Дополнительная общеобразовательная программа "Ансамбль"
рабочая программа на тему
Программа обучения детей по предмету ансамбль в студии "Гармония".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_.doc | 80.5 КБ |
ansambl_studiya_garmoniya.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Ансамбль»
(оркестровая студия «Гармония»)
Возраст обучающихся – 7-15 лет
Срок реализации программы – 5 лет
Автор:
педагоги дополнительного образования
Миронова Екатерина Александровна,
Бармина Галина Ивановна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2013
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Ансамбль»
(оркестровая студия «Гармония»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с 2004 года
Программа переработана и дополнена в 2013 году
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в году
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Ансамбль»
(оркестровая студия «Гармония»
Содержание
4. Методическое обеспечение программы
1. Пояснительная записка
Музыкальное воспитание, развитие музыкальных задатков и способностей, заложенных в каждом ребенке, составляет необходимое условие его полноценного умственного, нравственного и эстетического воспитания, потому что и каждой из этих сторон формирования человеческой личности есть элементы, которые могут быть развиты только (или лучше всего) средствами музыкального искусства, в ходе систематического музыкального воспитания и обучения.
Исполнительство на русских народных инструментах - важный вил деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания. Умение играть на музыкальном инструменте благотворно способствует развитию эмоциональной активности, формирует более яркое эмоциональное восприятие (и воспроизведение) музыки.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в ансамбле. При игре в ансамбле ребенок приобретает первые навыки игры в коллективе. Она стимулирует быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.
При совместном инструментальном исполнении произведения у детей вырабатывается чувство ощущения динамического ансамбля, динамической подвижности в мелодии и фразе.
Данная образовательная программа не самостоятельна. Она объединена с другими дополнительными программами в «Положении об оркестровой студии «Гармония».
Цель: воспитать грамотного музыканта, владеющего необходимыми знаниями умениями и навыками.
Задачи:
образовательные:
- формирование музыкальных способностей: чувство ритма, звуковысотный, тембровый и гармонический слух;
- получение начальных навыков игры в коллективе;
- совершенствование исполнительского мастерства;
развивающие:
- развитие чувства ансамбля, слаженности звучания;
- развитие творческой активности, художественного вкуса;
воспитательные:
- расширение музыкального кругозора детей;
- воспитание интереса и любви к музицированию, народным инструментам;
- приобщать к инструментальной музыке;
- формирование целеустремленности, чувства коллективизма, ответственности, дисциплинированности.
Возраст детей: 7-15
Срок реализации: 5 лет
Формы и режим занятий:
форма занятий - групповая. Ансамбли состоят из групп от 2 до 15 человек. В группах занимаются дети обучающиеся в студии. Группы формируются по мере необходимости для участия в концертах и конкурсах. Ансамбль может формироваться из детей разного уровня подготовки и играющих на разных инструментах. Продолжительность занятий: 1 час в неделю (45 мин. занятие и 15 мин. организованный отдых), 36 часов в год.
Ожидаемые результаты
Воспитанник по окончании класса ансамбля должен иметь элементарные навыки игры в коллективе. Они должны уметь слушать других участников ансамбля, уметь находить баланс по динамике, фразировке, штрихам между своей и другими партиями.
По классу ансамбля проводятся контрольные занятия каждые полгола. Аттестация по пятибальной системе. На контрольном занятии комиссией, состоящей из педагогов студии, проводится отбор для участия коллектива в концертно-фестивальной деятельности студии. Критерием отбора являются слаженность ансамбля, выигрышность программы, выразительность исполнения, качество технического исполнения.
Формы подведения итогов:
- концертная деятельность на площадках г. Москвы и Московской области;
- активная концертная деятельность в ГБОУ Зеленоградском дворце творчества детей и молодежи;
- участие и достижение положительных результатов в конкурсах-фестивалях детского и юношеского творчества;
- активное участие в концертной деятельности профильных смен в летних выездных оздоровительных лагерях.
2. Учебно-тематический план
Название разделов | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Разбор новых произведений. | 9 | 1 | 8 |
2. Динамические оттенки в произведениях. | 4 | 1 | 3 |
З. Темп и его изменения. | 3 | 1 | 2 |
4. Штриховое многообразие. | 4 | 1 | 3 |
5. Снятия, вступления. | 4 | 1 | 3 |
6. Фразировка. | 4 | 1 | 3 |
7. Закрепление пройденного материала, подготовка произведений к тематическим концертам, фестивалям, юбилеям, отчетным концертам. | 8 | 8 | |
Всего: | 36 | 6 | 30 |
В каждый год обучения дети изучают одни и те же разделы программы, но меняется предлагаемый материал, изучаемые произведения. Каждый учебный год музыкальный материал становится более сложным в техническом и музыкальном плане, что требует от воспитанников регулярных занятий по специальному инструменту и улучшения качества звуковоспроизведения и мелкой техники.
3. Содержание программы
1. Разбор новых произведений.
