Повышение уровня образованности и воспитанности у выпускников детского сада и начальной школы через повышение интереса к изучению различных аспектов русского языка.
статья по теме
В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой ощественностью. Речь наших современников многими воспринимается и оценивается как сниженная, ненормативная. Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи, проникновение просторечных слов, жаргонизмов; немотивированное использование иноязычной лексики, не свойственное русскому языку интонирование и тп. При этом нередко подчеркивается катастрофическое состояние современного русского языка, ведущее его к разрушению и гибели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_urovnya_obrazovannosti_i_vospitannosti.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Язык – это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг человека. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения – все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. Как справедливо замечает академик В.Костомаров, очень часто «инициаторами более свободного обращения с языком выступают сейчас .. достаточно грамотные люди – журналисты и иные профессионалы пера». А ведь искусственное насаждение средствами массовой информации «американизмов», навязывание русской речи иноязычного ритма, мелодики, фразового ударения, нарочитое использование «крепкого словца» - все это не так безобидно, как порой кажется, поскольку ведет к изменению национального образа мира, традиционных речемыслительных процессов, стереотипов общественного поведения, присущих тем, для кого русский язык является родным. И наиболее уязвимыми в этом отношении являются дети: деформируется их языковое чутье, языковой вкус определяется скорее модой, чем красотой, правильностью и уместностью речи. На наших глазах вырастают поколения, которые не знают своей истории, своей традиционной национальной культуры, своего языка. Это не поколение читающих – это поколение «смотрящих», «слушающих» или «играющих». Каковы в речевом, языковом отношении СМИ, рекламные тексты ТВ, триллеры и боевики – мы все знаем очень хорошо. А какова речь молодых участников «ДОМА -2», мы тоже слышали, и вряд ли можно видеть в ней будущее русского языка.
Именно наши дети и являются потребителями современной поп-культуры, это для них издаются «шпаргалки на каждый день», «готовые домашние задания», «русская литература в кратком изложении» и тп. А интернет, где «проблемные полилоги вырождаются в чаты (легкие беседы на определенную тему)» и «пустую болтовню»…, сложные описания эмоций замещаются смайликами (пиктограммами, изображающими улыбающиеся или нахмурившиеся рожицы)» Л.Иванов. Одновременно исследователи русского языка Интернета отмечают тенденции к отклонению от синтаксических, пунктуационных, орфографических норм, которые весьма часто просто игнорируются. Все это создает среду неблагоприятную и неуправляемую, но оказывающую достаточно сильное влияние на наших детей, на развитие их общей и речевой культуры. Ощество отучает детей думать, наблюдать, оценивать.
По результатам исследований состояний фонетических и лексико-грамматических компонентов речи, проводимых ЛОИРО на базе общеобразовательных школ Санкт – Петербурга среди выпускников начальной школы, активный словарь школьников имеет недостаточный объем и качество. В речи детей редко встречаются слова отвлеченной лексики, а также слова эмоционально-окрашенной и образно-выразительной лексики (например: дерзкий, гуманный, изумление, оживленный). Значение слова часто определяется с опорой на внешнее, частное и несущественное. В речи недостаточно применяются синонимические и антонимические средства языка, многие школьники испытывают затруднения при попытке объяснить переносное значение слов в словосочетаниях и предложениях. Анализ результатов проведенного исследования обнаружил у школьников наличие количества отклонений в усвоении грамматических закономерностей языка: аграмматизмы, характерные для дошкольного возраста, диффузность и нечеткость фонематических процессов, что в свою очередь приводит к большому числу стойких орфографических и пуктуационных ошибок. Применительно к данной проблеме очень тонко подходит высказывание К.Чуковского: «Орфографию невозможно улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен, у кого недоразвитая и скудная психика. Ликвидируйте эту безграмотность и все остальное приложится».
