Дополнительная общеобразовательная программа "Домра"
рабочая программа на тему
Программа обучения детей игре на домре в студии "Гармония".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_domra_spets._instr.doc | 80.5 КБ |
domra_spets._instr._.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Домра»
(специальный инструмент,
оркестровая студия «Гармония», базовый уровень)
Возраст обучающихся – 7-18 лет
Срок реализации программы – 7(5) лет
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Миронова Екатерина Александровна,
Гордиенко Наталья Анатольевна,
Бармина Галина Ивановна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2013
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Домра»
(специальный инструмент,
оркестровая студия «Гармония», базовый уровень)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с 2005 года
Программа переработана и дополнена в 2013 году
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в году
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Домра»
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Методическое обеспечение
1. Пояснительная записка
Краткая история
Не так еще давно люди своего времени искренне сомневались в действительной принадлежности домры и не знали - считать ли ее ударным инструментом, духовым или струнным. Так, знаменитый историк Н.И. Костомаров (1817-1885), повествуя о скоморохах, говорит, что «одни играли в гудки, другие били в бубны, домры и накры», полагая, очевидно, возможным допустить выражение при наличии струн - «бить в домры». Напротив, известный составитель толкового словаря живого русского языка и большой его знаток Вл. Ив. Даль (1801-1872) утверждает, что будто бы домра встарь была просто дудкой, на основании чего он производит ее прозвище от древне-славянских «дути», «дъму». Такой же точки зрения придерживался и прославленный собиратель русских народных сказок А.Н. Афанасьев (1826-1871), производивший «домру» чуть ли не от санскритского корня dham. Все эти заблуждения имели, тем не менее, некоторые основания для тех, кто никак не мог быть связан с историей музыкальных инструментов и не знал, что у многих восточных народов не только существовал этот инструмент в своем наиболее чистом и совершенном виде, но и название его в точности совпадало с его русским наименованием. В собственно русских памятниках упоминание о домре или о домрах было достаточно частым, но ни в одном наиболее древнем источнике ни разу не было дано ни описания устройства домры, ни ссылки на ее принадлежность.
Однако, все только что изложенное отнюдь не дает права думать, что домра не принимала самого деятельного участия в музыкальном обиходе русского народа. Напротив, есть все основания предполагать, что она была настолько любимым и распространенным среди искусников и потешников «музыкальным орудием», что вскоре обратила на себя внимание не только городского населения и боярства, по-видимому охотно слушавшего игру на домрах, но и проникла в царские хоромы, где уже приняла участие в развлечениях царя Михаила Федоровича. Именно с той поры, то есть с начала XVIII столетия, при царской дворцовой потешной палате, наряду с гусельниками и бахарями, состояли также и игравшие на домрах - домрачеи. Из дворцовых записей, о которых повествует И.Е. Забелин (1820-1908), видно, что «дворцовый приказ» нередко выдавал денежные пособия домрачеям на покупку домерных струн, а позднее, когда пристрастия к домре, распространившись повсеместно, прочно вошло в быт народа, нередко издавались «наказы», преследовавшие такое явление. Иной раз указывалось, чтобы «православные христиане», то есть простой русский народ, не играл на поименованных в наказах музыкальных инструментах и в том числе не бил в домры, которых бы «и в домех у себя не держали». В иных грамотах и указах запрещалось призывать к себе в дом «скоморохов с домрами», порицались «игрецы бесовские скоморохи с домрами», и предписывалось не только отнимать домры и прочие музыкальные инструменты, но и ломать их и жечь без всякого сожаления. Вот, как повествует об этом, приведенная Н.Ф. Финдейзеном в Очерках по истории музыки в России «государева память» Тобольскому воеводе, посланная ему в 7158 году, что в переводе на современное летоисчисление соответствует 1649 году. «Ведомо-де Государю учинилось, что в Сибири, в Тобольску и в иных Сибирских городех и в уездех, мирские всяких чинов люди, и жены их, и дети, в воскресенье и в Господьские дни и великих Святых, во время святаго пения к церквам Божиим не ходят, и умножилось в людях во всяких пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми... и указывалось, чтобы «всяких чинов люди - от безмерного пьяного питья уклонилися и скоморохов с домрами и с гуслями и с волынками и со всякими играми не призывали, и где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды,...то все велеть выимать, и изломав те бесовския игры велеть жечь...».
