Программа гражданского и патриотического воспитания ГБОУ школы № 495 Московского района Санкт - Петербурга на 2010-2015 годы
учебно-методическое пособие по теме
В связи с демократическими трансформациями в нашей стране в последние годы широко обсуждается роль формирования гражданской культуры в становлении демократии. Становление демократического, правового государства и гражданского общества в современной России поставили перед школой важнейшую задачу – формирование гражданских качеств у нового поколения россиян на основе современных знаний и умений, помогающих личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая права и интересы других людей, грамотно выполнять свои социальные роли и функции, строить свои взаимоотношения с окружающим миром и находить способы реализации в различных сферах и на различных этапах жизненного пути. Эти задачи можно решить при создании в школе благоприятных условий для формирования личности гражданина, то есть передачи школьникам определенных общественно-политических знаний и выработки позиций и норм поведения, определяющих отношение личности к явлениям общественной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_grazhdanskomu_vospitaniyu._paramonovoy_yu.v.doc | 370 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №495 Московского района Санкт Петербурга
Принято Решением Педагогического Совета ГОУ СОШ № 495 Московского района Санкт-Петербурга Протокол № 5 от 19 января 2010 г. | Утверждаю Директор ГОУ СОШ № 495 Московского района Санкт-Петербурга _____________ Т.И. Назарова 19 января 2010 г. |
Программа
гражданского и патриотического воспитания
ГБОУ школы № 495
Московского района Санкт - Петербурга
на 2010-2015 годы
Разработчик:
Заместитель директора по ВР
Бабак Е.К.
Санкт-Петербург
2010
1 Пояснительная записка.
Адресность программы: Программа гражданского и патриотического воспитания (далее Программа) предназначена для работы с учащимися с 1 по 11 класс, родителями и педагогами школы.
Документальные основания для разработки программы (нормативно-правовая база):
1. Конституция РФ.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Федеральные закон «Об образовании» от 10.12.2001 г.
4.Федеральный закон «О ветеранах» от 24.12.2002 г.
5. Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.05.1995 г. №39-ФЗ.
6. Указ Президента РФ «О концепции национальной безопасности РФ» от 10.01.2000 г.
№ 24.
7. Указ Президента «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе» от 31.12.1999 г. № 1441.
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». Постановление Правительства РФ от 05.10.2010. № 795
10. «Национальная доктрина образования в РФ».
11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
12. «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации» от 21 мая 2003 г.
13. «Национальная стратегия охраны здоровья детей в России» от 3.04.2001 г.
14. Приказ МО РФ от 09.12.1994 г. № 479 «Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях».
15. Письмо МО РФ от 06.02.1995 г. № 151/11 «О гражданском образовании в изучении Конституции Российской Федерации».
16. Информационно-методическое письмо МО РФ от 19.03.96 г. №391/11 «О гражданско-правовом образовании учащихся в образовательных учреждениях Российской Федерации».
17. Письмо заместителя Министра образования и науки Российской Федерации С.Н. Мазуренко от 28.01.2011 № СМ-66/08 «О минимизации коррупционных проявлений в системе общего образования и обеспечении безопасности образовательных учреждений» 18. «Программа по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы». Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2011. № 1534
19. Нормативные акты Санкт-Петербурга, РОО Московского района по гражданскому и патриотическому воспитанию.
Сроки реализации Программы: 2010 г. - 2015 г.
Программа реализуется силами администрации, педагогического коллектива школы и Отделения дополнительного образования детей с привлечением к сотрудничеству социальных партнеров.
Программа разработана на основе многолетнего опыта коллектива школы по гражданско-правовому и патриотическому образованию и воспитанию учащихся.
Актуальность Программы
Теоретические основы формирования общей культуры, гражданственности, патриотизма у детей и подростков.
В связи с демократическими трансформациями в нашей стране в последние годы широко обсуждается роль формирования гражданской культуры в становлении демократии. Становление демократического, правового государства и гражданского общества в современной России поставили перед школой важнейшую задачу – формирование гражданских качеств у нового поколения россиян на основе современных знаний и умений, помогающих личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая права и интересы других людей, грамотно выполнять свои социальные роли и функции, строить свои взаимоотношения с окружающим миром и находить способы реализации в различных сферах и на различных этапах жизненного пути. Эти задачи можно решить при создании в школе благоприятных условий для формирования личности гражданина, то есть передачи школьникам определенных общественно-политических знаний и выработки позиций и норм поведения, определяющих отношение личности к явлениям общественной жизни. Формирование гражданских качеств личности должно приблизить старшеклассников к определенному идеалу человека и профессиональной деятельности, которую он должен выполнять в будущем, вооружить его знаниями о мире профессий, а также сформировать умение соотносить эти знания с личными возможностями.
В современных условиях важными гражданскими качествами становятся: способность к самоопределению, благодаря которой человек сможет разумно существовать в условиях свободы и ответственности; уважение к ценностям и достоинству каждого человека; гражданственность, целостность; самодисциплина; толерантность; сострадание и патриотизм; уважительное отношение к защите родины, а следовательно, и к армии; уважение к закону; признание прав человека, общего блага; равенства и верховенства права.
Понятие «патриотизм» в философии имеет следующее значение: это моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, к готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость и свободу. Патриотизм может выражаться и в критическом отношении к существующей социально-политической несправедливости, в желании отдать все свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия Отечества. Отечество – это и государственность, и определенное географическое место («малая родина», «большая родина»), и природа, ее ландшафты, растительная жизнь, животная среда. Но главное – это соотечественники, родной народ с его историей и неповторимым этническим своеобразием. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культуре, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатство, без чего он не может состояться как личность.
Таким образом, гражданское образование – это личностно-ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств учащихся. Оно подразумевает толерантное взаимодействие учителей, педагогов дополнительного образования, учащихся и их родителей в рамках образовательного процесса и во внеурочное время, уважительное отношение со стороны педагогического коллектива к личности каждого ребенка, приверженность всех участников образовательного и воспитательного процесса демократическим принципам.
Система гражданского, патриотического воспитания в структуре образовательного пространства ГОУ школы №495 представляет собой взаимодействие школы с органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, родительской общественностью и др., она предусматривает:
- освоение учащимися социально-значимых ценностей, формирование и развитие гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения;
- массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую в школе и микрорайоне;
- работу Отделения дополнительного образования детей в школе, развитие и поддержка школьного самоуправления;
- использование различных форм повышения квалификации педагогических работников.
Основные приоритеты:
- развитие общей культуры личности;
- формирование гражданственности;
- формирование патриотизма;
- воспитание толерантности;
- воспитание отношения к семье как основе жизни (государства).
Основные принципы гражданского и патриотического воспитания в школе:
- духовная наполненность содержания воспитания;
- осознание необходимости целостности геополитического пространства государства;
- идентификация себя с великим народом и великим государством;
- уважение к конституционным основам государственного устройства;
- национальная самобытность;
- социокультурная толерантность, гуманизм;
- опора на боевые, трудовые, культурно-исторические традиции Московского района, Санкт-Петербурга, Российской Федерации и стран СНГ (бывшего СССР).
