Программа курса эколого-биологического направления "В мире знаний" для 5-11 классов.
методическая разработка на тему
Данная программа предназначена для учителей, работающих в режиме дополнпительного образования по ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_v_mire_zaniy.docx | 59.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Барлык Барун-Хемчикского кожууна РТ»
_____________________________________________________________________________
668043, Республика Тыва, Барун-Хемчикский кожуун, с.Барлык, ул. Октябрьская, д.26
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ с.Барлык
_______________Монгуш Ч.М.
Программа курса
«В мире знаний»
Направление - познавательное
(Возраст детей: 11-17 лет. Срок реализации: 7 лет)
Составитель программы: учитель биологии и
химии МБОУ СОШ с.Барлык
Саая Светлана Дарый-ооловна
с.Барлык – 2014 г.
Пояснительная записка
Постоянно общаясь с детьми, не устаешь поражаться оторванности школьного образования от реальной жизни. Напичканные книжными знаниями, отличники не могут объяснить, почему из птичьей автопоилки не выливается вода, как рождаются ежики и что такое плесень. Отсюда следует вывод: обучать надо на практике и на наглядных примерах.
Приобщение учащихся к творческой исследовательской деятельности сегодня составляет одну из главных целей образовательного процесса. Становится очевидным, что задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в развитии познавательных и творческих способностей учащегося. Для этого необходимо поставить учащегося в положение исследователя, первооткрывателя и показать, что знания – это инструмент творческого освоения мира. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса, создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа.
Программа включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, экспериментирование, статистическая обработка данных, анализ информационных источников. Другая особенность курса – его интегрированность и междисциплинированность.
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Отличие данной программы в том, что она предполагает опережающее обучение всех видов науки биологии, с учетом возрастных особенностей.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра, конкурс, викторина, экскурсия, практические работы и т.д., что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются плакаты (в бумажном и электронном виде), а также презентации.
В программу включены теоретические и практические занятия, рассчитанные на 2 часа в неделю для учащихся 5-11 классов. Программа рассчитана на 7 лет.
Цель программы: расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, приобщение учащихся к поисковой деятельности, навыкам сравнения, различения и обобщения, формирования общей экологической культуры.
Задачи:
образовательные:
- формировать интересы, склонности учащихся к поисковой деятельности, создание условий, способствующих освоению учащимися способов познания мира и саморазвития
воспитательные:
- создание условий для коллективной и индивидуальной творческой деятельности личности; формирование культуры выполнения самостоятельной работы
развивающие:
- развивать умения самостоятельно, творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; способствовать мотивированному выбору профессиональной и социальной адаптации.
Ожидаемые результаты:
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- основы экологии;
- основные составляющие природы, взаимосвязь живой и неживой природы;
- взаимосвязь животных и растений друг с другом, с окружающей средой; что такое пищевые цепочки;
- правила поведения в природе;
- писателей – натуралистов и их работы.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет;
- рассматривать и обобщать точки зрения разных авторов, формулировать свой подход к рассмотрению выбранной проблемы;
- составлять краткие доклады, сообщения и презентации по интересующим темам, предоставлять их аудитории;
- грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активно участвовать в коллективной познавательной деятельности;
- уметь собрать местный материал для внедрения в образовательный процесс;
- уметь выделать из множества фактов главные, существенные;
Учебно-тематический план
5 класс
Тема | Кол-во часов | Дата | |
теория | практика | ||
| |||
Организационное занятие | 1 | ||
Основные составляющие природы | 1 | ||
1 | |||
Пищевые связи | 1 | ||
Мир полон хищников | 1 | ||
2 | |||
Конкуренция и соперничество | 1 | ||
3 | |||
Дружба в природе | 1 | ||
4 | |||
Тайны живой природы | 1 | ||
Как построить экосистему | 1 | ||
4 | |||
Красная книга | 1 | ||
Растения лечат людей | 1 | ||
Глобальные экологические проблемы | 2 | ||
4 | |||
Обобщающее занятие. Викторина | 1 | 2 | |
Итоговая контрольная работа | 1 | ||
Итого | 14 | 20 |
Содержание образовательного процесса
- Организационное занятие (1 ч).
Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.
- Основные составляющие природы (1ч).
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.
Практическая работа (1 ч.):
- Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".
- конкурс рисунков «Я – часть природы»
- Пищевые связи(1 ч).
Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "Заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?
Размышления: "Почему погибла дубрава?"
Игра «Кто больше составит пищевых цепочек».
- Мир полон хищников(1ч).
Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания.
Презентация - «Растения-хищники».
Практическая работа (2 ч.):
1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.
2. Цикл питания.
3. Цепь питания с участием человека.
Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"
5 . Конкуренция и соперничество(1ч).
Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?
Практическая работа (3 ч.):
1. Рассказ про злого волка и доброго.
2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?
3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?
Самостоятельная фантазия.
6. Дружба в природе (1 ч).
Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.
Практическая работа (4 ч.):
Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".
Разучивание песен о дружбе
Конкурс рисунков «О дружбе…»
7. Тайны живой природы (1 ч).
Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.
Работа с дополнительной литературой.
8. Как построить экосистему (1 ч).
Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.
Практическая работа (1 ч.): Давайте заведем аквариум.
9 . Красная книга (1 ч).
Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.
10. Растения лечат людей (1 ч.)
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.
Игра: «Письма от больных сказочных героев. Помоги им!»
11. Глобальные экологические проблемы (1 ч)
Загрязнение воздуха, воды, почвы. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Массовая вырубка лесов.
Практическая работа (4 ч.):
Подготовка докладов на данную тему
12. Игра - викторина (3мч.)
13. Итоговая контрольная работа (1 ч.)
Конечные результаты 1 года обучения:
- Продукты конкурса рисунков «Я – часть природы»
- Изображения цепей питания учащимися
- Аквариум, сделанный своими руками
- Доклады по теме «Глобальные экологические проблемы»
Учебно-тематический план
6 класс
Тема | Кол-во часов | Дата | |
теория | практика | ||
2.Раздел. Я и мой край | |||
Организационное занятие | 1 | ||
Место, в котором я живу | 3 | ||
6 | |||
Достопримечательности моего края | 3 | ||
8 | |||
Физико-географическая характеристика моего края | 2 | ||
Разговор о флоре | 3 | ||
8 | |||
Разговор о фауне | 3 | ||
8 | |||
Родники моей малой Родины | 3 | ||
8 | |||
Сбор местного материала (фотоматериалы о природе, работа с информаторами, оформление докладов и сообщений) | 2 | 8 | |
Обобщающее занятие. | 1 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | ||
Итого | 22 | 46 |
Содержание образовательного процесса
- Организационное занятие (1ч).
Введение в курс. Техника безопасности.
- Место, в котором я живу (9 ч).
Человек - часть природы. О планете ЗЕМЛЯ, о России, о малой Родине – Тува, разговор о кожууне,селе
Практическая работа (6 ч.):
Конкурс рисунков «Я и мой мир»
- Достопримечательности моего края (11 ч).
Разговор о достопримечательностях Тувы
Практическая работа (8 ч.): подготовить презентацию «Удивительные места моей малой Родины»
- Физико-географическая характеристика моего края (2ч).
Работа с учебником – география Тувы
5 . Разговор о флоре (11 ч).
Роль растительного мира. Знакомство с растительностью Тувы. Растительность нашей местности. Изучение Красной книги растений Тувы.
Практическая работа (8 ч.):
1. Экскурсия в лес, в степь
6. Разговор о фауне (11 ч).
Роль животного мира. Знакомство с растительностью Тувы. Растительность нашей местности. Изучение Красной книги растений Тувы.
Практическая работа (8 ч.):
1. Проект «Диалоги о животных»
7. Родники моей малой Родины (11 ч.)
Родники Тувы. Целебные источники Тувы. Знакомство с родниками и целебными источниками кожууна, села
Практическая работа (8 ч.):
1. Экскурсия в родник «Кара-Суг», «Шорга»
8. Сбор местного материала (фотоматериалы о природе, работа с информаторами, оформление докладов и сообщений) (10 ч.)