Домра в полном смысле слова оказывается подлинно народным инструментом и надо думать, что проникновение ее в народ не может и не должно быть ограничено началом XVIII столетия. Вне всякого сомнения инструмент этот был известен задолго до того дня, когда в «царской дворцовой палате» появились домрачеи с домрами, и когда вскоре после того началось очевидное гонение против скоморошества и русских народных инструментов. Уже в Азбуковнике и сказании о неудобь понимаемых речах, относимом к XVI столетию в определении не очень видно понятного в то время слова «мусиюя», прямо говорится, что «мусиюя», есть «гудение, рекше игра гусельная и кинаров, рекше лырей и домр, всякого рода устроения гудебнаго». В поучениях митрополита Даниила (1492-1547), относимых к самому началу того же столетия, между прочим, говорится - «нынче же суть нецыи от священных, глумятся играют в гусли, в зомры, в смыки». Ясно, что корни увлечения музыкой были не вчерашними, а значительно более давними, коль-скоро ко времени митрополита Даниила приняли уже «угрожающие» размеры. В сообщениях византийских историков Феофилакта (1072?-1 139), Анастасия (8307-886) и Феофана (785-817), относящихся к VI веку, повествует о «трехчужеземцев», взятых в плен греками, в руках которых вместо оружия были кифары или, в данном случае, - гусли. На вопрос императора, «кто они», чужеземзы, передает Н.М. Карамзин (1766-1826), ответствовали, - «мы славяне, и живем на отдаленнейшем конце Западного океана», то есть Балтийского моря. «С оружием обходиться не умеем, закончили свой рассказ пленники, и только играем на гуслях. Не зная войны и любя музыку, ведем жизнь мирную и покойную».
Оставляя в стороне все дальнейшие поиски, должно заметить, что русская домра, ставшая много веков назад подлинно народным инструментом, никогда не была заимствована русскими у народов Запада, как это легко можно утвердить из ошибочного утверждения Курта Закса, что будто бы относительное завершение средневековой «длинной лютни» нашло свое отражение в овальной домбре современных киргизов. Достаточно напомнить, что все южнославянские народы пользовались струнным инструментом, известным под общим названием танбуры, и еще задолго до нашествия османов, имели его в своем повседневном обиходе.
Старинная русская домра, изображения которой встречаются довольно часто в памятниках того времени, первоначально была двухструнной. В настоящее время она представляет собою круглый, немного выпуклый снизу и плоский сверху кузов. Не очень длинная шейка с колками, разделена ладами, поверх которых натянуты металлические струны. В середине «резонансовой дощечки» находится небольшое отверстие или голосник, способствующий наибольшей полноте и красоте звука. Домра встречалась в нескольких разновидностях, чаще всего в трех: малая домра была известна под именем домришко, большая домра – басистая.
Домра обычных размеров особого названия не имела и была известна под именем домры. Когда именно русская домра, утратив свои древние очертания, из двухструнной превратилась в трехструнную? Надо думать, что это заслуга принадлежит В.В. Андрееву (1862-1919), - знаменитому балалаечнику и создателю так называемого «Великорусского оркестра народных инструментов». Он построил домру в четырех основных видах с двумя добавочными разновидностями и в сочетании с балалайками, гуслями и некоторыми народными духовыми и ударными инструментами, сделал ее основой своего оркестра. Более поздняя попытка усовершенствовать домру и превратить ее в четырехструнный инструмент, осуществленная Гр, П. Любимовым (1881 -1934), в сущности успеха не имела. Четырехструнная домра удержалась только в очень ограниченном кругу почитателей Любимова и в оркестр русских народных инструментов не вошла. Благодаря четвертой струне она потеряла свою прелесть и стала сильно смахивать на глухую, посредственную мандолину, а ее круглый выпуклый кузов, сковав ее звуковые качества, не дал ей права превратиться в более звонкий инструмент.
Современная русская домра, получившая чрезвычайно широкое распространение в оркестрах русских народных инструментов, участвует там в четырех разновидностях, построенных Андреевым. В современном оркестре русских народных инструментов разновидностей пять:
1. обыкновенная домра (или малая домра);
2. домра пикколо (домришко);
3. альтовая домра;
4. басовая домра;
5. контрабасовая домра.
