Дополнительная образовательная программа "Арт-терапия" для работы с ребенком ОВЗ
рабочая программа на тему
Данная программа может быть использована педагогами и родителями для занятий с детьми ОВЗ. Как правило, у таких детей суженый круг общения и поэтому каждое из занятий должно приносить пользу, радость и оставлять в душе ребенка чувство удовлетворенности и радости. На каждом занятии предполагается задействование нескольких сенсорных систем ребенка. Цель данной программы - организация интересного досуга ребенка средствами изобразительного искусства. Занятия предполагают использование разнообразных но доступных материалов и инструментов. Написана на два года - так как я работаю по ней второй год. Без прожекторства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo_art-terapiya_vikhreva_o.i.doc | 293.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей Суздальского района»
Программа утверждена
на методическом совете
« » 20 г.
(Протокол № )
Утверждаю:
Директор КостинаО.И.
« » 20 г.
Дополнительная образовательная программа
«Арт- терапия»
для индивидуальной работы с ребенком
составитель:Вихрева О И,
педагог дополнительного образования,
возраст обучаемой. 9 лет,
срок реализации программы: 1 год
Согласовано: Ознакомлен:
Зам директора по научно- Зав отделом ИЗО
методической работе Бычкова Е.А.
Синева В.В. « » 20 г.
« » 20 г.
Суздаль
2013
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Невозможно получить какое - либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью, ножницами, пластилином, клеем и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.
Дополнительная образовательная программа «Арт - терапия» для индивидуальной работы с ребенком ДЦП имеет художественно -эстетическую направленность.
Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у ребенка с ДЦП тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, то есть тех сторон психики, которые составляют основы изобразительной деятельности. Предлагаемая самостоятельно составленная программа имеет широкий спектр применения. Она предназначена для руководителей кружка или студии изобразительного искусства, работающих с детьми с ОВЗ и может быть использована родителями данных детей для занятий дома. Видимо, не зря говорят, что ум находится на кончиках пальцев. Ребенок выражает себя, как может, рисует то, что у него на душе. ( «Рисунок себя», «Рисунок состояния», «Рисование на мокрой бумаге», «Море»). Кроме того, на каждом из занятий предполагается задействование нескольких сенсорных систем — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Используется музыка. Действенная природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от нее. Она захватывает его целиком, передавая ему свое движение, энергетику, активизируя его жизненный ритм.
Арт - терапия позволяет мягко и деликатно, в игровой форме обойти защитные механизмы, понять, какие переживания есть у ребенка, и также ненавязчиво их скорректировать.
Неоспоримым плюсом в данном случае является возраст девочки Насти - 9 лет на момент начала обучения. Дело в том, что взрослый человек уже скован имеющимися у него установками: «я рисовать не умею», «трава зеленая, небо голубое». Он защищается от вторжения в свой внутренний мир, так как боится показаться смешным, нелепым и слабым.
Настя в силу юного возраста открыта для изменений, поэтому терапия искусством должна стать эффективной. Самый простой способ — это дать девочке простор для фантазии и не вмешиваться. В других случаях, когда мы рисуем вместе изначально, мы осваиваем графическую грамотность и цветоведение («Радужные краски и стихи», «Как краски дружат» и др. ), и законы композиции («Коллаж», «Пейзаж глазами художников, «Какие бывают картины» и др. ).
- Цель программы — воспитание у ребенка бережного отношения к природе и потребности в художественной организации своего жизненного пространства через организацию интересного творческого досуга средствами изобразительного искусства.
Задачи программы:
- помочь ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость, развивая средствами предметной и игровой деятельности чувство сопричастности к человеку, природе, животным;
- изобразительное развитие и формирование изобразительных навыков ребенка;
- активизация творческой инициативы, воображения и фантазии.
Многофункциональность задач программы обеспечена, во-первых, доступностью художественных инструментов и материалов ребенку уже с раннего возраста, во-вторых , тем, что изобразительная деятельность ребенка как своеобразная форма графической речи является наиболее адекватной этому возрасту внешней формой выражения внутреннего эмоционально-творческого напряжения.
Программа рассчитана на учебный год — 36 недель по 2 часа в день. Занятия проводятся один раз в неделю с учетом специфики ребенка с ОВЗ - только в помещении и индивидуально.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | № недели | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Вводное занятие. 1.1Тест мануальной доминантности. ( по С.К. Кожохиной) 1.2 Рисунок себя | 1 | 1 | 2 | 1 |
2 | Вспоминая лето. 2.1 Рисунок на тему «Как я провела лето» 2.2 Рисунок состояния | 1 1 | 2 | 2 | |
3 | Краски рассказывают сказки (по А, Лопатиной, М.Скребцовой) Радужные сказки и стихи 3.1 Игра «Все цвета радуги».Рисование радуги, а на ней все подарки , которые дарят людям ее дуги. 3.2 Упражнение «Могу позволить себе играть как ребенок» | 1 | 1 | 2 | 3 |
4 | Коллаж. Виды и стили 4.1Коллаж из журналов «Прошлое-настоящее-будущее» . Вырезание фрагментов. 4.2. Техника -рисование с помощью клубка.(автор Норма Лебен) 4.3 Наклеивание фрагментов коллажа 4.4 техника — глиняные каракули (автор Ричард Френкель) | 1 1 1 1 | 4 | 4 5 | |
5 | Работа с эффектами. 5.1. Взаимодействие с бумагой. Создание плоскостных композиций. 5.2 Техника рисунок-игра( автор Стенли Киссель) 5.3 Взаимодействие с бумагой. Создание объемной композиции. 5.4Техника раскрашивания фигур мальчиков и девочек (автор Барбара Тернер) 5.5 Рисование на мятой бумаге. 5.6Техника разрывания бумаги. Автор Кэйти Дэйвис 5.7 Рисование на мокрой бумаге. Упражнения 5.8 Рисование по мокрой бумаге «Морской пейзаж» 5.9 Создание тематической композиции с применением эффектов взаимодействия с бумагой. | 1 1 1 1 1 1 1 1 2 | 10 | 6 7 8 9 10 | |
6 | Как краски дружат 6.1 Кто самый белый (по А. Лопатиной, М. Скребцовой) 6.2 Творческое задание «Рецепт белого блюда» 6.3 Белая снежинка» (автор А. Лопатина, М. Скребцова) 6.3 Рисунок «Наряд снежинки» 6.4 Медитативное рисование. | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 1 1 | 4 | 11 12 |
