Республиканский профессиональный конкурс методических материалов "Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ"
статья
Актуальность данной темы определяется важностью школьного возраста для психического развития детей; необходимостью совершенствования экскурсионной работы со слепыми и слабовидящими посетителями музея, как коррекционной работы с детьми с нарушением зрения; ограниченным количеством данных о формировании образов предметов как многоуровневого системного образования у школьников с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Мы видим музей руками" | 24.53 КБ |
Сертификат участника | 406.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность. Будущее России зависит от каждого гражданина страны. Гармоничное развитие ребенка с ОВЗ - основа формирования будущей личности. Оно определяется успешностью решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания. В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчёркивается «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» (3, с. 2).
Осознание школьником с ОВЗ своей культурной самобытности и понимание богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками, одна из главнейших задач современной России.
Музеи – хранилища богатейшего наследия национальной культуры, которые воплощают в себе самую живую суть достояния культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему.
Сегодня музей — это сложная, многоуровневая система, решающая ряд социально - значимых задач. Это передача исторической памяти и наследия предков, популяризация опыта предыдущих поколений, приобщение человека к культурному досугу и воспитание в нем стремления к познанию, поощрение любознательности.
Что может педагог и музейный сотрудник сделать, чтобы слепой или слабовидящий обучающийся тоже мог ознакомиться с музейными экспонатами, получить интересующую его информацию или просто приятно провести досуг в музее?
Существуют определённые правила проведения экскурсий в музее с незрячими людьми.
При посещении музеев слепыми и слабовидящими учениками необходимо учитывать особенность организации и проведения экскурсии. Важно, чтобы число слабовидящих на экскурсии было не более 10 человек, а тотально слепых не более 5 человек.
Прежде, чем отправляться на экскурсию педагог должен сам посетить музей и договориться о встрече с особыми посетителями
Человеку всегда интересно осмотреть новое место, в которое он попал, поэтому подойдя к музею помочь обучающимся познакомиться со зданием музея: описать словами его архитектурные особенности, интерьеры. Если есть возможность, предложить осмотреть руками архитектурные детали помещения сопровождая осматривание рассказом, называя цвета. Если человек ранее был зрячим, то он замечательно помнит цвета, а у людей слепых с детства есть свое особое представление о цвете.
Внутри помещения дети передвигаются в музее от экспоната к экспонату по направляющей дорожке (резиновой или ковровой), которая, отличается по структуре и цвету от прилегающей поверхности напольного покрытия, незрячие ее распознают самостоятельно на ощупь или визуально. Рядом с экспонатами должны находится надписи и знаки, написанные крупным шрифтом для слабовидящих и сделанные шрифтом Брайля для слепых. Они располагаются таким образом, чтобы позволять инвалиду приближаться на расстояние до 80 мм, не натыкаясь на выступающие объекты и не сталкиваясь с распахивающейся дверью.
Особым посетителям хочется получить в музее довольно полное представление о музейных предметах. Объекты показа достаются из витрин или приносятся из фондов. Если в музее нет возможности использовать в экскурсии для слепых и слабовидящих посетителей подлинные предметы, то тогда предлагают копии предметов, макеты, фрагменты материалов, из которых изготовлены предметы. Цель подборки - дать с помощью таких экспонатов незрячим представление о той части экспозиции музея, которая закрыта в витринах.
Музейные наглядные экспонаты незрячие «видят руками» - исследуют тактильно. Действия обучающихся контролируются учителем тифлопедагогом. Если ребёнок затрудняется в процессе обследования, то нужно взять его руки в свои (прием называется «рука в руке») и всю работу проделать совместно с ним по алгоритму:
1) общие движения рук по предмету сверху вниз синхронно двумя руками, или одна рука фиксируется на определенной точке, а другая передвигается по другим точкам с ориентацией на неподвижную руку. Это касается обследования и предметов, и их рельефных изображений;
2) обследование пальцами (одним или несколькими).
