Клуб для интересующихся искусством как пространство для роста и социализации воспитанников в учреждении дополнительного образования.
статья на тему

Станкевич Ульяна Викторовна

Из опыта создания и деятельности клуба интересующихся искусством во Дворце творчества детей и молодежи г.Колпино

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_klube_interesuyushchihsya_iskusstvom.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб для интересующихся искусством- пространство для роста и социализации.

Станкевич Ульяна Викторовна,

педагог-организатор отдела прикладного творчества

В соответствии с концепцией развития дополнительного образования детей, в которой говорится о превращении жизненного пространства в мотивирующее («В XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее…, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду…») и с желанием, возникшим в самом отделе прикладного творчества ДТДиМ Колпинского района, был создан клуб для интересующихся искусством «АРТбуз. Пространство для роста». Деятельность клуба- одна из составляющих процесса социализации воспитанников ДТДиМ. 

Клуб является открытым для всех участников образовательного процесса- детей, педагогов, родителей, в том числе особое внимания уделено одаренным детям и детям группы риска. Деятельность клуба направлена на повышение интереса к изобразительному и прикладному творчеству у воспитанников отдела, расширению их кругозора в сфере искусства, профориентации.

Для клуба было разработано положение, регламентирующее его деятельность и закрепляющее его статус, а также план работы на год.

В положении о клубе были прописаны различные формы мероприятий в клубе- встречи с художниками и дизайнерами, посещения мастерских художников, поездки на выставки и в профильные учебные заведения, организация совместных проектов, лекции и беседы об искусстве.

 За первый год работы клуба состоялось 7 встреч, где были опробованы практически все формы.

Выставка в жизни художника.

На первой встрече клуба состоялась презентация его идеи, плана работы на год, было проведено анкетирование. Далее ребята и педагоги обменялись мнениями о самых интересных выставках, на которых побывали, высказали идеи о темах выставок, в которых хотели бы поучаствовать в сами, обсудили возможное качество их подачи и оформления. Кроме этого, ребята узнали о видах выставок, в командах создали тематические выставки из подборки открыток.

Про дизайн.

Вторая встреча в рамках клуба прошла в ноябре, главным спикером встречи была молодой практикующий дизайнер, выпускница Университета технологии и дизайна. Она рассказала ребятам о дизайне и его направлениях, о важности работы дизайнера, продемонстрировала и прокомментировала несколько видеороликов о работе графических дизайнеров от идеи до воплощения в продукте, показала презентацию о ходе работы над оформлением Олимпиады в Сочи. Она также рассказала о дизайнерском мышлении и привела примеры его использования в разработке фирменного стиля Олимпийских игр. Ребята были заинтересованы ее рассказом, задавали вопросы по ходу объяснения.

После теоретической части ребятам был предложен практикум по дизайн-мышлению. Задачей стало придумать название для клуба. Сначала ребята представили потенциального участника клуба, его интересы, желания, потребности. Затем каждый из ребят получил лист бумаги и написал все возможные названия клуба, которые приходили ему в голову. Все названия были озвучены и записаны на доске, из них в три этапа выбрали несколько лучших вариантов: «Артбуз», «Портал», «ОМ: общение молча». Далее для понравившегося название ребята попытались придумать визуальный образ- дизайнер рассказала что такое логотип, показала примеры лучших мировых логотипов, видеоролик с различными логотипами компании «Optik».Один из логотипов, созданных детьми, лег в основу логотипа клуба.В конце встречи дизайнерс удовольствием ответила на вопросы ребят, проконсультировала старших детей о поступлении в ВУЗы на отделение дизайна.

Рожденная огнем. Горячая эмаль.

Третья встреча клуба прошла в декабре и прошла в форме мастер-класса. Приглашенным гостем встречи стал художник-эмальер, член СХ России. Он рассказал ребятам о художественной обработке металла и горячей эмали как частном ее случае, об особенностях материалов и разновидностях этой техники, показал презентацию со своими творческими работами и несколько каталогов по горячей эмали.

После теоретической части мастер  приступил к эмалированию небольшой медной пластины. Процесс эмалирования демонстрировался на большом экране и сопровождался рассказом и комментариями мастера. Когда пластина была полностью покрыта молотой эмалью и оставлена на просушку, он ответил на вопросы, возникшие в процессе, рассказал о качествах, необходимых художнику по металлу. После высыхания эмалевой массы, на глазах у ребят и педагогов он обжег пластину в печи при температуре 800 С, далее проработал детали в изображении и повторил обжиг. Готовую пластину он смонтировал на деревянную основу и подарил прикладному отделу ДТДиМ.

Эта встреча в клубе получила множество положительных отзывов от воспитанников и педагогов отдела, часть ребят вела видео- и фото- съемку встречи. Многие ребята высказали желание попробовать сами изготовить пластину в технике горячей эмали.

Ожившие картинки.

Эта встреча положила начало совместному проекту отделов прикладного творчества и туризма и краеведению «Ожившие картинки». Тема проекта была связана с 70-летием победы в Великой отечественной войне и называется «Герои Колпинских рубежей». На встрече в «АРТбузе» ребята из коллектива«Ценные кадры» и их руководитель рассказали об идее проекта, показали примеры анимационных роликов и фрагменты интервью с ветеранами ВОВ, рассказали о сценарных планах и раскадровках, подробно описали последовательность этапов в работе над роликом. После этого воспитанники отдела прикладного творчества разделились на «художников по фонам» и «художников по героям» и начали работу над первым роликом. Для ребят был подготовлен обширный наглядный материал на темы «Колпино в годы войны» и «Фронтовые будни», которым они активно пользовались в процессе рисования, все необходимые консультации по ходу работы они могли получить от педагогов-художников. Как только художник заканчивал свою картинку, ее тут же сканировали и обрабатывали в графическом редакторе, далее передавали монтажерам, которые вставляли ее в нужный фрагмент ролика. Таким образом, ребята-художники могли познакомиться со всеми этапами создания ролика, воочию увидеть работу монтажеров. В течении двух часов были отрисованы, отсканированы и обработаны все фрагменты ролика и уже в конце встречи ребята смогли увидеть черновой вариант первого ролика проекта «Герои Колпинских рубежей». На этой встрече ребят заразила идея оживления своих рисунков и они с удовольствием продолжили работу над проектом уже внутри своих коллективов.