7 | Тема «Море» ( по С. К. Кожохиной) 7.1. «Волшебство уходящего дня на море и реке» 7.2 «Море волнуется раз, море волнуется два...» 7.3 «Морские истории» 7.4«Путешествие на морское дно» | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 1 1 | 4 | 13 14 |
8 | Как краски дружат Тема «Цветоделение» 8.1«Теплое и холодное царства» 8.2 Корона для цариц Теплого и Холодного царств | 1 1 | 2 | 15 | |
9 | Разноцветный мир 9.1Сказка «о чем рассказывают цветы и цвета». 9.2. Ответы на вопросы, обсуждение. Игра «Садовник» 9.3 Показ фото и рисунков цветов. Нюхаем цветочные ароматы. Игра «Отгадай запах». 9.4. Составление «красочной таблицы дружбы красок и цветов» | 0,5 | 1 1 1,5 | 4 | 16 17 |
10 | Исследуем белый цвет. (по А.Лопатиной, М.Скребцовой) 10.1 Стихи про белый цвет. Творческое задание «Роль белого цвета» 10.2 Сказки и пословицы о белом цвете. Игра «Снег кружится» 10.3. Работа в цвете «Моя зима». Презентация «Пейзаж глазами художников» 10.4.Уголок природы «Зима» .Миниатюра в стеклянной банке. | 0,5 | 1 1 0,5 1 | 4 | 18 19 |
11 | С кем дружит черный цвет? (по А.Лопатиной, М.Скребцовой) 11.1 Творческое задание «Радостный черный цвет» 11.2 Игра «Угадай запах» 11.3Подарок Феи черного цвета» 11.4 Кто дружит с черным цветом?» 11.5 Подарок царице красок | 0,5 0,5 1 1 1 | 4 | 20 21 | |
12 | Черный и серый (по А.Лопатиной, М.Скребцовой) 12.1 Творческое задание «Погружение в цвет» «Серый кот и черная мышка» 12.2 «Сокровища серого дня» | 1 | 1 | 2 | 22 |
13 | Коричневый цвет (по А. Лопатиной, М.Скребцовой) 13.1 Чтение стихотворений «Цвет коричневой земли», «Коричневый шоколад» 13.2 Рисование упаковки для шоколадки. 13.3 Шоколадная планета. Рисование портретов шоколадного царства | 0,5 | 0,5 1 | 2 | 23 |
14 | Сиреневый цвет 14.1 «Творческое задание» нарисовать цветок сиреневого цвета 14.2 Творческое задание - составление «красочной таблицы дружбы красок и цветов» | 0,5 | 0,5 1 | 2 | 24 |
15 | Тема «Восприятие» «Симультанное восприятие» ( по С. К. Кожохиной) 15.1.«Дострой изображение» 15.2 Работа в цвете | 0,5 | 0,5 1 | 2 | 25 |
16 | «Сукцессивное восприятие» 16.1. «Дострой изображение» 16.2 Работа в цвете | 1 1 | 2 | 26 | |
17 | Принцип синестезии. 17.1 «Что мне подскажет запах» 17.2«Я могу изобразить и нарисовать вкус». Рисование возникших образов на бумаге | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | 2 | 27 |
18 | «Чем мы рисуем» Карандаши и фломастеры 18.1 «Карандашный человечек» . Творческое задание 18.2Фея Акварель. Чудесная гуашь. Акрил и Масло. Творческое задание. | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | 2 | 28 |
19 | Транспорт 19.1 Арт -терапевтическая техника «Путешествие на ковре-самолете» 19.2 Рисование на тему ПДД | 0,5 | 1,5 | 2 | 29 |
20 | Какие бывают картины Красота пейзажа 20.1 Окошко в мир . Творческое задание. 20.2 Весенний пейзаж. рисование | 1 | 1 | 2 | 30 |
21 | Погружение в натюрморт ( по А. Лопатиной и М. Скребцовой) 21.1 Творческое задание. 22.2 Целебный натюрморт . Рисование натюрморта из рассказа. | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | 2 | 24 |
22 | Историческая картина «Жрецы истории» Памятник железному Тимуру ( по картине В. Верещагина «Апофеоз войны») | 1 | 1 | 2 | 32 |
23 | «Библейские сюжеты» (по А. Лопатиной и М. скребцовой) «Святая троица». По мотивам иконы Андрея Рублева Троица» Образ Мадонны. Творческое задание. | 0.5 | 0.5 1 | 2 | 33 |
24 | «День Победы 9 мая» Выполнение открытки(монотипия, аппликация) | 1 1 | 2 | 34 | |
25 | «Музыка и живопись» (По С.К. Кожохиной) | 1 1 | 2 | 35 | |
26 | «Цветы» (По С.К. Кожохиной) «Чудо-цветок» Итоговое занятие | 1 1 | 2 | 36 | |
итого | 13 | 55 | 72 | 36 |
Содержание программы
1Вводное занятие.
1.1Тест мануальной доминантности позволяет определить полушарность ребенка. Знакомство с кабинетом, его оснащением, художественными материалами.
1.2. Рисунок себя(по А,М. Прихожан и З. Василяускайте). Для выполнения рисунка выдается 6 цветных карандашей(фломастеров):синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый. Дается лист бумаги, сложенный книжечкой (пополам). Инструкция ребенку:Сейчас ты будешь рисовать. Первую страничку оставь чистой. А на второй нарисуй плохую девочку тремя карандашами. Какие цвета ты выберешь? Остальные карандаши убери. (Рисуется плохая девочка). А теперь нарисуем хорошую девочку другими тремя карандашами. (Рисуется хорошая девочка). А теперь на свободном месте нарисуй себя — можешь использовать все 6 карандашей. После завершения работы с ребенком проводится беседа, которая содержит вопросы о том, какой рисунок больше понравилось рисовать, почему. Кто хорошая и кто плохая девочки. Кого бы ты взяла себе в подружки, почему. Что больше всего нравится в себе, чему бы ты хотела научиться и т.д. Обработка результатов согласно общей схеме интерпретации результатов методики.
2. Вспоминая лето.
2.1Рисунок на тему «Как я провела лето». Психологическое вхождение(звучат летние мелодии- песни птиц, звуки дождя, голоса животных). Ребенок рассказывает истории о летних приключениях, описывает объекты, цветовую окраску, запахи, вкусы, запомнившиеся ощущения, интересные необычные звуки. Познавательный этап — смотрим слайд-фильм «Лето» в картинах художников. Работа в материале — на ½ альбомного листа тонированной бумаги рисуем пастельными карандашами. Обсуждаем и анализируем рисунок.
2.2.Рисунок состояния. Цель: стимулирует творчество и осознание чувств. Материалы:бумага, цв. карандаши, восковые мелки, краски. Инструкция: используйте 1-2 минуты, чтобы осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Рисунок рассматривается, но не оценивается.
3.Краски рассказывают сказки. Используются несколько разделов из одноименной книги Александры Лопатиной и Марии Скребцовой:
-Радужные сказки и стихи.
- Как краски дружат
-Чем мы рисуем
-Какие бывают картины
Радужные сказки и стихи.
Все цвета радуги.
3.1 Чтение стихотворения «Семицветный мостик», вопросы и задания
- Как ты думаешь, откуда берется радуга?
- Какой цвет радуги тебе нравится больше всего?
- Представь, что с альбомом ты идешь по семицветному мостику радуги. Что ты нарисуешь во время этого путешествия?
Рассказывается история «Рождение радуги». Игра «Все цвета радуги». Рисование радуги , а на ней все подарки , которые подарили людям ее дуги.
3.2Упражнение «Могу позволить себе играть как ребенок». Инструкция ребенку: нарисовать «нерабочей» рукой (она выявляется тестом мануальной доминантности)самую любимую игру своего детства и придумать к рисунку название. Материалы: мелки пастельные или восковые, лист А3 или больше. Обсуждение.
