Баршевская И.И. Методические подсказки: дополнительная общеобразовательная программа. Рекомендации к написанию и практические советы.
методическая разработка по теме
Материал подготовлен в 2014 году для участия во II Всероссийской научно-практической конференции «Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения" и Всероссийском дистанционном конкурсе с международным участием "Лучшая методическая разработка". Материал был опубликован 14 мая 2014 года на сайте http:// конф.net/show.php?num=865. С небольшими сокращениями под названием "Общеобразовательная программа дополнительного образования. Рекомендации к составлению" его напечатали в приложении "Мастер-класс" к журналу "Методист", № 5, 2014, с. 2 - 26.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._podskazki_._itog_-_kopiya.docx | 59.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр «Ярославич»
И.И. Баршевская
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Рекомендации к написанию и практические советы
Ярославль
2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | |
Введение | 3 |
Документ, определяющий нашу деятельность | 5 |
Как написать программу: алгоритм действия | 8 |
Как не надо писать программу: работа над ошибками | 18 |
«Мониторинговая» проблема | 21 |
Жизнь диктует новое | 24 |
Индивидуальный образовательный маршрут и дополнительная общеобразовательная программа | 27 |
Заключение | 35 |
Библиография | 36 |
ВВЕДЕНИЕ
Вашему вниманию предлагается сборник рекомендаций и практических советов по написанию дополнительных общеобразовательных программ, подготовленный методистом муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Ярославля Детско-юношеского центра «Ярославич» Баршевской Изабеллой Игоревной. Собственно, цель данного сборника заключается в стремлении обратить теоретические рекомендации в практические советы, что автор-составитель намеревается выполнить, исходя из опыта работы также и педагогом дополнительного образования.
Практическое «видение» программ, разумеется, опирается на знание научно-методической литературы. И при подготовке брошюры были использованы труды известных авторов – Л.Н. Буйловой, Н.В. Кленовой, З.А. Каргиной, С.В. Кульневич, Л.Г. Логиновой, В.А. Горского и других; пособия и статьи специалистов Государственных автономных образовательных учреждений Ярославской области – Института развития образования и учреждения дополнительного образования детей Центра детей и юношества Т.Н. Гущиной, Е.В. Булановой, Т.А. Цветковой; материалы курсов повышения квалификации, которые автор-составитель данного сборника посещала в 2010 – 2012 годах.
В качестве примеров в сборнике приводятся программы педагогов МОУДОД ДЮЦ «Ярославич».
Итак, отправная точка педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей – это подготовка дополнительной общеобразовательной программы детского объединения, которым руководит педагог. Одно из существенных отличий педагога дополнительного образования от учителя общей школы в том и заключается, что он работает не по готовым учебникам и программам, а должен представить свой взгляд на педагогическую деятельность по выбранному предмету, документально его закрепить.
Это настоящее творчество, только облаченное в нормативные рамки, ведь мы работаем не в клубе по интересам, а в системе образования. Молодые педагоги зачастую не задумываются над этим обстоятельством, что и приводит к непониманию необходимости более серьезно и ответственно подходить к созданию такого важного нормативного документа, как дополнительная образовательная программа, дающая право на осуществление педагогической деятельности той или иной направленности.
Надеемся, что доступное разъяснение нормативных требований к оформлению и составлению дополнительных общеобразовательных программ, детальный разбор типичных ошибок при их написании поможет молодым педагогам не бояться работать над программами. Убедит их в том, что создание программы – это такой же показатель профессионального и творческого роста педагога, как и успехи его учеников.
ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ НАШУ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Прежде всего, разберем само понятие «программа». В переводе с греческого языка это слово трактуется как распоряжение, объявление. В широком смысле программа – это особый вид проекта, содержательно-организационная модель совместной деятельности людей. И программа, и проект – это виды научно-методической продукции, ее также называют организационно-инструктивной. Основной функцией подобных документов является детальное представление образа какой-либо деятельности для достижения более высоких результатов. Такая продукция должна представлять идеальную модель конкретной деятельности и отражать ее методику.
Содержание данной продукции может иметь как концептуально-технологический, так и познавательный характер, а стиль ее изложения должен быть сугубо научно-методическим.
Дополнительная общеобразовательная программа – нормативный документ, отражающий модель образовательного процесса в дополнительном образовании детей, его ценностно-целевое обоснование, содержание, организацию, порядок взаимодействия его участников и результативность. Другими словами – это нормативный документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с заявленными целями деятельности, условиями, ресурсным обеспечением, специальным содержанием, методами и технологией достижения гарантированных положительных результатов.
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются по типу (форме составления), структуре и направленности. По типам программы классифицируют на авторские, типовые и адаптированные.
Авторская (экспериментальная) программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений программа может претендовать на статус авторской. Пока официально программа не признана таковой, подготовивший ее педагог считается автором-составителем.
Типовая программа – значит, примерная, рекомендована органом управления образованием по той или иной образовательной области, направлению деятельности. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков, которое проверяется, как правило, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов, экзаменов, контрольных работ и т.п.
Адаптированная (модифицированная) программа подготовлена на основе примерной, измененной с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков. Желательно, чтобы адаптированная программа была также обсуждена на методическом совете и утверждена руководителем учреждения.
По структуре, то есть по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности, программы подразделяются на модульные, комплексные и интегрированные.
Модульные – это программы, составленные из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков. Пример – программа «Город, в котором я живу», объединяющая такие блоки, как «Историческое краеведение», «Литературное краеведение» и «Право».
Интегрированные – это межпредметные программы, изучающие несколько отраслей науки в едином ключе (программа объединения «Юные журналисты-краеведы», совмещающая в изучении оригинального газетного жанра – краеведческая заметка знания двух предметов – журналистики и краеведения).
Комплексные – включают несколько направлений деятельности, работу многих коллективов, направленную на реализацию единой цели (программа Детской образовательной студии «Золотой ключик»).
Также по структуре программы классифицируют на сквозные (учитываются возрастные особенности детей, их количество в группах, физическое состояние), многоуровневые (содержащие несколько образовательных уровней, необходимых для достижения поставленной цели), возрастные (для определения возрастной категории) и целевые (для особых категорий детей – одаренных, детей-инвалидов и т.п.).
Направленность программы определяется содержанием деятельности, целью обучения. Есть программы художественно-эстетической направленности (различные хореографические объединения, театральные коллективы, изостудии и т.п.), спортивно-оздоровительной или физкультурно-спортивной (объединения и секции по футболу, каратэ, боксу, спортивному ориентированию и т.п.). Есть профессионально-прикладные программы, направленные на получение навыков конкретной деятельности, профориентацию и допрофессиональное образование. Есть досуговые программы (например, программа объединения «Мать и дитя», предназначенная для досугового общения молодых матерей, находящихся в отпуске по уходу за детьми). Широко распространены программы социальной адаптации, ориентированные на создание ситуации предметного общения (скажем, программа «Развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников, имеющих трудности в усвоении школьной программы»). Или – социально-педагогической направленности, например, программа «ШАГ: школа активного гражданина». Огромно разнообразие эколого-биологических программ, таких как «Кладовая природы». Есть научно-исследовательские программы, ориентированные на индивидуальную научную деятельность обучающегося. Пример – индивидуальный образовательный маршрут «Тайны Донской слободы» в рамках дополнительной образовательной программы объединения «Юные журналисты-краеведы». Последнюю можно охарактеризовать как программу культурологической направленности. Культурологическую направленность имеют и такие программы, как «Народный музей», «Детский пресс-центр». Популярны различные программы туристско-краеведческой направленности («Занимательное краеведение»).
Есть просто познавательные программы, направленные на углубление и развитие интеллекта, познавательных способностей и потребностей детей и подростков. Отдельно можно говорить о научно-технической, военно-патриотической направленностях и т.д.