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям.
Гражданское – воспитание правовой культуры и законопослушания, нравственности и общей культуры, гражданской позиции; формирование навыков анализа правовых документов; формирование чувства собственного достоинства, дисциплинированности, активной социальной позиции, готовности к сознательному выполнению своего конституционного долга.
Патриотическое - освоение важнейшими духовно-нравственными и культурно-историческими ценностями, отражающими специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Это любовь и преданность своему Отечеству, уважение к национальным святыням и символам, готовность к достойному служению обществу и государству.
Важной составляющей в воспитании патриотизма и гражданственности среди школьников является работа по разъяснению сущности и значению Государственных символов Российской Федерации и Конституции РФ.
Систему патриотического воспитания можно подразделить на:
Духовно-нравственное – осознание учащимися высших ценностей, идеалов, способность руководствоваться ими в практической деятельности поведении; повышение культуры и образованности; формирование чести, ответственности и коллективизма.
Историческое – изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, в развитии и укреплении государства, его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций, нашего народа, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Историко-краеведческое – познание учащимися в процессе обучения и патриотического воспитания историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому; сознание неповторимости Санкт-Петербурга, Отечества, его судьбы. Изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе
Социально-патриотическое - активизация межпоколенной, духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, чувства сострадания и заботливости по отношению к людям пожилого возраста.
Военно-патриотическое – формирование понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных сил РФ в политической системе общества и государства.
Героико-патриотическое – ориентация процесса воспитания на пропаганду героических профессий, выдающихся личностей и знаменательных героических дат отечественной истории.
Спортивно-патриотическое – формирование в процессе воспитания работоспособного человека. Развитие морально-волевых качеств личности учащегося (сила, ловкость, выносливость, состязательность и т.п.). Система воспитательной работы по данному направлению – одно из средств по профилактике заболеваний, укрепления здоровья и блокировки негативных и вредных привычек.
Успех реализации Программы – в обеспечении непрерывности и целостности процесса формирования у учащихся гражданских и патриотических качеств с учетом особенностей образовательно-воспитательного пространства ГОУ школы №495.
Основные субъекты гражданского и патриотического воспитания:
- семья;
- классные коллективы, в которых происходит социализация личности;
- Отделение дополнительного образования детей.
В качестве объектов воспитания выступают следующие категории учащихся.
Младшие школьники
Цели и задачи: формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной истории и культуре, развитие трудолюбия.
Подростки.
Цели и задачи: формирование убежденности в том, что целостность государства – залог его могущества; развитие межпоколенной преемственности через знание своих корней, изучение символов государства, города, социокультурная идентификация, аккумуляция переживаний героических событий в истории Отечества.
Старшие школьники.
Цели и задачи: формирование смысложизненных ситуаций, чувств патриотического, гражданского долга, социально-трудовой активности, психологической готовности к защите Родины, стремления вести здоровый образ жизни, развитие способности к блокировке чуждых идеалов и ценностей.
Ведущая идея Программы. Общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранения межпоколенной преемственности.
«Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития». (Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации)
Цели Программы. Создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства школы и микрорайона, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, а целью – воспитание в нем человека культуры, гражданина, патриота.
Задачи Программы:
- социализация учащихся;
- воспитание внутренней свободы человека;
- формирование правовой культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого человека, способности к нравственному саморазвитию;
- воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
- сохранение исторической преемственности поколений;
- духовно-нравственное развитие личности;
- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;
- разностороннее развитие детей и молодежи, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;
- формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;
- формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения в социуме;
- формирование социальной и коммуникативной компетентности учащихся средствами всех учебных дисциплин;
- формирование способности проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей;
- формирование у учащихся культуры общения, умения проводить свободное время;
- расширение творческих объединений, спортивных секций с учетом интересов и потребностей учащихся и их родителей;
- оказание помощь учащимся с учетом их возрастных особенностей и их родителям в выборе творческих объединений, спортивных секций;
- профориентационная работа среди учащихся;
- обеспечение социально-психологической и правовой поддержки детей и подростков, находящихся в социально - опасном положении;
- помощь учащимся в обретении себя как личности, во избежание маргинализации, полноценном участии в жизни школы, а в дальнейшем и во всех сферах жизни общества;
- проведение мероприятий по организации профилактической работы по недопущению правонарушений подростками школы;
- защита и охрана прав детей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов.
Реализация Программы предполагает следующие основные направления и формы и виды деятельности:
Основные направления
1. Оказание методической помощи педагогическому коллективу школы по проблеме обучения учащихся и воспитания у них гражданственности и патриотизма: лекции, обучающие семинары, круглые столы, тренинги.
2. Разработка содержания учебных дисциплин, классных часов в интересах привития учащимся любви к родине, гордости за ее героическое прошлое, стремления укрепить ее авторитет в мире.
3. Работа детских творческих коллективов, объединений, секций ОДОД социально-педагогической, культурологической, художественной, туристско-краеведческой, спортивной направленностей.
4. Разработка положений и условий конкурсов, спортивных мероприятий и обеспечение массового участия в них учащихся.
5. Реализация функции образовательного процесса в гражданско-патриотическом воспитании учащихся.
7. Работа социально-психолого-педагогической службы.
8. Работа с родителями.
9. Сотрудничество с социальными партнерами Программы.
Основные формы деятельности. Организация мероприятий по совершенствованию системы гражданско-правового и патриотического образования учащихся:
1. Учебная деятельность по предметам.
2. Система нетрадиционных уроков – школьные лекции, семинары, диспуты; ролевые игры, групповые формы деятельности учащихся.
3. Система классных часов:
для младших школьников: беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, бабушек и дедушек, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, личных вещей, газетных и других статей), составление своей родословной;
для учащихся средних и старших классов: недели правовых знаний, радиопередачи, уроки мужества;
1-11 классы: посещение музеев, выставок, мемориалов; творческие работы, чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей; конкурсы военной песни.
4. ОДОД - творческие театрализованные выступления, мини-сочинения, доклады, творческие и исследовательские работы, подготовка и защита электронных презентаций, проектная деятельность, спортивные праздники, соревнования.
5. Конференции, концерты, традиционные праздники.
6. Система мероприятий библиотеки.
7. Традиционные общешкольные коллективно-творческие дела и праздники.
8. Участие в районных, городских конкурсах, смотрах, фестивалях.
9. Проведение совместных с родителями и учителями развлекательных игр, классных часов, фольклорных, театрализованных праздников, спортивных мероприятий, общешкольных мероприятий.
10. Организация родительского всеобуча, родительских собраний, индивидуальной работы.
11. Выставки творческих работ.
12. Организация работы школьного самоуправления.
13. Участие в общешкольных и районных акциях.
14. Организация встреч, концертов, проведение совместных дел с ветеранами.
15. Индивидуальная работа с учащимися: устранение причин дезадаптации, планирование форм вовлечения учащихся в положительную деятельность, психологические тренинги, индивидуальная работа социального педагога и педагога-психолога с детьми девиантного поведения.
