«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА» В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
статья на тему
Проектная деятельность в образовательной робототехнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bronnikova_l.a_na_sayt.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА» В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Знакомство с робототехникой в нашей школе началось с 2005 года, когда был запущен федеральный проект «Информатизация системы образования». Наше образовательное учреждение являлось единственной в крае апробационной площадкой, которая работала над темой «Апробация новых учебных материалов и ресурсов». Мы получили разнообразное цифровое оборудование, в том числе конструкторы LEGO «Индустрия развлечений ПервоРобот» на базе микропроцессора RCX.
Благодаря этому, учащиеся нашей школы получили возможность попробовать свои силы в моделировании, конструировании реальных объектов, событий, явлений и в программировании в новой для них форме.
Но, к сожалению, единомышленников в то время было немного и не было общей программы по робототехнике в Пермском крае, не хватало обмена опытом, курсов повышения квалификации, соревнований.
Учащиеся восьмых классов нашей школы имели возможность попробовать себя в различных видах деятельности (на занятиях по предпрофильному обучению) для дальнейшего выбора профиля обучения, а, может быть, и будущей профессии, в рамках шестнадцатичасового курса «Занимательная робототехника». Недостатками данного курса была большая наполняемость групп, не все дети имели желание и способности заниматься робототехникой.
Оптимальным вариантом использования образовательной робототехники мы увидели в дополнительном образовании - создание кружка «Занимательная робототехника».
Мы столкнулись с проблемой недостаточного количества наборов: так на один набор получалось по 3-4 человека. Приходилось разбивать желающих заниматься робототехникой на группы. Эффективность занятий, где с одним конструктором работают максимум два человека, намного выше.
Одним из методов, применяемых при изучении робототехники, является метод проектов. При выполнении проекта обучающиеся создают свои модели в начале обучения по инструкции, а затем самостоятельно, используя все полученные ранее знания и наработанный опыт. При решении творческой проблемы происходит столкновение мнений, взглядов: как выполнить задание, какую создать модель, как лучше задать выполнение определенных действий. Поэтому на занятиях дети учатся:
- вести диалог, договариваться, учитывать и уважать чужое мнение, отличающееся от собственного;
- доказывать и обосновывать свою точку зрения;
- эффективно распределять обязанности.
При работе над проектом происходит взаимообмен опытом, знаниями, техническими и инженерными решениями, а также прокладываются пути взаимосвязи с реальной жизнью.
Ребятам нравится выбирать темы проектов из окружающего мира. Порой идея возникает случайно. Например, недалеко от нашей школы располагаются железнодорожные пути. Когда одна из групп решала, что будут создавать, в этот момент проезжал грузовой состав и просигналил. У детей сразу возникла идея реализовать проект «Железнодорожный переезд».
А кто-то любит летом отдыхать в парке культуры и отдыха и поэтому возникает проект «Робопарк». Или накануне кто-то из ребят праздновал день рождения в кафе и во время обмена впечатлениями зарождается проект «Булочная дядюшки Робота».
Проектные технологии тесно связаны с учебно-исследовательской деятельностью учащихся на занятиях. Раскрытие творческого потенциала происходит при исследовании реальных объектов, при изобретении и создании продукта собственной деятельности.
Моделирование реального мира происходит через его исследование и дальнейшее познание. Изучая созданные человеком механизмы, ребята выдвигают новые идеи по их усовершенствованию. Исследуя явления, процессы природы, дети познают окружающую действительность и находят решения изобретательского характера. Может, с научной точки зрения они еще примитивны, но именно сейчас происходит развитие творческих способностей, формирование будущих специалистов инженерно-технических специальностей. Наши с вами ученики – это юные исследователи и будущие ученые и инженеры.
В условиях введения ФГОС второго поколения образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность.
В декабре 2012 года в нашу школу поступили конструкторы следующего поколения на базе NXT, что позволило расширить рамки изучения робототехники.
Реализуя стандарты второго поколения, можно вести занятия в рамках внеурочной деятельности, которые будут заложены в оплату в вариативной части учебного плана школы.
Образовательная среда ЛЕГО позволяет использовать системно-деятельностный подход на каждом занятии. Задача педагога создать для учащихся условия творческого поиска, в результате которого будет найдено собственное решение поставленной задачи. При этом, научившись самостоятельно мыслить, они смогут спрогнозировать результаты и возможные различные пути решения затруднительных, непредсказуемых жизненных ситуаций. Кружок нашей школы «Занимательная робототехника» помогает в этом детям.
Цель кружка: обучение основам конструирования и программирования.
Задачи:
- создать творческое сообщество увлеченных робототехникой обучающихся школы;
- развить интерес к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям;
- формировать потребности технического творчества у обучающихся;
- познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на творческое познание и исследование;
- реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования;
- выявить одаренных детей, обеспечить соответствующие условия для их образования и творческого развития;
- научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;
- воспитать самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе.