Словом, дополнительные общеобразовательные программы имеют различные цели, выполняют разные задачи, и у каждой – свое содержание и своя направленность, но все они подчиняются единым требованиям, которые надо соблюдать, чтобы документ, определяющий нашу педагогическую деятельность, не превратился в «псевдонаучное» или «окололитературное» творчество.
КАК НАПИСАТЬ ПРОГРАММУ: АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ
Он определен давно – в Примерных требованиях (их можно назвать рекомендациями) к программам дополнительного образования детей, изложенных в приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года за № 06-1844.
Из чего же состоит алгоритм написания программы?
Прежде всего, надо определиться с тем, из чего складывается ее структура: это титульный лист, оглавление, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание дополнительной общеобразовательной программы, методическое обеспечение, список рекомендуемой литературы и приложения.
Начнем с начала – с «ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА». Он должен содержать следующие данные: уровень подчинения и название образовательного учреждения; кем и когда программа утверждена; полное ее название; срок реализации и возраст детей; фамилию, имя, отчество и должность разработчика программы; место и год ее создания.
Пример:
Департамент образования мэрии города Ярославля
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр «Ярославич»
Утверждаю: |
Директор МОУДОД ДЮЦ «Ярославич» |
Е.А. Дубовик |
«_____»___________20 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Бусинка к бусинке»
для детей старшего дошкольного возраста
срок реализации 2 года
Автор-составитель: |
Герасимова Виктория Вячеславовна, |
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории |
Ярославль, 2012
Далее
ОГЛАВЛЕНИЕ
| Стр. |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Каждый раздел программы пишется с новой страницы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Пояснительную записку» открывает подраздел, называющийся «Актуальность программы». Он начинается с педагогического обоснования. Надо показать (определить) место того вида деятельности, которому педагог посвятил свою программу, в культуре и истории общества, а так же раскрыть его практическую значимость (педагогическую целесообразность), необходимую для развития личности ребенка. Из практической значимости и вытекает актуальность программы, то есть злободневность, необходимость заниматься данным видом деятельности в наши дни.
Обоснование не должно быть большим: достаточно двух (максимум трех) абзацев грамотных и четких предложений.
Следующая позиция «Пояснительной записки» - классификация программы. Ее прописывают в подразделе «Актуальность» одним предложением: авторская интегрированная общеобразовательная программа культурологической направленности или адаптированная сквозная образовательная программа социально-педагогической направленности и т.п. Здесь же стоит упомянуть и о материалах, использованных педагогом при написании программы. Пример: «В основу данной адаптированной индивидуально-ориентированной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности легли идеи и труды психологов И.В. Крупенниковой, С.В. Вахрушева, Т.А. Арефьевой и др.».
Далее выделяются отличительные особенности от других программ в конкретной сфере деятельности. Скажем, во всех учреждениях дополнительного образования детей есть объединения художественно-эстетической или спортивно-оздоровительной направленности, которые адаптируют типовые программы с учетом своих возможностей и опыта, и это надо показать.
Если программа претендует на авторскую, то это доказывается, помимо отличительных особенностей прописывается ее новизна, как правило, она заключается в методах и приемах обучения. Кратко, одним предложением, объясняется и направленность программы, почему ее надо считать, скажем, комплексной или интегрированной.
Далее выделяется как подраздел «Цель программы». Цель – это идеальный конечный результат деятельности, она должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики).
Научно-методическая литература предлагает следующую методику целеполагания (целеполагание – это процесс формирования цели). Чтобы правильно сформулировать цель, нужно представить себе обучающегося «на выходе» из детского объединения, но не просто как танцора, музыканта, спортсмена, а как полноценную личность с развитыми творческими способностями, сформированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами. Затем охарактеризовать ребенка по определенным параметрам – личностным, профессиональным, общекультурным и составить словесный «портрет» выпускника. После этого попытаться обобщить эти описания и сформулировать три цели программы:
-цель в обучении (предпрофессиональная подготовка),
-цель в воспитании (личностные качества),
-цель в развитии (общие и специальные способности).
Но прописывать в «Пояснительной записке» надо только одну цель: сформулировать ее как одно взаимосвязанное предложение, с обязательным наличием всех трех названных составляющих. Приведем пример с программой «Бусинка к бусинке» (детское объединение бисероплетения «Элегант», педагог В.В. Герасимова).
Цель программы:
формировать и развивать творческие умения и способности обучающихся путем освоения технологии бисероплетения, воспитывать трудолюбие и уважение к народным промыслам и ремеслам.
После того, как цель программы сформулирована, прописываются «Задачи» – это следующий подраздел «Пояснительной записки».
Что такое задачи? Это способы (пути) реализации цели. Чтобы правильно определить задачи программы, в соответствии с поставленной общей целью, сначала надо, на черновике, назвать все необходимое для их выполнения (то есть полностью выстроить образовательный процесс), а уже после этого сделать обобщение и сформулировать адекватное количество задач (не более семи-восьми). Если задач получилось больше, то лучше сразу разделить их по направленности:
- задачи в обучении (желательно, не более трех),
- задачи в воспитании (такое же количество),
- задачи в развитии (также).
Приведем пример написания задач в программе «Бусинка к бусинке».
Задачи:
Обучающие
- Дать знания по истории возникновения бисера, по основным понятиям, терминам, приемам и способам бисероплетения на проволоке, познакомить с видами изделий из бисера.
- Научить работать с подручным материалом.
- Научить соблюдать правила техники безопасности.
- Научить правильно организовывать свое рабочее место.
Воспитательные
1. Прививать прилежность, аккуратность, терпение, усидчивость.
2. Прививать интерес к творческому процессу, интерес к овладению знаний.
3. Воспитывать навыки самостоятельности, уверенность в своих силах и возможностях.
4. Воспитывать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, умение слушать и слышать.
Развивающие
- Развивать мышечную чувствительность, мелкую моторику и координацию движений.
- Развивать наблюдательность, образную память (зрительную, слуховую, двигательную), наглядно-образное и пространственное, а также абстрактное мышление, точность и ясность речи.
3. Развивать положительные эмоции и волевые качества.
4. Развивать мотивацию к учению как потребности в удовлетворении своих личных познавательных интересов, радости творчества и ощущения необходимости своего труда в том, что даришь радость близким людям.
Следующий подраздел «Пояснительной записки» - «Этапы реализации программы».
Он начинается с указания, насколько лет обучения рассчитана программа. Каждый год обучения – это и есть этап реализации программы.
Этапы реализации надо охарактеризовать, рассказать, чем будут заниматься дети на 1-ом, 2-ом и т.д. годах обучения. Сделать это надо очень кратко – не более одного абзаца на каждый этап. Лучше каждому этапу дать свое название, это поможет лаконично выразить его сущность.
Скажем, 1-й год обучения программы объединения «Юные журналисты-краеведы» (педагог И.И. Баршевская) называется «Школа юнкоров». На этом этапе дети знакомятся с азами работы во всех основных жанрах газетной журналистики. На 2-ом году обучения – «Краеведческая заметка: информация, просвещение, общение» - дети подробно изучают особенности этого оригинального газетного жанра, постигают основы исследовательской деятельности и просветительско-популяризаторской общественной работы. На 3-ем году обучения – «Я – журналист, краевед и публицист» - будут заниматься по индивидуальным планам самостоятельной разработкой некоторых малоизученных вопросов Ярославского краеведения в форме популяризаторского исследования (при творческой поддержке педагога).
Затем прописываются «Условия реализации программы». В этом подразделе надо указать возраст детей, на который рассчитана программа, какие документы лежат в основе комплектования групп, количество обучающихся в одной группе, то есть наполняемость групп.
Следующий подраздел – «Режим организации занятий». Здесь надо указать продолжительность одного учебного занятия и количество занятий в неделю. Для дошкольников, по САНПИНам, - это 1 академический час, то есть 30 астрономических минут, 2 раза в неделю. Для школьников – 2 академических часа или 1 час 30 минут 2 раза в неделю на 1-м году обучения. На 2-ом и последующих годах обучения школьники могут заниматься либо по 2 академических часа 3 раза в неделю, либо по 3 академических часа (2 часа 15 минут) 2 раза в неделю.
