ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей Направление: познавательное, интеллектуальное Название: объединение «Юные исследователи» Срок реализации 3 года Возраст: 13-15 лет
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс) на тему
Программа дополнительного образования рассчитана на 3 года, для учащихся 7-9 классов, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках естествознания и физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа ПДО по физике | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО
Директор школы Зам. директора по ВР
----------------------------Е.Ф.Третьякова -------------------- М.А.Марфенкова
«25» августа 2015 год «25» августа 2015 год
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
Направление: познавательное, интеллектуальное
Название: объединение «Юные исследователи»
Срок реализации 3 года
Возраст: 13-15 лет
Недельная нагрузка: 1 час
Автор – составитель: Третьякова Елена Фёдоровна,
учитель физики
г. Гусь - Хрустальный
2015 год
Пояснительная записка
Учение есть совместное исследование,
проводимое учителем и учеником...
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности — творческая активность — предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно - деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Программа дополнительного образования рассчитана на 3 года, для учащихся 7-9 классов, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках естествознания и физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд
Физика-это экспериментальная наука и, как известно, основные законы природы устанавливаются на данных, полученных опытным путём. Не случайно А.Эйнштейн считал, что «Истина - это то, что выдерживает проверку опытом» Эксперимент в процессе обучения физике выполняет разнообразные функции
- в форме демонстрационных опытов он служит источником фактов, знаний о мире, средством развития интереса к физике;
- в форме фронтальных лабораторных работ и физического практикума он является средством организации самостоятельной деятельности учащихся, способствует приобретению навыков применять теоретические знания на практике;
Программа кружка формирует у учащихся умение наблюдать природные явления и выполнять эксперименты в незнакомой ситуации, проявляя и развивая при этом свои творческие способности. В программе предусмотрено знакомство учащимися с историей физики и открытий, сделанных российскими учеными. А также умение правильно измерять и обрабатывать результаты исследований с помощью измерительных приборов.
Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1 час в неделю.
Цели курса:
- Создание условий для формирования устойчивого интереса к изучению предмета.
- Дать ученикам больше возможностей для получения практических навыков работы с приборами с соблюдением правил по технике безопасности.
- Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
- Освоение приемов действий в нестандартной ситуации.
- Формирование опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.
-Формировать готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Задачи:
Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
Решение разных типов задач
Занимательные опыты по разным разделам физики
Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе
Применение ИКТ
Занимательные экскурсии в область истории физики
Применение физики в практической жизни
Наблюдения за звездным небом и явлениями природы
Форма проведения занятий кружка:
Беседа Лекция
Экспериментальные задания.
информационное изложение
Практикум
Вечера физики
Экскурсии
Выпуск стенгазет
Проектная работа
Школьная олимпиада
Ожидаемый результат:
Навыки к выполнению работ исследовательского характера
Навыки решения разных типов задач
Навыки постановки эксперимента
Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет
Профессиональное самоопределение.
Тематическое планирование.
7 класс.
№ | Тема | Форма работы | Кол-во часов | Дата |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты. | Информационное изложение, Обсуждение. | 1 | |
2. | Рассказы о физиках. Люди науки.. | Беседа. Информационные сообщения учащихся. | 2 | |
3. | Простейшие методы учёта погрешностей. 1)физические величины и их измерения. 2)Приближенное значение и абсолютная погрешность | Лекция | 2 | |
4. | Измерение размеров тел. Системные и внесистемные единицы измерения. Микрометр. Штангенциркуль. | Беседа. Экспериментальная работа: «Определение размеров малых тел» | 3 | |
5 | Измерение объёмов тел неправильной формы | Экспериментальные задания. | 3 | |
6 | Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом. | Вечерняя экскурсия | 1 | |
7. | Экскурсия в планетарий | 1 | ||
8 | Измерение расстояний. Древние методы определения расстояний, меры длины. | Лекция | 2 | |
9 | Подготовка и проведение недели естествознания в рамках предметных недель в школе | Беседа | 2 | |
10 | Конструирование простейших приборов. | Практические задания | 2 | |
11 | Решение экспериментальных и качественных задач. | Практикум | 3 | |
12 | Измерение площади плоских и объёмных фигур. | «Измерение объёма тела с помощью развертки» | 1 | |
13 | Различные способы определения атмосферного давления | Беседа. Экспериментальное задание: «Определение высоты здания с помощью барометра анероида» | 2 | |
14 | Экскурсия на метеостанцию | 2 | ||
15 | Основы проектной деятельности | лекция | 2 | |
16 | Тестовые задания по физике. Подготовка электронных тестов и кроссвордов по физике. | Практикум | 2 | |
17 | Защита проектов | Выступление учащихся | 2 | |
18 | Ремонт физического оборудования | 1 | ||
всего | 34 |
Тематическое планирование.
