Программа по эколого-биологическому направлению
материал
Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovat_programma_po_eko-bio.docx | 50.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Иволгинский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ Ринчинова М.В. Протокол № __ от «_____» августа 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: _________Банзаракцаева С.М. «____» августа 201___г. | «Утверждено» Директор. _____________ Очиров Д.Б. Приказ №____ от «____» августа 201__г. |
Программа
по эколого-биологическому направлению
Составила: Ринчинова М.В.,
учитель биологии и химии
С. Нижняя Иволга
Актуальность
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы можем вносить изменения в воспитательный процесс.
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
- к природе (экология природы),
- к себе как составной части природы (экология здоровья),
- к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой. Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
Цель: создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Задачи:
- воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
- формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
- развитие таланта и способностей как особой ценности;
- формирование здорового образа жизни учащихся.
Прогнозируемый результат
Результат экологического воспитания - воплощение модели выпускника МОУ «Нижне- Иволгинская средняя общеобразовательная школа», обладающего экологической культурой.
Выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к родным и незнакомым людям.
Присущий выпускнику школы социальный оптимизм, базируется на универсальной школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию.
Объект исследования
Экологическое образование и воспитание школьников.
Предмет исследования
Организация и содержание экологического образования и воспитания учащихся.
Гипотеза исследования
Образовательная и воспитательная деятельность школы будет способствовать экологическому образованию и воспитанию школьников, если будет направлена на реализацию:
- социально-политического аспекта, включающего в себя тревогу за хищническое отношение к природе, которое отрицательно влияет на окружающую среду;
- здравоохранительного аспекта как необходимого условия жизнедеятельности людей, благоприятно воздействующей на здоровье людей;
- воспитательного аспекта, включающего в себя общение с природой, делающее человека добрее, рачительнее, разумнее и расчетливее в отношении к природе, будит в нем лучшие эстетические чувства;
- научно-познавательного аспекта, направленного на изучение природы при сохранении ее многообразия, выяснения закономерностей изменений, вносимых человеческой деятельностью, разработку практических мер по охране природы.
Экологическое образование
Возрастание роли экологического воспитания и образования требует уточнения и конкретизации общей его цели в соответствии с основными этапами обучения:
- - на начальном этапе образования - формирование основных представлений о взаимосвязях человека и окружающей среды, ценностных установок по отношению к явлениям и процессам биосферы;
- - в основной школе - становление экологической культуры, здорового образа жизни и экологической деятельности на основе понимания системного строения природной среды, опасности потери биосферой жизненно пригодных для человека качеств;
- - на этапе полной средней школы - становление экологической ответственности, как черты личности на основе знаний основного содержания экологических проблем глобального, регионального и локального уровней, предпосылок их решения, условий перехода к устойчивому развитию современной цивилизации.
2.Структура и принципы экологического образования и воспитания
Содержание экологического образования строится на основе интегрированной научной картины природной и социальной действительности.
Принципами являются:
- научность,
- гуманистичность,
- прогностичность,
- уровневый отбор информации
- практическая деятельность.
Познавательные цели общеобразовательной области «экология» выглядят в виде следующей иерархии: «знать», «понимать», «применять», «оценивать». Но главный критерий еще выше — это степень духовного взросления, совершенствования. Ведь, в конечном счете, главная цель - экологическая культура всего населения. А экологическая культура не что иное, как материализованное сознание в поступках, словах и делах, ибо дела - своеобразная проекция образа мыслей человека. Она базируется на стремлении жить в созвучии с окружающим миром. К тому же, экологическая культура не столько результат, сколько процесс: она осваивается, наращивается новыми современными знаниями, обогащается чувственным опытом, знаниями и транслируется в виде экологокультурных ценностей, информации и технологий воспитанникам.
