Дополнительная общеобразовательная программа "Малышок"
рабочая программа на тему
Новизна использование разнообразных нетрадиционных способов рисования, в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malyshok_nesterenko.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: художественная, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной.
Новизна использование разнообразных нетрадиционных способов рисования, в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Принцип построения программы:
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников . Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в начале дети выполняют творческие задания, позже – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в выходные дни время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 5-6 лет. Дети этого возраста способны усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Сроки реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения
Формы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 занятия, продолжительность занятий 25 минут с перерывом 10 минут, 168 часов год.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
В конце обучения:
Обучающийся будет знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.
- Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.
- Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства.
- Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.
- Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
- Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.
- Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.
Обучающийся будет уметь:
- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;
- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;
- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;
- в сюжетных работах передавать движение;
- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
- выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;
- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- контрольных занятий по изученным темам;
- конкурсы;
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
Механизм оценки результатов по программе:
В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы.
В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, зачетные итоговые работы, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ.
- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;
- выполнение конкурсных и выставочных работ;
- подведение итогов по результатам каждого полугодия.
Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Ожидаемые результаты: развитие интереса к свободной творческой деятельности, развитие детской фантазии, воображения. Приобретение детьми умений и навыков рисования нетрадиционными способами и средствами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводная часть | 4 | 2 | 2 |
2 | Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. | 8 | 2 | 6 |
3 | Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. | 8 | 2 | 6 |
4 | Нетрадиционные техники рисования | 24 | 4 | 20 |
5 | Изображение растительного мира. Изображение животного мира. | 18 | 2 | 16 |
6 | Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. | 8 | 2 | 6 |
7 | Орнамент. Стилизация. | 6 | 2 | 4 |
8 | Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. | 28 | 6 | 22 |
9 | Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. | 26 | 4 | 22 |
10 | Тематическое рисование. | 14 | 4 | 10 |
11 | Оформительские, творческие и выставочные работы. | 10 | - | 10 |
12 | Воспитательная работа | 14 | - | 14 |
Итого: | 168 | 30 | 138 |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение. (4 часа)
Тема 1.1 Вводный инструктаж по ОТ и ПБ. Введение в образовательную программу. (2 часа)
Теория. Ознакомление с работой кружка «Малышок», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по О.Т.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Инструкции по О.Т.
Тема 1.2 Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. (2 часа)
Теория. Проведение первичного инструктажа ПДД. Инструменты, необходимые для работы кружка.
Формы занятий. Беседа, наблюдение, рисование на свободную тему.
Методическое обеспечение. Инструкции по О.Т. , альбом, ластик, карандаш.
Раздел 2. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.(8 часов)
Тема 2.1 Первичный инструктаж по ПДД. Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства. (2 часа)
Обучающий компонент
Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть.
- пользование рисовальными материалами;
- правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;
- передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;
- выполнять зарисовки и наброски.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.
Методическое обеспечение. Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.
Тема 2.2 Инструктаж по электробезопасности. «Изображать можно пятном» (2 часа)
Обучающий компонент.
Присмотреться к разным пятнам - мху на камне, осыпи и узорам на мраморе в метро - и постараться увидеть какие-либо изображения.
Воспитывающий компонент.
Формирование бережного отношения к окружающему миру, одному из самых удивительных и совершенных творений природы; умение видеть
красоту в жизни.
Практическая часть.
Превратить пятно в изображение зверюшки.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер.
Тема 2.3 Инструктаж по пожарной безопасности. Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева. (2 часа)
Обучающий компонент.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Воспитывающий компонент.
Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть.
Изображение дерева с натуры.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.
Методическое обеспечение. Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.
Тема 2.4 «Изображать можно в объёме» (2 часа)
Обучающий компонент.
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
Воспитывающий компонент.
Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть.
Превратим комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что-нибудь похожи, например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Пластилин, стеки, дощечка, слайды природных объемов выразительных форм или настоящие камешки, форма которых что-нибудь напоминает.
Раздел 3. Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.(8 часов)
Тема 3.1 Первичные цвета. Цветовая гамма. (2 часа)
Обучающий компонент
Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.
Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах.
Воспитывающий компонент.
Обогащение восприятия окружающего мира.
Практическая часть.
-Правильное обращение с художественными материалами;
-освоение различных приемов работы акварелью, гуашью;
-получение различных цветов и их оттенков;
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 3.2 Красоту нужно уметь замечать. (2 часа)
Обучающий компонент
Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений.