Члены педагогического коллектива:
- разрабатывают собственные подпрограммы гражданского и патриотического воспитания в соответствии с возрастными особенностями детского коллектива, а также особенностями сформированности классного коллектива;
- вносят предложения администрации школы по совершенствованию воспитательного и социализационного процесса детей и молодежи, повышению квалификации учителей и педагогов дополнительного образования школы;
- определяют «болевые» точки в реализации программы и подпрограмм, меры по их устранению.
Основные исполнители Программы
Администрация ГОУ школы № 495
- Председатель МО классных руководителей.
- Классные руководители 1 – 11 классов.
- Педагоги дополнительного образования ОДОД.
- Социальный педагог.
- Педагог – психолог.
- Ученическое самоуправление школы.
- Родительские комитеты школы и классов.
- Государственные, общественные, социальные службы.
Социальные связи
Администрация Московского района
Отдел образования Администрации Московского района
Комитет по делам молодежи
ОДН УВД
Комиссия по делам несовершеннолетних
Военный комиссариат Московского района
ЦПМСС Московского района
ДД(Ю)Т Московского района
Организации здравоохранения
Социальные приюты
Отделы опеки и попечительства
СПб ГУ ЦСПССД
УСЗН Московского района
МО «Новоизмайловское»
Межрегиональная общественная организация ветеранов боевых действий «Воин»
Совет ветеранов 351 зенитно-артиллерийского полка ПВО
СПб ГУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Военно-патриотический центр «Дзержинец»
Библиотека им. Паустовского
Научно-методологические основания Программы:
Научно-методологические положения программы основаны на принципах системного подхода в воспитании, повышения уровня правового сознания и владения нормами правовой культуры граждан. Они опираются на документальные основания подготовки Программы.
Политика в сфере гражданского и патриотического воспитания осуществляется на двух уровнях: теоретико-проектном и практико-организационном. Первый уровень определяет состояние и общую оценку социального воспитания, цели и приоритеты, организационную структуру, системы и функции ее компонентов. Второй уровень направлен на урегулирование условий реализации системы патриотического и гражданского воспитания.
Особенностью Программы является использование предыдущего опыта работы школы по данной теме, использование потенциала города и района по теме Программы.
Преемственность между учебной и внеурочной работой в нашей школе реализуется через Отделение дополнительного образования детей.
Цель деятельности ОДОД - способствовать воспитанию, формированию и развитию качеств личности подрастающего поколения, используя присущие им формы, методы и средства. ОДОД можно рассматривать, с одной стороны, как сферу первичной социализации, компенсирующей недостатки социализации в семье, с другой стороны, как сферу социализации, активизирующей групповую интеграцию, развитие «Я - концепции» подростка. Дополнительное образование способствует осознанию и реализации каждым учащимся своих личностных потребностей и интересов. Именно развитие свободы и активности подростка в творческой образовательной среде отвечает сущности гуманистического воспитания.
ОДОД органично включается в программу развития школы. Интеграция основного и дополнительного образования детей – залог успеха работы в этом направлении. Только при взаимодействии школьных программ и программ дополнительного образования можно ожидать положительных результатов. Это способствует формированию общечеловеческих норм гуманистической морали, развитию культуры общения, пропаганде здорового образа жизни.
Предполагаемый результат реализации Программы:
1. Создание системы гражданского и патриотического воспитания на основе единства деятельности школы и различных структур.
2. Совершенствование системы воспитательной работы в социальном пространстве школы.
3. Создание комфортной атмосферы в школе, где ребенок чувствует заинтересованное отношение к своей личности.
4. Создание в школе атмосферы неприятия насилия во всех его формах.
5. Создание возможностей для позитивного самовыражения.
6. Формирование корпоративного духа в школе и классе: традиций, чувства общности и защищенности;
7. Совершенствование системы социально-педагогической и психологической защиты детей и подростков. Сокращение или отсутствие учащихся, состоящих на учете ОДН УВД, внутришкольном контроле.
8. Увеличение количества учащихся, занимающихся в ОДОД разных направленностей.
9. Оздоровление внутрисемейных отношений, формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений, повышение внимания родителей к воспитанию детей в семье, контролю их внешкольной жизни.
Увеличение количества родителей, принимающих участие в жизни школы.
10. Формирование образа выпускника – социально значимой личности.
11. Методическая помощь классным руководителям в выборе воспитательного маршрута.
12. Интерес к положительному опыту работы школы по Программе педагогов других ОУ.
Способы измерения результатов: (Оценка эффективности Программы)
Результат будет измеряться в процессе
- анализа справок, информационных писем, базы данных об учете в ОДН, КДН учащихся школ;
- наблюдения за учащимися;
- анализа опросов, анкетирования детей, учителей и родителей;
- анализа отчетов классных руководителей, информации о посещаемости учащихся; анализа отзывов родителей;
- таблицы участия классов в мероприятиях школы;
- средствами общественного контроля через конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы, отделом образования;
- регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях, на совещаниях, педсоветах;
- подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации Программы, объединением их усилий в рамках методических объединений по предметам, временных проблемно-творческих групп.
Условия реализации Программы:
- Наличие специалистов по реализации программы: зам. директора по воспитательной работе, социального педагога, педагога-психолога, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей.
- Требования к специалистам: обучение на курсах АППО, РГПУ им. А.И. Герцена, обучающие семинары НМЦ Московского района, заседания МО классных руководителей школы по основным принципам и формам реализации Программы с целью получения наилучшего эффекта.
- Наличие договоров о сотрудничестве с социальными партнерами.
- Наличие материально-технической базы в ОУ для реализации Программы: кабинетов для проведения бесед, встреч, Советов и др.; зала, оборудованного соответствующей аппаратурой, для проведения школьных конкурсов и праздников; классных кабинетов с оборудованием для проведения классных часов, просмотра фильмов и т.п.
Возможные риски программы:
- Неготовность или нежелание учащихся, находящихся в социально-опасной ситуации, взаимодействовать в режиме конструктивного разговора.
- Выбор неэффективных форм работы.
- Недостаточный опыт педагогов в реализации Программы.
- Форс-мажорные обстоятельства.
2. Основное содержание Программы:
Раздел 1. Организационный этап.
№ п/п | Основные мероприятия | Содержание и технологии | Предположительный результат |
1. | Составление характеристики микрорайона, социального паспорта школы. | Анализ статистических данных по микрорайону, данных классных руководителей по составу и условиям проживания учащихся и их семей, составление картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном контроле и семей, находящихся в социально-опасном положении | Сформированное представление о контингенте учащихся школы, семей, условий проживания для планирования работы на год. |
2. | Анализ новой нормативно-правовой базы по вопросам воспитания гражданственности и патриотизма | Изучение нормативно-правовой базы | Ознакомление членов администрации, педагогического коллектива с основными базовыми документами для работы с учащимися |
2. | Анализ новой нормативно-правовой базы по социально-педагогической работе и профилактике правонарушений. | Изучение информационно-методического письма о мерах по предупреждению правонарушений и отсева учащихся, аналитических справок о состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних УВД Санкт-Петербурга, ОДН Московского района и др. документов (распоряжений, Законов, Постановлений и т.д.). | Ознакомление членов администрации, педагогического коллектива с основными базовыми документами для работы с учащимися по профилактике правонарушений. |
4. | Контроль за посещаемостью учебных занятий и занятий в ОДОД | 1) Выявление и контроль за отсутствующими на занятиях учащихся ввиду болезни или др. причин. 2) Анализ причин отсутствия, приятие соответствующих мер. 2) Ведение особого контроля за учащимися, склонными к прогулам и правонарушениям (с фиксацией в журнале). | 1.Отсутствие учащихся, пропускающих учебные занятия без уважительной причины. 2. Улучшение качества обучения детей, временно отсутствующих ввиду болезни. |
5. | Планирование совместной работы с социальными партнерами Программы. | Планирование совместной работы на основе договоров, соглашений, планов социальных партнеров | Совместный план работы и отдельные договоры по работе с социальными партнерами. |
Раздел 2. Обучение педагогического коллектива.
