Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"
рабочая программа по теме
Настоящая программа предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластике, второй – лепке, третий – скульптурно-текстильной технике. Программа рассчитана на 918 часов (9 часов в неделю – по 3 занятия).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Avtorskaya_obrazovatelnaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey.doc | 295.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Чантырская средняя общеобразовательная школа
Утверждена районным Утверждена директором
экспертным советом образовательного учреждения
______________________ _________________/Ф.И.О/
______________________ дата ______________________
______________________ № протокола Совета школы или
______________________ приказа директора школы
______________________
Дата__________________
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей
декоративно-прикладного
творчества
«Мастерская Чудес»
Направление: художественно-эстетическое
Возраст детей: 7-14лет
Срок реализации: 3 года
Автор: Веселова Наталья
Вячеславовна
Должность: библиотекарь
Квалификационная категория: II
с. Чантырья
2011 год
Паспорт программы
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного творчества «Мастерская Чудес»
Руководитель: Веселова Наталья Вячеславовна
Рецензент: Коркунова Раиса Сергеевна
Организация - исполнитель: МОУ Чантырская СОШ
Адрес организации - исполнителя: п. Чантырья, ул. Шаимская, 11
Телефон/факс: (34677)57435
Должность автора: библиотекарь
География: сельское поселение Мулымья
Целевые группы: дети 7-14 лет
Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Направленность: художественно-эстетическая.
Срок реализации программы: 3 года.
Вид программы: авторская.
Уровень реализации: начальное и основное общее
Уровень освоения: углубленный
Способ освоения: креативный
Краткое содержание программы:
1 год обучения:
Бумагопластика.
2 год обучения:
Лепка.
3 год обучения:
Скульптурно-текстильная техника.
Пояснительная записка
Программа "Мастерская Чудес" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, лепка, скульптурно-текстильная техника дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Первый год обучения полностью посвящен бумагопластике. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой обучающиеся познакомятся со следующими техниками:
Айрис-фолдинг ( Iris Folding ) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники. Зародилась она в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня Iris Folding применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д.
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Появилась разновидность обрывной аппликации — хандигырим, где используется специальная бумага ручного производства (ханди) корейского производства. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи.
Аппликации из «ладошек». Аппликация настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь вашей фантазией! Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей могут показать дети.
Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Модульное оригами. Эта увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманых в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Второй год обучения посвящен лепке. Лепка – занятие приятное, полезное и вполне доступное. Сравнительно несложные приемы изготовления поделок из соленого теста, пластилина, глины, пластики делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, воплощать самые интересные и сложные замыслы. В течение года ребята освоят пластилинографию, познакомятся с обратной аппликацией из пластилина, будут работать с соленым тестом, пластикой и холодным фарфором.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.
Обратная аппликация — ещё одна разновидность аппликации из пластилина, как правило, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином контур будущего рисунка, начинаем последовательно заполнять открытые участки пластилином. По окончании работы, перевернув изделие гладкой стороной к себе, Вы получите удивительный рисунок для картины или панно!
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки – это очень «теплый» и эластичный материал, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Конечно, сама по себе техника тестопластики богата и разнообразна, но в последствии при накоплении опыта многие не ограничиваются одной лепкой, стараясь придать изделиям большую выразительность насыщенность законченность, расписывают изделия красками, покрывают лаком, создают комбинированные картины, используя в работах наряду с тестом другие материалы такие как дерево, стекло, ткань, либо уже готовые элементы.
Пластика – это очень пластичная масса, которая напоминает пластилин. Она содержит в себе особый пластификатор, который испаряется либо на воздухе, либо при нагревании в духовке. В связи с этими свойствами пластика разделяется на два основных вида – на запекаемую и на самоотвердевающую. После процесса полимеризации, материал становится прочным – и это то главное, что отличает пластику от пластилина. Самоотвердевающая пластика становится внешне похожей на гипс или дерево и ее можно обрабатывать инструментом, подходящим для этих материалов. Термопластика (которую запекают) более твердая, и напоминает пластмассу. Готовые изделия, выполненные из пластики, можно раскрашивать применяя акриловые краски, склеивать между собой и с другими материалами.