Воспитывающий компонент.
Умение ценить то, что создано руками человека и природой.
Практическая часть.
Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Материалы: для учителя – валик для накатки, разведенная водой гуашь или типографская краска; для детей – дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги, карандаш.
Тема 3.3. Рисуем дерево тампованием (2 часа)
Обучающий компонент
Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть)
Воспитывающий компонент.
Проведение обзорных экскурсий «Здравствуй, мир!»
Практическая часть.
Изображение дерева с использованием тампона.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, тампоны, карточки, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 3.4. «Узоры на крыльях» (2 часа)
Обучающий компонент
Выбор и применение выразительных средств, для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски.
Воспитывающий компонент.
Для того чтобы не оскудела, не меркла и крепла земная краса, необходимы насекомые. Без них не мог бы человек называться человеком, не умел бы чувствовать и любить, радоваться и страдать. И конечно же он не увидел подлинную красоту природы.
Практическая часть.
Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Раздел 4. Нетрадиционные техники рисования(24 часов)
Тема 4.1. Печать листьев. «Осень на опушке краски разводила». (2 часа)
Обучающий компонент
Ознакомить с новым видом изобразительной техники – «печать листьев». Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
Воспитывающий компонент.
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Практическая часть.
Изображение листьев при помощи печати.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
(Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч. 1. стр. 5)
Тема 4.2. Рисование пальчиками. «Ветка рябины». (2 часа)
Обучающий компонент
Учить технике пальчикового рисования, помочь детям осознать ритм как изобразительно – выразительное средство. Закрепить приём вливания одного цвета в другой. Совершенствовать технику пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающий компонент.
Развивать умение анализировать натуру, выделять её признаки и особенности.
Практическая часть.
Изображение с натуры при помощи пальцев.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
(Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч. 1. стр. 11.
Тема 4.3. Раздувание краски. «Осенние мотивы». (2 часа)
Обучающий компонент
Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путём свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы лёгких (выдувание рисунка, что даёт случайный, непредсказуемый эффект.
Воспитывающий компонент.
Развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.
Практическая часть
Изображение осени способом раздувание краски.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
(Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч. 1. стр. 32.)
Тема 4.4. Кляксография. «Весёлые кляксы».(2 часа)
Обучающий компонент
Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности. Развивать умение дорисовывать детали объектов, полученных входе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образцами.
Воспитывающий компонент.
Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу.
Практическая часть.
Превращаем кляксы в изображения.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
(Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч. 1. стр. 28.)
Тема 4.5. Каракулеграфия. «Волшебный карандашик».(2 часа)
Обучающий компонент
Познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия, поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое. Закрепить навык проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов.
Воспитывающий компонент.
Способствовать развитию логического мышления, представления, воображения, зрительной памяти, развитию усидчивости, желанию довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат.
Практическая часть.
Дорисовывание предлагаемых объектов.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
(Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч. 1. стр. 64.)
Тема 4.6. Фототипия – рисование свечой. «Морозный узор». (2 часа)
Обучающий компонент
Совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
Воспитывающий компонент.
Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Способствовать развитию зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве, развитию воображения, творчества.
Практическая часть.
Рисование узоров свечой.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
(Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч. 1. стр. 43.)
Тема 4.7. Техника выполнения витражей – клеевые картинки.
«Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы».(2 часа)
Обучающий компонент
Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка.
Воспитывающий компонент.
Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать её красоту в художественных образах прозы и поэзии.
Практическая часть.
Выполнение «витража» в осваиваемой технике.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
(Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч. 2. стр. 38.)
Тема 4.8. Рисование солью. «Дед Мороз».(2 часа)
Обучающий компонент
Познакомить с новым приёмом оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Закрепить навыки рисования гуашью. Воспитывающий компонент.
Осуществлять социально-эмоциональное развитие детей путём введения в ситуацию, в разрешении которой они принимают непосредственное участие, развивать эмоциональную отзывчивость детей, готовность к взаимопомощи с использованием накопленного личного опыта. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.
Практическая часть.
Рисование солью картины.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
(Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч. 2. стр. 38.)
Тема 4.9. Набрызги. «Зимние напевы». (2 часа)
Обучающий компонент
Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Совершенствовать умение самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
Воспитывающий компонент.
Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.
