Рабочая программа внеурочной деятельности "Умное пёрышко"
рабочая программа по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе "Умное пёрышко" предназначена для обучающихся начальной школы. Полностью соответствует требованиям ФГОС. Дано планирование учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnoe_pyoryshko.docx | 79.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Мамонтовская основная школа
«Принято» на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор_________ФИО
Протокол №1 от 31 авг. 2015 г
Программа
внеурочной деятельности
«Умное пёрышко»
Направление: социальное
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Составитель: Ошоева Л. А.,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
Программа составлена на основе
программы клуба юных журналистов Н. А. Страховой
с. Мамонтово
2015-2016 учебный год
Оглавление
Стр.
1. Пояснительная записка 3-4
2. Общая характеристика учебного курса 5
3. Описание места учебного курса в учебном плане ОУ 7
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса 7
5. Содержание учебного курса 8
6. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности 9-18
7. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 19
8. Материально-техническое обеспечение 19
9. Планируемые результаты изучения учебного курса 20
10. Приложения 26-32
Пояснительная записка
С поступлением в школу ребёнок начинает заниматься социально значимой деятельностью. Поэтому с первых дней его школьной жизни необходимо помочь младшему школьнику реализовать его общественную активность. Создание условий для активного включения детей в окружающую их социальную среду является главным предназначением и основой деятельности школьной газеты и журнала .
В программе предусматривается развитие у обучающихся навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, готовность слышать, слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Программа опирается на коллективные способы обучения, на передачу полученных знаний и взаимопомощь. Младшие школьники посредством её учатся рассуждать, доказывать, взаимодействовать. Организация выполнения практических заданий предполагает использование как коллективных способов работы, так и индивидуальных.
Программа ориентирована на личностный подход, способствующий становлению, самоопределению личности младшего школьника, выявлению и развитию его способностей. Содержательные аспекты личностно ориентированного подхода прежде всего акцентируют внимание на развитии личностно-смысловой сферы учащихся, которое происходит в сфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний.
Программа не только позволяет познакомить с процессом создания газеты и журнала, но направлена также на развитие речевых умений учеников, необходимых для написания творческих работ. Именно творческая деятельность позволяет самим ученикам активно добывать знания и применять их.
В ходе работы решаются межпредметные задачи, а именно - сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Программа направлена на развитие выразительной, воздействующей на ум и на чувства читателя и слушателя речи. Такая работа будет содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.
Школьная пресса в отечественном образовании всегда занимала достойное место. Школьные редакции выпускали тематические стенгазеты, газеты к праздникам, которые позволяли детям высказывать свои идеи, помогали лучше познать себя, окружающий мир. Именно школьные газеты позволяли подросткам высказывать свои идеи, помогали лучше познать себя, окружающий мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений учащихся устанавливались отношения сотрудничества и взаимопонимания, т. к. журналистика - это совместная деятельность ярких творческих личностей и коллективный труд. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ.
Реализация программы способствует развитию интереса к этой профессиональной сфере у учащихся начальной школы. В процессе участия в ней ребёнок должен продемонстрировать свои умения, своё дарование, наглядно увидеть результат своей деятельности через активное участие в выпуске классных и школьных газет и журналов.
Цель программы - развитие социальных умений младших школьников в процессе освоения ими основ журналистской деятельности, воспитание ответственности за реализацию гражданской позиции, имеющей общественную значимость.
Задачи программы:
- сформировать информационную компетентность учащихся, научить их использовать различные способы работы с источниками информации;
- познакомить учащихся с ролью журналиста в современном мире;
- создать условия для развития успешной личности, самореализации каждого учащегося, развития его творческих способностей с учётом индивидуальных особенностей;
- формировать умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- развивать коммуникативную культуру личности, умение общаться, вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
- научить создавать публицистические тексты разных типов и жанров, адекватные замыслу, сфере и ситуации общения.
2. Общая характеристика учебного курса. Основные идеи, принципы, подходы, реализуемые в программе
Принцип сотрудничества. Предполагает готовность к сотрудничеству и конструктивному решению возникающих проблем, способность работать в группах, парах.
Принцип индивидуализации. Предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся и, в частности, создание ситуаций при организации занятий, в которых ученик может выполнять как индивидуальную творческую работу, так и работать в группе.
Коммуникативно-деятельностный подход. Предполагает речевую активность учащихся и их самостоятельность в выборе речевого поведения.
Личностно ориентированный подход. Способствует становлению, самоопределению, самоутверждению ребенка, выявлению и развитию его способностей и возможностей.