В начале прошлого века в Аргентине придумали особую смесь из кукурузного крахмала, клея, масла и глицерина, которая стала использоваться для художественной лепки. Эта смесь получила название — «холодный фарфор». «Холодный фарфор» на сегодняшний день является абсолютно безвредным, удобным и весьма дешевым материалом для лепки. Из-за очень гладкой и однородной текстуры, замечательной пластичности он очень удобен в использовании. Еще одним плюсом «холодного фарфора» является то, что работать с ним могут не только взрослые, но и даже дети. При застывании «холодный фарфор» приобретает твердость, что отличает его от пластилина. Этот замечательный материал дает неограниченные возможности для творчества, из него можно слепить всё что угодно, даже настоящие произведения искусства!
Третий год обучения посвящен скульптурно-текстильной технике. Создание куклы интереснейший и увлекательный процесс, который содержит в себе огромный простор для фантазии автора. Причем каждый желающий может сделать куклу, для этого лишь следует иметь желание, необходимые материалы и, конечно же, информацию о технологии. При создании куклы могут применяться самые разнообразные приемы: роспись, вышивка, плетение бисером, изготовление различных аксессуаров.
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
Настоящая программа предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластике, второй – лепке, третий – скульптурно-текстильной технике. Программа рассчитана на 918 часов (9 часов в неделю – по 3 занятия). Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы - 10-15 человек.
Учебно-тематический план «Бумагопластика»
на 2011-2012 учебный год.
№ п\п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практ | ||
Раздел I. Введение в декоративно-прикладное искусство. | ||||
1 | Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. | 1 | 1 | |
2 | Виды бумаги и картона. | 1 | 1 | |
3 | Основы цветоведения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Основы композиции. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел II. Удивительный мир аппликации. | ||||
5 | Аппликации из ладошек. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы. | 2 | 1 | 1 |
6 | Птицы из «ладошек» | 5 | 5 | |
7 | Панно «Лебеди» | 8 | 8 | |
8 | Рыбешки- «ладошки» | 6 | 6 | |
9 | Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы. | 2 | 1 | 1 |
10 | Айрис-фолдинг из осенних листьев. Открытки ко дню Учителя. | 15 | 15 | |
11 | Торцевание. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы. | 2 | 1 | 1 |
12 | Миниатюры на осеннюю тему. | 10 | 10 | |
13 | Коллективная работа. Эмблема объединения «Мастерская чудес». | 18 | 18 | |
14 | Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ. | 3 | 1 | 2 |
15 | Миниатюры на свободную тему. | 9 | 9 | |
16 | Коллективная работа «Новогоднее настроение» | 15 | 15 | |
17 | Подготовка к участию в городских, районных рождественских конкурсах. | 45 | 45 | |
18 | Квиллинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ. | 2 | 1 | 1 |
19 | Роллы. Освоение приемов. | 3 | 3 | |
20 | Поделки ко дню св. Валентина | 12 | 12 | |
21 | Открытки к 8 марта. | 14 | 14 | |
22 | Пасхальные яйца в технике квиллинг. | 9 | 9 | |
23 | Коллективная работа «Нарциссы» | 12 | 12 | |
Раздел III. Модульное оригами. | ||||
24 | Модульное оригами. Просмотр работ в этой технике. | 1 | 1 | |
25 | Базовые элементы модульного оригами. | 1 | 1 | |
26 | Коллективная работа «Пчелка» | 9 | 9 | |
27 | Коллективная работа «Ваза» | 9 | 9 | |
28 | Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных Светлой Пасхе. | 45 | 45 | |
29 | Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных 9 мая и наглядной экологической агитации | 18 | 18 | |
30 | Кусудамы – японские шарики. Базовые формы. | 2 | 2 | |
31 | Кусудама «Лилия», «Супершар» и др. | 24 | 24 | |
32 | Отчетная выставка объединения «Мастерская чудес» | 1 | 1 | |
ВСЕГО | 306 | 9,5 | 295,5 |
Учебно-тематический план «Лепка» на 2012-2013 учебный год.