Инструменты отличаются друг от друга размером и звучанием: так самая маленькая домра пикколо имеет строй отличный от других видов домр и звучит в очень высоком регистре, Остальные домры имеют одинаковые струны, но различный диапазон звучания. Самая низкая по диапазону - контрабасовая домра, затем идет басовая, альтовая, малая и пикколо,
Играют на домрах медиатором или плектором по-русски называемых «тросточкой», «щепочкой» или «перышком». Пальцами на домре в старые времена не играли и такой прием, в качестве добавочного способа воспроизведения звука, является уже достоянием современности.
Основной прием, которым пользуется исполнитель при игре на домре, заключается в частом и быстром чередовании движений «медиатора». В нотах tremolo обычно не обозначается, так-как установлено, что каждая выдержанная нота воспроизводится только указанным способом. При желании отказаться от tremolo он может воспользоваться приемом staccato, когда каждый звук данного мелодического построения воспроизводится отдельным ударом перышка.
Струны домры, так же как и всякого иного струнного инструмента, звучат различно. Две верхних струны звучат более ярко, блестяще и светло, а нижняя третья струна, напротив, немного глуховата и звучит мягче. Звук извлекается обычно над голосником чуть ближе к грифу и в этом случае обладает наибольшей полнотой и красотой звучания. Звучность струн ближе к подставке становится более резкой и гнусавой, тогда, когда как ближе к грифу их окраска приобретает большую нежность и даже некоторую вялость. Домра является инструментом мелодическим и в оркестре народных инструментов она выполняет ту же обязанность, что и скрипка в симфоническом.
Современные музыканты домристы, чтобы добиться признания должны владеть своим инструментом блестяще. В настоящее время инструмент является сверх техничным, на нем исполняются произведения зарубежных, русских, советских композиторов, народные обработки. Огромное количество новых приемов игры на домре появляются и успешно применяются на практике.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы, актуальность, педагогическая целесообразность
Для формирования у детей эмоционально-личностного отношения к сокровищам мировой культуры, в частности музыкальной, необходимо уделять большее внимание художественному воспитанию детей. Игра на музыкальных инструментах опосредованно, но весьма существенно влияет на развитие музыкально-творческих способностей.
Домра - старинный русский народный инструмент, усовершенствованный для техничного исполнения как народных произведений, так и классической музыки. Играет ведущую роль в современных оркестрах русских народных инструментов, также является сольным инструментом.
Игра на домре - процесс способствующий одновременно освоению навыков игры, развитию музыкального слуха, общего кругозора и художественного вкуса, практических навыков и знаний, необходимых для игры в оркестре.
Так как большинство детей занимается музыкой для общего музыкального развития и лишь часть из них поступает после окончания школы в музыкальные училища, учебная программа составляется с. таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми разными данными на занятиях приобщаться к музыкальной культуре.
Так как домра является сольным инструментом, для полного восприятия музыкального произведения необходим аккомпанемент. Для этого на занятиях должен присутствовать концертмейстер.
Данная дополнительная общеобразовательная программа не самостоятельна. Она объединена с другими программами в Положении «Об оркестровой студии «Гармония».
Отличительные особенности
Главной отличительной особенностью программы является индивидуальный дифференцированный подход к каждому воспитаннику. Воспитанники классов по специальному инструменту оркестровой студии «Гармония» делятся на три группы по способностям:
- низкий уровень - дети не обладающие музыкальным слухом, ритмическим слухом, не способные быстро воспринимать материал, учить произведения наизусть, с проблемным исполнительским аппаратом.
К таким воспитанникам в оркестровой студии существует особый подход. Они занимаются по общему учебно-тематическому плану, но произведения, предусмотренные для сдачи экзаменов и зачетов даются гораздо легче, чем на том же году обучения талантливым детям. Многолетняя практика педагогов студии показала, что такие дети при игре в оркестре, ансамбле показывают хорошие результаты при чтении нот с листа и т.к. оркестровые партии по нотному материалу гораздо проще, чем произведения для сольного исполнения, такие дети легко справляются с партиями и гармонично вливаются в состав оркестра и ансамблей.
- средний уровень - дети обладающие средними (не выдающимися) музыкальным слухом, ритмическим слухом способные воспринимать материал, учить произведения наизусть, но они не показывают высоких результатов в сольном исполнительстве.
