Статья Модель развития дополнительного образования в условиях сетевого взаимодействия с образовательными организациями
статья на тему

Кудрина Ольга Петровна

Статья для публикации в областной конференции по дополнительному образованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель развития дополнительного образования в условиях сетевого взаимодействия с образовательными организациями

Автор статьи: педагог дополнительного образования детей Кудрина Ольга Петровна, руководитель объединения изостудия МОУ ДОД ДДТ г. Верхнеуральска на базе МОУ Краснинской СОШ.

В нашей стране за последнее время произошли глобальные изменения, затронувшие различные сферы нашей жизни в том числе социально-экономическую и политическую, но особенно существенно они повлияли на систему образования в целом.

Существенно изменяются цели обучения, поменялась и их направленность на развитие активной жизненной позиции личности, способной к самосовершенствованию и самореализации в социально значимой деятельности.

В системе образования появилось новое явление такое как интеграция системы общего и дополнительного образования детей,  способствующие взаимодействию как отдельных организаций так  и педагогов различных специальностей. Границы общего образования становятся узкими в рамках современных требований к образовательным результатам. Поэтому развитие общего образования стало возможным за счет потенциала дополнительного образования. Одной из форм интеграции общего и дополнительного образования можно считать сетевое взаимодействие.

Сетевое взаимодействие как ресурс развития образования — это устойчивое, организационно оформленное взаимодействие образовательных организаций между собой и субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы образования.

Сфера дополнительного образования детей расширяет возможности общего образования и положительно влияет на развитие образования в целом, в т.ч. на обновление его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

Проблема заключается в том, что для всестороннего выполнения социального заказа ресурсов данного конкретного учреждения может быть недостаточно. Качественное и максимально полное удовлетворение запросов социума возможно через организацию межведомственного взаимодействия и сетевого партнерства с другими учреждениями и организациями.

Безусловно, что желаемым результатом при объединении образовательных организаций является создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания.

В социальном партнерстве главной составляющей является  – социальная проблема, на решение которой и нацелено социальное партнерство. Естественно, что такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения и взаимообмена как опытом, так и  полученными результатами.

Модель «социальной деятельности и партнерства  МОУ ДОД ДДТ г. Верхнеуральска с ОУ района». 

Цель данной модели – создание системы связей между МОУ ДОД ДДТ и образовательными учреждениями района посредством концентрации их образовательных ресурсов для удовлетворения потребностей и способностей личности и социума в образовании.

Функции модели: расширение образовательного пространства и возможностей образования; совершенствование системы непрерывного образования и развитие МОУ ДОД.

Связь дополнительного образования с образовательными учреждениями района создана при помощи объединений различной направленности на базах школ, детских садов, детских домов и других учреждений с целью формирования единого образовательного пространства для повышения качества образования и совершенствования процесса становления личности в разнообразных развивающих средах включая профориентирование. Объединения дополнительного образования (ОДО) являются равноправными, взаимодополняющими компонентами базового образования. ОДО предназначен для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.

Организационно-методический компонент модели:

Работа объединений дополнительного образования от ДДТ г. Верхнеуральска  на базах образовательных учреждений района строится на принципах природосообразности, гуманизма, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося. В ОУ предварительно проводится анкетирование обучающихся, где ребята отмечают, по каким направлениям деятельности хотят дополнительно заниматься. Педагогами разрабатываются образовательные программы и учебно - тематические планы, которые затем утверждаются директором МОУ ДОД ДДТ или его заместителем по дополнительному образованию.

ОДО создается, реорганизуется директором дома творчества. Руководителем ДО является педагог по дополнительному образованию, работающий от МОУ ДОД ДДТ, который организует то или иное направление дополнительной деятельности и несет ответственность за результаты  деятельности объединения на базе той или иной школы. Между ОУ и Домом творчества заключается договор о сетевом взаимодействии.

 Во время летних каникул учебный процесс продолжается (если это предусмотрено образовательными программами) в форме походов, сборов, экскурсий, лагерей разной направленности и т. п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в образовательном учреждении.

Списочный состав детских объединений ДО составляет:

  • на первом году обучения – 15 чел.;
  • на втором году обучения – 10–12 чел.;
  • на третьем и последующих годах обучения – 8–10 чел.