Методы и приёмы деятельности
Реализация программы способствует развитию интереса к такой увлекательной профессиональной сфере, как журналистика, у учащихся школы. Поэтому ребёнок должен продемонстрировать свои умения, своё дарование, наглядный результат своей работы.
Необходимо учитывать, что для журналистской деятельности важное значение имеет умение подчинять свои высказывания чёткой идее, облекать их в письменную форму, собирать и систематизировать материал на заданную тему, пользоваться черновиком, редактировать написанное.
Достижению поставленных целей может способствовать составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические словосочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические заголовки - словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.
Учащиеся должны помнить о том, что существуют газетные жанры, с которыми необходимо познакомиться, непосредственно изучая программу. Это жанры информационной группы : хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчёт, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юным журналистам возможность представления одного и того же материала в разных жанрах.
В стенных газетах периодически должны помещаться рецензии на художественные произведения, спектакли и телепередачи. Опыт написания рецензий учащиеся приобретают на занятиях. Особенностью проведения занятий по программе является объединение практической и теоретической работы посредством метода проектов, ролевых игр, решения проблемных ситуаций.
Организация выполнения практических заданий предполагает использование коллективных и индивидуальных форм работы.
Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо выработать привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Формы организации занятий по программе
В основе работы клуба юных журналистов лежит педагогика сотрудничества. Работа по программе строится с учётом познавательной инициативы ребёнка и включает диспуты, поисковые и научные исследования, сбор информации, её обработку, обсуждение, анализ, интерпретацию, фото- и видеосъёмки, презентации и т. д. На практических занятиях происходит закрепление полученных знаний, выполняются упражнения, проводятся дидактические игры, помогающие группам приготовить свои творческие работы. Необходимым условием реализации программы является тесная связь с семьями обучающихся, их помощь и поддержка в организации работы, а также взаимодействие с библиотеками, клубами, редакциями газет, творческими центрами и т. д. также взаимодействие с библиотеками, клубами, редакциями газет, творческими центрами и т. д.
Рекомендуемая структура занятий:
1. Эмоционально – творческая разминка.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Работа с источниками информации, их анализ и интерпретация.
4. Создание речевых высказываний, соответствующих различным публицистическим жанрам.
5. Презентация работ.
6. Рефлексия.
3. Место учебного курса в учебном плане ОУ
Курс разработан на основе требований Федерального общегосударственного стандарта (ФГОС) и предназначен для использования во внеурочной деятельности для учеников 1-4 классов начальной школы в объёме 1-2 часа в неделю (34 - 68 часов в год). Исходя из условий школы, в данную программу внесены коррективы: тематическое планирование в 1- 4 классах составлено в объеме 1 ч в неделю, крупные темы разбиты на микротемы, внесены изменения в формулировки некоторых тем. Направление работы программы – социальное, что соответствует одному из направлений работы МКОУ Мамонтовская основная общеобразовательная школа.
4. Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся)
- В результате самопознания и самоопределения у учащихся начинает формироваться личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; они учатся строить «я – образ» и строить жизненные планы.
- В результате смыслообразования пытаются найти ответ на вопрос: «Какой смысл для меня имеет работа в данном кружке?»
- В результате нравственно-этической ориентации учатся выделять морально-этический аспект в событиях и действиях, строить систему ценностей, осваивают основы нравственно-этического оценивания, пытаются осуществлять личностный выбор.
Регулятивные УУД (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности)
- Учатся ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать свою деятельность, оценивать.
Познавательные УУД (обеспечивают общеучебный комплекс компетенций)
- Общеучебные: пытаются формулировать познавательную цель, применять методы информационного поиска, работать с текстами различных видов, со словарями и справочниками, с Интернет-ресурсами, создавать алгоритм деятельности.
- Логические: овладевают анализом, синтезом, сравнением, причинно-следственными связями, доказательством, выделением гипотез и их обоснованием.
- Постановка и решение проблемы: учатся формулировать проблему, решать её самостоятельно, с помощью учителя, одноклассников, родителей.
Коммуникативные УУД
- Планирование учебного сотрудничества в парах, в группах, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление собственным поведением и поведением другого человека, владение монологичной и диалогичной формами речи в соответствии с нормами языка.
- Умение выступать перед аудиторией, выражать правильно свои мысли, презентовать свои достижения.
Содержание программы
1. Средства массовой информации. Телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет. Значение СМИ в жизни общества.
2. Печатные средства массовой информации. Газета. Журнал. История возникновения газеты. Создание газеты и журнала.
