Дополнительная общеобразовательная программа "Ансамбль"
рабочая программа на тему
Программа обучения детей по предмету ансамбль в студии "Гармония".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80.5 КБ |
![]() | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Ансамбль»
(оркестровая студия «Гармония»)
Возраст обучающихся – 7-15 лет
Срок реализации программы – 5 лет
Автор:
педагоги дополнительного образования
Миронова Екатерина Александровна,
Бармина Галина Ивановна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2013
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Ансамбль»
(оркестровая студия «Гармония»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с 2004 года
Программа переработана и дополнена в 2013 году
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в году
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Ансамбль»
(оркестровая студия «Гармония»
Содержание
4. Методическое обеспечение программы
1. Пояснительная записка
Музыкальное воспитание, развитие музыкальных задатков и способностей, заложенных в каждом ребенке, составляет необходимое условие его полноценного умственного, нравственного и эстетического воспитания, потому что и каждой из этих сторон формирования человеческой личности есть элементы, которые могут быть развиты только (или лучше всего) средствами музыкального искусства, в ходе систематического музыкального воспитания и обучения.
Исполнительство на русских народных инструментах - важный вил деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания. Умение играть на музыкальном инструменте благотворно способствует развитию эмоциональной активности, формирует более яркое эмоциональное восприятие (и воспроизведение) музыки.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в ансамбле. При игре в ансамбле ребенок приобретает первые навыки игры в коллективе. Она стимулирует быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.
При совместном инструментальном исполнении произведения у детей вырабатывается чувство ощущения динамического ансамбля, динамической подвижности в мелодии и фразе.
Данная образовательная программа не самостоятельна. Она объединена с другими дополнительными программами в «Положении об оркестровой студии «Гармония».
Цель: воспитать грамотного музыканта, владеющего необходимыми знаниями умениями и навыками.
Задачи:
образовательные:
- формирование музыкальных способностей: чувство ритма, звуковысотный, тембровый и гармонический слух;
- получение начальных навыков игры в коллективе;
- совершенствование исполнительского мастерства;
развивающие:
- развитие чувства ансамбля, слаженности звучания;
- развитие творческой активности, художественного вкуса;
воспитательные:
- расширение музыкального кругозора детей;
- воспитание интереса и любви к музицированию, народным инструментам;
- приобщать к инструментальной музыке;
- формирование целеустремленности, чувства коллективизма, ответственности, дисциплинированности.
Возраст детей: 7-15
Срок реализации: 5 лет
Формы и режим занятий:
форма занятий - групповая. Ансамбли состоят из групп от 2 до 15 человек. В группах занимаются дети обучающиеся в студии. Группы формируются по мере необходимости для участия в концертах и конкурсах. Ансамбль может формироваться из детей разного уровня подготовки и играющих на разных инструментах. Продолжительность занятий: 1 час в неделю (45 мин. занятие и 15 мин. организованный отдых), 36 часов в год.
Ожидаемые результаты
Воспитанник по окончании класса ансамбля должен иметь элементарные навыки игры в коллективе. Они должны уметь слушать других участников ансамбля, уметь находить баланс по динамике, фразировке, штрихам между своей и другими партиями.
По классу ансамбля проводятся контрольные занятия каждые полгола. Аттестация по пятибальной системе. На контрольном занятии комиссией, состоящей из педагогов студии, проводится отбор для участия коллектива в концертно-фестивальной деятельности студии. Критерием отбора являются слаженность ансамбля, выигрышность программы, выразительность исполнения, качество технического исполнения.
Формы подведения итогов:
- концертная деятельность на площадках г. Москвы и Московской области;
- активная концертная деятельность в ГБОУ Зеленоградском дворце творчества детей и молодежи;
- участие и достижение положительных результатов в конкурсах-фестивалях детского и юношеского творчества;
- активное участие в концертной деятельности профильных смен в летних выездных оздоровительных лагерях.
2. Учебно-тематический план
Название разделов | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Разбор новых произведений. | 9 | 1 | 8 |
2. Динамические оттенки в произведениях. | 4 | 1 | 3 |
З. Темп и его изменения. | 3 | 1 | 2 |
4. Штриховое многообразие. | 4 | 1 | 3 |
5. Снятия, вступления. | 4 | 1 | 3 |
6. Фразировка. | 4 | 1 | 3 |
7. Закрепление пройденного материала, подготовка произведений к тематическим концертам, фестивалям, юбилеям, отчетным концертам. | 8 | 8 | |
Всего: | 36 | 6 | 30 |
В каждый год обучения дети изучают одни и те же разделы программы, но меняется предлагаемый материал, изучаемые произведения. Каждый учебный год музыкальный материал становится более сложным в техническом и музыкальном плане, что требует от воспитанников регулярных занятий по специальному инструменту и улучшения качества звуковоспроизведения и мелкой техники.
3. Содержание программы
1. Разбор новых произведений.
Теория: сведения о композиторе, времени, когда написано произведение, исполнительские сложности, особенности исполнения. Если это произведение тематически ограничено (Б.Листов «В землянке»), то воспитанникам дается разъяснение, к какому мероприятию готовится произведение. Если есть возможность, то произведение прослушивается в записи;
Практика: новые произведения разбираются но частям или по тактам (в зависимости от сложности произведения). Если педагог слышит неточности в исполнении той или иной партии, то игра останавливается на этом месте и педагог отрабатывает фрагмент партии с определенным исполнителем до устранения неточностей.
