Диагностическое сопровождение формирования метапредметных универсальных действий от детского сада до начальной школы.
учебно-методический материал по психологии на тему
Формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся начальной школы – одно из ключевых направлений освоения федеральных государственных образовательных стандартов. Важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы является принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования, что подводит нас к перспективности повышения качества обучения в целостной системе образования.
Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования прослеживается в единстве структурно-организационного подхода, единстве психолого-педагогического методологического подхода и принципе организации инклюзивного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностическое сопровождение формирования метапредметных универсальных действий от детского сада до начальной школы.
Автор: Толока О.Н., педагог – психолог
МАОУ «Пргимназия «Центр детства»
Формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся начальной школы – одно из ключевых направлений освоения федеральных государственных образовательных стандартов. Важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы является принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования, что подводит нас к перспективности повышения качества обучения в целостной системе образования.
Наличие реализация преемственности ДОУ и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательный уровень — начальную школу. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением Яна Амоса Коменского, который говорил: "Последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим".
Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования прослеживается в единстве структурно-организационного подхода, единстве психолого-педагогического методологического подхода и принципе организации инклюзивного образования.
Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной уровне и уровне начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.
Показательными в отношении развития системы УУД на предшкольном уровне образования являются: для личностных УУД - сформированность внутренней позиции школьника , мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы. Для коммуникативных УУД - учет позиции собеседника, умение организовать и осуществить сотрудничество. Для регулятивных УУД - элементарные представления о себе и окружающем мире, математике и естествознания.
В таком случае возникает вопрос, как школа получит сведения о степени развитости тех или иных предпосылок у детей дошкольного возраста? В нашем учреждении сложилась определенная система преемственности в формировании УУД и предпосылок к УУД, которая представляет собой цикл из 4 взаимосвязанных этапов:
На первом этапе производится сбор исчерпывающей информации о состоянии работы по подготовке к школьному обучению воспитанников старших групп детского сада в ходе комплексного психолого-педагогического экспресс-наблюдения за будущими выпускниками. С этой целью в детском саду разработан полный пакет диагностических методик для детей старшего дошкольного возраста. На втором этапе на основе полученных результатов планируются коллективные и дифференцированно-индивидуальные формы работы с педагогами, детьми и родителями.
Качество подготовки детей к школе контролируется педагогом-психологом в октябре-ноябре. По результатам исследования воспитатели получают рекомендации по оптимизации педагогического процесса. Контрольные мероприятия составляют содержание третьего этапа работы и обеспечены необходимыми методиками, тестами, оценочными материалами. Итоги по подготовке детей к школе представляются на совместном заседании ПМПк воспитателей и учителей начальной школы. На основании принятых решений для выпускников детского сада оформляется карта готовности ребенка к обучению в школе, где прослеживается индивидуальный психологический статус ребенка.
Поскольку результатом образования в начальной школе во многом является сформированность у выпускников УУД. Логично и целесообразно проанализировать уровень развития предпосылок к формированиюданных УУд у ребенка, поступающего в 1 класс. Поэтому параменты развития ребенка в карте готовности к школьному обучению рассматриваются нами с позиции соотнесения их с группами УУД. Далее производится подсчёт суммы баллов по каждой группе УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных) в следующем соответствии: высокий уровень параметра – 3 балла; средний уровень параметра – 2 балл, низкий уровень параметра – 1 балл
По числовым данным таблицы строится графическое изображение индивидуального психолого-педагогического статуса ребёнка, представляющий собой лепестковую диаграмму в МS Office с обозначением числовых значений по каждому блоку УУД.
Условные обозначения:
ПУУД – познавательные универсальные учебные действия;
КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия;
РУУД – регулятивные универсальные учебные действия;
ЛУУД – личностные универсальные учебные действия.
Чем более лепестковая диаграмма приближается к форме ромба с равными сторонами, тем более гармоничен психолого-педагогический статус ребёнка, поскольку это означает, что у него одинаково развиты все блоки предпосылок УУД.
На заседании ПМПк рассматриваются полученные данные и даются рекомендации всем участникам образовательного процесса.
Завершает цикл диагностический этап мониторинга уровня сформированности УУД и всего процесса адаптации к обучению в школе. Уровень школьной адаптации выявляется в ходе посещения уроков, собеседований с учителями начальных классов. Педагоги заполняют таблицу, анализ которой позволяет интерпретировать результаты с точки зрения факторов повлекших за собой дезадаптацию. Ориентируясь на результаты анализа карта готовности к школьному обучению и данные индивидуальной диагностики уровня сформированности УУД, педагог-психолог дает классному руководителю и родителям рекомендации, которые призваны способствовать успешной адаптации ребенка. Выявленные причины дезадаптации и выводы, полученные в ходе изучения уровня сформированности УУД, служат основой для планирования и совершенствования дальнейшей работы по преемственности между уровнями дошкольного и начального образования. Итоги работы подводятся на психолого-педагогическом консилиуме.