№ п/п | Тема | Содержание и технологии | Предположительный результат |
1. | Постоянное сотрудничество с кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования. | Выбор тем занятий по согласованию с преподавателями кафедры. Курсы повышения квалификации. Оказание методической помощи. Лекции, круглые столы, тренинги и т.д. | Осмысление содержания, форм и методов организации работы на уроках и во внеурочное время. Совершенствование стиля взаимоотношений в коллективе взрослых и детей, соблюдение норм школьной жизни. Формирование опыта взаимной терпимости между педагогом и учениками, повышение роли личного примера педагога в воспитательном процессе. |
2. | Ознакомление с нормативной базой по вопросам профилактики правонарушений, воспитания гражданственности и патриотизма | Оказание методической помощи. Производственное совещание | Ознакомление с документами, использование в работе |
3. | «Молодежные субкультуры». интерактивная лекция | Информирование учителей о существующих протестных молодежных движениях, их идеологии, атрибутике, потенциальной опасности для участников и общества | Использование в учебной и внеурочной работе |
4. | «Школа классных руководителей» | Оказание методической помощи. Курсы, обучающие семинары, круглые столы, тренинги, мастер-классы на базе ИМЦ и ДД(Ю)Т Московского района, тематические педсоветы и заседания школьного методического объединения классных руководителей | Использование в воспитательной работе |
5. | Индивидуальная работа с педагогическим коллективом | Оказание методической помощи. Социально-педагогическое сопровождение | Использование в учебной и внеурочной работе |
Раздел 3. Система образования и воспитания гражданственности и патриотизма.
№ п/п | Основные учебные курсы, программы | Содержание и технологии | Предположительный результат |
1. | Урочная деятельность по предметам: Начальная школа: 1. Русский язык 2. Литературное чтение 3. Английский язык 4. Окружающий мир 5. Музыка 6. ИЗО 7. Физическая культура Средняя и старшая школа: 1. Русский язык 2. Литература 3. Английский язык 4. История 5. Обществознание 6. География 7. Природоведение 8. Биология 9. Искусство 10. ОБЖ 11. МХК 12. История Санкт-Петербурга | Можно выделить пять крупных тематических блоков, призванных охватить различные сферы воспитательного гражданско-патриотического воздействия учебных программ по предметам на личность учащегося: - пространственно- территориальный; - временной; - военно-исторический; - культурно-исторический; - духовно-нравственный. Диспуты, беседы, доклады, исследовательские работы, интерактивные лекции, уроки, семинары, интегрированные уроки, театральные уроки и т.д. | Воспитание правовой культуры через возможности образовательного процесса. Обеспечить учащихся историческими данными, раскрывающими путь России в разные эпохи и периоды, основные закономерности развития общества во всей его противоречивости и многообразии. Помочь учащимся приобщиться к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям россиян. Изучение историко-культурного наследия Санкт-Петербурга. Воспитание патриотизма средствами краеведения. Развить стремление к дальнейшему образованию и самообразованию. |
2. | Внеурочная деятельность: Программы ОДОД 1. «Волшебный мир театра» 2. Театр «Мгновение» 3. «Мы рисуем мир» 4. Вокально-хоровая работа 5. «Школа юного журналиста» 6. «Компьютерный дизайн» 7. «Знатоки Санкт-Петербурга» 8. «Блистательный Санкт-Петербург» 9. «Я – гражданин России» 10. «Юные инструкторы туризма» 11. «Футбол» 12. «Волейбол» 13. «Легкая атлетика» 14. «Рукопашный бой» 15. «Скалолазание» 16. «Ландшафтный дизайн и цветоводство» | Воспитание гражданственности и патриотизма через систему дополнительного образования. Выступления творческих коллективов на уроках в 1-9 классах, концертах, общешкольных праздниках, мероприятиях; на тематичес- ких классных часах; выставки, выпуск школьной газеты; проведение старшеклассниками классных часов на развитие толерантности с учащимися младших классов | Организация воспитывающей среды во внеучебной деятельности учащихся, вовлечение их в систему дополнительного образования, научно-исследовательскую деятельность, пропаганда (культивация) здорового образа жизни, формирование творческих способностей. Создание условий для самореализации. Создание возможностей для позитивного самовыражения. Социокультурная адаптация учащихся. |
3. | «Здравствуй, школа!», 1-е классы, 8 часов | Отличия дошкольника от школьника в правилах, поведении, правах и обязанностях; создание доброжелательной атмосферы в классе, направленной на взаимовыручку и понимание. Беседы, игры, работа в парах и малых группах. | Снижения риска возникновения трудностей в адаптации в школе. |
4. | «Развитие самосознания и индивидуальности», 2-4-классы, 8 часов | Первичные представления о внутреннем мире человека: эмоции, чувства, характер, темперамент, мысли, желания, возможности, время; правила общения в коллективе и семье. Беседы, игры, работа в парах, малых группах, творческая работа со стимульным материалом. | Развитие самосознания и самооценки, эмоциональной сферы и индивидуальных способностей, коммуникативных навыков и социальной активности. |
5. | «Дружный класс», 5-6-е классы, 9 часов | Обучение приемам бесконфликтного общения, способам самовыражения, осознанию собственных эмоций, чувств. Групповой тренинг, работа в парах, беседы. | Развитие навыков эффективного межличностного Взаимодействия для создания основы гармоничного общения в коллективе учащихся, улучшение психологического климата. |
6. | «Профилактика социальных рисков» 7-е классы, 3 часа | Риски, угрожающие жизни и здоровью человека; жизненные ценности; понятие здоровья, компоненты здоровья, эффективная стратегия построения жизненного плана. Интерактивная беседа, работа в парах, просмотр видеофильма. | Формирование адекватного представления о компонентах здоровья: физическое, психологическое и социальное взаимодействие между ними; развитие самооценки и навыков позитивного восприятия мира. |
7. | «Предпрофильная подготовка», 9-е классы, 35 часов | Представление о профессиях, рынке труда; выявление способностей и склонностей; формирование чувства ответственности за свое будущее через настоящее; значение личностных особенностей в выборе профессии. Лекции, беседы, анкетирование, диагностика, работа в малых группах психологический тренинг. | Формирование профессионального плана, построение жизненных целей с учетом ценностей, способностей и приоритетов; социальная адаптация. |
8. | «Молодежные субкультуры». интерактивная лекция | Информирование учащихся о существующих протестных молодежных движениях, их идеологии, атрибутике, потенциальной опасности для участников и общества | Ознакомление учащихся с целью избежания риска |
Раздел 4. Работа с учащимися.
