КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРИ СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
статья на тему
В статье рассмотрены подходы к формированию корпоративной культуры образовательных организаций, входящих в сеть организаций Нижневартовского района, ориентированных на дополнительное образования детей, описана модель сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности (образования, культуры, спорта). Разработана модель управления развитием корпоративной культуры педагогов в сети образовательных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.92 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37.072
А.П. Киосе, М.Г. Яковенко,
студенты 2 курса магистратуры
факультета педагогики и психологии НВГУ
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРИ СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация: В статье рассмотрены подходы к формированию корпоративной культуры образовательных организаций, входящих в сеть организаций Нижневартовского района, ориентированных на дополнительное образования детей, описана модель сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности (образования, культуры, спорта). Разработана модель управления развитием корпоративной культуры педагогов в сети образовательных организаций.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, этика, корпоративная культура, сетевое взаимодействие.
Под дополнительным образованием детей понимают вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [3, с. 3].
Этика – система норм поведения какой-либо общественной группы [2, с. 581].
Корпоративная культура – это культура (степень духовного и интеллектуального развития), принадлежащая замкнутому кругу лиц, узкогрупповой, обособленной [3, с. 247].
С 2012 года образовательные организации (ОО) Нижневартовского района организуют совместную диагностическую, проектировочную и исполнительскую деятельность при использовании различных форм дополнительного образования. Одним из способов построения взаимодействия с образовательными организациями района выбрана новая форма деятельности – сетевое взаимодействие. В нынешнее время, когда образовательные организации Нижневартовского района не имеют проблем с обеспечением современным компьютерным оборудованием, оснащены выходом в интернет по высокоскоростным каналам, возникла новая проблема - повысить уровень образования в районе, эффективно и разумно используя эти блага при развитии и взаимодействии всех участников образовательного пространства.
Нижневартовский район занимает достаточно большую территорию. Отличительная особенность образовательных организаций района – малокомплектность, их насчитывается около 61%. Мало того, что эти школы удалены от центра, они еще значительно отдалены друг от друга. Возникшая необходимость организации эффективного взаимодействия образовательного сообщества не только в административном режиме разрешилась введением сетевого взаимодействия. Единая сеть дополнительного образования детей представляет собой открытую образовательную систему, состоящую из взаимосвязанных образовательных элементов, состоящих во взаимодействии с множеством подсистем, использующих разные виды ресурсов. При таком сетевом взаимодействии сохраняется поддержка устойчивого саморазвития каждой ОО, при организации деятельности участников проекта по дополнительному образованию в условиях дефицита ресурсов, возможно их использование из центра или у других участников сети. Таким образом предоставляется возможность определение пути перехода от ресурсно-затратных программ к ресурсно-формирующим программам развития образовательных организаций. Все услуги по дополнительному образованию в дошкольных и общеобразовательных организациях оказываются через единственное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Районный центр творчества детей и молодежи «СПЕКТР». В 2016/17 учебном году функционирует 284 объединения для детей в возрасте от 4 до 16 лет.
Анализ практики использования сетевого взаимодействия показывает, что деятельность в рамках сети – это колоссальный труд педагогических коллективов единомышленников, интегрирующих свои усилия в направлении достижения целей сети через формирование корпоративной культуры в каждой образовательной организации.
В целом, корпоративная культура, понимаемая как степень духовного и интеллектуального развития, принадлежащая обособленной образовательной организации, создает возможность использования корпоративного подхода к системе управления дополнительным образованием района в образовательных организациях, входящих в сетевое взаимодействие и определяет корпоративную культуру как составляющую общей культуры. Для привлечения потенциальных получателей услуги в любой образовательной организации необходимо повышение корпоративной культуры, которая охватывает внутреннюю и материальную составляющие жизни педагогического коллектива: главенствующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения, традиции, ритуалы, качество оказываемых образовательных услуг. В условиях сетевого взаимодействия каждой образовательной организации необходимо сформировать собственную культуру, создать свой облик в рамках сетевого взаимодействия, но при этом адаптироваться к требованиям сетевого взаимодействии, при этом сохранить выработанные в коллективе ценности. В образовательных организациях входящих в сеть ОО поведено исследование по изучению ценностных ориентиров педагогов - основы корпоративной культуры ОО, коммуникации между педагогами, их удовлетворенность работой, оценка родителей качеством предоставляемых услуг. Изучая изменения в развитии коммуникаций и взаимоотношений между педагогами сети ОО за 2 года работы определены основные уровни развития единой корпоративной культуры сети организаций. На основании результатов исследования разработана следующая модель управления развитием корпоративной культуры педагогов в сети ОО:
организационная культура – централизация власти с четким разделением труда: соподчинение руководителей образовательных организаций и педагогических работников при вертикальном разделении труда, выполнение работы сотрудниками, наиболее подходящими для выполнения конкретного задания и для успешной групповой работы;
материально-техническое и ресурсное обеспечения сети, то есть модернизация деятельности организации в условиях сети или культура условий деятельности и культура средств: образовательная среда, средства деятельности культуры, научное обеспечение;
имидж педагогов ОО индивидуальный и корпоративный, или использование различных методов и форм организации деятельности педагогов, а также личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих успех деятельности организации сети в целом: мотивационная направленность, ценностные ориентации, компетентность, толерантность, коммуникативность и др. Для выработки общего корпоративного имиджа участников сетевого взаимодействия в целом, конкурентоспособного в образовательном пространстве и мобильного в реагировании на образовательные запросы вербальными и невербальными средствами коммуникаций разрабатывается программа развития.