4. Коллаж. Цель работы: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоции переживаний, связанных с процессом творчества. Виды и стили. Виды коллажей — на холсте, на бумаге, на ткани, на батике, на каркасе -без фона. Стили коллажа — пейзажный, вегетативный, декоративный, формо-линейный.
4.1.Коллаж из журналов «Прошлое-настоящее-будущее». Настройка на «здесь и сейчас».Анализ собственных переживаний, рефлексия. Релаксация, медитация. Создание из нескольких картинок целостного образа, к4оторый можно дополнить с помощью красок, декоративных элементов, добавлять слова и фразы. Материал:журналы, картинки, открытки, нитки, зерна. Формат А4.
4.2 Техника — рисование с помощью клубка. (автор Норма Лебен). Эта техника является альтернативной рисованию. Педагог имеет клубок ниток любого цвета и толщины. Разматывая нить, показывает ребенку, каким образом, создавая на полу определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать». Затем клубок передается ребенку и предлагается продолжить «рисование». Обсуждение. Обсуждение включает в себя некоторые вопросы, например:
-Можешь ли ты увидеть здесь какие либо буквы?
-Какие фигуры ты здесчь видишь?
-Что напоминают тебе эти линии:людей, пейзажи, какие -нибудь события? Ответы одобряются педагогом.
4.3 Наклеивание фрагментов коллажа. Продолжение работы над коллажем «Прошлое-настоящее-будущее».
Техника «Глиняные каракули». (автор Ричард Френкель).Игра начинается с того, что ребенок и педагог берут в руки по куску мягкой, но уже чуть подсохшей глины. Ребенку предлагается вылепить 4 или 5 любых фигур разной формы, педагог тоже лепит. Потом педагог с ребенком меняются готовыми фигурками и имеют возможность объединить фигурки любым образом. Далее ребенок и педагог пытаются создать образы, комбинируя чужие формы. По завершении работы рассматривается то, что получилось, обсуждается. Когда изделия высохнут, можно предложить ребенку раскрасить их. Это позволит точнее разобраться, каковы были творческие намерения ребенка.
Работа с эффектами. Цель: углубленное самопознание, освоение новых видов деятельности и способов поведения в неизвестной ситуации.
5.1.Взаимодействие с бумагой. Создание плоскостных композиций. Материал: журналы, фотографии, клей, ножницы, мелкие игрушки . Работа называется, обговаривается, какие чувства вызвала, что вспомнилось, что хочется еще сделать.
- Техника «Рисунок -игра». Автор Стенли Киссель. Эта техника снимает чувство тревоги, позволяет вовлечь ребенка в безопасное и интересное для него занятие. Описание техники. Педагог начинает рисовать на бумаге со словами «Нарисуем-ка домик». И добавляет»Это был обычный домик, с двумя окнами, дверью, крышей и двумя трубами». Далее идут слова :»В этом доме жила девочка. Как зовут девочку?» Например, Катя. Затем педагог продолжает: «Катя жила в этом доме с родителями. Однажды они купили ей щенка. Как же Катя назвала щенка?» Ребенок может предложить какую-нибудь кличку. «Хорошо, назовем его Шариком. Однажды Катя вернулась из школы и не нашла дома щенка. Она вышла из дома поискать собачку». Педаго проводит прямую линию от двери дома вниз. «Как ты думаешь, нашла она там свою собачку? Катя повсюду искала свою собачку. Она прошла по одной улице, по другой улице». Здесь можно спросить ребенка, нашла ли Катя щенка. Как правило, дети отвечают «нет». Педагог продолжает рисовать до того момента, пока на рисунке не появится что -то похожее на 4 лапы, и далее говорит: Катя вспомнила, что Шарик любил гулять в парке, поэтому поспешила туда» При этом педагог рисует то, что отдаленно напоминает хвост. «Нашла там Катя щенка?» обычно в ответ звучит «нет». «Катя ходила по парку в поисках щенка, но нигде его не находила и поэтому отправилась домой.». Затем можно спросить ребенка, какое настроение было у Кати. Как она шла домой — быстро или медленно? Педагог говорит: « Катя шла домой медленно, потому что ей было очень грустно.С этими словами медленно проводит линию в направлении к дому. - Что случилось с нашим рисунком?» Некоторые дети сразу отвечают, другие будут молчать. В любом случае педагог говорит ребенку, что рисунок «превратился « в собачку и предлагает взять рисунок домой. Таким образом, в результате выполнения упражнения ребенок получает в подарок рисунок и вовлекается во взаимодействие с педагогом по мере того, как тот чередует свои действия с вопросами, адресованными ребенку.
5.3Взаимодействие с бумагой. Создание объемной композиции или
скульптуры. Материалы: ножницы, клей, скоч, бумага( туалетная, оберточная, картон, пакеты и т. п. ).
5.4.Техника раскрашивания фигур мальчиков и девочек. (автор Барбара Тернер). Эта техника может применяться как средство обучения ребенка основам «эмоциональной грамоты». Описание техники. Для работы заранее готовят картонные шаблоны детской фигуры, соответствующие возрасту и полу ребенка. На занятии ребенку предлагают контурное изображение фигуры девочки ( в нашем случае), которое необходимо раскрасить. Задание можно сопровождать следующими словами: «Раскрась эту девочку так, чтобы можно было узнать, что почувствовала бы эта девочка, случись с ней то же самое, что и с тобой». Или «Мне хочется узнать, что чувствует эта девочка».
5.5 Рисование на мятой бумаге. Используется в качестве основы для рисунка мятая бумага. Предварительно ее хорошенько изминают и настраиваются на работу. Рисовать можно красками или мелками, можно оборвать края рисунка, оформив в виде овала, круга и т. д.
5.6 Техника «Разрывание бумаги»(автор Кэти Дэйвис).Предлагаемая техника доставляет ребенку мнорго положительных эмоций и имеет хороший терапевтический эффект. Она дает выход энергии и агрессивным импульсам, раскрепощает излишне скованных детей. Описание техники. Для работы нужны старые газеты и журналы, либо другую ненужную бумагу. Вначале нужно спросить ребенка, поможет ли он убрать кабинет. Затем ребенок вместе с педагогом начинают разрывать газеты или журналы. Все кусочки бросаются в кучку в центре комнаты. Когда кучка станет большой, ребенок и педагог энергично подбрасывают кусочки бумаги вверх. Грают столько, сколько позволяет время. Затем наступает момент уборки. Когда уборка завершена, педагог просит ребенка поделиться впечатлениями от упражнения и сказать, что человек чувствует когда дает выход своей энергии.
5.7 Рисование на мокрой бумаге.Упражнения. Заранее готовятся цветные растворы (Вода+ колеровочная паста). Лист бумаги мочится водой с помощью поролоновой губки. Разведеными цветными растворами наносятся изображения на бумагу. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать, как они смешиваются, растекаются, и замечать , какие чувства возникают при этом. Потом можно трансформировать узоры в образы, дать им название.
