Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками"
рабочая программа на тему
Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками" 7-11 лет, на 3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma.docx | 716.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»
Рассмотрено на Педагогическом совете Протокол № ___ от «___»________20__г | Утверждаю: Директор МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» Приказ № ___ от «___»________20__г |
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Декоративно-прикладное искусство»
творческого объединения
"Своими руками"
Программа ориентирована на детей от: 7 до 13 лет.
Срок реализации – три года.
Автор (составитель) Ивченко Евгения Владимировна
педагог дополнительного образования.
2014г.
Пояснительная записка
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.
Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей и технического творчества обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой информации, ускоряет творческую переработку и генерацию еще более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества.
Программа рассчитана на три года обучения. Возраст учащихся 7-13 лет. Работа ведется во второй половине дня длительностью 2 часа (первый, второй и третий годы обучения) по 12-15 человек. На теоретические знания отводится 30% времени, а все остальное - на практические работы, познавательный материал дается через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для обучающихся форме.
Кружок «Своими руками» являясь прикладным, направлен на овладение обучающимися основными приемами и техникой реконструкции и создания новых образов. А также предлагается освоить технологию изготовления цветов из бумаги, изготовление поздравительных открыток; вышивания на бумаге (изонить). Реализация программы способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Дидактические цели проекта:
• Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства;
• Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные;
• Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента;
• Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- Образовательные:
- Познакомить с историей и развитием народно-декоративного творчества;
- Обучить правильному положению рук при изготовлении того или иного образа;
- Познакомить с основами цветоведения;
- Научить четко, выполнять основные приемы реконструкции;
- Научить выполнять сборку и оформление готового изделия;
• Научить изготовлять искусственные цветы из разных материалов;
• Научить составлять цветочные композиции
- Воспитательные:
• Привить интерес к данному виду творчества;
• Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
• Привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
- Развивать творческие способности;
- Развивать внимание;
- Развивать образное мышление;
- Развивать фантазию;
- Развивать моторные навыки.
Приреализации программы используются межпредметные связи с другими образовательными областями: черчение, рисование, математика, технология, информатика.
Направления деятельности:
1. Квиллинг;
2. Изонить;
3. Вытыканка;
4. Скрапбукинг;
5. Оригами.
Этапы реализации:
I ЭТАП - Организационный (сентябрь – 2014 г.)
Мероприятия
- Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.
- Подбор методического материала по заявленной теме.
- Разработка системы работы по развитию пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, фантазии и творческого мышления и приобщения обучающихся к декоративно - прикладному искусству.
- Подготовка стартовой презентации по теме кружка.
- Выбор направлений деятельности в рамках кружка.
II ЭТАП – Образовательный (октябрь 2014 – январь 2015 г.)
Мероприятия:
- Научить соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с крючком, ножницами, булавками;
- Познакомить с историей и развитием народно-декоративного творчества;
- Обучить правильному положению рук при изготовлении того или иного образа;
- Познакомить с основами цветоведения;
- Научить четко, выполнять основные приемы реконструкции;
- Научить выполнять сборку и оформление готового изделия;
- Научить изготовлять искусственные цветы из разных материалов;
- Научить составлять цветочные композиции
- Привить интерес к данному виду творчества;
- Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
III Этап – Практический (февраль- май 2015 г.)
Мероприятия:
1. Изготовление цветочных композиций на стендах Центра;
2. Изготовление цветочных панно;
3. Изготовление подарочных открыток;
4. Участие в конкурсах по декоративно-прикладному творчеству;
5. Организация выставок в Центре к праздничным датам.