Завершает описание организации учебной деятельности подраздел «Формы проведения учебных занятий», в котором их надо только перечислить: беседа, лекция, рассказ, игра, викторина, тренировка, репетиция, диспут и т.д.
Если педагог работает с особыми категориями детей (инвалидами, одаренными, детьми «группы риска» и т.д.), необходимо это так же обозначить в «Пояснительной записке» программы, так как это во многом будет определять особенности методики учебно-воспитательной работы в таком детском объединении.
Надо указать и «Ожидаемые результаты» (по каждому году обучения), то есть описать уровень знаний и умений ребенка, которые он получит в ходе учебной работы, а также степень развития его способностей и параметры оценки сформированности личностных качеств. При этом предполагаемые результаты должны быть соотнесены с целью и задачами программы. При формулировке ожидаемых результатов надо мысленно отвечать на вопрос: что? Что мы хотим получить от детей, какие знания, умения и навыки, перечислить их. Пример из программы «Бусинка к бусинке».
По окончании 1 года обучения обучающимся надо знать (понимать):
- основные понятия курса;
- правила техники безопасности по работе с инструментами;
- основные виды изделий из бисера;
- базовые способы и приемы бисероплетения и т.д.
По окончании 1 года обучения обучающимся надо уметь (пытаться):
- пользоваться основными терминами бисероплетения;
- владеть начальными приемами техники бисероплетения;
- различать изделия бисероплетения по видам и т.д.
Обязательный подраздел «Пояснительной записки» - это «Система отслеживания результатов», то есть краткая характеристика методов наблюдения, исследования и диагностики результатов освоения программы. Здесь описывается, как осуществляется наблюдение за освоением программы, как организована предварительная диагностика. Указываются социометрические исследования (например, анкетирование), формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
В заключение «Пояснительной записки» перечисляются «Формы подведения итогов»: выполнение контрольных заданий, участие в концертах, соревнованиях, тестирование, опрос и т.п.
Как видим, «Пояснительная записка» - это основополагающий раздел программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Этот раздел должен быть представлен отдельно для каждого года обучения в форме таблицы (по Л.Н. Буйловой и Н.В. Кленовой):
№ раздела и темы | Название разделов (блоков) и тем | Общее кол-во учебных часов | В том числе | |
теории | практики | |||
1. | Название раздела | |||
1.1 | Название темы | |||
1.2. | Название темы | |||
2. | Название раздела | |||
2.1 | Название темы | |||
2.2. | Название темы | |||
Итого часов: |
Количество часов в «Учебно-тематическом плане» ведется из расчета на одну учебную группу (если основной формой занятий являются групповые) или на одного ребенка (если основные занятия индивидуальные). Если есть необходимость указать календарные сроки изучения тем, составляется отдельно «Календарно-тематический план».
СОДЕРЖАНИЕ
Данный раздел дополнительной общеобразовательной программы прописывается «телеграфным» стилем, предельно кратко, по схеме:
- № раздела «Учебно-тематического плана». Название раздела.
- № темы. Название темы.
- Теория (основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания).
- Практика (примерное содержание практической деятельности детей на учебном занятии, можно просто перечислить названия упражнений и других практических заданий).
- Оборудование и оснащение (если необходимы уточнения).
- Литература (если есть).
- Место проведения занятия (если занятие выездное).
Таким образом, в соответствии с учебно-тематическим планом, необходимо «расписать» каждый раздел и тему программы по каждому году обучения.
Приведем пример из программы детского объединения речевой сценической культуры «Говори» (педагог О.В. Амбарова).
Содержание
I год обучения
1.Раздел «Дикция»
1.3. Тема «Чистоговорки в движении».
Теория: понятие «чистоговорка»; беседа о способах выполнения чистоговорок.
Практика: упражнения «Оса», «Кукушонок», «Поп» и др. по формированию чистой и внятной речи в условиях пространства.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В данном разделе прописывается обеспечение программы видами методической продукции (разработками игр, бесед, экскурсий, конкурсов и т.п.), методами и приемами обучения и воспитания, наглядно-дидактическим материалом (иллюстрациями, пособиями, схемами, набором заданий, карточек и т.п.), техническим оснащением (наличием кабинета, инструментария, музыкальной аппаратуры, компьютерной техники ит.п.).
Оформить раздел можно в таблице:
№ | Наименование тем (разделов) | Форма занятия | Методы, способы, приемы | Дидактическое и техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Если не нравиться работать с таблицами, оформляем подразделы как заголовки.
Типы занятий
Ознакомление с новым материалом, закрепление изученного, применение знаний и умений, комбинированное занятие, интегрированное занятие и др.
Формы организации занятий
Групповые, индивидуальные, парные, малыми группами, фронтальные.
Формы проведения занятий
Теоретические: объяснение, рассказ, беседы, лекции и т.п. Практические: задания, упражнения, конкурсы, диспуты, соревнования, игры, викторины и т.д.
Формы подведения итогов
Выставки, концерты, конкурсы, соревнования и т.п.
Методы и приемы обучения
Наглядность, метод вовлечения в литературное творчество, метод вовлечения в художественное творчество, метод познавательной и командной, деловой и ролевой игры, инсценизация, демонстрация и т.д.
Методы и приемы воспитания
Метод формирования долга и ответственности, метод формирования интереса к учению и др.
Дидактические материалы
Наглядно-дидактические пособия, карточки-задания и другой раздаточный материал, необходимый для выполнения практических работ и проведения практических занятий.
Техническое обеспечение
Перечисление технических средств обучения.
При написании раздела «Методическое обеспечение» важно понимать различие между формой проведения занятия и методом, приемом обучения. Так, беседа – это форма теоретического занятия, проведение беседы – метод обучения. Написание заметки, статьи, рассказа – это форма практического занятия в литературном или журналистском детском объединении, а методом (способом, приемом) обучения здесь будет вовлечение в литературное творчество.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Он дается строго в алфавитном порядке. Алфавит соблюдается до трех букв. После автора, названия книги, указывается место издания – город, где вышла книга (Москва и Петербург обозначаются сокращенно, названия всех остальных городов даются полностью), название издание (если есть такие данные) и год выпуска книги (только цифры), общее количество страниц (всех изданий, указанных в списке, либо не давать совсем). Хотя правила к оформлению Списков литературы в последнее время значительно изменились, основные требования остались те же.
В программе могут быть даны и два списка: в одном – пособия, методики, статьи, программы, используемые педагогом в своей работе (научно-методическая литература), в другом – литература, рекомендуемая для чтения детям и родителям (популярная).
Приведем сокращенный «Список литературы» из программы «Бусинка к бусинке».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамчик М.В. Веселые и забавные фигурки из бисера своими руками. – Минск: Харвест, 2010.
2. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 1999.
3. Белов Н.В. Фигурки из бисера. – Минск: Харвест, 2007.
4. Бисер. Украшения, бижутерия и поделки. 1001 идея. – Ярославль: Академия развития. 2010.
5. Бисерное рукоделие / Ред.-сост. Жукова О.Г. – М.: Знание, 1999.
6. Валюх Г., Федотова М. Цветы и букеты. – М.: Культура и традиции, 1999.
7. Воронцова А.С. Бисер. От азов – к мастерству. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2007.
8. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль: Академия и К, 2000.
9.Игрушечки из бисера. – М.: Культура и традиции, 2006.
10.Калинин М., Савиных В. Рукоделие для детей. – Минск: Полыма, 2000.
11.Капитонова Г. Бисероплетение. Практическое руководство. – М.: АСТ, 2009.
12.Каралашвили. Физкультурная минутка. – М.: Творческий центр, 2001.
13.Козак О.Н. Путешествие в страну игр. – СПб: Союз, 1997.
14.Куликова Л.Г., Короткова Л.К. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 1999.
15.Ляукина М. Бисер для начинающих. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.
