Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Бисеринка"
рабочая программа на тему
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Бисеринка» - художественная. Программа направлена на развитие интереса и художественных способностей воспитанников к бисероплетению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_biserinka.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД ДДТ
Л.П. Зорина______________
''______''___________20____г.
Утверждена педагогическим советом
Протокол №_____________________
Дополнительная общеобразовательная программа
«Волшебная бусинка»
наименование объединения
«Бисеринка»
(наименование учебной дисциплины, курса)
художественная
(направленность)
1 год
(срок реализации программы)
Общеразвивающая
(тип программы)
Модифицированная
(вид программы)
10 – 12 лет
(возраст обучающихся)
Деморец Оксана Николаевна
(Ф. И. О. педагога дополнительного образования, совместителя)
ст. Кавказская
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Бисеринка» составлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Бисеринка» - художественная. Программа направлена на развитие интереса и художественных способностей воспитанников к бисероплетению.
Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия. Изначально «бисером» называли жемчуг, которым были богаты северные земли Древней Руси. Наши предки очень широко применяли жемчужное шитье в украшении женских головных уборов, одежды и предметов церковного обихода. В 18 веке в моду вошли изделия, поверхность которых сплошь покрыта стеклянным набором. В 19 веке занятия бисерным рукоделием занимали важную часть досуга. Это была страсть, на которую щедро тратились часы, дни и даже годы. В эпоху наибольшего увлечения бисероплетением и низанием бисером украшались практически все предметы домашнего обихода, какие только можно было украсить. Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия. Современные дизайнеры используют бисер, в своих коллекциях украшая сумки, броши, платья, шляпы, обувь, заколки и т.д. В последние годы уделяется большое внимание изучению возрождения угасших видов декоративно-прикладного искусства, к которым относится бисероплетение. В данный момент обучение этому ремеслу интересно для детей. Каждый может своими руками создать что-то необыкновенное, красивое, дорогое глазу и сердцу.
Новизна программы заключается в решении проблем дополнительного образования. Программа составлена на основе возрастных знаний, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Работа строится на основе сотрудничества, уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Актуальность программы состоит в том, что воспитанники, имея потребность в освоении бисероплетения, реализуют возможность из россыпи разноцветного бисера своими руками создавать уникальные рукотворные изделия.
Педагогическая целесообразность программы в пробуждении интереса детей к новой деятельности. Занятия плетением из бисера воспитывает усидчивость и трудолюбие, помогает развить чувство ритмики, тренируется мелкая моторика рук, глазомер. Формирует наблюдательность, культуру труда, эстетическое восприятие мира, понятие о красоте вещей, созданных своими руками. Знание об особенностях качества бисера при его применении.
Цель программы:
- Развитие личности ребенка на основе декоративно-прикладного творчества, посредством бисероплетения.
Задачи:
Обучающие:
- обучить основам бисероплетения;
- научить читать схемы изделий, изготавливать их в различных техниках плетения;
развивающие:
- развить эстетический вкус, повысить желание украсить свой быт красивыми изделиями, сделанными своими руками;
- развить потребность воспитанников в вовлеченности в активную творческую деятельность;
- развивать фантазию, интерес и творческие способности воспитанников;
воспитательные:
- формировать осознанное отношение к своей работе;
- воспитать трудолюбие, ответственность и организованность.
Отличительные особенности программы в особой систематизации учебного материала и формировании навыков воспитанников: воспитанники, на занятиях бисероплетения получают знания, умения и навыки в данной области, приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами (кусачки) и проволокой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.
Возраст воспитанников, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы 10 -12 лет , именно в этом возрасте дети имеют потребности и способности, которые позволят осилить программу, изучить основные техники бисероплетения . Детям этого возраста не легко работать с мелкими деталями, например, продеть в маленькое отверстие бисера упругую проволоку или иголку с леской, поэтому занятия проходят в неторопливом темпе.
