Опыт работы "Робототехника и лего - конструирование в образовательном пространстве детского сада и начальной школы" часть 1
статья по теме

Калиниченко Ирина Николаевна

Представлен опыт работы по робототехнике и лего - конструированию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МАОУ «Прогимназии «Центр детства»

«Робототехника в образовательном пространстве

детского сада и начальной школы»

Слайд 1

Введение  

В рамках дополнительного образования в части основной образовательной программы  в «Прогимназии «Центр детства» реализуется программа «Перворобот», которая была разработана на основе программы «Робототехника и лего-конструирование в детском саду» под авторством Вершининой Натальи Владимировны.

Слайд 2 -4

Актуальность 

Лего-технология и робототехника  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,  Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.)   показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов,  обладающих признаками полезности  или субъективной новизны, развитие которых происходит в  процессе специально организованного обучения.  

Слайд 5

Новизна внедрения курсая робототехника и лего-коструирования заключается  в адаптации  конструкторов нового поколения:  Lego  Wedo и думаем скоро мы сможем работать с более современным набором Lego  Wedo-2.

Слайд 6

Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, конструирование,  программирование и технический дизайн.

Слайд 7

Цель реализации программы курса лего-конструирования и робототехники развитие технического творчества и формирование профориентации  научно – технической  направленности у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора лего и робототехники

Слайд 8

1. Познавательная задача:

развитие познавательного интереса к робототехнике.

2. Образовательная задача: формирование умений и

 навыков конструирования и программирования.

3. Развивающая задача: развитие умение постановки технической

 задачи, сбора  и изучения  нужной информации для

осуществления своего творческого замысла;

4. Воспитывающая задача:  воспитание коллективизма,

умения работать в парах, коммуникативных качеств.

Задачи:
- формировать первичные представления о конструировании и робототехнике, ее значении в жизни человека; 
- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

Слайд 9-10

Работа в данном направлении  реализуется с  4 до 7 лет с детьми дошкольного возраста средствами нашего образовательного учреждения и с 8 до 10 лет средствами  ДО Дома детского творчества на базе «Прогимназии «Центр детства».  Таким образом осуществляется преемственность дошкольного и начального школьного образования

В средней группе (с 4 до 5 лет) Дети знакомятся  с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами  скрепления кирпичиков,  у детей  формируется  умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта, закрепляют навыки работы с конструктором LEGO,   на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется  форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.

В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием,  дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.

В подготовительной группе (с 6 до 7 лет)  формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора  становится приоритетным.  Особое внимание уделяется  развитию  творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся  более разнообразными и динамичными.

Слайд 11 - 17

Испытывая недостаток в учебных пособиях, мы  совместно с детьми подготовительной группы и начальной школы разработали учебное пособие для детей средней группы. В настоящее время работаем над созданием пособий к блоку  первые механизмы, простые механизмы и блоку робототехника.

Эти пособия помогают с интересом, без особых затруднений освоить соединения деталей и передачи. Поэтому дети уже со средней группы с большим интересом знакомятся, как с помощью мотора вращается ось, какую передачу нужно создать, чтобы бабочка летела слева направо, а не сверху вниз и так далее.

Слайд 18

Для эффективной организации занятий в нашем учреждении создан кабинет, где проводятся занятия по лего конструированию и робототехнике.

Проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста и начальной школы работают с одним комплектом набора у нас их 24 комплекта, когда проводятся разного уровня конкурсы  – возникают трудности из-за недостающих деталей.  

Слайд 19 -23

Концепция опирается на то, что в ходе всего цикла занятий по робототехнике учащиеся должны приобрести знания и навыки по определенным темам, которые разбиты на блоки механизмы, архитектура, программирование и дизайн, позволяющим познакомиться с темами, которые рассматриваются на робототехнических специальностях в дальнейшем в высших учебных заведениях

Слайд 24

Новизна курса лего конструирование и робототехника  заключается в исследовательской и исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. На занятиях осуществляется авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, он экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. 

Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:

  • Обеспечению работы в рамках ФГОС;
  • Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
  • Удовлетворённости  родителей в образовательных услугах ДОУ;
  • Повышению профессионального уровня педагогов;
  • Участию педагогов в конкурсах различных уровней;
  • Участию воспитанников ДОУ в фестивалях робототехники.

Планируемые результаты реализации проекта
- ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу в познавательно-исследовательской и технической деятельности;
- ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);
- ребенок обладает установкой положительного отношения к робото-конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; 
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании; 
- ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO и FUN S BOT; 
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с конструктором;
- ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей; 
- ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO и FUN S BOT по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов; 
- ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO и FUN S BOT.

Основная идея проекта заключается    реализации   более широкого и глубокого содержания   образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO.

            Возможности  дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно.  Обучение  и развитие в ДОО можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.

Кроме того, актуальность Лего-технологии и робототехники  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

На сегодняшний день,  LEGO- конструкторы   активно  используются 

 воспитанниками  в нашем детском саду в игровой деятельности.  Идея сделать LEGO- конструирование  процессом направляемым, расширить   содержание конструкторской  деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также  привлечь родителей к совместному техническому творчеству  легла в основу нашего инновационного проекта.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование положительного отношения к классической музыке в условиях единого воспитательно - образовательного пространства - "детский сад - начальная школа"

Музыкальные занятия с младшими,  старшими дошкольниками, урок в1-ом классе по творчеству Н. А. Римского - Корсакова....

Статья "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения ФГОС"

Выступление на семинаре: "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и нач...

Повышение уровня образованности и воспитанности у выпускников детского сада и начальной школы через повышение интереса к изучению различных аспектов русского языка.

В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой ощественностью. Речь наших современников ...

Диагностическое сопровождение формирования метапредметных универсальных действий от детского сада до начальной школы.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся начальной школы – одно из ключевых направлений освоения федеральных государственных образовательных стандартов.      В...