День Художника.

Следующая встреча в клубе состоялась 14 марта. В этот день в Выставочном центре Санкт-Петербургского Союза Художников празднуют День Художника. Было решено сделать встречу в клубе выездной и отметить День Художника в залах СХ. Желающих поехать было очень много, поехали 56 воспитанников отдела разного возраста (от 7 до 15 лет) и 5 педагогов. Во время пути в автобусе дети узнали о возникновении Союза Художников, его структуре и секциях, об условиях приема. Кроме этого, каждый ребенок получил бланк с заданиями, часть из которых он мог выполнить и по дороге, а часть непосредственно в залах СХ. Находясь в выставочных залах, ребята смогли понаблюдать за работой над портретами посетителей заслуженных художников Олега Яхнина и Валентины Аноповой, поучаствовать в мастер-классах по печатной графике, лепке из глины, каллиграфии. Кроме мастер-классов воспитанники прикладного отдела рассмотрели традиционную весеннюю выставку «Весна-2015», отметили самые интересные для себя работы. После поездки было получено много хороших отзывов и, возможно, такая поездка в СХ на День Художника станет ежегодной традицией в отделе.

Не боги горшки обжигают.

Следующая встреча в клубе, состоявшаяся в апреле, также стала выездной. Тема выезда оказалась интересной не только воспитанникам отдела и педагогам, но и родителям. Ребята и взрослые побывали в керамической мастерской при Смольном Интституте РАН. Там ребят встретила и провела по мастерским заведующая отделением ДПИ Татьяна Львовна Солодкова. Она подробно рассказала о работе мастера-керамиста,  о всех этапах, которые проходит керамическое изделие. Дети и взрослые были поражены масштабом мастерской, печей для обжига. После керамической мастерской старших воспитанников отдела провели по кафедре искусств Смольного Института, рассказали об особенностях обучения и специальностях в художественных ВУЗах, о подготовке к поступлению в них.

Презентация логотипа.

Заключительная встреча года в «АРТбузе» состоялась в конце мая. На ней вспомнили о всех мероприятиях, прошедших в рамках клуба за год, состоялась презентация доработанного варианта логотипа клуба, работу над которым начали в ноябре на встрече «Про дизайн» и презентация роликов проекта «Ожившие картинки. Герои Колпинских рубежей». Помимо этого, за месяц до заключительной встречи ребятам было предложено нарисовать или написать о самой запомнившейся им встрече в клубе. Лучшие работы были отмечены призами с логотипом клуба. Все пришедшие на встречу получили значки «АРТбуза» и стали членами клуба. Встреча прошла в очень теплой обстановке, все ребята изъявили желание посещать встречи клуба в следующем году.

Чем же может быть полезен подобный клуб для воспитанников Дворца творчества, их педагогов и родителей? Во-первых, на всех мероприятиях клуба происходит активное взаимодействие человека с социальной средой, где он естественным образом усваивает социальный опыт, модели ролевого поведения.

Основными механизмами социализации в клубе является заражение- эмоциональное подключение к состоянию другого человека или среды, а также идентификация- принятие индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности. Общаясь в непринужденной обстановке с известными художниками и дизайнерами, членами творческих союзов, ребята начинают осознавать себя частью художнической среды.

Клуб может играть важную роль при кризисе социализации, т.е. переходе от детства к юности. Он может выполнить роль посредника, проводника, объясняющего новые впечатления и ощущения, поддерживающего первые шаги, активизирующего личностные ресурсы и оптимистическую позицию. Слушая истории успеха состоявшихся художников, а также их комментарии относительно детских творческих работ и советы по поступлению в ВУЗы, подростки приобретают веру в свои силы, укрепляются в желании продолжать обучение изобразительному искусству.

Клуб может оказать помощь в достижении реальных успехов воспитанников, т.к. реальные успехи- это продукт не только интеллектуального  уровня и врожденных способностей человека, но также сложных социальных процессов, протекающих вокруг.

Благодаря клубу расширится сеть агентов социализации. Во-первых, сам клуб как организация является таким агентом, а также ими становятся приглашенные гости. Новые лица важны для детей, т.к. зачастую педагогов не воспринимают как художников, несмотря на их образование и творческую деятельность и они теряют часть своего влияния. Кроме того, агентами социализации могут стать и сами дети-более взрослые, более успешные.

Не стоит забывать, что социализация не заканчивается детско-юношеским возрастом, а происходит в течении всей жизни. Клуб призван расширить границы социализации не только детей, но и взрослых. Это важно, потому что каждая социальная группа может дать индивиду не более того, чему они сами обучены и чем сами социализированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...

ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

1.1. Аттестация воспитанни­ков детских  объединений  МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой  рас­сматривается педагогическим кол­лективом как неотъемлемая часть об­разовательн...

Методическое пособие "Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка"

Методическое пособие " Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка (на пример...

Методическое пособие: «О духовном воспитании и о методах преподавания истории изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования»

Данная статья посвящена вопросу повышения качества уроков по предмету «История изобразительного искусства», методах решения этого вопроса, и о духовном воспитании обучающихся.  ...