Дополнительная образовательная программа по эколого-биологическому кружку
рабочая программа по экологии на тему
Прграмма охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы, добавлен раздел изучения особенностей природы Татарстана (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kruzhku_khromovoy_oksany_sergevny_-_kopiya.docx | 36.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №44 с углубленным изучением отдельных предметов»
Дополнительная образовательная программа
по эколого-биологическому кружку
Составитель: Хромова Оксана Сергеевна (учитель биологии)
г. Набережные Челны
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Эколого-биологический кружок организуется для учащихся 5- 11-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
- Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Добавлен раздел изучения особенностей природы Татарстана (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность)
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 35 часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.
Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
- Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-17 лет.
- Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
- Количество часов – 1 час в неделю.
- За год- 35 занятий.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кинофильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых;
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
- ведение здорового образа жизни.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе, так и с помощью оценочных суждений (рецензия)
Учебно-тематический план
№/ месяц | Темы | Количество занятий | ||
Общее | В том числе теоретических | В том числе практических | ||
1/IX | Природа под микроскопом. | 4 | 2 | 2 |
2/X | Осенние явления в природе. | 4 | 2 | 2 |
3/XI | Зеленый мир. | 4 | 2 | 2 |
4/XII | Мир животных. | 4 | 2 | 2 |
5/I | Организм человека | 3 | 1 | 2 |
6/II | Эволюция природы. | 4 | 2 | 2 |
7/III | Весна в природе | 3 | 1 | 2 |
8/IV | Природа под охраной. | 4 | 2 | 2 |
9/V | Здоровье человека и окружающая среда. | 5 | 2 | 3 |
| Всего | 35 | 16 | 19 |
В соответствии с данной программой разработан календарно-тематический план. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников. На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.
Литература
- Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2007.
- Гурова Т. Ф., Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. - М.: Издательство Оникс, 2005.
- Красная книга Республики Татарстан. - изд. «Идел-пресс», Казань, 2006.
- Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми".
- Павлов А. Н. Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. Учеб. пособие/А. Н. Павлов. - М.: Высшая шк., 2005.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ", 1995.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко "АСТ", 1999.
Календарно-тематическое планирование эколого-биологического кружка
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Календарные сроки | Фактические сроки | Форма занятий |
1 | 1.Природа под микроскопом. Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. | 1 | 2.09-7.09.13 | Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности. | |
2 | Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. | 1 | 9.09-14.09.13 | Рассказ. Проектная деятельность | |
3 | Простейшие организмы. | 1 | 16.09 – 21.09.13 | Рассказ, исследовательская работа с микроскопом | |
4 | Клетки растений и животных | 1 | 23.09-28.09.13 | Рассказ, исследовательская работа с микроскопом | |
5 | 2.Осенние явления в природе. Сезонность в природе. Фотопериодизм. | 1 | 30.09-5.10.13 | Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности. | |
6 | Осень в жизни растений и животных | 1 | 7.10-12.10.13 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа | |
7 | Грибное царство. Что мы знаем о грибах | 1 | 14.10-19.10.13 | Беседа, Проектная деятельность | |
8 | «Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. | 1 | 21.10-26.10.13 | Беседа, экскурсия | |
9 | 3. Зеленый мир. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции | 1 | 28.10-2.11.13 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа | |
10 | Съедобные и ядовитые растения | 1 | 12.11-16.11.13 | Рассказ. Проектная деятельность. | |
