Дополнительная общеобразовательная программа "Глиняная игрушка
рабочая программа по теме
1 раздел
Данный раздел программы включает в себя знакомство с глиной как с художественным материалом, знакомство с инструментами и приспособлениями, используемые при лепке, знакомство с правилами и приёмами обработки глины. Учащиеся делают свои первые шаги, лепят элементы игрушек, учатся простейшим приёмам декора из глины, отрабатывают приёмы лепки, учатся правильно организовывать своё рабочее место.
2 раздел
Данный раздел программы включает в более полное знакомство учащихся с народными художественными промыслами русской лепной игрушки. Учащиеся овладевают основными приёмами работы с глиной, знакомятся с особенностями формообразования в глиняной пластике, на практике учатся лепить с натуры по образам народной игрушки с внесением изменений, посещают художественную галерею.
3 раздел
Данный раздел программы направлен на закрепление уже изученных приёмов лепки. Учащиеся знакомятся с новыми видами лепки из глины, используя мелкие фигурки человечков, а так же народный стиль; учатся работать в группах, создавать единую композицию, работать с объёмными образами.
4 раздел
Данный раздел программы направлен на совершенствование уже имеющихся знаний о работе с глиной, приёмов лепки и декора изделий, роспись готовых изделий. Учащиеся знакомятся с глиняным промыслом в Сызранской районе, посещают мастер-классы глиняных мастеров, оформляют собственную выставку работ, выставляют работы на ярмарках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_programmma.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Очень важным моментом является и развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры.
Программа рассчитана на детей с 7 до 10 лет. Курс обучения планируется на 1 год, включая в себя теорию, практику и индивидуально-творческую работу. В программе курса уделяется внимание экскурсиям на природу, гончарную мастерскую, музеи. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Работа с детьми данного детского объединения строится на взаимопонимании, на основе уважительного отношения друг к другу.
Детское объединение «Глиняная игрушка» даёт учащимся, проявляющим склонность и интерес, возможность окунуться в удивительный мир популярной в прошлом в России и возрождающейся ныне лепной глиняной игрушки, глубже узнать народные промыслы, ознакомиться с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества; углубить знания о пластической выразительности формы игрушек различных художественных школ; овладеть приёмами работы с глиной, техникой декоративного оформления, приёмами стилизации, особенностями образа в декоративном искусстве.
Во время работы с глиной ребёнок получает эстетическое наслаждение от её пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка развивает у детей лучшую координацию движений, развивает пальцы рук (моторику), способствует большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, объёма, глубины. Дети этого возраста с большим успехом передают движения в осязаемом объёме.
Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе.
Занятия развивают умственные способности детей, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные представления, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывают любовь к труду.
Цель программы: формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.
Задачи программы:
- Формирование знаний, умений и навыков работы с глиной;
- Раскрытие чувства гармонии, художественного вкуса;
- Раскрытие индивидуальных способностей ребенка;
- Воспитание наблюдательности, усидчивости, ответственности;
- Воспитание лидерских качеств.
Задачи обучения:
Образовательные:
научить особенностям работы с глиной
дать необходимые знания, умения для творческого воспроизведения задуманного образа
научить применять способы объемной лепки из глины
знакомить с народными традициями народного искусства по лепке из глины
Развивающие:
развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию
развивать творческие способности и задатки
развивать умение наблюдать, выделять главное
Воспитательная:
воспитывать художественный вкус, отзывчивость, уважение к окружающим людям.
Формы и методы обучения:
1.Словесные:
Рассказ
Лекция
Беседа
Дискуссия
2.Практический:
Практическая работа
3.Наглядный:
Демонстрация
Иллюстрация
4.Метод проблемного обучения:
Проблемное изложение материала
Создание проблемных ситуаций
5.Метод игры:
- Игра – конкурс
- Игра – путешествие
- Игра – викторина и т.п.
Условия реализации программы:
- Материально – техническая база (глина, краски, основной и вспомогательный инструмент)
- Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей)
- Методическое обеспечение (методическая и техническая литература; специальная литература по прикладному искусству)
- Техника безопасности
Материалы и инструменты:
- Глина, гуашь, краски, кисти, палитра.
- Стеки, наждачная бумага.
- Деревянные досочки.
- Клей ПВА, лак
Диагностика:
начальная диагностика – анкета
промежуточная диагностика – игра
итоговая – тест
участие в выставках: внутришкольных, районных, областных.
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- особенности и отличия изделий традиционных народных промыслов лепной игрушки, изучаемых по программе;
- название, назначение и правила пользования инструментами и приспособлениями, предусмотренными программой;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе инструментами и приспособлениями;
- особенности выполнения композиции;
- особенности росписи глиняных игрушек;
- правила и приёмы обработки глины;
- правила организации рабочего места;
- правила общения.