5.8 Рисование по мокрой бумаге «Морской пейзаж». Заранее вырезаются шаблоны для парусов из газетной бумаги . Лист бумаги смачивается водой с двух сторон и «приклеивается»к столу. Шаблоны из газетной бумаги плотно прикладываются к влажному листу. Покрываетсянебо, море, пляж, Пока бумага не высохла окончательно, снимаются газетные паруса. Тонкой кисточкой дорисовываются лодочки и флажки.
5.9 Создание тематической композиции с применением эффектов взаимодействия с бумагой. Формат А3. Материалы для коллажа : журналы, картинки, бусинки, тесьма, ленты, кружево, ракушки. Во основе лежит сюжет , например «Увлекательное путешествие». Определяется цветовая гамма -2-3 основных цвета и несколько близких по колориту. Используются неожиданные и объемные предметы. Используются шрифтовые надписи, символы, знаки по теме. Фрагменты коллажа перемещаются по поверхности листа, чтобы подобрать наиболее эффектное их расположение. Проводятся манипуляции с бумагой : -разрывание, сминание, скручивание, выгибание, тиснение для использования в работе. Готовому коллажу дается окончательное название. Обсуждение.
6. Как краски дружат.
6.1 Кто самый белый.
Читаем стихотворение «Куда пропал белый цвет?» Отвечаем на вопросы
какой у белого цвета характер? -Какие качества он напоминает? -Какое настроение вызывает этот цвет у тебя? -За что ты его любишь или , наоборот, не любишь? - О чем говорит белый цвет в жизни людей?- -Почему в некоторых профессиях носят одежду белого цвета?
6.2. Творческое задание «Рецепт белого блюда». Рассказывается сказка «Белые снежинки». Обсуждение.
- Рисунок «Наряд снежинки». Нарисовать снежинки из сказки в белоснежном наряде.
- Медитативное рисование. Музыка включается по желанию ребенка. Материал: плотная бумага А4 и гелевая ручка. Процесс заключается вповторении элементарных форм, заполнении ими всего листа. Начинают рисовать из центра или от края, неважно. Главное заполнять лист и поменьше останавливаться. В процессе рисования концентрироваться на плавности линий. Думать тут не надо: просто шаг за шагом, листик за листиком, линии, объекты, повторяем, повторяем. Цель: заполнить весь лист.
7. Тема «Море». (по С.К. Кожохиной)
7.1 «Волшебство уходящего дня на море и реке»
1-й этап: познавательно-игровойпсихологическое вхождение. Вспоминаем песни о море. Моряках, поем их.
2-й этап : познавательно- игровой. Играем в «Соломинка на ветру».
3-й этап:познавательно-практический. Смотрим слайд-фильм о художниках-маринистах( изображения рек, морей, водопадов); делаем эскизы маркерами на небольших листочках; заучиваем формулу-правило художников:
Каждый (красный)
Охотник (оранжевый)
Желает (желтый)
Знать (зеленый)
Где (голубой)
Сидит (синий)
Фазан (фиолетовый)
Формула- правила пригодится при расположении цветов в изображении заката на море. Колеруется лист А3 любым оттенком заката:оранжевым, красным, желто-оранжевым.
4-й этап: психофизической разгрузки. Медитация с использованием звуков моря (крики дельфинов, китов, шум волн, крики чаек).
7.2«Море волнуется раз, море волнуется два...»
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Море волнуется раз...»
2-й этап: познавательный. Релаксация под звуки моря (делимся своими чувствами, ощущениями, смотрим репродукции картин художников).
3-й этап: практический. Одним цветом пастельного мелка компонуем на листе объекты по эскизу; начинаем работать в цвете пастелью.
4-й этап: показываем работу бабушке (родителям).
7.3Морские истории»
1-й этап:психологическое вхождение. Поем песни о море. На листе А4 , смоченом водой , без кистей рисуем море, пальцами по всему формату.
2-й этап :игровой . Играем в «Пиратов и моряков», видеорелаксация.
3-й этап: практический. Продолжаем работу в цвете с учетом расположения цветов.
4-й этап: работаем с книгой(информация о морских обитателях).
7.4 «Путешествие на морское дно»
1-й этап: психологическое вхождение. Аудиотренинг «Путешествие на морское дно».
2-й этап: познавательный. Рассматриваем в воде, налитой в большие емкости, всевозможные камешки, раковины. Нюхаем запахи: крабовое мясо, кусочки селедки, кальмары сушеные и т. п. Пробуем на вкус и придумываем истории и сказки .
3-й этап: практический. Работаем в цвете на раскрашеном пальцами листе — рисуем обитателей моря.
4-й этап: психофизической разгрузки — фантазирование на тему морских обитателей. Ребенку предлагается обернуться в шифоновую ткань и превратиться в какого либо персонажа, двигаясь под мелодию.
Как краски дружат. (по А. Лопатиной, М. Скребцовой)
- Тема «Цветоделение».
8.1. «Теплое и холодное царство».
- 1-й этап: психологическое вхождение — слушаем сказку про Теплое и холодное царство, про волшебные цвета, живущие в них..
- 2-й этап: познавательный. Накидываем на себя шифоновую ткань, представляем себя жителями царств, трогаем в емкостях холодную и горячую воду, обсуждаем чувства.
- 3-й этап :практический. На листах цветного картона выкладываем из геометрических фигур, вырезаные из цветной бумаги, любую композицию, характеризующую Теплое и Холодное царства.
- 4-й этап: психофизическая разгрузка. Рассказ о своей работе. Роспись картонной заготовки — короны для царицы Теплого или Холодного царств.
8.2 «Основные и производные цвета».
- Рассказывается сказка про трех королей - королей Желтого, Красного и Зеленого королевств. Обсуждение.
- Далее производится эксперимент по смешиванию цветных растворов воды. В пластиковых стаканчиках. Берутся бледные по цвету и насыщенные растворы. Анализируются результаты. Результаты рисуются в альбом.
9.Разноцветный мир
9.1.Рассказывается сказка «О чем рассказывают цветы и цвета».
Отвечаем на вопросы:
-Если бы трава была голубой...
- Если бы снег был черным...
- Если бы море было красным...
- Если бы молоко было коричневым...
- Если бы стволы деревьев были сиреневыми...
- Если бы теле человека было зеленым...
- Если бы небо было розовым...
9.2. Игра «Садовник»
Педагог — ведущий. В руки ребенка вкладываются карточки , на которых изображены цветы того или иного цвета. Педагог говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цвета мне надоели, кроме красного цвета (называется любой цвет). Ребенок смотрит на свои карточки, ищет цветок данного цвета и описывает его, не называя. Отвечает на 2-3 вопроса о том, где его цветок встречается, с какими цветами дружит.
9.3. Показ фото и рисунков цветов. .
- Нюхаем цветочные ароматы.
- Играем «Узнай запах».
- Составление «красочной таблицы дружбы красок и цветов», например: клевер дружит с алыми, розовыми и белыми красками.
10 Исследуем белый цвет
10.1. - Читаются стихотворения про белый цвет. Обсуждение.