Количество детей в группе 8 человек. Принимаются все желающие имеющие интерес к искусству бисерного плетения без ограничения.
Занятия начинаются с освоения правил нанизывания бисера на проволоку в технике параллельного и кругового плетения, затем низание на леску при помощи иголок в ажурной и мозаичной технике. Выполнение изделий начинается с необъемных фигур одного цвета. Позднее, освоив азы, дети переходят к изделиям с разнообразием техник плетения, цветных бусинок и элементов плетения. Занятия будут проходить в теоретической и практической формах. Работа с изображением, объяснение, разбор схемы, подбор бисера, выполнение изделия. Каждому ребенку, особенно младшему школьнику, бывает мало объяснения и схемы, ему нужно показать работу практически. Поэтому педагог использует большое количество наглядного материала.
Для занятия у каждого ребенка должна быть шкатулка (коробочка) с бисером разного цвета и разных размеров, тонкая проволока, леска , иголки для рукоделия (низания бисера), игольница, ножницы или кусачки для обрезания проволоки либо лески при завершении работы. В течение учебного года воспитанниками проводятся беседы о декоративно-прикладном творчестве России, Кубани, об истории казачества, игровые занятия и праздничные мероприятия в дни школьных каникул, к новогоднему празднику, ко дню 8 марта.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения, 144 часа в год занятия по данной программе проходят 2 раза в неделю по 2 часа
Формы проведения занятий: практические, теоретические,
Вид занятий: групповые и индивидуально-групповые. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод работы с книгой, метод иллюстраций, метод работы с интернет ресурсами, контрольный, самостоятельная работа.
Этапы педагогического контроля
Сроки, этапы | Какие ЗУН контролируются | Форма проведения |
Октябрь, начальный | Знание названий видов бисера и техник плетения. Умение набирать бисер на проволоку и леску при помощи иголки. Знание и умение ориентироваться по схеме. | Наблюдение, опрос. |
Январь, промежуточный | Знание подбора бисера по цвету и размеру Умение читать схему параллельного кругового, ажурного плетения; Выполнение изделия по схеме.
| Наблюдение, выставка.
|
май , итоговый | Умение ориентироваться по схеме и фото изделия. Умение самостоятельно выполнить изделие в технике параллельного, кругового, ажурного плетения. Чтение любой схемы. Выполнение с объяснением работы по шагам. | Наблюдение, выставка.
|
Содержание программы реализуется через овладение элементарными навыками работы с бисером, овладение способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый, ажурный, круговой). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, подбирать бисер по цвету и размеру, изготавливать изделия и композиции из бисера. Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.
Ожидаемые результаты.
Воспитанники к окончанию обучения:
- Знают основы бисероплетения. Отличие различных техник;.
- Варианты плетения и подплетения проволоки при обрыве в различных техниках;
- Название различных техник.
- Умеют читать схемы изделий, плести изделия в различных техниках;
- Подбирать бисер по размеру и цвету;
- Ориентироваться по различным схемам;
- Самостоятельно выполнить изделие в различных техниках плетения: параллельное, круговое, ажурное плетение, имитация ткачества.
- Имеют осознанное отношение к своей работе.
У воспитанников развиты:
- эстетический вкус, повышено желание украсить свой быт красивыми изделиями, сделанными своими руками;
- потребность воспитанников в вовлеченности в активную творческую деятельность. фантазия,
- интерес и творческие способности воспитанников.
- Воспитанно трудолюбие, ответственность и организованность.
3.Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | ||
практика | теория | всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Круговая техника плетения. Плетение цветов. | 48 | 6 | 54 |
3 | Техника параллельного плетения. Плетение цветов | 31 | 7 | 38 |
4 | Техника ажурного плетения. Изготовление украшений. | 19 | 3 | 22 |
5 | Техника мозаичного плетения. Изготовление брелока, книжной закладки, фенечки. | 23 | 3 | 26 |
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
123 | 21 | 144 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие.
