Образовательная программа дополнительного образования детей "Умелые руки"
рабочая программа по теме
Данная программа направлена на работу с детьми с ограниченными возможностями; содержит пояснительную записку, характеристику, учебно-тематические планы и содержание занятий, а также методическое обеспечение программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_9.docx | 40.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительно образования детей
«Центр дополнительного образования»
Рекомендована Утверждаю
методическим советом Директор МОУДОд «ЦДО»
Протокол № _________ Лезликова Ю.В.
от___________20____г. __________20____г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Умелые руки»
(индивидуальное обучение)
Объединение «МастерОК»
Тип: дополнительная;
Вид: модифицированная;
Направленность:
художественно-эстетическая;
Для обучающихся 7-11 лет;
Срок реализации программы-1 год.
Составитель:
Конорева Елена Анатольевна,
педагог дополнительного образования.
Койгородок 2010 г
Пояснительная записка
I.Концепция программы.
Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к детям с проблемами в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется детям-инвалидам. Идет поиск путей решения этой социальной проблемы: как сделать так, чтобы неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Внося свой вклад в решение данной проблемы, объединение «Мастерок» принимает в свой детский коллектив детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Для работы с этими детьми используется программа, разработанная педагогами студии декоративно-прикладного творчества «Любава» г. Волгограда, рассчитанная на данный контингент детей и учитывающая их особенности.
Такие дети психологически «младше своего возраста». Мышление их более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание – они ослаблены. Детям труднее усваивать учебный материал, и они быстрее его забывают, чем среднестатистические школьники.
Такие учащиеся быстро утомляются. Им надоедает слушать, играть, куда-то идти, чего-то ждать, делать монотонную работу. У них слабый самоконтроль. Данное обещание быстро забывается, запрет нарушается. Эти дети часто добры и отзывчивы, но могут быть агрессивными и упрямыми. Они очень чувствительны и обидчивы, очень подвержены влиянию, как плохому, так и хорошему. Поэтому программа предусматривает индивидуальные планы занятий с каждым ребенком отдельно.
II.Цель: приобщить детей к творческому труду и способствовать и адаптации к условиям жизни в современном обществе.
Задачи:
обучающая:
-научить выполнению простейших трудовых навыков;
воспитательные:
-помочь поверить в свои силы;
-воспитывать терпение, аккуратность, доброе отношение к другим;
-формировать интерес к творческому труду;
развивающая:
-улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер и образное мышление.
Прогнозируемые результаты
По окончании изучения каждого из разделов программы обучающийся
знает:
-правила поведения на занятиях;
-правила личной гигиены;
-технику безопасности;
-названия видов прикладного творчества, которыми занимались;
-названия инструментов и приспособлений, которые использовали;
умеет:
-выполнять правила техники безопасности и личной гигиены;
-пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;
-владеть простейшими трудовыми умениями и навыками;
-с помощью педагога изготавливать несложные изделия в изученной технике.
III. Характеристика программы.
Тип - дополнительная;
Вид – модифицированная;
Направленность – художественно-эстетическая.
Классификация:
а) по характеру деятельности – профессионально-прикладная;
б) по возрасту – разновозрастная;
в) по масштабу – учрежденческая;
г) по сроку реализации – одногодичная.
IV. Организационно-педагогические основы обучения.
На обучение принимаются дети с ограниченными возможностями, в возрасте 7 – 11 лет.
Учитывая данную специфику, необходимо следовать следующим правилам:
-объяснения, требования должны быть очень доступны, повторяться несколько раз, обязательно сопровождаться наглядным показом;
-необходим индивидуальный подход к каждому ребенку;
-оптимальный временной режим занятий – не более 1 часа;
-каждый ребенок должен знать и понимать, что и зачем он делает.
Обучение детей с ограниченными возможностями в рамках программы объединения «МастерОК», при этом обучающиеся посещают занятия один - два раза в неделю, изучая несколько видов творчества, согласно учебно-тематическому плану.