11 | Лекарственные растения. | 1 | 18.11-23.11.13 | Рассказ. Проектная деятельность | |
12 | Растения красной книги Республики Татарстан и меры по их охране. | 1 | 25.11-30.11.13 | Рассказ, проектная деятельность | |
13 | 4. Мир животных. . Особенности и многообразие животных. | 1 | 2.12-7.12.13 | Вводная лекция с элементами беседы. | |
14 | Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки | 1 | 9.12-14.12.13 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа | |
15 | Животные в жизни человека. | 1 | 16.12-21.12.13 | Рассказ. Проектная деятельность. | |
16 | Животные красной книги Республики Татарстан и меры по их охране. | 1 | 23.12-28.12.13 | Рассказ, проектная деятельность | |
17 | 5.Организм человека. Функциональные пробы и исследования работы организма человека. | 1 | 13.01-18.01.14 | Практическая работа. | |
18 | Факторы здоровья человека. | 1 | 20.01-25.01.14 | Рассказ. Проектная деятельность | |
19 | Влияние вредных привычек на здоровье. | 1 | 27.01-1.02.14 | Рассказ. Проектная деятельность. | |
20 | 6.Эволюция. Доказательства эволюции | 1 | 3.02-8.02.14 | Рассказ учителя. Беседа. Поисково-исследов. работа | |
21 | Первые «живые» в океане. Эволюционное дерево (аппликация). | 1 | 10.02-15.02.14 | Коллективная творческая деятельность | |
22 | История динозавров | 17.02-22.02.14 | Рассказ. Проектная деятельность. | ||
23 | Необыкновенные предки современных теплокровных. | 1 | 24.02-1.03.14 | Рассказ. Проектная деятельность. | |
24 | 7.Весна в природе. Весна в жизни растений. | 1 | 3.03-8.03.14 | Рассказ учителя. Беседа. Проращивание семян (опыты) | |
25 | Вырастить растение своими руками. Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений. | 1 | 10.03-15.03.14 | Рассказ. Практическая работа | |
26 | Способы вегетативного размножения растений. | 1 | 17.03-22.03.14 | Беседа. Практическая работа | |
27 | 8.Природа под охраной. Экологические проблемы | 1 | 1.04-5.04.14 | Вводная лекция с элементами беседы | |
28 | Экологические организации. | 1 | 7.04-12.04.14 | Рассказ учителя. Исследовательская работа . | |
29 | Исследования состояния природы | 1 | 14.04-19.04 | Практическая работа | |
30 | Методы охраны природы. Природоохранные территории. Национальный парк «Нижняя Кама» | 1 | 21.04-26.04.14 | Рассказ. Исследовательская работа . | |
31 | 9.Здоровье человека и окружающая среда. Влияние загрязнений среды на здоровье человека. | 1 | 28.04-3.05 | Рассказ. Поисково-исследов. работа | |
32 | Здоровье и среда жизнедеятельности человека. | 1 | 5.05-10.05.14 | Рассказ учителя, проектная деятельность | |
33 | Здоровый образ жизни. | 1 | 12.05-17.05.14 | Рассказ. Проектная деятельность | |
34 | Культура питания. Анализ состава пищевых продуктов. | 1 | 19.05-24.05.14 | Беседа. Практическая работа. | |
35 | Итоговое отчетное занятие. | 1 | 26.05-31.05.14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года".
Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года" рассчитана на детей в возрасте 5-10 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе образовательной прогр...
Использование элементов ИКТ в рамках реализации дополнительной образовательной программы на занятиях кружка «Юный натуралист» эколого-биологической направленности
В материале освещена работа по использованию ИКТ технологий в рамках реализации дополнительной образовательной программы объединения "Юный натуралист" эколого-биологической направленности МОУ ДОД "Дом...
Программа курса эколого-биологического направления "В мире знаний" для 5-11 классов.
Данная программа предназначена для учителей, работающих в режиме дополнпительного образования по ФГОС ООО....
Методика презентаций в освоении дополнительной образовательной программы эколого - биологической направленности
Методика презинтаций в освоении образовательной программы...
Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс
Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...
Программа по эколого-биологическому направлению
Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦЕНТР ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРИРОДООХРАННОЙ РАБОТЫ"
Дополнительная образовательная программа, реализуемая на базе образовательного центра «Точка роста»БИОЛОГИЯ 6 - 7 классы...