Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я в мире людей»
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я в мире людей» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы: Детский дом – учреждение специфическое, поэтому контакты подростков и молодых людей с окружающим миром имеют свои особенности по сравнению с такими контактами подростков и молодых людей, проживающих в семьях. Изолированность воспитанников детских домов от социума накладывает особый отпечаток на их нравственное развитие вообще и на ознакомление с социальным миром, в частности.
Воспитание чувства коллективизма осуществляется в процессе всей жизни воспитанника в детском доме. В людях отмечается предрасположенность к общественной среде. В обстановке коллективной жизни подростки и молодые люди развивают все свои задатки, приобретают и закрепляют положительные качества и навыки, укрепляют чувства взаимопомощи и дружбы.
Отличительные особенности программы:
Разработанная программа призвана корригировать вышеупомянутые особенности социализации воспитанников детского дома, побудить их задуматься о своём месте среди людей. При реализации программы предусмотрены различные виды деятельности учащихся: рисуночные тесты, анкетирование, интерактивное обсуждение темы, восприятие информации на слух и с использованием различных видов наглядности.
Адресат программы:
Программа предназначена для учащихся с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 18 лет и старше находящихся в социальных учреждениях
Цель и задачи программы:
Цель: формировать коммуникативные навыки у учащихся с интеллектуальными нарушениями (воспитанников детского дома).
Задачи:
Обучающие
- Учить применять теоретически полученные знания на практике.
- Учить моделировать проблемные ситуации и находить пути их решения.
- Учить адекватно оценивать поступки других людей и формировать самооценку своих поступков
Развивающие
- Формировать интерес к общению с сотрудниками и сверстниками.
- Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения)
- Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.
Воспитательные
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между подростками и молодыми людьми, привычку сообща трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом;
- Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать окружающих хорошими поступками.
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Условия реализации программы:
Набор и формирование групп осуществляется с учетом рекомендаций психолого-педагогической медико-социальной комиссии. Программа «Я в мире людей» составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей и возможностей учащихся, срок ее реализации – 1 год. Режим занятий по предмету – 1 час в неделю (42 часа в год). Форма организации занятий – групповая. Время занятий рассчитано на 45 минут. Наполняемость группы учащихся составляет не более 16 человек. Программу реализуют воспитатели.
Материально-техническое обеспечение:
- помещение со столами и стульями для каждого учащегося;
-телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, фотоаппарат,CD-диски DVD-диски;
-интерактивная доска, проектор.
Планируемые результаты:
После проведения всех занятий по программе ожидается что:
Личностные результаты:
-учащиеся станут добрее,
-отзывчивее,
-будут более коммуникабельны,
-научатся договариваться со сверстниками,
-научаться выстраивать межличностные отношения,
-учащиеся будут стараться приветливо общаться, использовать правила хорошего тона, вежливые слова.
-ожидается, что у учащихся реализуется способность к самоорганизации в коллективе (в повседневной деятельности, при взаимопомощи в выполнении заданий, в общении друг с другом и другими людьми).
-научатся анализировать свои поступки и деятельность, действовать в соответствии с моральными принципами.
-научатся ценить дружбу.
Предметные результаты:
-будут использовать полученные знания о правилах поведения в обществе,
-будут уметь общаться с разными людьми,
-будут уметь адекватно оценивать поступки других людей,
-будут владеть знаниями о правилах хорошего тона,
-будут соблюдать нравственные нормы общества.
Учебный план
№ | Тема занятия | Всего часов | Кол-во часов | Формы контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Введение: «Я в мире людей» | 1 | 1 | ||
2 | Раздел 1 «Какой я человек» | ||||
11 | 9 | 2 | рефераты тесты | ||
3 | Раздел 2 «Познаем себя, учимся жить среди людей» | ||||
12 | 7 | 5 | презентации | ||
4 | Раздел 3 «Воспитываем себя, учимся жить в окружающем мире» | ||||
16 | 10 | 6 | кроссворды | ||
Повторение материала | |||||
2 | 1 | 1 | мониторинг | ||
5 | ИТОГО | 42 | 28 | 14 |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1 сентября 2017 года | 31 августа 2018 года | 42 | 42 | 1 раз в неделю по 1 часу |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
При разработке рабочей программы учитывались индивидуальные и психофизиологические особенности воспитанников 25 группы.
