Методическая разработка «Концепция гражданского и патриотического воспитания в ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта»
методическая разработка на тему
В методической разработке представлена система гражданского и патриотического воспитания обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_grazhdansko-patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
центр детского (юношеского) технического творчества
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Охта»
Методическая разработка
«Концепция гражданского и патриотического воспитания в ГБОУДОД ЦДЮТТ «Охта».
Автор-составитель:
Бурнусус Любовь Алексеевна, методист
Санкт-Петербург
2015
Современная социально-экономическая реальность, связанная со сменой традиционных устоев в обществе, девальвацией духовных ценностей, отсутствием единой государственной идеологии и комплексной системы патриотического воспитания в рамках страны объективно ослабила связи между формирующейся личностью молодого человека и его Родиной, способствовала возникновению негативных тенденций что ,в конечном итоге, привело к ослаблению основ государственности, падению авторитета армии, усилению социальной напряженности в обществе, особенно среди молодежи.
Общественные опросы последних лет и работа с детьми показывают, что среди молодых людей нарастает преступность, растет число наркоманов, падает нравственность, развивается правовой нигилизм, возрастает стремление покинуть Родину, к сожалению, существуют и другие негативные явления, ослабляющие основы государства.
Размывание исторического сознания и чувства гордости за величие своей Родины привело к тому, что более 40% подростков с трудом называют основные события Великой Отечественной войны.
Можно говорить и о резком снижении уровня практической подготовки юношества к служению в армии, защите Отечества, падении престижа военной профессии, защитника России. Из года в год ухудшаются качественные характеристики молодого пополнения, степень его готовности к выполнению воинского долга.
Таким образом, анализ поведения современной молодежи показывает, что недостаточность осознания патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, усилению социальной патологии, росту преступности, пьянства, наркомании, тунеядства, насилия и жестокости, которые стали неотвратимой угрозой не только подрастающему поколению.
Проблема гражданско-патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Патриотическое воспитание обучающихся ЦДЮТТ «Охта» является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность учреждения.
Цель: формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Задачи:
- создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у детей верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и обязанностей;
- формирование высоких моральных и психологических качеств детей, подростков и молодежи, преданности Родине и готовности к ее защите;
- воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям и военному прошлому;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Приоритетные направления деятельности ЦДЮТТ «Охта»
по гражданско-патриотическому воспитанию
1 направление.
Реализация дополнительных образовательных программ.
Работа по этому направлению осуществляется через реализацию образовательных программ: «Юный стрелок»», «Юный турист»», «Азбука туризма», «Школа выживания», «Навигатор», «Спортивное радиоориентирование», «Спортивное ориентирование «Автора».
По окончании обучения в стрелковой секции «Юный стрелок» подростки осваивают: технику выполнения прицельного выстрела из различных видов стрелкового оружия, стрельбу из трех положений (лежа, стоя, с колена), упражнения в стрельбе на «кучность» и на результат, стрельбу с ограничением времени и без ограничения, базовые понятия об устройстве и взаимодействии частей и механизмов пневматического и некоторых видов огнестрельного оружия, принцип действия, устройство и работу с открытым, диоптрическим и оптическим прицелами, получают начальные знания по баллистике, классификации оружия и боеприпасов, истории стрелкового спорта, создания и развития различных видов оружия, навыки безопасного обращения с оружием.
По окончании первого года обучения по программам «Юный турист», «Азбука туризма», «Школа выживания» учащиеся приобретают основы начальной туристской подготовки: знакомятся с историй развития туризма в родном крае и всей стране, изучают виды туризма и осваивают их в соответствии с возможностями местности, получают навыки основ туристского быта (умение выбрать и правильно уложить в рюкзак туристское снаряжение, умение грамотно установить бивак и обеспечить себя пищей), ориентирования по компасу и окружающим объектам, осваивают и закрепляют умение работы с топографическими и спортивными картами, приобретают умение оказывать первую медицинскую помощь на несложные виды травм, умеют правильно собрать походную аптечку и пользоваться ей.