Творческое задание «Роль белого цвета». Показываются изображения картин разных художников , например:А.Рылова «В голубом просторе», И.Грабаря «Белая зима», А.Куинджи «Пятна лунного света в лесу», «Зима», В.Сурикова «Взятие снежного городка», Б.Кустодиева «Масленница», И.Левитана «Март». Перечисляются все оттенки белого цвета, использованные художниками. Затем выбирается наиболее понравившаяся картина и ребенок рассказывает о роли и красоте белого цвета в выбранной им репродукции, не называя ее. Учитель должен догадаться, о какой картине идет речь.
10.2 Рассказываются сказки и пословицы о белом цвете. . Обсуждение.
Игра «Снег кружится». Белая бумага рвется на мелкие кусочки, складывается в емкости. Ребенок встает с места, накидывает на себя белую шифоновую ткань, пританцовывает и подкидывает вверх рваную бумагу, наслаждается снегом. Релаксируем под «зимнюю» музыку.
10.3. Работаем в цвете «Моя зима».
Презентация «Пейзаж глазами художников». Зрительный ряд включает изображения картин: Питер Брейгель Старший «Падение Икара», Франческо Гварди «Исола ди Сан-Джоржо Венеции», пейзажи И.Левитана, А.Рылова, И.Шишкина, А.Куинджи .
10.4 Уголок природы «Зима». Миниатюра в стеклянной банке. Материалы: стеклянная баночка с плотно навинчивающейся крышкой 300-500г, блестки, искусственный снег, небольшой пластиковый сувенир (фигурка животного, сказочный персонаж, нарядные домики), вода, водостойкий клей, декор для крышки(бусинки, стразы, тесьма и т. д.). На дно банки клеится сувенир,сушится. Затем сыпятся блестки и снег, заливается все водой и крепко навинчивается крышка. Крышка украшается. При встряхивании в баночке «идет снег».
11 . С кем дружит черный цвет?
11.1Чтение стихотворений «Фея темнота», «Чернозем». Отвечаем на вопросы. Обсуждение.
Творческое задание «Радостный черный цвет». Инструкция ребенку «Представь, что черная точка захотела стать художницей. Нарисуй смешной рисунок черными точками». Материал: черный фломастер или уголек. 11.3
11.2. Рассказывается сказка «Подарок феи черного цвета». Обсуждение. Игра «Узнай запах» С закрытыми глазами угадываются запахи: черный чай, черный кофе, черный шоколад, сырая земля.
11.3 «Кто дружит с черным цветом?» Вспоминаем животных, чья окраска содержит черный цвет. Смотрим фотографии и картинки.
- Играем с мешочком. Ребенку выдается мешочек с небольшой фигуркой животного, причем очень характерной и рельефной. Мешочек сверху затянут тесьмой и ребенок не видит, что в нем находится. Он опускает руку внутрь мешочка и ощущает пальцами то, что там спрятано. Почувствовав и представив форму, ребенок рассказывает о своих ощущениях , а затем зарисовывает их.
- 11.4 Рисунок «Подарок царице красок». Задание — нарисовать подарок, который бы ты принесла на бал фее всех красок и цветов земли.
- Черный и серый.
12.1 . Рассказывается сказка «Серый кот и черная мышка». Обсуждение.
- Творческое задание «Погружение в цвет». К доске прикрепляются 2 листа ватмана, один с большим черным квадратом, другой - серым. Играет спокойная музыка — релакс. Ребенок под музыку в течение нескольких минут должен, не отрываясь смотреть на один и другой квадраты по очереди. Затем ребенок рассказывает, что он увидел в черном или сером квадрате, о чем вспомнил, что изменилось в настроении.
- Ассоциативное рисование. Инструкция ребенку : «Нарисуйте себя в виде маленькой серой мышки и обстановку, в которой вы оказались.»
-Читаем стихотворение Александры Литвской про серый цвет.
- Практический этап «Сокровища серого дня»— на бумаге серого цвета делается рисунок на тему Материал: фломастеры, пастель
- Рефлексия
- Коричневый цвет.
13.1 Читаем стихотворение «Коричневый загар». Смотрим фото людей разной степени светлоты. ,
-Читаем стихотворение «Коричневый шоколад».
-Нюхаем запахи шоколада. Дегустируем шоколад — горький черный, молочный, с орешками и др. (3-4 разных вкуса)
- Задание ребенку: придумать свой рецепт изготовления шоколада. Затем дать ему название и нарисовать упаковку для этого шоколада .
- Читаются стихотворения «Цвет коричневой земли», задаются вопросы:
- какие коричневые дары земли ты знаешь?, какие из них тебе кажутся самыми вкусными, почему?, расскажи, у кого из твоих друзей есть одежда коричневого цвета.
- Читается стихотворение «Коричневый шоколад». Съедается по кусочку разного шоколада (например, — черного, горького, молочного, с изюмом и т. п. ) Дается задание придумать свой рецепт шоколада и дать ему название.
- Рисование упаковки для этого шоколада.
- 13.2. Показываются изображения на тему «Шоколадная планета».
- Рисование портретов жителей шоколадного царства.
- Обсуждение.
- Сиреневый цвет.
14.1 Читаем стихотворение «Куст сирени»
- Отвечаем на вопросы: какие сиреневые цветы ты знаешь? Если бы ты была волшебницей, цвет каких предметов ты бы поменяла на сиреневый?
- Получаем сиреневый цвет разных оттенков и светлоты смешением красок. Эксперимент. Материал: пластиковые стаканчики, краски гуашь и акварель, белила.
- 14.2. Рассказывается «Сиреневая сказка». Обсуждение.
- Рассматриваем фото и рисунки цветов сиреневого цвета.
- Задание ребенку: придумать и нарисовать свой сиреневый цветок.
- 15 .Тема «Восприятие» по С.К. Кожохиной
- Симультанное восприятие. «Симультанный» - «мгновенный.» Одновременное восприятие объекта в целом или нескольких объектов при отсутствии движения глаз.
- 15.1 «Дострой изображение». На чистый лист бумаги наклеивается кусочек репродукции с вырезанным внутри окошком. Ребенок должен доделать работу, используя и продолжая элементы уже предложенных линий и цвета. Линейное построение. Рисование под спокойную музыку.
- 15.2. Работа в цвете. От ребенка требуется передать родство цвета с оригиналом.
- Медитация на пламени свечи как психологическая защита. Тонкая паутина чужого раздражения, злобы, облепившая человека, «сгорит» в маленьком язычке пламени. Свечу размещают на расстоянии 0 50 см до 1 м от лица ребенка. На уровне его глаз. Инструкция ребьенку:» Вглядываться широко открытыми глазами точно в центр пламени до ттех пор, пока глаза не начнут слезиться не более 3х минут).
16. «Сукцессивное восприятие».Это восприятие объектов, их частей, связанное с движением глаз.
- 16.1 «Дострой изображение». На лист белой бумаги наклеивается кусочек репродукции, где изображена только часть объекта. Ребенку предлагается достроить изображение, опираясь на свои жизненные наблюдения, воображение, фантазию.
- 16.2. Работа в цвете.
- Упражнение на развитие внимания. Запоминать лица людей. Инструкция ребенку: Сядьте и сосредоточьтесь. Попробуйте описать черты лица некоторых своих друзей: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Начинать надо с того, что изучив лицо человека, попробовать кратко описать его. Практическое занятие( на бабушках, родителях и т. д).