Цель и задачи программы:
Цель:
формировать коммуникативные навыки у учащихся с интеллектуальными нарушениями (воспитанников детского дома).
Задачи:
Обучающие
Учить применять теоретически полученные знания на практике.
Учить моделировать проблемные ситуации и находить пути их решения.
Учить адекватно, оценивать поступки других людей и формировать самооценку своих поступков
Развивающие
Формировать интерес к общению с сотрудниками и сверстниками.
Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения)
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.
Воспитательные
Воспитывать дружеские взаимоотношения между учащимися, привычку сообща трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом;
Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать окружающих хорошими поступками.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Ожидаемые результаты:
После проведения всех занятий по программе ожидается что, учащиеся
должен знать:
-как договариваться со сверстниками,
-как выстраивать межличностные отношения,
-как вести себя в социуме
должен уметь:
-анализировать свои поступки и деятельность,
-реализовывать способность к самоорганизации в коллективе (в повседневной деятельности, при взаимопомощи в выполнении заданий, в общении друг с другом и другими людьми).
-действовать в соответствии с моральными принципами.
- приветливо общаться,
-использовать правила хорошего тона, вежливые слова.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата понедельник |
1 | Введение: «Я в мире людей» | 1 | 04.09.2017 |
Раздел 1 «Какой я человек» | |||
2 | Личность. | 2 | 11.09.2017 18.09.2017 |
3 | Обида. Месть. Зависть. | 2 | 25.09.2017 02.10.2017 |
4 | Предательство. | 1 | 09.10.2017 |
5 | Порядочность. | 1 | 16.10.2017 |
6 | Пунктуальность. | 1 | 23.10.2017 |
7 | Трудолюбие. | 1 | 30.10.2017 |
8 | Этический кодекс. | 2 | 06.11.2017 13.11.2017 |
9 | Идеал. | 1 | 20.11.2017 |
Раздел 2 «Познаем себя, учимся жить среди людей» | |||
10 | Познание себя. | 1 | 27.11.2017 |
11 | Я и окружающий мир. | 2 | 04.12.2017 11.12.2017 |
12 | Характер. Я и моя тень. | 1 | 18.12.2017 |
13 | Люди среди людей. Коллектив. | 2 | 25.12.2017 08.01.2018 |
14 | Правила поведения в коллективе. Учимся вежливости. | 2 | 15.01.2018 22.01.2018 |
15 | Дружба. Ссоры между друзьями. Прощение. | 2 | 29.01.2018 05.02.2018 |
16 | Учимся вежливости. Грубость. Невыдержанность. Доброжелательность. | 1 | 12.02.2018 |
17 | Учимся вежливости. Внимание: конфликт. | 1 | 19.02.2018 |
Раздел 3 «Воспитываем себя, учимся жить в окружающем мире» | |||
18 | Воля. Воспитание себя. | 1 | 26.02.2018 |
19 | Привычки и поступки. | 2 | 02.04.2018 09.04.2018 |
20 | Проступок. Преступление и наказание. | 2 | 16.04.2018 23.04.2018 |
22 | Воровство. | 1 | 30.04.2018 |
23 | Жадность и щедрость. | 1 | 07.05.2018 |
24 | Быть собой. | 1 | 14.05.2018 |
25 | Застенчивость и скромность. | 2 | 21.05.2018 28.05.2018 |
26 | Настроение. | 2 | 04.06.2018 11.06.2018 |
27 | Благородство. | 2 | 18.06.2018 25.06.2018 |
28 | Честь и достоинство. | 2 | 06.08.2018 13.08.2018 |
Повторение материала | |||
29 | Итоговое занятие - Раздел 1,2 | 1 | 20.08.2018 |
30 | Итоговое занятие - Раздел 3 | 1 | 27.08.2018 |
ИТОГО | 42 |
Содержание обучения
Введение.
Общее понимание и осознание себя и общества, как единого целого.
Раздел 1. Какой я человек.
Тема 1. Личность.
Вопросы для изучения обсуждения.
Осознание себя. Положительные и отрицательные качества личности.
Основные понятия: личность.
Практическая работа: решение проблемных ситуаций.
Методы проведения занятия: беседа, игра.
Контрольные задания: анкетирование.