Общие требования к обеспечению деятельности.
Учитывая особенности контингента детей, повышенные требования предъявляются к соблюдению правил техники безопасности на занятии. Все электрические приборы должны быть выключены, колющие и режущие предметы размещены в соответствии с требованиями хранения инструментов в кабинете.
Учебно-тематический план
I уровень сложности
( 34 часа в год, 1 час в неделю)
№ п\п | Разделы \ краткое содержание | Темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
I | Вводное занятие: - знакомство с ребенком; психологические тренинги; техника безопасности; упражнения на различие цветов( 1 час). | Правила безопасного труда, упражнения на знания цветов | 1 | 0,5 | 0,5 |
II | «Играем с цветом и формой»: -«что такое цвет»; распознавание цветов, первичные и вторичные цвета, теплые и холодные; ахроматические цвета; контраст; -«что такое форма»; типы форм: геометрическая, плоская, объемная. -объяснение – игра. -практическая работа с использованием различных материалов ( 23 часа). | «Маленькие ежики» «Белое с черным, черное с белым» «Огонь, огонь! Вода!» «Отштампуй меня!» «Праздник материалов» «Разноцветная пицца» «Большое озеро» «Одинаковые, но разные» «Осень и весна» «Маска, я тебя знаю!» «Геометрические формы» «Руки, руки и снова руки» «Город-призрак» «Имитации» «Какая скульптура!» «Суперпятно» «Архитектор» «Осенние формы» «Представь себе!» «Симметричный цветок» «Комбинированные формы» «Волшебная форма» | 1
1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 0,5
0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 0,5
0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
III | «Играем с точкой и линией»: -«что такое точка»; формы точек; как используется в изображении. -«что такое линия»; размеры линий, направления; изображения с помощью линий. -практическая работа с различными материалами (10 часов). | «Град точек» «Веселый клоун» «Звездное небо» «Всякая всячина» «Настоящий натюрморт» «Разнообразные линии» «Переплетение» «Море или горы» «Волшебные каракули» «Спиральные каракули» | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
IV | Итоговое занятие: -анализ выполненных за год работ, рекомендации для дальнейшего обучения(1 час). | Подведение итогов, анализ работы за год | 1 | 1 | --- |
Учебно-тематический план
II уровень сложности
(72 часа в год, 2 часа в неделю)
№ п\п | Разделы | Темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
I | Вводное занятие | Основные сведения о видах рукоделия; изучение правил безопасности труда и личной гигиены | 1 | 1 | ----- |
II | Лоскутная пластика | Введение в технику; изготовление аппликации из лоскутков; изготовление лоскутного клоуна; итоговое занятие | 1
5 7 1 | 0,5 2 3 1 | 0,5 3 4 ----- |
III | Макраме | Введение в технику; простейшие узлы; плетение сувениров; итоговое занятие | 1 4 8 1 | 0,5 2 4 1 | 0,5 2 4 ----- |
IV | Аппликация из соломки | Введение в технику; технология аппликации из соломки; предметная аппликация из соломки; итоговое занятие | 1 4 8 1 | 0,5 2 4 1 | 0,5 2 4 ----- |
V | Вышивка крестом | Введение в технику; обучение и отработка навыков вышивания простейших декоративных швов; вышивание небольших изделий; итоговое занятие | 1 4 8 1 | 0,5 2 4 1 | 0,5 2 4 ----- |
VI | Работа с бисером | Введение в технику; обучение и отработка навыков работы с бисером; плетение сувениров; итоговое занятие | 1 4 8 1 | 0,5 2 4 1 | 0,5 2 4 ----- |
VII | Итоговое занятие | Подведение итогов; рекомендации для дальнейшего обучения | 1 | 1 | ----- |
Содержание
1.Вводное занятие - 1 час
Занятие 1. Знакомство с предстоящей программой деятельности. Основные сведения о необходимых материалах, оборудовании, инструментах. Правила техники безопасности.