Использовать рациональные приёмы и способы обследования предметов (объектов):
1) начинаем с общего описания предмета экскурсоводом;
2) обследование этого предмета каждым ребенком индивидуально;
3) анализ мелких деталей;
4) повтор линии контура;
5) полезно после тактильного обследования предмета повторить движения, имитирующие его контур, в воздухе (это называется «имитирующее рисование»). В процессе рассказа называть цвета экспонатов. Вполне уместно пользоваться глаголом «посмотрите». Не следует подменять его глаголом «пощупайте».
Необходимо так строить показ, чтобы «заговорил» сам объект (т.е. рассказ должен быть образным). Образность речи надо строить с учетом картины мира незрячих; образы, которыми оперирует экскурсовод, должны соответствовать зрительным представлениям слепых/слабовидящих, поэтому желательно не использовать только образные сравнения и метафоры, основанные на зрительных ассоциациях, а использовать художественные средства языка, основанные на слуховых, тактильных, температурных, кинестетических ощущениях.
Для слабовидящих посетителей хорошо демонстрировать предметы на контрастном фоне: светлый предмет – на темном фоне, а темный – на светлом. Для этих целей в музеях есть специальный переносной экран, у которого одна сторона белая, а другая темная.
Во время экскурсии необходимо давать указания – на что обратить внимание, осуществлять адресность, то есть привязку к наблюдаемым на экскурсии объектам.
У каждой эпохи свой цвет, звук, запах. Необходимо во время экскурсии задействовать все органы чувств. Если нет возможности рассмотреть экспонат, то хочется его услышать, почувствовать запах. Помочь совершить посетителям путешествие в прошлое помогут запахи керосиновой лампы, дымящегося самовара, сладкой выпечки и т.д
Если есть возможность, то можно вставить в программу интерактивные элементы. Из своей практики знаю, что слепые и слабовидящие посетители с удовольствием примут участие в мастер-классах или каких-либо научных экспериментах.
Следует дозировать материал, исходя из возраста и особенностей группы, степени ее подготовленности.
Заключительный этап экскурсии рекомендуется проводить в школе. Он должен включать в себя подведение итогов, закрепление полученных знаний, представленных во время экскурсии. Итогом посещения музея может быть творческая работа учащихся, представленная в виде макета музейного экспоната, который вызвал самые сильные эмоции, написание сочинений по впечатлениям об экскурсии.
Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа. Знание истории (истории своей семьи, своего народа, города, образовательного учреждения) помогает школьнику определить жизненную позицию
Давняя дружба связывает Этнографический музей народов Забайкалья и нашу школу. В честь празднования праздника "Белого месяца" и «Масленицы» в стенах школы были проведены две тематические тактильные выставки. Этнографическим музеем были представлены экспонаты: утварь, предметы декоративно-прикладного искусства, костюмы.
В интересной и доступной форме ребятам рассказали об истории, обычаях и традициях празднования Сагаалгана и Масленицы. Каждый ребенок мог поближе рассмотреть, потрогать экспонаты музея, примерить костюмы, что немаловажно для наших воспитанников, особенно незрячих. Ребята с большим вниманием прослушали интерактивные лекции, в живом диалоге «прикоснулись» к традициям бурятского, русского народа, и по окончании мероприятия еще продолжительное время не отпускали сотрудников музея, задавая интересующие вопросы и дискутируя с ними.
Много позитива получили ребята посетив Музейную комнату МАУ ДО Центра допризывной молодежи и патриотического воспитания "ЦДПиПВ" г. Улан-Удэ, где им рассказали об истории создания военного обмундирования и орудия с рыцарских времен. Дети примерили на себя кольчугу весом в 10 кг. и шлем весом в 1,5 кг. Одев, ребята представили насколько тяжелое было рыцарское обмундирование.
Увидели и обследовали военную форму , каски времен Великой Отечественной войны.
В кабинете оказания первой доврачебной помощи познакомились с новейшим оборудованием по диагностированию здоровья .
В кабинете огневой подготовки обучающимся подробно описали методику стрельбы из пневматической винтовки, познакомили с правилами поведения в тире .