3. Современные детские журналы и газеты. Общее знакомство
4. Выпуск газеты. Редактор. Обязанности редактора. Редакционная коллегия. Навыки оформления.
5. Основные жанры газеты. Общее знакомство, отличительные признаки.
6. Заметка. Статья.
7. Репортаж. Формы репортажей. Подготовка репортажа. Отличительные признаки репортажа.
8. Интервью. Нормы культурного общения. Упражнения в подготовке интервью.
9. Редактирование текстов.
10. Очерки (проблемный, портретный, путевой).
11. Эссе.
Основные методы сбора информации: печатные источники, Интернет, изучение документов, записи, личные наблюдения, справочная литература.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( в 2 вариантах: 1 вариант – 2 ч. в неделю, согласно программе Н. А. Страховой; 2 вариант – 1 ч. в неделю, исходя из учебного плана МКОУ Мамонтовская основная общеобразовательная школа)
( Примечание: под * количество часов по темам в объёме 1 ч. в неделю)
Тема занятия | Кол-во ча-сов | Основные понятия | Основные виды деятельности | Планируемые результаты |
1 год обучения – 68 ч. или 34 ч. | ||||
Какие трудные слова – «средства массовой информации»! | 2 1* | Телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет, журналист | Беседа. Практическая групповая работа | Знакомство со СМИ |
Радио и телепередачи для детей | 8 2* | Передачи для детей. Диктор. Ведущий передачи | Беседа. | Знакомство с популярными детскими передачами |
Мы идём в газетный киоск. Моя любимая газета. | 12 2* | Газета, журнал, обложка, содержание, оформление газеты и журнала, редакция газеты и журнала | Беседа. | Знакомство с популярными детскими изданиями |
Давайте познакомимся! Я – «Миша»! | 10 2* | Обложка, содержание, авторы, оформление журнала, главный редактор, корреспондент, корректор, фотограф | Рассказы детей. | Ученики знакомятся с детскими журналами |
Комиксы | 5 1* | Комикс. Кадр, сюжет комикса | Групповая работа | Знакомство с комиксами |
Мы – авторы комиксов! | 4 2* | Комикс. Кадр, сюжет комикса | Групповая и индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников. |
Создаём школьный журнал. Как он называется? | 1 2* | Название журнала. Обложка, содержание, авторы, оформление журнала | Мозговой штурм | Творческая работа учеников |
Великая сила обложки! | 4 2* | Обложка, содержание, авторы, оформление журнала | Групповая и индивидуаль-ная работа по созданию обложки журнала | Творческая работа учеников. |
Наш журнал. Расскажем о себе. Сказки-комиксы. | 4 3* | Зарисовка – очерк. Сказка. Особенности сказок - комиксов | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников. |
Наш журнал. Портрет моего одноклассника. | 2 3* | Портрет. Заметка. Журнал. Журналист | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников. |
Наш журнал. Рисуем нашу школу, наших учителей. Моя семья в истории страны и школы. | 4 3* | Журнал. Журналист. Статья в газету и журнал. Интервью | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников |
Наш журнал. | 5 6* | Журнал. Журналист. Презентация. Аудитория | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников. |
Коллективная итоговая работа по созданию первой стенной классной газеты | 7 5* | Заметка. Фоторепортаж | Групповая, творческая работа | Выпуск первого номера классной газеты. |
2-й год – 68 ч. или 34 ч. | ||||
Вспомним, | 3 1* | Телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет | Беседа. | Повторение определения СМИ |
Послушай эту передачу! | 3 1* | Радиопередача, ведущий радиопередачи | Беседа. | Знание радиоканалов и радиопередач для детей |
Посмотри эту передачу! | 3 1* | Телепередача. Ведущие передачи. Дикторы | Беседа. | Знание передач для детей |
Мир газет и журналов. | 3 1* | Газета, журнал. Обложка. Содержание. Оформление. Редакция газеты и журнала. Главный редактор | Беседа. Практическое занятие | Знание элементов структуры газеты |
Знакомьтесь - моя любимая газета! | 3 1* | Газета. Содержание газеты | Выступления детей. Беседа. Практическое занятие | Знание детских газет |
Викторина | 2 1* | Газета. Содержание газеты | Викторина. Работа в группах | Знание детских газет |
Знакомьтесь - мой любимый журнал! | 1 1* | Журнал. Содержание журнала | Выступления детей. Беседа. Практическое занятие | Знание детских журналов |