16.Романова Л.А. Магия бисера. Новые идеи для рукодельниц. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
17.Соколова Ю., Пырерка Н. Азбука бисера. – СПб, 1999.
18.Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.
19.Шмаков С.А. Игры-потехи, забавы-утехи. – Липецк: Ориус, 1994.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Этот раздел – последняя составляющая структуры программы.
Откроем небольшой «секрет»: здесь педагогу можно «отвести душу». В «Приложениях» педагог может и пофилософствовать, и поэкспериментировать, и пуститься в исторический экскурс.
Педагог, по желанию, представляет в «Приложениях» все, что сочтет нужным. Это и подробные конспекты занятий, разработки игр, дидактических упражнений; сценарии различных мероприятий, проводимых в объединении. Всякие рисунки, схемы; описание необходимых на занятиях физкультминуток и других здоровьсберегающих технологий, правил технической безопасности. Это нормативы зачетов, справочные таблицы, тесты и т. д.
Обратите внимание на состав «Приложений» к программе «Бусинка к бусинке».
История возникновения бисера
Материалы и инструменты
Понятие "бисер", его формы и размеры («Сказка про бисер»)
Технологические карты первого года обучения
Технологические карты второго года обучения
Азы цветоведения. Теплые и холодные цвета
Советы и правила в организации рабочей деятельности
Способы организации учебного процесса (упражнения для кистей рук,
гимнастика для глаз, динамические упражнения, игры на внимание)
В идеале дополнительная общеобразовательная программа не должна превышать 23 – 25 страниц компьютерного набора. А за счет «Приложений» ее объем, бывает, возрастает вдвое, а то и втрое. Но это не важно, если «Приложения» становятся настоящим украшением программы, полезными и ценными методическими разработками.
КАК НЕ НАДО ПИСАТЬ ПРОГРАММУ: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Прежде всего, стоит заметить, что нормативный документ – не реферат и не поэма, не диссертация. Но именно такие ассоциации «напрашиваются», когда читаешь характеристику предмета программы, с которой начинается любая «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА». Характеристика предмета подчас занимает основную часть «ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ», столь глобально и детально рассматриваются история (образно выражаясь, «от Адама и Евы») и суть избранного вида деятельности. Напомним, что характеристика предмета программы должна быть краткой.
Также не раскрываются актуальность, новизна программы, не прописываются отличительные особенности, не дается классификация программы, не указывается, какие труды (пособия, методические разработки) легли в ее основу.
Не всегда различаются понятия «цель» и «задачи». Задачи не соответствуют поставленной цели, а поставленная цель не соответствует срокам реализации программы. Отсутствует разделение задач на «обучающие», «развивающие» и «воспитательные».
Не выделяются «Этапы реализации программы», наблюдается непонимание того, что этап – это конкретный год обучения.
В «Условиях реализации программы» отсутствуют временные границы прохождения программы, условия набора и режим занятий.
В «Ожидаемых результатах» вместо прогнозируемых знаний, умений и навыков зачастую прописываются задачи. Ожидаемые знания, умения и навыки не прописываются по каждому году обучения, а те, что называются, напоминают, скорее, содержание программы. Наконец, называются знания, умения, навыки, которые невозможно оценить.
Что касается «Системы отслеживания результатов», то методы наблюдения, исследования и диагностики либо не прописываются совсем, либо даются не по каждому году обучения.
Отсутствуют «Формы проведения занятий» и «Формы подведения итогов».
Многие педагоги подменяют основные позиции «ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ» прописыванием в ней взятых из Министерских рекомендаций 2006 года требований к программе. Просто перечисляют в столбик общецелевые требования, отражающие стратегию развития современного образования (актуальность, прогностичность, реалистичность, целостность и т.д.); требования концептуально-содержательного плана (учет последних достижений науки в избранном предмете деятельности, перспектив развития детского объединения, опыт других педагогов и т.п.). Перечисляют также принципы дидактики, такие как принцип доступности и последовательности (от простого к сложному), принцип наглядности, научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях), принцип учета возрастных особенностей и др.
При разработке программы педагог обязан ориентироваться на знание этих дидактических принципов, а не прописывать их в «Пояснительной записке».
Не надо также описывать в «Пояснительной записке» и сам процесс работы над программой:
- концептуальное осмысление педагогом собственного опыта (разработка ведущих идей, принципов, замысла, основных целей и задач) и изучение существующих работ в данной области (типовых и авторских программ, практической работы других педагогов);
- обоснование и описание методики учебно-воспитательной работы (изучение психолого-педагогической литературы, апробация отдельных методик);
- создание образа программы – формулирование темы, конструирование учебного и развивающего содержания, определение разделов учебно-тематического плана;
- оформление программы, передача ее на обсуждение в Методический совет организации и утверждение программы сначала решением Методического (педагогического) совета учреждения, а затем приказом директора.
Этот необходимый при создании программы ряд последовательных действий педагог должен, опять-таки, просто знать и выполнять!
Очень многие педагоги пытаются в «Пояснительной записке» показать мониторинг. Однако в Министерских рекомендациях 2006 года, которые еще никто не отменял, о мониторинге не говорится вообще ничего. И раздела такого в структуре программы не указывается. Мониторинг – это очень серьезно, ему будет посвящена отдельная глава нашей работы. Пока отметим только, что наблюдается полное непонимание этого понятия и его места в дополнительной общеобразовательной программе, всегда ли он необходим.
Немало недостатков наблюдается и в оформлении «УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА». Встречается поурочное планирование вместо разделов программы; не указывается итоговое количество часов на год, не всегда итоговое количество соответствует нормативам; учебно-тематический план не составляется на весь период обучения. Недопустимо и такое нередко встречающееся обстоятельство, как несовпадение названий тем «УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА» и названий учебных занятий в журнале объединения. Также наблюдается неправильная расчасовка «Учебно-тематического плана». Не должно быть произвольного количества итоговых часов.
Основной недостаток раздела «СОДЕРЖАНИЕ» программы – это неумение «телеграфным» стилем описывать содержание раскрываемых тем (теория и практика). Зачастую «Содержание» вообще отсутствует.
«УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН» и «СОДЕРЖАНИЕ» программы проектируются без учета возраста. Например, «программа рассчитана на детей от 8 до 16 лет»: как дети младшего школьного возраста будут усваивать темы, требующие базовых знаний учащихся старших классов?
При составлении раздела «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ» наблюдается полное непонимание различий между понятиями «форма» и «метод обучения». Не указываются наглядные пособия и дидактические средства. При характеристике подраздела «Материально-техническое обеспечение» отсутствует описание оборудования, материалов, необходимых для реализации программы.
Раздел «СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» либо отсутствуют, либо оформлен неграмотно.
Раздел «ПРИЛОЖЕНИЯ» для многих педагогов – загадка, непонимание того, для чего он нужен. Нам доводилось видеть в этом разделе даже «Учебно-тематические планы» на 5 лет обучения.
А ведь именно там как раз и можно дать мониторинг!
«МОНИТОРИНГОВАЯ» ПРОБЛЕМА
Проблема в том, что сейчас заниматься мониторингом стало очень модно. И в погоне за модой мы забываем, что мониторинг – это серьезное научное исследование, исследовательская работа, научно-исследовательская деятельность.
Понятие «мониторинг» пришло в педагогику из таких наук, как экология и социология. В переводе с английского языка это слово означает: 1. постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2. наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.
Педагогический мониторинг также принято рассматривать неоднозначно. Во-первых, как систему сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Алгоритм действий такого исследования: сбор данных, их хранение, обработка, распространение информации участникам образовательного процесса.
Во-вторых, педагогический мониторинг – это непрерывное, систематическое отслеживание состояния и результатов педагогической деятельности, системы с целью управления качеством, повышения эффективности.
Главное, что надо помнить, мониторинг – это системное наблюдение, мониторинговая деятельность носит непрерывный, систематический характер.
