Дополнительная общеобразовательная программа "Ансамбль"
рабочая программа на тему

Миронова Екатерина Александровна

Программа обучения детей по предмету ансамбль в студии "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tit._list_.doc80.5 КБ
Microsoft Office document icon ansambl_studiya_garmoniya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Ансамбль»

(оркестровая студия «Гармония»)

Возраст обучающихся – 7-15 лет

Срок реализации программы – 5 лет

Автор:

педагоги дополнительного образования

Миронова Екатерина Александровна,

Бармина Галина Ивановна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2013

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Ансамбль»

(оркестровая студия «Гармония»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /

Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с                2004                        года

Программа переработана и дополнена в                        2013                         году

Программа переработана и дополнена в                                                 году

Программа переработана и дополнена в                                                 году

Программа переработана и дополнена в                                                 году



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Ансамбль»

(оркестровая студия «Гармония»

Содержание

1. Пояснительная записка        

2. Учебно-тематический план        

3. Содержание программы        

4. Методическое обеспечение программы        

5. Список литературы        

1. Пояснительная записка

Музыкальное воспитание, развитие музыкальных задатков и способностей, заложенных в каждом ребенке, составляет необходимое условие его полноценного умственного, нравственного и эстетического воспитания, потому что и каждой из этих сторон формирования человеческой личности есть элементы, которые могут быть развиты только (или лучше всего) средствами музыкального искусства, в ходе систематического музыкального воспитания и обучения.

Исполнительство на русских народных инструментах - важный вил деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания. Умение играть на музыкальном инструменте благотворно способствует развитию эмоциональной активности, формирует более яркое эмоциональное восприятие (и воспроизведение) музыки.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в ансамбле. При игре в ансамбле ребенок приобретает первые навыки игры в коллективе. Она стимулирует быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.

При совместном инструментальном исполнении произведения у детей вырабатывается чувство ощущения динамического ансамбля, динамической подвижности в мелодии и фразе.

Данная образовательная программа не самостоятельна. Она объединена с другими дополнительными программами в «Положении об оркестровой студии «Гармония».

Цель: воспитать грамотного музыканта, владеющего необходимыми знаниями умениями и навыками.

Задачи:

образовательные:

  • формирование музыкальных способностей: чувство ритма, звуковысотный, тембровый и гармонический слух;
  • получение начальных навыков игры в коллективе;
  • совершенствование исполнительского мастерства;

развивающие:

  • развитие чувства ансамбля, слаженности звучания;
  • развитие творческой активности, художественного вкуса;

воспитательные:

  • расширение музыкального кругозора детей;
  • воспитание интереса и любви к музицированию, народным инструментам;
  • приобщать к инструментальной музыке;
  • формирование целеустремленности, чувства коллективизма, ответственности, дисциплинированности.

Возраст детей: 7-15

Срок реализации: 5 лет

Формы и режим занятий:

форма занятий - групповая. Ансамбли состоят из групп от 2 до 15 человек. В группах занимаются дети обучающиеся в студии. Группы формируются по мере необходимости для участия в концертах и конкурсах. Ансамбль может формироваться из детей разного уровня подготовки и играющих на разных инструментах. Продолжительность занятий: 1 час в неделю (45 мин. занятие и 15 мин. организованный отдых), 36 часов в год.

Ожидаемые результаты

Воспитанник по окончании класса ансамбля должен иметь элементарные навыки игры в коллективе. Они должны уметь слушать других участников ансамбля, уметь находить баланс по динамике, фразировке, штрихам между своей и другими партиями.

По классу ансамбля проводятся контрольные занятия каждые полгола. Аттестация по пятибальной системе. На контрольном занятии комиссией, состоящей из педагогов студии, проводится отбор для участия коллектива в концертно-фестивальной деятельности студии. Критерием отбора являются слаженность ансамбля, выигрышность программы, выразительность исполнения, качество технического исполнения.

Формы подведения итогов:

  • концертная деятельность на площадках г. Москвы и Московской области;
  • активная концертная деятельность в ГБОУ Зеленоградском дворце творчества детей и молодежи;
  • участие и достижение положительных результатов в конкурсах-фестивалях детского и юношеского творчества;
  • активное участие в концертной деятельности профильных смен в летних выездных оздоровительных лагерях. 

2. Учебно-тематический план

Название разделов

Всего (часов)

Теория

(часов)

Практика

(часов)

1. Разбор новых произведений.

9

1

8

2. Динамические оттенки в произведениях.

4

1

3

З. Темп и его изменения.

3

1

2

4. Штриховое многообразие.

4

1

3

5. Снятия, вступления.

4

1

3

6. Фразировка.

4

1

3

7. Закрепление пройденного материала, подготовка произведений к тематическим концертам, фестивалям, юбилеям, отчетным концертам.

8

8

Всего:

36

6

30

В каждый год обучения дети изучают одни и те же разделы программы, но меняется предлагаемый материал, изучаемые произведения. Каждый учебный год музыкальный материал становится более сложным в техническом и музыкальном плане, что требует от воспитанников регулярных занятий по специальному инструменту и улучшения качества звуковоспроизведения и мелкой техники. 

3. Содержание программы

1. Разбор новых произведений.