За время второго года обучения учащиеся освоят навыки ориентирования на более глубоком уровне: сформируют умение работать со спортивной картой; изучат основы блоков: «Зарница» (освоят элементы строевой подготовки, приобретут навык стрельбы из пневматической винтовки и обращения с автоматом Калашникова, изучат дни воинской славы Отечества), «Школа безопасности» (изучат функции службы МЧС России, освоят основы страховки, запомнят международные сигналы бедствия, обучатся оказывать первую медицинскую помощь при более сложных видах травм, изучат основы правил дорожного движения, познакомятся с профессией пожарного и изучат основные правила предотвращения и тушения пожаров). Обучающиеся по программе «Навигатор» познакомятся с организацией туристического лагеря, приёмами маскировки, функциями всех участников на этапах подготовки и проведения похода, смогут самостоятельно подготовить и провести многодневный поход, ориентироваться на местности при помощи карты и компаса, оказать первую доврачебную помощь, принимать участие в организации исторической реконструкции русских сражений.
Обучающиеся по образовательным программам «Спортивное ориентирование» и «Спортивное ориентирование «Аврора» по окончании обучения смогут выполнить 1-2 разряд по радиоориентированию, смогут технически грамотно проходить дистанции средней сложности, предполагающие использование разнообразных технических приемов работы со спортивной картой, с аппаратурой и с компасом, выполнять нормативы по ОФП, легкой атлетике и беговым лыжам, предусмотренные данной программой, научатся вести дневник самоконтроля, тренировок и анализа соревновательной деятельности, узнают подробности о физиологии организма человека и влиянии на него физических упражнений. Воспитанники становятся самостоятельными, целеустремленными, решительными и упорными в достижении целей.
2 направление.
Проектно-исследовательская деятельность
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности на результат (проект), который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у детей определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни.
3 направление
Привлечение детей и подростков к занятиям военно-прикладными и техническими видами спорта
Прежде всего, участие в районном этапе городских соревнований по стрельбе «Снайпер», военно-патриотическом слёте школьников Красногвардейского района , городских детско-юношеских оборонно-спортивных игр “Зарница”, городском «Слёте юных патриотов» Санкт-Петербурга и городском «Слёте дружин юных пожарных» . Опыт участия в данных мероприятиях показал популярность и важность военно-патриотического воспитания детей и подростков. Такие формы как игры, слёты, соревнования оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллективов обучающихся, способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. Традиционно обучающиеся объединения «Автомодельный спорт» участвуют в автопробеге «Нам дороги эти позабыть нельзя…», посвящённом Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Ежегодно наши воспитанники принимают участие и становятся победителями в межрегиональном историко-патриотическом конкурсе «Морская слава России: моряки на службе Отечеству»
4 направление.
Проведение мероприятий, посвящённых памятным датам
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
- Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны.
- Поздравления и выступления с концертами перед ветеранами войны и блокадниками
- Проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, бесед презентаций
- Организация встреч с воинами-интернационалистами
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- рост числа детей и молодежи, занимающихся в объединениях патриотической направленности;
- сохранение позитивной преемственности поколений, духовно-нравственное воспитание молодежи;
- увеличение числа детей и подростков, знающих и любящих историю своей страны;
- увеличение числа молодежи, осознанно идущей на службу в армию;
- рост самосознания и гордости за своё отечество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданского и патриотического воспитания ГБОУ школы № 495 Московского района Санкт - Петербурга на 2010-2015 годы
В связи с демократическими трансформациями в нашей стране в последние годы широко обсуждается роль формирования гражданской культуры в становлении демократии. Становление демократического...
Методическая разработка. Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Встреча прошлого и настоящего"
Цель занятия: Расширить представления детей о Великой Отечественной войне; развить интерес к изучению истории войны; воспитать чувство ответственности за свои поступки, уважения к людям старшего покол...
Методическая разработка внеклассного занятия по патриотическому воспитанию "Мы шагаем по Москве"
...Звучит мелодия «Я шагаю по Москве» в исполнении Н. Михалкова- Сейчас вы услышали слова из веселого марша А. Петрова «Я шагаю по Москве» в исполнении Никиты Михалкова.Мы с вами тоже много шагали по ...
Методическая разработка "Концепция обучения, воспитания, развития ребенка с нарушением слуха"
В разработке подробно описаны познавательные процессы и их роль в обучении неслышащих учащихся и показаны особенности познавательной деятельности глухого ребенка. Описаны психофизические особенности и...
Методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию "Девочка из прошлого".
Методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию"Девочка из прошлого" Возрастная категория: 9-16 лет Зиборова Вероника Олеговна,педагог дополнител...
Методическая разработка занятия на тему "Патриотическое воспитание".
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....
Республиканский профессиональный конкурс методических материалов "Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ"
Актуальность данной темы определяется важностью школьного возраста для психического развития детей; необходимостью совершенствования экскурсионной работы со слепыми и слабовидящими посетителями музея,...