На занятия кружка зачисляются все желающие с 5 по 9 классы, независимо от природных данных и уровня подготовленности. Уже в ходе занятий дети сами определяют, нравится ли им заниматься робототехникой, интересно ли им научно-техническое творчество. Те ребята, которые определились с выбором, много сил и времени уделяют конструированию, составлению программ, участию в конкурсах, проектах, соревнованиях.
Важным моментом для приобретения опыта является участие в соревнованиях, на которых дети в полной мере могут проверить свои интеллектуальные силы, осознать, что у них получается. Они переживают горечь поражения и радость победы, т.е. могут подвести промежуточный итог своей деятельности, почувствовать удовлетворение от приобретенных знаниях.
Проведение соревнований в рамках кружка позволяет:
- сравнить свои достижения с другими;
- проанализировать свой успех и неудачи;
- увидеть плюсы и минусы чужого опыта;
- подтолкнуть к новым творческим техническим решениям;
- проанализировать свою деятельность и наметить дальнейший путь развития.
При подготовке к внешним соревнованиям четко прослеживаются взаимовыручка, взаимопомощь, когда одна команда помогает другой в достижении цели. Дети, занимающиеся робототехникой не первый год, выступают в роли тьюторов для новичков.
При участии в различных районных, краевых, всероссийских конкурсах проектов, дети могут быть оценены себя независимым объективным жюри. Получая награды, кружковцы получают моральное удовлетворение, у них повышается самооценка. Это дает новый толчок для развития, появляется стремление к знаниям, происходит рост личных достижений, пополнение портфолио.
Каждое лето дети, посещавшие кружок в течение учебного года, в рамках деятельности лагеря дневного пребывания проводят просветительскую и обучающую работу:
- в 2013 году реализовали проект «Мир робототехники», в рамках которого обучили азам конструирования все отряды, провели соревнования по робототехнике между отрядами (соревнования по сборке и скорости движения модели, викторину для болельщиков);
- в 2014 году провели игру «Роболенд», состоявшую из отдельных городов-станций по различным темам, которая заканчивалась соревнованием «Ралли» и т.д.
Со своей деятельностью участники кружка знакомят взрослых:
- организуют школьные демонстрации – выставки;
- участвуют в краевых выставках на разных площадках.
Это позволяет обобщить знания, показать на что способен, чего достиг, дает возможность подвести промежуточный итог.
Ребята дополнительно расширяют свои знания, участвуя в краевой школе по робототехнике, районном профильном лагере. Это тоже направлено на развитие творческих способностей учащихся.
Использование лего-технологий во внеурочной деятельности повышает учебную мотивацию. На занятиях кружка используются метапредметные знания из таких предметов, как: информатика, математика, физика, технология и др. С помощью кружка имеется возможность рассмотреть дополнительно некоторые темы расширенно, например, алгоритмизацию, программирование и моделирование по предмету информатика, конструирование по предмету технология и т.п. При этом дети развивают логическое, техническое мышление, творческие, коммуникативные способности, умение проигрывать и сопереживать.
С помощью кружка происходит ранняя профилизация: ребенок может попробовать, оценить свои силы.
Те дети, которые посещают кружок, понимают, что для успешного выполнения заданий по робототехнике им необходимо хорошо усваивать материал учебных предметов и у большинства повышается мотивация к учебной деятельности.
У кого-то лучше получается конструировать, а у кого-то создавать программы, но, как правило, те склонности, которые проявляются на занятиях кружка, а затем и усовершенствуются, позволяют связать свою дальнейшую учебную деятельность именно по специальностям данного направления.
Но при всех положительных моментах, есть и ряд проблем:
Проблема | Пути решения |
Нехватка кадров |
|
Расширение материально-технической базы (наборы и комплектующие к ним, предоставление свободных специальных кабинетов) |
|
Небольшое количество разработанных УМК по робототехнике (сложность работы начинающим педагогам) |
|
Но, несмотря на некоторые существующие проблемы, наш кружок функционирует и развивается.
Итак, я считаю, что наша совместная деятельность с детьми актуальна, востребована. Она удовлетворяет потребности обучающихся и их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"
Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1 содержит примерные темы ...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Организация проектной деятельности учащихся средствами робототехники.
Приведена методическая разработка урока, на основе метода проектов. Для организации проектной деятельности уч-ся использованы конструкторы на базе ТРИК....
Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"
Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и об...
Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...
Организация и содержание проектной деятельности учащихся. Критериальная диагностика проектной работы учащихся.
Анализ освоения ребенком закономерностей проектного цикла (от осознания проблемы до создания продукта), отчет о проектной работе по критериям, позволяющим скорректировать работу над ...