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
1 год | 2 год | 3 год | ||
1. | Введение | |||
2. | Квиллинг | |||
3. | Изонить | |||
4. | Вытыканка | |||
5. | Скрапбукинг | |||
6. | Оригами | |||
7. | Подготовка к праздникам | |||
ИТОГО |
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ зан. | Раздел, тема занятий | Кол-во часов | Формы работы | ||
общее | теория | практика | |||
Введение (4 часа) | |||||
1. | Особенности занятий в кружке. Стартовая презентация. | 1 | 1 | беседа | |
2. | Инструктаж по технике безопасности (требования к поведению во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте). | 1 | 1 | беседа | |
3. | Из истории происхождения ножниц. | 1 | 1 | лекция | |
4. | Из истории бумаги. | 1 | 1 | лекция | |
Квиллинг (4 часа) | |||||
5. | Техника «квиллинг»: основные правила бумагокручения. | 1 | 1 | беседа с элементами практической работы | |
6. | Изготовление цветов. | 1 | 1 | практическая работа | |
7. | Изготовление цветов. | 1 | 1 | практическая работа | |
8. | Изготовление цветочного панно. | 1 | 1 | творческая работа | |
Изонить (4 часа) | |||||
9. | Что такое изонить? Техника изонить. | 1 | 1 | беседа с элементами практической работы | |
10. | Выполнение предметнойизонити (корабль, конь, чайная чашка, самовар). | 1 | 1 | практическая работа | |
11. | Выполнение декоративнойизонити (узоры, орнаменты). | 1 | 1 | практическая работа | |
12. | Выполнение сюжетной работы в технике изонить (жар птица, божья коровка, церковь, букет подсолнухов) | 1 | 1 | творческая работа | |
Вытыканка (4 часа) | |||||
13. | Техника «вытыканка»: правила изготовления ажурных узоров. | 1 | 1 | беседа с элементами практической работы | |
14. | Вырезание симметричных форм, аппликация силуэтов. | 1 | 1 | практическая работа | |
15. | Изготовление новогодних снежинок. | 1 | 1 | практическая работа | |
16. | Изготовление декоративных открыток. | 1 | 1 | практическая работа | |
Скрапбукинг (4 часа) | |||||
17. | Скрапбукинг – с чего начать? | 1 | 1 | беседа с элементами практической работы | |
18. | Оформление открыток в технике скрапбукинга. | 1 | 1 | практическая работа | |
19. | Оформление открыток в технике скрапбукинга. | 1 | 1 | практическая работа | |
20. | Создание альбома для начинающих. | 1 | 1 | практическая работа | |
Оригами (6 часов) | |||||
21. | Искусство бумагопластики: техники выполнения. | 1 | 1 | беседа с элементами практической работы | |
22. | Изготовление объемных бумажных цветов: игольчатая астра, роза. | 1 | 1 | практическая работа | |
23. | Изготовление объемных бумажных цветов: лилия, пионы | 1 | 1 | практическая работа | |
24. | Знакомство с техникой модульного оригами.Техника сборки поделок из модулей. | 1 | 1 | практическая работа | |
25. | Изготовление и сборка модулей разных цветов для поделки «Тарелка с фруктами». | 1 | 1 | практическая работа | |
26. | Изготовление и сборка модулей разных цветов для поделки «Тарелка с фруктами». | 1 | 1 | практическая работа | |
Подготовка к праздникам (10 часов) | |||||
27. | Изготовление декоративных фоторамок ко Дню Учителя. | 1 | 1 | практическая работа | |
28. | Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам. | 1 | 1 | практическая работа | |
29. | Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам. | 1 | 1 | практическая работа | |
30. | Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам. | 1 | 1 | практическая работа | |
31. | Изготовление декоративных открыток к Новому году. | 1 | 1 | практическая работа | |
32. | Изготовление сувенирных открыток ко дню Святого Валентина. | 1 | 1 | практическая работа | |
33. | Изготовление поздравительных открыток к 8 Марта. | 1 | 1 | практическая работа | |
34. | Изготовление поделок к районным мероприятиям по плану. | 1 | 1 | практическая работа | |
35. | Оформление школьных выставок по плану. | 1 | 1 | практическая работа | |
36. | Оформление школьных выставок по плану. | 1 | 1 | практическая работа | |
ИТОГО | 36 | 9 | 27 |