Такие дети исполняют ведущие партии в оркестре, ансамбле, участвуют в окружных конкурсах и фестивалях детского творчества, в концертах ДТДиМ, на родительских собраниях, тематических концертах студии. Детей среднего уровня, как правило, больше, чем воспитанников других уровней.
- высокий уровень - талантливые дети, обладающие хорошим (иногда абсолютным) мелодическим и гармоническим слухом, чувством ритма. Способны чувствовать музыкальные формы. Таких детей единицы. Работа с ними направлена на профориентацию (поступление в музыкальные училища). Участвуют в концертной и фестивальной деятельности на окружных, городских, международных площадках.
Цели:
создание условий для творческой самореализации ребенка в жанре инструментального исполнительства на русских народных инструментах;
общее музыкальной развитие, приобщение детей к сокровищнице музыкального искусства, формирование их эстетического вкуса на лучших образцах классической, русской и зарубежной музыки;
воспитание грамотного музыканта, владеющего необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Задачи:
образовательные:
- научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку, пробудить любовь в ней;
- сформировать исполнительские навыки игры на инструменте;
развивающие:
- развить самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
- развить и укрепить специальные музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
воспитательные:
- формировать любовь к русской народной инструментальной музыке, уважение к традициям своего народа;
- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.
Возраст детей: 7-18 лет
Срок реализации: 7 (5) лет
По Положению «Об оркестровой студии «Гармония» обучение игре на народных инструментах разделено на пятилетнее и семилетнее обучение в зависимости от возраста ребенка. Дети с 6-7 обучаются по семилетней программе, дети с 9 лет - по пятилетней.
Форма и режим занятий:
форма занятий индивидуальная.
7-милетнее обучение | 5-тилетние обучение | ||
Год обучения | Количество часов в неделю | Год обучения | Количество часов в неделю |
1 год | 1 | 1 год | 1.5 |
2 год | 1,5 | 2 год | 1,5 |
3 год | 1,5 | 3 год | 1,5 |
4 год | 1,5 | 4 год | 1,5 |
5 год | 1,5 | 5 год | 1,5 |
6 год | 1,5 | ||
7 год | 1,5 |
Ожидаемые результаты
Семилетнее обучение
За первый год обучения воспитанник должен освоить нотную грамоту, ознакомиться с инструментом, уметь правильно сидеть с инструментом, знать постановку рук при игре. Штрихи: удар вниз-вверх, тремоло. Динамические оттенки: f, p, cresc, dim. Научится читать с листа простейший нотный текст. Гаммы однооктавные А-dur, a-moll. На первом году обучения в первом полугодии воспитанник должен пройти большое количество простейших произведений. Во втором полугодии 3 обязательных произведения.
За второй год обучения воспитанник должен освоить новые приемы игры: пиццикато, легато; динамические оттенки: mf, mp, pp, ff; темповые изменения: rit., accel.; усвоить синкопы; упражнения на развитие мелкой техники (А Шрадик 1-9); ознакомиться с настройкой инструмента; играть мажорные и минорные гаммы А и Е со сменой позиции. За год воспитанник должен пройти 6 обязательных произведений и 2 этюда дополнительно.
За третий год обучения воспитанник должен освоить новые приемы игры: мелизмы: форшлаг, трель; простые и сложные размеры, чередующиеся штрихи, фермату; изучить гриф до 15 лада; упражнения на развитие мелкой техники (А Шрадик 1-15); играть мажорные и минорные гаммы и арпеджио двухоктавные Е и F (штрихом вниз-вверх и дубль-штрих). За год воспитанник должен пройти 6 обязательных произведений и 2 этюда дополнительно.
За четвертый год обучения воспитанник должен освоить новые приемы игры: мелизмы: трель, глиссандо, акцент, мордент, групетто; пунктирный ритм, упражнения на развитие мелкой техники (А. Шрадик 1-25); знать закономерности аппликатуры, двойные ноты; играть мажорные и минорные гаммы и арпеджио двухоктавные натуральные, гармонические и мелодические Е и F (штрихом вниз-вверх и дубль-штрих); научиться работать над фразировкой, повысить культуру исполнения музыкальных пьес. За год воспитанник должен пройти 6 обязательных произведений и 2 этюда дополнительно.