Учащиеся должны уметь:
- различать инструменты и приспособления, предусмотренные программой;
- пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по назначению и бережно относится к ним;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
- выполнять правила и приёмы обработки глины;
различать по внешнему виду изделия народных промыслов, изучаемых по программе;
- работать в группах;
- пользоваться глиной, красками, кистью, стеками, наждачной бумагой;
Инструкция по технике безопасности при работе с глиной:
1. Перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки
2. Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении радом сидящего человека
3. При работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках
4. На рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.
5. При завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах
6. После обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость
7. По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.
Этапы практической работы по лепке из глины:
1. Передача общего строения
2. Уточнение общего строения
3. Проработка основных деталей
4. Обработка поверхности изделия кисточкой при помощи воды
5. Просушивание изделия
6. Обработка поверхности изделия наждачной бумагой
7. Покраска основной краской
8. Продумывание элементов раскраски на альбомном листе
9. Раскрашивание готового изделия
10. Покрывание лаком
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 раздел
Данный раздел программы включает в себя знакомство с глиной как с художественным материалом, знакомство с инструментами и приспособлениями, используемые при лепке, знакомство с правилами и приёмами обработки глины. Учащиеся делают свои первые шаги, лепят элементы игрушек, учатся простейшим приёмам декора из глины, отрабатывают приёмы лепки, учатся правильно организовывать своё рабочее место.
№ | Тема | Всего | Теор. | Практ. |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Организационные вопросы. Правила поведения на занятиях. | 2 | 2 | - |
2 | Чудесный материал. Глина как художественный материал. | 2 | 1 | 1 |
3 | Беседы по истории возникновения Филимоновской глиняной игрушки. Просмотр презентации. Лепка элементов Филимоновской игрушки. | 2 | 1 | 1 |
4 | Беседы по истории возникновения Дымковской глиняной игрушки. Просмотр презентации. Лепка элементов Дымковской игрушки. | 2 | 1 | 1 |
5 | Беседы по истории возникновения Каргопольской глиняной игрушки. Просмотр презентации. Лепка элементов Каргопольской игрушки. | 2 | 1 | 1 |
6 | Беседы по истории возникновения Абашевской глиняной игрушки. Просмотр презентации. Лепка элементов Абашевской игрушки. | 2 | 1 | 1 |
7 | Первые шаги. Знакомство с инструментами и приспособлениями, используемыми при лепке. Возможности из применения. | 2 | 1 | 1 |
8 | Условия безопасной работы. Правильная организация рабочего места. | 2 | 1 | 1 |
9 | Формообразование в работе с глиной. Просмотр презентации. Обработка приёмов лепки: вытягивание. | 2 | 1 | 1 |
10 | Средства и способы изображения в пластике. Просмотр презентации. Обработка приёмов лепки: прищипывание. | 2 | 1 | 1 |
11 | Знакомство с правилами и приёмами обработки глины. Лепка из целого куска. | 2 | 1 | 1 |
12 | Простейшие приёмы декора из глины. Лепка из целого куска с добавлением деталей. | 2 | 1 | 1 |
13 | Передача формы и пропорций. Соотношение пропорций и деталей. | 2 | 1 | 1 |
14 | Овладение простейшими приёмами декора изделий: защипы и налепы. Лепка из целого куска с использованием различных приёмов декора. | 2 | 1 | 1 |
15 | Основные цвета красок, используемые в росписи глиняных игрушек в традиционных народных промыслах. Роспись готовых изделий. | 2 | 1 | 1 |
16 | Создание несложных по технике выполнения творческих работ. Знакомство с элементами росписей и узорными композициями. Роспись игрушек с использованием традиционных приёмов. | 2 | 1 | 1 |
17 | Экскурсия в гончарный цех к мастеру по гончарному ремеслу. | 2 | - | 2 |
18 | Экскурсия в краеведческий музей. | 2 | - | 2 |
19 | Оформление выставки детских работ «Первые успехи» | 2 | - | 2 |
Итого: 38 часов (17 ч. теоритические, 21 ч. практические)
2 раздел
Данный раздел программы включает в более полное знакомство учащихся с народными художественными промыслами русской лепной игрушки. Учащиеся овладевают основными приёмами работы с глиной, знакомятся с особенностями формообразования в глиняной пластике, на практике учатся лепить с натуры по образам народной игрушки с внесением изменений, посещают художественную галерею.
