Методы, формы активизации творческого мышления в процессе обучения подросткового возраста
статья по географии (7 класс) на тему

Макарова Жанна Викторовна

В данной статье  рассматривается использование разнообразных форм и методов обучения, для формирования творческой активности у подростков. Показаны психологические особенности данного этапа развития учеников. В статье приведены примеры разнообразных форм и методов позволяющие заинтересовать обучающихся и позволяющие сформировать у подростков творческое мышление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы, формы активизации творческого мышления в процессе обучения подросткового возраста.

Макарова Жанна Викторовна

methods, forms of activation of creative thinking in the learning process of adolescence.

Makarova Zhanna Viktorovna

Анотация

В данной статье  рассматривается использование разнообразных форм и методов обучения, для формирования творческой активности у подростков. Показаны психологические особенности данного этапа развития учеников. В статье приведены примеры разнообразных форм и методов позволяющие заинтересовать обучающихся и позволяющие сформировать у подростков творческое мышление.

Annotation

This article discusses the use of a variety of forms and methods of education for the formation of creative activity in adolescents. Psychological features of this stage of development of pupils are shown. The article gives examples of various forms and methods allowing to interest students and allowing to form creative thinking in adolescents

Ключевые слова: ФГОС, подростковый возраст, творческое мышление

Keywords: GEF, adolescence, creative thinking

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди. Развитие экономики требует пересмотра подходов в образовании молодого поколения. [3] Сегодня  образование оказывается  самым масштабным и может быть, единственным институтом, через который осуществляется воплощение новых базовых ценностей и целей развития российского общества. [6]  

Реализуя программу, каждый педагог должен  найти нужные формы и методы, для развития у подростков творческого мышления. Значение ФГОС «Сегодня образование нельзя приобрести на всю жизнь: знания, полученные в школе, изнашиваются раньше, чем школьный ранец. Отсюда посылка непрерывного образования- образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. [11]  Следовательно, появилось большое количество  проблем, в воспитание и обучение подростка в новом пространстве- времени его существования. [12] Новая педагогика отказывается от традиционного предоставления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков. Главное сегодня сформировать универсальные учебные действия, которые дадут им возможность самосовершенствоваться и саморазвиваться.  Труднее всего сформировать УУД в подростковом возрасте. Этот возраст называют переходным, потому что  в течение этого периода происходит переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этот период он полу ребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. В этом возрасте иначе расставляются приоритеты: семья, школа и сверстники приобретают другие значения.  У подростков идет снижение творческой активности. Учеными был выявлен ряд факторов, тормозящих развитие воображения, мышления, творчества. К ним относятся: ориентация на успех, мнение сверстника, фиксация на стереотипах половой роли, незрелость  оценки подростков самого себя, представление о творческих проявлениях как  отклонениях от нормы. Он не принимает на веру все, что говорит учитель, отрицательное отношение к готовым знаниям, к простым легким вопросам. Подростков нельзя заставить, их можно только заинтересовать. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз, так как пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Иное дело-знания, полученные во время творческого задания, когда интересно, поучительно, когда дети ощущают себя нужными коллективу и уверенными в том, что «мы можем все!» [6] Каждый учитель должен не «упустить» этот момент, а еще более заинтересовывать подростка. Этому способствует развитие творческого мышления - необходимый компонент успешной социальной адаптации, более полной самореализации и личностного становления учащихся. Факторами, способствующими развитию творческого мышления, являются: ориентация подростка на творческие решения; снятие преград в отношении проявлений инициативы; поощрение к выполнению различных творческих заданий дома и в школе; у подростков растет интерес к собственной личности, самопознанию. [9] Творчество-это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшего, ценного не только для автора, но и для других. Использование творческих заданий на уроках  развивают коммуникативную функцию, а общение со сверстниками - ведущий вид деятельности подростков. Учитель должен организовать работу таким образом, чтобы учащиеся включались в совместную деятельность, направленную на достижение учебных задач. Привлекать их к оценочной деятельности, так как в подростковом возрасте мнение сверстников очень важно. Обеспечить исследовательскую деятельность, для развития творческого мышления. Класс состоит из учеников с разным уровнем развития потребности и мотивов учения. Педагогу нужно  использовать прием положительного подкрепления и вселять в ученика веру в будущие успехи. Обязательно нужно создать ситуацию успеха для каждого ученика. На уроках давать творческие задания с которыми справиться даже двоечник, а следовательно, у него возникнет потом желание изучать данный предмет.  Используя на уроках новые методы и приемы активизации творческого мышления, мы направляем учеников на развитие мотивов к обучению. [8] Творческий процесс, начинается с вопроса, с удивления и даже с противоречия. Противоречия, характерны для уроков, когда к существующей сумме знаний добавляется информация, на первый взгляд несовместимая с ней. В результате возникают проблемная  ситуация, удивление, желание преодолеть трудности. В настоящее время широко используется данный прием: метод проблемного изучения. [2] Например: на уроках краеведения при изучении экономики Курганской области обучающиеся выявили проблему: отсутствие экономической карты Курганской области. Эта проблема побудила детей творчески решить данную проблему. Они создали и оформили макет экономической карты Курганской области. В начале проекта было всего 3 ученика, в ходе проекта присоединились еще 6 учеников, в завершении данного проекта не было, ни одного обучающегося класса кто бы ни внес, свой вклад в этот проект. Способности ребенка развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности он добирается до «планки» своих возможностей и постепенно поднимает эту «планку» все выше и выше. Работа по формированию творческого мышления возможна в системе продуктивного обучения, на основе ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи педагога. Формирование творческого мышления не мыслим без учителя, с его разработанным планом урока (технологической картой), в которой просматриваются все этапы урока, прописана деятельность учителя и ученика.[5]