Викторина | 2 1* | Журналист. Журнал. Автор | Викторина | Знание детских журналов |
Конкурс | 2 1* | Телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет | Презентация радиопередач | Повторение материала |
Напишем заметку | 3 2* | Заметка. Основная мысль заметки | Практическое занятие. | Знакомство с жанром заметки. Написание заметки |
Напишем заметку | 3 2* | Заметка. Основная мысль заметки | Практическое занятие. | Написание заметки |
Мы - художники-иллюстраторы на тему «Времена года» | 3 2* | Иллюстрация | Практическое занятие. | Иллюстрирование произведения |
Напишем заметку | 3 2* | Заметка. Основная мысль заметки | Практическое занятие. | Написание заметки |
Мы - художники-иллюстраторы на тему «Моя школа!» | 3 2* | Иллюстрация | Практическое занятие. | Иллюстрирование произведения |
Секреты умного лида! | 12 2* | Лид – вопрос, лид -восклицание, лид -цитата, лид - умолчание, лид -резюме | Практическое занятие. | Знакомство с жанром лида, общим значением его |
Умение брать интервью | 4 4* | Интервью. Правила вопроса | Практическое занятие. | Умение задавать вопросы |
Я смогу сделать фоторепортаж? | 3 2* | Газета. Содержание газеты | Практическое занятие | Знание основ фоторепорта-жа |
Идём в библиотеку | 4 1* | Информация | Практическая работа со справочниками, со словарями | Умения работать со справочной литературой |
Деловая игра «Мы выпускаем стенную газету!» | 4 4* | Газета. Содержание газеты | Практическое занятие по выпуску стенной газеты. Работа в группах | Выпуск тематической стенной газеты |
Презентация газеты «Да здравствует, газета!» | 2 2* | Газета | Групповая творческая работа | Презентация газеты |
3-й год – 68 ч. или 34 ч. | ||||
Вспомним, что такое СМИ? | 4 1* | Телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет | Беседа. | Знание передач для детей |
Мои любимые периодические издания. Детские газеты и журналы | 4 1* | Журналы. Газеты. Редактор. Содержание изданий | Беседа | Знание детских газет |
Маленькая история большой газеты. | 2 | Первые газеты нашей страны | Беседа | Знание истории газет |
Её величество - Газета! | 2 | Обложка, содержание, авторы, оформление газеты. | Беседа. Практическая групповая работа с газетным материалом. | Знание структурных единиц газеты |
Газеты и журналы в школьной библиотеке | 4 2* | Газета. Журнал | Экскурсия. Беседа | Знакомство с газетами и журналами |
Блокнот | 6 2* | Правила поведения культурного человека | Диспут. Беседа | Усвоение норм поведения культурного человека |
Правильно собери информацию! | 7 2* | Источники информации: интервью, документы, записи личные наблюдения, справочная литература. | Практические занятия. | Умение пользоваться информацией из разных источников |
Что поможет интересно писать? | 7 2* | Пословицы. Поговорки. Фразеологизмы. Крылатые выражения. | Практическое занятие | Тематический подбор пословиц, поговорок и т.д. |
Заголовок. Это важно? | 3 2* | Заголовок. Тема публикации. Основная мысль. Игра слов | Практическое занятие. | Умение подбирать заголовок |
Что такое жанры журналистики? Давайте вместе подумаем! | 4 2* | Жанр. Статья. Заметка. Очерк. Интервью. Эссе. Репортаж | Коллективная исследовательская работа-дискуссия | Знание основных жанров журналистики |
Заметка маленькая, да удаленькая. | 4 2* | Заметка | Практическое занятие. Творческая работа | Знание жанра заметки |
Раз-вопросик, два - вопросик! | 4 2* | Интервью. Вопрос | Практическое занятие. Творческая работа | Первые знания о жанре интервью |
Очерк об интересном человеке | 4 | Очерк. План очерка | Практическое занятие. Творческая работа | Первые знания о портретном очерке |
Зарисовка «Любимый уголок малой родины» | 4 2* | Зарисовка. Лирическая зарисовка | Практическое занятие. Творческая работа | Первые знания о зарисовке |
Презентации зарисовок | 1 2* | Зарисовка. | Практическая работа | Первые знания о зарисовке |
Деловая игра «Мы выпускаем стенную газету!». Презентация газеты. | 8 4* | Газета. Содержание газеты | Практическое занятие Творческая коллективная работа. Мозговой штурм | Применение полученных знаний |
4-й год – 68 ч. или 34 ч. | ||||
Всё о СМИ | 2 1* | Телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет | Коллективная исследовательская работа-дискуссия | Повторение определения СМИ. |