№ п/п | Основные мероприятия | Содержание и технологии | Предположительный результат |
1. | Цикл бесед, встреч с работниками правоохранительных органов, инспектором ОДН УВД. | Тематика бесед: - виды правонарушений и преступлений; - основания для задержания; - постановка на учет в ОДН ; - права и обязанности учащихся; - ответственность за правонарушения; - административная и уголовная ответственность за правонарушения и др. | Наиболее полное понимание и осознание учащимися правовой ответственности за совершение правонарушений и преступлений. |
2. | Классные часы по профилактике правонарушений. | - Обсуждение ситуаций, фильмов и случаев совершения правонарушений подростками; - Беседы, дискуссии, лекции «Здоровый образ жизни»; - Профилактические беседы о поведении в общественных местах, на улице. | Практическое понимание учащимися правовой ответственности за совершение правонарушений и преступлений и оценка своих действий. |
Общешкольные мероприятия, посвященные дням воинской славы (победным дням) России, участие в районных мероприятиях | Вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической направленности. Конференции, радиопередачи, круглые столы, лекции, диспуты. | Сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России. Формирование духовно-нравственных качеств личности. | |
Общешкольные мероприятия гражданско-правовой направленности | Вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел гражданской, патриотической, общественно ценной направленностей. Неделя правовых знаний, радиопередачи, круглые столы, лекции | Воспитание граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности. Формирование духовно-нравственных качеств личности. | |
Городские, районные, общешкольные мероприятия спортивно-патриотической направленности | Вовлечение учащихся в систему спортивных соревнований и праздников. Лыжный кросс, спортивные праздники, Лыжня России «Невский меридиан» | Развитие морально-волевых качеств личности учащихся; профилактика заболеваний укрепления здоровья и блокировки негативных и вредных привычек | |
Тематические классные часы гражданской и патриотической направленностей | Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства. Классный час (разнообразные формы) | Создание духовно наполненной, патриотически-мотивированной среды жизнедеятельности классного коллектива, стимулирование общественной направленности действий и поступков микрогрупп классного коллектива | |
Ярмарка профессий | Первичная профессиональная ориентация учащихся | Стимулирование мотивационно-ценностного ядра предстоящей деятельности учащихся | |
3. | Организация внеурочной деятельности учащихся с целью воспитания гражданственности и патриотизма | - работа ОДОД школы; - обеспечение возможности выбора форм досуга для детей и подростков на базе ОДОД школы; - конкурсы исследовательских и творческих работ по гражданской и военно-патриотической направленности ; - конкурсы рисунков, плакатов, выставки рисунков; - автобусные экскурсии; - круглый стол старшеклассников: просмотр и обсуждение видеофильма «Психология толпы»; - праздник «День толерантности»; «День Конституции» «День народного единства», «День Победы» и др.; - организация вовлечения учащихся, требующих особого педагогического внимания, во внеклассную и внешкольную деятельность; - проведение школьных конкурсов, акций, участие в районных; - участие в районных конкурсах по истории Санкт-Петербурга; - участие в районной Конференции «Диалог поколений»; - организация традиционных школьных праздников, посвященных Дню знаний, Дню учителя, Дню матери, Дню толерантности, Дню снятия блокады Ленинграда, Дню Победы, Международному Женскому Дню, Дню защитника Отечества; - работа над качеством проводимых внеклассных мероприятий для привлечения внимания к ним учащихся и родителей; - ежегодное проведение акций социального характера в каждом классе и школе; - организация работы школьного самоуправления по разработке социальных проектов, участие в планировании работы школы, созданию благоприятных условий для интересного проведения свободного времени подростков; - выявление и проведение индивидуальной работы с учащимися, склонных к участию в экстремистских организациях и группировках. | Расширение безопасного пространства детей, в котором им интересно и комфортно. Формирование корпоративного духа в классе и школе, создание комфортной, семейной обстановки в школе. Привитие уважения к людям старшего возраста. Изучение ближайшего социального окружения ребенка с целью выявления ценностей и идеалов, лежащих в основе семейного воспитания. |
4. | Проведение психолого-педагогических консилиумов. | Диагностика и анализ с последующим принятием решения, направленных на изучение личностных особенностей школьников, требующих особого педагогического внимания, изучение познавательных способностей, ценных ориентаций, определение системы педагогических воздействий. | Осуществление индивидуального подхода и проведение индивидуальной работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания. |
Раздел 4. Работа с родителями.
Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, формировать у них позицию субъекта этого процесса.
№ п/п | Основные мероприятия | Содержание и технологии | Предположительный результат |
1. | Лекторий для родителей | Организация педагогических лекториев для родителей с привлечением специалистов, врачей, представителей ОДН, ЦППМС: - безопасность детей; - состояние детской преступности в СПб; - виды правонарушений; - предупреждение правонарушений; - общешкольные родительские собрания и ОДОД по вопросам воспитания гражданственности и патриотизма, пропаганде здорового образа жизни, противодействию незаконного оборота наркотиков | Осознание родителями существующих проблем, ситуации в городе, районе, школе, активизация внимания к проблемам правонарушений и др. |
2. | «Молодежные субкультуры». интерактивная лекция | Информирование родителей о существующих протестных молодежных движениях, их идеологии, атрибутике, потенциальной опасности для участников и общества | Ознакомление |
3. | Родительские собрания | Тематика родительских собраний: - «Поведение родителей как фактор снижения риска наркотизации подростков»; - «Психологические особенности подростков»; - психологический лекторий «Формирование толерантных отношений в семье»; - «Детская агрессия. Что это?»; - «Воспитание хозяина Земли»; - «В поисках своего призвания»; - «Семья и ее роль в воспитании детей»; -«Об ответственности родителей за обучение, воспитание и содержание детей»; и др. | - Выявление проблем - Привлечение родителей к проблемам детей; - Создание условий для сотрудничества |
4. | Индивидуальная помощь родителям. | Организация работы по оказанию помощи родителям в воспитании, координации действий школы и родителей, решение конфликтных ситуаций. | Решение индивидуальных проблем семей учащихся. |
5. | Консультации для родителей | - встреча с учителями, - индивидуальные беседы и консультации педагога-психолога, инспектора ОДН УВД, соц.педагога, администрации школы | Совместное решение выявленных проблем |
6. | Работа с детьми девиантного поведения. Консультации для родителей | - встреча с учителями, - индивидуальные беседы и консультации педагога-психолога, инспектора ОДН УВД, соц.педагога, администрации школы | Совместное решение выявленных проблем |
7. | Привлечение родителей для участия в массовых мероприятиях школы и ОДОД: Лыжный кросс, открытые общешкольные соревнования по спортивному ориентированию в микрорайоне | Привлечение к совместной деятельности.