Теория: История бисера. Беседа о красивых вещах сделанных своими руками. Виды бисера и его формы. Бусины разной формы и размеров. Техника безопасности (правила поведения в кабинете, правила работы с колющими и режущими предметами, правила работы с тонкой медной проволокой, леской, иголками для низания бисера). Просмотр книг и журналов с изображением изделий.
Практика: изучение схем.
2. Круговая техника плетения. Плетение цветов.
Теория: отличие техник: параллельного и кругового плетения: Работа с изображением. Правила набора на проволоку. Подбор размера бусинок, ознакомление со схемами плетение изделий, правила подбора бисера по цвету, порядок выполнения работы, изучение сложных элементов подплетения. Завершение плетения, необходимые инструменты. Техника безопасности (правила поведения в кабинете, правила работы с колющими и режущими предметами, правила работы с тонкой медной проволокой).
Практика: Подбор бисера по размеру и цвету. Изготовление по схеме изделия: «Крокус», «Ирис», «Клематис», «Орхидея». Выполнение элементов изделия «Крокус», «Ирис», «Клематис», «Орхидея»: плетение лепестков, плетение листьев, плетение тычинки, сборка цветов, сборка изделий.
3. Техника параллельного плетения. Плетение цветов.
Теория: Работа с изображением, изучение схем, подбор бисера по цвету и размеру, сочетанию. Техника безопасности.
Практика: Выполнение панно «Фуксия», «Жасмин». Выполнение элементов изделия «Фуксия», «Жасмин» плетение лепестков, плетение листьев, плетение тычинки, сборка изделий.
4. Техника ажурного плетения. Изготовление украшений.
Теория: Работа с изображением, изучение схем, подбор бисера по цвету и размеру, сочетанию. порядок выполнения работы, изучение сложных элементов. Техника безопасности (правила поведения в кабинете, правила работы с колющими и режущими предметами, правила работы с иголками для рукоделия, леской).
Практика: Выполнение браслетов и колье, в технике крестик, двойной крестик. Присоединение застежки к изделию.
5. Техника мозаичного плетения. Изготовление брелока, книжной закладки, фенечки. Теория: Работа с изображением, изучение схем, подбор бисера по цвету и размеру, сочетанию. порядок выполнения работы, изучение сложных элементов.
Практика: Выполнение брелока, книжной закладки, фенечки в технике мозаичного плетения. Рисунок на выбор
6. Итоговое занятие.
Практика: Подведение итогов учебного года. Выставка работ.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Артамонова Е. М.:, «Украшения из бисера» «Эксмо», 2006.
- Базулина Л.В.. И.В. Новикова. «Бисер» М.: 2005.
- Виноградова Е.. «Бисер для детей. Игрушки и украшения» М.:, 2003.
- Доуэлп К.Б.. «Цветы из бисера» «Ниола 21 век». 2004.
- Евладова Е.Б.. Дополнительное образование. 2002г.
- Горяинова О.В.. «Стильная бижутерия» Ростов-на-Дону «Феникс», 2005.
- Дюмина. М. «Бисер умелица» Г. Астрель, 2005.
- Зайцева Н.К.. «Бисерные украшения» Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
- Кочетова С.В.. «Игрушки для всех» «Валерии СПД», 1998.
- Федорова М., Г. Вомах .«Цветы из бисера» «КиТ», 2004.
- Лущик Л.И., Т.Б. Несмиян. «Фантазийные цветы» М.: «Эксмо», 2006.
- Лындина Ю., Н.Ильенко «Фигурки из бисера» «КиП», 2004.
- Манкова Т.Н.. «Бисерная миниатюра» «Феникс», 2005.
- Насырова Г.Г. «Игрушки и украшения из бисера» «Астраль», 2002.
- Ткаченко Т., К. Стародуб. «Сказочный мир бисера» «Феникс», 2005.
- Чимпоем Т.П., Е.В. Парьева. «Стильные штучки» Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...