Для получения информации об уровнях сформированности УУД и их коррекции в прогимназии разработана «Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе».
В данной программе обозначены: цели и задачи; объекты мониторинга; условия и сроки реализации; области применения данных мониторинга; критерии оценки; методы сбора информации. С учетом возрастных особенностей обучающихся и в соответствии с критериями уровней формирования УУД составлены технологические карты.
В прогимназии разработан механизм оценки УУД, которой основан на педагогической оценке этих действий в ходе учебных занятий и на психологической оценке посредством специальных методик.
Мониторинг включает в себя три уровня контроля: педагогический, административный и психолого-педагогический.
Данные диагностики проводятся в урочное (это занимает 10-15 минут) и во внеурочное время. Мониторинг осуществляется ежегодно с 1 по 4 класс в начале (стартовая диагностика октябрь-ноябрь) и в конце учебного года (итоговая диагностика апрель-май) согласно технологических карт формирвоания УУД. Данные заносятся в таблицу, с автоматическим указанием уровней сформированности данного УУД (высокий, средний, низкий). В 1 классе одновременно со стартовой диагностикой мониторинга УУД осуществляется «Диагностика уровня адаптации первоклассников к школе».
На основании данной диагностики составляется аналитический отчет по всей школе с рекомендациями для обучающихся, учителей и родителей. Далее совместно с учителем составляется план дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
С целью создания благоприятных условий для успешной адаптации первоклассников к школе разработана программа адаптационных занятий для первоклассников «Здравствуй, школа! Это я» на основании программы Пилипко Н.В., Чибисова М.Ю., Громотова Т.В.
При выявлении низкого уровня познавательных УУД проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости. Рабочая программа развития познавательной сферы младших школьников «Учись учиться» (Е.В. Языканова).
С целью развития уровня сформированности всех видов УУД во внеурочной деятельности еженедельно проводится «Час общения , рабочая программа разработана на основе программы психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему я» О.В. Хухлаевой.
В 4 классе одновременно с итоговой диагностикой мониторинга УУД осуществляется диагностика «Уровень готовности обучающихся при переходе в 5 класс». Далее педагогом-психологом по результатам диагностики оценивается индивидуальный психолого-педагогический статус (уровень развития основных УУД) каждого выпускника.
По числовым данным таблицы строится графическое изображение индивидуального психолого-педагогического статуса ребёнка, представляющий собой лепестковую диаграмму в МS Office с обозначением числовых значений по каждому блоку УУД.
Условные обозначения:
ПУУД – познавательные универсальные учебные действия;
КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия;
РУУД – регулятивные универсальные учебные действия;
ЛУУД – личностные универсальные учебные действия.
Чем более лепестковая диаграмма приближается к форме ромба с равными сторонами, тем более гармоничен психолого-педагогический статус ребёнка, поскольку это означает, что у него одинаково развиты все блоки УУД. Лепестковая диаграмма сопровождается краткой словесной характеристикой индивидуального психологического статуса выпускника, которая представляется на итоговом педагогическом совете по переводу обучающихся в 5 класс.
Такой подход будет способствовать сохранению накопленного опыта работы по преемственности ДОО и школы для того, чтобы уже в детском саду смогли спрогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения, а также наметить перспективы развития ребенка в средней школе.
Данная работа может проводится не только в нашем образовательном учреждении, в котором преемственность заложена спецификой учреждения, но и во всех образовательных учреждениях, на основе сетевого взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы...
Статья "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения ФГОС"
Выступление на семинаре: "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и нач...
Повышение уровня образованности и воспитанности у выпускников детского сада и начальной школы через повышение интереса к изучению различных аспектов русского языка.
В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой ощественностью. Речь наших современников ...
Опыт работы "Робототехника и лего - конструирование в образовательном пространстве детского сада и начальной школы" часть 1
Представлен опыт работы по робототехнике и лего - конструированию...
Опыт работы: Робототехника и лего - конструирование в образовательном пространстве детского сада и начальной школы" часть 2
В презентации представлен опыт работы по робототехнике и лего - конструированию...
Формирование метапредметных УУД на уроках английского языка в начальной школе-путь повышения качества образования
Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее ...
Роль физических упражнений в коррекционной работе по развитию зрительного восприятия в детском саду и начальной школе
Общеразвивающие занятияДля детей 3—4-х летПоднимание рук в стороны и опускание вниз (птички машут крыльями, бабочки летают и т.д.).Приседание с постукиванием пальцами о колени и выпрямление (пти...
- Мне нравится (1)