Тема 2.Обида, месть, зависть.
Вопросы для изучения обсуждения.
Что мешает нам общаться. Как справляться со своими чувствами.
Основные понятия: обида, месть, зависть.
Практическая работа: решение проблемных ситуаций.
Методы проведения занятия: беседа, презентация.
Контрольные задания: тестирование.
Тема 3. Предательство.
Вопросы для изучения обсуждения.
Что разрушает дружбу. Чего нельзя простить. За что мы ценим друг друга.
Основные понятия: предательство, верность
Практическая работа: освоение навыков работы с мышью, положение пальцев, компьютерная игра.
Методы проведения занятия: беседа, психологическая игра.
Контрольные задания: тестирование
Тема 4. Порядочность.
Вопросы для изучения обсуждения.
Самое ценное качество в людях. Как вы понимаете это слово?
Основные понятия: Порядочность, умение держать слово.
Практическая работа: решение проблемных ситуаций, конкурсы, игры.
Методы проведения занятия: беседа, анализ ситуации.
Контрольные задания: тестирование.
Тема 5. Пунктуальность.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Что означает выражение - быть пунктуальным. Пунктуальность и порядочность, что здесь общего.
Основные понятия: пунктуальность, знаки уважения к другим людям.
Практическая работа: анализ ситуации, психологические игры.
Методы проведения занятия: беседа, презентация.
Контрольные задания: тестирование.
Тема 6. Трудолюбие.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Труд и человек. Для чего надо трудиться. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Основные понятия: труд, трудолюбие, трудолюбивый.
Практическая работа: анализ ситуаций.
Методы проведения занятия: беседа, презентация.
Контрольные задания: тестирование.
Тема 7.Этический кодекс.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Что такое этика. Для чего нужна этика. Что такое кодекс. Нормы поведения в обществе.
Основные понятия: этика, кодекс, этический кодекс, нормы и правила поведения.
Методы проведения занятия: беседа, презентация.
Контрольные задания: тестирование, решение проблемных ситуаций.
Тема 8.Идеал.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Какими вы хотите быть. Какие люди должны окружать вас. Стремление к идеалу.
Основные понятия: идеал, мечта и реальность.
Практическая работа: выставки, конкурсы, творческие работы.
Методы проведения занятия: беседа, презентация.
Контрольные задания: тестирование.
Раздел 2 «Познаем себя, учимся жить среди людей»
Тема 9.Познание себя.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Мои положительные качества. Мои отрицательные качества. Легко ли со мной общаться.
Основные понятия: личность качества личности.
Практическая работа: составление карт личных качеств.
Методы проведения занятия: беседа, презентация.
Контрольные задания: тестирование
Тема 10.Я и окружающий мир.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Мир вокруг меня. Моё место в мире. Как я понимаю других людей, и как они понимают мены.
Основные понятия: окружающий мир, общество.
Практическая работа: рефераты, оформление газеты.
Методы проведения занятия: беседа, презентация.
Контрольные задания: тестирование.
Тема 11. Характер. Я и моя тень.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Каждый человек особенный. Особенности характера.
Основные понятия: Характер, привычки, индивидуальность.
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.
Контрольные задания: тестирование.
Тема 12. Люди среди людей. Коллектив.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Ты в мире не один. Учись понимать и принимать людей. Коллектив и личность.
Основные понятия: личность, коллектив.
Практическая работа: моделирование ситуаций, составление коллажей.
Методы проведения занятия: беседа, презентация, творческая работа.
Контрольные задания: тестирование.
Тема 13. Правила поведения в коллективе. Учимся вежливости.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Каким должен быть вежливый человек. Моё место в коллективе. Мы живём не одни в мире.
Основные понятия: коллектив, вежливость, чувство импатии.
Практическая работа: игра, моделирование ситуаций.
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.
Контрольные задания: тестирование.
Тема 14. Дружба. Ссоры между друзьями. Прощение.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Друзья познаются и в горе, и в радости. Надёжные люди. Всегда можно понять и простить друга.
Основные понятия: дружба, ссора, прощение, доверие.
Практическая работа: игра, составление рассказов из личного опыта.
Методы проведения занятия: беседа, презентация, творческая работа.
Контрольные задания: тестирование.
