Программа курса эколого-биологического направления "В мире знаний" для 5-11 классов.
методическая разработка на тему

Данная программа предназначена для учителей, работающих в режиме дополнпительного образования по ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_v_mire_zaniy.docx59.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Барлык Барун-Хемчикского кожууна РТ»

_____________________________________________________________________________

668043, Республика Тыва, Барун-Хемчикский кожуун, с.Барлык, ул. Октябрьская, д.26

                                                               

                                                                Утверждаю

Директор МБОУ СОШ с.Барлык

_______________Монгуш Ч.М.

Программа  курса

«В мире знаний»

Направление - познавательное

(Возраст детей: 11-17 лет. Срок реализации: 7 лет)

                                                                              Составитель программы: учитель биологии и  

                                                                              химии МБОУ СОШ с.Барлык

                                                                              Саая Светлана Дарый-ооловна

с.Барлык – 2014 г.

Пояснительная записка

             Постоянно общаясь с детьми, не устаешь поражаться оторванности школьного образования от реальной жизни. Напичканные книжными знаниями, отличники не могут  объяснить, почему из птичьей автопоилки не выливается вода, как рождаются ежики и что такое плесень. Отсюда следует вывод: обучать надо на практике и на наглядных примерах.

            Приобщение учащихся к творческой исследовательской деятельности сегодня составляет одну из главных целей образовательного процесса. Становится очевидным, что задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в развитии познавательных и творческих способностей учащегося. Для этого необходимо поставить учащегося в положение исследователя, первооткрывателя и показать, что знания – это инструмент творческого освоения мира. Научно-исследовательская  деятельность учащихся  и учителей способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса, создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа.

               Программа включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, экспериментирование, статистическая обработка данных, анализ информационных источников. Другая особенность курса – его интегрированность и междисциплинированность.

 Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Отличие данной программы в том, что она предполагает опережающее обучение всех видов науки биологии, с учетом возрастных особенностей.  

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра, конкурс, викторина, экскурсия, практические работы  и т.д.,  что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются плакаты (в бумажном и электронном виде), а также презентации.

  В программу включены теоретические и практические занятия, рассчитанные на 2 часа в неделю для учащихся 5-11 классов. Программа рассчитана на 7 лет.

Цель программы: расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, приобщение учащихся к поисковой деятельности, навыкам сравнения, различения и обобщения, формирования общей экологической культуры.

Задачи:

образовательные:

- формировать интересы, склонности учащихся к поисковой деятельности, создание условий, способствующих освоению учащимися способов познания мира и саморазвития

воспитательные:

- создание условий для коллективной и индивидуальной творческой деятельности личности; формирование культуры выполнения самостоятельной работы

развивающие:

- развивать умения самостоятельно, творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; способствовать мотивированному выбору профессиональной и социальной адаптации.

Ожидаемые результаты:

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • основы экологии;
  • основные составляющие природы, взаимосвязь живой и неживой природы;
  • взаимосвязь животных и растений друг с другом, с окружающей средой; что такое пищевые цепочки;
  • правила поведения в природе;
  • писателей – натуралистов и их работы.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет;
  • рассматривать и обобщать точки зрения разных авторов, формулировать  свой подход к рассмотрению выбранной проблемы;
  • составлять краткие доклады, сообщения  и презентации по интересующим темам, предоставлять их аудитории;
  • грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
  • активно участвовать в коллективной познавательной деятельности;
  • уметь собрать местный материал для внедрения в образовательный процесс;
  • уметь выделать из множества фактов главные, существенные;

Учебно-тематический план

5 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

теория

практика

  1. Раздел. В мире экологии

Организационное занятие

1

Основные составляющие природы

1

1

Пищевые связи

1

Мир полон хищников

1

2

Конкуренция и соперничество

1

3

Дружба в природе

1

4

Тайны живой природы

1

Как построить экосистему

1

4

Красная книга

1

Растения лечат людей

1

Глобальные экологические проблемы

2

4

Обобщающее занятие. Викторина

1

2

Итоговая контрольная работа

1

Итого

14

20

Содержание образовательного процесса

  1. Организационное занятие (1 ч).

Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

  1. Основные составляющие природы (1ч).

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.

Практическая работа (1 ч.):

  1. Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".
  2. конкурс рисунков «Я – часть природы»
  1. Пищевые связи(1 ч).

Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "Заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?

Размышления: "Почему погибла дубрава?"

Игра «Кто больше составит пищевых цепочек».

  1. Мир полон хищников(1ч).

Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания.

Презентация  - «Растения-хищники».

Практическая  работа (2 ч.):

1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.

2. Цикл питания.

3. Цепь питания с участием человека.

Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках" 

5 . Конкуренция и соперничество(1ч).

Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?

Практическая  работа (3 ч.):

1. Рассказ про злого волка и доброго.

2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?

3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?

Самостоятельная фантазия.

6. Дружба в природе (1 ч).

Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.

Практическая работа (4 ч.):

Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".

Разучивание песен о дружбе

Конкурс рисунков «О дружбе…» 

7. Тайны живой природы (1 ч).

Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.

Работа с дополнительной  литературой.

8. Как построить экосистему (1 ч).

Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.

Практическая работа (1 ч.):  Давайте заведем аквариум.

9 . Красная книга (1 ч).

Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.

10. Растения лечат людей (1 ч.)

История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

Игра: «Письма от больных сказочных героев. Помоги им!»

11. Глобальные экологические проблемы (1 ч)

Загрязнение воздуха, воды, почвы. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Массовая вырубка лесов.

Практическая работа (4 ч.):

Подготовка докладов на данную тему

12. Игра - викторина (3мч.)

13. Итоговая контрольная работа (1 ч.)

Конечные результаты 1 года обучения:

  1. Продукты конкурса рисунков «Я – часть природы»
  2. Изображения цепей питания учащимися
  3. Аквариум, сделанный своими руками
  4. Доклады по теме «Глобальные экологические проблемы»

Учебно-тематический план

6 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

теория

практика

2.Раздел. Я и мой край

Организационное занятие

1

Место, в котором я живу

3

6

Достопримечательности моего края

3

8

Физико-географическая характеристика моего края

2

Разговор о флоре

3

8

Разговор о фауне

3

8

Родники моей малой Родины

3

8

Сбор местного материала (фотоматериалы о природе, работа с информаторами, оформление докладов и сообщений)

2

8

Обобщающее занятие.

1

Итоговая контрольная работа

1

Итого

22

46

Содержание образовательного процесса

  1. Организационное занятие (1ч).

Введение в курс. Техника безопасности.

  1. Место, в котором я живу (9 ч).

Человек - часть природы. О планете ЗЕМЛЯ, о России, о малой Родине – Тува, разговор о кожууне,селе

Практическая работа (6 ч.):

Конкурс рисунков «Я и мой мир»

  1. Достопримечательности моего края (11 ч).

Разговор о достопримечательностях Тувы

Практическая работа (8 ч.): подготовить презентацию «Удивительные места моей малой Родины»

  1. Физико-географическая характеристика моего края (2ч).

Работа с учебником – география Тувы

5 . Разговор о флоре (11 ч).

Роль растительного мира. Знакомство с растительностью Тувы. Растительность нашей местности. Изучение Красной книги растений Тувы.

Практическая  работа (8 ч.):

1. Экскурсия в лес, в степь

6. Разговор о фауне (11 ч).

Роль животного мира. Знакомство с растительностью Тувы. Растительность нашей местности. Изучение Красной книги растений Тувы.

Практическая  работа (8 ч.):

1. Проект «Диалоги о животных»

7. Родники моей малой Родины (11 ч.)

Родники Тувы. Целебные источники Тувы. Знакомство с родниками и целебными источниками кожууна, села

Практическая  работа (8 ч.):

1. Экскурсия в родник «Кара-Суг», «Шорга»

8. Сбор местного материала (фотоматериалы о природе, работа с информаторами, оформление докладов и сообщений) (10 ч.)

Методика сбора материалов.