№ | Тема | Всего | Теор. | Практ. |
1 | Беседы по истории развития Филимоновской игрушки в России. Просмотр презентации. Лепка Филимоновской игрушки. | 2 | 1 | 1 |
2 | Беседы по истории развития Дымковской игрушки в России. Просмотр презентации. Дымковской игрушки. | 2 | 1 | 1 |
3 | Беседы по истории развития Каргопольской игрушки в России. Просмотр видеофильма. Лепка Каргопольской игрушки. | 2 | 1 | 1 |
4 | Беседы по истории развития Абашевской игрушки в России. Просмотр презентации. Лепка Абашевской игрушки. | 2 | 1 | 1 |
5 | Послушная глина. Знакомство с разнообразием глин, их свойствами и особенностями. | 2 | 1 | 1 |
6 | Правила и приёмы безопасной работы с глиной, её хранение и обработка. | 2 | 1 | 1 |
7 | Секреты мастеров. Композиция в пластике. Искусство круглой многофигурной композиции в творчестве народных мастеров. | 2 | 1 | 1 |
8 | Использование цвета в росписи изделий для отражения эмоционального состояния. Работа над образом. Лепка способом кругового налепа. | 2 | 1 | 1 |
9 | Обобщение ранее изученных правил и приёмов обработки глины. Отработки приёмов. | 2 | 1 | 1 |
10 | Основы художественной обработки глины. Приёмы стилизации в лепке. | 2 | 1 | 1 |
11 | У нас получаются красивые изделия. Лепка с натуры по образам народной игрушки с внесением изменений. | 2 | 1 | 1 |
12 | Лепка с сохранением стиля. Создание коллективных композиций. | 2 | 1 | 1 |
13 | Создание единой композиции. Создание творческих работ, их роспись. | 2 | - | 2 |
14 | Конкурс на лучшую глиняную игрушку | 2 | - | 2 |
15 | Видеоэкскурсия «Мир мастеров глиняной игрушки». Создание индивидуального образа и стиля. | 2 | 1 | 1 |
16 | Выставка творческих работ учащихся «Дымковская и Абашевская игрушки» | 2 | - | 2 |
17 | Экскурсия в художественную галерею. | 2 | - | 2 |
Итого: 34 часа ( 13ч. теоретические, 21 ч. практические)
3 раздел
Данный раздел программы направлен на закрепление уже изученных приёмов лепки. Учащиеся знакомятся с новыми видами лепки из глины, используя мелкие фигурки человечков, а так же народный стиль; учатся работать в группах, создавать единую композицию, работать с объёмными образами.
№ | Тема | Всего | Теор. | Практ. |
1 | Беседы по истории развития Полхов-Майданской и Дымковской росписи. Роспись готовых игрушек. | 2 | 1 | 1 |
2 | Беседы по истории развития Хохломской и городецкой росписи. Роспись готовых игрушек. | 2 | 1 | 1 |
3 | Беседа о новых видах лепки из глины, используя мелкие фигуры человечков. | 2 | 2 | - |
4 | Маленькие человечки. Лепка фигуры человека. | 2 | - | 2 |
5 | Беседа о возникновении городецкой игрушки. Лепка городецкой игрушки. | 2 | 1 | 1 |
6 | Хохломская роспись. Роспись глиняной игрушки. | 2 | - | 2 |
7 | Композиция в пластике. Отработка приёма лепки способами кругового налепа. | 2 | 1 | 1 |
8 | Искусство круглой много-фигурной композиции в творчестве народных мастеров. Отработка приёма: лепка и с добавлением деталей. | 2 | 1 | 1 |
9 | Использование цвета в росписи изделий для отражения эмоционального состояния. | 2 | 1 | 1 |
10 | Работа над объёмным образом. Лепка сказочных персонажей. | 2 | 1 | 1 |
11 | Обобщение ранее изученных правил и приёмов обработки глины. | 2 | 1 | 1 |
12 | Приёмы стилизации в лепке. Лепка сувениров (пасхальных яиц) | 2 | 1 | 1 |
13 | Создание единой композиции. Лепка натюрмортов. | 2 | 1 | 1 |
14 | Прекрасное вокруг. Лепка объёмных работ в виде корзин и чаш с фруктами | 2 | - | 2 |
15 | Видение объёма. Значение пропорций. Лепка домика. | 2 | 1 | 1 |
16 | Архитектура. Объём и его значение в композиции. Лепка дворца. | 2 | - | 2 |
17 | Выставка работ учащихся «Объёмные композиции» | 2 | - | 2 |
18 | Экскурсия в гончарную мастерскую. Мастер-класс. | 2 | - | 2 |
Всего: 36 часов (13 теоретические, 23 практические)
4 раздел
Данный раздел программы направлен на совершенствование уже имеющихся знаний о работе с глиной, приёмов лепки и декора изделий, роспись готовых изделий. Учащиеся знакомятся с глиняным промыслом в Сызранской районе, посещают мастер-классы глиняных мастеров, оформляют собственную выставку работ, выставляют работы на ярмарках.