| Создание условий для улучшения результатов учащихся через совместную деятельность классного руководителя - педагога дополнительного образования и родителей |
8. | Приглашение родителей на общешкольные праздники: 1.Российские соревнования по скалолазанию; 2.Спортивные соревнования и показательные выступления по рукопашному бою; 3.Праздник «День матери» (концерт). 4. Праздник «День толерантности (концерт, конференция); 5. День полного снятия блокады Ленинграда; 6. День Победы 7. Школьный фестиваль искусств «Звездный час» | - Раскрытие спортивных, творческих способностей; - подведение итогов за год: награждение учащихся за успехи в учебе, научно-исследовательскую работу, творческие, спортивные достижения | - привлечение родителей к успехам детей; - создание условий для сотрудничества; - создание условий для развития творческих способностей и добро- желательной обстановки в семье; |
9. | Набор учащихся в секции и кружки ОДОД ( дни открытых дверей школы, родительские собрания по классам, по объединениям ОДОД, индивидуальное собеседование) | Дни открытых дверей школы, родительские собрания по классам, по объединениям ОДОД, индивидуальное собеседование педагогов с родителями | Познакомить родителей с деятельностью объединения; - создать условия для сотрудничества; -привлечение большего числа учащихся в кружки и секции |
10. | Анкетирование родителей по работе ОДОД (в конце учебного года) | Выявление социальных запросов родителей на следующий учебный год | Расширение деятельности ОДОД |
Раздел 5. Циклограмма школьных мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию
Наименование мероприятия | Сроки проведения | Направлен-ность в системе гражданского и патриоти-ческого воспитания | С кем проводится | Ответственные за проведение |
Урок России День знаний | Сентябрь | Гражданско-патриотическое | 1-11 кл. | Классные руководители |
Классный час «Устав школы – это закон нашей жизни» | сентябрь | Правовое | 1-11 кл. | Классные руководители |
Классный час «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации» | сентябрь | Правовое | 2-11 кл. | Классные руководители, социальный педагог |
Организация экскурсионной работы: Посещение театров, музеев, экскурсии по городу, пригородам по тематике гражданской и патриотической направленностей | В течение года | Духовно-нравственное | 1-11 кл. | Классные руководители |
Проведение бесед с «трудными подростками» и их родителями | В течение года | Правовое | 1-11 кл. | Социальный педагог педагог-психолог, классные руководители |
Проведение классных часов по ППБ и ПДД | В течение года | Правовое | 1-11 кл. | Классные руководители |
Классные часы, родительский лекторий: «Профилактика правонарушений среди учащихся школы» (по договору с ГОУ ЦПМСС Московского района) | В течение года | Правовое | 5-11 кл. | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог ГОУ ЦПМСС |
Профориентационная работа | В течение года | Гражданское | 9-11 кл. | Педагог-психолог, классные руководители |
Классный час «Начало блокады Ленинграда» | сентябрь | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 1-11 кл. | Классные руководители, учителя истории |
Классный час «Государственная символика России» | октябрь | Гражданско-патриотическое | 3-11 кл. | Классные руководители, учителя истории |
Литературная дата: 19 октября – основание Царскосельского лицея | октябрь | Духовно-нравственное | 8-11 кл. | Классные руководители, учителя литературы |
Родительский лекторий по гражданскому и патриотическому воспитанию | В течение года (октябрь) | Гражданско-патриотическое, правовое | 7-8 кл. | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог ГОУ ЦПМСС |
Классный час «День народного единства» | ноябрь | Гражданско-патриотическое, историко-краеведческое | 1-11 кл. | Классные руководители, учителя истории |
Неделя правовых знаний: правовые классные часы | ноябрь | Гражданско-патриотическое, правовое | 1-11 кл. | Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя истории |
Праздничный вечер. Концерт, посвященный Дню Матери и Дню семьи | ноябрь | Духовно-нравственное | 1-11 кл. | Заместитель директора по ВР, председатель МО классных руководителей, педагог-организатор ОДОД |
Родительское собрание «Семейные таланты» | ноябрь - декабрь | Духовно-нравственное | 1-11 кл. | Заместитель директора по ВР, председатель МО классных руководителей, классные руководители |
Классный час «День героев Отечества» | декабрь | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 1-11 кл. | Классные руководители, учителя истории |
Радиопередача «Конституция России» | декабрь | Гражданско-патриотическое | 1-11 кл. | Заместитель директора по ВР, учителя истории |
Классный час «Я – гражданин России» (проводится ко Дню Конституции России) | декабрь | Гражданско-патриотическое | 5-11 кл. | Заместитель директора по ВР, учителя истории классные руководители |
Новогодняя акция «Посылка солдату – земляку» в горячие точки. | декабрь | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 1-11 кл. | Заместитель директора по ВР, председатель МО классных руководителей, классные руководители |
Районный праздник вручения паспортов «Я – гражданин России» | декабрь | Гражданско-патриотическое | 8 кл. | РОО Московского района, заместитель директора по ВР, классные руководители |
Классный час – урок мужества «Полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады» | январь | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 1-11 кл. | Классные руководители, учителя истории |
Выставка рисунков Память жива!», посвященных блокаде Ленинграда | январь | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 3-7 кл. | Педагог доп. образования по ИЗО, учитель ИЗО |
Концерт для ветеранов «Холоду войны – тепло души» | январь | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 8-11 кл. | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор ОДОД, кружки ОДОД художественной направленности |
Акция «Открытка на парадной: Ленинградский День Победы». | январь | Военно-патриотическое, социально-патриотическое | 1-11 кл | Заместитель директора по ВР, школьное самоуправление, куратор, педагоги доп. образования |
Радиопередача: 1.Общешкольный классный час-урок мужества (литературная композиция) «Блокадный Ленинград» 2. «Минута молчания» | январь | Военно-патриотическое, героико-патриотическое, социально-патриотическое | 1-11 кл | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор ОДОД, учителя истории, кружки ОДОД художественной направленности |
Районная акция памяти «Почётный караул» у памятников СПб, посвященных блокаде Ленинграда. | январь | Военно-патриотичес-кое, героико-патриотичес-кое, социаль-но-патриотичес-кое | 8-11 кл. | ДД(Ю)Т Московского района, заместитель директора по ВР, школьное самоуправление, куратор |
Районная конференция «Диалог поколений». | январь | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 9-11 кл. | РОО Московского района, заместитель директора по ВР, учителя истории |
Традиционный городской лыжный поход по местам боевой славы «Лемболовская лыжня» | январь | Спортивно-патриотическое | 6-11 кл. | Руководитель ОДОД, педагоги доп. образования |
Общешкольный лыжный кросс, посвященный полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады | январь -февраль | Спортивно-патриотическое | 1-11 кл. | Руководитель ОДОД, педагог-организатор, заместитель директора по ВР, классные руководители |