№ п\п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практ | ||
Раздел I. Введение в декоративно-прикладное искусство. | ||||
1 | Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. | 1 | 1 | |
2 | Основы цветоведения. | 1 | 1 | |
3 | Основы композиции. | 1 | 1 | |
Раздел II. Пластилиновые чудеса. | ||||
4 | Просмотр работ, выполненных в технике пластилинография. Презентация | 1 | 1 | |
5 | Рисование пластилином. Мой аквариум | 6 | 6 | |
6 | Веселые клоуны. Пластилиновые шарики. | 17 | 17 | |
7 | Открытки ко дню учителя. Пластилинография | 14 | 14 | |
8 | Радужные бабочки | 6 | 6 | |
9 | Пластилиновая бумага. Панно «Воробей под форзицией» | 11 | 11 | |
10 | Цветок вечности «Лотос» | 10 | 10 | |
11 | Панно в стиле Гжель | 15 | 15 | |
12 | Панно в стиле Жостово | 15 | 15 | |
13 | Подготовка к участию в городских, районных рождественских конкурсах. | 45 | 45 | |
14 | Просмотр работ, выполненных в технике «Обратная аппликация» | 1 | 1 | |
15 | Сказочные герои. Обратная аппликация | 6 | 6 | |
16 | Панно «Сакура» | 10 | 10 | |
17 | Панно «Цветник» | 15 | 15 | |
Раздел III. Красота соленого теста… | ||||
18 | Просмотр работ в технике «Тестопластика» Презентация | 1 | 1 | |
19 | Исходные формы (отработка исходных форм в лепке) | 6 | 1 | 5 |
20 | Сувенир «Ловец снов» | 6 | 6 | |
21 | Панно «Чудо дерево» | 6 | 6 | |
22 | Панно «Райская птичка» | 6 | 6 | |
23 | Загадочные рыбки | 15 | 15 | |
24 | Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных Светлой Пасхе. | 45 | 45 | |
25 | Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных 9 мая и наглядной экологической агитации | 18 | 18 | |
Раздел IV. Пластика и холодный фарфор. | ||||
26 | Просмотр работ, выполненных из полимерной пластики и холодного фарфора. Презентация | 1 | 1 | |
27 | Пластика и соль. Создание композиции в стеклянном сосуде. | 4 | 4 | |
28 | Композиция «Ежик в стране облаков» | 4 | 4 | |
29 | Птичка «Забава». Каркасная | 6 | 6 | |
30 | Готовим массу холодного фарфора | 1 | 1 | |
31 | Бонсай или альпийская горка. | 11 | 11 | |
32 | Отчетная выставка объединения «Мастерская чудес» | 1 | 1 | |
ВСЕГО | 306 | 9 | 297 |
Учебно-тематический план «Скульптурно-текстильная техника» на 2013-2014 учебный год.