На пятом году обучения воспитанник должен освоить упражнения на развитие мелкой техники (А. Шрадик 1-25) в подвинутом темпе; играть мажорные и минорные гаммы и арпеджио двухоктавные натуральные, гармонические и мелодические до 3 знаков при ключе (штрихом вниз-вверх и дубль-штрих, квартолями, квинтолями, триолями); За год воспитанник должен пройти 6 обязательных произведений и 2 этюда дополнительно.
На шестом году обучения воспитанник должен освоить упражнения на развитие мелкой техники (А. Щрадик 1-25) в подвинутом темпе; играть мажорные и минорные гаммы и арпеджио двухоктавные натуральные, гармонические и мелодические до 5 знаков при ключе (штрихом вниз-вверх и дубль-штрих, квартолями, квинтолями, триолями); За год воспитанник должен пройти 6 обязательных произведений и 2 этюда дополнительно.
На седьмом году обучения воспитанник должен освоить упражнения на развитие мелкой техники (А. Шрадик 1-25) в подвинутом темпе; играть мажорные и минорные гаммы и арпеджио двухоктавные натуральные, гармонические и мелодические до 7 знаков при ключе (штрихом вниз-вверх и дубль-штрих, квартолями, квинтолями, триолями); выучить выпускную программу, состоящую из 4 произведений, включающих в себя; крупную форму, зарубежного композитора, оригинальную пьесу и обработку народной песни. Без крупной формы произведений должно быть 5.
Пятилетнее обучение
За первый год обучения воспитанник должен освоить нотную грамоту, ознакомиться с инструментом, уметь правильно сидеть с инструментом, знать постановку рук при игре. Штрихи: удар вниз-вверх, тремоло. Динамические оттенки: f, p, cresc, dim. Научится читать с листа простейший нотный текст. Гаммы однооктавные А-dur, a-moll. На первом году обучения в первом полугодии воспитанник должен пройти большое количество простейших произведений. Во втором полугодии 3 обязательных произведения.
За второй год обучения воспитанник должен освоить новые приемы игры: пиццикато, легато; динамические оттенки: mf, mp, pp, ff; темповые изменения: rit., accel.; усвоить синкопы; упражнения на развитие мелкой техники (А Шрадик 1-9); ознакомиться с настройкой инструмента; играть мажорные и минорные гаммы А и Е со сменой позиции. За год воспитанник должен пройти 6 обязательных произведений и 2 этюда дополнительно.
За третий год обучения воспитанник должен освоить новые приемы игры: мелизмы: форшлаг, трель; простые и сложные размеры, чередующиеся штрихи, фермату; изучить гриф до 15 лада; упражнения на развитие мелкой техники (А Шрадик 1-15); играть мажорные и минорные гаммы и арпеджио двухоктавные Е и F (штрихом вниз-вверх и дубль-штрих). За год воспитанник должен пройти 6 обязательных произведений и 2 этюда дополнительно.
За четвертый год обучения воспитанник должен освоить новые приемы игры: мелизмы: трель, глиссандо, акцент, мордент, групетто; пунктирный ритм, упражнения на развитие мелкой техники (А. Шрадик 1-25); знать закономерности аппликатуры; играть мажорные и минорные гаммы и арпеджио двухоктавные натуральные, гармонические и мелодические Е, G и F (штрихом вниз-вверх и дубль-штрих); научиться работать над фразировкой, повысить культуру исполнения музыкальных пьес. За год воспитанник должен пройти 6 обязательных произведений и 2 этюда дополнительно.
На пятом году обучения воспитанник должен освоить квартоли, квинтоли и др.; упражнения на развитие мелкой техники (А. Шрадик 1-25) в подвинутом темпе; играть мажорные и минорные гаммы и арпеджио двухоктавные натуральные, гармонические и мелодические до 7 знаков при ключе (штрихом вниз-вверх и дубль-штрих, квартолями, квинтолями, триолями); выучить выпускную программу, состоящую из 4 произведений, включающих в себя: крупную форму, зарубежного композитора, оригинальную пьесу и обработку народной песни. Без крупной формы произведений должно быть 5.
Формы подведения итогов:
- концертная деятельность на площадках г. Москвы и Московской области;
- активная концертная деятельность в Зеленоградском Дворце творчества детей и молодежи;
- участие и достижение положительных результатов в конкурсах-фестивалях детского и юношеского творчества;
- активное участие в концертной деятельности профильных смен в летних выездных оздоровительных лагерях.
