Развитие дополнительного образования в условиях изменения структуры образовательного процесса.
методическая разработка на тему

Черняева Анастасия Алексеевна

Пользуясь случаем, подготовка портфолио, я размещу некоторый оформленый материал здесь. Заглавная тема моего рабочего материала "Влияние школы на музыкальное образование учащихся в условиях мегаполиса".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние школы на музыкальное образование учащихся в условиях мегаполиса.

Слайд 2

Цель исследования - Определить возможности школы - использование «внутреннего» и «внешнего» ресурса услуг; что влияет на выбор и отношение к музыкальным занятиям в целом; как можно управлять (влиять).

Слайд 3

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГИПОТЕЗА В рамках школьного музыкального образования существует большое количество индивидуальных маршрутов, чаще всего школа не влияет на формирование этого маршрута.

Слайд 4

Исследования 2015 г. Процент обучающихся в дополнительном образовании по параллелям – основной контингент ОДОД начальная школа; Опрос классных руководителей (34 уч.);

Слайд 5

Исследования 2015 По каким показателям выбирается школа на начальном этапе: Лучшая школа – 6,8% Школа + система дополнительного образования – 32% Хороший учитель – 22,1% Близкое расположение к дому – 39.1%

Слайд 6

Исследования 2015 По опросу родителей выявлено, что выбор занятий того или иного кружка производился по следующим критериям: Форма занятий - 37,2% Расписание занятий -38,2 % Содержание занятий – 24,6% Опрос учеников, по тем же позициям выбор занятий в кружках средней и старшей школы показал следующие результаты: Содержание занятий – 51,1% Расписание занятий – 36,3% Форма занятий – 12,6 %

Слайд 7

Вопросы: Что влияет на дальнейший выбор занятий (средняя и старшая школа); Как можно управлять (через кадры, реклама, тематические выходы (выезды)).

Слайд 8

Анкета для родителей. В каком классе учится ваш ребёнок? Занимается музыкой ? Да ,нет. - в школе после уроков; - ДМШ; - в доме творчества; - дома. Есть ли у вас музыкальное образование? - закончил музыкальную школу; - учился, но не закончил музыкальную школу; - музыкальное училище; - высшее музыкальное образование; - не учился, играю на _____________; - не учился. Посещаете ли вы театры? - раз в месяц; - каждых полгода; - раз в год; - не помню когда были в последний раз. Какие музыкальные театры города вы знаете? В каких были с вашим ребёнком? В рамках школьной программы осуществлялись выезды в музыкальные театры?__________ Хотели бы вы, чтобы в рамках внеурочной деятельности ввели музыкальные занятия ( как обязательный компонент школьного образования)?

Слайд 9

Анкета для учащихся. Сколько вам лет? Какие занятия вы посещали в начальной школе, после уроков? Чем запомнились вам уроки музыки в школе? - хороший учитель; - много интересного узнал; - нравилось петь песни, выступать классом; - я перестал бояться сцены; - другое_______________. Занимаетесь вы музыкой? Да, нет. - в школе после уроков; - учусь в музыкальной школе; - посещаю занятия в доме творчества; - только на уроках музыке в школе. 4. Вы когда-нибудь выступали перед классом в школе, как музыкант или певец? В каком музыкальном театре города вы были? Где чаще всего вы бывали: - в цирке; - в зоопарке; - в театре; - в музее; - в развлекательном центре.

Слайд 10

Школы. Близко к центру – ГБОУ СОШ № 241 Адмиралтейского района; Далеко от центра – ГБОУ Лицей № 387 Кировского района; Ленинградская область – МБОУ Кобраловская ООШ Гатчинского района; Гимназия №397 им. Г.В. Старовойтовой Кировского района; «Обычная» школа – ГБОУ СОШ №608 Кировского района.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

А.А. Черняева

Научный руководитель О.Е. Лебедев

Государственное образовательное бюджетное учреждение
Лицей № 387 им. Н.В. Белоусова
Кировский  район  Санкт-Петербург

1 курс, направление 081100.68 «Государственное и муниципальное управление, магистерская программа «Управление образованием».

Ключевые слова:  отделение дополнительного  образования детей (ОДОД), дополнительное образование (ДО), внеурочная деятельность (ВД).