№ п\п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практ | ||
Раздел I. Введение в декоративно-прикладное искусство. | ||||
1 | Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. | 1 | 1 | |
2 | Основы цветоведения. | 1 | 1 | |
3 | Основы композиции. | 1 | 1 | |
Раздел II. Текстильная кукла – какая она?! | ||||
4 | Знакомство с лучшими образцами текстильной куклы известных мастеров (презентация) | 1 | 1 | |
5 | Изготовление головы. | 6 | 6 | |
6 | Продолжение работы над головой куклы. | 5 | 5 | |
7 | Изготовление туловища куклы. | 9 | 9 | |
8 | Основы изготовления костюма. | 10 | 10 | |
9 | Прическа, макияж. | 4 | 4 | |
10 | Подарки ко дню Учителя. Поделка «Кукла на счастье» | 5 | 5 | |
11 | Радужные пупсы | 10 | 10 | |
12 | Игольница -черепашка | 10 | 10 | |
13 | Кукла – хомяк. | 14 | 14 | |
14 | Кукла - попик. | 13 | 13 | |
15 | Ежик | 10 | 10 | |
16 | Подготовка к участию в городских, районных рождественских конкурсах. | 45 | 45 | |
17 | Кукла-домашка | 15 | 15 | |
18 | Ангелочек-сплюшка | 15 | 15 | |
19 | Домовенок Феофан | 16 | 16 | |
20 | Цветочные феи | 15 | 15 | |
21 | Игрушка «Солнышко» | 10 | 10 | |
22 | Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных Светлой Пасхе. | 45 | 45 | |
23 | Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных 9 мая и наглядной экологической агитации | 18 | 18 | |
24 | Кукла «Ромашка» | 13 | 13 | |
25 | Баба-яга. Кукла-пакетница | 13 | 13 | |
26 | Отчетная выставка объединения «Мастерская чудес» | 1 | 1 | |
ВСЕГО | 306 | 4 | 302 |
Содержание деятельности
1-й год обучения «Бумагопластика» (2011-2012гг)
Раздел I. Введение в декоративно-прикладное творчество.
Тема 1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства (презентация). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Тема 2. Виды бумаги и картона: гофробумага, цветная бумага, бумага ручной работы, рисовая бумага, гофрокартон, глянцевый картон, бумага для пастели, акварели.
Тема 3. Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Тема 4. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.
Раздел II. Удивительный мир аппликации.
Тема 1. Аппликации из «ладошек». Просмотр работ в этой технике (презентация). Основные приемы работы.
Тема 2. Птицы из «ладошек». Изготовление птичек по выбору: совушка, страус, петушок и др.
Тема 3. Панно «Лебеди». Подготовка заготовок – ладошек, основы, фона, рамочки. Сборка в единую композицию.
Тема 4. Рыбешки – «ладошки». Изготовление различных рыбешек по выбору.
Тема 5. Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работы. Чертеж шаблона.
Тема 6. Айрис-фолдинг из осенних листьев. Открытки ко дню Учителя. Эскиз работы. Чертеж шаблона. Выполнение общей композиции.
Тема 7. Торцевание. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работы.
Тема 8. Миниатюры на осеннюю тему. Эскиз работы. Подготовка основы, нарезка гофробумаги необходимых цветов. Выполнение торцовки по эскизу.
Тема 9. Коллективная работа. Эмблема объединения «Мастерская чудес». Эскиз работы. Подготовка необходимого материала. Выполнение работы.
Тема 10. Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работ.
Тема 11. Миниатюры на свободную тему. Выбор темы работы. Зарисовка эскиза. Выполнение работы.
Тема 12. Коллективная работа «Новогоднее настроение». Зарисовка эскиза. Выполнение работы.
Тема 13. Подготовка к участию в городских, районных рождественских конкурсах. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.
Тема 14. Квиллинг. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работ.
Тема 15. Роллы. Освоение приемов.
Тема 16. Поделки ко дню святого Валентина. Зарисовка эскизов. Выполнение работ.
Тема 17. Открытки к 8 марта. Зарисовка эскизов. Выполнение работ.
Тема 18. Пасхальные яйца в технике квиллинг. Подготовка основы яйца, ролл. Выполнение рисунка на основе.
Тема 19. Коллективная работа «Нарциссы». Подготовка основы, фона, ролл. Выполнение общей композиции.
Раздел III. Модульное оригами.
Тема 1. Модульное оригами. Просмотр работ в этой технике (презентация).
Тема 2. Базовые элементы модульного оригами.
Тема 3. Коллективная работа «Пчелка». Подготовка необходимого количества модулей. Сборка.
Тема 4. Коллективная работа «Ваза». Подготовка необходимого количества модулей. Сборка.
Тема 5. Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных Светлой Пасхе. Изучение положений. Зарисовка эскизов. Выполнение работ.