В качестве возможных результатов развития корпоративной культуры ОО в условиях сетевого взаимодействия можно отметить ее следующие возможности:
сетевое взаимодействие позволяет комплексно решать сложные педагогические проблемы, которые одной образовательной структуре оказываются не под силу;
для ОО очень важно видеть другие способы решения общей проблемы, а через это понимать, с одной стороны, свое отличие, а с другой стороны, «усиливать» собственную авторскую позицию;
взаимообмен ресурсами между участниками сети делает каждого участника более устойчивым и более мобильным, способным решать сложные системные задачи через выстраивание системных проектов через дистанционные формы.
С целью выявления уровня удовлетворенности потребителей качеством муниципальных услуг, оказываемых 25 (100 %) образовательными организациями Нижневартовского района. Опрос родительской общественности и обучающихся о деятельности образовательных учреждений осуществляется по критериям взаимоотношения участников образовательного процесса, информированность о направлениях деятельности, материально-технической оснащенности, деятельности педагогического коллектива, форм работы с родителями.
Все образовательные организации Нижневартовского района взаимодействуют через сетевую модель межведомственного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности: образования, культуры, спорта. Через данную модель сетевого взаимодействия реализуется 162 программы дополнительного образования, в том числе совместные программы: «Юные инспектора дорожного движения» (совместно с ГИБДД по Нижневартовскому району); «ЮНПРЕСС» студии детско-молодежного телевидения «Нтv-шка» (со средствами массовой информации: Новоаганский филиал ТНР, районная газета «Новости Приобья»); программы экологической направленности (во взаимодействии с природным парком «Сибирские Увалы» и Нижневартовским лесхозом) [4, с. 79].
Список литературы
1. А.Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев Культура организации: проблемы формирования и управления, СПб.: Гуманистика, 2006 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m12/2_2.htm.
2. Т.Н. Персикова, Корпоративная культура: учебник / Т.Н. Персикова. – М.: Логос, 2011. – 288 с. – (Новая университетская библиотека).
3. Новик Т. В., Суханова Т. А. Толковый словарь иностранных слов в русском языке. – Смоленск: Русич, 2000. – 592 с. (Для школьников и студентов).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу 01.09.2016).
5. М.Г. Яковенко, Г.Р. Линкер, Изучение удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг учреждениями Нижневартовского района. В сборнике: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы V Международной научно-практической конференции. Отв. ред. А.В. Коричко. Нижневартовск, 2016. С. 79-81. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26072630
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-41809-1418033601.jpg)
Отчет о реализации целевого институционального проекта «И нитью братства связаны одной… Сетевое взаимодействие как средство организации дополнительного образования и социализации обучающихся специализированных (кадетских) классов»
В современных условиях развития системы образования, большую актуальность приобретает сетевое взаимодействие более высокого уровня, которое условно можно назвать – «метасетевая» организация деят...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-384828-1389959275.jpg)
Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"
Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-673879-1443205059.jpg)
Статья Модель развития дополнительного образования в условиях сетевого взаимодействия с образовательными организациями
Статья для публикации в областной конференции по дополнительному образованию....
статья "Паритетные формы внеурочной деятельности сельских школьников в рамках сетевого взаимодействия Зональненского образовательного округа Томского района"
В этой статье можно ознакомиться с опытом работы сетевого методического объединения учителей Томского района....
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/18/picture-885987-1726647488.jpg)
План работы районного методического объединения педагогов дополнительного образования образовательных учреждений Нижневартовского района
Повышение эффективности дополнительного образования как ресурса развития муниципальной системы образования, совершенствование профессионального мастерства педагогических работников учреждений дополнит...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-195902-1359984075.jpg)
«Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций г. Ангарска по эколого - валеологическому образованию»
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является...
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...