Роль и  значимость отделения дополнительного образования в современных условиях «большого» города значительно возросло. В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в начальной школе, появился новый компонент образовательного процесса – это внеурочная деятельность (ВД). В процессе изменения структуры  образовательного  процесса  произойдут изменения, которые в большей или меньшей степени спровоцируют изменения в системе  дополнительном образовании. Две задачи которые управленец должен для себя разрешить при правильной организации образовательного  процесса в учреждении: как организовать работу внеурочной деятельности, оставив при этом в приоритете  интересы ребенка? Как сохранить отделения дополнительного образования в школах?

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  основная образовательная программа  реализуется образовательным учреждением, в том числе, через внеурочную деятельность, при организации которой необходимо опираться на принципы  личностного ориентирования, потребности, способности детей, возможности свободного самоопределения и самореализации, единства обучения, воспитания и развития.

В  связи с возникшими  задачами при внедрении внеурочной деятельности в образовательный процесс, имеет место быть  вопрос  о том, какую роль могут играть ОДОД, которые существуют в школах Санкт-Петербурга на протяжении многих лет. Сущность проблемы можно рассмотреть на примере одной из школ – ГБОУ Лицей № 387 им. Н.В. Белоусова Кировского района Санкт-Петербурга.

Отделение дополнительного образования существует в лицее с сентября 2007 года.   Набор детей производился согласно распоряжению Комитета по образованию от 10.07.2007 № 1073-р,  в группы (объединения) по 15 человек, в основном это были объединения художественно-эстетической направленности и физкультурно-спортивной.  Одной из программ художественно эстетической направленности  была комплексная программа вокально-хоровой студии.  За счет которой, буквально в течении нескольких лет, существовал набор в   профильные классы, музыкально-педагогический профиль. Детям,  обучающихся в хоровой студии  по четырем профильным предметам (как и раньше) -  дирижирование, фортепиано, вокал велись как индивидуальные предметы, а в группах сольфеджио было не более 10 человек.

Постепенно условия реализации дополнительных образовательных программ  меняются: индивидуальные часы (бюджетные) сокращаются, меняются приоритеты по направлениям, при этом основной перечень предлагаемых услуг в ДО остается однообразным для всех, т.к. существует кадровый дефицит.  

Но интерес родителей  к ДО остается.  Даже имея стандартный набор студий, каждый год ДО набирает новые группы с сохраностью контингента.

Лицей № 387 находится в Кировском районе - это юго-запад  города.  Район отдаленный от центра города  имеет: 4 центра  дополнительного образования и более 25 школ с  отделением дополнительного образования при школах.

 В начале  90-х лицей называл себя школой «Поиск.  В стенах школы дети с 8 класса выбирали профиль и после окончания школы  (конечно, не все)   выбирали вуз по своему профилю. С  8 класса ученики выбирали  профиль: историко-филологический, химико-биологический, физико-математический, музыкально-педагогический.

В начальной школе в основном расписании  были такие уроки, как хореография, развивающие игры, музыка и т.д. На «специальных» уроках классы делились на две группы. В старшей школе во второй половине дня давались уроки индивидуальные (дирижирование, фортепиано, вокал).

С 10 класса  согласно профилю классы курировали вузы, училища. На выпускных экзаменах присутствовали педагоги вузов  и тогда выпускные экзамены приравнивались к вступительным экзаменам в вуз (училище, колледж). В данной ситуации в основе  партнерство школы и вуза лежит идея роста и развитие ребенка в комфортных условиях. Эти условия создавала школа и ребенку чаще всего, не приходилось  при переходе от одной ступени обучения к другой (последующей) переживать стресс.

                         Первые годы работы в профильные классы  детей набирали со всего района, по результатом вступительных экзаменов. В последние годы (2002-2006 гг.)  набирали  по желанию всех, т.к. набор существенно сократился. С 8 класса выбирали профиль и учились в профильном классе 4 года.

                           Несмотря на то, что отбора в профильные классы уже не стало, существенный  личностный рост учащихся все же был. На примере, музыкально-педагогических классов наблюдался личностный рост, развитие   каждого ученика, интерес к школе, коллективу.  В музыкальные классы шли все те кто, условно, не прошли в другие профильные классы. Это были «трудные» дети, слабые по успеваемости, проблемные по общей дисциплине, и тем не менее это были  успешные творческие (музыкальные) дети.

