Рабочая программа "Этикет в игре"
рабочая программа на тему
Данная рабочая программа составлена для работы кружка "Этикет".Срок реализации программы 2года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket-1_-_kopiya.doc | 264.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Воздвиженский детский центр
Воскресенский район Нижегородской области
Принята Утверждаю:
на педагогическом Директор МКОУ ДОД
совете протокол № Воздвиженский детский центр Р.Н.Большакова
«___» ________ ___г. «___» _____________ ___г.
Дополнительная образовательная программа
кружка
«Этикет в игре»
Направленность: социально-педагогическая Возрастной состав обучающихся: с 7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Щербинина Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования
МКОУ ДОД Воздвиженский детский центр,
1 квалификационная категория
с. Воздвиженское
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………….3-8
2.Учебно-тематический план 1 года обучения……………………………9
3. Содержание программы 1 года обучения …………………………… .. ..10-11
4. Учебно-тематический план 2 года обучения ……………………….....12
6. Содержание программы 2 года обучения ………………………………13-14
7. Список используемой литературы……………………………………….15-16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
« В основе всех хороших манер лежит одна
забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо». (Д.С.Лихачев)
Требования современного этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации и основаны на здравом смысле, чувстве красоты и порядка. Поэтому чувство меры, вежливость, тактичность, скромность, а главное - искренняя благожелательность по отношению ко всем людям - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими- либо мелкими правилами этикета, которых существует на Земле великое множество.
Нормы этикета сводятся к основному правилу: неукоснительно, везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как вы относитесь к себе и хотите, чтобы другие относились к вам. В самом деле, наше настроение и самочувствие во многом зависят от отношения к нам окружающих.
Все родители хотят, чтобы их ребенок был добрым, умным, порядочным, благовоспитанным, культурным. Но, к сожалению, иногда дети растут капризными и жадными, драчливыми и непослушными. Что делать? Ведь «золотые правила» поведения не вставить в рамочку, чтобы ими любоваться и повторять по нескольку раз в день. Больше пользы будет от программы, которая не мораль читает, а разговаривает с ребенком на равных.
Почему Колобка съели? Здороваться надо! За что так горько поплатился Иванушка? Не пей что попало, вот и не станешь козленочком! Поневоле задумаешься... На примерах героев известных сказок ребенок усваивает основные правила поведения, учится вести себя в гостях и дома, в театре и на улице, поддерживать беседу и мирно разрешать споры. Случайная или намеренная грубость, неудачная шутка, неуместное замечание могут оставить в памяти неприятный осадок, поссорить близких людей, привести к разобщению. Неумение правильно вести себя в обществе, на работе, в компании создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми и мешает в жизни.
Заниматься самовоспитанием никогда не поздно. Необходимо только желание. Нет такого человека, который не мог бы исправить или изменить свое поведение.
Актуальность и социальная значимость программы заключается в необходимости развивать культуру общества, в оказании помощи растущему человеку в постижении норм человеческих отношений на пути самовоспитания и саморазвития.
По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.
Одной из главных задач дополнительного образования является формирование у детей общечеловеческих духовных и культурных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, правила учтивости и поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях: приемах, церемониях, переговорах.
Знание этикета необходимо для успешной профессиональной деятельности, установлению контактов, взаимоотношений в семье.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она направлена на единство воспитательных и образовательных задач, развитие индивидуально-личностных качеств ребёнка. Программа создана с учетом возрастных особенностей и отвечает потребностям детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте целесообразно закладывать основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививать хорошие манеры, умение культурно вести себя дома, на улице, в общественных местах.
Данная программа рассчитана на детей с младшего школьного возраста. В этом возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка приобретают сверстники.
Тип программы: модифицированная.
Направленность: социально-педагогическая
По уровню усвоения: общеразвивающая.
Поэтому целью данной программы является воспитание грамотной культурной личности.
Задачи программы:
Образовательные
- Обучать хорошим манерам в общественных местах, формам обращения и приветствия, манерам одежды и т.д.;
- Формировать знания о правилах этикета.
Развивающие
- Развивать чувства такта, речевых манер, коммуникативные качества личности.
Воспитательные
- Воспитывать доброго, умного, порядочного и благовоспитанного ребенка.
- Воспитывать у детей интерес к культуре и к самосовершенствованию.