Тема 6. Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных 9 мая и наглядной экологической агитации. Изучение положений. Зарисовка эскизов. Выполнение работ.
Тема 7. Кусудамы – японские шарики (презентация). Базовые формы.
Тема 8. Кусудама «Лилия», «Супершар» и др. Выбор работы. Подготовка необходимого количества модулей. Сборка.
Тема 9. Отчетная выставка объединения «Мастерская чудес»
2-ой год обучения «Лепка» (2012-2013гг)
Раздел I. Декоративно-прикладное искусство.
Тема 1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства (презентация). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Тема 2. Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Тема 3. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.
Раздел II. Пластилиновые чудеса.
Тема 1. Просмотр работ в технике пластилинография. Презентация.
Тема 2. Рисование пластилином. Мой аквариум. Подготовка основы в виде аквариума. Нанесение контура рисунка. Раскрашивание пластилином.
Тема 3. Веселые клоуны. Пластилиновые шарики. Подготовка эскиза, основы, фона. Заполнение рисунка пластилиновыми шариками.
Тема 4. Открытки ко дню учителя. Пластилинография. Подготовка эскизов. Выполнение работы.
Тема 5. Радужные бабочки. Подготовка эскиза бабочки. Выбор основы и фона. Заполнение рисунка пластилиновыми шариками и пластилиновыми нитями.
Тема 6. Пластилиновая бумага. Панно «Воробей под форзицией». Подготовка пластилиновой бумаги. Зарисовка эскиза работы. Выполнение работы.
Тема 7. Цветок вечности «Лотос». Подготовка эскиза, фона, рамки. Выполнение работы.
Тема 8. Панно в стиле Гжель. Выполнение эскиза. Смешивание цветов. Выполнение отдельных мотивов работы. Сборка в единую композицию.
Тема 9. Панно в стиле Жостово. Выполнение эскиза. Смешивание цветов. Выполнение отдельных мотивов работы. Сборка в единую композицию.
Тема 10. Подготовка к участию в городских, районных рождественских конкурсах. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.
Тема 11. Просмотр работ в технике «Обратная аппликация». Презентация.
Тема 12. Сказочные герои. Обратная аппликация. Подготовка эскиза. Выполнение работы.
Тема 13. Панно «Сакура». Подготовка эскиза, рамки. Выполнение работы.
Тема 14. Панно «Цветник». Подготовка эскиза, рамки. Выполнение работы.
Раздел III. Красота соленого теста.
Тема 1. Просмотр работ выполненных в технике «Тестопластика». Презентация.
Тема 2. Исходные формы (отработка исходных форм в лепке). Лепка примитивных элементов.
Тема 3. Сувенир «Ловец снов». Выполнение эскиза. Лепка основных элементов работы. Сушка. Покраска.
Тема 4. Панно «Чудо-дерево». Выполнение эскиза дерева. Лепка. Сушка. Покраска.
Тема 5. Панно «Райская птичка» Выполнение эскиза работы. Лепка. Сушка. Покраска.
Тема 6. Загадочные рыбки. Выполнение эскиза рыбки. Лепка. Сушка. Покраска.
Тема 7. Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных Светлой Пасхе. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.
Тема 8. Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных 9 мая и наглядной агитации. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.
Раздел IV. Пластика и холодный фарфор.
Тема 1. Просмотр работ из полимерной пластики и холодного фарфора. Презентация.
Тема 2. Пластика и соль. Создание цветочной композиции в стеклянном сосуде. Лепка цветков из пластики. Покраска соли. Создание единой композиции.
Тема 3. Композиция «Ежик в стране облаков». Выполнение эскиза. Лепка. Сушка. Декор.
Тема 4. Птичка «Забава». Каркасная. Выполнение эскиза. Подготовка каркаса. Лепка. Декор.
Тема 5. Готовим массу холодного фарфора.
Тема 6. Бонсай или альпийская горка. Выбор работы. Выполнение эскиза. Лепка. Декор.