3. Педагогические условия эффективности программы
Для эффективности этого процесса соблюдаются определенные педагогические условия, к числу, которых относятся:
1.Ясное и четкое осознание целей образования и воспитания, учащихся в области окружающей среды
2.Организация работы в реальной системе учебной и вне учебной деятельности детей, определение компонентов этой системы и установление взаимосвязей между ними;
3.Определение компонентов структуры процесса экологического воспитания, к которым можно отнести: цели, задачи, принципы, содержание, методы, формы и средства работы, условия проведения работы, методику выявления результатов;
4.Оптимальное сочетание традиционных и активных форм и методов, теоретических и практических занятий;
5.Разработка примерных программ экологического воспитания;
6.Использование возможностей семьи в формировании у детей любви и бережного отношения к природе, привлечение родителей к этой работе;
7.Усиление практической направленности деятельности школьников, реализация в действии девиза: «Мыслить глобально, действовать локально»;
8.Формирование у школьников активной гражданской позиции, воспитание у них стремления к участию в деятельности местных и международных экологических организаций, осознания школьниками положения: «Я - гражданин планеты Земля»;
9. Становление личности, гармонично основанной на идеалах планетарного разума.
4.Управление работой
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, заместителем директора школы по воспитательной работе.
5. Организация образовательного процесса
Учебный план школы создан на основе федерального Базисного учебного плана и скорректирован с учетом специфики школы, работающей по программам: « Экологическое воспитание», «Здоровье», « Профориентация», « Профилактика вредных привычек и наркотической зависимости».
Спецификой учебного плана школы является то, что в начальной школе, за счет регионального и школьного компонентов введены часы на изучение: английского языка со 2 кл;
2 часа физической культуры и плюс один час «Урок здоровья»; с 1- 4 класс после третьего урока введена динамическая пауза.
Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Оно направлено на создание условий для развития личности каждого школьника посредством диверсификации образовательной среды. В школе реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: художественно-эстетическое, естественно-научное, физкультурно-спортивное.
6. План реализации программы по экологическому образованию и воспитанию школьников
Направление «Экология природы»
Младший школьник(1- 4 кл) | Подросток (5-8 классы) | Старшеклассник (9-11 классы) | ||||
Цель: | Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности | |||||
Задачи: | Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоциональнонравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. | Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. | Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. | |||
Общешкольные творческие дела | Дни защиты окружающей среды от экологической опасности Тематические общешкольные мероприятия «День птиц», «День воды», «День Земли» | |||||
Общение с природой | ||||||
Формы работы с классом | Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Походы, экскурсии. | Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Обследование флоры и фауны Иволгинского района | Экологический мониторинг. Выращивание на пришкольном участке овощных культур. Научно- исследовательская деятельность | |||
Экологические игры | ||||||
Загадки природы. «В гостях у золотой рыбки» | «Что?Где? Когда?», « Брейн - ринг» Тренинг «Подари Земле жизнь», «Наш дом - Планета Земля» | Экологические игры «Своя игра», «Счастливый случай». Организация и проведение игр для младших школьников. | ||||
Экологические проекты | ||||||
Природные целебные источники Иволгинского района | Анализ качества питьевой воды в с.Нижняя Иволга | Экологический анализ флоры Иволгинского района. Антропогенное влияние человека. | ||||
Классные часы, беседы | ||||||
«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природу», «Звери, птицы, лес и я - вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода - прекрасна вся моя Земля». | «Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Природа родного края», «Красная книга Республики Бурятия», «Деревья разные бывают» | «Природа в произведениях «Баргузинский заповедник»- 100 лет | ||||
Посещение музея природы Республики Бурятия, этнографического музея. Посещение художественных выставок. презентация : «Природные парки Республики .Бурятия» | ||||||
Деятельность дополнительного образования | Экологический кружок «Ая-ганга», Биологический « Здоровье» «Прикладного творчества- Уран Гартан» Летний палаточный эколого-биологический лагерь. | |||||
Работа с семьей | Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» Экологические акции «Чистый берег», «Наша чистая планета», «Посади дерево», «Подари миру цветок» | |||||
Заповеди | Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни - придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев. | |||||
Предполагаемый результат | ||||||
Направление « Экология души»
Младший школьник(1- 4 кл) | Подросток (5-8 классы) | Старшеклассник (9-11 классы) | |
Цель | Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. | ||
Задачи | Научить соблюдать |гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом иего влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. подготовку | Формировать |потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. | Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций. |
Общешкольные творческие дела | Интеллектуальные игры. Предметные олимпиады. Традиционные праздники: «День Знаний», « День Урожая, золотая осень»», « Сагаалган» новогодние представления, «Месячник Боевой славы», « Неделя памяти», «День космонавтики» «Международный женский день», «Последний звонок». Деятельность органов детского самоуправления, «День самоуправления». | ||
Формы работы с классом | Эскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия. Классные часы, беседы. | ||
Герб и флаг России», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про «Слово о родном крае Защита Родины - долг каждого», «Конституция - основной закон государства», | «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня» «Защита Родины - долг каждого», «Конституция - основной закон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», | « Защита Родины- долг каждого гражданина, «Конституция - основной закон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?»,Моя профессия: Какой ей быть. В мире красоты и искусства | |
Кружковая работа * | Кружки художественно-эстетического, познавательно практического и спортивно-оздоровительного направления. Концертные программы к различным праздникам. Интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно- практическая конференция. | ||
Работа с семьей | Открытые занятия кружков и секций. «День открытых дверей». Помощь в организации и проведении праздников. Посещение театра, выставок | ||
Предполагаемый результат | 1 .Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания.