2. Учебно-тематический план
1-й год обучения (семилетняя программа)
Название разделов | количество часов | ||
всего | теория | практика | |
1. Музыкальная грамота. | 6 | 2 | 4 |
2. Постановка рук, посадка. | 10 | 2 | 8 |
3. Работа над произведениями. | 14 | 3 | 11 |
4. Чтение нот с листа. | 6 | 2 | 4 |
Итого: | 36 | 9 | 27 |
2-7 года обучения (семилетняя программа)
Название разделов | количество часов | ||
всего | теория | практика | |
1. Музыкальная грамота. | 6 | 2 | 4 |
2. Посадка, формирование исполнительского аппарата, развитие мелкой техники. | 12 | 4 | 8 |
3. Работа над произведениями. | 24 | 6 | 18 |
4, Чтение нот с листа, работа над оркестровыми партиями. | 12 | 4 | 8 |
Итого: | 54 | 16 | 38 |
1-й года обучения (пятилетняя программа)
Название разделов | количество часов | ||
всего | теория | практика | |
1. Музыкальная грамота. | 6 | 2 | 4 |
2. Постановка рук, посадка. | 10 | 2 | 8 |
3. Работа над произведениями. | 14 | 3 | 11 |
4. Чтение нот с листа. | 6 | 2 | 4 |
Итого: | 36 | 9 | 27 |
2-5 года обучения (пятилетняя программа)
Название разделов | количество часов | ||
всего | теория | практика | |
1. Музыкальная грамота. | 6 | 2 | 4 |
2. Посадка, формирование исполнительского аппарата, развитие мелкой техники. | 12 | 4 | 8 |
3. Работа над произведениями. | 24 | 6 | 18 |
4, Чтение нот с листа, работа над оркестровыми партиями. | 12 | 4 | 8 |
Итого: | 54 | 16 | 38 |
3. Содержание программы
1-й год обучения (семилетняя программа)
1. Музыкальная грамота.
Теория: знакомство с инструментом, исторические данные об инструменте, длительности нот, расположение нот на грифе, нотоносце, динамика.
Практика: изучение расположения нот на грифе, умение записать ноты на нотоносце в первой октаве, изучение длительности нот, умение петь звуки в первой октаве.
2. Постановка рук, посадка.
Теория: первичные навыки приемов звукоизвлечения.
Практика: умение правильно сидеть с инструментом – прямая спина, свободный корпус. Работа над постановкой рук, игра упражнений работа над правильным звукоизвлечением.
3. Работа над произведениями.
Теория: основа музыкального произведения на начальной стадии обучения игре на домре - народная песня - аппликатура, знаки альтерации, динамика.
Практика: игра народных песен, упражнений разными штрихами; смешанные штрихи, аппликатура, знаки альтерации, динамика.
4. Чтение нот с листа.
Теория: определение тональности, размера, аннотация к произведению.
Практика: игра легких пьес для приобретения навыка чтения нот с листа.
2-6-й года обучения (семилетняя программа)
1 .Музыкальная грамота.
Теория: теоретические сведения о строении интервалов, аккордов, и пр. сведения, небольшой гармонический анализ произведения.
Практика: определение предложения, периода, фразы, тональности, формы произведения. Голосоведение.
2. Посадка, формирование исполнительского аппарата, развитие мелкой техники.
Теория: напоминание о правильной посадке с инструментом (теоретические сведения) - прямая спина, свободный корпус, освобождение рук при игре.
Практика: умение правильно сидеть с инструментом – прямая спина, свободный корпус, освобождение рук при игре.
3. Работа над произведениями.
Теория: осуществляется не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале.
Практика: работа над этюдами, упражнениями, гаммами, программными произведениями.
4. Чтение нот с листа, работа над оркестровыми партиями.
Теория: определение тональности, размера, аннотация к произведению.
Практика: игра легких пьес для приобретения навыка чтения нот с листа.
7-й год обучения (семилетняя программа)
1. Музыкальная грамота.
Теория: теоретические сведения о строении интервалов, аккордов, и пр. сведения, небольшой гармонический анализ произведения.
Практика: определение предложения, периода, фразы, тональности, формы произведения. Голосоведение.