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ зан. | Раздел, тема занятий | Кол-во часов | Формы работы | ||
общее | теория | практика | |||
Введение (2 часа) | |||||
1. | Инструктаж по технике безопасности (требования к поведению во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте). | 1 | 1 | беседа | |
2. | Основные направления деятельности: квиллинг, изонить, вытыканка, скрапбукинг, оригами. | 1 | 1 | беседа | |
Квиллинг (5 часов) | |||||
3. | Изготовление панно «Осень». | 1 | 1 | практическая работа | |
4. | Изготовление панно «Осень». | 1 | 1 | практическая работа | |
5. | Изготовление декоративных открыток. | 1 | 1 | практическая работа | |
6. | Изготовление декоративных открыток. | 1 | 1 | творческая работа | |
7. | Изготовление декоративных открыток. | 1 | 1 | творческая работа | |
Изонить (5 часов) | |||||
8. | Выполнение сюжетной работы в технике изонить (кувшинки, натюрморт с яблоками, божья коровка). | 1 | 1 | практическая работа | |
9. | Выполнение сюжетной работы в технике изонить (кувшинки, натюрморт с яблоками, божья коровка). | 1 | 1 | практическая работа | |
10. | Изготовление декоративных открыток. | 1 | 1 | практическая работа | |
11. | Изготовление декоративных открыток. | 1 | 1 | творческая работа | |
12. | Изготовление декоративных открыток. | 1 | 1 | творческая работа | |
Вытыканка (4 часа) | |||||
13. | Выполнение силуэтнойвытыканки. | 1 | 1 | практическая работа | |
14. | Выполнение силуэтнойвытыканки. | 1 | 1 | практическая работа | |
15. | Изготовление декоративных открыток. | 1 | 1 | практическая работа | |
16. | Изготовление декоративных открыток. | 1 | 1 | практическая работа | |
Скрапбукинг (5 часов) | |||||
17. | Изготовление оригинальных упаковок для подарков. | 1 | 1 | практическая работа | |
18. | Изготовление оригинальных упаковок для подарков. | 1 | 1 | практическая работа | |
19. | Создание мини-альбома «Книжка». | 1 | 1 | практическая работа | |
20. | Создание мини-альбома «Книжка». | 1 | 1 | практическая работа | |
21. | Создание скрап-календаря. | 1 | 1 | творческая работа | |
Оригами (5 часов) | |||||
22. | Техника плетения из старых газет. | 1 | 1 | беседа с элементами практической работы | |
23. | Плетение корзин из старых газет. | 1 | 1 | практическая работа | |
24. | Оформление корзин. | 1 | 1 | практическая работа | |
25. | Плетение коробочек из старых газет. | 1 | 1 | практическая работа | |
26. | Оформление коробочек. | 1 | 1 | практическая работа | |
Подготовка к праздникам (10 часов) | |||||
27. | Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам. | 1 | 1 | практическая работа | |
28. | Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам. | 1 | 1 | практическая работа | |
29. | Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам. | 1 | 1 | практическая работа | |
30. | Изготовление декоративных открыток ко Дню Учителя, к Новому году. | 1 | 1 | практическая работа | |
31. | Изготовление сувенирных открыток ко дню Святого Валентина. | 1 | 1 | практическая работа | |
32. | Изготовление поздравительных открыток к 8 Марта. | 1 | 1 | практическая работа | |
33. | Изготовление поделок к мероприятиям различного уровня по плану. | 1 | 1 | практическая работа | |
34. | Оформление школьных выставок по плану. | 1 | 1 | практическая работа | |
35. | Оформление школьных выставок по плану. | 1 | 1 | практическая работа | |
36. | Оформление школьных выставок по плану. | 1 | 1 | практическая работа | |
ИТОГО | 36 | 3 | 33 |
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ зан. | Раздел, тема занятий | Кол-во часов | Формы работы | ||
общее | теория | практика | |||
Введение (2 часа) | |||||
1. | Инструктаж по технике безопасности (требования к поведению во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте). | 1 | 1 | беседа | |
2. | Основные направления деятельности: квиллинг, изонить, вытыканка, скрапбукинг, оригами. | 1 | 1 | беседа | |
Квиллинг (4 часа) | |||||