Разве реально (и разумно) в «Пояснительной записке» прописывать мониторинг образовательных результатов (например, рассматривать итог освоения ребенком предлагаемого ему содержания образования), мониторинг воспитательных результатов (например, сформированность основных нравственных качеств личности обучающегося), мониторинг образовательного процесса (изучать целенаправленное систематическое взаимодействие педагога с обучающимися)? А если уж педагог «взялся» за «гуж», то должен все это показать, ибо перечисленные выше позиции есть составляющие педагогического мониторинга.
Если и прописывать данные мониторинга, то тогда надо добавить в структуру программы отдельный раздел «МОНИТОРИНГ» и целесообразнее поставить его после раздела «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ» или дать в «ПРИЛОЖЕНИЯХ», где по каждому году обучения можно будет развернуть таблицы, схемы, диаграммы, представить анкетирование и тестирование как обучающихся, так и родителей.
Именно в «ПРИЛОЖЕНИЯХ» удобнее анализировать экспертные формы диагностики достижений детей. К таковым формам относятся: конкурс творческих работ, реферат, олимпиада, собеседование, смотр знаний, умений и навыков, выставка, зачет, экзамен и др. Можно будет показать и формы представления результатов: дневник педагогических наблюдений, таблицу (или, опять-таки, дневник, кому как нравится) сопровождения индивидуального образовательного маршрута обучающегося, портфолио обучающегося, табель развития, паспорт здоровья и т.д.
Приведем пример из программы детского объединения «Волшебный английский», автор которой педагог О.Г. Королева использует для исследования образовательных результатов так называемые контрольные бланки.
Контрольный бланк
«Умение детей отвечать на вопросы»
Имя, фамилия | № вопроса | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | Общее кол-во баллов |
Способ оценки: 2 балла – правильный ответ;
1 балл – условно правильный (не нарушающий смысла,
но содержащий лексические и грамматические ошибки);
0 баллов – неправильный ответ (нарушающий смысл и с
ошибками);
3 балла – ответ творческий (сверх того, что требуется).
Проверяется умение задавать вопросы.
Средства наглядности: игровой персонаж.
Ситуация: «К нам пришёл Винни - Пух. Узнай, что он умеет делать и что у него есть.
Вопросы:
Саn you jump?
Can you read?
Have you a sister?
Have you a dog?
Мы не собираемся подробно рассматривать глобальную тему мониторинга. Коснулись ее только в связи с определением места этого понятия и его инструментария в дополнительной общеобразовательной программе. Всегда ли он нужен, в каждой ли программе его надо прописывать?
Убеждены, молодой педагог, отработавший в учреждении дополнительного образования год, другой, никакого развернутого, серьезного мониторинга дать не сможет.
Также нельзя поступать и следующим образом: выделять в «ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ» подраздел «Мониторинг» и просто перечислять методы наблюдения и диагностики результатов освоения программы. То есть, фактически, название подраздела «Система отслеживания результатов» заменять на «Мониторинг».
Еще раз подчеркнем, мониторинг – это отдельное исследование непрерывного наблюдения за образовательными и воспитательными результатами. Он включает в себя таблицы, схемы по каждому году обучения программы, в которых будут указаны формы тестирования, различные показатели, анкетирование, способы проверки результатов. Если этого нет, то стоит ограничиться подразделом «ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ» «Система отслеживания результатов».
Мониторингу надо учиться, стремиться к нему. Если вы уже набрались опыта, умений, знаний, то, пожалуйста, дерзайте и, возможно, даже представите свои мониторинговые изыскания как отдельную методическую разработку. И это будет здорово!
ЖИЗНЬ ДИКТУЕТ НОВОЕ
Да, жизнь не стоит на месте, во всех сферах деятельности постоянно происходят изменения, в том числе и в педагогической работе, новый федеральный Закон об образовании этим веяниям отвечает. Конечно, изменения коснулись и одного из основных рабочих документов системы дополнительного образования детей – дополнительной общеобразовательной программы. Пока требования к оформлению и содержанию ДОП, в целом, остаются те же, что были изложены в письме Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 года. Структура ДОП не изменилась. Но содержание разделов может варьироваться.
В новом Законе об образовании указывается, что дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. (Глава 10, статья 75, п.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).
В программы вводится новое понятие «учебно-методический комплекс». Так называется система нормативной и информационной документации, дидактических и методических материалов, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительной общеразвивающей программы. В структуре учебно-методического комплекса присутствуют нормативно-методические, учебно-информационные и учебно-методические материалы. К последним относятся учебные пособия (справочная, научная и научно-популярная литература, аудио- и видеоматериалы, электронные средства образовательного назначения), дидактические и методические материалы.
Дидактические материалы, как мы все хорошо знаем, - особый вид учебного пособия, - карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами, рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., раздаваемые или демонстрируемые учащимся. В понятие «учебно-методический комплекс» входят различные задания, карточки-рисунки, карточки с текстом, листы самоподготвки обучающихся, памятки, дидактические тексты, правила и т.п.
Методические материалы – продукция, выражающая методическую деятельность, распространяющая методические знания. Это сама дополнительная общеразвивающая (образовательная) программа, сценарий, методическая разработка, методические рекомендации.
Собственно, все это мы прописывали в программах и раньше. Выделение всех вышеперечисленных материалов в отдельный блок, на наш взгляд, придает ДОП более научный характер.
Опираясь на собственный опыт работы, хочется добавить в ДОП, как обязательный элемент, прописывание здоровьесберегающих технологий. Жизнь показывает, что здоровье наших детей катастрофически ухудшается. Экология, стрессы, компьютеры, возрастающая учебная нагрузка… Мы должны прилагать максимум усилий, чтобы увлекательные занятия различным «хобби» не приносили вред здоровью ребенка. Здоровьесбережение надо рассматривать как фактор, способствующий эффективности образования.
Под здоровьесберегающими технологиями подразумевается система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют следующие виды здоровьесберегающих технологий:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, физкультминутки, гимнастика для глаз, упражнения по развитию мелкой моторики рук, спортивные, подвижные игры, технологии эстетической направленности – это походы в театры, музеи и т.п.);
- технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, коммуникативные игры, тренинги, самомассаж, точечный массаж, биологическая обратная связь – при работе с компьютером);
- коррекционные технологии (арттерапия, сказкотерапия, игротерапия, технологии воздействия светом, музыкой, фонетическая ритмика и т.п.).
Как видим, здоровьесберегающие технологии очень разнообразны, и для каждого предмета, каждого вида деятельности они свои. Программа должна отражать деятельность педагога по созданию здоровьесберегающей образовательной среды. Можно в «ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ» прописать подраздел «Формы занятий с использованием здоровьесберегающих технологий»: занятия с использованием профилактических методик; занятия с применением функциональной музыки; чередование занятий с высокой двигательной активностью; массовые оздоровительные мероприятия. Можно в «ПРИЛОЖЕНИЯХ» дать конспекты этих занятий, в «МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ» указать, какие здоровьесберегающие технологии надо применять при работе с детьми в конкретном виде деятельности.
Особо хочется отметить необходимость прописывать в программах индивидуальную работу с обучающимися. Каждый педагог в своей педагогической деятельности должен осуществлять индивидуальный подход. Так было всегда. Но в наши дни индивидуальное обучение приобретает все большую актуальность.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать свою модель педагогической деятельности.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Собственно, вариативность всегда была основой дополнительного образования, которое всегда было и есть личностно-ориентированным. Что такое вариативность? Это предоставление детям многообразия возможности для их свободного выбора, который может проявляться как в содержании, так и в организации деятельности. Вариативность может проявляться в индивидуализации и дифференциации. Индивидуализация и дифференциация – способы реализации вариативности.
Дифференциация – разделение, расслоение целого на различные элементы (разделили на три группы – уже дифференциация). Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования обучающихся и различного построения обучения в выделенных группах. В дифференциации два признака:
1. Это разделение детей на подгруппы в процессе обучения по каким-то признакам.
2. Различное построение образовательного процесса в выделенных подгруппах в рамках одной группы (знает – не знает, слабо знает; вяжет крючком, на спицах и т. д.; по полу – мальчики, девочки; делают разное; по состоянию здоровья, по уровню способностей и т. д.).