Праздничный классный час, посвященный Дню защитника Отечества | февраль | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 1-11 кл. | Классные руководители |
Радиопередача-поздравление с праздником «День защитника Отечества» | февраль | Духовно-нравственное | 1-11 кл. | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор |
Районная акция «Мы с тобой, солдат!» | февраль | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 1-11 кл. | ДД(Ю)Т Московского района, заместитель директора по ВР, школьное самоуправление, куратор |
Районный фестиваль образовательных учреждений «Культурное сословие». | февраль - апрель | Духовно-нравственное | 7-11 кл. | ДД(Ю)Т Московского района, руководитель ОДОД, заместитель директора по ВР, педагог-организатор ОДОД, педагоги доп. образования |
Районная Ярмарка «Образование. Карьера. Досуг». Проводится РОО Московского района совместно с «Центром содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор» | март | Гражданское | 8-11 кл. | Классные руководители, социальный педагог, заместитель директора по ВР |
Радиопередача-поздравление с праздником «Международный женский день 8 марта» | март | Духовно-нравственное | 1-11 кл. | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор |
Праздничные классные огоньки, посвященные Дню защитника Отечества и Международному женскому дню 8 марта | март | Духовно-нравственное военно-патриотическое | 1-11 кл. | Классные руководители, председатель МО кл. руководителей |
Открытые соревнования школы по армейскому рукопашному бою | март | Военно-патриотическое, спортивно-патриотическое | 1-8 кл. | Заместитель директора по ВР, руководитель ОДОД, педагоги доп. образования по рукопашному бою |
Классные родительские собрания. Родительский лекторий (9-11 кл.) | март | Политико-правовое | 1-11 кл. | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог ГОУ ЦПМСС |
Классный час по антикоррупционной политике государства | февраль - март | Политико-правовое | 5-11 кл. | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
Классный час «Великий полет» | апрель | Героико-патриотическое | 1-11 кл. | Классные руководители, председатель МО кл. руководителей |
Традиционная Акция «Чистый район на карте города» и Международный День добровольного служения городу | апрель | 3-11 кл. родители школы | Классные руководители, председатель МО кл. руководителей, заместитель директора по АХЧ | |
Акция по благоустройству школьной территории. | апрель- май-июнь | 8-11 кл. | Руководитель кружка «Ландшафтный дизайн и цветоводство» | |
Конкурс и выставка детского рисунка ко Дню Победы | апрель - май | Педагог доп. образования по ИЗО, учитель ИЗО | ||
Краеведческая эстафета «Знай свой город». | апрель | Историко-краеведческое | 5-7 кл. | Педагог доп. образования |
Проведение школьного фестиваля «Звездный час» | апрель | Духовно-нравственное | 5-11 кл. | Заместитель директора по ВР, руководитель ОДОД, педагоги-организаторы ОДОД |
Общешкольные открытые соревнования по спортивному ориентированию в микрорайоне | апрель | Спортивно-патриотическое | 2-11 кл. | Руководитель ОДОД, педагог-организатор ОДОД |
Школьный фестиваль «Звездный час». | май | Духовно-нравственное | 1-4 кл. | Заместитель директора по ВР, руководитель ОДОД, педагоги-организаторы ОДОД |
Классный час «Право на отдых и право на труд» | май | Правовое | 1-11 кл. | Классные руководители, председатель МО кл. руководителей |
Классные родительские собрания. | май | Правовое | 1-11 кл. | Классные руководители |
Беседы «В поисках своего призвания» (профориентация). Беседы с родителями. Помощь в трудоустройстве учащихся | апрель -май | Гражданское | 9, 11 кл. | Социальный педагог, педагог-психолог |
День Победы (праздничные мероприятия по общешкольному плану, скорректированному с Отделом образования Московского района и Дворцом Детского Творчества Московского района) | май | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 8-11 кл. | РОО Московского района, ДД(Ю)Т Московского района, заместитель директора по ВР, педагог-организатор ОДОД |
Литературно-музыкальный вечер «Песни, опаленные войной» | апрель - май | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 1-6 кл. | Классные руководители, учителя литературы, музыки, педагоги доп. образования, председатель МО кл. руководителей |
Концертная программа ко Дню Победы для ветеранов 351 зенитно- артиллерийского полка ПВО и МО «Новоизмайловское» | май | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 8-11 кл | Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы ОДОД, учителя истории, кружки ОДОД художественной направленности |
Радиопередача: 1.Общешкольный классный час-урок мужества (литературная композиция) «День Победы» 2. «Минута молчания» | май | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 1-11 кл | Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы ОДОД, учителя истории, кружки ОДОД художественной направленности |
Общешкольная конференция «Диалог поколений. «Поклонимся великим тем годам…» (приглашение ветеранов 351 зенитно-артиллерийского полка ПВО и МО «Новоизмайловское») | май | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 7-11 кл. | Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы ОДОД, учителя истории, кружки ОДОД художественной направленности |
Раздел 6. Примерная тематика классных часов для учащихся 1-11-х классов
Класс | Тема |
Государственная и другая символика. | |
1-5 | 1. Государственная символика. Что это такое? 2. Государственные символы России. 3. О Государственном флаге Российской Федерации. 4. Государственный российский герб. 5. Государственный Российский гимн. 6. Символы президентской власти. 7. Символы российских городов. 8. Символы Санкт-Петербурга. 9. Государственные награды Российской Федерации. 10. Государственные символы народов мира. 11. Спортивная атрибутика. 12. Эмблемы организаций и обществ. 13. Школьный гимн и школьная символика. 14. Символы повседневности, Семейная символика. 15. Моя символика. |
6-7 | 1. Символы государства. 2. История Государственного флага России. 3. Флаги России. 4. История создания Государственного герба России. 5. История создания Государственного гимна России. |
8-11 | Государственные символы России: история и современность. 1. История возникновения государственных гербов. 2. Русский герб от века к веку. 3. Первая в мире Страна советов и ее символика. 4. Государственный герб России. Геральдика сегодня. |
Правовое воспитание. | |
1-11 | 1. Устав школы – это закон нашей жизни. 2. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации. |
1-4 | 1. Ваши права и обязанности, дети. 2. Правила поведения на уроке и на перемене.(1 кл.) 3. Правила поведения в библиотеке. (2 кл.) 4. Главные вопросы. 5. Вредные привычки. (4 кл.) |
5-6 | 1. Всемирный День защиты прав детей: Права ребенка – права человека. 2. Я и закон. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. 3. Здоровый образ жизни (цикл классных часов) |
8-11 | 1. Умеем ли мы общаться друг с другом? (8 кл.) 2. Права ребенка. (8-9 кл.) 3. Конфликт и выход из него. (8-10 кл) 4. Конфликты и взаимопонимания. (10-11 кл.) 4. Юный правовед (8-9 кл.) 5. Немного о праве. (10-11 кл) 6. Знатоки права. (10-11 кл.) 7. Право на образование. (9-11 кл.) 8. Права человека (11 кл.) 9. Я и закон. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. 10. Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. 10. Воспитание основ безопасности и здорового образа жизни (цикл классных часов) |