В объединении занимаются дети с 7 лет. Данная программа рассчитана на два года обучения. Занятия могут проводиться по группам или подруппам раз в неделю по 2 часа, всего по 72 часа на каждый год обучения. Специфика организации занятий по данному виду деятельности предполагает в течение занятия совмещать и практические и теоретические задания, использовать материально- технические ресурсы.
Планируемые результаты обучения.
- Учащиеся должны знать:
- историю, виды и значение этикета;
- культуру внешнего вида, правила гигиены;
- правила жизни в обществе;
- правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
- культуру поведения в общественных местах;
- особенности поведения в школе;
- традиции своей семьи и образовательного учреждения;
- правила гостеприимства;
- правила дарения и получения подарков;
- правила оформления писем, поздравлений;
- правила ведения переписки в сети Интернет.
- Учащиеся должны уметь:
- вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.
- следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
- правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;
- вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
- общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;
- общаться с представителями противоположного пола;
- анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Формы подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы
На занятиях кружка дети, в процессе общения друг с другом, учатся правильно вести себя в обществе, в школе, в компании друзей; все эта знания создают человеку определенную репутацию, которая помогает ему в отношениях с людьми и всегда пригодится в жизненных ситуациях. В конце каждой темы обучения проводится подведение итогов по знаниям правил поведения в общественных местах, по культуре поведения, по формам обращения и приветствий, по манерам и одежде в форме тестирования, викторин, конкурсов, проектов, соревнований, творческих работ и др.
Формы и виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- сюжетно - ролевые игры;
- просмотр мультфильмов;
- посещение музеев;
- конкурсы;
- посещение библиотек;
- праздники.
Методы:
Репродуктивный
Объяснительно-иллюстративный
Поисковый
Проблемный
Эвристический
Материальное и методическое обеспечение:
Кабинет, ноутбук, проектор, карточки, презентации, литература
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№темы | Тема занятия | всего | теория | практ |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы кружка на учебный год. | 2 | 1 | 1 |
2 | Хорошие манеры. | 4 | 2 | 2 |
3 | Служебный этикет. | 4 | 2 | 2 |
4. | Этикет в общественных местах | 6 | 2 | 4 |
5. | Семейный этикет | 4 | 2 | 2 |
6. | Речевой этикет | 4 | 2 | 2 |
7. | Письменный этикет | 4 | 2 | 2 |
8. | Телефонный этикет | 4 | 2 | 2 |
9. | Конкурс творческих работ ( рисунки, сказки, стихи, сочинения и т.д) | 2 | - | 2 |
10. | Этикет на улице и в транспорте | 6 | 2 | 4 |
11. | Гостевой этикет | 4 | 1 | 3 |
12 | Застольный этикет. | 6 | 2 | 4 |
13. | Что дарить? | 4 | 1 | 3 |
14. | Искусство одеваться | 4 | 1 | 3 |
15. | Мальчик и девочка. | 2 | 1 | 1 |
16. | Азбука вежливости | 10 | 5 | 5 |
17. | Турнир знатоков этикета. Итоговые занятия. | 2 | - | 2 |
18. | ||||
Итого | 72 | 28 | 44 |
Содержание программы 1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. 2 час
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы на учебный год. « Что такое этикет?»
Практическая работа: задачи на правила поведения.
Тема 2. Хорошие манеры. 4 час
-Знакомство и приветствие.
-Достоинства воспитанного человека.
-«У меня лучшие на свете манеры».
Практическая работа: викторина «У меня самые лучшие на свете манеры».
Тема 3. Служебный этикет. 4 час
-Прием на работу.
-Работа и отпуск.
-Этикет бизнесмена.
Тема 4. Этикет в общественных местах. 6 час
- Театр, кино, выставки.
-Вечера отдыха.
- В гостиницах, пансионатах, больницах.
Тема 5. Семейный этикет. 4 час
-Домашняя вежливость
-Дети - в семье.
Тема 6. Речевой этикет. 4 час
-Речевой этикет в русских сказках.
-Темы бесед, комплименты.
-«Умеете ли вы слушать?
Искусство спора.?
Тема 7. Письменный этикет. 4 час
-О чем можно и нужно писать?
Правила переписки..
Практическая работа: конкурс на лучшую открытку с поздравлением (днем рождения, с праздником).
Тема 8. Телефонный этикет. 4 час
-«У меня зазвонил телефон». Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Значение сигналов телефона, построение разговора по телефону. Зачем он нужен этот телефон ?