Признаки индивидуализации:
1.Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
2. Деятельность взрослого по поддержке и развитию того особого, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте.
Индивидуализация – основа создания индивидуального образовательного маршрута.
Что такое индивидуальный образовательный маршрут? Это технология интеграции, определяющая путь образования самой индивидуальностью. Набор индивидуальных образовательных маршрутов определяется контингентом обучающихся, желанием и потребностью родителей, социальным заказом, профессиональным уровнем педагога, условиями, в которых мы работаем. Выстраивание индивидуального маршрута предполагает совместную деятельность ребенка и педагога по его разработке в рамках образовательного потенциала социума (окружения) обучающегося.
Варианты построения индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) различны: в рамках одной общеобразовательной программы, внутри одного образовательного объединения, в школе творческой ориентации, внутри одного учреждения дополнительного образования через несколько объединений, в рамках нескольких учреждений.
Один образовательный маршрут может отличаться от другого объемом, степенью сложности, степенью проблемности, понятийным аппаратом, темпом освоения одного и того же содержания, самим содержанием, логикой преподавания, способами передачи знаний, способами освоения детьми содержания.
Кратко индивидуальный образовательный маршрут можно представить в такой форме:
1.Характеристика ребенка.
2.Цель обучения ребенка.
3.Основное содержание.
4.График индивидуальных занятий.
5.Результаты.
6.Маршрутная книжка обучающегося.
Поговорим о построении ИОМ в рамках одной программы. В программе можно написать целый ряд (набор) индивидуальных образовательных маршрутов. Приведем пример с авторской программой детского объединения «Юные журналисты-краеведы» педагога И.И. Баршевской.
Программа 3-х годичная. Обучение начинается со знакомства детей с наиболее популярными жанрами газетной журналистики, такими как информационная заметка, интервью, репортаж, очерк и т.д. К ним относится и краеведческая заметка, рассказывающая об истории улиц, домов, других памятных мест родного края, о выдающихся земляках. Практически, ни одно уважаемое издание не обходится сегодня без подобных статей. Изучив на 2-ом году обучения все тонкости работы корреспондента-исследователя в таком жанре, как краеведческая заметка, обучающиеся на 3-ем году обучения, после повторения ключевых тем курса, приступают с начала 2-го полугодия учебного года к выполнению образовательных маршрутов.
Индивидуальный образовательный маршрут в данной программе – это индивидуальная краеведческая тема, подобранная педагогом для творческой группы (1–3 человека). На разработку каждого индивидуального маршрута отводится 15 часов: 5 практических занятий по 3 академических часа. Цель работы по индивидуальному маршруту сводится к написанию полновесной краеведческой заметки (по указанной теме), достойной к публикации, и подготовке доклада по этой теме с презентацией в объединении на одном из итоговых занятий.
Скажем, есть тема «Николаевский женский детский приют в Ярославле». Бывший Николаевский женский детский приют располагался в здании, которое ныне занимает поликлиника № 1 городской клинической больницы № 8 (Московский пр., 43). Николаевский женский детский приют был организован в середине XIX столетия на средства купца А.И. Трунова. Это один из старейших сиротских домов в Ярославле. Цель занятий: на примере истории данного здания обучающиеся должны показать, что для общественности нашего города всегда были характерны милосердие и благотворительность.
Каково содержание занятий по данной теме? Два первых занятия, по предварительной договоренности, проводятся в краеведческом отделе областной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова или в краеведческом отделе городской библиотеки им. М.Ю. Лермонтова. Обучающиеся на практике вспоминают один из методов сбора информации в журналистике, а именно работу с документами, словарями, путеводителями, энциклопедиями, библиотечными каталогами, периодикой и т.д.
3-е и 4-е занятие – это интервью, проводимые, по предварительной договоренности педагога, с работниками поликлиники и с историками, краеведами, имеющими какие-либо сведения, проясняющие историю дома № 43 по Московскому проспекту. Интервью проводятся на территории интервьюируемых, то есть в поликлинике и в Музее истории города или в архиве (библиотеке).
5-е занятие проводится непосредственно в объединении. Суть его заключается в том, что ребята на основании полученных ими сведений, сделанных записей, ксерокопий уже имеющихся по данной теме публикаций должны написать свою краткую заметку – сформировать текст. Затем происходит читка статей, лучшая публикуется в газете объединения (возможно, и в одной из городских газет). Творческой группе дается задание – подготовить на итоговое занятие объединения доклад с презентацией для выступления перед другими обучающимися. (Заметим, в процессе 3-х годичного обучения в данном объединении ребята не раз выступают со своими краеведческими и журналистскими находками на различных научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся).
Опыт работы данного объединения показывает, что есть ребята, желающие заниматься такой тематикой и после прохождения 3-х годичного курса программы. Тогда уже пишется индивидуальный образовательный маршрут на одного обучающегося.
Приведем пример программы индивидуального образовательного маршрута обучающегося Максима Телушкина. Она была разработана магистранткой Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского Е.А. Лебедевой, проходившей в декабре 2013 года практику в МОУДОД ДЮЦ «Ярославич». Методист провела для Е.А. Лебедевой занятие «Как разработать и описать индивидуальный образовательный маршрут обучающегося», на котором она познакомилась с программой объединения «Юные журналисты-краеведы» и индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося Максима Телушкина «Тайны Донской слободы» (индивидуальным учебно-тематическим планом). На последующих консультациях программа ИОМ корректировалась методистом.
Программа индивидуального образовательного маршрута обучающегося Максима Телушкина
Характеристика обучающегося
Возраст обучающегося – 15 лет. Индивидуальные особенности обучающегося – развитое чувство ответственности, пунктуальность, серьезность. Проявляет любознательность в своем деле, отзывчив, доброжелателен, общителен. Склонен к занятиям гуманитарного плана, хорошо проявляет себя в литературе, пишет стихи, легко находит контакт с окружающими, проявляет интерес к журналистике, показал растущую заинтересованность в жанре «краеведческая заметка». Подросток эмоционально устойчив в напряженной обстановке, энергичен, усидчив, но не всегда хватает самокритичности.
Основание для разработки ИОМ: успешное освоение программы «Юные журналисты-краеведы»; желание ребенка заниматься исследовательской деятельностью в дальнейшем. Максим посещает объединение с 12 лет (программа предназначена детям 13 – 17 лет). Уже на втором году обучения принимал участие в работе исследовательских конференций, в декабре 2010 года опубликовал статью в областной газете «Ветераны и молодежь» (ныне одноименный журнал), проводил исследование своей семьи. В данное время занимается уже 4-й год. Индивидуальный образовательный маршрут Максима составлен в сентябре 2013 года.
Выбор темы ИОМ («Тайны Донской слободы») обусловлен тем, что школьник живет в одном из старейших районов города – Красноперекопском, где сохранилось много улиц со старинными наименованиями, недаром историки-краеведы называют это место топонимическим заповедником Ярославля.
Стратегическая цель программы ИОМ: способствовать развитию исследовательских компетенций, навыков по применению методов сбора и обработки материала для написания краеведческой заметки, ее стилистике, содействовать осознанному выбору обучающимся будущей профессии.
Цель обучения: закрепить полученные знания и развить приобретенные навыки проведения исследования по краеведческой теме, оформления его как доклад на научно-практическую конференцию или конкурс исследовательских работ и как краткую краеведческую заметку, пригодную для опубликования в газете.
Психолого-педагогическая цель: способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей обучающегося в процессе исследовательской деятельности.
Задачи по достижению цели (их можно назвать психолого-педагогическими):
- закрепить знания и навыки работы с различными источниками информации, умения обобщать информацию, логически и стилистически оформлять ее;
- помочь спланировать исследование;
- способствовать развитию самостоятельности;
- способствовать развитию творческой активности, исследовательских навыков, умений корреспондента, работающего в жанре «краеведческая заметка».