Методика сбора материалов.
Практическая работа (8 ч.)
- сбор фотоматериалов
- работа с информаторами
- оформление результатов (презентация, брошюры, буклеты)
- Обобщающее занятие (1 ч.)
- Итоговая контрольная работа (1 ч.)
Конечные результаты 2 года обучения:
1. Продукты конкурса рисунков «Я и мой мир»
2. Презентация «Удивительные места моей малой Родины»
3. Проект «Диалоги о животных»
4. Собранные местные материалы (фотоматериалы о природе, работа с информаторами, оформление докладов и сообщений)
Учебно-тематический план
7 класс
Тема | Кол-во часов | Дата | |
теория | практика | ||
3.Раздел. Явления в природе | |||
Организационное занятие | 2 | ||
Физические и химические явления | 3 | ||
6 | |||
Круговорот веществ | 3 | ||
4 | |||
Обмен веществ | 4 | ||
12 | |||
Биоритм | 3 | ||
6 | |||
Адаптация | 4 | ||
6 | |||
Жизнь как биологическое явление | 3 | ||
6 | |||
Обобщающее занятие. | 4 | ||
Контрольная работа | 2 | ||
Итого | 28 | 40 |
Содержание образовательного процесса
- Организационное занятие (2ч).
Введение в курс. Техника безопасности.
- Физические и химически явления (9 ч).
Что такое вещество? Какие бывают вещества? Простые и сложные вещества.
Практическая работа (6 ч.):
Таяние льда. Нагревание смеси порошка серы и железа нагревается в пробирке.
- Круговорот веществ (7 ч).
Круговорот веществ
Практическая работа (4 ч.):
Нарисовать круговорот веществ
- Обмен веществ (16 ч).
Значение белков, жиров и углеводов. Роль АТФ в энергетическом процессе.
Превращение энергии в организме. Нормы питания. Пластический и энергетический
обмен.
Практическая работа (12 ч.)
- «Качественные реакции на белки, жиры и углеводы»
- «Микроскопический и химический состав молока»
- «Определение наличия витамина С в продуктах обесцвеченных йодом»
5 . Биоритм (9 ч).
Классификация. Суточные биологические ритмы в организме человека. Распорядок
жизни, акклиматизация
Практическая работа (6 ч.):
1. Наблюдение и фиксирование биоритма самого себя.
6. Адаптация (10 ч.).
Понятие о приспособляемости организмов. Формы приспособления у животных и
растений
Практическая работа (6 ч.):
1. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
7. Жизнь как биологическое явление (9 ч.)
Различные подходы к определению жизни.
Практическая работа (6 ч.):
1. Сочинение «Мое представление о жизни»
8. Контрольная работа за весь курс (2 ч.)
Контроль знаний по всем пройденным темам
9. Обобщающее занятие (4 ч.)
Конечные результаты 3 года обучения:
1. Рисунки учащихся о круговороте веществ
2. Отчеты практических работ по темам: «Качественные реакции на белки, жиры и углеводы», «Микроскопический и химический состав молока», «Определение наличия витамина С в продуктах обесцвеченных йодом», наблюдение и фиксирование биоритма самого себя.
3. Результаты сочинения «Мое представление о жизни»
Учебно-тематический план
8 класс
Тема | Кол-во часов | Дата | |
теория | практика | ||
| |||
Организационное занятие | 2 | ||
Общие понятия о человеческом организме | 4 | ||
Особенности человечество организма | 4 | ||
Строение и функции человеческого организма | 4 | ||
Человек и окружающий мир | 4 | ||
8 | |||
Человек и социум | 3 | ||
8 | |||
Человек и техника | 3 | ||
8 | |||
Человек и человек | 3 | ||
8 | |||
Итоговый зачет | 4 | ||
Обобщающее занятие. | 2 | ||
Итого | 34 | 32 |
Содержание образовательного процесса
1. Организационное занятие (2 ч).
Введение в курс. Техника безопасности.
- Общие понятия о человеческом организме (4 ч).
Что такое человеческий организм?
- Особенности человечество организма (4 ч).