- 17. Принцип синестезии. Это явление, состоящее в том, что какой -либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но и добавочное ощущение или представление, характерные для другого органа чувств.
- 17.1. «Что нам подскажет запах» .- Говорим с ребенком о том, насколько обогащают нашу жизнь запахи. Приносим на занятия предметы с необычными запахами: ветки сосны и смородины, мыло, духи, кусочек копченой рыбы, кофе и т. д. Обсуждаем самые приятные и неприятные запахи. Рассказываем о своеобразных открытиях, которые мы совершили с помощью запахов.
- Тренируем орган обоняния. Играем следующим образом: педагог прячет араматизированную палочку, предварительно ее зажигая для усиления запаха, а ребенок , глубоко вдыхая воздух, ищет ее.
- Ребенку предлагается на выбор разнообразный запах: цветов, растений, фруктов, продуктов и кондитерских изделий. Все предметы с запахами прикрыты. Уловив запах с закрытыми глазами, ребенок начинает смотреть внутрь себя, разглядывая те образы, которые проносятся в его воображении. Раздражитель в одной чувственной модальности вызывает ощущения в другой чувственной модальности. Запах порождает образы, которые ребенок зарисовывает на бумаге .
- 17.2 «Я могу изобразить и нарисовать вкус». Предлагаемые продукты: подсолнечное масло, мед, лимон, изюм, тыква, сахарный песок, соленый огурец, варенье, хлеб, зелень укропа и др.
- Ребенок пробует продукты с закрытыми глазами ( на голове повязка из плотной ткани). Блокирование зрения необходимо, поскольку ребенок при этом начинает получать совершенно новые ощущения и создавать образы, ему не мешают зрительные стереотипы. Тело может совершать различные движения.Затем глаза открываются и ребенок зарисовывает свои переживания.
18. Чем мы рисуем (по А. Лопатиной, М. Скребцовой)
18.1 Карандаши и фломастеры.
- Читаем сказку «Карандашный человечек». Отвечаем на вопросы:
- Как ты думаешь, что дальше случится с карандашным человечком? Придумай продолжение сказки.
- Показ ребенку рисунков, нарисованных разными карандашами. (На каждом карандаше есть маркировка, говорящая о разных типах грифеля). Педагог рассказывает, как различать разные типы карандашей, затем просит угадать по рисункам ребенка, какие типы карандашей были использованы.
- Задание ребенку: нарисовать карандаш в образе человечка и раскрасить тем цветом, который больше всего нравится.
18.2. «Фея Акварель».
- Рассказывается сказка «Фея Акварель».
- Показываются художественные материалы — акварель, гуашь.акрил, масло. Ребенок открывает краски и нюхает их. Педагог рассказывает о свойствах разных красок, их изобретении.
- Рисование разными красками необычным способом: губкой,кляксами, брызгами, пальцами.
19.Транспорт. ( по С.К. Кожохиной)
- 19.1 Арт- терапевтическая техника « Путешествие на ковре-самолете»
- Отгадываем загадки про транспорт.
- Смотрим книгу «Машины»- книга из серии «Все обо всем».
- Игра «Паровозик». Ребенок — «вагончик», педагог - «паровозик», ведет ребенка по комнате. Ребенку завязывают глаза. Упражнение развивает доверие к педагогу, учит преодолевать чувство страха и неуверенности в себе.
- Делаем эскиз ковра - самолета на большом листе большой кистью рельефной краской (3-4 цвета).
19.2. Рисование на тему ПДД.
- Показываются фотографии с городскими улицами,
- Рассказ о дорожно-транспортных происшествиях.
- Работа над рисунком.
- Обсуждение.
20. Какие бывают картины( по А. Лопатиной, М. Скребцовой М.)
Красота пейзажа.
- Читаем стихотворение «Окошко в мир». Отвечаем на вопросы.
-Педагог подробно описывает какой-либо пейзаж. Затем показывает ребенку репродукции разных пейзажей, среди которых находится и тот, который он описал. Ребенок должен узнать пейзаж по описанию.
-Что дарят людям художники -пейзажисты?
-Какой пейзаж ты бы хотела иметь в комнате?
-Как ты думаешь, художнику легче рисовать пейзаж с натуры или по памяти, и почему?
-Творческое задание.. Педагог- в роли художника. Ребенку выдаются карточки разных цветов. Художник говорит, что он хочет нарисовать. , например, лес(озеро, лужайку). Ребенок поднимает карточку с цветом для данного пейзажа.
20.2. Весенний пейзаж. Рисование.
- Смотрим репродукции картин художников и рисунки детей на тему «Весенний пейзаж».
- Закрываем глаза, слушаем весенние голоса птиц, нюхаем веточки тополя.
- Смачиваем лист губкой и рисуем пейзаж по представлению акварелью.
21. Погружение в натюрморт
21.1 -Творческое задание. В течение короткого времени педагог показывает детям натюрморт, а потом просит описать его по памяти. Затем ребенок рассматривает этот же натюрморт в течение пяти минут. Во время второго просмотра педагог включает музыку и просит ребенка представить, что он берет в руки тет или иные предметы, изображенные на натюрморте, разговаривает с ними и пользуется ими. Обсуждение, как по разному воспринимается натюрморт если просто смотреть и если погружаться в него.
- Рисование края чашки взависимости от уровня горизонта. Упражнения.
- 22.2 Слушаем рассказ «Целебный натюрморт».
- Отвечаем на вопросы:
- Представь, что тебе заказали нарисовать натюрморт для детской больницы. Что бы ты на нем изобразила?
- Есть ли у тебя в доме картина, которая помогает тебе в трудную минуту? Расскажи о ней.
- Что должно быть изображено на натюрморте, чтобы егт невозможно было забыть?
- Опиши и нарисуй натюрморт из рассказа: как выглядела ваза, где она стояла, какие на ней были фрукты.
22. Историческая картина
22.1 Читаем стихотворение «Жрецы истории». Отвечаем на вопросы:
- Как ты думаешь, можно ли изучать историю по картинам художников?
- Должен ли быть художник, пишущий картины, исторпиком?
- Если бы ты решила написать картину на исторический сюжет, что бы ты выбрала?
- Представь, что тебя попросили нарисовать самое важное событие из истории своей страны. Какое событие бы ты изобразила и почему?
- 22.2 Памятник железному Тимуру (по картине В.Верещагина «Апофеоз войны». Читаем рассказ.
- Отвечаем на вопрос: Как должна быть изображена война на картине художника, чтобы люди больше не мхотели воевать. Показ репродукций художников , посвященных войне. Обсуждение.
- Ребенок выбирает интересную для себя тему из учебника истории и рисует к этой теме иллюстрацию.
23. Библейские сюжеты.
- 23.1 Читаем рассказ «Святая Троица».
- Отвечаем на вопросы:-
- Почему ангелы явились Андрею Рублеву?
- Что в иконах самое необыкновенное?
- Кого изображают иконы?