Продолжительность программы ИОМ – 1год.
Общее количество часов по программе ИОМ – 36 часов.
Режим занятий – 1 академический час индивидуальных занятий 1 раз в неделю.
Предполагаемые результаты обучения:
1.Способность применять полученные в формате индивидуального маршрута знания на практике.
2.Сформированность устойчивого интереса к краеведческому профилю деятельности и к работе журналиста, корреспондента, специализирующегося в жанре «краеведческая заметка».
3.Стабильность достижений обучающегося.
4.Наличие исследовательских компетенций обучающегося.
Предполагаемые результаты воспитания:
1.Способность реализовать личностно-значимые цели.
2.Нравственность деятельности и поведения.
3.Культурная воспитанность.
4.Уважение к культурным ценностям, понимание истоков, знание нравственно – патриотических основ.
Предполагаемые результаты развития:
1.Наличие способности к развитию качества ума (познавательных процессов).
2.Наличие мотивов труда и учения, самооценки творческих способностей.
3.Умение развивать свой кругозор, логику, совершенствовать мыслительные навыки.
Задачи обучающегося и ожидаемые результаты их выполнения:
1.Научиться использовать различные источники информации (тематические каталоги библиотек, справочная литература, документы, интервью с историками, краеведами, старожилами, ветеранами).
Результат - оформление теоретической части работы.
2.Научиться самому проводить исследование.
Результат – умение определять, выделять актуальность, проблематику, ставить цель и задачи, выбирать методы исследования, выделять его этапы. Выполнение работы при помощи педагога.
3.Научиться представлять результаты исследования на научных конференциях и публиковать их в виде краткой интересной краеведческой заметки в газете объединения и, возможно, в местной прессе.
Результат – участие в мероприятиях объединения, на конкурсе исследовательских работ, публикации на краеведческую тему в газете объединения и в местной прессе.
График занятий
(Учебно-тематический план по ИОМ «Тайны Донской слободы»,
составлен И.И. Баршевской)
№ | Тема | Общее кол-во часов | Теорет. часы | Практ. часы |
1. | Вводное занятие. Выбор темы исследования (ИОМ) | 1 | 1 | |
2. | Вспоминаем методы сбора информации в журналистике | 2 | 2 | |
3. | Интервью с историком-краеведом Н. Н. Балуевой | 1 | 1 | |
4. | Фотофиксация местности | 2 | 2 | |
5. | Посещение музея «Дом фабричных Волковых», ул. Захарова, 49 | 1 | 1 | |
6. | Топонимика и журналистика: еще один источник интересных статей в газете | 2 | 2 | |
7. | Топонимы Красноперекопского района | 5 | 5 | |
8. | Изучение краеведческого каталога библиотеки на предмет выяснения происхождения топонима «Донская слобода» | 3 | 3 | |
9. | Навыки работы в Интернете в поисках краеведческих материалов | 1 | 1 | |
10. | Отличие исследовательской работы от реферата. Ее планирование, выделение и оформление структурных разделов | 2 | 22 | |
11. | Формируем материал: краеведение и дайджест | 2 | 2 | |
12. | Практическое занятие «Добавим материал в путеводитель» | 2 | 2 | |
13. | Практическое занятие «Пишем краеведческую заметку» | 3 | 3 | |
14. | Доклад – презентация исследовательской работы «Тайна Донской слободы» в объединении | 1 | 1 | |
15. | Участие в конкурсах исследовательских работ, научно – практических конференциях, конкурсах литературного творчества, конкурсах юных журналистов и редакций школьных газет. | 8 | 8 | |
18. | Общее количество часов | 36 | 14 | 22 |
Содержание
Использование обучающимся возможностей для самообразования, саморазвития, самовоспитания и самореализации.
1.Уроки по истории и географии в школе.
2.Беседа с родителями.
3.Групповые занятия по общеобразовательной программе «Юные журналисты - краеведы»
4.Работа с Интернет-источниками и в библиотеках.
5.Беседы с местными краеведами, музейщиками, работниками архива.
Обеспечение программы
- Методическое обеспечение
Литература для педагога:
1. Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренингкреативности: Методические указания / Сост. М.М. Кашапов. – Ярославль: Ярос. Гос. Ун-т, 2001.
2. Алексеева Е.М. Учить детей творчеству // Дополнительное образование. – 2003. - № 7. – С. 23-26.
3. Афанасьев С., Коморин С. Триста творческих конкурсов. – Москва, 1997.
4. Бобровницкая В.Ю. Образовательная программа детского объединения «Пресс-клуб». – Ярославль, 2001-2002. (Распечатка с дискеты по согласованию с автором).
5. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как написать программу дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова //Практикум административной работы в школе. – 2004. – № 4. – С. 47-51.
6. Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения: память, внимание, интеллект. – Москва, 2001.
7. Генне Ж. Школьные и лицейские газеты // Народное образование. – 2001. - № 10.
8.Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. – Москва: Аспект Пресс, 2004.
9. Денисова М.С. Программа развития школьных средств массовой информации /М.С. Денисова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 3. – С. 65-68.
10. Дополнительное образование детей – фактор развития творческой личности // Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб, 1998.
11. Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности. – Москва, 1997.
12. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования // Дополнительное образование. – 2000. - № 9.
13. Журналист: Социологические и социопсихологические исследования / Под ред. Л.Г. Свитич и А.А. Ширяевой. М., 1994.
14. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. – Ростов-на-Дону, 1999.
15. Земцова З.Г. Развитие самодеятельного творчества у детей объединения «Юный журналист» / З.Г. Земцова // Дополнительное образование. – 2000. - № 10. – С.16.
16. Как определить и развить способности ребенка. – СПб, 1996.
17. Как провести социологическое исследование. / Под ред. М.Г. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – Москва, 1990.
18. Козак О.Н. Простые словесные игры. – СПб, 1998.
19. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – Москва, 1974.
20. Кузнецова Ю. Подростковые периодические издания: на зеркало нечего пенять? / Ю. Кузнецова // Народное образование. – 2004. - № 8. – С.233-241.
21. Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. – Кострома, 1998.
22. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
23. Лернер П.С. Хочу ли я стать журналистом? / П.С. Лернер // PR в образовании. – 2006. – № 2.
24. Молокова Г.Н. Ролевая игра как средство обучения. (Игра на занятиях кружка «Юный журналист») / Г.Н. Молокова // Внешкольник (РФ). – 2000. - № 6. – С. 10.
25. Мучник Б.С. Человек и текст. – Москва, 1985.
26. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Организация литературного творчества. – Москва, 1993.
27. Образцов Э. Игра в профессию: Как организовать клуб юных журналистов и выпустить школьную газету. // Учительская газета. – 1997. - № 37. – С. 8.
28. О профессии журналиста: Учебно-методическое пособие. Серия «Сельской молодёжи о профессиях». / Под ред. Э.А. Лазаревич. – Москва: ИСПС РАО, 2004.
29. Основы творческой деятельности. СПб, 2000. Предчувствие портрета: Сборник. – Екатеринбург, 1992.
30. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. – Москва: Айрис – Пресс, 2004.
31. Рабочая книга редактора районной газеты. / Под ред. Я.Н. Засурского. – Москва: Мысль, 1988.
32. Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинг занятия по формированию социальныхнавыков для учащихся 5-9 классов. – Ярославль, 2000.
33. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов / Н.М. Рухленко // Практикум административной работы в школе. – 2005. - № 6. – С.57-60.
34. Рухленко Н. С ручкой и блокнотом: кружок юных журналистов: теория и практика / Н.Рухленко // Учительская газета. – 2006. – С.18.
35. Рымашевская Ю. Рекламная бомба. Рецепты копирайтинга, взрывающие рынок. – СПб: Питер, 2007.
36. Светлова И. Развиваем воображение и фантазию. – Москва, 2001.
Литература для обучающегося:
1. Аграновский В. Вторая древнейшая. М., 2000.
2. Афанасьев С., Коморин С. Триста творческих конкурсов. – Москва, 1997.
