ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
статья на тему
Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. На сегодняшний день проблема воспитания гражданина, помнящего и знающего свои корни, является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.6_verbickaya.rar.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вербицкая Светлана Николаевна
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Гармония» города Тихорецка
Тихорецкий район
Детство – каждодневное открытие мира
и поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества,
их красоты и величия.
( В.А.Сухомлинский)
Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. На сегодняшний день проблема воспитания гражданина, помнящего и знающего свои корни, является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.
Развитие гражданских качеств личности — процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того, как понимается и принимается гражданственность, любовь к малой Родине и какое отношение к ней вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.
Важнейшая культурно-гуманистическая функция воспитания состоит в содействии становлению личности как субъекта процесса собственного развития и жизнетворчества. В значительной мере этому способствуют многосторонние знания о крае, где живет человек. В связи с этим большое значение приобретает регионализация дополнительного образования, учет социально-экономических, историко-культурных и других особенностей региона при моделировании содержания образовательных программ гуманитарно-эстетической студии раннего развития детей «Малышок».
В 90-х годах в Краснодарском крае оживился интерес педагогов к региональному подходу. Очень весомым оказался опыт регионализации, накопленный Кубанью в досоветский период. Эволюционно развиваясь, начиная с идей первого по времени кубанского просветителя К.В.Росинского, педагогические взгляды Т.Ф.Лапика, Л.Я.Апостолова, В.Г.Егорова и других кубанских педагогов воспринимаются как значительный пласт педагогического изучения культуры кубанского казачества. Игнорировать его, отвергать идею самобытного кубанского «допобразования», как системообразующего ядра этого потенциала – это значит обречь современные поиски путей решения проблемы регионализации на отрыв от культурно-образовательных традиций Кубани.
С начала 20 века главным предметом, в ходе преподавания которого дети получали сведения о крае, было кубановедение. Этот предмет способствовал созданию целостного восприятия детьми образа малой Родины. В студии «Малышок» воспитанники получают необходимые знания о Кубани о культуре казачества, о героях и подвигах казаков, посещая занятия ИЗО, музыка, окружающий мир. Традиции, заложенные педагогами студии необходимо продолжать с учетом современных достижений педагогической теории и практики, тем более, что итоги такого курса положительны.
Система ценностей, закрепленных в традициях казачьей культуры, вырабатывалась веками и отвечает на главные вопросы человеческого бытия: во что надо верить, как и ради чего следует жить, к чему стремиться, чего избегать. Без установления тесной связи воспитания студийцев с идейной, нравственно-духовной стороной жизни кубанцев студия не может в полной мере содействовать творческому продолжению национальных традиций, традиций наших предков, наших дедов и прадедов, не способна дать формирующейся личности высокую степень нравственной устойчивости.
Решением подобной проблемы занимались кубанские учителя начала 20-го столетия. Ими проделана огромная работа по сбору устного народного творчества казачества (баек, пословиц, поговорок, песен, прибауток), которыми педагоги студии пользуются при подготовке и проведении занятий в группах предшкольной подготовки.
Неоценимую роль в работе с детьми дошкольного возраста оказывает кубанский казачий фольклор. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Так народ создал свое искусство, свою поэзию. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без интонаций и жестов. В разделе «Эмоции» образовательной программы «Психогимнастика» большое значение придается именно мимике и жестам, эмоциональному восприятию поведения тех или иных персонажей. Все это способствует сохранению и передаче той интонации, которую используют наши бабушки при исполнении фольклорных песен, прибауток, потешек, дразнилок.