2.Лоскутная пластика – 14 часов
Занятие 2.Введение в технику -1 час.
Из истории рукоделия. Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Требования к оборудованию рабочего места. Правила пользования ножницами. Практическая работа: обводка шаблона на ткань. Вырезание заготовок по разметке.
Занятия 3-7.Аппликация из лоскутков. Перевод шаблонов на ткань. Вырезание деталей. Подготовка основы и наклеивание деталей. Практическая работа: выполнение аппликаций «Мухоморы», «Солнышко», «Кактусы».
Занятия8-14. Изготовление лоскутного клоуна.
Занятие 8.Технология выполнения шва «вперед иголку». Правила заправки нитки в иголку и завязывание узелка. Практическая работа: отработка навыков заправки нитки в иголку, завязывания узелка и выполнения шва «вперед иголку».
Занятия 9-10. Заготовка (вырезание) деталей для лоскутного клоуна. Практическая работа.
Занятия 11-12.Сшивание деталей швом «вперед иголку». Практическая работа.
Занятие 13. Технология изготовления головы клоуна. Практическая работа: изготовление головы клоуна.
Занятие 14. Технология сборки лоскутного клоуна. Приемы оформления лица клоуна и изготовление колпачка. Практическая работа: сборка всех деталей клоуна, оформление лица и изготовление колпачка.
Занятие 15. Подведение итогов. Анализ выполненных работ.
По окончании изучения раздела дети
знают:
-название изучаемого вида прикладного творчества;
-инструменты и материалы, используемые в лоскутной пластике;
-технику выполнения шва «вперед иголку2;
-правила поведения на занятиях;
-технику безопасности при работе с режущими инструментами.
умеют:
-пользоваться шаблонами, ножницами и иголкой;
-вырезать из ткани детали по разметке;
-изготавливать декоративные детали для лоскутного клоуна;
-собирать изделие из заготовленных деталей.
3.Макраме -14 часов
Занятие 16. Введение в технику. Из истории рукоделия. Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Подготовка к плетению. Практическая работа: учимся правильно навешивать нити, плетем косички в 3 и 4 пряди.
Занятия17-20. Простейшие узлы. Плетение узлов на одной нити; петельного узла на двух нитях; на четырех нитях одинарного и двойного плоского узлов; на восьми нитях. Практическая работа: выполнение образцов.
Занятия21-28. Плетение сувениров в технике макраме. Закрепление навыков плетения простых узлов и узоров. Приемы начала и завершения работы. Узоры «шахматка от угла» и «шахматка на уголок». Практическая работа: плетение закладки для книг; плетение сувенира «Сова».
Занятие 29. Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Правила ухода за плетеными изделиями.
По окончании изучения раздела дети
знают:
-правила поведения на занятиях;
-правила личной гигиены;
-технику безопасности;
-название вида прикладного творчества, которым занимались;
-названия простейших узлов и узоров.
умеют:
-с помощью педагога плести изученные узлы и узоры;
-выполнять правила техники безопасности и личной гигиены.
4.Аппликация из соломки -14 часов.
Занятие30. Из истории флористики. Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Требования к оборудованию рабочего места. Правила обработки соломенных стеблей. Практическая работа: обработка соломенных стеблей – нарезка отрезков-трубочек.
Занятия 31-34. Технология аппликации из соломки. Правила работы с ножницами. Подготовка рисунка к аппликации, последовательность выполнения. Правила расположения соломенных пластин на рабочей плоскости. Правила работы с клеем. Отработка навыков работы с ножницами. Вырезание деталей для аппликации. Практическая работа: упражнения по вырезанию заданных предметов на основе бумажных образцов. Подготовка рисунков к аппликации. Аппликация по рисунку – круг, квадрат.