3. | Изготовление композиции «Чайная пара». | 1 | 1 | практическая работа | |
4. | Изготовление композиции «Чайная пара». | 1 | 1 | практическая работа | |
5. | Изготовление декоративной шкатулки. | 1 | 1 | практическая работа | |
6. | Изготовление декоративнойшкатулки. | 1 | 1 | творческая работа | |
Изонить (4 часа) | |||||
7. | Самостоятельная творческая работа «Моя картина». | 1 | 1 | творческая работа | |
8. | Самостоятельная творческая работа «Моя картина». | 1 | 1 | творческая работа | |
9. | Самостоятельная творческая работа «Моя картина». | 1 | 1 | творческая работа | |
10. | Самостоятельная творческая работа «Моя картина». | 1 | 1 | творческая работа | |
Вытыканка (4 часа) | |||||
11. | Выполнение объемно-плоскостного плакатако Дню Победы. | 1 | 1 | практическая работа | |
12. | Выполнение объемно-плоскостного плаката ко Дню Победы | 1 | 1 | практическая работа | |
13. | Изготовление декоративных открыток. | 1 | 1 | практическая работа | |
14. | Изготовление декоративных открыток. | 1 | 1 | практическая работа | |
Скрапбукинг (6 часов) | |||||
15. | Изготовление шкатулки-комода. | 1 | 1 | практическая работа | |
16. | Изготовление шкатулки-комода. | 1 | 1 | практическая работа | |
17. | Создание фотоколлажа. | 1 | 1 | практическая работа | |
18. | Создание фотоколлажа. | 1 | 1 | практическая работа | |
19. | Самостоятельная творческая работа. | 1 | 1 | творческая работа | |
20. | Самостоятельная творческая работа. | 1 | 1 | творческая работа | |
Оригами (6 часов) | |||||
21. | Изготовление цветочного панно. | 1 | 1 | практическая работа | |
22. | Изготовление цветочного панно. | 1 | 1 | практическая работа | |
23. | Изготовление цветочного панно. | 1 | 1 | практическая работа | |
24. | Изготовление топиария. | 1 | 1 | практическая работа | |
25. | Изготовление топиария. | 1 | 1 | практическая работа | |
26. | Изготовление топиария. | 1 | 1 | практическая работа | |
Подготовка к праздникам (10 часов) | |||||
27. | Оформление стендов Центра цветочными композициями. | 1 | 1 | практическая работа | |
28. | Оформление стендов Центра цветочными композициями. | 1 | 1 | практическая работа | |
29. | Оформление стендов Центра цветочными композициями. | 1 | 1 | практическая работа | |
30. | Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам. | 1 | 1 | практическая работа | |
31. | Изготовление декоративных открыток ко Дню Учителя, к Новому году. | 1 | 1 | практическая работа | |
32. | Изготовление сувенирных открыток ко дню Святого Валентина. | 1 | 1 | практическая работа | |
33. | Изготовление поздравительных открыток к 8 Марта. | 1 | 1 | практическая работа | |
34. | Изготовление поделок к мероприятиям различного уровня по плану. | 1 | 1 | практическая работа | |
35. | Оформление школьных выставок по плану. | 1 | 1 | практическая работа | |
36. | Оформление школьных выставок по плану. | 1 | 1 | практическая работа | |
ИТОГО | 36 | 2 | 34 |
Содержание программы
1 год обучения
Введение (4 часа)
Теоретическая часть:Особенности занятий в кружке. Стартовая презентация.Инструктаж по технике безопасности (требования к поведению во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте).Из истории происхождения ножниц. Из истории бумаги.
Квиллинг (4 часа)
Теоретическая часть:Техника «квиллинг»: основные правила бумагокручения.
Практическая часть: Изготовление цветов. Изготовление цветочного панно.
Изонить (4 часа)
Теоретическая часть:Что такое изонить? Техника изонить.
Практическая часть: Выполнение предметнойизонити (корабль, конь, чайная чашка, самовар).Выполнение декоративнойизонити (узоры, орнаменты).Выполнение сюжетной работы в технике изонить (жар птица, божья коровка, церковь, букет подсолнухов).
Вытыканка (4 часа)
Теоретическая часть:Техника «вытыканка»: правила изготовления ажурных узоров.
Практическая часть: Вырезание симметричных форм, аппликация силуэтов.Изготовление новогодних снежинок. Изготовление декоративных открыток.
Скрапбукинг (4 часа)
Теоретическая часть:Скрапбукинг – с чего начать?