3. Баршевская И.И. Старые дома рассказывают: Неизвестное об известном. – Ярославль: Ремдер, 2004.
4. Баршевская И.И. Старые дома рассказывают: О некоторых топонимических загадках Перекопа. – Ярославль: Ремдер, 2006.
5. Баршевская И.И. Старые дома рассказывают: Прогулки по Волжской набережной. – Ярославль: Ремдер, 2005.
6. Баршевская И.И. Твои знакомые улицы. – Ярославль: ООО «Канцлер», 2008.
7. Власть, зеркало или служанка // Под ред. В.Л. Богданова и Я. Н. Засурского. М., 1998.
8. Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности. – Москва, 1997.
9. Журналисты XX века: Люди и судьбы. М, 2003.
10. Козак О.Н. Простые словесные игры. – СПб, 1998.
11. Кукушкин В.А. Стенгазета в твоем коллективе. – Москва: Московский рабочий, 1980.
12. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 1993.
13. О профессии журналиста: Учебно-методическое пособие. Серия «Сельской молодёжи о профессиях». / Под ред. Э.А. Лазаревич. – Москва: ИСПС РАО, 2004.
14. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8 – 9-е классы)»: Пособие для учащихся / Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – Москва: Просвещение, 1990.
15. Светлова И. Развиваем воображение и фантазию. – М., 2001.
16. Светлова И. Развиваем устную речь. – Москва,2001.
17. Трефолев Л.Н. Исторические произведения. – Ярославль, 1991.
18. Уралова Л. Твоя стенгазета. – Москва: Молодая гвардия, 1976.
19. Успенский Л. Имя дома твоего: Очерки по топонимике. – Ленинград: Детскаялитература, 1967.
20. Успенский Л. Загадки топонимики. – Москва: Молодая гвардия, 1969.
21. Учёнова В. Беседы о журналистике. – Москва: Молодая гвардия, 1985.
22. Фурин С. Юнкору. – Москва, 1980.
- Материально – техническое обеспечение:
-наличие диктофона, магнитофона, компьютера, принтера, сканера, Интернета;
-возможность посещения музеев, библиотек, архива (вместе с педагогом по предварительной договоренности), редакций газет.
- Психолого – педагогическое сопровождение
Работа по программе осуществляется в нескольких направлениях: просвещение, развитие, консультирование, диагностика.
Цель психолого-педагогического сопровождения: способствовать гармоничному развитию личности обучающегося.
Задачипсихолого-педагогического сопровождения:
1.Организовать диагностическую работу с обучающимся;
2.Спланировать и провести занятия, целью которых является интеллектуальное развитие обучающегося.
Результат:
Повышение общего познавательного уровня по выбранной теме.
Индивидуальная карточка учета научно-исследовательской работы обучающегося
Название исследовательской работы: «Тайны Донской слободы».
Консультант исследовательской работы: Баршевская Изабелла Игоревна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, методист первой квалификационной категории.
Этап научно-исследовательской деятельности | Сроки | Выводы о результатах | |
Начало курса | Конец курса | ||
Выбор темы | |||
Работа с литературой | |||
Работа с Интернет-источниками | |||
Консультации со специалистом | |||
Проведение опросов | |||
Обработка данных | |||
Написание работы | |||
Подготовка к выступлению | |||
Выступление на конференциях, конкурсах | |||
Результат выступления | |||
Опубликование заметки, раскрывающей суть исследовательской работы, в газете объединения и в местной прессе | |||
Уровень усвоения программы обучающегося в баллах от 1 до 10 |
Баллы:
0 – 2 – низкий уровень;
3 – 4 – ниже среднего;
5 – 6 – средний уровень;
7 – 8 – выше среднего;
9 – 10 – высокий уровень.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, дополнительная общеобразовательная программа детского объединения – это нормативный документ, дающий нам право заниматься с детьми педагогической деятельностью в определенном виде творчества. И разрабатываем мы свои программы творчески, выполняя при этом ряд правил (рекомендаций), установленных Министерством образования. Их надо соблюдать.
Надеемся, наши методические подсказки будут восприняты как практические советы, составленные на основе накопленного опыта не только по написанию, но и успешной апробации целого ряда дополнительных общеобразовательных программ.
Желаем творческих успехов!
БИБЛИОГРАФИЯ
Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей от 11 декабря 2006 года № 06-1844.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН – 2013 – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1. Андросова З.А. Экспертиза адаптированных (авторских) программ для учреждений дополнительного образования детей // Методист. – 2004. - № 2. – С. 48 - 52.
2. Баршевская И.И. Образовательная программа детского объединения «Юные журналисты-краеведы». – Ярославль, 2007 – 2011.
3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как написать программу дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова //Практикум административной работы в школе. – 2004. – № 4. – С. 47-51.
4. Буланова Е.В. Поговорим о программах: взгляд методиста // Внешкольник-Я. – 2004. - № 1. – С. 49 - 55 .
5. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. – 2001. - № 1. – С.30.
6. Горский В.А., Сулейманова 3.3., Чупанов А.Х. Организационно-педагогические требования к содержанию образовательных программ // Дополнительное образование. – 2005. - № 3. – С. 11 - 15.
7. Золотарева А.В. Мониторинг результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей: Монография. – Ярославль, 2005.
8. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно-методический аспект) в 2-х частях. – Ярославль, 2000.
9. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная пресса, 2007.
10. Каргина 3.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей // Внешкольник. - 2006. - № 5. – С. 11-15.
11. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей:
методическая служба: Практическое пособие для руководителей ОУДОД,
методистов и специалистов по дополнительному образованию детей,
студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-
н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.
12. Логинова Л.Г. Методика работы над авторской образовательной программой // Методист. – 2004. - № 5. – С. 52-56.
13. Малофеевская Т.А. Разработка авторской программы (техническое
творчество) //Дополнительное образование. – 2002. - №1. – С.26.
14. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы (Учебно-методическое пособие). Авт. – сост. Гущина Т.Н. –
Ярославль, 2006. – 52 с.
15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:
Российский фонд культуры: Азъ. – 2-е изд. – 1994. – 539 с.
16. Педагогика дополнительного образования детей: Краткий
энциклопедический словарь: В 2-х т. / Автор-составитель В.П.
Голованов. – Йошкар-Ола, 2006.
17. Педагогический словарь. Т.1. – М.: Изд-во АПН, 1960.
18. Передреева О.Б. Что такое программа дополнительного образования
нового поколения. //Дополнительное образование. – 2003. - №3. – с.13.
19. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до
реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
20. Программы дополнительного художественного образования. – М.:
«Просвещение». – 2006. – 240 с.
21. Смирнов Д.В. Проектирование программ ДОД туристско-спортивного
профиля //Дополнительное образование. – 2000. - №4. – С.14.
22. Современный словарь иностранных слов. – Спб, 1994.
23. Таран Ю.Н. Как разработать программу детского объединения
(методические рекомендации в вопросах и ответах). – Липецк, 2000. –
52 с.
24. Тетерский С. В. Современные требования к программам и учебным
планам // Дополнительное образование. – 2004. - № 10. – С. 5 - 9.
25. Цветкова Т.А. Интегрированная программа как фактор развития
учреждения дополнительного образования детей // Внешкольник. –
2000. - № 1 (10). – С. 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы
Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы. Для педагогов ДО УДОД...
Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы
Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы...
"Разработка программно-методического обеспечения дополнительной общеобразовательной программы"
Методическая разработка...
Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Что такое УМК. Принципы и требования к разработке учебно-методического комплекса....
Методическая разработка Дополнительная общеобразовательная программа "Радость"
Дополнительная общеобразовательная программа "Радость". по хору. 1 и 2 год обучения....
Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной программы
В разработке представлена структура учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы, описана роль УМК в организации эффективного образовательного процесса...
Консультация педагогов "Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной программы"
Консультация педагогов и молодых специалистов "Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной программы" проводится с целью информирования педагогов об основных требованиях ...