Практическая работа (8 ч.)

  1. сбор фотоматериалов
  2. работа с информаторами
  3. оформление результатов (презентация, брошюры, буклеты)
  1. Обобщающее занятие (1 ч.)
  2.  Итоговая контрольная работа (1 ч.)

Конечные результаты 2 года обучения:

1.        Продукты конкурса рисунков «Я и мой мир»

2.        Презентация «Удивительные места моей малой Родины»

3.        Проект «Диалоги о животных»

4. Собранные местные материалы (фотоматериалы о природе, работа с информаторами, оформление докладов и сообщений)

Учебно-тематический план

7 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

теория

практика

3.Раздел. Явления в природе

Организационное занятие

2

Физические и химические явления

3

6

Круговорот веществ

3

4

Обмен веществ

4

12

Биоритм

3

6

Адаптация

4

6

Жизнь как биологическое явление

3

6

Обобщающее занятие.

4

Контрольная работа

2

Итого

28

40

Содержание образовательного процесса

  1. Организационное занятие (2ч).

Введение в курс. Техника безопасности.

  1. Физические и химически явления (9 ч).

      Что такое вещество? Какие бывают вещества? Простые и сложные вещества.

      Практическая работа (6 ч.): 

     Таяние льда. Нагревание смеси порошка серы и железа нагревается в пробирке.

  1. Круговорот веществ (7 ч).

Круговорот веществ

Практическая работа (4 ч.):

Нарисовать круговорот веществ

  1. Обмен веществ (16 ч).

Значение белков, жиров и углеводов. Роль АТФ в энергетическом процессе.    

Превращение энергии в организме. Нормы питания. Пластический и энергетический    

обмен.

Практическая работа (12 ч.)

  1. «Качественные реакции на белки, жиры и углеводы»
  2.  «Микроскопический и химический состав молока»
  3. «Определение наличия витамина С в продуктах обесцвеченных йодом»

5 . Биоритм (9 ч).

Классификация. Суточные биологические ритмы в организме человека. Распорядок  

жизни, акклиматизация

Практическая  работа (6 ч.):

1. Наблюдение и фиксирование биоритма самого себя.

6. Адаптация (10 ч.).

Понятие о приспособляемости организмов. Формы приспособления у животных и  

растений

Практическая  работа (6 ч.):

1. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

7. Жизнь как биологическое явление (9 ч.)

Различные подходы к определению жизни.

Практическая  работа (6 ч.):

1. Сочинение «Мое представление о жизни»

8. Контрольная работа за весь курс (2 ч.)

      Контроль знаний по всем пройденным темам

9. Обобщающее занятие (4 ч.)

Конечные результаты 3 года обучения:

1. Рисунки учащихся о круговороте веществ

2.        Отчеты практических работ по темам: «Качественные реакции на белки, жиры и углеводы», «Микроскопический и химический состав молока», «Определение наличия витамина С в продуктах обесцвеченных йодом», наблюдение и фиксирование биоритма самого себя.

3.        Результаты сочинения «Мое представление о жизни»

Учебно-тематический план

8 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

теория

практика

  1. Раздел. Человек и его организм

Организационное занятие

2

Общие понятия о человеческом организме

4

Особенности человечество организма

4

Строение и функции человеческого организма

4

Человек и окружающий мир

4

8

Человек и социум

3

8

Человек и техника

3

8

Человек и человек

3

8

Итоговый зачет

4

Обобщающее занятие.

2

Итого

34

32

Содержание образовательного процесса

      1. Организационное занятие (2 ч).

Введение в курс. Техника безопасности.

  1. Общие понятия о человеческом организме (4 ч).

Что такое человеческий организм?

  1. Особенности человечество организма (4 ч).

Особенности человеческого организма. Отличие человеческого организма от животных.

  1. Строение и функции человеческого организма (4 ч).

Понятие о строении и функции человеческого организма

      5 . Человек и окружающий мир (12 ч).

Человек в окружающем мире. Роль человека в природе.

Практическая  работа (8 ч.):

Защита реферата «Человек и окружающий мир»

      6. Человек и социум (11 ч).