Занятия 35-42. Предметная аппликация из соломки. Геометрические формы. Мир вокруг нас. Объекты и предметы, существующие в природе и созданные руками человека. Упрощенные плоскостные изображения. Растительные формы. Что такое природа. Мр растений. Растительные мотивы в декоративно-прикладном творчестве. Практическая работа: аппликация картинок «Солнышко», «Домик», «Звездочка», «Ромашка», «Вишенки».
Занятие 43. Подведение итогов, анализ изготовленных работ.
По окончании изучения раздела дети
знают:
-правила поведения на занятиях;
-правила личной гигиены;
-технику безопасности;
-название вида прикладного творчества, которым занимались;
-материалы и инструменты для выполнения аппликации из соломки.
умеют:
-с помощью педагога пользоваться ножницами при вырезании;
-с помощью педагога подготовить рисунок к аппликации;
-с помощью педагога выполнять аппликацию соломенными пластинами;
-выполнять правила техники безопасности.
5.Вышивка крестом -14 часов.
Занятие44. Из истории рукоделия. Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Требования к оборудованию рабочего места. Подготовка к вышивке. Практическая работа: учимся правильно вдевать нитку в иголку; завязывать закрепляющий узелок; готовить пяльцы к работе.
Занятия 45-48. Счетные швы. Основные правила вышивания крестом. Вышивка крестиком по горизонтали, по вертикали, через один, по диагонали. Практическая работа: выполнение образцов.
Занятия 49-56. Вышивание изделий. Схематическое изображение узора. Вышивание по схеме. Вышивание салфетки крестиком по диагонали. Оформление края салфетки бахромой. Правила ухода за вышитыми изделиями. Практическая работа: вышивка закладки для книг, салфетки.
Занятие 57. Подведение итогов, анализ изготовленных работ.
По окончании изучения раздела дети
знают:
-технику и основные приемы вышивания крестом;
-правила пользования инструментами и приспособлениями для вышивания;
-технику безопасности труда и личной гигиены.
умеют:
-пользоваться инструментами и приспособлениями для вышивания;
-выполнять основные приемы вышивания крестом;
-правильно закреплять нить в начале работы и при ее завершении.
6.Работа с бисером-14 часов.
Занятие 58. Из истории рукоделия. Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Требования к оборудованию рабочего места. Элементарный прием «низание на нить». Практическая работа: браслет на цепочке.
Занятие 59. Прием аппликации бисером; обведение шаблона, нанесение клея на рисунок, посыпка бисером, вдавливание, стряхивание лишнего бисера. Практическая работа: «Березовый листок» - элемент.
Занятие 60. Прием «скручивание проволоки»; нанизывание бисера на проволоку. Скручивание деталей, соединение отдельных элементов в ветку. Добавление листьев из фольги Сборка всех деталей в готовое изделие. Практическая работа: декоративная веточка.
Занятия 61-62. Прием «простое параллельное плетение»; нанизывание бисера на проволоку; параллельное переплетение в рядах. Дополнительные приемы (плетение «рыбка», «в замок» и т. д.). Скручивание отдельных деталей. Окончательное оформление готового изделия. Практическая работа: сувенир «Букашка» (стрекоза, паук, божья коровка).
Занятия 63-64. Изготовление сувенира в технике «аппликация бисером» с элементами усложнения: обведение шаблонов, нанесение клея, посыпка бисером, вдавливание, стряхивание лишнего бисера. Практическая работа: панно «Листопад».
Занятия 65-70. Работа на применение приемов «скручивания» и «параллельного плетения» с элементами усложнения. Плетение сюжетной картинки. Выбор сюжета. Плетение отдельных деталей. Практическая работа: панно «Морское дно». Элементы: водоросли, морская звезда, рыбка. Деревце из бисера или пайеток.
Занятие 71. Подведение итогов, анализ работ.
Занятие 72. Итоговое занятие по результатам работы за год. Организация выставки.