Практическая часть:Оформление открыток в технике скрапбукинга. Создание альбома для начинающих.
Оригами (6 часов)
Теоретическая часть:Искусство бумагопластики: техники выполнения.
Практическая часть:Изготовление объемных бумажных цветов: игольчатая астра, роза. Изготовление объемных бумажных цветов: лилия, пионы. Знакомство с техникой модульного оригами. Техника сборки поделок из модулей. Изготовление и сборка модулей разных цветов для поделки «Тарелка с фруктами».
Подготовка к праздникам (10 часов)
Практическая часть: Изготовление декоративных фоторамок ко Дню Учителя.Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам. Изготовление декоративных открыток к Новому году. Изготовление сувенирных открыток ко дню Святого Валентина.Изготовление поздравительных открыток к 8 Марта. Изготовление поделок к районным мероприятиям по плану.Оформление школьных выставок по плану.
Содержание программы
2 год обучения
Введение (2 часа)
Теоретическая часть:Инструктаж по технике безопасности (требования к поведению во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте). Основные направления деятельности: квиллинг, изонить, вытыканка, скрапбукинг, оригами.
Квиллинг (5 часов)
Практическая часть: Изготовление панно «Осень». Изготовление декоративных открыток.
Изонить (5 часов)
Практическая часть:Выполнение сюжетной работы в технике изонить (кувшинки, натюрморт с яблоками, божья коровка).Изготовление декоративных открыток.
Вытыканка (4 часа)
Практическая часть: Выполнение силуэтнойвытыканки. Изготовление декоративных открыток.
Скрапбукинг (5 часов)
Практическая часть:Изготовление оригинальных упаковок для подарков. Создание мини-альбома «Книжка». Создание скрап-календаря.
Оригами (5 часов)
Теоретическая часть:Техника плетения из старых газет.
Практическая часть:Плетение корзин из старых газет.Оформление корзин.Плетение коробочек из старых газет.Оформление коробочек.
Подготовка к праздникам (10 часов)
Практическая часть:Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам. Изготовление декоративных открыток ко Дню Учителя, к Новому году.Изготовление сувенирных открыток ко дню Святого Валентина. Изготовление поздравительных открыток к 8 Марта.Изготовление поделок к мероприятиям различного уровня по плану.Оформление школьных выставок по плану.
Содержание программы
3 год обучения
Введение (2 часа)
Теоретическая часть: Инструктаж по технике безопасности (требования к поведению во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте). Основные направления деятельности: квиллинг, изонить, вытыканка, скрапбукинг, оригами.
Квиллинг (4 часа)
Практическая часть: Изготовление композиции «Чайная пара».Изготовление декоративной шкатулки.
Изонить (4 часа)
Практическая часть: Самостоятельная творческая работа «Моя картина».
Вытыканка (4 часа)
Практическая часть: Выполнение объемно-плоскостного плаката ко Дню Победы.Изготовление декоративных открыток.
Скрапбукинг (6 часов)
Практическая часть: Изготовление шкатулки-комода.Создание фотоколлажа.Самостоятельная творческая работа.
Оригами (6 часов)
Практическая часть: Изготовление цветочного панно. Изготовление топиария.
Подготовка к праздникам (10 часов)
Практическая часть: Оформление стендов Центра цветочными композициями. Изготовление бумажных цветов для оформления Центра к календарным праздникам.Изготовление декоративных открыток ко Дню Учителя, к Новому году.Изготовление сувенирных открыток ко дню Святого Валентина. Изготовление поздравительных открыток к 8 Марта. Изготовление поделок к мероприятиям различного уровня по плану. Оформление школьных выставок по плану.
Методическое обеспечение программы
Тема занятия: Техника «квиллинг»: основные правила бумагокручения. Форма занятия: беседа с элементами практической работы
Техника: квиллинг.
Цели занятия:
- Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.
- Познакомить обучающихся с техникой выполнения квиллинга.
- Развивать воображение, мышление, навыки и умения работы с бумагой, творческие возможности.
- Воспитывать у обучающихся трудолюбие, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 5-7 мм, цветная бумага, заготовки шаблонов, простые карандаши, стержни деревянные с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки, баночки для клея, салфетки.