-Правила хорошего тона при телефонном разговоре.
Практическая работа: сценка «Телефонный разговор».
Ситуации телефонного разговора:
-Викторина «Телефонный разговор».
Тема 9. Конкурс творческих работ ( рисунки, сказки, стихи, сочинения и т.д) 2 час
Тема 10. Этикет на улице и в транспорте. 6 час
-Этикет на улице.
-Поведение в общественном и частном транспорте.
Практическая работа: викторина «Этикет в вопросах и ответах».
Тема 11. Гостевой этикет. 4 час
-Зачем ходят в гости?
-Неожиданные гости.
Тема 12. Застольный этикет. 6 час
-Пожалуйте, гости дорогие, к столу'
-Правила сервировки.
-Когда и что подавать?
Практическая работа: составить меню.
Тема 13. Что дарить? 4 час
-Что можно дарить, а что нельзя /перечислить/.
Практическая работа: конкурс рисунков на лучший подарок.
-Дни рождения, именины.
Практическая работа: инсценирование дня рождения.
Тема 14. Искусство одеваться. 4 час
-Внешний вид человека.
-Деловой костюм, домашняя одежда, аксессуары..
-Походка и жесты.
Тема 15. Мальчик и девочка. 2 час
-Правила общения.
Тема 16. Азбука вежливости. 10 час
-Зачем быть вежливым?
- Как нужно вести себя с родителями!.
- Дом, в котором ты живешь.
- Несказочные волшебники.
- воспитание примером.
Тема 17. Турнир знатоков этикета. 2 час
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема занятия | всего | теория | практ |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы кружка на учебный год. Повторение пройденного материала. | 2 | 2 | - |
2. | Об этикете и человеческих качествах | 6 | 3 | 3 |
3 | Встречают по одёжке | 12 | 6 | 6 |
4. | Этикет в общении | 12 | 6 | 6 |
5. | Конкурс творческих работ | 2 | 2 | |
6. | Этикет за столом | 8 | 4 | 4 |
7. | Деловой этикет | 10 | 5 | 5 |
8. | Этикет в быту | 12 | 6 | 6 |
9. | Этикет путешественника | 6 | 3 | 3 |
10. | Экзамен на звание волшебника | 2 | 2 | |
Итого | 72 | 35 | 37 |
Содержание дополнительной образовательной программы
2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. 2 час
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы кружка на учебный год. Повторение пройденного материала.
Тема 2. Об этикете и человеческих качествах 6 час
-качества вежливого человека
-из истории правил хорошего тона
Тема 3. Встречают по одёжке- 12 час
-общие советы по выбору одежды
-женский гардероб
-мужской гардероб
-аксессуары для мужчин и женщин
-макияж и причёска
-немного об ароматах
-как молча произвести хорошее впечатление
Тема 4 Этикет в общении- 12 час
-Голос, тон, обращение. Как вести разговор. Что считается неприличным при разговоре? Безличные формы обращения. Недопустимые формы обращения. Ты или вы? Невербальные средства общения (поза, жестикуляция, рукопожатие, взгляд, улыбка).
-Приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба.
-Правила сетевого этикета
-Письмо
-Правила хорошего тона при переписке. Виды писем (письмо с оказией, ответное письмо, открытки). Чтение письма. Тайна переписки.
Тема 5. Конкурс творческих работ- 2 час
Тема 6. Этикет за столом – 8 час
-правила гостеприимства
-правильное поведение за столом
-виды приёмов
Тема 7. Деловой этикет – 10 час
-знакомство с коллективом
- общение с коллегами
-этикет оратора
Тема 8. Этикет в быту – 12 час
-в гостях должно быть хорошо
-взаимоотношения с родными
-выход в свет
-как стать самой заметной фигурой любого праздника
-учимся выражать соболезнования
Тема 9. Этикет путешественника – 6 час
-попутчики поневоле
-хороший турист - вежливый турист
Тема 10. Экзамен на звание волшебника -2 час
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Для педагога:
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Вебер Э. «Как знакомиться на вечеринке, в транспорте и даже на улице». М. «Торговый дом Гранд», 1999г.
- Герасимова В.А.«Классный час играючи» М. Творческий центр,2003г.
- Гольдин В.Е. «Речь и этикет» М. «Просвещение», 1983г.
- Гончарова Н.М. «Этикет и мы» М. «МК- СЕРВИС», 1993г
- ж. «Воспитание школьников» №2 1998г; № 5 1999г.