Оставим в стороне вопрос о том, что в нашем обществе, к сожалению, учитель не занимает пока достойного места. Хотя это, безусловно, очень и очень важно. Скажем о другом: в приобщении ребенка к красоте и мудрости языка педагогам принадлежит решающая роль. Изучать русский язык в школе надо как родной, а не как иностранный, т.е. с опорой на чутье, генетическую память, речевой инстинкт и т.п. ( а не как в овладении иностранным языком, где дело сводится к умению читать, писать и говорить). Владеть родным языком – это значит знать поэзию, прозу, происхождение слов и выражений, владеть смысловыми и стилистическими богатствами слова, синтаксическими конструкциями, понимать эстетику слова и культивировать ее как важнейшую часть духовной экологии. Не зря же говорят о том, что родным языком человек овладевает всю жизнь. Родной язык нельзя «проходить», как проходят другие школьные дисциплины. «Проходя» язык, человек пройдет мимо его сокровищ, не станет подлинным гражданином Отечества.
Забота о родном языке должна стать делом педагогов всей системы дошкольного и школьного образования, а не только учителей – словесников, преподавателей русского языка и литературы. В школе и детском саду должен быть установлен подлинный (и строгий) нормативно – речевой режим. Чтобы все педагоги не только сами говорили правильно, но и поправляли самих себя и своих учеников. Чтобы не ругались при детях матом и грубыми словами трудовики и физкультурники, завхозы и нянечки, сторожа и охранники. Каждое общеобразовательное учреждение должно стать оазисом литературной нормы, правильности и красоты русского языка, островком образной и меткой русской речи.
Известно, что в детстве – все поэты. Значит, в обучении родному языку надо больше опираться на творческое начало, развивать детскую самодеятельность. Надо возродить в школе литературно – поэтические кружки, театральные студии; чаще проводить викторины, КВН, соревнования о знании родного языка, крылатых слов, пословиц и поговорок; издавать рукописные журналы, листки правильной речи и смешных оговорок и ошибок, поставить заслон жаргонизмам, штампам и ненужным иноязычным заимствованиям. Чтение классической литературы – лучшее лекарство от речевых «болезней», и что прочитано в школе – остается на всю жизнь. Педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях, также необходимо помнить о своей возможности активнейшим образом влиять на речевое, интеллектуальное, эстетическое и духовно – нравственное развитие своих подопечных. Ведь именно в дошкольном возрасте начинается воспитание языковой личности, владеющей нормами русского литературного языка, обладающей даром слова, то есть способной правильно воспринимать устную и письменную речь, свободно пользоваться словом для выражения своих мыслей и чувств в устной и письменной форме, соблюдающей этические нормы общения ( в каких ситуациях как уместно попросить, приказать, поздороваться, установить контакт, отказаться и тп.) Обучение ребенка вежливому, корректному общению должно входить в задачи каждого учебного предмета, в обязанности каждого практикующего педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения ФГОС"
Выступление на семинаре: "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и нач...
Опыт работы "Робототехника и лего - конструирование в образовательном пространстве детского сада и начальной школы" часть 1
Представлен опыт работы по робототехнике и лего - конструированию...
Опыт работы: Робототехника и лего - конструирование в образовательном пространстве детского сада и начальной школы" часть 2
В презентации представлен опыт работы по робототехнике и лего - конструированию...
Диагностическое сопровождение формирования метапредметных универсальных действий от детского сада до начальной школы.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся начальной школы – одно из ключевых направлений освоения федеральных государственных образовательных стандартов. В...
Роль физических упражнений в коррекционной работе по развитию зрительного восприятия в детском саду и начальной школе
Общеразвивающие занятияДля детей 3—4-х летПоднимание рук в стороны и опускание вниз (птички машут крыльями, бабочки летают и т.д.).Приседание с постукиванием пальцами о колени и выпрямление (пти...
"Рекламный текст как основа для изучения различных явлений русского языка"
Сегодня большую часть различных сведений дети получают через средства массовой информации, в том числе рекламу. Мы живем в объятиях рекламы. Хотим мы того или нет, но реклама присутствует повсем...
Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. В 2018-2019 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в...