Практическая часть.
Работа над изображением.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
(Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч. 2. стр. 5)
Тема 4.10. Расчёсывание краски. «Верблюд в пустыне».(2 часа)
Обучающий компонент
Ознакомление с новым приёмом рисования – «расчёсывание» краски. Освоение нового графического знака – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.
Воспитывающий компонент.
Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представлений о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке.
Практическая часть.
Рисование картины новым способом.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
(Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч. 2. стр. 11.)
Тема 4.11. Рисование поролоном. «Плюшевый медвежонок». (2 часа)
Обучающий компонент
Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Совершенствовать умение рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.
Воспитывающий компонент.
Способствовать развитию творческого воображения детей.
Практическая часть.
Рисование с натуры медвежонка в предлагаемой технике.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
(Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч. 2. стр. 17.)
Тема 4.12. Шаблонография. «Рисуем по шаблону». (2 часа)
Обучающий компонент
Обучать способам изображения разных объектов приёмом обрисования готовых шаблонов разных геометрических форм. Помочь детям увидеть многообразие предметов, способствовать развитию воображения, мелкой моторики рук.
Воспитывающий компонент.
Расширить представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного.
Практическая часть.
Рисование при помощи щаблонов.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. (Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч. 1. стр. 68)
Раздел 5. Изображение растительного мира. Изображение животного мира.(18 часов)
Тема 5.1. Выполнение линейных рисунков трав. (2 часа)
Обучающий компонент
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности за растительным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть.
Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 5.2. В гостях у осени. (2 часа)
Обучающий компонент
Передача настраения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень»
Воспитывающий компонент.
Уметь видеть красоту природы осенью.. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать.
Практическая часть.
Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Выступления обучающихся с сообщениями.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 5.3. Изображение осеннего букета. (2 часа)
Обучающий компонент
Изображение на заданную тему. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой. Виды и жанры изобразительных искусств.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. Изображение букета цветов с росой и веточками деревьев.
Практическая часть.
Создание композиции рисунка осеннего букета акварелью или гуашью.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 5.4. Красивые рыбы. (2 часа)
Обучающий компонент
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности за подводным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть.
Выполнение набросков рыб в цвете.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 5.5. Украшение птиц. (2 часа)
Обучающий компонент
Лепка птиц по памяти и представлению. Особенности работы с пластилином, правила лепки.
Воспитывающий компонент.
Уметь видеть красоту природы, Осознание бережного отношения к редким видам птиц. Эстетическая оценка «малой» Родины.
Практическая часть.
Лепка птиц по памяти и представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Глина или пластилин, дополнительная литература.
Тема 5.6. Объёмное изображение животных в различных материалах. (2 часа)
Обучающий компонент
Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.
Воспитывающий компонент.
Умение ценить то, что создано руками человека и природой.
Практическая часть.
Лепка животных по памяти или по представлению, с натуры.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Солёное тесто, фольга, дополнительная литература.
Тема 5.7. «Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства»
(2 часа)
Обучающий компонент
Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказах. Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности за животным и растительным миром. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть.
Рисование с натуры и по представлению жизни природы.
Формы занятия.
Вести наблюдения в окружающем мире.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 5.8. Красота формы листьев. (2 часа)
Обучающий компонент
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков. Отражение в произведении отношения к природе.
Воспитывающий компонент.
Уметь видеть красоту природы, Довести до ребят, что каждый из нас перед лицом мира несет ответственность за растительный мир Земли. Воспитание уважения, любви к природе.
Практическая часть.
Выполнение работы: лепка листьев деревьев (глина или пластилин).
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Глина или пластилин, дополнительная литература.
Тема 5.9. Мы в цирке. (2 часа)
Обучающий компонент
Обучение простейшими средствами передавать основные события. Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству, к окружающему миру.
Практическая часть.
Выполнение рисунка в цвете (гуашь, акварель).
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Раздел 6. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.(8 часов)
Тема 6.1. Узор из кругов и треугольников. (2 часа)
Обучающий компонент
Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;
Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, трафарет.
Тема 6.2. Лепка из солёного теста. «Корзина с грибами, овощами» (2 часа)
Обучающий компонент
Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.
Воспитывающий компонент.
Умение ценить то, что создано руками человека и природой.
Практическая часть.
Лепка корзины с грибами и овощами по памяти или по представлению, с натуры.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Солёное тесто, фольга, дополнительная литература.