Особенности человеческого организма. Отличие человеческого организма от животных.
- Строение и функции человеческого организма (4 ч).
Понятие о строении и функции человеческого организма
5 . Человек и окружающий мир (12 ч).
Человек в окружающем мире. Роль человека в природе.
Практическая работа (8 ч.):
Защита реферата «Человек и окружающий мир»
6. Человек и социум (11 ч).
Понятие человека как биосоциального существа. Человек и общество.
Практическая работа (8 ч.):
Защита реферата «Человек-социум»
7. Человек и техника (11 ч.)
Человек в мире техники. Роль человека в научно-техническом прогрессе.
Практическая работа (8 ч.):
Защита реферата «Человек-техника»
8. Человек и человек (11 ч.)
Методика сбора материалов.
Практическая работа (8 ч.):
Защита реферата «Человек-человек»
- Обобщающее занятие (2 ч.)
- Итоговый зачет (4 ч.)
Конечные результаты 4 года обучения:
Рефераты учащихся на темы: «Человек и окружающий мир», «Человек-социум», «Человек-техника», «Человек-человек»
Учебно-тематический план
9 класс
Тема | Кол-во часов | Дата | |
теория | практика | ||
| |||
Организационное занятие | 2 | ||
Физиологическое и психологическое здоровье | 2 | ||
4 | |||
Иммунитет | 4 | ||
Влияние вредных привычек на здоровье человека | 2 | ||
10 | |||
Влияние образа жизни на здоровье человека | 4 | ||
Роль гигиены | 4 | ||
Влияние физических упражнений на здоровье человека | 2 | ||
12 | |||
Мы за ЗОЖ | 2 | ||
12 | |||
Красота и здоровье | 4 | ||
Обобщающее занятие | 2 | ||
Итоговая контрольная работа | 2 | ||
Итого | 30 | 38 |
Содержание образовательного процесса
- Организационное занятие (2 ч).
Введение в курс. Техника безопасности.
- Физиологическое и психологическое здоровье (6 ч).
Понятие о физиологическом и психологическом здоровье.
Практическая работа (4 ч.):
«Устойчивость к стрессу»
- Иммунитет (4 ч).
Значение крови и ее состав. Роль иммунитета для организма человека.
- Влияние вредных привычек на здоровье человека (12 ч).
Пагубное влияние вредных привычек на организм человека.
Практическая работа (10 ч.)
- Просмотр и обсуждение видеороликов
- Нарисуй курильщика
- Проект «Здоровым быть – здорово!»
- Влияние образа жизни на здоровье человека (4 ч).
Что такое образ жизни. Ценность здорового образа жизни.
6. Роль гигиены (4 ч).
Значение гигиены. Различные виды гигиены.
7. Влияние физических упражнений н здоровье человека (14 ч.)
Роль и функции кожи, диафрагмы, системы пищеварения и желез внутренней
секреции. Методика воздействия физическими упражнениями. Ловкость
(координационные способности) и методика ее воспитания. Комплексное применение
средств восстановления работоспособности после физических нагрузок
Практическая работа (12 ч.):
- Выполнение физических упражнений
- Экскурсия на свежем воздухе
- Мы за ЗОЖ (14 ч.)
Классный час «мы за ЗОЖ»
Практическая работа (12 ч.)
Конкурс проектов «Здоровая Россия, здоровая Тува»
9. Красота и здоровье (4 ч.)
Беседа о красоте и здоровье
10.Обобщающее занятие (2 ч.)
11. Итоговая контрольная работа (2 ч.)
Конечные результаты 5 года обучения:
- Проект «Здоровым быть – здорово!»
- Конкурс проектов «Здоровая Россия, здоровая Тува»
Учебно-тематический план
10 класс
Тема | Кол-во часов | Дата | |
теория | практика | ||
| |||
Организационное занятие | 2 | ||
Эволюция | 4 | ||
4 | |||
Экология | 4 | ||
2 | |||
Ботаника | 4 | ||
2 | |||
Зоология | 4 | ||
8 | |||
Генетика | 4 | ||
8 | |||
Биогеография | 4 | ||
2 | |||
Анатомия | 4 | ||
8 | |||
Биологическая картина мира | 3 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | ||
Итого | 32 | 36 |
Содержание образовательного процесса
- Организационное занятие (2 ч).