5-11 | Антикоррупционная политика государства: 1. Борьба со взяточничеством в древней и средневековой Руси. (5-7 кл.) 2. Проблема коррупции в Российской империи (XVIII-нач. XX в.) 8 -9 кл. 1. Антикоррупционные меры в Советском государстве. (9-11 кл.) 2. Антикоррупционная политика в современной России (9-11 кл.) 3. Круглый стол: «Существуют ли проявления коррупции в сфере образования? Какова ваша личная позиция?». (10-11 кл.) 4. Коррупция как многоплановое явление (экономическое, политическое, социальное и культурное) и методы борьбы с ней. (9-11 кл.) 5. Гражданское общество в борьбе с коррупцией (история и современность). (10-11 кл.). |
Гражданское воспитание | |
1-4-5 | 1. Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я живу. 2. Все работы хороши – выбирай на вкус. 3. 22 апреля – День Земли. 4. Слава хлебу на столе! 5. Сюрпризы лесной полянки. 6. Права ребенка в новом веке - Конституция РФ. (2 кл.) 7. Ответственность. (3 кл.) 8. Декларация прав ребенка. 9. День Конституции. |
6-7 | 1. Государственное управление России. 2. О гражданском долге, мужестве и героизме. 3. Гражданин нового века – здоровый, сильный духом человек. 4. День народного единства. |
8-11 | 1. Я – гражданин России. 2. Человек в обществе: главные ценности. 3. Общение. (8 кл.) 4. Свобода мысли и слова. (9 кл.) 5. Человек. Личность. Гражданин. (8-9 кл.) 6. Мы и выборы. (9-11 кл.) 7. Гражданственность. (10-11 кл.) 8. Земля – наша общая забота. (10-11 кл.) |
Выбор будущей профессии | |
1-4 | 1. Мир профессий. (Кто трудится в нашей школе? Люди каких профессий трудятся рядом с нашей школой?). (1 кл.) 2. Профессии моих родителей и родственников. (2 кл.) 3. Профессиональные (трудовые) династии в моей семье. (3 кл.) 4. «Все работы хороши – выбирай на вкус». Профессия, которая мне нравится. (4 кл.) |
5-7 | 1. Роль знаний, умений и навыков в приобретении профессии. (5 кл.) 2. Кем я хочу быть и почему? (6 кл.) 3. Что нужно знать при выборе профессии (интересы, склонности, способности и т.д.). (7 кл.) |
8-11 | 1. Готовлюсь к будущей профессии. (8 кл.) 2. Калейдоскоп профессий. (9-11 кл.) 3. Как выбрать профессию. (9-11 кл.) 4. Выбор профессии – ответственное дело выпускника. (11 кл.) |
Патриотическое воспитание | |
1-4-5 | 1. С любовью к России. 2. Фотографии моей Родины. 3.Летопись природы родного края. 4. Россия – Родина моя. 5. Честь имею. 6. День защитника Отечества. 7. Подвигу народа жить в веках. 8. Обычаи и традиции русского народа. 9. Славянская азбука. 10. Хлеб - всему голова. 11. 12 апреля - День космонавтики. 12. Моя родословная. 13. Военные фотографии моей семьи. |
6-7 | 1. История Санкт-Петербурга: даты и числа. 2. Помни корни свои. 3. История российской армии. 4. 12 апреля - День космонавтики. |
8-11 | 1. 12 апреля - День космонавтики. 2. Российская армия: вчера, сегодня, завтра. (9-11 кл.) 3. Уроки мужества, посвященные Великой Отечественной войне. 4. Земля без войны. (10-11 кл.) |
Духовно-нравственное | |
1-4 5-6 | 1. Я иду в гости. 2. О дружбе, доброте и отзывчивости. 3. Школа вежливых наук. 4. Осенняя пора - очей очарование. 5. Зависть. 6. Да здравствует вежливость! 7. Фотография из семейного альбома (5-7 кл.). Цикл классных часов. |
8-11 | 1. Личность и общение. (10-11 кл.) 2. Семья – малое государство. (8-11 кл.) Цикл классных часов. 3. Пути развития российской цивилизации. (10-11 кл.) 4. Фотография из семейного альбома. (8-9 кл.) 5. Культура личности – духовная ценность. (10-11 кл.) 6. Земля без войны. (10-11 кл.) |
Темы классных часов рекомендуются в дополнение к циклограмме школьных мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию (см. Раздел 5 Программы).
ЛИТЕРАТУРА
1. Гребенкина Л.К., Жокина Н.А., Мартишина Н.В., Ганина Т.В., Аджиева Е.М.,
Еремкина О.В. Сценарии классных часов. В двух частях. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
2. Государственные символы России: история и современность: занятия, праздники, игры. 7-9 классы /авт.-сост. И.Н.Клочкова, Р.Ш. Энсани. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Жиренко , Е., Лапина Е.В. Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 1- 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
4. Классные часы в 1-4 классах /авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
5. Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 классы. /Сост. В.А. Ведерников и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
6. Гражданско-патриотическое воспитание: классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины. Выпуск 2
авт.-сост. Л.Н. Клинкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность: беседы, классные часы, вечера, праздники, игры /авт.-сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
8. Классные часы: 2 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008.
9. Классные часы: 5 класс / Авт.-сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2008.
10. Классные часы: 7 класс / Авт.-сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2008.
11. Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание.
10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
12. Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8-11 классы. Классные часы, общешкольные мероприятия. / Т.А. Корнева. – М.: Глобус, 2008.
13. Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию (классные часы, проекты, диспуты, игры, тесты, викторины, литературно-музыкальные композиции, олимпиада по международному гуманитарному праву). 5-10 классы. / Н.Ф. Ромашина. - М.: Глобус, 2008.
14. Правовые классные часы в 9-11-х классах. / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
15. Классные часы в лицее и колледже. / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
16. Классный руководитель. №2, 2009.
17. Классный руководитель. №8, 2010.
18. Гражданин современной России /10-11 класс: учебное пособие для общеобразоват. учреждений/ Под общ. ред. Проф. А.С. Горшкова. – СПб, «Виктория плюс», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания 2010 - 2015 года
Представлена Программа воспитательной деятельности школы. Раскрыты основные принципы и функции воспитательного процесса и направления воспитательной работы....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ (2010-2015 уч.г)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ (2010-2015 уч.г) ...
Программа развития "Наша новая школа", 2010-2015 г.г.
Программа развития МАОУ СОШ№12 ст.Михайловской "Наша новая школа" на 2010-2015 г.г. Данная программа является руководством к действию для педагогического колл...
Авторская программа воспитательной работы по развитию и социализации личности учащихся«Мир наших «Я» 5-9 класс на 2010 - 2015
Программа «Мир наших «Я» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной прог...
Проект военно - патриотического воспитания. «Отечества-достойные!» на 2010-2015 годы.
Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство - силою его патриотизма. Одна из важнейших проблем современной России – проблема во...
Программа СОШ п. Верхнеказымский "Одаренные дети" 2010-2015 годы
Программа СОШ п. Верхнеказымский "Одаренные дети" 2010-2015 годы содержит: паспорт, введение, содержание проблемы и ее необходимости решения программным методом, цель, задачи и сроки реализации програ...
Социальный проект «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в классе казачьей направленности» (2010-2015 учебные годы)
Важность задачи воспитательного потенциала, толерантного отношения к представителям других национальностей, изучению истории Отечества, культуры, традиций и обычаев других народов, насел...