5.Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира. | ||
7. Основные направления деятельности
Направления деятельности | Сроки | Ответственные |
1. Работа по преемственности детского сада и начальной школы, начальной и основной, основной и средней: 2 совещание при директоре "Итоги контроля в 5-х классах"; 3. здоровье сберегающие технологии обучения. | октябрь сентябрь | Зам. директора по УВР Зам. Директора по УВР |
j Совершенствование системы программ дополнительного образования: а) открытие предметных кружков: музыки, экологического, математического, биологического; б) привлечение учреждений дополнительного образования для организации: спортивной секции - вольной борьбы, волейбола в) |
ноябрь | Р рук - ли кружков Администрация |
1 Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся по различным ; направлениям учебных планов. Диагностика склонностей способностей учащихся 4 - 9 классов. Мониторинг уровня обученности, мотивации, тревожности в 9, 10 классах. | Сентябрь- Май Октябрь Январь- май | Психолог |
4. Работа с одаренными детьми: школьные олимпиады, смотры, конкурсы. | В течение года | Учителя- предметники |
5 Подготовка и проведение итоговых контрольных работ, итоговой аттестации учащихся: подготовка текстов контрольных работ для 1-3, 5-8, 10 классов, подготовка билетов и практических заданий для устных экзаменов в 9 классах. Организация консультаций; проведение линеек, родительских собраний; Из изучение нормативной документации. | Апрель май | руководители ШМО Учителя- предметники Зам по УВР Классные Руководители |
6.Профориентационная работа: беседы о профессиях на уроках, встречи с родителями разных профессий, семинар классных руководителей. | В течение года * | |
8. Управление процессом реализации Программы
Функции управления | Содержание деятельности |
Информационно- Аналитическая | Ф Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии, дидактики и т.д., научно - методического материала о состоянии работы в школе по созданию адаптивной модели. |
мотивационно - целевая | Определение целей совместно с педсоветом по деятельности коллектива и отдельных преподавателей, направленной на реализацию Программы на каждом ее этапе. |
Планово- прогностическая | Совместно с Советом школы прогнозировать и планировать организацию и содержание деятельности коллектива. |
Организационно исполнительская | Организация выполнения учебного плана, программы, осуществление повышения квалификации учителей. |
Контрольно оценочная | Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений учебно - воспитательного процесса в соответствии с Программой. |
Регулятивно коррекционная | Обеспечение поддержания системы учебно - воспитательного процесса в соответствии с Программой, устранение нежелательных отклонений в работе. |
На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов, учащихся и родителей в начале и конце каждого учебного года делается анализ результатов, достигнутых в ходе реализации Программы, корректирование.
На 1 ступени - начальная школа:
- центральное внимание уделяется общему развитию, сохранению и укреплению здоровья детей;
- тесная связь учителя с семьей;
- введение урока английского языка со 2класса;
- ведение индивидуальных карт учащихся психологом школы.