№ | Тема | Всего | Теор. | Практ. |
1 | История глиняного промысла в Сызранском районе. Просмотр презентации. | 2 | 2 | - |
2 | Беседы о народных умельцах родного края, работающих с глиной. Отработка приёмов работы с глиной. | 2 | 1 | 1 |
3 | Посещение мастеров, народных умельцев родного края, работающих с глиной. | 2 | - | 2 |
4 | Что умеют делать золотые руки. Мастер-класс глиняных мастеров. Стиль в работе. | 2 | - | 2 |
5 | Создание альбома о народных умельцах. | 2 | - | 2 |
6 | Знакомство с проектными технологиями в творчестве. | 2 | 2 | - |
7 | Разработка идеи творческого проекта. Подбор необходимого материала. | 2 | 1 | 1 |
8 | Самостоятельная работа (1 этап). Оформление творческого проекта. | 2 | 1 | 1 |
9 | Самостоятельная работа (2 этап). Создание глиняных игрушек (работ) к проекту. | 2 | - | 2 |
10 | Простейшие приёмы декора изделий из глины. Отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением деталей. | 2 | 1 | 1 |
11 | Передача формы и пропорций. Цветовая гамма. Отработка приёмов: защипы и налепы. | 2 | 1 | 1 |
12 | Беседа «Основы создания панно из глины». Показ простейших панно из глины. Отработка приёмов работы с глиной, создание объёмных деталей. | 2 | 1 | 1 |
13 | Создание собственного панно из глины. | 2 | - | 2 |
14 | Роспись готовых игрушек. Основные цвета красок, используемые в росписи народных игрушек. | 2 | 1 | 1 |
15 | Роспись собственных работ. | 2 | - | 2 |
16 | Индивидуальный стиль в работе. | 2 | - | 2 |
17 | Создание памятных сувениров, их роспись. | 2 | - | 2 |
18 | Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас». Отработка приёмов лепки и декора. | 2 | 1 | 1 |
19 | Прекрасное вокруг. Сюжетная коллективная лепка. | 2 | - | 2 |
20 | Коллективная роспись пано «Прекрасное вокруг». | 2 | - | 2 |
21 | Лесные жители. Лепка животных лесов Поволжья. | 2 | - | 2 |
22 | Летняя ярмарка. Выставка работ учащихся. | 2 | - | 2 |
23 | Самостоятельная работа. Объёмная композиция. | 2 | - | 2 |
24 | Роспись готовой композиции. | 2 | - | 2 |
25 | Оформление выставки детских работ «Юные мастера». Мастер-класс. | 2 | - | 2 |
26 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Всего: 52 часа (13 теоретические, 39 практические)
Итого: 160 часов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гольдштейн А.Ф. «Зодчество» - М: Пр.,1979
- Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
- Данилова Г.И. «МХК», 7 – 8 кл. – М: Дрофа, 2002
- Давыдов В.В. «Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении». – Пеленг,1992
- Дулькина Т.И. «Гжель», Планета, - 1989
- Кузин В.С. «Изоб. искусство в начальной школе» - М: Дрофа, 1996
- Сокольникова Н.М. «Изоб. искусство и методика преподавания» - М:Академа,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Дополнительная общеобразовательная программа "Шьём игрушки сами"
Дополнительная общеобразовательная программа "Шьём игрушки сами"Предназначена для детей 8-11 лет. Срок обучения 1 год....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мастерская текстильной игрушки»
Программа рассчитана на 3 года обучения. Программа знакомит ребенка с многообразием текстильных игрушек разных стран. Включает в себя творческое развитие ребенка, освоение им навыков шитья, развитие м...
Дополнительная общеобразовательная программа "Моя любимая игрушка"
Дополнительная общеобразовательная программа "Моя любимая игрушка" художественной направленности, предназначена для детей 11-14 лет. Обучаясь по данной программе воспитанники учатся изготавливать мягк...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа"Мягкая игрушка"
Дополнительная общеобразовательная программа "Мягкая игрушка" расчитана на два года обучения....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «МЯГКАЯ ИГРУШКА»
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка. Содействуя развитию воображения и фантазии, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, внося...
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» (изготовление игрушки "Зайчик")
Мягкие игрушки любят все, только некоторые стесняются в этом признаться. Детские психологи утверждают, что у каждого ребенка старше трех лет обязательно должны быть собственные мягкие игрушки, причем,...