- ж. «Классный руководитель» №3 2002г.
- Закон РФ “Об образовании».
- Интернет-ресурсы. ditor@etiket.ru., etiket.ru, prezentacii.com, it-n.ru
- Лебедева И. А. «Сюжетно-ролевая игра» «Дом», Н.Новгород, 1995г.
- Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
- Ушаков Н.И, «Этикет», М. издательство «Лукоморье», 2000г
- Швингхамммер Герберт. Правила хорошего тона. - М.: Аст:Астрель,2010.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
- Ушаков Н.И, «Этикет», М. издательство «Лукоморье», 2000г
Для обучающихся и родителей:
- Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
- Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
- Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
- Маршак С.Я.Избранные произведения
- Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
- Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.
11.Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
12.Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
13.Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
14.Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
15.Швингхамммер Герберт. Правила хорошего тона. - М.: Аст:Астрель,2010.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения
№ | Тема | Форма занятия | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, ТСО | Форма подведения итогов по теме | |||
1. | Вводное занятие | беседа | объяснительно- иллюстративный, проблемный | наглядный материал | задачи на правила поведения | |||
2. | Хорошие манеры | игра, беседа | объяснительно- иллюстративный, поисковый | наглядный материал | викторина | |||
3. | Служебный этикет | игра, конкурс, викторина | проблемный, эвристический | карточки, аудиоматериал | тестирование | |||
4. | Этикет в общественных местах | занятие - спектакль, занятие-игра | объяснительно- иллюстративный, поисковый | наглядный материал | викторина | |||
5. | Семейный этикет | беседа, викторина | эвристический | карточки, наглядный материал | собеседование | |||
6. | Конкурс творческих работ ( рисунки, сказки, стихи, сочинения и т.д) | занятие - конкурс | проблемный , эвристический | аудиоматериал, карточки | конкурс | |||
7. | Речевой пикет | занятие- игра, занятие- сказка, викторина | объяснительно- иллюстративный, поисковый | карточки | тестирование | |||
8. | Письменный этикет | занятие- сказка, занятие- беседа | объяснительно- иллюстративный, эвристический | аудиоматериал, образцы открыток | конкурс | |||
9. | Телефонный этикет | занятие- игра | объяснительно- иллюстративный, эвристический | карточки | викторина | |||
10. | Этикет на улице и в транспорте | занятие- сказка, занятие- викторина | объяснительно- иллюстративный,эвристический | карточки | викторина | |||
11. | Гостевой этикет | занятие- соревнование, занятие- сказка | объяснительно- иллюстративный, проблемный, поисковый | наглядный материал, карточки | командная викторина | |||
12. | Застольный этикет | занятие- сказка, занятие- конкурс | проблемный, эвристический | наглядные пособия, | зачет | |||
13. | Что дарить? | занятие- игра | объяснительно- иллюстративный, поисковый | наглядные пособия, карточки | тестирование | |||
14. | Искусство одеваться | занятие- соревнование | поисковый | наглядные пособия, образцы одежды | конкурс рисунков | |||
15.| | Мальчик и девочка: правила общения
| занятие- беседа | поисковый | карточки | Викторина | |||
16. | Практические советы на все случаи жизни | занятие- беседа | объяснительно- иллюстративный, проблемный | карточки, наглядные пособия | беседа | |||
17. | Азбука вежливости | занятие- сказка | эвристический | наглядные пособия | кроссворд | |||
18. | Турнир знатоков этикета. занятие- соревнование | занятие- соревнование | карточки | соревнование |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
№ | Тема | Форма занятия | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, ТСО | Форма подведения итогов по теме | ||
1. | Вводное занятие | беседа | репродуктивный | наглядный материал | зачет | ||
2. | Правила хорошего тона | игра, беседа | объяснительно- иллюстративный, проблемный | наглядный материал | урок вежливости | ||
3. | Воспитанный человек | игра, конкурс, викторина | объяснительно- иллюстративный, поисковый | карточки, аудиоматериал | конкурс | ||
4. | Речевой этикет | занятие - спектакль, занятие-игра | проблемный, эвристический | наглядный материал | тестирование | ||
5. | Телефонный этикет | беседа, викторина, игра | объяснительно- иллюстративный, поисковый | карточки, наглядный материал | игра | ||
6. | Письменный этикет | практическое занятие, занятие - конкурс | эвристический | аудиоматериал, карточки | конкурс | ||
7. | Поведение на улице | занятие- игра, викторина | проблемный , эвристический | карточки | викторина | ||
8. | Поведение в общественном транспорте | занятие- сказка, занятие- игра | объяснительно- иллюстративный, поисковый | аудиоматериал, образцы открыток | ролевые ситуации | ||
9. | Этикет в общественных местах | занятие- игра | объяснительно- иллюстративный, эвристический | карточки | зачет | ||
10. | Гостевой этикет | занятие- игра, занятие- викторина | объяснительно- иллюстративный, эвристический | карточки | урок- игра | ||
11. | Застольный этикет | занятие- соревнование, занятие- игра | объяснительно- иллюстративный, эвристический | наглядный материал, карточки | ролевая игра | ||
12 | Подарки | практическое занятие, викторина | объяснительно- иллюстративный, эвристический | наглядный материал, карточки | тестирование | ||