Путешествие в глубь веков. Тайна крылатых сандалий Гермеса. | 1 | Меркурий - Гермес. Мифология. Первые журналисты. Бюллетень | Беседа. Работа с литературой по теме | Знакомство с историей журналистики |
Путешествие в глубь веков. Какие они - древние газеты? | 1 | Писатель новостей. Бюро по сбору информации | Беседа. Доклады, | Знакомство с историей журналистики |
Путешествие | 2 1* | «Ведомости». | Беседа. Доклады, | Знакомство с историей журналистики |
Макет номера газеты | 3 1* | Макет. Столбцы. Разворот | Коллективная работа над вариантами расположения заголовков к статьям | Знакомство с макетом газеты |
Что такое вёрстка газеты? | 2 1* | Вёрстка. Правила вёрстки. Выворотка. Отбивка. Стиль | Мозговой штурм «Как будем делать газету?» | Знакомство с вёрсткой газеты |
Что такое жанры журналистики? Давайте вспомним! | 4 1* | Журналистика. Жанры | Доклады учащихся. Работа с литературой по теме | Повторение жанров журналистики |
Где взять тему? | 2 1* | Источники информации журналиста. Документы. Записи. Интервью. Личные наблюдения. Рубрика | Беседа. Мозговой штурм. Практическое занятие с газетным материалом | Умение выбирать тему, название рубрики |
Жанры журналистики. | 2 1* | Жанр. Статья. Заметка. Очерк. Интервью. Эссе. Репортаж | Практическое занятие с газетным материалом | Знание жанров журналистики |
Информацион - ные жанры. | 4 2* | Информация. Заметка. Отчёт. Репортаж. Интервью | Практическое занятие с газетным материалом. | Подготовка выпуска классной |
Какая важная информация! | 2 1* | Источники информации: интервью, документы, записи личные наблюдения, справочная литература | Практическое занятие | Умение работать с источниками информации |
Мы – авторы репортажа! Репортаж «Пришел, увидел - написал!» | 3 2* | Репортаж. Событие. Ответы на вопросы « Что? Где? Когда? Как?» | Написание репортажа. Конкурс «Прекрасный материал! Поздравляем!» | Подготовка выпуска классной |
Формы интервью. Интервью « Раз-вопрос, два-вопрос!» | 4 2* | Интервью- монолог, интервью- диалог, «круглый стол», пресс-конференция | Практическое занятие | Выпуск классной |
Интервью –это не просто беседа. | 3 1* | Внимание к собеседнику. | Практическое занятие | Умение брать интервью |
Конкурс на лучшее интервью. | 3 1* | Определение наиболее удачных работ с точки зрения воплощения идеи, замысла, удачного использования изобразительно- выразительных средств языка | Практическое занятие | Умение брать интервью |
Литературно-художествен-ные жанры | 4 1* | Зарисовка. Пейзажная зарисовка. Литературный портрет. Очерк | Практическое занятие с газетным материалом | Знание литературно-художествен-ных жанров |
Портретный очерк. | 2 1* | Очерк. Портрет. Характеристика главного героя | Практическое занятие с газетным материалом. Творческая работа | Написание портретного очерка |
Путевой очерк | 2 1* | Очерк. Путешествие | Практическое занятие. Творческая работа | Написание путевого очерка |
Основные публицисти-ческие жанры. Заметка | 2 1* | Заметка. Тема заметки | Практическое занятие. Творческая работа | Написание заметки |
Статья «Всем обо всём!» | 3 1* | Статья. Тема статьи | Практическое занятие. Творческая работа | Написание статьи |
Эссе. | 3 1* | Эссе | Практическое занятие. Творческая работа | Написание эссе |
Такой интересный лид! | 2 1* | Лид (лид - вопрос, лид-восклицание, лид-цитата, лид-временное умолчание, лид-резюме) | Практическое занятие. Творческая работа | Написание лида |
Редактирование текста | 5 2* | Редактор. Правила редактора | Практическое занятие | Умение редактировать текст |
Защита и презентация творческой работы | 3 | Газетная журналистика. Жанры (статья, заметка, репортаж и т.д.) | Практическое занятие. Индивидуаль-ные и груп-повые отчёты | Умение защищать творческую работу |
Выпуск итоговой газеты по курсу. Презентация газеты. | 4 | Этапы создания газеты | Практическое занятие. | Умение защищать творческую работу |
7. Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя
1. Агафонова Ю.А. Методы профильной подготовки будущих журналистов. – М., 2001.
2. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003.
3. Ворошилов В.В. Журналистика. – М., 2000.