Понятие человека как биосоциального существа. Человек и общество.

Практическая  работа (8 ч.):

Защита реферата «Человек-социум»

      7. Человек и техника (11 ч.)

Человек в мире техники. Роль человека в научно-техническом прогрессе.

Практическая  работа (8 ч.):

      Защита реферата «Человек-техника»

     8. Человек и человек (11 ч.)

Методика сбора материалов.

Практическая работа (8 ч.):

Защита реферата «Человек-человек»

  1. Обобщающее занятие (2 ч.)
  2. Итоговый зачет (4 ч.)

Конечные результаты 4 года обучения:

Рефераты учащихся на темы: «Человек и окружающий мир», «Человек-социум», «Человек-техника», «Человек-человек»

Учебно-тематический план

9 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

теория

практика

  1. Раздел. Здоровье

Организационное занятие

2

Физиологическое и психологическое здоровье

2

4

Иммунитет

4

Влияние вредных привычек на здоровье человека

2

10

Влияние образа жизни на здоровье человека

4

Роль гигиены

4

Влияние физических упражнений на здоровье человека

2

12

Мы за ЗОЖ

2

12

Красота и здоровье

4

Обобщающее занятие

2

Итоговая контрольная работа

2

Итого

30

38

Содержание образовательного процесса

  1. Организационное занятие (2 ч).

Введение в курс. Техника безопасности.

  1. Физиологическое и психологическое здоровье (6 ч).

Понятие о физиологическом и психологическом здоровье.

Практическая работа (4 ч.):

      «Устойчивость к стрессу»

  1. Иммунитет (4 ч).

Значение крови и ее состав. Роль иммунитета для организма человека.

  1. Влияние вредных привычек на здоровье человека (12 ч).

Пагубное влияние вредных привычек на организм человека.

Практическая работа (10  ч.)

  1. Просмотр и обсуждение видеороликов
  2. Нарисуй курильщика
  3. Проект «Здоровым быть – здорово!»
  1.  Влияние образа жизни на здоровье человека (4 ч).

       Что  такое образ жизни. Ценность здорового образа жизни.

     6.  Роль гигиены (4 ч).

Значение гигиены. Различные виды гигиены.

   7. Влияние физических упражнений н здоровье человека (14 ч.)

Роль и функции кожи, диафрагмы, системы пищеварения и желез внутренней

секреции. Методика воздействия физическими упражнениями. Ловкость

(координационные способности) и методика ее воспитания.  Комплексное применение

средств восстановления работоспособности после  физических нагрузок

Практическая  работа (12 ч.):

  1. Выполнение физических упражнений
  2. Экскурсия на свежем воздухе
  1. Мы за ЗОЖ (14 ч.)

Классный час «мы за ЗОЖ»

Практическая работа (12 ч.)

Конкурс проектов «Здоровая Россия, здоровая Тува»

  9. Красота и здоровье (4 ч.)

Беседа о красоте и здоровье

  10.Обобщающее занятие (2 ч.)

  11. Итоговая контрольная работа (2 ч.)

Конечные результаты 5 года обучения:

  1. Проект «Здоровым быть – здорово!»
  2. Конкурс проектов «Здоровая Россия, здоровая Тува»

Учебно-тематический план

10 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

теория

практика

  1. Раздел. Основы естествознания

Организационное занятие

2

Эволюция

4

4

Экология

4

2

Ботаника

4

2

Зоология

4

8

Генетика

4

8

Биогеография

4

2

Анатомия

4

8

Биологическая картина мира

3

Итоговая контрольная работа

1

Итого

32

36

Содержание образовательного процесса

  1. Организационное занятие (2 ч).

Введение в курс.

  1. Эволюция (8 ч).

Знакомство с теорией эволюции. Основы науки эволюция.

Практическая работа (4 ч.):

Сочинение «Мой взгляд о теории эволюции»

  1. Экология (6 ч).

Беседа об экологии.

Практическая работа (2 ч.):

 Дискуссия «Экологические проблемы и их решение»

  1. Ботаника (6 ч).