13 | Семейный этикет | практическое занятие, конкурс | объяснительно- иллюстративный, эвристический | наглядный материал, карточки | конкурс рисунков | ||
14. | Культура внешнего вида | практическое занятие, занятие-игра | поисковый, эвристический | наглядный материал, карточки | ролевые ситуации | ||
15. | Экзамен на звание волшебника | турнир | эвристический | наглядный материал, карточки, мультимедиа | турнир знатоков |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Для педагога:
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Вебер Э. «Как знакомиться на вечеринке, в транспорте и даже на улице». М. «Торговый дом Гранд», 1999г.
- Герасимова В.А.«Классный час играючи» М. Творческий центр,2003г.
- Гольдин В.Е. «Речь и этикет» М. «Просвещение», 1983г.
- Гончарова Н.М. «Этикет и мы» М. «МК- СЕРВИС», 1993г
- ж. «Воспитание школьников» №2 1998г; № 5 1999г.
- ж. «Классный руководитель» №3 2002г.
- Закон РФ “Об образовании».
- Интернет-ресурсы.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233)
- Лебедева И. А. «Сюжетно-ролевая игра» «Дом», Н.Новгород, 1995г.
- Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
- Швингхамммер Герберт. Правила хорошего тона. - М.: Аст:Астрель,2010.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
- Ушаков Н.И, «Этикет», М. издательство «Лукоморье», 2000г.
- Этикет и стиль: большая энциклопедия. -М.:ЭКСМО; Саратов: Фаворит Букс, 2010
Для обучающихся и родителей:
- Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
- Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
- Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
- Маршак С.Я.Избранные произведения
- Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
- Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.
11.Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
12.Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
13.Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
14.Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
15.Швингхамммер Герберт. Правила хорошего тона. - М.: Аст:Астрель,2010
Приложение 1
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бал; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бал; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бал, приписывается 1 единица, в 3 бал - 2 единицы,
в 2 балла - 3
единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
Приложение 2
Анкетирование родителей
Анкета № 1
- Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
- Какие игры предпочитает?
- Какие виды развлечений больше любит?
- С кем чаще играет?
- Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
- Какие обязанности имеет дома?
- Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
- Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
- Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
- Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
- Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
- Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Анкета № 2
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
- Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
- могу и всегда так поступаю – 3 балла;
- могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
- не могу – 1 балл.
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Анкета № 3
- Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищенности.
- Что более всего заботит вас в семье?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учеба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменения.
- Одинок ли ваш ребенок в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным человеком;
Б) иметь много друзей.
- Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Что для вашего ребенка вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучения и пытка.
Анкета № 4
- Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка
- За что хвалите, за что наказываете?
- Как поощряете? Как наказываете?
- Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
- Какие качества твоего характера родителям нравятся?
- За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
- Как тебя поощряют, за что?
- Как тебя наказывают, за что?
- Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
- Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
- Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
- Стараешься ли контролировать свое поведение?
- Каких поощрений ждешь от родителей?
- Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
- Хватает ли тебе общения с родителями?
- Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
- Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
- С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа обучения игре в волейбол (8-11 классы)
Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных...
Рабочая программа "Подвижные игры"
Рабочая программа создана для учащихся начальной школы...
Рабочая программа. Подвижные игры. 4 класс.
На основе авторской программы В.И. Ляха....
Рабочая программа кружка "Игра воображения"
Развитие воображения младших школьников...
Рабочая программа "Подвижные игры" 1-4 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 час в неделю....
Рабочая программа "Подвижные игры" 1-4 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 час в неделю...
Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения
Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...