2. Формирование исполнительского аппарата, развитие мелкой техники.
Теория: осуществляется не только на основе упражнений на развитие мелкой техники, гамм.
Практика: работа над этюдами, упражнениями, гаммами.
3. Работа над произведениями.
Теория: теоретические сведения о закономерностях работы по всем разделам программы.
Практика: совершенствование и умение воплощать свои творческие навыки.
4. Чтение нот с листа, работа над оркестровыми партиями.
Теория: определение тональности, размера, аннотация к произведению.
Практика: самостоятельный разбор произведений на основе навыков чтения нот с листа, самостоятельный разбор, изучение оркестровых партий.
1-4-й года обучения (пятилетняя программа)
1 .Музыкальная грамота.
Теория: теоретические сведения о строении интервалов, аккордов, и пр. сведения, небольшой гармонический анализ произведения.
Практика: определение предложения, периода, фразы, тональности, формы произведения. Голосоведение.
2. Посадка, формирование исполнительского аппарата, развитие мелкой техники.
Теория: напоминание о правильной посадке с инструментом (теоретические сведения) - прямая спина, свободный корпус, освобождение рук при игре.
Практика: умение правильно сидеть с инструментом – прямая спина, свободный корпус, освобождение рук при игре.
3. Работа над произведениями.
Теория: осуществляется не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале.
Практика: работа над этюдами, упражнениями, гаммами, программными произведениями.
4. Чтение нот с листа, работа над оркестровыми партиями.
Теория: определение тональности, размера, аннотация к произведению.
Практика: игра легких пьес для приобретения навыка чтения нот с листа.
5-й год обучения (пятилетняя программа)
1. Музыкальная грамота.
Теория: теоретические сведения о строении интервалов, аккордов, и пр. сведения, небольшой гармонический анализ произведения.
Практика: определение предложения, периода, фразы, тональности, формы произведения. Голосоведение.
2. Формирование исполнительского аппарата, развитие мелкой техники.
Теория: осуществляется не только на основе упражнений на развитие мелкой техники, гамм.
Практика: работа над этюдами, упражнениями, гаммами.
3. Работа над произведениями.
Теория: теоретические сведения о закономерностях работы по всем разделам программы.
Практика: совершенствование и умение воплощать свои творческие навыки.
4. Чтение нот с листа, работа над оркестровыми партиями.
Теория: определение тональности, размера, аннотация к произведению.
Практика: самостоятельный разбор произведений на основе навыков чтения нот с листа, самостоятельный разбор, изучение оркестровых партий.
4. Методическое обеспечение
Привлекая ребенка к игре на домре, необходимо обстоятельно поговорить с родителями. Они больше расскажут о склонностях и вкусах ребенка, о состоянии его здоровья.
Музыкальный слух. Развивать музыкальный слух можно при обучении игре на домре. Начинать следует с воспроизведения голосом звуков открытых струн. Развитие музыкального слуха необходимо для восприятия и понимания музыки, в частности и для настраивания домры.
Посадка. Последнее время все больше домристов практикуют при постановке правой ноги подставку. Для того, чтобы в процессе игры удерживая домру сильно не изгибался позвоночник. Следует научить ребенка наклоняться вперед, сохраняя позвоночник прямым. Основные требования домристов продиктованы необходимостью следующих моментов: удобствазвукоизвлечения правой рукой, удобства работы левой рукой во всех позициях, сохранения зрительной связи с играющими руками и свободы одновременно и собранности всего организма воспитанника.
Постановка рук. Домристу целесообразно начинать звукоизвлечение приемом игры пиццикато большим пальцем. Начиная с пиццикато ученик должен осваивать и один из важных моментов постановки правой руки для игры медиатором, а именно - положение правой руки и кисти. Главное же при этом заключается в том, что пиццикато большим пальцем гарантирует извлечение качественного звука уже с первого урока. Левая рука. В постановке кисти и пальцев левой руки домриста много общего с постановкой скрипача, к примеру скрюченные пальцы как скрипача, так и домриста не дают свободы действия разгибателям. Пальцы должны мягко падать на струну. Развивать следует все пальцы, а формируя аппликатуру, учитывать объективную характеристику каждого (например: мизинец самый слабый, начинающим легче отвести указательный, чем вытянуть мизинец и т.п.).