По окончании изучения раздела дети
знают:
-правила поведения на занятиях;
-правила личной гигиены;
-технику безопасности;
-название вида прикладного творчества, которым занимались;
-простейшие приемы работы с бисером.
умеют:
-пользоваться необходимыми инструментами и материалами;
-выполнять правила техники безопасности и личной гигиены;
-с помощью педагога изготавливать небольшие сувениры и поделки из бисера.
V.Методическое обеспечение программы
Формы занятий: беседа, практическая работа, игра.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: индивидуальная работа; показ приемов работы каждому воспитаннику с последующим повтором действий за педагогом; объяснительно-иллюстративные: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий и способов плетения.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий: ножницы, швейные иголки, шаблоны, фломастеры, лоскутки ситца, трикотажного полотна, нитки, клей ПВА, подушки для плетения, сантиметровая лента, булавки, бельевой шнур, цветной сутаж, пуговицы для глаз, веточка дерева, ножницы маникюрные, кисточки для клея, авторучки, соломенные стебли, калька, цветной картон, цветная бумага, иголки для вышивания, мулине, пяльцы, канва, бисер цветной, стеклярус, пайетки, проволока., а также наглядные пособия, образцы работ, схемы, рисунки, технологические карты.
Формы подведения итогов по каждой теме: демонстрация выполненных работ с элементами анализа и самоанализа, беседа.
Правильно и хорошо оформленные работы применяются в дальнейшем в качестве наглядных пособий.
В начале учебного ода на каждого воспитанника заводится индивидуальная папка, в которой в течение года отмечается вся проделанная им работа.
Оценочные формы детских работ: оценка педагога, самооценка, оценка кружковцев.
Стимулы: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение.
Формы подведения итогов реализации программы: участие в выставках и конкурсах, массовых мероприятиях.
Хорошими показателями эффективной реализации программы являются достойный уровень общего развития ребенка, его положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности.
Техника безопасности
Последуй этим советам…
Чтобы всего хватало!
Очень важно хорошо изучить список необхо-
димых для изготовления каждой поделки ма-
териалов, чтобы приготовить все, что нужно,
прежде, чем начать работу.
Осторожно с колющими предметами!
Использовать можно только детские ножницы
с закругленными концами. Работа с этим инстру-
ментом , а также с иглой, должна проходить
всегда под наблюдением взрослых (родителей
или преподавателей).
Будь аккуратен
при работе с материалами!
Позаботься о том, чтобы во время работы за-
щитить поверхность стола – не поцарапать ее
и не посадить пятен. Для этого обязательно за-
стели стол клеенкой.
В очень многих поделках используются краски
и кисти. Поэтому помни, что во время работы с
ними нужно часто менять воду. Не забывай очень
тщательно мыть кисти и обязательно мыть руки!
Также следует плотно закрывать баночки с краска-
ми, чтобы они не высыхали и можно было их испо-
льзовать на следующий день.
Работая с пластилином, помни, что оставшийся
пластилин можно просто завернуть в бумагу. А
можно сначала вытереть салфеткой, а затем вы-
мыть с мылом.
Когда для работы над поделками тебе понадобят-
ся карандаши, следи за тем, чтобы они были всег-
да хорошо наточенными. Никогда не точи каранда-
ши ножом или лезвием, используй для этого только
специальную точилку.
Если при работе над изделием тебе будут нужны
фломастеры, знай, что они ведут себя почти как
краски. Это значит, что, рисуя фломастерами, необ-
ходимо тщательно следить за чистотой рук, а сами
фломастеры не забывать закрывать колпачками,
чтобы они не высыхали и всегда были готовы к даль-
нейшей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Ничков Н.В. Образовательная программа дополнительного образования «Прекрасное – своими руками!»
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность. В программе представлены учебно...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Умелые руки"
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям....
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками"
Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками" 7-11 лет, на 3 года...