Теория: сведения о композиторе, времени, когда написано произведение, исполнительские сложности, особенности исполнения. Если это произведение тематически ограничено (Б.Листов «В землянке»), то воспитанникам дается разъяснение, к какому мероприятию готовится произведение. Если есть возможность, то произведение прослушивается в записи;

Практика: новые произведения разбираются но частям или по тактам (в зависимости от сложности произведения). Если педагог слышит неточности в исполнении той или иной партии, то игра останавливается на этом месте и педагог отрабатывает фрагмент партии с определенным исполнителем до устранения неточностей.

2. Динамические оттенки в произведениях.

Теория: чтобы добиться от детей качественного исполнения произведения, им рассказывают, как обозначаются динамические оттенки и следует управлять звуком на инструменте;

Практика: в произведении выделяются динамика и отрабатывается всеми участниками ансамбля. Динамика может быть очень разнообразной: РРР, РР, Р, MP, Mf, f, ff, fff, crescendo, diminuendo, si, sp.

З. Темп и его изменения.

Теория: темп является одной из существенных сторон музыки. Каждой музыкальной пьесе присущ свой темп, обусловленный идейно-эмоциональным содержанием, характерными жанровыми и стилистическими чертами, а также индивидуальным своеобразием произведения. Изменения темпа — способ музыкальной выразительности;

Практика: обозначений темпов огромное множество. Задача детей научиться определять темп «по кивку головы» выбранного «дирижера» ансамбля. Изменение темпа в произведении также показывается ведущим. Чтобы уловить изменения темпа, воспитанник должен смотреть на ведущего и выполнять.

4. Штриховое многообразие.

Теория: каждое музыкальное произведение имеет свой характер, свою стилистическую особенность. Часто характер музыки выражается именно через штрихи. У каждого инструмента своя специфика по звукоизвлечению;

Практика: в каждом музыкальном произведении педагог по партиям сверяет штрихи, предлагаемые в партитуре, с исполняемыми. Педагог добивается правильности исполнения штрихов от всех участников коллектива.

5. Снятия, вступления.

Теория: специальные приемы, используемые в дирижировании для прекращения звучания, обычно называют «снятием» звучания. В ансамбле нет дирижера, но есть ведущий, который показывает общие снятия и вступления;

Практика: на примере изучаемых произведений проводятся систематические проигрывания различных моментов, где есть снятие или вступление. Цель - научить участников ансамбля правильно понимать кивок головы ведущего и синхронно уметь вступать или прекращать звучание.

6. Фразировка.

Теория: фраза представляет собой оконченный фрагмент музыкальной мысли. Она может состоять как из одного такта, так и из целого периода. Важно создать правильную, отвечающую профессиональным требованиям фразу, чтобы создать музыкальную мысль, вложенную автором и произведение;

Практика: работа над фразировкой — сложный процесс. Педагог должен донести до ребенка идею музыкального произведения и объяснить, что достичь правильного исполнения можно только выстроив фразы. Фраза - собирающий термин. В него входят динамические оттенки, штрихи, теми и т.д.

7. Закрепление пройденного материала, подготовка произведений к тематическим концертам, фестивалям, юбилеям, отчетным концертам.

Практика: часто разобранное произведение с отработанными элементами музыкальной выразительности, синхронными штрихами ит.д. звучит неуверенно. Чтобы игра участников ансамбля была четкой, уверенной, необходим процесс «Сыгрывания» - привыкании к поставленной задаче, доведения её до автоматизма путем многократного проигрывания.

4. Методическое обеспечение программы

Занятия ансамблем начинаются с первого года обучения. Младших школьников лучше всего объединять в ансамбли малой формы: дуэты, трио, квартеты, или в ансамбли определенных инструментов: домровый ансамбль, балалаечный, баянный и т.д. В оркестровой студии «Гармония» успешно практикуются ансамбли малой формы с аккомпанементом фортепиано: домра+фортепиано, балалайка+фортепиано, где партию фортепиано исполняют воспитанники студии. Такие ансамбли удачно показывают себя в конкурсах и для таких ансамблей легче подобрать репертуар, т.к. он может состоять из программных произведений по классу специального инструмента.

Для выпускников студии и обучающихся студии старших классов в оркестровой студи «Гармония» были созданы два смешанных ансамбля «Мозаика» и «Росинка». В этих ансамблях присутствуют все инструменты оркестра. Такие ансамбли способствуют совершенствованию исполнительского мастерства и расширению кругозора учащихся. Репертуар разнообразен. Смешанному составу возможно сыграть практически любую музыку от музыки древней Руси до произведений композиторов наших дней.

Материально-техническое обеспечение:

Для проведения занятий по классу ансамбля необходимо:

1.   аудитория для занятий;

2.   стулья, школьная доска, мел;

3.   пюпитры;

4.   музыкальные инструменты (наименования зависят от состава ансамбля);

5.   папки для партий;

6.   партитуры;

7.   магнитофон для прослушивания записей;

8.   фортепиано.

5. Список литературы

1.   И.Г.Лаптев «Детский оркестр в начальной школе», М., 2001 г.;

2.   «Методические указании и контрольные задания по оркестровому дирижированию», сост. и.о. доцента Дьяченко Л.Л., доцент Черных А.Б., М., 1998 г.;

3.   В. Матонис «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Л., 1988 г.;

4.    «Фольклор - музыка - театр» пол ред. СИ. Мерзляковой, М., 1999 г.;

5.   П. Алексеев «Русский народный оркестр», М., 1953 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...