Краткий обзор о науке ботаника. Систематика растений

 Практическая работа (2 ч.):

Работа с определителем растений

          5 . Зоология (12 ч).

Основы науки зоологии. Классификация животных.

Практическая  работа (8 ч.):

Учебные проекты «Самые умные животные», «По станицам Красной книги»

       6. Генетика  (12 ч).

Генетика как наука. История генетики. Основные понятия генетики

Практическая  работа (8 ч.):

Расчетные задачи по генетике.

     7. Биогеография (6 ч.)

Биогеография как наука. Основные понятия дисциплины.

Практическая  работа (2 ч.):

  1. Работа с географической картой мира

    8. Анатомия (12 ч.)

      По станицам науки анатомии.

     Практическая работа (8 ч.)

  1. Разработать презентацию по разделам анатомии (по выбору)
  1. Биологическая картина мира (3 ч.)

Обобщающее занятие – беседа

  1. Итоговая контрольная работа (1 ч.)

Конечные результаты 5 года обучения:

  1. Сочинение «Мой взгляд о теории эволюции»
  2.  Учебные проекты «Самые умные животные», «По станицам Красной книги»
  3. Разработать презентацию по разделам анатомии (по выбору)

Учебно-тематический план

11 класс

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата

теория

практика

  1. Раздел. Интеграция естественных наук

Организационное занятие

1

Интеграция биологии и информатики

3

Интеграция биологии и физики

3

Интеграция биологии и химии

3

Интеграция биологии и русской литературы

3

Интеграция биологии и  математики

3

Интеграция биологии и истории

3

Интеграция биологии, химии и физики.

В мире химических элементов

3

НПК «В мире естествознания»

4

38

Итоговая контрольная работа

4

Итого

30

38

Содержание образовательного процесса

  1. Организационное занятие (1ч).

Введение в курс. Понятие об интеграции.

  1. Интеграция биологии и информатики (3ч).
  1. Интегрированный урок по информатике и биологии на тему: "Диаграммы Excel.

Развитие жизни на Земле на ранних этапах истории Земли (в архее и протерозое)"

  1. Интеграция биологии и физики (3ч).

Полёт  насекомых

  1. Интеграция биологии и химии (3ч).
  1. Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Любовь — это чувство или химическая реакция?"
  2. Интегрированный урок по химии и биологии "Химия и живой организм".

     5 . Интеграция биологии и русской литературы (3 ч).

Интегрированный урок по литературе и биологии  по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

    6.Интеграция биологии и  математики (3ч).

Интегрированный урок по теме: "Золотая пропорция"    

   7. Интеграция биологии и истории (3 ч.)

1. Внеклассное мероприятие «Я хочу быть счастливым!»

2. Интегрированный урок по биологии и истории

  8. Интеграция биологии, химии и физики (3 ч.)

      Интегрированный урок физики, химии, биологии и литературы "Свеча в науке и искусстве"

  1. НПК «В мире естествознания» (42 ч.)

Обсуждение выбора тем для участия в НПК. Подготовка докладов, презентаций, брошюр, плакатов, буклетов и т.д.

  1. Итоговая контрольная работа (4 ч.)

Конечные результаты 5 года обучения:

Проведение НПК «В мире естествознания» (подведение итогов за весь курс)

Материально техническое обеспечение программы:

Раздел: В мире экологии

  1. Стандартная бумага А-4
  2. Цветные карандаши, фломастеры, краски
  3. Ватманы
  4. Фотобумага 1 стандарт
  5. Цветной и чёрно-белый принтер
  6. Компьютер
  7. Экран и проектор
  8. Иллюстрационные материалы (в электронном виде по темам)

Раздел: Я и мой край (краеведение)

  1. Стандартная бумага А-4
  2. Цветные карандаши, фломастеры, краски
  3. Ватманы
  4. Фотобумага 1 стандарт
  5. Цветной и чёрно-белый принтер
  6. Компьютер
  7. Экран и проектор
  8. Иллюстрационные материалы (в электронном виде по темам)
  9. Фотоаппарат