Тремоло. Встречаются дети, с которыми его освоение возможно чуть ли не с первых уроков, но явление это очень редкое. Обычно тремоло дается с большим трудом. Детскому организму куда больше свойственно мускульное напряжение, чем расслабление. Можно добиться состояния расслабленной кисти и предплечья, а в это время где-то в плече будет узел зажатия, тормозящий весь процесс тремолирования. Необходимо постоянно контролировать состояние мышц руки, изобретать приемы их расслабления, чтобы привить навык минимальной затраты мускульной энергии на достижение нужного звукового результата, навык освобождения руки, кисти, пальцев при самой малейшей возможности. Проблема эта - одна из ключевых в освоении игры на домре, ведь тремолирование провоцирует на зажатость руки, на ее дрожание, судорожное вибрирование. Не стоит торопиться, форсировать события лучше внимательно изучить индивидуальные психо-физиологические и анатомические особенности ученика.
Формы промежуточного и итогового контроля
Оркестровая студия «Гармония» - это образовательная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов: образовательная деятельность, культурно-досуговая и воспитательная деятельность, работа с родителями.
В студии обучаются игре на народных инструментах, есть занятия по слушанию музыки и сольфеджио.
Продолжительность образовательного процесса 7 (5) лет. Весь образовательный процесс поделен на этапы:
- первый этап - характеристика обучаемого. Первая ступень адаптация детей к новым условиям, приобретение навыков общения - главная задача контакт педагога с ребенком, свобода общения. Техника безопасности, культура поведения, приучение к самостоятельной работе.
- второй этап — овладение каждым воспитанником ведущими видами деятельности в каждом разделе программы. Основной вид деятельности - образовательный. Привалирующий вид — учебный.
- третий этап—переход от репродуктивно-практической деятельности к совместному с педагогом составлению плана по реализации тем и заданий и разработка планового проекта по индивидуальному замыслу, то есть начало самостоятельной творческой деятельности.
В конце каждого полугодия и в конце года каждое выступление воспитанника обязательно оценивается. Впечатление от исполнения воспитанником программы зависит от многих особенностей:
- степень одаренности;
- отношение к музыкальной работе;
- степень готовности произведений;
- степень соответствия трудности данного произведения и особенности ученика.
При этом должны быть учтены:
- правильность текста;
- осмысленность текста (фразировка);
- умение выбрать и сохранить темп произведения;
- разнообразие звука, эмоциональность;
- правильность исполнительских приемов ученика;
- артистическая выдержка, устойчивость, стабильность исполнения;
- общее поведение на эстраде.
Очень важно различать, что подход и выставление оценок на выступлениях должны отличаться от оценок за четверть и за год. При оценке учащихся следует исходить их пунктов:
- правильность текста (исключает ошибки и помарки);
- осмысленность исполнения;
- яркость и углубленность исполнения;
- техническая продвинутость, постановка технического аппарата, качество звука.
Техническое оснащение занятий
- аудитория для занятий;
- инструмент;
- стулья;
- подставки (под ноги);
- пюпитр;
- фортепиано для аккомпанемента.
5. Список литературы
Список рекомендуемой литературы для обучающихся:
1. Александров А «Школа игры на трехструнной домре», М.,1990г.
2. Бейгельман Л. «Сборник этюдов», М. 2001 г.
3. Бурдыкин Н.«Хрестоматия домриста», М. 2004г.
4. Бурдыкин Н.«Юный домрист», М. 1999г.
5. Евдокимов В. «Хрестоматия домриста» 1-3 классы, М.1989г.
6. Ефимов В. «Музыкальные картинки» М.2002г.
7. Цыганков А. «Нотная папка домриста», М.2003г.
8. Чунин В. «Самоучитель игры на трехструнной домре» М., 1990г.
9. Чунин В. «Хрестоматия домриста. Упражнения и этюды» МЛ 989г. и др.
Список используемой литературы для педагога:
Ю.Александров А «Школа игры на трехструнной домре», М.,1990г.
11.Александров А. «Азбука домриста»
12.Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная
деятельность», М. 2004г.
1 З.Лысенко Н.Т. «Методика обучения игре на домре», Киев, 1990г. Н. Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности»,
Лен. 1988г. 15. Мерзлякова С. «Фольклор - музыка - театр», М. 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...