- Творческое задание. Ребенку выдаются несколько репродукций картин, посвященных тому или иному библейскому сюжету(например, «Рождество» Эль Греко, «Крещение Руси» Виктор Михайлович Васнецов, «Пасхальный стол» А.В. Маковский). Педагог не говорит, что за сюжет изображен, а просит описать события, которые происходят на картинах ребенка.
- 23.2 Образ Мадонны. Творческое задание. Слушаем рассказ «Образ Мадонны».
- Ребенку раздается текст из библейской притчи и предлагается изобразить кого либо из героев.
- Обсуждение, чему учит притча.
24. «День Победы 9 мая»
24.1 Работа с эффектами.
- -Слушаем песню «день Победы».
- Используем бумажные салфетки ярких цветов — красные, желтые, белые, розовые и сминаем из них мелкие комочки. Наклеиваем на темный лист цветного картона — делаем имитацию салюта.
- Цветными гелями с блестками украшаем картину.
24.2. Открытка- коллаж к празднику.
- Смотрим варианты праздничных открыток.
- Выбираем понравившиеся фотографии с военной хроникой (заранее распечатывается из интернета).
- Придумываем композицию. Материалы: фотографии, цветной картон, цветная бумага, полоски георгиевской ленты. Клей-карандаш, простые и фигурные ножницы.
- Изготавливаем открытку.
- Поем песню про Победу.
25. Музыка и живопись ( по С. К. Кожохиной)
- 25.1 «Я — музыкант». Громко включена мелодия «Поющие барабаны». Это зажигающая ритмом и темпераментом музыка.
- Ребенку предлагается взять музыкальные инструменты (их заранее готовит педагог) и дополнить новыми звуками мелодию, уловив ее темперамент. Среди «инструментов» банки с водой, бутылки с горохом, наждачная бумага, деревянные и металлические ложки, бубны и колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы, бумага разной фактуры.
- Ребенок начинает двигаться по кабинету, выбивать такт и ритм импровизированными инструментами.
25.2 «Я — художник» На партах приготовлены куски обоев., огромные кисти и емкости с красочными колерами (колеровочная паста+ вода +белая акриловая или водоэмульсионная краска, заранее готовит педагог). Музыка меняется на спокойную, релаксирующую. ( например - звуки природы) Ребенок начинает рисовать под звучащую музыку.
- Ребенок рассказывает, что с ним происходило, что он нарисовал, о своих чувствах и впечатлениях. Художественная ценность полученного произведения не столь важна — ребенок получает эмоционально-чувственный заряд и выплескивает свои эмоции.
26. Цветы. ( по С.К. Кожохиной)
26.1 «Чудо-цветок»
- Слушаем песни о цветах.
- Смотрим слайд-фильм (цудо-цветок в изображенияхнародных промыслов — Гжель, Жостово, Хохлома, Городец.
- Делаем зарисовки цветов каждого промысла.
26.2 Итоговое занятие. -Фантазия «Куст роз». Разработана Д. Стивенсоном. Используется в интерпретированном виде. Ребенок устраивается поудобнее и закрывает глаза. Педагог брызгает в воздух туалетной водой «Чайная роза» или что- то с ароматом розы, например эфирное масло. Ребенок прислушивается к себе, ощущает и чувствует свое внутреннее « Я», представляет себя кустом роз. Педагог задает вопросы :
- Какой ты куст роз? Ты маленький или большой?
- Ты пышный?
- Ты высокий?
- На тебе есть цветы?
- Какого они цвета?
- Есть ли у тебя шипы?
- Где ты находишься?
- Кто за тобой ухаживает?
- Что окружает тебя? И т. д.
- Затем ребенок открывет глаза. Говорит о том, что хочется сказать.
- Рисуется куст роз.
- Делимся впечатлениями, которые возникли в ходе занятия.
- Педагог, прощаясь с ребенком и его родителями (законными представителями) на летние каникулы, дает задание: как можно больше наблюдать за природой и людьми, Фотография на память.
Методическое обеспечение программы
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
а) соблюсти принцип дифференцированного подхода к обучению и воспитанию; б) познакомить с разнообразными техниками и художественными материалами; в)решить педагогические задачи формирования качеств личности ребенка; г) сделать пребывание ребенка в центре внешкольной работы комфортным, познавательным и интересным.
Занятия предполагают использование разнообразных художественных материалов и инструментов, таких как акварель, карандаши(простой и цветные), гуашь, акрил, масляные краски, фломастеры, цветная бумага и журнальные иллюстрации, клей, ножницы, поролоновая губка, а также природных материалов — камешков, листьев, ракушек, перышек и т.д. Для изображения подбираю наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у ребенка эмоциональный отклик. Изображая те или иные предметы и сюжеты, сопровождаю эмоциональным словесным пояснением, обращением к Насте, выразительными жестами, движениями. При этом предлагаю ей демонстрировать то, что изображено.
Изучив информацию о работе с детьми с ДЦП, пришла к выводу, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной. Поэтому в программу включены техники:
- рисование с помощью клубка;
- глиняные каракули;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисунок- игра;
- различные творческие задания.
Работа с ребенком индивидуальная. На занятии ребенок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия: с миром искусства, с педагогом.
Как правило, 1 этап — психологическое вхождение в занятие. 2 этап — познавательный, или знакомство с неизвестным(новым): игры, релаксация и медитация, работа с наглядными пособиями, слайд-фильмы, элементы арт- терапии. 3 этап — практический, или работа в материале. 4 этап — завершающий, или психофизическая разгрузка: арт и психотерапевтические игры, аудиотренинги, взаимодействие с родителями.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Перечень дидактических материалов.
Набор карточек из серии «Первые уроки» -
- цравнения,
- цвета
- кто где живет
- открытки с цветами
Раскраска из серии «Первые уроки» -
-жители морей
- деревья и листья
- перелетные птицы
- зимующие птицы
3 Карточки с цветами
- Пузырьки с ароматами
- Шифоновая ткань
- Аудиофайлы «Звуки природы», «Голоса птиц», «Релакс», песни «День Победы», «Море».
- Файлы в формате JPEG для показа слайд-фильмов.
3. Оборудование в кабинете: парта, стул, скамеечка под ноги, подушка на стул, стенд для зрительного ряда, ПК, рукомойник.
Список литературы
1. Используемая педагогом
1. .Выготский Л.С. Педагогическая психология. Бесплатная электронная библиотека
2. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. ,2002.
3.Копытин А. И. Основы арт- терапии.СПб.,1999.
4. А.Лопатина, М. Скребцова Краски рассказывают сказки. Серия «Образование и творчество». Издание напечатано по технологии Print-on-Demand (печать по требованею) в одном экземпляре, по индивидуальному заказу.
5. Машины. Все обо всем. Под редакцией Н.С.Кочаровой. М.,2000.
6. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время.
7. Разумова Е.Ю. Диагностические и терапевтические возможности работы с коллажем в арт-терапии. IPRbooks электронная библиотечная система.
7. Румянцева Е.А. Необычное рисование. М.,2006.
8. Суханова Н.П. Картины из цветов.М.,2004.
2. Рекомендуемая литература для детей и родителей.
1 . Румянцева Е.А. Необычное рисование. М.,2006.