Тема 6.3. «Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек» (2 часа)
Обучающий компонент
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть.
Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 6.4 «Праздничные краски узоров дымковской игрушки» (2 часа)
Обучающий компонент
Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства.
Практическая часть.
-Правильное обращение с художественными материалами;
-освоение различных приемов работы акварелью, гуашью;
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Раздел 7 Орнамент. Стилизация. (6 часов)
Тема 7.1. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» (2 часа)
Обучающий компонент
Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и др;
Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов;
Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть.
Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур,
на основе декоративной переработке форм растительного и животного мира. применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 7.2 Орнамент из геометрических фигур. (2 часа)
Обучающий компонент
Использование различных художественных техник и материалов в аппликации Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации.
Воспитывающий компонент.
Воспитывать и развивать интерес к предмету изобразительного искусства.
Практическая часть
Выполнение арнамента из различных геометрических фигур.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Ножницы, цветная бумага, клей, альбомный лист.
Тема 7.3 Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве. (2 часа)
Обучающий компонент
Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства.
Практическая часть.
Выполнение узора на предметах декоративно-прикладного искусства.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Раздел 8 Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.(28 часов)
Тема 8.1 Сказка в декоративном искусстве. (2 часа)
Обучающий компонент
Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства;
знакомятся с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан.
Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.
Воспитывающий компонент.
Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего.
Об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.
Практическая часть.
Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 8.2 Красивые цепочки. (2 часа)
Обучающий компонент
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства.
Практическая часть.
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 8.3 Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись. (2 часа)
Обучающий компонент
Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства.
Практическая часть.
Самостоятельное выполнение в полосе растительных узоров.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 8.4 Орнамент «Чудо-платье» (2 часа)
Обучающий компонент
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Воспитывающий компонент.
Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего;
Об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.
Практическая часть.
Составление красочной народной росписи в украшении одежды.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, ножницы, клей, цветная бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 8.5 Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка. (2 часа)
Обучающий компонент
Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды.
Практическая часть.
Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 8.6 Рисование кистью элементов городецкого растительного узора. (2 часа)
Обучающий компонент
Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства.
Практическая часть.
Рисование узоров и и декоративных элементов по образцам..
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 8.7 Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо». (2 часа)
Обучающий компонент
Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении посуды.
Практическая часть.
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам..
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 8.8 Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе» (декоративная работа)(2 часа)
Обучающий компонент
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. .
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении посуды.
Практическая часть.
Самостоятельное выполнение растительных узоров по образцам.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 8.9 Мастера села Полхов-Майдан. Русская матрёшка «Праздничные краски русской матрёшки». (2 часа)
Обучающий компонент
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды.
Практическая часть.
Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров образцам.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 8.10 «Барыня» (лепка, дымковская игрушка) (2 часа)
Обучающий компонент
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Использование различных материалов: пластилин.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды.
Практическая часть.
Лепка дымковской барыни по памяти и по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, пластилин.
Тема 8.11 Филимоновские глиняные игрушки (лепка игрушки несложной формы по народным мотивам) (2 часа)
Обучающий компонент
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Освоение основ декоративно-прикладного искусства.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек.
Практическая часть.
Лепка птиц, зверей по памяти и по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, пластилин.
Тема 8.12 Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. (2 часа)
Обучающий компонент
Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец и др. Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшениях народных мастеров.
Практическая часть.
Выполнение узора в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белый лист.
Тема 8.13 Хохлома. Золотые узоры. (2 часа)
Обучающий компонент
Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек.
Практическая часть.
Роспись посуды под хохлому..
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, пластилин.
Тема 8.14 «Русская матрешка в осеннем уборе» (2 часа)
Обучающий компонент
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Развитие наблюдательности и внимания, логического мышления.
Практическая часть.
Самостоятельное выполнение росписи наряда матрёшки по образцам.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, дополнительная литература.
Раздел 9 Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.(26 часов)
Тема 9.1 Беседа: «Выдающиеся русские художники – И. Репин, И. Шишкин». (2 часа)
Обучающий компонент
Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства;
С видами и жанрами искусства, с крупнейшими художественными музеями и замечательными художниками.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 9.2 Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов. (4 часа)
Обучающий компонент
Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Произведения живописи русских художников.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Воспитание любви и интереса к произведениям художественной литературы.
Практическая часть.