     Рассмотрим приемы, которые использую  в своей работе с обучающимися подросткового возраста для актуализации внимания, через формирование у них творческого мышления.

Приемы активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей

1.Прием «Удивляй» Сообщение интересных фактов по теме урока.

2. Приём  «Согласен – Не согласен»

 Приём, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Прием «Нестандартный вход в урок»

 Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.  Горы Саяны средние по высоте, не молодые, почему происходят землетрясения силой 3-5 баллов.

  1. Прием «Интеллектуальная разминка»

Что такое? Кто такой?   Или Найди лишнее

Методы развития познавательной деятельности

Метод «Машина времени». Ученикам нужно представить, что у них появилась машина времени. Теперь мы можем отправиться в путешествие в далекое и ближайшее будущее. Менять там ничего нельзя, можно только наблюдать. Особенно этот прием помогает активизировать внимание обучающихся при изучении темы «Геохронологическая таблица». Тема очень сложная для восприятия, но используя данный прием, усваивается очень хорошо.

Метод «Открытости задач»

Упражнение, которое дает учитель, предусматривает  несколько вариантов решения. При этом задания максимально приближены к жизненным ситуациям, когда надо выдвинуть как можно больше нестандартных решений и, оценив их трудоемкость, выбрать самое оптимальное. [2]

Прием «Словесное рисование»

Этот прием является начальным, в развитии творческого мышления. Словесное рисование развивает воссоздающее и творческое воображение учащихся, способствует овладению эмоционально- образной речью, влияет на развитие подростков в целом, содействует глубокому восприятию изучаемого предмета.

Например: нарисуйте словесную картину по музыкальным впечатлениям «Времена года»- Чайковского. Использовать можно при изучении темы: погода.

Нарисуйте словесную иллюстрацию к художественному произведению Айвазовский 9 вал

Развитию творческого мышления способствуют уроки-путешествия, и не только на географии. Учителя литературы могут предложить отправиться в гости к Городничему, пройтись по улицам города «Ревизора». Воображение начинается с умения  видеть мир своими глазами- дописать недописанное, увидеть то, о  чем  автор сказал намеком. [4]

Если учителя на уроках будут использовать данные методы и приемы, то у обучающихся даже в подростковом возрасте не пропадет желание учиться. Данные задания рассчитаны не только на «сильных», но и на слабых учеников. А это создаст для них ситуацию успеха. Им на уроках будет комфортно

Использование исследовательского метода обучения на уроках географии и во внеклассной деятельности. При введении ФГОС НОО  для активизации творческого мышления введен в школьную программу исследовательский метод обучения. При ее написании, обучающиеся должны  научиться соблюдать этапы ее написания. Выбор темы, актуальность темы. Формирование цели и задач работы, практическое значение. Учащиеся выдвигают гипотезу, постановку проблем. Формулируют  и объясняют решение и проверка решения.