К моменту окончания начальной школы обязательными являются:
- выполнение государственных стандартов образования;
- сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность);
- достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях;
- овладение учениками доступными им способами и навыками освоения учебной программы.
На 2 ступени - основная школа:
- сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни);
- формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
- повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности,
- развитие общих и индивидуальных способностей;
- формирование коммуникативных и начало вырабатывания рефлексивных навыков;
- внедрение интегрированных курсов( ОБЖ и культура здоровья);
- выявление способностей и наклонностей воспитанников, с целью выбора дальнейшего профиля обучения;
- дифференцированная работа с родительской общественностью;
- работа классного руководителя с индивидуальной картой развития учащегося совместно с учителями - предметниками, психологами, родителями;
- вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам на базе школы и учреждений дополнительного образования.
В основной школе сохраняется и продолжается индивидуальная карта развития учащегося, проводится скрининг физического развития
Два раза в год, осуществляется индивидуальная и дифференцированная помощь детям. Дети активно включаются в органы школьного самоуправления: участвуют в выборах и работе органов власти и управления школьной республики.
На 3 ступени - средняя школа:
- формирование научного стиля мышления, который являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования;
- развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;
- социальная и предпрофессиональная адаптация;
- установление непосредственных контактов с преподавателями БГУ и УПК;
- завершение работы классными руководителями с индивидуальной картой развития учащихся;
- организация и работа в органах ученического самоуправления.
В итоге должны быть обеспечены:
- Усвоение государственных стандартов образования
- Профессиональная ориентация;
- Приобретение знаний для продолжения образования;
- Социализация выпускника, включение в активную деятельность ученического самоуправления.
9. Условия реализации программы
Реализовать программу возможно только при условии коллектива единомышленников: администрации, Совета школы, а также Совета Старшеклассников. Все педагоги, имеющие различные специальности должны постоянно контактировать и работать в единой логической цепочке. Важное место занимают должности администратора, социального педагога и педагога - психолога.
Очень важный момент осуществления проекта - работа летнего экологического отряда: на территории школы и на пришкольном участке;
От его работы во многом зависит успех программы экологического воспитания.
10. Финансовый план реализации Программы развития школы
Для достижения цели Программы развития и решения запланированных задач необходимо ресурсное обеспечение. Финансирование инновационного развития предполагается по следующим направлениям Модернизация оборудования:
1. Для обеспечения качественного образования в предметной области «естествознание», для проведения исследовательской практики учащихся в рамках деятельности
- экспериментальной площадки необходимо замена полностью устаревшего оборудования кабинета биологии, химии, физики;
- Для развития Программы «Туризм в школе» необходимо приобретение туристско- технического снаряжения и оборудования;
- Для развития ИКТ, обеспечить кабинеты компьютерами и проекторами.
11. Совершенствование ресурсного обеспечения:
- Для использования современных ИКТ в учебном процессе и управлении (систематизация информационных потоков, переход на документооборот на электронных носителях) необходимо дополнительное программное обеспечение.
- Для модернизации компьютерных мест и развития компьютерной сети необходимо приобретение расходных материалов.
- Поддержка инновационных проектов учителей, учащихся, родительской общественности, с целью стимулирования творческой активности всех субъектов образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности объединения "Юный натуралист"
Предлагается вариант адаптированной образовательной программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности для работы объединения "Юный натуралист", рассчитанная на три года ...
Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года".
Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Времена года" рассчитана на детей в возрасте 5-10 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе образовательной прогр...
Образовательная программа дополнительного образования детей эколого-биологического направления. «Юный эколог».
Учебная программа дополнительного образования...
Дополнительная образовательная программа по эколого-биологическому кружку
Прграмма охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы, добавлен раздел изучения особенностей природы Татарстана...
Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"
Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"...
Программа курса эколого-биологического направления "В мире знаний" для 5-11 классов.
Данная программа предназначена для учителей, работающих в режиме дополнпительного образования по ФГОС ООО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦЕНТР ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРИРОДООХРАННОЙ РАБОТЫ"
Дополнительная образовательная программа, реализуемая на базе образовательного центра «Точка роста»БИОЛОГИЯ 6 - 7 классы...