Введение в курс.
- Эволюция (8 ч).
Знакомство с теорией эволюции. Основы науки эволюция.
Практическая работа (4 ч.):
Сочинение «Мой взгляд о теории эволюции»
- Экология (6 ч).
Беседа об экологии.
Практическая работа (2 ч.):
Дискуссия «Экологические проблемы и их решение»
- Ботаника (6 ч).
Краткий обзор о науке ботаника. Систематика растений
Практическая работа (2 ч.):
Работа с определителем растений
5 . Зоология (12 ч).
Основы науки зоологии. Классификация животных.
Практическая работа (8 ч.):
Учебные проекты «Самые умные животные», «По станицам Красной книги»
6. Генетика (12 ч).
Генетика как наука. История генетики. Основные понятия генетики
Практическая работа (8 ч.):
Расчетные задачи по генетике.
7. Биогеография (6 ч.)
Биогеография как наука. Основные понятия дисциплины.
Практическая работа (2 ч.):
- Работа с географической картой мира
8. Анатомия (12 ч.)
По станицам науки анатомии.
Практическая работа (8 ч.)
- Разработать презентацию по разделам анатомии (по выбору)
- Биологическая картина мира (3 ч.)
Обобщающее занятие – беседа
- Итоговая контрольная работа (1 ч.)
Конечные результаты 5 года обучения:
- Сочинение «Мой взгляд о теории эволюции»
- Учебные проекты «Самые умные животные», «По станицам Красной книги»
- Разработать презентацию по разделам анатомии (по выбору)
Учебно-тематический план
11 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата | |
теория | практика | |||
| ||||
Организационное занятие | 1 | |||
Интеграция биологии и информатики | 3 | |||
Интеграция биологии и физики | 3 | |||
Интеграция биологии и химии | 3 | |||
Интеграция биологии и русской литературы | 3 | |||
Интеграция биологии и математики | 3 | |||
Интеграция биологии и истории | 3 | |||
Интеграция биологии, химии и физики. В мире химических элементов | 3 | |||
НПК «В мире естествознания» | 4 | |||
38 | ||||
Итоговая контрольная работа | 4 | |||
Итого | 30 | 38 |
Содержание образовательного процесса
- Организационное занятие (1ч).
Введение в курс. Понятие об интеграции.
- Интеграция биологии и информатики (3ч).
- Интегрированный урок по информатике и биологии на тему: "Диаграммы Excel.
Развитие жизни на Земле на ранних этапах истории Земли (в архее и протерозое)"
- Интеграция биологии и физики (3ч).
Полёт насекомых
- Интеграция биологии и химии (3ч).
- Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Любовь — это чувство или химическая реакция?"
- Интегрированный урок по химии и биологии "Химия и живой организм".
5 . Интеграция биологии и русской литературы (3 ч).
Интегрированный урок по литературе и биологии по теме: "Взаимоотношения человека и природы"
6.Интеграция биологии и математики (3ч).
Интегрированный урок по теме: "Золотая пропорция"
7. Интеграция биологии и истории (3 ч.)
1. Внеклассное мероприятие «Я хочу быть счастливым!»
2. Интегрированный урок по биологии и истории
8. Интеграция биологии, химии и физики (3 ч.)
Интегрированный урок физики, химии, биологии и литературы "Свеча в науке и искусстве"
- НПК «В мире естествознания» (42 ч.)
Обсуждение выбора тем для участия в НПК. Подготовка докладов, презентаций, брошюр, плакатов, буклетов и т.д.
- Итоговая контрольная работа (4 ч.)