В рамках дополнительного образования предусмотрена индивидуальная работа с детьми, участвующими в районных, областных, российских и международных конкурсах (от 2 до 6 ч. в неделю). В случае отсутствия набора нужного количества учащихся в группы у педагога данного объединения снижается часовая нагрузка. Высвобожденные в этом случае часы используются по усмотрению директора дома детского творчества, в частности на открытие новых детских объединений на базах других ОУ района.

Зачисление обучающихся в объединение ДО осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы. Прием обучающихся в объединение осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.

Объединения ДО могут располагаться в основном здании школы, в зданиях детских садов, детских домах района и других ОУ;  необходимо отметить, что материально-техническое, программно-методическое, кадровое обеспечение этих объединений и контроль за их работой осуществляет МОУ ДОД ДДТ г. Верхнеуральска.

Технологический компонент модели:

В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и индивидуально.

Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся. В ОДО используются следующие формы аттестации (это могут быть тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, олимпиады, смотры, конкурсы, выставки, конференции, концерты, публикации и др.).

Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, театр и др.). Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.

Научно-методические  условия реализации модели:

Содержание образования ОДО определяется образовательными программами – типовыми (примерными) – рекомендованными Минобрнауки России и Минобром Челябинской области, модифицированными (адаптированными), авторскими.

Структура ОДО определяется целями и задачами дополнительного образования детей в ОУ и включает следующие компоненты: в качестве таковых могут быть кружки, студии, секции, профильные лаборатории, клубы и т.д.

Деятельность ОДО направлена на: создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья; личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся; обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе; формирование общей культуры школьников; воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

В ОДО реализуются программы дополнительного образования детей:

• различного уровня (дошкольного образования, начального общего образования, основного общего и т.д.);

• различных направленностей (художественной, физкультурно-спортивной, научно-технической и др.).

Занятия в детских объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или по комплексным (интегрированным) программам. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены 2 и более педагогов, распределение учебной нагрузки между которыми фиксируется в образовательной программе.

Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в Пояснительной записке программы. Педагогические работники ОДО могут пользоваться типовыми (примерными) программами – рекомендованными Минобрнауки России, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо использовать программы других образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Материально-технические условия реализации модели:

Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в ОУ ДОД. При проведении занятий с использованием компьютерной техники должны соблюдаться Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

Важным этапом реализации данной модели является аналитический:

 - мониторинг эффективности реализации сетевого взаимодействия, анализ результатов;

Важными элементами сетевого взаимодействия является:

- распространение педагогического опыта через проведение семинаров, мастер-классов;

- расширение возможностей для обобщения и тиражирования педагогического опыта в условиях сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями;

- проведение методических семинаров, мастер-классов (обучающих, практико-ориентированных и др.);

- распространение педагогического опыта через публикацию на сайтах ОУ, личные сайты педагогов.

При этом устанавливается многосторонняя связь между всеми участниками в рамках общей совместной деятельности.

Условия сетевого партнерства образовательных организаций в системе приобретает динамический характер, теряя при этом свою повторяемость, а образовательная услуга приобретает уникальность применительно к каждому обучающемуся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.  «…дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая с...

Ткачева Г.А. Программа создания комплекса условий для проектирования модели ученического самоуправления на основе открытого сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социал...

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРИ СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В статье рассмотрены подходы к формированию корпоративной культуры образовательных организаций, входящих в сеть организаций Нижневартовского района, ориентированных на дополнительное образования детей...

Статья. Интеграция основного и дополнительного образования как условие построения социально-активной образовательной среды (выдержки из программы развития ОДОД)

Статья рассматривает возможности интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением из основного образования, способс...

ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 В данной статье раскрывается необходимость применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников с целью уменьшить психологические, умственные и физические перегрузк...

Развитие дополнительного образования в условиях изменения структуры образовательного процесса.

Пользуясь случаем, подготовка портфолио, я размещу некоторый оформленый материал здесь. Заглавная тема моего рабочего материала "Влияние школы на музыкальное образование учащихся в условиях мегап...

Условия развития центра дополнительного образования в рамках реализации Целевой модели развития дополнительного образования в Республике Адыгея.

Благодаря федеральному проекту "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"  МБУ ДО "Майкопский центр развития творчества детей и взрослых" удалось до...