Дети получили много эмоций, узнали много интересного от полученной информации от знакомства с интересными людьми.
Обучающиеся нашей школы присутствовали в Эколого-биологическом центре Республики Бурятия на открытии информационно-тактильного пространства «Природа без границ», реализуемого при поддержке Движения Первых. Наши ребята в прямом и переносном смысле прикоснулись к живым объектам окружающей среды. Для этого новая площадка оборудована стендами со стволами пород деревьев, животными и растениями из Красной книги, тактильной тропинкой с различным наполнением, по которой можно будет ходить босиком в теплое время года. И, кроме того, площадка находится рядом с дендропарком Центра, где школьникам представлена уникальная возможность ознакомится с коллекцией редких растений Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это монгольский дуб и амурская липа, барбарис и саянская ель, маньчжурский орех – коллекция действительно большая и доступна всем участникам образовательного процесса.
После открытия площадки ребят ждали интерактив викторина с памятными призами - магнитами в виде фигурок животных Бурятии и сладкие мастер-классы по росписи пряников.
Неизгладимое впечатление у детей оставила поездка в город Ангарск. Основной целью поездки было посещение фабрики мороженого «Ангария». Ребята познакомились с технологией изготовления мороженого, с процессом замораживания. Узнали, как упаковывают готовый продукт. Было очень интересно находиться в центре изготовления самого вкусного продукта детства. И конечно же попробовать мороженное.
Кроме фабрики, посетили музей Победы, музей минералов и музей под открытым небом, где можно было пострелять из АК 74, пулемета, переодеться в военную форму времен Великой Отечественной войны и современную военную форму.
Представленные музейные предметы - вещи, ценности выступают в качестве источника информации о людях и событиях, воздействуют эмоционально, вызывают чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца.
«Сегодня музей — это не только носитель культурных традиций, но и мощное средство воспитания и образования человека», это не просто место для проведения досуга, но, прежде всего пространство реального соприкосновения с опытом и знанием прошлых поколений.
Музейная среда обладает способностью формирования адаптационного механизма, направленного как на усвоение незрячим определённого культурного контента, так и на генерацию знаний, соответствующего новым социокультурным потребностям. Одна из главных задач, которая стоит перед нами педагогами – это воспитание национально – сознательного человека, осведомлённого в вопросах истории и культуры Отечества, небезразличного к наследию своих предков.
Литература:
1. Акоева Н. Б., Денисов Н. Г. Музей как пространство социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Культурное наследие России. – 2017. – № 2.
2. Булгакова В. В. Взаимодействие с лицами с ограниченными возможностями здоровья в российских и зарубежных музеях в конце XIX – начале XX века // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры. – 2016. – № 34. – С. 158–169.
3. Давлет-Кильдеева Н. Г. Особенности современного развития туристского сервиса для людей с ограниченными возможностями для здоровья [Электронный ресурс] // StudFiles: файловый архив студентов: сайт. – [Б. м.], 2018. – URL: https://studfiles.net/preview/4048674/page:3/. 4. Инклюзивный музей [Электронный ресурс]. – URL: http://in-museum.ru/
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...
Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа
Нравственное и патриотическое воспитание школьников в последние годы приобретает особенно актуальное значение в связи со сложившейся международной...
Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О
В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...
Методическая разработка длительной образовательной игры «Победа деда - моя победа!» «Методическое пособие по патриотическому воспитанию»
Форма: путешествие по станциям (игровое событие в рамках длительной образовательной игры "Победа деда -моя победа!"Направление: военно-патриотическое.В приложениях- сценаный план игры , в том чи...
Методическая разработка: "Организация патриотического воспитания обучающихся".
Методическое пособие, направленное на организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся в школе....
Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».
Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»....
Методическая разработка к Всероссийскому конкурсу среди классных руководителей. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Персоналии и герои Смутного времени.
Важнейшим направлением воспитательной работы образовательных учреждений в Российской Федерации, является гражданско-патриотическое воспитание школьников. Оно способствует решению важных, значимых восп...