                          В 2006 выпустили последний музыкально-педагогический класс. В лицее открывается структурное подразделение дополнительного образования (распоряжение Комитета по образованию от 10.07.2007 № 1073-р).
           Отделение дополнительного образования существует в лицее с сентября 2007 года.   Набор детей производился согласно распоряжению в группы (объединения) по 15 человек, в основном это были объединения художественно-эстетической направленности и физкультурно-спортивной.  Одной из программ художественно эстетической направленности  была комплексная программа вокально-хоровой студии.  За счет которой буквально в течении пару лет держалась идея музыкально-педагогического профильного класса. Дети,  обучаются в хоровой студии  по четырем профильным предметам (как и раньше) -  дирижирование, фортепиано, вокал велись как индивидуальные предметы, а в группах сольфеджио было не более 10 человек.

                             С каждым годом  в учебном плане отделения дополнительного образования индивидуальные часы сокращались и к 2012-2013 учебному году их вообще не стало. Сохранился один предмет  - это  «обучение игре на фортепиано», который стал  платной услугой.  В этом году в связи с изменениями условий обучения ребенка в вокально-хоровой студии было потеряно много способных детей. Причин было несколько - неготовность родителей платить за индивидуальные занятия,  увеличение нагрузки детей  (4 часа в неделю комплексной программы + урок фортепиано). Результативность освоения программы стала ниже, учащиеся меньше стали выступать и участвовать в конкурсах  (у многих детей просто пропал интерес - мало успехов). Условия работы у педагогов дополнительного образования изменились. Существенно уменьшилась нагрузка, что повлекло за собой уменьшение размера заработной платы; появились дополнительные должностные обязанности (конечно, искусственно зарплата «подгонялась» к средней заработной плате педагога); творческий  и управленческий  кризис отделения привел к увольнению, по собственному желанию,  двух педагогов высокого профессионального уровня.

                При переходе на новые образовательные стандарты начальная ступень школы, в первую очередь, каждый её класс получает в комплекс с обязательной образовательной программой по 10 часов внеурочной деятельности.  Это часы обязательной образовательной деятельности ученика в послеурочное время (вторая половина дня). Цель этих часов – повысить уровень знаний по основным предметам и максимальный охват детей обучающихся по программам дополнительного образования.  

Услуги отделения дополнительного образования доступны для все учащихся лицея. Но основной процент наполняемости в  отделении - начальная ступень школы. Это обусловлено тем, что: в лицее есть группы продленного дня  (дети до вечера находятся в лицее);  программы дополнительного образования залицензированные  лицеем ориентированы на младший школьный возраст детей.

С появлением часов внеурочной деятельности перед администрацией школ стоит главная задача не перегрузить детей, а еще главнее задача это освоить все деньги которые государство выделяет на развитие образования в стране.

Перечень программ дополнительного образования  не менялся с 2007 года и преподавательский состав отделения достался в наследство, после того как закрыли набор в профильные музыкальные классы.  Необходимо модернизировать перечень программ дополнительного образования, со сменой ориентирования на более старший возраст детей.  Лицей нуждается в новых педагогических кадрах.  У педагогов, учителей  работающих сегодня слишком велик перечень должностных обязанностей (это все возможные доплаты к основной нагрузке) они остро  нуждаются в их уменьшении (сужении).

Проблема загруженности детей, учителей и педагогов стоит остро. Не во всех школах со стороны администрации это ситуация рассматривается как проблема. И безусловно необходимость в выстраивании  партнерских отношений внутри коллектива, между детьми и школой, родителями и школой, школой и социальными партнерами   необходимо для успешности всех заинтересованных сторон.

На сегодняшний день в структуре образовательного процесса происходят существенные изменения и это время необходимо использовать только в личных интересах каждой школы. Школа должна находить новые пути развития учитывая интересы детей, родителей, учителей и государства.



Предварительный просмотр:

Методическое сообщение Черняевой А.А.

(2018г.)

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов. Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития, гражданского становления подрастающего поколения.
        У современного подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к традициям русской народной культуры. Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Школьный возраст – фундамент общего развития ребенка. Сохранить всё человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Поэтому, нравственно-патриотическое, духовное воспитание детей является одной из основных задач школьного образования.

        Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в формировании у детей духовно-нравственных ценностей. Традиции русского народа, его историческое прошлое находят отражение в обрядовом фольклоре, хороводных играх, песнях, потешках, пословицах, поговорках, загадках, сказках.

        Детский фольклор – обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступенькам его эмоционального и нравственного развития. Это были своего рода духовные заповеди, которые чтил народ.

Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Фольклор – благодатный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами и впитывает в себя то, что называется духовным наследием народа. Знакомя детей с произведениями устного народного творчества необходимо выполнить следующие задачи:

- средствами фольклора сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе;

- воспитание чувств доброты, милосердия, сострадания, патриотизма, честности, справедливости;

- формирование любви к истокам русской культуры, интереса к устному народному творчеству.