4. Кашлева Н.В. «Пресс-клуб и школьная газета». – М., 2009.
5. Спирина Н.А. «Журналистика в школе».- М., 2010.
6. Якимович Ю.К. Мир печати. – М., 2000.
7. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
8. Гринёва Л.Н. Как организовать в школе выпуск газеты. – М., 2004.
9. Гуревич П. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М., 2004.
10. Речевое развитие младших школьников. Сборник статей под редакцией С.К.Тивиковой. - Нижний Новгород, НИРО, 2011 г.
Литература для обучающихся
1. Детская и юношеская самодеятельная пресса (теория и практика) – сборник.
2. Детские газеты и журналы: «Миша», «Сюжет».
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Принтер.
- Музыкальный центр.
- Фотоаппарат.
- Видеокамера.
7. Наборы канцелярских принадлежностей.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
(1 – 4 классы)
Обучающиеся должны овладеть:
- социальными умениями, умениями общаться, вести диалог; знаниями правил вежливого общения со сверстниками и со взрослыми, способами аргументирования своей точки зрения, умениями выступать перед аудиторией;
- знаниями основ истории журналистики;
- умениями отбирать, систематизировать, сравнивать информацию из различных источников и работать с ней, выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
- знаниями и умениями различать основные газетные жанры (заметка, статья, репортаж, интервью и др.), грамотно излагать информацию в этих жанрах, знанием основных правил редактирования текстов, первым опытом публикации работ в школьных и районных газетах, на школьном сайте;
- опытом взаимодействия и сотрудничества со сверстниками в группах, парах на принципах уважения, доверия, взаимопомощи.
Способы контроля результатов: наблюдение, защита творческих работ в различных формах, написание работ различных газетных жанров, ведение «Блокнота журналиста», редактирование материалов, публикация материалов в школьной прессе, фотографирование и съёмка-видеорепортаж, выпуск газеты и журнала, презентация журналистских работ, выступление перед аудиторией, ведение беседы - дискуссии с представителями журналистских профессий, связь с семьёй, помощь семьи в создании творческих работ, участие в школьных, районных, областных, российских творческих конкурсах.
Приложения
Тематическое планирование
(разработано Ошоевой Л. А. на 2014- 2015 уч. гг)
1 год обучения
(1 ч. в неделю)
(Исходя из условий школы, в рабочую программу Н. А. Страховой внесены коррективы: тематическое планирование составлено в объеме 1 ч в неделю, крупные темы разбиты на микротемы, внесены изменения в формулировки некоторых тем)
№ | Тема занятия | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности | Планируемые результаты |
1. | Какие трудные слова – «средства массовой информации»! | Телевиде-ние, радио, газеты, журналы, Интернет, журналист. | Беседа. Практическая, групповая работа | Знакомство со СМИ | |
2. | Моя любимая радиопередача. | Передачи для детей. Диктор. Редактор. Корреспон-дент. Фотограф. Корректор. Ведущий. | Беседа. | Знакомство с популярными детскими передачами | |
3. | Моя любимая телепередача. | ||||
4. | Мы идём в газетный киоск. | Газета, журнал, обложка, содержание оформление газеты и журнала | Беседа. | Знакомство с популярными детскими изданиями | |
5. | Моя любимая газета. | ||||
6. | Давайте познакомимся! Я – «Миша»! | Обложка, содержание, авторы, оформление журнала | Рассказы детей. | Ученики знакомятся с детскими журналами | |
7. | Мой любимый журнал. | ||||
8. | Комиксы. | Комикс. Кадр, сюжет комикса | Групповая работа | Знакомство с комиксами | |
9 | Мы – авторы комиксов! | Комикс. Кадр, сюжет комикса | Групповая и индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников. | |
10 | Я – автор комиксов! | ||||
11 | Создаём классный журнал. | Распределение обязаннос-тей. Название журнала. Обложка, содержание, авторы, оформление журнала | Мозговой штурм | Творческая работа учеников | |
12 | Как называется наш журнал? | ||||
13 | Великая сила обложки! | Обложка, содержание, авторы, оформление журнала | Групповая и индивидуаль-ная работа по созданию обложки журнала | Творческая работа учеников. | |
14 | Конкурс на самую интересную обложку. | ||||
15 | Наш журнал. Знакомьтесь! Это - мы! | Наш журнал. Характерис-тика человека, группы людей | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников. Анкетирование. Фотография. Видеорепортаж. Словесный портрет- очерк о группе. Презентация | |