Рисование на основе наблюдений или по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 9.3 «Городские и сельские стройки» (4 часа)
Обучающий компонент
Формирование у детей навыков последовательной работы над тематическим рисунком.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к Родине, её историческому прошлому.
Практическая часть.
Рисование на основе наблюдений или по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, карандаш, репродукции.
Тема 9.4 Фигуры человека. (2 часа)
Обучающий компонент
Первичные навыки рисования с натуры человека.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, репродукции.
Тема 9.5 Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта. (2 часа)
Обучающий компонент
Работа в художественно-конструктивной деятельности.
Воспитывающий компонент.
Воспитывать и развивать интерес к предмету изобразительного искусства.
Практическая часть.
Лепка по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Пластилин, дополнительная литература.
Тема 9.6 Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко. (4 часа)
Обучающий компонент
Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.
Тема 9.7 Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование фруктов и овощей. (4 часа)
Обучающий компонент
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешение). Изменение цвета в зависимости от освещения.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.
Тема 9.8 Натюрморт из геометрических тел. (4 часа)
Обучающий компонент
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.
Раздел 10 Тематическое рисование (14 часов)
Тема 10.1 Красота народного костюма. (2 часа)
Обучающий компонент
Красота традиционной народной одежды Национальный костюм как символ народа, страны. Украшения в народном костюме. Виды орнамента. Использование орнамента для украшения народной одежды..
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Выполнение эскиза русского национального (народного) костюма.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, ножницы, цветная бумага, клей ПВА.
Тема 10.2 Составление мозаичного панно «Спящая красавица» (2 часа)
Обучающий компонент
Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Воспитывающий компонент.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам.
Практическая часть.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, яичная шкарлупа, клей ПВА.
Тема 10.3 Рисование на тему «Закат солнца» (4 часа)
Обучающий компонент
Элементарные основы живописи. Основы воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Рисование на основе наблюдений или по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 10.4 Рисование на тему «Пейзаж с радугой» (4 часа)
Обучающий компонент
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Рисование на основе наблюдений или по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 10.5 «В сказочном подводном царстве» (2 часа)
Обучающий компонент
Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Воспитывающий компонент.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, к сказочному подводному миру.
Практическая часть.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Раздел 11 Оформительские, творческие и выставочные работы. (10 часов)
Тема 11.1 Мы – юные дизайнеры. (4 часа)
Обучающий компонент
Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии, ценности дизайнерских разработок.
Воспитывающий компонент.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, к сказочному миру.
Практическая часть.
Дизайнерское оформление работ.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 11.2 Искусство оформление книги. (2 часа)
Обучающий компонент
Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги Стилевое единство изображения и текста. Художники - иллюстраторы.
Воспитывающий компонент.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, к сказочному миру.
Практическая часть.
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Игра. Сообщение «История книги».
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 11.3 Знакомство с различными гарнитурами шрифтов. (2 часа)
Обучающий компонент
Виды письма. Классификация шрифтов. Применение шрифтов. История русского шрифта.
Воспитывающий компонент.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к письменности.
Практическая часть.
Дизайнерское оформление работ.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 11.4 Итоговое занятие(2 часа)
Обучающий компонент
Обобщение изученного.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Дизайнерское оформление работ.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Раздел 12 Воспитательная работа (14 часов)
Проведение воспитательных мероприятий в детском объединении
Формы занятий: беседы, праздники, викторины.
Методическое обеспечение: музыкальный центр, компьютер, видео-аудио аппаратура.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по Программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Формы образовательной деятельности
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества дошкольников – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных и индивидуальных форм организации. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности дошкольников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Типы образовательной деятельности:
- ознакомительная,
- практическая,
- комбинированная,
- инновационная (игра, «экскурсия в музей»).
- контроля и самоконтроля.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила росписи с элементами фантазии.
- Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых встречах, а затем закрепляются в практической работе.
- Практические упражнения и развитие художественного восприятия представлены в Программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
- Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, выставки, эксперименты. В некоторых случаях НОД проходит в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале несколько минут отведено теоретической беседе, завершается просмотром работ и их обсуждением.