        Первое знакомство ребенка с фольклором происходит в раннем детстве, когда мама, укладывая малыша, поет ему колыбельную песенку. Колыбельные не только успокаивают малыша, но и доставляют ему радость, чувства защищенности. Красочный, выразительный образ народной песни способствует формированию духовного, эмоционального мира ребенка, играет большую роль в нравственном становлении личности. В каждом жанре устного народного творчества заложен запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда, на природе, в быту. Отсюда их четкость, краткость, выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая их из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости. Они пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности. Они развивают мышление, пытливость, сообразительность. В них народ тонко подметил особенности тех или иных качеств, свойственных данному образу, предмету или явлению. Считалки – придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости при распределении ролей в игре. Благодаря им развиваются у детей такие качества как, честность, справедливость, благородство.

        Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых фраз. Они учат терпению, усердию, трудолюбию. Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен и в русских народных пословицах и поговорках. В них, как и в других формах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной и лаконичной форме.

        В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, и главное, отношение народа к окружающей действительности и представлении о своем месте на земле. Пословицы и поговорки оказывают огромное влияние на формирование любви к родному краю, учат бережному отношению к тому, что создано руками человека, что его окружает.

        Огромной любовью пользуется у детей сказка. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях своего народа.  Сказка – это «воспитательная система», которая включает в себя нравственное, экологическое, духовное, трудовое, умственное, гражданское воспитание. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущества человека, его мечты о будущем. Герои сказок, их поступки понятны детям. В образах главных героев ярко выражены понятия: честность, доброта, благородство, человеколюбие, трудолюбие, любовь к Родине, желание оказать помощь в трудную минуту. Они становятся эталонами для поступков детей. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, доступные пониманию ребенка, – все это делают сказку особенно интересной для детей. Она является незаменимой в формировании нравственного поведения ребенка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, что плохо, отличать добро и зло, верить в справедливость. Сказки расширяют кругозор, воображение, фантазию. В. П. Акинин указывал, что: «Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда, честности над бездельем, низостью».

        При разучивании и исполнении фольклорных произведений надо стараться подвести ребенка к выводу. Для полного и содержательного знакомства детей с народным фольклором можно использовать инсценировки песенок, потешек, сказок, показ различных театров, рассматривание иллюстраций к произведениям устного народного творчества, выставки детских рисунков «В гостях у сказки», «Мой любимый сказочный герой», викторины «Мои любимые сказки», «Из какой сказки этот герой?», выставки детских книг «Русские народные сказки», «Песенки и потешки», «Загадки и отгадки» и др. Планировать работу по ознакомлению детей с русским фольклором надо совместно с родителями. Привлекать их к изготовлению атрибутов для игр, театров, оформлению выставок, организацию совместных праздников «Посиделки», «В гостях у сказки», «Ярмарка» и др. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердии, сострадании, стремлении к добру. Произведения русского народного фольклора через особую форму выражения, через богатую тематику воздействует на ребенка, учат образно мыслить, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений. Фольклор всегда направлен на пропаганду добра, красоты, победе добра над злом.

        Следовательно, фольклор имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как, воспитывая детей на народных традициях можно сформировать у них любовь к родной земле, уважение к своему народу, родному краю, семье, к труду, духовным ценностям. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в воспитании подрастающего поколения, в формировании духовно-нравственных ценностей.



Список литературы:

1. Акинин В. П., Русская народная сказка, М. : «Просвещение», 1977г.

2. Акинин В. П., К мудрости ступенька, М. : «Детская литература», 2008г.

3. Василенко В. С. Детский фольклор, М. : Высшая школа, 2010 г.+

4. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду, СПб. : Детство-Пресс, 2010 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование как неотъемлемая составная часть образовательного процесса

Выступление на педагогической конференции – 2012 по теме интеграции общего и дополнительного образования в рамках ФГОС НОО...

Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования

В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования   и связанных с ним проб...

Развитие дополнительного образования как одно из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

Интеграция  основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не до...

Статья. Интеграция основного и дополнительного образования как условие построения социально-активной образовательной среды (выдержки из программы развития ОДОД)

Статья рассматривает возможности интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением из основного образования, способс...

Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...

Условия развития центра дополнительного образования в рамках реализации Целевой модели развития дополнительного образования в Республике Адыгея.

Благодаря федеральному проекту "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"  МБУ ДО "Майкопский центр развития творчества детей и взрослых" удалось до...