Клуб для интересующихся искусством как пространство для роста и социализации воспитанников в учреждении дополнительного образования.
статья на тему
Из опыта создания и деятельности клуба интересующихся искусством во Дворце творчества детей и молодежи г.Колпино
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб для интересующихся искусством- пространство для роста и социализации.
Станкевич Ульяна Викторовна,
педагог-организатор отдела прикладного творчества
В соответствии с концепцией развития дополнительного образования детей, в которой говорится о превращении жизненного пространства в мотивирующее («В XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее…, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду…») и с желанием, возникшим в самом отделе прикладного творчества ДТДиМ Колпинского района, был создан клуб для интересующихся искусством «АРТбуз. Пространство для роста». Деятельность клуба- одна из составляющих процесса социализации воспитанников ДТДиМ.
Клуб является открытым для всех участников образовательного процесса- детей, педагогов, родителей, в том числе особое внимания уделено одаренным детям и детям группы риска. Деятельность клуба направлена на повышение интереса к изобразительному и прикладному творчеству у воспитанников отдела, расширению их кругозора в сфере искусства, профориентации.
Для клуба было разработано положение, регламентирующее его деятельность и закрепляющее его статус, а также план работы на год.
В положении о клубе были прописаны различные формы мероприятий в клубе- встречи с художниками и дизайнерами, посещения мастерских художников, поездки на выставки и в профильные учебные заведения, организация совместных проектов, лекции и беседы об искусстве.
За первый год работы клуба состоялось 7 встреч, где были опробованы практически все формы.
Выставка в жизни художника.
На первой встрече клуба состоялась презентация его идеи, плана работы на год, было проведено анкетирование. Далее ребята и педагоги обменялись мнениями о самых интересных выставках, на которых побывали, высказали идеи о темах выставок, в которых хотели бы поучаствовать в сами, обсудили возможное качество их подачи и оформления. Кроме этого, ребята узнали о видах выставок, в командах создали тематические выставки из подборки открыток.
Про дизайн.
Вторая встреча в рамках клуба прошла в ноябре, главным спикером встречи была молодой практикующий дизайнер, выпускница Университета технологии и дизайна. Она рассказала ребятам о дизайне и его направлениях, о важности работы дизайнера, продемонстрировала и прокомментировала несколько видеороликов о работе графических дизайнеров от идеи до воплощения в продукте, показала презентацию о ходе работы над оформлением Олимпиады в Сочи. Она также рассказала о дизайнерском мышлении и привела примеры его использования в разработке фирменного стиля Олимпийских игр. Ребята были заинтересованы ее рассказом, задавали вопросы по ходу объяснения.
После теоретической части ребятам был предложен практикум по дизайн-мышлению. Задачей стало придумать название для клуба. Сначала ребята представили потенциального участника клуба, его интересы, желания, потребности. Затем каждый из ребят получил лист бумаги и написал все возможные названия клуба, которые приходили ему в голову. Все названия были озвучены и записаны на доске, из них в три этапа выбрали несколько лучших вариантов: «Артбуз», «Портал», «ОМ: общение молча». Далее для понравившегося название ребята попытались придумать визуальный образ- дизайнер рассказала что такое логотип, показала примеры лучших мировых логотипов, видеоролик с различными логотипами компании «Optik».Один из логотипов, созданных детьми, лег в основу логотипа клуба.В конце встречи дизайнерс удовольствием ответила на вопросы ребят, проконсультировала старших детей о поступлении в ВУЗы на отделение дизайна.
Рожденная огнем. Горячая эмаль.
Третья встреча клуба прошла в декабре и прошла в форме мастер-класса. Приглашенным гостем встречи стал художник-эмальер, член СХ России. Он рассказал ребятам о художественной обработке металла и горячей эмали как частном ее случае, об особенностях материалов и разновидностях этой техники, показал презентацию со своими творческими работами и несколько каталогов по горячей эмали.
После теоретической части мастер приступил к эмалированию небольшой медной пластины. Процесс эмалирования демонстрировался на большом экране и сопровождался рассказом и комментариями мастера. Когда пластина была полностью покрыта молотой эмалью и оставлена на просушку, он ответил на вопросы, возникшие в процессе, рассказал о качествах, необходимых художнику по металлу. После высыхания эмалевой массы, на глазах у ребят и педагогов он обжег пластину в печи при температуре 800 С, далее проработал детали в изображении и повторил обжиг. Готовую пластину он смонтировал на деревянную основу и подарил прикладному отделу ДТДиМ.
Эта встреча в клубе получила множество положительных отзывов от воспитанников и педагогов отдела, часть ребят вела видео- и фото- съемку встречи. Многие ребята высказали желание попробовать сами изготовить пластину в технике горячей эмали.
Ожившие картинки.
Эта встреча положила начало совместному проекту отделов прикладного творчества и туризма и краеведению «Ожившие картинки». Тема проекта была связана с 70-летием победы в Великой отечественной войне и называется «Герои Колпинских рубежей». На встрече в «АРТбузе» ребята из коллектива«Ценные кадры» и их руководитель рассказали об идее проекта, показали примеры анимационных роликов и фрагменты интервью с ветеранами ВОВ, рассказали о сценарных планах и раскадровках, подробно описали последовательность этапов в работе над роликом. После этого воспитанники отдела прикладного творчества разделились на «художников по фонам» и «художников по героям» и начали работу над первым роликом. Для ребят был подготовлен обширный наглядный материал на темы «Колпино в годы войны» и «Фронтовые будни», которым они активно пользовались в процессе рисования, все необходимые консультации по ходу работы они могли получить от педагогов-художников. Как только художник заканчивал свою картинку, ее тут же сканировали и обрабатывали в графическом редакторе, далее передавали монтажерам, которые вставляли ее в нужный фрагмент ролика. Таким образом, ребята-художники могли познакомиться со всеми этапами создания ролика, воочию увидеть работу монтажеров. В течении двух часов были отрисованы, отсканированы и обработаны все фрагменты ролика и уже в конце встречи ребята смогли увидеть черновой вариант первого ролика проекта «Герои Колпинских рубежей». На этой встрече ребят заразила идея оживления своих рисунков и они с удовольствием продолжили работу над проектом уже внутри своих коллективов.