16 | Знакомьтесь! Это – я! | Словесный портрет. Мини-очерк о себе | Групповая, индивидуаль-ная работа | Фотография. Видеорепор-таж. Словесный портрет- очерк о себе | |
17 | Мой портрет. | Словесный портрет. Мини-очерк | Групповая, индивидуаль-ная работа | Фотография. Видеорепор-таж. Словесный портрет-очерк о себе. Презентация | |
18 | Наш журнал. Портрет моего одноклассника. | Портрет. Журнал. Журналист. Презента-ция | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников. Видеорепор-таж Фотография. Презентация | |
19 | Конкурс на лучшую фотографию. | Портрет. Журнал. Журналист | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников. Видеорепор-таж Фотография. Презентация | |
20 | Конкурс презентаций. | Портрет. Журнал. Журналист | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников. Видеорепор-таж Фотография. Презентация | |
21 | Наш журнал. Рисуем нашу школу. | Журнал. Журналист | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников | |
22 | Наша любимая школа. Любимые учителя. | Журнал. Журналист. Заметка – описание. | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников Видеорепор-таж Фотография. | |
23 | Моё первое интервью. Моя семья – самая лучшая! | Журнал. Журналист. Интервью. | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников. Видеорепор-таж Фотография. | |
24 | Наш журнал. | Журнал. Журналист. | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников | |
25 | Мы – творческие личности! Выпуск первого номера школьного журнала. | Журнал. Журналист. | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников | |
26 | Наши «плюсы» и «минусы». Редактирование работ. | Журнал. Журналист. | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников | |
27 | Мы – творческие личности! Выпуск первого номера школьного журнала. | Журнал. Журналист. | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников | |
28 | Оцениваем результаты своего труда. Конкурс на лучшие журналистские материалы. | Журнал. Журналист. | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников | |
29 | Праздник «День рождения нашего журнала». Презентация и защита журнала (совместно с родителями и гостями из районной редакции, библиотеки, сельских клубов) | Журнал. Журналист. Умение выступать перед аудиторией. | Групповая, индивидуаль-ная работа | Творческая работа учеников | |
30 | Коллективная итоговая работа по созданию первой стенной классной газеты. | Заметка. Фоторепор-таж | Групповая, творческая работа | Выпуск первого номера классной газеты. | |
31 | Подбираем заголовок! Оформление газеты. | Заметка. Фоторепор-таж | Групповая, творческая работа | Выпуск первого номера классной газеты. | |
32 | Час творчества. | Заметка. Фоторепор-таж | Групповая, творческая работа | Выпуск первого номера классной газеты. | |
33 | Час творчества. | Заметка. Фоторепор-таж. Видеорепортаж. | Групповая, творческая работа | Выпуск первого номера классной газеты. | |
34 | Праздник «День рождения нашей газеты». Презентация и защита первого номера газеты (совместно с родителями и гостями из районной редакции, библиотеки, сельских клубов и т. д.) | Заметка. Фоторепор-таж . Умение выступать перед аудиторией. | Групповая, творческая работа | Презентация газеты на празднике «День рождения классной газеты» |
Тематическое планирование
(разработано Ошоевой Л. А. на 2015 – 2016 уч. г.)
2 год обучения
(1 час в неделю)
(Исходя из условий школы, в рабочую программу Н. А. Страховой внесены коррективы: тематическое планирование составлено в объёме 1 час в неделю, крупные темы разбиты на микротемы, внесены изменения в формулировки некоторых тем)
№ | Тема занятия | Основ- ные поня- тия | Основные виды деятельности | Планируемые результаты | Да та | |
1 | Вспомним, что такое СМИ? | Что такое телеви- дение, радио, Интер-нет, газеты, журна-лы | Беседа Перекрёстная дискуссия | Повторение определения СМИ | ||
2 | Вспомним, что такое СМИ? | Что такое телевиде ние, радио, Интер-нет, газеты, журна-лы | Беседа Перекрёстная дискуссия | Повторение определения СМИ | ||
3 | Послушай эту передачу! | Радиопе редача, ведущий радиопередачи | Беседа Перекрёстная дискуссия | Знание радиоканалов и радиопередач для детей | ||
4 | Послушай эту передачу! | Радиопе редача, ведущий радиопередачи | Беседа Перекрёстная дискуссия | Знание передач для детей | ||