В нашей школе в течение последних 5 лет ученики ведут исследовательскую работу в рамках изучения предметов географии и краеведения. Представляют результаты своих исследований на уровне школы, участвуют в городских научно-практических конференциях. Лучшие работы на городских конкурсах: «Герои наших улиц», «Экологическая ситуация нашего города», «Экономика городов Курганской области».  С 2014 году- участвуют  во Всероссийском конкурсе проектов, являются призерами и лауреатами.В школе осуществляется кадетское движение. Учениками проводится большая исследовательская работа по данному направлению, что формирует не только творческое мышление, но и дает возможность формировать у подростков патриотизм, любовь к своей малой родине.

Каждому кадетскому классу присвоены имена бывших учеников школы, погибших при выполнении воинского и гражданского долга. В сентябре 2013 г. учениками кадетских классов была проведена исследовательская работа. Ребята самостоятельно собрали и систематизировали сведения об Александре Осташкине, выпускнике школы №24 города Кургана, герое-афганце, отдавшем свою жизнь за Родину. Помимо сбора и анализа документального материала ученики под моим руководством посетили г. Выксу, где он родился и где на настоящий момент находится его могила. Ребята посетили кадетский корпус, которому присвоено имя героя, встретились с членами патриотических клубов «Витязь» и «Пограничник». Совместно с кадетами город Выкса и ветеранами афганских событий посетили могилу Александра Осташкина, почтили память героя и положили курганскую землю. После обучающимися была написана исследовательская работа. Главная задача исследовательского метода- вовлечь подростка в активную познавательную творческую деятельность. [7]

    Таким образом, творческое мышление сегодня, становится необходимым условием успешной социальной адаптации подростка, более полной самореализации и личностного становления, что дает возможность реализовать ФГОС.

Список литературы

1.Астафьева Н.Г. ФГОС Нового поколения: от качества условий к качеству результата// ОБЖ 2014. №10. С.3-6

2. Гладылина И.П. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности//Воспитание школьников.2008.№9.С.14-17

3. Глазкова Л.И. Создание «новой школы» //РФ Сегодня. 2012. №14. С.47

4. Гилязтдинова Д.И. Развитие творческого мышления учащихся на уроках литературы// Учитель. 2007. №6. С.28-30

5. Капица П.Л. Научные труды. // Педагогика. 2009. №8. С.112-115

6.  Князева И.Н. Учебно-демонстрационные игры//Дополнительное образование и воспитание. 2012. №9. С16

7. Лебедева О.В. Профессиональная подготовка учителя к реализации исследования обучения в школе// Педагогика2015. №4. С. 10-19

8. Нартова О.В. Изучение и формирование мотивации учащихся// Воспитание школьников. 2008. №4. С.19-21

9. Пахомова А. Развитие невербального компонента творческого мышления учащихся V класса  // Воспитание школьников. - 2008. - № 8. - С. 39-46

10.Рахимов А.З. Психодидактика творчества. Уфа, 2003

11. Суетина Л.П. Обучение учащихся самооцениванию// Начальная школа. 2015. №4.С.22

12. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации     века// Народное образование. 2015.№7. С.9-11

13. http://stud24.ru/psychology/psihologicheskie-osnovy-obucheniya-v-podrostokom/231266-677913-page1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка

Статья содержит подробное описание проектной работы - создание электронного справочника про родной город "Улан-Удэ". Этапы работы над проектом, также дана таблица оценивания проектной работы учащихся....

Методы активизации творческого мышления учащихся

         Первые реально применяемые неалгоритмические методы – методы активизации творческого познавательного процесса стали появляться в конце 20-х годов ХХ столетия. ...

Методы активизации творческого мышления

Методы активизации творческого мышления помогут современному ребенку разносторонне развиваться, мыслить свободно, искать множество решений одной и той же проблемы, а главное - стать креативн...

Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка

Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка...

Синектика как метод активизации творческого мышления школьников на уроках гуманитарного цикла

Метод синектики, выступая усовершенствованной формой мозгового штурма, помогает выйти за рамки традиционного мышления и привычных способов решения проблем....

Использование интерактивных форм и игровых приемов на занятиях по активизации творческого мышления

Описание приемов и методов применения  интерактивных игр на занятих Пути поиска. Метод  обсуждения. Голосования:...