День Художника.
Следующая встреча в клубе состоялась 14 марта. В этот день в Выставочном центре Санкт-Петербургского Союза Художников празднуют День Художника. Было решено сделать встречу в клубе выездной и отметить День Художника в залах СХ. Желающих поехать было очень много, поехали 56 воспитанников отдела разного возраста (от 7 до 15 лет) и 5 педагогов. Во время пути в автобусе дети узнали о возникновении Союза Художников, его структуре и секциях, об условиях приема. Кроме этого, каждый ребенок получил бланк с заданиями, часть из которых он мог выполнить и по дороге, а часть непосредственно в залах СХ. Находясь в выставочных залах, ребята смогли понаблюдать за работой над портретами посетителей заслуженных художников Олега Яхнина и Валентины Аноповой, поучаствовать в мастер-классах по печатной графике, лепке из глины, каллиграфии. Кроме мастер-классов воспитанники прикладного отдела рассмотрели традиционную весеннюю выставку «Весна-2015», отметили самые интересные для себя работы. После поездки было получено много хороших отзывов и, возможно, такая поездка в СХ на День Художника станет ежегодной традицией в отделе.
Не боги горшки обжигают.
Следующая встреча в клубе, состоявшаяся в апреле, также стала выездной. Тема выезда оказалась интересной не только воспитанникам отдела и педагогам, но и родителям. Ребята и взрослые побывали в керамической мастерской при Смольном Интституте РАН. Там ребят встретила и провела по мастерским заведующая отделением ДПИ Татьяна Львовна Солодкова. Она подробно рассказала о работе мастера-керамиста, о всех этапах, которые проходит керамическое изделие. Дети и взрослые были поражены масштабом мастерской, печей для обжига. После керамической мастерской старших воспитанников отдела провели по кафедре искусств Смольного Института, рассказали об особенностях обучения и специальностях в художественных ВУЗах, о подготовке к поступлению в них.
Презентация логотипа.
Заключительная встреча года в «АРТбузе» состоялась в конце мая. На ней вспомнили о всех мероприятиях, прошедших в рамках клуба за год, состоялась презентация доработанного варианта логотипа клуба, работу над которым начали в ноябре на встрече «Про дизайн» и презентация роликов проекта «Ожившие картинки. Герои Колпинских рубежей». Помимо этого, за месяц до заключительной встречи ребятам было предложено нарисовать или написать о самой запомнившейся им встрече в клубе. Лучшие работы были отмечены призами с логотипом клуба. Все пришедшие на встречу получили значки «АРТбуза» и стали членами клуба. Встреча прошла в очень теплой обстановке, все ребята изъявили желание посещать встречи клуба в следующем году.
Чем же может быть полезен подобный клуб для воспитанников Дворца творчества, их педагогов и родителей? Во-первых, на всех мероприятиях клуба происходит активное взаимодействие человека с социальной средой, где он естественным образом усваивает социальный опыт, модели ролевого поведения.
Основными механизмами социализации в клубе является заражение- эмоциональное подключение к состоянию другого человека или среды, а также идентификация- принятие индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности. Общаясь в непринужденной обстановке с известными художниками и дизайнерами, членами творческих союзов, ребята начинают осознавать себя частью художнической среды.
Клуб может играть важную роль при кризисе социализации, т.е. переходе от детства к юности. Он может выполнить роль посредника, проводника, объясняющего новые впечатления и ощущения, поддерживающего первые шаги, активизирующего личностные ресурсы и оптимистическую позицию. Слушая истории успеха состоявшихся художников, а также их комментарии относительно детских творческих работ и советы по поступлению в ВУЗы, подростки приобретают веру в свои силы, укрепляются в желании продолжать обучение изобразительному искусству.
Клуб может оказать помощь в достижении реальных успехов воспитанников, т.к. реальные успехи- это продукт не только интеллектуального уровня и врожденных способностей человека, но также сложных социальных процессов, протекающих вокруг.
Благодаря клубу расширится сеть агентов социализации. Во-первых, сам клуб как организация является таким агентом, а также ими становятся приглашенные гости. Новые лица важны для детей, т.к. зачастую педагогов не воспринимают как художников, несмотря на их образование и творческую деятельность и они теряют часть своего влияния. Кроме того, агентами социализации могут стать и сами дети-более взрослые, более успешные.
Не стоит забывать, что социализация не заканчивается детско-юношеским возрастом, а происходит в течении всей жизни. Клуб призван расширить границы социализации не только детей, но и взрослых. Это важно, потому что каждая социальная группа может дать индивиду не более того, чему они сами обучены и чем сами социализированы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.
1.1. Аттестация воспитанников детских объединений МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательн...

Методическое пособие "Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка"
Методическое пособие " Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка (на пример...

Доклад на тему «Социализация учащихся в учреждении дополнительного образования»
доклад для педагогов дополнительного образования...

Исследовательский проект "Народное декоративное искусство как средство развития духовно-нравственных качеств обучающихся в учреждении дополнительного образования"
Исследовательский проект...

Методическое пособие: «О духовном воспитании и о методах преподавания истории изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования»
Данная статья посвящена вопросу повышения качества уроков по предмету «История изобразительного искусства», методах решения этого вопроса, и о духовном воспитании обучающихся. ...