Конечные результаты 5 года обучения:
Проведение НПК «В мире естествознания» (подведение итогов за весь курс)
Материально техническое обеспечение программы:
Раздел: В мире экологии
- Стандартная бумага А-4
- Цветные карандаши, фломастеры, краски
- Ватманы
- Фотобумага 1 стандарт
- Цветной и чёрно-белый принтер
- Компьютер
- Экран и проектор
- Иллюстрационные материалы (в электронном виде по темам)
Раздел: Я и мой край (краеведение)
- Стандартная бумага А-4
- Цветные карандаши, фломастеры, краски
- Ватманы
- Фотобумага 1 стандарт
- Цветной и чёрно-белый принтер
- Компьютер
- Экран и проектор
- Иллюстрационные материалы (в электронном виде по темам)
- Фотоаппарат
Раздел: Явления в природе
1. Стандартная бумага А-4
2. Цветные карандаши, фломастеры, краски
3. Фотобумага 1 стандарт
4. Цветной и чёрно-белый принтер
5. Компьютер
6. Экран и проектор
7. Фотоаппарат
8. Химическая посуда и реактивы по темам
Раздел: Человек и его организм
- Фотобумага 1 стандарт
- Цветной и черно-белый принтер
- Компьютер
- Экран и проектор
Раздел: Здоровье
1. Фотобумага 1 стандарт
2. Цветной и черно-белый принтер
3. Компьютер
4. Экран и проектор
5. Фотоаппарат
6. Различные фиточаи
Раздел: Основы естествознания
1. Фотобумага 1 стандарт
2. Цветной и черно-белый принтер
3. Компьютер
4. Экран и проектор
5. Фотоаппарат
6. Географическая карта мира
Раздел: Интеграция естественных наук
1. Стандартная бумага А-4
2. Фотобумага 1 стандарт
3. Цветной и чёрно-белый принтер
4. Компьютер
5. Экран и проектор
6. Иллюстрационные материалы (в электронном виде по темам)
7. Фотоаппарат
Список литературы.
Литература, используемая педагогом.
- Азбука среды. Фуфаева И.В. Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт», 2001.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия. Метод. пособие. - Нижний Новгород, 2001
- Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
- Балобанов В.В., Максимцева Т.А. Педметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2003.
- Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
- Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
- Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
- Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
- Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
- Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
- Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
- Смирнов А.В. Мир растений. – М.:Дрофа, 2003.
- Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
- Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Ушакова М.М. По страницам экологического календаря.- Н.Новгород, Экоцентр «Дронт», 2005.
- Экология России. Хрестоматия - М., 1995.
18. Шишкин Б.К. Очерки Урянхайского края. Томск, 1914. 327 с.
19. Тыва дылдын диалект словары. М.Д. Доржу. Кызыл-2011 г.
20. Вопросы тувинского языкознания. Д.А. Монгуш, Б.И. Татаринцев. Кызыл-1993 г.
21. Краткий русско-тувинский словарь общественно-политических терминов. З.Ю.Доржу. Кызыл-2004 г.
22. Русско-тувинский словарь для 2-4 классов тувинской школы. Г.М. Селиверстова, В.В. Сюрюн-оол. Кызыл – 2001 г.
23. Русско-тувинский фразеологический словарь. Я.Ш. Хертек. Кызыл – 1985 г.
24. Краткий русско-тувинский словарь. Д.А. Монгуш, А.К.Делгер-оол, Л.И. Корлякова, Б.К. Будуп. Кызыл – 1994 г.
25. Определитель растений Тувинской АССР. И.М. Красноборов. Новосибирск-1984 г. и т.д.
Литература, рекомендованная для чтения.
- Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975
- Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999
- Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992
- Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
- Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
- Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
- Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник " и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по эколого-биологическому кружку
Прграмма охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы, добавлен раздел изучения особенностей природы Татарстана...
Программа курса по математике "В мире уравнений и неравенств"
Программа и рабочая программа курса по математике "В мире уравнений и неравенств" для обучающихся 11 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс
«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В мире правописания»
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального у...
Программа по эколого-биологическому направлению
Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире английского языка" для обучающихся 11 класса.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 11-х классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению английского языка, а также для тех, кто планирует сдавать экзамен по английс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦЕНТР ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРИРОДООХРАННОЙ РАБОТЫ"
Дополнительная образовательная программа, реализуемая на базе образовательного центра «Точка роста»БИОЛОГИЯ 6 - 7 классы...