8 класс.
№ | Тема | Форма работы | Кол-во часов | дата |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты | Информационное изложение, Обсуждение. | 1 | |
2. | Решение олимпиадных задач по физике (подготовительный этап к школьной и муниципальной олимпиаде по физике) | Решение задач | 5 | |
3 | Простейшие методы учёта погрешностей. 1)Прямые и косвенные измерения. Правила определения абсолютных и относительных погрешностей | лекция | 2 | |
4 | Измерение углов и больших расстояний. | Беседа. Экспериментальная работа: «Измерение расстояния до Луны» | 2 | |
5 | Измерение температуры. Шкалы. | Беседа | 1 | |
6 | Измерение влажности воздуха. Психрометр. Гигрометр | Экспериментальная работа: «Определение влажности воздуха» | 2 | |
7 | Подготовка и проведение недели физики в рамках предметных недель в школе. | Викторины, КВНы, выпуск газеты. | 3 | |
8 | Наблюдение изменения агрегатных состояний вещества. | Экскурсия на «Армагус»,на опытный стекольный завод | 4 | |
9 | Измерение массы и силы. | Экспериментальная работа. | 2 | |
10 | Измерения силы тока,напряжения,сопротивления. | Экспериментальная работа | 1 | |
Стремителен молнии бег. (причины возникновения линейной и шаровой молнии). | лекция | 2 | ||
11 | Способы соединения цепей | Экспериментальная работа | 2 | |
12 | Средства современной связи. | Экскурсия на местную АТС | 1 | |
13 | Оптика. | Занимательные опыты по оптике. | 2 | |
14 | Аэродинамика. | Изготовление модели воздушного змея и других летающих моделей | 2 | |
15 | Защита проектов: «Это вы можете» | 2 | ||
всего | 34 |
Тематическое планирование.
9 класс.
№ | Тема | Форма работы | Кол-во часов | Дата |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты | Информационное изложение, Обсуждение. | 1 | |
2. | Решение олимпиадных задач по физике (подготовительный этап к школьной и муниципальной олимпиаде по физике) | Решение задач | 5 | |
3. | Повторяем правила оценки погрешностей. | лекция | 2 | |
4. | Закон сохранения и превращения энергии. | Практикум по решению задач | 2 | |
5. | Четвертое состояние вещества | лекция | 1 | |
6 | Мир звуков и красок | Проектная работа | 2 | |
7. | Запись и воспроизведение звука. | Лекция, практическая работа | 2 | |
8 | Голография | Экскурсия в музей | 1 | |
9. | Получение оптических изображений с помощью отверстия в непрозрачном экране | Экспериментальная работа | 1 | |
10. | Определение разрешающей способности глаза | Экспериментальная работа | 1 | |
11. | Десять опытов с переменным током | 5 | ||
12 | Применение спектрального анализа | Экскурсия в спектральную лабораторию завода «Армагус» | 1 | |
13 | Экскурсия в музей прикладных наук | Экспериментальная работа | 2 | |
Изобретения советских ученых - фронту | Лекция | 1 | ||
14 | Защита проектов | 2 | ||
15 | Подготовка к ГИА | Решение задач из раздела С | 2 | |
16 | Подготовка к ГИА | Решение экспериментальных задач. | 2 | |
17 | Нобелевские лауреаты по физике | Беседа. Информационные сообщения учащихся | 1 | |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»
Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года
Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.
Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года....
Образовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления детского объединения "Атлант"
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года
Образовательная программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная, трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...