Тема 7. Отчетная выставка объединения «Мастерская чудес».
3-й год обучения «Скульптурно-текстильная техника» (2013-2014гг)
Раздел I. Введение в декоративно-прикладное искусство.
Тема 1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Тема 2. Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Тема 3. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.
Раздел II. Текстильная кукла – кто она?!
Тема 1. Знакомство с лучшими образцами текстильной куклы известных мастеров. Презентация.
Тема 2. Изготовление головы: техника, схемы утяжек, пробная работа.
Тема 3. Продолжение работы над головой: формирование лица; изготовление и пришивание глаз, век, ушей; работа над рельефом, выражающим эмоциональное выражение лица; волосы.
Тема 4. Изготовление туловища куклы: каркас, формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; ладони, ступни.
Тема 5. Основы изготовления костюма, моделирование и раскрой, сборка и окончательная доработка куклы в целом.
Тема 6. Прическа. Макияж.
Тема 7. Подарки ко дню Учителя. Поделка «Кукла на счастье». Эскиз. Выполнение работы.
Тема 8. Радужные пупсы. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление костюма, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 9. Игольница-черепашка. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 10. Кукла-хомяк. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 11. Кукла-попик. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 12. Ежик. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 13. Подготовка к участию в городских, районных рождественских конкурсах. Изучение положений. Зарисовка эскизов. Выполнение работ.
Тема 14. Кукла-домашка. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление костюма и декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 15. Ангелочек-сплюшка. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление костюма и декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 16. Домовенок Феофан. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление костюма и декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 17. Цветочные феи. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление костюма и декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 18. Игрушка «Солнышко». Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 19. Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных Светлой Пасхе. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.
Тема 20. Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных 9 мая и наглядной агитации. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.
Тема 21. Кукла «Ромашка». Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 22. Баба-яга. Кукла-пакетница. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление костюма и декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 23. Отчетная выставка объединения «Мастерская чудес».
Результативность
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
* познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
* овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
* научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
* научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
* познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование).
* научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведение;
* продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;
* научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работ из пластилина, соленого теста, пластики, холодного фарфора (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
* научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
* научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 3-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования;
* овладеют основными техническими приемами скульптурно-текстильной техники;
* познакомятся с основными понятиями композиционного построения объекта;
* научатся делать текстильно-каркасную куклу с использованием различных элементов, объединенных в одной композиции, передавая в цвете настроение, ощущения, создавая художественный образ определенного назначения;
* освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Для определения результативности в течение учебного года между учащимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в школьных тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка “Мастерская чудес”.
Завершением курса обучения является итоговая школьная выставка, призванная показать достижения детей за год.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение образовательной программы “Мастерская чудес” включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7–14 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.
Условия реализации программы.
Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, гофрокартон, картон белый большой, бумага для акварели, цветные блоки для записей (форма квадрат), альбомы для эскизов, пастель сухая, карандаши, краски, фломастеры, мука, соль мелкая, пластика, пластилин, клей ПВА, клей Момент – Кристалл, клей-карандаш, синтепон, проволока медная диаметром 2-5 мм и 0,5 мм, капроновые нитки, английские булавки, ножницы, изолента, иглы длинные, духовой шкаф, мультимедиа для просмотра презентаций.
Литература
- Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил.
- Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.
- Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
- Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
- Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156с., ил.
- Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил.
- Харти-Дэвиа Г. Керамическая флористика. – СПб.: ФЛОЭ-арт, 2007. – 203с., ил.
- Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил.
- Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Путь к здоровью"
Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.Во все ...
Каратэ. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей по содержанию является физкультурно-спортивной; по функциональному предназначению – специальной; по форме организации – индивидуально-ориент...
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Школьный театр"
Данная программа дополнительного образования детей имеет Сертификат участия в конкурсе авторских образовательных программ на базе Федерального института образования (2012...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество»
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками"
Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками" 7-11 лет, на 3 года...