Материально-техническое обеспечение: образцы работ в данной технике, мультимедийная презентация (приложение 1).
Методы обучения: демонстрация готовых работ, беседа с объяснением нового материала, показ основных правил бумагокручения, самостоятельная работа.
План занятия:
- Организационная часть.
- Основная часть:
- История квиллинга.
- Инструменты для квиллинга.
- Бумага для квиллинга.
- Техника квиллинга.
- Тренировочные упражнения.
- Закрепление изученного.
- Домашнее задание.
Ход занятия
- Организационный момент.
Квиллинг - искусство бумагокручения. В XIX веке это было популярнейшем дамским развлечением и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам. Сегодня оно вновь на пике популярности. На последующих четырех занятияхвы научитесь создавать великолепные шедевры из простых полосок бумаги.
А в начале немного из истории квиллинга.
- Основная часть.
- История квиллинга.
На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.
В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.
- Инструменты для квиллинга.
Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:
Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
Можно сделать и самому, а лучше попросить родителей, инструмент для квиллинга. Для этого вам потребуется:
1. Кисточка. Рукоятка кисточки должна хорошо лежать в вашей руке попросту должна быть удобна для вас.
2. Бокорезы (в народе Кусачки).
3. Иголка. Обычная (не цыганская) швейная иголка с умеренно-большим ушком.
Приступим.
1.Берем бокорезы и откусываем у иглы самый кончик.
2. С помощью бокорезов или же простых ножниц удаляем ворс у кисточки.
3. Далее вставляем иглу в рукоятку кисточки. Желательно вдавить иглу как можно глубже, необходимо добиться того, чтоб игла не проворачивалась когда вы крутите рукоять и держите иголку.
Первый Ваш самодельный инструмент который существенно облегчит Вам работу, готов. Для улучшения эргономики можно укоротить длину рукоятки до тех пор пока Вы не найдете оптимальную для Вас длину.
Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.
Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.
При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаши.
- Бумага для квиллинга.
Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (papershredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги – самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.
- Техника квиллинг.
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию,вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.
Простейшие элементы квиллинга
Стрела | |
Изогнутая капля | |
Капля | |
Лист | |
Глаз | |
Полукруг | |
Веточка | |
Завиток | |
Квадрат | |
Полумесяц | |
Лапка | |
Треугольник | |
Открытая спираль | |
Тугая катушка | |
Птица | |
Сердце |
- Тренировочные упражнения.
Из полосок цветной бумаги скрутить спираль, попробовать сделать “каплю”, “глаз” и другие формы.
- Закрепление изученного.
Обучающиеся парами составляют одну из предложенных композиций:
- Домашнее задание.
Подготовить бумагу и инструменты для работы в технике квиллинг.
Программно-техническое обеспечение проекта:
- Техническое оснащение:
- CD-проигрыватель,
- Компьютер,
- Принтер,
- Цифровая камера,
- Сканер,
- Проекционная система,
- Доступ к Интернету
- Программное обеспечение:
- Программы обработки изображений,
- Программы работы с мультимедиа,
- Текстовые процессоры,
- Издательские программы
- Материалы на печатной основе:
- Учебники,
- Методические пособия,
- Справочники и другая учебно-методическая литература
- Другие принадлежности:
- Ножницы,
- Бумага для принтера,
- Креповая бумага,
- Клей ПВА,
- Проволока,
- Нитки,
- Швейные иглы
- Интернет-ресурсы:
- www.stranamasterov.ru
- www.babyblog.ru
- www.orenwiki.ru
- www.liveinternet.ru
- http://origami-school.narod.ru
- http://oriart.ru
- http://yourorigami.info
- http://www.origami.ru
- http://drevo.sumy.ua
- http://iz-bumagi.com
- http://www.klio-elena.ru
- http://images.yandex.ru
- http://www.russika.ru
Оценивание
Оценка проводится по результатам рефлексии и презентации работ сообществу (выставки творческих работ).