Теория: сведения о композиторе, времени, когда написано произведение, исполнительские сложности, особенности исполнения. Если это произведение тематически ограничено (Б.Листов «В землянке»), то воспитанникам дается разъяснение, к какому мероприятию готовится произведение. Если есть возможность, то произведение прослушивается в записи;
Практика: новые произведения разбираются но частям или по тактам (в зависимости от сложности произведения). Если педагог слышит неточности в исполнении той или иной партии, то игра останавливается на этом месте и педагог отрабатывает фрагмент партии с определенным исполнителем до устранения неточностей.
2. Динамические оттенки в произведениях.
Теория: чтобы добиться от детей качественного исполнения произведения, им рассказывают, как обозначаются динамические оттенки и следует управлять звуком на инструменте;
Практика: в произведении выделяются динамика и отрабатывается всеми участниками ансамбля. Динамика может быть очень разнообразной: РРР, РР, Р, MP, Mf, f, ff, fff, crescendo, diminuendo, si, sp.
З. Темп и его изменения.
Теория: темп является одной из существенных сторон музыки. Каждой музыкальной пьесе присущ свой темп, обусловленный идейно-эмоциональным содержанием, характерными жанровыми и стилистическими чертами, а также индивидуальным своеобразием произведения. Изменения темпа — способ музыкальной выразительности;
Практика: обозначений темпов огромное множество. Задача детей научиться определять темп «по кивку головы» выбранного «дирижера» ансамбля. Изменение темпа в произведении также показывается ведущим. Чтобы уловить изменения темпа, воспитанник должен смотреть на ведущего и выполнять.
4. Штриховое многообразие.
Теория: каждое музыкальное произведение имеет свой характер, свою стилистическую особенность. Часто характер музыки выражается именно через штрихи. У каждого инструмента своя специфика по звукоизвлечению;
Практика: в каждом музыкальном произведении педагог по партиям сверяет штрихи, предлагаемые в партитуре, с исполняемыми. Педагог добивается правильности исполнения штрихов от всех участников коллектива.
5. Снятия, вступления.
Теория: специальные приемы, используемые в дирижировании для прекращения звучания, обычно называют «снятием» звучания. В ансамбле нет дирижера, но есть ведущий, который показывает общие снятия и вступления;
Практика: на примере изучаемых произведений проводятся систематические проигрывания различных моментов, где есть снятие или вступление. Цель - научить участников ансамбля правильно понимать кивок головы ведущего и синхронно уметь вступать или прекращать звучание.
6. Фразировка.
Теория: фраза представляет собой оконченный фрагмент музыкальной мысли. Она может состоять как из одного такта, так и из целого периода. Важно создать правильную, отвечающую профессиональным требованиям фразу, чтобы создать музыкальную мысль, вложенную автором и произведение;
Практика: работа над фразировкой — сложный процесс. Педагог должен донести до ребенка идею музыкального произведения и объяснить, что достичь правильного исполнения можно только выстроив фразы. Фраза - собирающий термин. В него входят динамические оттенки, штрихи, теми и т.д.
7. Закрепление пройденного материала, подготовка произведений к тематическим концертам, фестивалям, юбилеям, отчетным концертам.
Практика: часто разобранное произведение с отработанными элементами музыкальной выразительности, синхронными штрихами ит.д. звучит неуверенно. Чтобы игра участников ансамбля была четкой, уверенной, необходим процесс «Сыгрывания» - привыкании к поставленной задаче, доведения её до автоматизма путем многократного проигрывания.
4. Методическое обеспечение программы
Занятия ансамблем начинаются с первого года обучения. Младших школьников лучше всего объединять в ансамбли малой формы: дуэты, трио, квартеты, или в ансамбли определенных инструментов: домровый ансамбль, балалаечный, баянный и т.д. В оркестровой студии «Гармония» успешно практикуются ансамбли малой формы с аккомпанементом фортепиано: домра+фортепиано, балалайка+фортепиано, где партию фортепиано исполняют воспитанники студии. Такие ансамбли удачно показывают себя в конкурсах и для таких ансамблей легче подобрать репертуар, т.к. он может состоять из программных произведений по классу специального инструмента.
Для выпускников студии и обучающихся студии старших классов в оркестровой студи «Гармония» были созданы два смешанных ансамбля «Мозаика» и «Росинка». В этих ансамблях присутствуют все инструменты оркестра. Такие ансамбли способствуют совершенствованию исполнительского мастерства и расширению кругозора учащихся. Репертуар разнообразен. Смешанному составу возможно сыграть практически любую музыку от музыки древней Руси до произведений композиторов наших дней.
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий по классу ансамбля необходимо:
1. аудитория для занятий;
2. стулья, школьная доска, мел;
3. пюпитры;
4. музыкальные инструменты (наименования зависят от состава ансамбля);
5. папки для партий;
6. партитуры;
7. магнитофон для прослушивания записей;
5. Список литературы
1. И.Г.Лаптев «Детский оркестр в начальной школе», М., 2001 г.;
2. «Методические указании и контрольные задания по оркестровому дирижированию», сост. и.о. доцента Дьяченко Л.Л., доцент Черных А.Б., М., 1998 г.;
3. В. Матонис «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Л., 1988 г.;
4. «Фольклор - музыка - театр» пол ред. СИ. Мерзляковой, М., 1999 г.;
5. П. Алексеев «Русский народный оркестр», М., 1953 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...