Для игр с приговорами особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков. Наверное, поэтому дети их так любят. Например, игра «Девица – красавица»: чем чаще дети играли в эту игру, тем сильнее проявлялись эмоции и мимика. Если в начале они просто проговаривали текст, то позднее в их речи появился оттенок насмешки, интонационная выразительность. Девица проговаривала текст капризным тоном, появилась ответная реакция на насмешку, которая выразилась в мимике и интонации. Язык казачьих баек поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах или песни оказываются необычными, вызывают в сознании «дошколят» зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. Древние персонажи оживают, а совершаемые ими действия, даже невозможные, вдруг становятся как бы реально происходящими. В психогимнастике для занятий с детьми применяется метод сказочной игротерапии. Инструкции методик сказкотерапии берутся из народных сказок и преданий. Такие инструкции, в сказочной форме, создают условия для более глубокого проживания ребенком всего хода игры. Так где же, как не в народном фольклоре, и нам, педагогам, черпать материал для проведения занятий? Для того чтобы сделать казачьи традиции неотъемлемой частью воспитания студийцев, педагоги создают соответствующую развивающую среду. При проведении занятий и мероприятий в интерьер кабинетов включают элементы кубанского и русского народного декоративно-прикладного искусства: панно, ширмы, мягкие игрушки, чтобы ввести детей в особый самобытный мир старины. Расширяя словарь детей через народный фольклор, на занятиях психогимнастикой используются различные его виды. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики берутся народные игры: «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик – дедушка…» и другие.
Содержание работы по гражданскому воспитанию предполагает формирование у ребенка представлений об устройстве государства, о его атрибутах, отличительных особенностях. Важно дать информацию о том, что такие атрибуты, как флаг, гимн, герб, есть в каждой стране; при этом, знакомя детей с понятиями «государство», «республика» или «край», «столица», с устройством страны, важно учитывать их возрастные особенности. С целью знакомства детей с символами кубанского казачества и закрепления представлений о них важно использовать игры, игровые приемы и упражнения.
Очень важной является работа по гражданскому и патриотическому воспитанию дошкольников через организацию краеведческой деятельности в ЦВР «Гармония», которая осуществляется в тесном сотрудничестве с работниками историко-краеведческого музея. Главная цель дошкольного краеведения — воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви. Эти знания содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-нравсвенные ценности и на их основе непрерывно создавать новые. Для достижения поставленной цели педагогами решается ряд задач:
- ознакомление с историей и современностью кубанского казачества;
- развитие стремления как можно лучше знать свой край;
- способствование становления, развития и упрочения не только детского коллектива, но и семьи;
- способствование развития личностных качеств дошкольников средствами краеведения;
- приобщение воспитанников к культуре, традициям и обычаям других народов, населяющих Кубань.
Во времена нового, скоростного, компьютерного века ясно одно: современное регионально-самобытное образование Кубани нуждается в использовании материала, собранного мэтрами кубанской педагогики, с учетом новейших достижений психолого-педагогических знаний. Кубанский фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии дошкольников на занятиях студии «Малышок» в частности. Мы убеждены в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился, к его истории, людям по – настоящему героических, вписанных в летопись родного края - важный момент в воспитании маленького гражданина и патриота.
Список использованной литературы:
- Дополнительное образование и воспитание. №5 – М., 2009
- Дошкольное воспитание. №10 – М., 2009
- Подосинникова Н.В. Региональное своеобразие кубанской школы: историко-педагогический и современный аспекты. – Краснодар, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Работа с интерактивными досками в детских объединениях учреждений дополнительного образования детей"
Работа с интерактивной доской.Методические рекомендции начинающим - популярное изложение, помогающее понять основы работы с ИД.Начало работы с доской. Её возможности. Планирование занятия с использова...
Повышение мотивации учащихся к изучению истории и культуры кубанского казачества
Воспитание есть искусство, благодаря его развиваются все природные способности человека. Проблемы воспитания волновали человека с тех пор, когда он впервые ощутил потребность передавать накопленный им...
Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования
Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...
«Изучение личности воспитанника и детского коллектива в учреждениях дополнительного образования детей»
Современная педагогика личностно ориентирована. Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом....
«Развитие самостоятельной творческой активности воспитанников в рамках ФГОС в учреждениях дополнительного образования» ( из опыта работы ).
Опыт работы в творческом объединении. Дополнительное образование. Дети. Воспитание....
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...
Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»
Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать! Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...