5 | Посмотри эту передачу! | Телепе-редача, ведущий диктор | Беседа Перекрёстная дискуссия | Знание передач для детей | ||
6 | Посмотри эту передачу! | Телепе-редача, ведущий диктор | Беседа Перекрёстная дискуссия | Знание передач для детей | ||
7 | Мир газет и журналов | Газета, журнал Оформ-ление журна=лов и газет. Редакция. Главный редак-тор Газета, содержа ние газеты | Беседа Практическое занятие | Знание элементов структуры газеты | ||
8 | Мир газет и журналов | Оформ-ление журна-лов и газет. Редак-ция. Главный редак-тор Газета, содержа ние газеты | Беседа Практическое занятие | Знание элементов структуры газеты | ||
9 | Мир газет и журналов | Оформ-ление журна-лов и газет. Редак-ция. Главный редак-тор Газета, содержа ние газеты | Беседа Практическое занятие | Знание элементов структуры газеты | ||
10 | Мир газет и журналов | Оформ-ление журна-лов и газет. Редак-ция. Главный редак-тор Газета, содержа ние газеты | Беседа Практическое занятие | Знание элементов структуры газеты | ||
11 | Знакомьтесь - моя любимая газета! | Газета, содержа ние газеты | Выступления детей Беседа Практическое занятие | Знание детских газет | ||
12 | Знакомь-тесь - моя любимая газета! | Газета, содержа ние газеты | Выступления детей Беседа Практическое занятие | Знание детских газет | ||
13 | Знакомь-тесь - моя любимая газета! | Газета, содержа ние газеты | Выступления детей Беседа Практическое занятие | Знание детских газет | ||
14 | Викторина «Газеты для детей" | Оформ-ление журна-лов и газет. Редак-ция. Главный редак-тор Газета, содержание газеты | Викторина Работа в группах | Знание детских газет | ||
15 | Викторина «Газеты для детей» | Оформ-ление журна-лов и газет. Редак-ция. Главный редак-тор Газета, содержа ние газеты | Викторина Работа в группах | Знание детских газет | ||
16 | Знакомь-тесь - мой любимый журнал! | Журнал, содержа ние журнала | Выступления детей Беседа Практическое занятие | Знание детских журналов | ||
17 | Знакомтесь - мой любимый журнал! | Журнал, содержа ние журнала | Выступления детей Беседа Практическое занятие | Знание детских журналов | ||
18 | Викторина "А вы знаете журналы для детей?" | Журнал, Журна- лист, автор, содержа ние журнала | Викторина | Знание детских журналов | ||
19 | Конкурс "СМИ - это не трудно!" | Телеви-дение Радио Газета Журнал Интер-нет | Презентация радиопередач | Повторение материала | ||
20 | Напишем заметку "Самый настоящий друг" | Заметка Основ-ная мысль заметки | Практическое занятие Творческая работа | Знакомство с жанром заметки Написание заметки | ||
21 | Напишем заметку "Люблю я это время года!" | Заметка Основ-ная мысль заметки | Практическое занятие Творческая работа | Написание заметки | ||
22 | Мы - художники-иллюстрато- ры на тему "Времена года" | Иллюстрация | Практическое занятие Творческая работа | Иллюстрирование произведения | ||
23 | Напишем заметку "Я люблю свою школу!» | Заметка Основная мысль заметки | Практическое занятие Творческая работа | Написание заметки | ||
24 | Мы - художники -иллюстрато ры на тему "Моя школа!" | Иллюстрация | Практическое занятие Творческая работа | Иллюстрирование произведения | ||
25 | Секреты умного лида! | Лид - вопрос, лид – воскли-цание, лид - цитата, лид – умолча- ние, лид- резюме | Практическое занятие Творческая работа | Знакомство с жанром лида, общим значением его | ||
26 | Умение брать интервью | Интер-вью,правила вопроса | Практическое занятие Игра "Вопросы - крючочки" | Умение задавать вопросы | ||
27 | Умение брать интервью | Интер-вью,правила вопроса | Практическое занятие Игра "Вопросы - крючочки" | Умение задавать вопросы | ||
28-29 | Я смогу сделать фоторепор-таж? | Газета, содержа ние газеты, фотогра- фия, подпись фотогра- фии | Практическое занятие | Знание основ фоторепортажа | ||
30 | Идем в библиотеку! | Инфор-мация, способы работы с инфома- цией, каталог
| Практическая работа со справочниками и словарями | Умение работать со справочной литературой | ||
31-32 | Деловая игра "Мы выпускаем стенную газету!" | Газета, содержа ние газеты, фотогра- фия | Практическое занятие по выпуску стенной газеты Работа в группах | Выпуск тематической стенной газеты | ||
33-34 | Презентация газеты "Да здравствует, наша газета!" | Газета | Групповая творческая работа | Праздник Презентация газеты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...