Раздел: Явления в природе

     1. Стандартная бумага А-4

     2. Цветные карандаши, фломастеры, краски

     3. Фотобумага 1 стандарт

     4. Цветной и чёрно-белый принтер

     5. Компьютер

     6. Экран и проектор

     7. Фотоаппарат

     8.  Химическая посуда и реактивы по темам

Раздел: Человек и его организм

  1. Фотобумага 1 стандарт
  2. Цветной и черно-белый принтер
  3. Компьютер
  4. Экран и проектор

Раздел: Здоровье

      1.        Фотобумага 1 стандарт

      2.        Цветной и черно-белый принтер

      3.        Компьютер

      4.        Экран и проектор

      5.   Фотоаппарат

      6.   Различные фиточаи

Раздел: Основы естествознания

      1.        Фотобумага 1 стандарт

      2.        Цветной и черно-белый принтер

      3.        Компьютер

      4.        Экран и проектор

      5.   Фотоаппарат

      6.   Географическая карта мира

Раздел: Интеграция естественных наук

      1.        Стандартная бумага А-4

      2.        Фотобумага 1 стандарт

      3.        Цветной и чёрно-белый принтер

      4.        Компьютер

      5.        Экран и проектор

      6.        Иллюстрационные материалы (в электронном виде по темам)

      7.        Фотоаппарат

Список литературы.

Литература, используемая педагогом.

  1. Азбука среды. Фуфаева И.В. Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт», 2001.
  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия. Метод. пособие. - Нижний Новгород, 2001
  4. Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
  5. Балобанов В.В., Максимцева Т.А. Педметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2003.
  6. Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
  7. Казанская Н.С.  Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
  8. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
  9. Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
  10. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
  11. Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
  12. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
  13. Смирнов А.В. Мир растений. – М.:Дрофа, 2003.
  14. Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
  15. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  16. Ушакова М.М. По страницам экологического календаря.- Н.Новгород, Экоцентр «Дронт»,  2005.
  17. Экология России. Хрестоматия - М.,  1995.

18.  Шишкин Б.К. Очерки Урянхайского края. Томск, 1914. 327 с.

19. Тыва дылдын диалект словары. М.Д. Доржу. Кызыл-2011 г.

20. Вопросы тувинского языкознания. Д.А. Монгуш, Б.И. Татаринцев. Кызыл-1993 г.

21. Краткий русско-тувинский словарь общественно-политических терминов. З.Ю.Доржу. Кызыл-2004 г.

22. Русско-тувинский словарь для 2-4 классов тувинской школы.  Г.М. Селиверстова, В.В. Сюрюн-оол. Кызыл – 2001 г.

23. Русско-тувинский фразеологический словарь. Я.Ш. Хертек. Кызыл – 1985 г.

24. Краткий русско-тувинский словарь. Д.А. Монгуш, А.К.Делгер-оол, Л.И. Корлякова, Б.К. Будуп. Кызыл – 1994 г.

25. Определитель растений Тувинской АССР.  И.М. Красноборов. Новосибирск-1984 г. и т.д.

Литература, рекомендованная для чтения.

  1. Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975
  2. Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999
  3. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992
  4. Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
  5. Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
  6. Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
  7. Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник " и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по эколого-биологическому кружку

Прграмма охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы, добавлен раздел изучения особенностей природы Татарстана...

Программа курса по математике "В мире уравнений и неравенств"

Программа  и рабочая программа курса по математике "В мире уравнений и неравенств" для обучающихся 11 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс

«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализую­щим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В мире правописания»

   Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального у...

Программа по эколого-биологическому направлению

Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой....

Программа курса внеурочной деятельности "В мире игр и волшебства" для детей с интеллектуальными нарушениями

Программа курса внеурочной деятельности "В мире игр и волшебства" для воспитанников с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития. Рассчитана на 1 учебный го...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире английского языка" для обучающихся 11 класса.

Рабочая программа предназначена для обучающихся 11-х классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению английского языка, а также для тех, кто планирует сдавать экзамен по английс...