2. Динамические оттенки в произведениях.
Теория: чтобы добиться от детей качественного исполнения произведения, им рассказывают, как обозначаются динамические оттенки и следует управлять звуком на инструменте;
Практика: в произведении выделяются динамика и отрабатывается всеми участниками ансамбля. Динамика может быть очень разнообразной: РРР, РР, Р, MP, Mf, f, ff, fff, crescendo, diminuendo, si, sp.
З. Темп и его изменения.
Теория: темп является одной из существенных сторон музыки. Каждой музыкальной пьесе присущ свой темп, обусловленный идейно-эмоциональным содержанием, характерными жанровыми и стилистическими чертами, а также индивидуальным своеобразием произведения. Изменения темпа — способ музыкальной выразительности;
Практика: обозначений темпов огромное множество. Задача детей научиться определять темп «по кивку головы» выбранного «дирижера» ансамбля. Изменение темпа в произведении также показывается ведущим. Чтобы уловить изменения темпа, воспитанник должен смотреть на ведущего и выполнять.
4. Штриховое многообразие.
Теория: каждое музыкальное произведение имеет свой характер, свою стилистическую особенность. Часто характер музыки выражается именно через штрихи. У каждого инструмента своя специфика по звукоизвлечению;
Практика: в каждом музыкальном произведении педагог по партиям сверяет штрихи, предлагаемые в партитуре, с исполняемыми. Педагог добивается правильности исполнения штрихов от всех участников коллектива.
5. Снятия, вступления.
Теория: специальные приемы, используемые в дирижировании для прекращения звучания, обычно называют «снятием» звучания. В ансамбле нет дирижера, но есть ведущий, который показывает общие снятия и вступления;
Практика: на примере изучаемых произведений проводятся систематические проигрывания различных моментов, где есть снятие или вступление. Цель - научить участников ансамбля правильно понимать кивок головы ведущего и синхронно уметь вступать или прекращать звучание.
6. Фразировка.
Теория: фраза представляет собой оконченный фрагмент музыкальной мысли. Она может состоять как из одного такта, так и из целого периода. Важно создать правильную, отвечающую профессиональным требованиям фразу, чтобы создать музыкальную мысль, вложенную автором и произведение;
Практика: работа над фразировкой — сложный процесс. Педагог должен донести до ребенка идею музыкального произведения и объяснить, что достичь правильного исполнения можно только выстроив фразы. Фраза - собирающий термин. В него входят динамические оттенки, штрихи, теми и т.д.
7. Закрепление пройденного материала, подготовка произведений к тематическим концертам, фестивалям, юбилеям, отчетным концертам.
Практика: часто разобранное произведение с отработанными элементами музыкальной выразительности, синхронными штрихами ит.д. звучит неуверенно. Чтобы игра участников ансамбля была четкой, уверенной, необходим процесс «Сыгрывания» - привыкании к поставленной задаче, доведения её до автоматизма путем многократного проигрывания.
4. Методическое обеспечение программы
Занятия ансамблем начинаются с первого года обучения. Младших школьников лучше всего объединять в ансамбли малой формы: дуэты, трио, квартеты, или в ансамбли определенных инструментов: домровый ансамбль, балалаечный, баянный и т.д. В оркестровой студии «Гармония» успешно практикуются ансамбли малой формы с аккомпанементом фортепиано: домра+фортепиано, балалайка+фортепиано, где партию фортепиано исполняют воспитанники студии. Такие ансамбли удачно показывают себя в конкурсах и для таких ансамблей легче подобрать репертуар, т.к. он может состоять из программных произведений по классу специального инструмента.
Для выпускников студии и обучающихся студии старших классов в оркестровой студи «Гармония» были созданы два смешанных ансамбля «Мозаика» и «Росинка». В этих ансамблях присутствуют все инструменты оркестра. Такие ансамбли способствуют совершенствованию исполнительского мастерства и расширению кругозора учащихся. Репертуар разнообразен. Смешанному составу возможно сыграть практически любую музыку от музыки древней Руси до произведений композиторов наших дней.
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий по классу ансамбля необходимо:
1. аудитория для занятий;
2. стулья, школьная доска, мел;
3. пюпитры;
4. музыкальные инструменты (наименования зависят от состава ансамбля);
5. папки для партий;
6. партитуры;
7. магнитофон для прослушивания записей;
5. Список литературы
1. И.Г.Лаптев «Детский оркестр в начальной школе», М., 2001 г.;
2. «Методические указании и контрольные задания по оркестровому дирижированию», сост. и.о. доцента Дьяченко Л.Л., доцент Черных А.Б., М., 1998 г.;
3. В. Матонис «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Л., 1988 г.;
4. «Фольклор - музыка - театр» пол ред. СИ. Мерзляковой, М., 1999 г.;
5. П. Алексеев «Русский народный оркестр», М., 1953 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/30/picture-175815-1727728818.jpg)
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/26/picture-237909-1506446756.jpg)
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-430964-1396502878.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-857274-1480175449.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-1164068-1653631923.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...