Консультация педагогов "Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной программы"
консультация

Лапина Татьяна Петровна

Консультация педагогов и молодых специалистов "Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной программы" проводится с целью информирования педагогов об основных требованиях к образовательной программе и УМК.

Методические рекомендации разработаны на основе общероссийских требований и нормативов для оказания помощи педагогам в разработке программ и учебно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_umk.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

«Учебно-методический комплекс

программы дополнительного образования детей»

Лапина Т.П., методист МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

1. Учебно-методический комплекс 

Учебно-методический комплекс – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом учреждения.

        Учебно-методический комплекс и его компоненты должны соответствовать следующим требованиям:

  1. предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной образовательной программы;
  2. использование современных методов и технических средств, позволяющих учащимся осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
  3. соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
  4. обеспечивать межпредметные связи;
  5. обеспечивать простоту использования педагогами и обучающимися.

2. Структура учебно-методического комплекса

2.1. УМК дополнительной образовательной программы включает в себя следующую учебно-методическую документацию:

  1. дополнительную образовательную программу;
  2. учебные пособия;
  3. дидактические материалы;
  4. методические материалы;
  5. мониторинг освоения программы дополнительного образования.

2.2. Дополнительная образовательная программа является основным документом, в котором определяются цель, содержание, формы, методы реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов. Дополнительная образовательная программа оформляется в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей согласно Положению МБУ ДО «Станция юных натуралистов» о Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

2.3. Учебные пособия – материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной образовательной программы. Учебными пособиями могут быть:

  1. справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, сайты и др.);
  2. художественная литература;
  3. научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации);
  4. периодические издания;
  5. видеоматериалы (научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий и другое);
  6. аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения определенной темы);
  7. электронные средства образовательного назначения (слайдовые презентации, виртуальные экскурсии и практические работы, индивидуальные задания и другое).

Содержание учебного пособия может быть:

  1. в целом по дополнительной образовательной программе;
  2. по отдельным разделам дополнительной образовательной программы;
  3. по отдельным темам дополнительной образовательной программы.

2.4. Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной образовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности учащихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-гигиеническим требованиям.

        Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:

  • раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты);
  • наглядные пособия (таблицы, графики, муляжи и другое).

2.5. Методические материалы по занятиям дополнительной образовательной программы должны содержать:

  • планы-конспекты занятий;
  • контрольные задания;
  • описание практических и лабораторных работ, критерии оценки качества выполнения работ;
  • методические рекомендации по организации образовательной деятельности (например, проектная и исследовательская деятельность учащихся, частные методики, эффективные в решении конкретных образовательных задач).

3. Контроль и самоконтроль

        

Показатели экспертной оценки учебно-методического комплекса

дополнительной образовательной программы 

Показатели

1

Наличие дополнительной образовательной программы, оформленной в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей

2

Методические материалы:

  • планы занятий;
  • календарно-тематическое планирование;
  • контрольные задания для отслеживания результатов, например, вопросы учащимся и ключ для проверки правильности ответов;
  • описание практических и лабораторных работ обучающихся, критерии оценки выполнения данных работ;
  • методические рекомендации частных методик (конкурсы, беседы, праздники, викторины и другое).

3.

Дидактические материалы:

  • раздаточный материал для учащихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет);
  • бланки диагностических и творческих заданий;
  • карточки с заданиями;
  • готовые шаблоны и трафареты;
  • объекты живой и неживой природы;
  • фотографии;
  • инструктивные карты;
  • наглядные пособия (таблицы, графики, модели, муляжи, гербарий и другое).

4.

Учебные пособия:

  • справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы и другое);
  • художественная литература;
  • научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание опытов и экспериментов и другое);
  • периодические издания;
  • видеоматериалы (научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий и мероприятий);
  • аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы).

5.

Мониторинг освоения учащимися программы дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы

Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы. Для педагогов ДО УДОД...

Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы

Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы...

Методическая разработка "Алгоритм создания учебно-методического комплекса (на примере дополнительной общеобразовательной программы "Оригами")

Методическая разработка представляет поэтапное конструирование учебно-методического комлекса к дополнительной общеобразовательной программе "Оригами....

Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Документы и материалы, входящие в учебно-методический комплекс (УМК) характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению программы, а также конкретные приемы, методы, технолог...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной программы

В разработке представлена структура учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы, описана роль УМК в организации эффективного образовательного процесса...