Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной программы
методическая разработка
В разработке представлена структура учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы, описана роль УМК в организации эффективного образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskiy_kompleks_dopolnitelnoy_obshcheobrazovatelnoy_programmy.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методический комплекс
дополнительной общеобразовательной программы
Учебно-методический комплекс (УМК) – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом.
УМК следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи.
Из чего состоит УМК?
В целом, в УМК можно выделить 3 основных блока:
- Нормативно-правовой блок.
- Блок методико-прикладных средств:
2.1. учебно-методические пособия;
2.2. средства обучения;
2.3. система научной организации работы с детским коллективом.
3. Блок контроля.
В нормативно-правовой блок входят различные документы:
- Конституция Российской Федерации.
● Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
●Концепция развития дополнительного образования детей
● Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196).
∙ Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996- р).
∙ Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 18.11.2015 № 09-3242);
●Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях (на уровне региона, при наличии)
● Дополнительная общеобразовательная программа
● Должностная инструкция педагога дополнительного образования;
● Инструкция о мерах пожарной безопасности в учреждении;
● Инструкция по охране труда при проведении занятий.
В блок методико-прикладных средств входят:
- Учебные и методические пособия для педагога и учащихся, используемые на занятиях: планы занятий; конспекты занятий; дидактические, информационные и справочные материалы; тематические методические пособия; научная, специальная и методическая литература; задачи и задания, решаемые по образцу; задачи и задания творческого характера, и т.п. Все это может быть записано как на современных носителях информации (магнитные и лазерные диски, видеопленки, аудионосители и т.п.), так и на традиционных (печатные материалы)
- Средства обучения: плакаты, таблицы, картины, фотографии, раздаточный материал - дидактические карточки и др., диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, образцы и др.
- Материалы по индивидуальному сопровождению развития учащихся (педагогическая литература, методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей); материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и дел); картотеки отдельных фактов педагогического опыта, в том числе, собственного; подробные разработки действий педагога и учащихся в определенных ситуациях, специальная литература и др.
Кроме того, блок методико-прикладных средств УМК может включать модуль для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным поведением и др.).
В ряде случаев целесообразно выделять модуль под условным названием «Воспитательный компонент», который может включать: сценарии праздников, летопись объединения, информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.п.), творческие отчеты, фотоальбомы и видеоматериалы, информация о работе объединения в сети Интернет, материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, и т.п.), памятки, план-отчет учебно-воспитательной работы (коллективных творческих дел) в объединении и т.п.
Блок контроля включает в себя материалы, отражающие систему диагностики и результативность деятельности коллектива (жизнь и достижения детского объединения, а также отдельных учащихся), оформленные в портфолио: дипломы, грамоты, сертификаты учащихся объединения; материалы итогового контроля и промежуточной аттестации учащихся; диагностические карты учащихся объединения; динамика результативности освоения программы группой обучающихся; результативность и уровень участия обучающихся в массовых мероприятиях; материалы обратной связи: анкеты, отзывы и пр.
В блоке контроля должны быть представлены материалы всех трех видов: по выявлению, по фиксации и по предъявлению результативности образовательного процесса.
Зачем нужен УМК?
1. Наличие УМК поднимает образовательный процесс на более высокий уровень.
2. Наличие УМК обеспечивает сокращение времени усвоения изучаемого материала обучающихся и педагогов при высоком качестве образовательных результатов
3. Педагог, работающий над созданием УМК по своему предмету, повышает свою профессиональную компетентность. Работа педагога над созданием УМК – работа творческая. Она способствует систематизации знаний и умений педагога и по предмету и в смысле педагогического мастерства.
4. Так как в УМК включены разноуровневые задания, учитывающие разные темпераменты, типы мышления, виды памяти, возможно выбрать для учащихся индивидуальные образовательные маршруты.
Подбор вариативного материала по уровням и темпам их освоения позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься выбранным делом в удовольствие и с максимальной пользой для себя.
5. Диагностические методики, включенные в УМК, дают возможность правильно выбрать и вовремя скорректировать индивидуальный маршрут учащегося. Помогают определить сильные и слабые стороны личности учащегося, помогают становлению и развитию Я-концепции.
Создание УМК является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога.
Оценочный лист УМК ДООП
№ п/п | Показатели | Баллы |
1 | Дополнительная общеобразовательная программа, оформленная в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей | |
2 | Источники учебной информации: - справочная художественная и научная литература -энциклопедии - словари -справочники - отдельные произведения - сборники, избранные сочинения, собрания сочинений по областям знаний - аудио, видео - , фото - , интернет-источники - другое | |
3 | Дидактические материалы: - планы некоторых видов познавательной деятельности - инструкционные и технологические карты - сборники задач и упражнений - образцы описания работ, объектов, процессов, явлений - демонстрационные материалы (натуральные объекты живой и неживой природы, макеты, модели, таблицы, картины и др.) - другое | |
4 | Методические материалы: - методические рекомендации - методические разработки - методические пособия - методические записки - инструкции к методическим и дидактическим материалам - другое | |
5 | Контрольно-измерительные материалы: - перечень критериев оценки образовательных результатов, их показателей и способов отслеживания - примеры вопросов, тестов и заданий для проведения текущего и промежуточного контроля знаний учащихся - бланки тестов, анкет, диагностических карт - индивидуальные карточки учета результатов обучения - карты личностного развития ребенка - зачетные книжки - дневники достижений - творческие тетради, портфолио учащихся (грамот, работ, отзывов) - другое |
Оценивание каждого показателя возможно производить по 3-х балльной системе:
0 – материалы отсутствуют
1 – материалы частично соответствуют предъявляемым требованиям
2 – материалы в большой степени соответствуют предъявляемым требованиям
3 - материалы полностью соответствуют предъявляемым требованиям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал к дополнительной образовательной программе "Декоративно-прикладное творчество". Модуль "Художественная культура"
Методический материал для педагогов дополнительного образования по Художественной культуре...
Учебно-методический комплект по курсу общеобразовательной программы дополнительного образования детей «Повар»
Учебно-методический комлект...
Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы
Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы. Для педагогов ДО УДОД...
Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы
Создание учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы...
Рецензия на учебно-методический комплект по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Наследие"
Учебно - методический комплекс представленный к рецензированию содержит дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и учебное пособие по обучению обучающихся в технике квиллинг. Прогр...
Рецензия на учебно-методический комплект по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Наследие"
Рецензия на учебно-методический комплекс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Наследие" С.Р. Намжилова, старшего преподавателя кафедры естественно-математических ...
Консультация педагогов "Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной программы"
Консультация педагогов и молодых специалистов "Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной программы" проводится с целью информирования педагогов об основных требованиях ...