Тема 15. Учимся вежливости. Грубость. Невыдержанность. Доброжелательность.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Наши особенности. Учимся понимать и не осуждать друг друга. Ценное качество человека.
Основные понятия: вежливость, доброжелательность, взаимопонимание, грубость, невыдержанность.
Практическая работа: викторина, игра, составление коллажей.
Методы проведения занятия: беседа, презентация, творческая работа.
Контрольные задания: тестирование, опрос.
Тема 16. Учимся вежливости. Внимание: конфликт!
Вопросы для изучения и обсуждения.
Что значит быть вежливым. Как вежливость помогает в жизни. Как избегать конфликтов.
Основные понятия: вежливость, конфликт, конфликтная ситуация.
Практическая работа: моделирование ситуаций.
Методы проведения занятия: беседа, игра, изготовление газеты.
Контрольные задания: анкетирование.
Раздел 3 «Воспитываем себя, учимся жить в окружающем мире»
Тема 17. Воля. Воспитание себя.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Жизнь – это работа над собой. Как ты понимаешь выражение: волевой человек. Воля – дар или труд.
Основные понятия: воля, волевая личность.
Практическая работа: психологические игры, анализ ситуаций.
Методы проведения занятия: беседа, игра.
Контрольные задания: анкетирование.
Тема 18. Привычки и поступки.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Что такое привычка. Могу ли я изменить себя. Взаимодействие привычек и поступков.
Основные понятия: привычки, поступки, работа над собой.
Практическая работа: решение проблемных ситуаций.
Методы проведения занятия: беседа, презентация.
Контрольные задания: тестирование, опрос.
Тема19. Проступок. Преступление и наказание.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Что разрушает дружбу. Чего нельзя простить. За что мы ценим друг друга.
Основные понятия: предательство, верность
Практическая работа: освоение навыков работы с мышью, положение пальцев, компьютерная игра.
Методы проведения занятия: беседа, психологическая игра.
Контрольные задания: тестирование
Тема 20. Воровство.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Человеческие пороки. Как справиться с собой. Измени себя. Порядочность.
Основные понятия: Порядочность, умение держать слово.
Практическая работа: решение проблемных ситуаций, викторина.
Методы проведения занятия: беседа, моделирование ситуаций, анализ ситуаций.
Контрольные задания: тестирование.
Тема 21. Жадность и щедрость.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Сравнение понятий. Какой ты (рефлексия). Как измениться. Тонкая грань между щедростью и расточительностью.
Основные понятия: щедрость, расточительность, жадность, бережливость.
Практическая работа: анализ ситуации, психологические игры.
Методы проведения занятия: беседа, рефераты, решение проблемных ситуаций.
Контрольные задания: анкетирование.
Тема 22. Быть собой.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Труд – быть собой. Искренние отношения. Честность по отношению к себе.
Основные понятия: Искренность, честь, честность,
Практическая работа: анализ ситуаций, психологические игры.
Методы проведения занятия: беседа, презентация, игра.
Контрольные задания: опрос.
Тема 23. Застенчивость и скромность.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Найди отличия (застенчивость – скромность). Мешают или помогают они нам в жизни.
Основные понятия: застенчивость, скромность, самоуверенность, наглость, комплекс.
Методы проведения занятия: беседа, презентация, моделирование ситуаций.
Контрольные задания: тестирование, решение проблемных ситуаций.
Тема 24.Настроение.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Какими вы хотите быть. Какие люди должны окружать вас. Стремление к идеалу.
Основные понятия: идеал, мечта и реальность.
Практическая работа: выставки, конкурсы, творческие работы.
Методы проведения занятия: беседа, презентация.
Контрольные задания: тестирование.
Тема25.Благородство.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Что такое благородство. Как много таких людей вокруг меня. Примеры из истории.
Основные понятия: благородство, честь, бескорыстие.
Методы проведения занятия: беседа, рефераты.
Контрольные задания: тестирование, решение проблемных ситуаций.
Тема 26.Честь и достоинство.
Вопросы для изучения и обсуждения.
Что делает меня человеком. Не дай себя унизить. Не унижай других.
Основные понятия: честь, достоинство.
Практическая работа: выставки, творческие работы.
Методы проведения занятия: беседа, презентация.
Контрольные задания: тестирование.
Оценочные и методические материалы
Педагогические методики и технологии:
Общепедагогические методы- словесные, наглядные, практические.
Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированного взаимодействия, игровые (сюжетно-ролевые, деловые, ситуационные), информационно-коммуникативные, развивающего обучения.
Дидактические материалы:
Программа представлена 3 разделами:
- «Какой я человек»
- «Познаём себя, учимся жить среди людей»
- «Воспитываем себя, учимся жить в окружающем мире»
1. раздел: картинки, таблицы, рассказы-загадки, настольные игры;
2. раздел: картинки, таблицы, тестовые задания, видео, аудио материалы;
3. раздел: источники интернета картинки, таблицы, тестовые задания рисуночные тесты.
Информационные источники:
- Богданова О.С., Калинина О.Д. «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками», Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1985 г.
- Грюневальд К. «Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями», Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства СПб 2003 г.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. «В мире детских эмоций». АЙРИС ПРЕСС Москва 2004 г.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. «Психическое развитие детей в норме и патологии», ПИТЕР 2004 г.
- Насонкина С.А. «Уроки этикета», Издательство «АКЦИДЕНТ» Санкт-Петербург 1997 г.
- Сборник «Нравственное воспитание дошкольников»,Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Москва 1970 г.
Способы определения результативности
Мониторинг достижений обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы «Я в мире людей».
(педагогическая диагностика)
Система мониторинга достижения обучающихся планируемых результатов освоения обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений обучающихся.
В процессе мониторинга исследуются освоение обучающимися образовательной программы путем бесед, критериально-ориентированных методик тестового типа. Построение системы мониторинга сочетает низко формализованные - беседа и высоко формализованных - тестов, проб, и др., методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга образовательных программ 3 раза в год
(на 1.09., 1.03, 31.08 след. уч. года).
Мониторинг начальных, промежуточных и итоговых результатов в группе осуществляется с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой образовательной программе.
Результаты освоения программы заносятся в карту учащихся и оцениваются по пятибалльной шкале:
1 балл – выполняется только в совместной деятельности;
2 балла – выполняется с помощью и поддержкой взрослого;
3 балла – выполняется под контролем взрослого;
4 балла – выполняется под частичным контролем взрослого;
5 баллов – выполняется самостоятельно.
Имя, фамилия воспитанника: | Начало года ( 01.09.) | Промежут. анализ ( 01.03.) | Конец года (31.08.) |
Умеет сформулировать понятия: обида, злость, месть | |||
Умеет сформулировать понятие предательство, порядочность | |||
Умеет сформулировать понятие пунктуальность | |||
Проявляет личную пунктуальность | |||
Проявляет личное трудолюбие | |||
Знает и применяет правила поведения в общественных местах | |||
Знает и применяет правила поведения в коллективе сверстников | |||
Знает и применяет правила поведения с взрослыми | |||
Знает и применяет в общении вежливые слова | |||
Проявляет дружеские отношения и привязанность к кому-либо | |||
Формулирует понятие слов: «грубость», «невыдержанность», «доброжелательность» | |||
Создает конфликтные ситуации | |||
Умеет найти выход из конфликтной ситуации | |||
Формулирует понятие слов: «воля», «привычки», «преступление», «наказание» | |||
Формулирует понятие слов: «воровство», «жадность», «щедрость» | |||
Формулирует понятие слов: «благородство», «честь», «достоинство» | |||
Результат освоения программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для ДОВ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для детей с ограниченными возможностями расчитана на обучающихся 7-14 лет. Программа предназначена для педаг...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии", художественно - эстетической направленности. Расчитена на 3 года обучения. Предназначена для учащихся 7 - 14 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире животных»
Создание в учреждениях дополнительного образования специальных программ, формирование эколого-ориентированного сознания у детей среднего школьного возраста целесообразно и актуально ...
Методическая разработка: «План досугового мероприятия к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Робототехника» «В мире роботов»»
Разработан к образовательной программе «Робототехника» (раздел «Робототехника для начинающих, базовый уровень.», 1 год обучения)и может использоваться:на учебных занятиях, при ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В мире танца»
Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире слов»
Успешное овладение знаниями в 5 классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «В МИРЕ ТАНЦА»
Программа ориентирована на работу с общим контингентом детей младшего, среднего и старшего школьного возраста из семей различного статуса и категорий, в том числе категории СОП...