Опыт работы "Робототехника и лего - конструирование в образовательном пространстве детского сада и начальной школы" часть 1
статья по теме
Представлен опыт работы по робототехнике и лего - конструированию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МАОУ «Прогимназии «Центр детства»
«Робототехника в образовательном пространстве
детского сада и начальной школы»
Слайд 1
Введение
В рамках дополнительного образования в части основной образовательной программы в «Прогимназии «Центр детства» реализуется программа «Перворобот», которая была разработана на основе программы «Робототехника и лего-конструирование в детском саду» под авторством Вершининой Натальи Владимировны.
Слайд 2 -4
Актуальность
Лего-технология и робототехника значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Слайд 5
Новизна внедрения курсая робототехника и лего-коструирования заключается в адаптации конструкторов нового поколения: Lego Wedo и думаем скоро мы сможем работать с более современным набором Lego Wedo-2.
Слайд 6
Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, конструирование, программирование и технический дизайн.
Слайд 7
Цель реализации программы курса лего-конструирования и робототехники развитие технического творчества и формирование профориентации научно – технической направленности у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора лего и робототехники
Слайд 8
1. Познавательная задача:
развитие познавательного интереса к робототехнике.
2. Образовательная задача: формирование умений и
навыков конструирования и программирования.
3. Развивающая задача: развитие умение постановки технической
задачи, сбора и изучения нужной информации для
осуществления своего творческого замысла;
4. Воспитывающая задача: воспитание коллективизма,
умения работать в парах, коммуникативных качеств.
Задачи:
- формировать первичные представления о конструировании и робототехнике, ее значении в жизни человека;
- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Слайд 9-10
Работа в данном направлении реализуется с 4 до 7 лет с детьми дошкольного возраста средствами нашего образовательного учреждения и с 8 до 10 лет средствами ДО Дома детского творчества на базе «Прогимназии «Центр детства». Таким образом осуществляется преемственность дошкольного и начального школьного образования
В средней группе (с 4 до 5 лет) Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта, закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.
Слайд 11 - 17
Испытывая недостаток в учебных пособиях, мы совместно с детьми подготовительной группы и начальной школы разработали учебное пособие для детей средней группы. В настоящее время работаем над созданием пособий к блоку первые механизмы, простые механизмы и блоку робототехника.
Эти пособия помогают с интересом, без особых затруднений освоить соединения деталей и передачи. Поэтому дети уже со средней группы с большим интересом знакомятся, как с помощью мотора вращается ось, какую передачу нужно создать, чтобы бабочка летела слева направо, а не сверху вниз и так далее.
Слайд 18
Для эффективной организации занятий в нашем учреждении создан кабинет, где проводятся занятия по лего конструированию и робототехнике.
Проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста и начальной школы работают с одним комплектом набора у нас их 24 комплекта, когда проводятся разного уровня конкурсы – возникают трудности из-за недостающих деталей.
Слайд 19 -23
Концепция опирается на то, что в ходе всего цикла занятий по робототехнике учащиеся должны приобрести знания и навыки по определенным темам, которые разбиты на блоки механизмы, архитектура, программирование и дизайн, позволяющим познакомиться с темами, которые рассматриваются на робототехнических специальностях в дальнейшем в высших учебных заведениях
Слайд 24
Новизна курса лего конструирование и робототехника заключается в исследовательской и исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. На занятиях осуществляется авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, он экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:
- Обеспечению работы в рамках ФГОС;
- Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
- Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;
- Повышению профессионального уровня педагогов;
- Участию педагогов в конкурсах различных уровней;
- Участию воспитанников ДОУ в фестивалях робототехники.
Планируемые результаты реализации проекта
- ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу в познавательно-исследовательской и технической деятельности;
- ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);
- ребенок обладает установкой положительного отношения к робото-конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
- ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO и FUN S BOT;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с конструктором;
- ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
- ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO и FUN S BOT по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов;
- ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO и FUN S BOT.
Основная идея проекта заключается реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОО можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.
Кроме того, актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день, LEGO- конструкторы активно используются
воспитанниками в нашем детском саду в игровой деятельности. Идея сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование положительного отношения к классической музыке в условиях единого воспитательно - образовательного пространства - "детский сад - начальная школа"
Музыкальные занятия с младшими, старшими дошкольниками, урок в1-ом классе по творчеству Н. А. Римского - Корсакова....
Статья "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения ФГОС"
Выступление на семинаре: "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и нач...
Повышение уровня образованности и воспитанности у выпускников детского сада и начальной школы через повышение интереса к изучению различных аспектов русского языка.
В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой ощественностью. Речь наших современников ...
Опыт работы: Робототехника и лего - конструирование в образовательном пространстве детского сада и начальной школы" часть 2
В презентации представлен опыт работы по робототехнике и лего - конструированию...
Деловая игра «Виды, методы и приемы при организации конструирования с детьми в детском саду»
деловая игра для проведения педсовета...
Диагностическое сопровождение формирования метапредметных универсальных действий от детского сада до начальной школы.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся начальной школы – одно из ключевых направлений освоения федеральных государственных образовательных стандартов. В...
Статья "Применение технологии лего-конструирования и робототехники в детском саду"
Выступление на пед.конференции...