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• Правила поведения, правила техники безопасности;
• Инструменты и материалы;
• Специфику декоративно-прикладного искусства как одного из видов искусства;
• Виды декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел;
• Общие закономерности формообразования и композиции декоративно-прикладного искусства;
• Основные этапы развития мирового декоративно-прикладного искусства, место и роль русского декоративно-прикладного искусства в общемировом контексте;
• Основы цветоведения;
• Последовательность изготовления изделий;
• Технология выполнения ВТО и уход за готовыми изделиями.
Обучающиеся должны уметь:
• Соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с крючком, ножницами, булавками;
• Правильно читать условные обозначения;
• Подбирать материалы для реконструкции и воссоздания образов;
• Правильно соединять элементы между собой;
• Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно;
• Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
• Характеризовать специфику различных видов декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел;
• Выполнять ВТО и заключительную отделку готовых изделий.
На занятиях обучающиеся приобретают знания и практические навыки. Одновременно у них развиваются наблюдательность, зрительная память, воспитывается творческое отношение к труду, эстетическое восприятие мира, художественный вкус, моторика рук.
На заключительном этапе реализации программы дополнительного образованияобучающиеся проектируют и выполняют отчетную работу. Текущие работы и отчетная работа представляются на выставках. Это воспитывает у обучающихся ответственность за качество своей работы.
Занятия носят дифференцированный характер. Учитель предлагает тему и варианты работ, ведет образовательный процесс, основываясь на психологических особенностях. В то же время широко использует принцип коллективности, так как работа в творческой атмосфере носит как характер соревновательности, так и взаимопомощи, что способствует более эффективному приобретению мастерства.
Список литературы
- Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. – М.: «Аким», 1995 г.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: «Литера», 1997 г.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. – СПб: «Химия», 1995 г.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. СПб: «Кристалл», 2002 г.
- Букин М., Букина С. Квиллинг. Практикум для начинающих. – М.: Феникс, 2013 г.
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992 г.
- Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002 г.
- Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- Просвещение, Москва, 1982 г.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985 г.
- Гибсон Р. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- М.: «Росмэн» - 1996 г.
- Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - СПб: Детство-Пресс, 2007.
- Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996 г.
- Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс, 2004 г.
- Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. – СПб: «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
- Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
- Зайцева А. Искусство квилинга. - М.: «Мир книги», 2009 г.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. — Минск, 1993 г.
- Кузнецова О.С., Мудрак Т.С. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
- Лаврентьев А. Н. История дизайна. - М.: 2006 г.
- Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - СПб: Литеро, 2005 г.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. — М., 1987 г.
- Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: «Айрис Пресс», 2005 г.
- Соколова С.В. Игрушки из бумаги. – М.: Эксмо, 2003 г.
- Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
- Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. – М.: «Университет», 2000 г.
- Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. – СПб: Полигон, 1998 г.
Интернет-ресурсы
- http://www.liveinternet.ru/users/4696724/post242272040
- http://www.liveinternet.ru/users/3235394/post170644207/
- http://www.paper-art.ru/pages/kvilling/texnika.php
- http://www.znaikak.ru/kaknaychitsyatehnikebymagokrycheniyakvilling.html
- http://moikompas.ru/compas/quilling
- http://www.kvilling.ru/index.php/kvilling/osnovy-tekhniki
- http://ejka.ru/blog/kvilling/638.html
- http://mastera-rukodeliya.ru/kvilling/1135-osnovy-kvillinga.html
- http://stranamasterov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"
Настоящая программа предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Мир вокруг нас" творческого объединения "Родничок"
Образовательная программа "Мир вокруг нас" имеет эколого-биологическую направленность и предусматривает организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реа...
Ничков Н.В. Образовательная программа дополнительного образования «Прекрасное – своими руками!»
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность. В программе представлены учебно...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество»
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Умелые руки"
Данная программа направлена на работу с детьми с ограниченными возможностями; содержит пояснительную записку, характеристику, учебно-тематические планы и содержание занятий, а также методическое обесп...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей Направление: познавательное, интеллектуальное Название: объединение «Юные исследователи» Срок реализации 3 года Возраст: 13-15 лет
Программа дополнительного образования рассчитана на 3 года, для учащихся 7-9 классов, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках естествознания и физики. Занятия кр...