Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс
рабочая программа по экономике (7 класс) на тему
«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- Деньги, их история, виды, функции;
- Семейный бюджет;
- Экономические отношения семьи и государства;
- Семья и финансовый бизнес;
- Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_finansovoy_gramotnosti_7_klass.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413111, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Минская, дом 29, тел. (8453) 95-06-50, engschool32@mail.ru
Согласована Заместитель директора по УВР ___________ /_________________/ | Утверждена Директор МБОУ «СОШ №32» ____________ /С.А. Рогачева/ Приказ от _____________ №______ |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире финансовой грамотности» (
направление личностного развития) 7 класс
Автор-составитель рабочей программы:
Казаченко Игорь Павлович,
первая квалификационная категория
г. Энгельс, 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и методических материалов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Программа Е.А. Вигдорчик Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015
Рабочая программа «В мире финансовой грамотности» для 7 класса конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчета 1 часа в неделю.
УМК:
Рабочая программа рассчитана на использование учебника:
Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;
Общая характеристика учебного предмета:
«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- Деньги, их история, виды, функции;
- Семейный бюджет;
- Экономические отношения семьи и государства;
- Семья и финансовый бизнес;
- Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Цели:
Целями изучения курса «В мире финансовой грамотности» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Результаты освоения курса «В мире финансовой грамотности».
Личностными результатами изучения курса «В мире финансовой грамотности» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «В мире финансовой грамотности» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «В мире финансовой грамотности» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей, обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Формы организации и методы обучения:
Предполагается использование следующих форм организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от конкретного урока и класса. При изучении курса предполагается использование активных и интерактивных методов обучения.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п\п | Тематический раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы организации и виды деятельности | |
1. | Доходы и расходы семьи | 9 | Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет. | Составление семейного бюджета. | |
2. | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 6 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. «Семейный бюджет». | Ролевая игра. | |
3. | Семья и государство: как они взаимодействуют. | 6 | Налоги. Социальные пособия. Государство – это мы. | Мини-исследование. | |
4. | Финансовый бизнес: чем он может помочь семье? | 12 | Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Благотворительность. Личный финансовый план. | Составление личного финансового плана. | |
5. | Что такое финансовая грамотность? | 1 | Содержание финансовой грамотности | Тестирование. |
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Всего часов | Из них аудиторные занятия | Неаудиторные с указанием формы (экскурсии, акции, посещения музеев, праздники и т.п.) | Дата | Корректировка | ||||
1. Доходы и расходы семьи (9 часов) | |||||||||
1.1Введение | 1 | Урок ознакомление с новым материалом | 08.09 | ||||||
1.2Деньги | 1 | Комбинированный урок | 15.09 | ||||||
1.3Доходы семьи | 2 | Комбинированный урок | 22.09 29.09 | ||||||
1.4Расходы семьи | 2 | Комбинированный урок | 06.10 13.10 | ||||||
1.5 Семейный бюджет | 2 | Комбинированный урок | 20.10 27.10 | ||||||
1.6 Доходы и расходы семьи | 1 | Комбинированный урок | 10.11 | ||||||
2.Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов) | |||||||||
2.1 Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 2 | Комбинированный урок | 17.11 24.11 | ||||||
2.2 Страхование | 2 | Комбинированный урок | 01.12 08.12 | ||||||
2.3«Семейный бюджет» | 2 | Комбинированный урок | 15.12 22.12 | ||||||
3. Семья и государство: как они взаимодействуют (6 часов) | |||||||||
3.1 Налоги | 2 | Комбинированный урок | 29.12 12.01 | ||||||
3.2Социальные пособия | 2 | Комбинированный урок | 19.01 26.01 | ||||||
3.3Государство-это мы | 2 | Комбинированный урок | 02.02 09.02 | ||||||
4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов) | |||||||||
4.1 Как спасти деньги от инфляции | 2 | Комбинированный урок | 16.02 23.02 | ||||||
4.2 Банковские услуги | 2 | Комбинированный урок | 02.03 09.03 | ||||||
4.3Собственный бизнес | 2 | Комбинированный урок | 16.03 23.03 | ||||||
4.4 Валюта в современном мире | 2 | Комбинированный урок | 06.04 13.04 | ||||||
4.5Благотворительность | 2 | Комбинированный урок | 20.04 27.04 | ||||||
4.6 Личный финансовый план | 2 | Комбинированный урок | 04.05 11.05 | ||||||
5. Что такое финансовая грамотность (1 час) | |||||||||
5.1 Содержание финансовой грамотности | 1 | Итоговый урок | 18.05 | ||||||
Всего | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
УМК:
Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;
Дополнительные пособия для учителя:
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —
http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-
rabota-i-zarplata;
Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, на основании указанных требований разработаны требования к освоению результатов программы элективного курса
- личностным, включающими формирование мотивации к грамотному финансовому поведению, формированию ценностно-смысловых установок, отражающих личную экономически грамотную позицию в выстраивании положительно ориентированных ценностно-смысловых отношений в семье
- метапредметным, включают универсальные учебные действия, такие как умение коммуникации в малой учебной группе, умение взаимодействовать с членами семьи, взрослыми людьми и сверстниками
- предметным, освоение основ личного финансового планирования; экономии семейного бюджета с обязательным использованием и пониманием специфических терминов по финансовой грамотности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности»
Содержание курса Личное финансовое планирование. Роль денег в нашей жизни. Потребление или инвестиции. Активы в трех измерениях. Модель трех капит...
Программа курса внеурочной деятельности "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности для 8 класса "Основы финансовой грамотности".Программа расчитана на 68 часов за год (2 часа в неделю).Программа учитывает важность и актуальность этог...
Программа курса внеурочной деятельности "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" 10 класс
Программа курса внеурочной деятельности ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" расчитана на обучающихся 10 класса.курс включает 68 часов ( 2 часа в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов на 2021 — 2026 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задач...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» на 2021 – 2022 учебный год 9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Основы финансовой грамотности»на 2021 – 2022 учебный год...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для обучающихся с НОДА и легкой умственной отсталостью (10-12 год обучения)
Целью данной программы является формирование основ финансовой грамотности среди обучающихся 10—12 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы...