической деятельности учащихся....
Методы активизации творческих способностей школьников на занятиях литературного объединения
Опыт многолетней работы руководителя школьного литературного объединения...
Реализация проекта «Инженерное мышление в художественной литературе» на уроках гуманитарного цикла
Аннотация. В рамках инновационной деятельности по направлению «Развитие инженерного мышления и технических способностей обучающихся» учащимися совместно с руководителями был создан проект ...