- В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются мастер-классы, когда педагог вместе с дошкольниками выполняет творческую работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Методы работы оптимально раскрывают творческие способности дошкольников, дают им возможность попробовать себя (свои силы) в творческой деятельности и что немаловажно, создают для детей ситуацию успеха.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагогов
- Алексахин, Н.Н. Голубая сказка / Н.Н. Алексахин – М.: Народное образование
- Алексахин, Н.Н. Матрешка. Методика преподавания росписи матрешки / Н.Н. Алексахин – М.: Народное образование
- Бедник, Н.И. Хохлома / Н.И. Бедник / Под ред. В.И. Серебряная – М.: Издательство «Художник РСФСР»
- Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Книга для воспитателя детского сада / З.А. Богатеева – 2-е изд. – М.: Просвещение
- Богоуславская, И.Я. Дымковская игрушка / И.Я. Богоуславская – Л.: Художник РСФСР
- Бурганова, Р.А. Татарский орнамент в изобразительной деятельности: Методическое пособие для воспитателей детских садов. II часть / Р.А. Бурганова – Казань: ИПКРО РТ
- Гулова, Ф. Ф. Татарская национальная обувь: Искусство кожаной мозаики / Ф.Ф. Гулова – Казань: татарское книжное издательство
- Жегалова, С.К. Росписи Хохломы / С.К. Жегалова – М.: Детская литература
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова – М.: Педагогика
- Комарова,Т.С., Савенков, В.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие / Т.А. Комарова, В.И. Савенков – М.: Российское педагогической агентство
- Коромыслов, Б.И. Жостовская роспись / Б.И. Коромыслов – М.: Изобразительное искусство
- Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / О.В. Корчинова – Ростов н/Д: Феникс
- Курочкина, Н.А. Знакомим детей с книжной графикой. Методическое пособие / Н.А. Курочкина – СПб.: Акцидент
- Лыкова, И.А., Васюкова, Н.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. Сказка / И.А. Лыкова, Н.Е. Васюкова – М.: ИД «КАРАПУЗ» - Творческий центр «Сфера»
- Лыкова, И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова – М.: ИД «КАРАПУЗ» - Творческий центр «Сфера»
- Народная детская поэзия. Сборник текстов русского детского народного творчества и методические рекомендации к ним в помощь учителю начальных классов / Автор-составитель М.Ю. Новицкая – М.: АРКТИ
- Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования. – 2-е изд., испр. и доп. / О.А. Соломенникова – М.: Мозаика-Синтез
- Халезова, Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиний – М.: ТЦ Сфера
- Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г.С. Швайко – М.: ВЛАДОС
- Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г.С. Швайко – М.: ВЛАДОС
Литература для детей
- Берестов, В.Д. Матрешкины потешки / В.Д. Берестов - М.: Издательство «Малыш»
- Ветрова, Г.Е. Сказка о сказочнике: Ю. Васнецов – М.: Издательство «Белый город»
- Волшебное кружево: альбом для детского творчества / под ред. И.А. Лыковой – М.: ИД «КАРАПУЗ»
- Дымка: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева - М.: Околица
- Дымковская игрушка: альбом для детского творчества / под ред. И.А. Лыковой – М.: ИД «КАРАПУЗ»
- Дымковская игрушка: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. Ю. Дорофеева – М.: Издательство «Мозаика – синтез»
- Жостово: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева _ М.: Околица
- Жостовский букет: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. Ю.Г. Дорожина – М.: Издательство «Мозаика – синтез»
- Игрушка из глины: альбом для раскрашивания / под ред. С. Пшеничных – М.: Издательство «Малыш»
- Расписная игрушка: альбом для раскрашивания / под ред. Н.И. Голубевой – М.: Художник РСФСР
- Русская матрешка: альбом для раскрашивания / под ред. К. Назаровой – М.: Издательство «Малыш»
- Сказочная гжель: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. А. Дорофеевой – М.: Издательство «Мозаика – синтез»
- Сурьянинова, Н.С. Синие цветы Гжели / Н.С. Сурьянинова – М.: Издательство «Малыш»,
- Филимоновская расписная игрушка: альбом для раскрашивания / под ред. Н.И. Голубевой – М.: Издательство «Художник РСФСР»
- Хохлома: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева - М.: Околица
- Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. Л.В. Орловой – М.: Издательство «Мозаика – синтез»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Часы |
Вводный инструктаж. Введение в образовательную программу. | 2 | |
Источники наших знаний об изобразительном искусстве. | 2 | |
Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства. | 2 | |
«Изображать можно пятном» | 2 | |
Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева. | 2 | |
«Изображать можно в объёме» | 2 | |
Первичные цвета. Цветовая гамма. | 2 | |
Красоту нужно уметь замечать. | 2 | |
Рисуем дерево тампованием. | 2 | |
«Узоры на крыльях» | 2 | |
Печать листьев. «Осень на опушке краски разводила». | 2 | |
Рисование пальчиками. «Ветка рябины». | 2 | |
Раздувание краски. «Осенние мотивы». | 2 | |
Кляксография. «Весёлые кляксы». | 2 | |
Каракулеграфия. «Волшебный карандашик». | 2 | |
Фототипия – рисование свечой. «Морозный узор». | 2 | |
Техника выполнения витражей – клеевые картинки. «Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы». | 2 | |
Рисование солью. «Дед Мороз». | 2 | |
Набрызги. «Зимние напевы». | 2 | |
Расчёсывание краски. «Верблюд в пустыне». | 2 | |
Рисование поролоном. «Плюшевый медвежонок». | 2 | |
Шаблонография. «Рисуем по шаблону». | 2 | |
Выставка работ по теме «Нетрадиционные техники рисования». | 2 | |
Выполнение линейных рисунков трав. | 2 | |
В гостях у осени. | 2 | |
Изображение осеннего букета. | 2 | |
Красивые рыбы. | 2 | |
Украшение птиц. | 2 | |
Объёмное изображение животных в различных материалах. | 2 | |
«Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства» | 2 | |
Красота формы листьев. | 2 | |
Мы в цирке. | 2 | |
Выставка работ по теме «Изображение растительного мира. Изображение животного мира». | 2 | |
Узор из кругов и треугольников. | 2 | |
Лепка из солёного теста. «Корзина с грибами, овощами» | 2 | |
«Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек» | 2 | |
«Праздничные краски узоров дымковской игрушки» | 2 | |
Выставка работ по теме «Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении». | 2 | |
«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» | 2 | |
Орнамент из геометрических фигур. | 2 | |
Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве. | 2 | |
Выставка работ по теме «Орнамент. Стилизация». | 2 | |
Сказка в декоративном искусстве. | 2 | |
Красивые цепочки. | 2 | |
Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись. | 2 | |
Орнамент «Чудо-платье» | 2 | |
Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка. | 2 | |
Рисование кистью элементов городецкого растительного узора. | 2 | |
Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо». | 2 | |
Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе» (декоративная работа) | 2 | |
Мастера села Полхов-Майдан. Русская матрёшка «Праздничные краски русской матрёшки». | 2 | |
«Барыня» (лепка, дымковская игрушка) | 2 | |
Филимоновские глиняные игрушки (лепка игрушки несложной формы по народным мотивам) | 2 | |
Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. | 2 | |
Хохлома. Золотые узоры. | 2 | |
«Русская матрешка в осеннем уборе» | 2 | |
Выставка работ по теме «Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам» | 2 | |
Беседа: «Выдающиеся русские художники – И. Репин, И. Шишкин». | 2 | |
Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов. | 2 | |
Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов. Практическая работа. | 2 | |
«Городские и сельские стройки» | 2 | |
«Городские и сельские стройки». Практическая работа. | 2 | |
Фигуры человека. | 2 | |
Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта. | 2 | |
Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко. | 2 | |
Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко. Практическая работа. | 2 | |
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование фруктов и овощей. | 2 | |
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование фруктов и овощей. Практическая работа. | 2 | |
Натюрморт из геометрических тел. | 2 | |
Натюрморт из геометрических тел. Практическая работа. | 2 | |
Выставка работ по теме «Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт». | 2 | |
Красота народного костюма. | 2 | |
Составление мозаичного панно «Спящая красавица» | 2 | |
Рисование на тему «Закат солнца» | 2 | |
Рисование на тему «Закат солнца» Практическая работа. | 2 | |
Рисование на тему «Пейзаж с радугой» | 2 | |
Рисование на тему «Пейзаж с радугой» Практическая работа. | 2 | |
«В сказочном подводном царстве» | 2 | |
Выставка работ по теме «Тематическое рисование». | ||
Мы – юные дизайнеры. | 2 | |
Мы – юные дизайнеры. Практическая работа | 2 | |
Искусство оформление книги. | 2 | |
Знакомство с различными гарнитурами шрифтов. | 2 | |
Итоговое занятие | 2 | |
Итого: | 168 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...