2. Румянцева Е.А. Необычная аппликация. М.. 2006.
3. Раскраски из серии «Первые уроки».
Приложения
Тестирование
Автором программы разработаны тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому этапу обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, работы в различных техниках декоративно прикладного искусства, знание народного творчества, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными методистами, психологами, педагогами:
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по этапам обучения.
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Подготовительный этап обучения
Дети еще не все умеют читать, писать, поэтому тестирование проводится в устном виде, в форме итогового занятия в присутствии методистов, психологов и приглашенных педагогов.
Фамилия, имя ребёнка |
№ |
Перечень вопросов | Ответы (в баллах) | ||
Правильный ответ | Не во всём правильный ответ | Невер-ный ответ | |||
1 | Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? |
|
|
| |
| фиолетовый цвет? |
|
|
| |
| зелёный цвет? |
|
|
| |
2 | Какие цвета относятся к тёплой гамме? |
|
|
| |
3 | Какие цвета относятся к холодной гамме? |
|
|
| |
4 | Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму? |
|
|
| |
5 | Какие геометрические фигуры ты знаешь? |
|
|
| |
6 | Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа? |
|
|
| |
7 | С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)? |
|
|
|
Основной этап обучения
Фамилия, имя ребёнка |
№ |
Перечень вопросов | Ответы (в баллах) |
Оценка | |||
Правильный ответ | Не во всём правильный ответ | Неверный ответ | |||||
1 | Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт) |
|
|
|
| ||
2 | Чем отличается эскиз от композиции? |
|
|
|
| ||
3 | Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение? |
|
|
|
| ||
4 | Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение? |
|
|
|
| ||
5 | Какие линии используются в рисунке? |
|
|
|
| ||
6 | Чем отличается плоская аппликация от объёмной? |
|
|
|
| ||
7 | Что такое линия горизонта? |
|
|
|
| ||
8 | Чем отличаются акварельные краски от гуаши? |
|
|
|
| ||
9. | Какие объёмные формы ты знаешь? |
|
|
|
| ||
10 | Какие цвета являются контрастными? |
|
|
|
| ||
11 | Какие виды росписи ты знаешь? | ||||||
12. | Какие виды декоративно прикладного искусства ты знаешь? | ||||||
13. | Что такое лоскутное шитье? Основные приемы | ||||||
14. | Чем отличается графика от живописи? | ||||||
15. | Чем отличается объемная игрушка от плоскостного панно? | ||||||
16. |
Отчетные просмотры
законченных работ обучающихся
Во время отчетных просмотров по окончании каждого этапа обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.
Ниже приведена специальная таблица, позволяющая фиксировать данный аспект освоения программы (табл. 1).
Таблица
контроля практических умений и навыков
обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года
Таблица
контроля практических умений и навыков
обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года
№ | ФИО ребенка | Раздел программы | Замеча-ния, рекомен-дации | Оценка по 10 балльной системе | Под-пись | |||
Рисунок, графика | Живо-пись | Композ-иция | ДПИ |
Формы подведения итогов реализации программы
В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках и конкурсах различного уровня: районных, областных, Всероссийских, международных.
Для учёта участия детей в выставках и конкурсах автором используется следующая таблица (табл. 2).
Таблица учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках за время обучения по программе «»
Фамилия, имя ребёнка |
Дата | Название конкурса, выставки | Название работы (художественный материал) |
Результат |
|
|
|
|
|
Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им программы дополнительного образования « ».
Диагностика художественно-творческих
способностей учащихся
«5 РИСУНКОВ». Автор диагностики - Н.А.Лепская.
Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).
Инструкция для детей:
«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.
На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».
Показатели:
1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.
2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:
| тип | Критерии оценки | |
Замысел | Рисунок | ||
1 | Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение | Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень | |
2 | Показатели для 1 типа, но менее яркие | Показатели для 1 типа, но менее выражены | |
| 3 | Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения | Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений |
4 | Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности | Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень | |
| 5 | Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях | Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции |
6 | Стереотипный | Репродуктивный |
- Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами.
- Таблица результатов:
| Список учащихся | Показатели | Общий | Уровень | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Диагностики эстетического восприятия учащихся (авторы Е.Торшилова и Т.Морозова)
Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).
Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип целостности, принцип соразмерности и пропорциональности) в данном тесте выделяется принцип геометрического подобия. Геометрическое строение — одно из свойств материи. Геометрические фигуры и тела — это обобщенное отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых человек ориентируется в окружающем его мире.
Стимульньтй материал теста «Геометрия в композиции» включает три репродукции: (К. А. Сомов — «Дама в голубом», Д. Жилинский — «Воскресный день», Г. Гольбейн Младший «Портрет Дирка Берка») и четыре нейтральные по цвету, одинаковые по фактуре и примерно соответствующие по размерам композиционным праформам картин геометрических фигуры:
треугольник («Дама в голубом» — пирамидальная композиция), круг («день» — сферическая композиция),квадрат (Гольбейн) и фигура неправильной формы (лишняя).
Инструкция: найти, какая геометрическая фигура подходит к каждой из картин. Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?», поскольку они провоцируют на фрагментарное видение, прямо противоположное решению задачи, предполагающей целостнообразное видение картины.
Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа. Высший балл — 6, по 2 балла за каждый верный ответ. Сама величина балла каждый раз условна и приводится для того, чтобы был понятен сам принцип оценивании.
Тест «Громкий — Тихий».
Материал задания состоит из цветных репродукций с изображением трех натюрмортов, трех пейзажей, трех жанровых сцен. Тематика используемых во всей методике визуальных материалов не включает сюжетных изображений, поскольку они провоцируют внеэстетическое восприятие, интерес к содержательной информации, оценку жизненных событий. Кроме того, подбор материала для теста должен отвечать требованию воз можно большего тематического сходства, чтобы, сравнивая ил люстрации, ребенок меньше отвлекался как те их различия, которые для цели задания несущественны.
Исследователь может подобрать свои примеры и проверить их «звучание» экспертной оценкой. Точно описать принципы соответствия изображения и его звучания (громкости — тихости) невозможно, очевидно только, что оно должно быть связано не с сюжетом изображения или функцией изображенных предметов, а с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, «звучанием» фактуры.
Например, в диагностике могут быть использованы репродукции следующих картин: К. А. Коровин — «Розы и фиалки», И. Э. Грабарь — «Хризантемы», В. Е. Татлин — «Цветы».
Инструкция: скажи, какая картинка из трех — тихая, какая — громкая, какая — средняя не громкая и не тихая. Можно спросить: каким «голосом говорит» картина — громким, тихим, средним?
Оценивается задание плюсами и минусами, число которых складывается, и ребенок получает общий балл за все ответы. Абсолютно верный ответ: ++; относительно верный, +-; совсем неверный -. Логика такой оценки в том, что ребенок вынужден выбирать из трех «звучаний» и оценить три изображения как бы по сравнительной шкале.
ТЕСТ «МАТИСС».
Цель – определить чуткость детей к образному строю произведения, художественной манере автора. В качестве стимульного материала детям предлагается набор из двенадцати натюрмортов двух художников (К. Петрова-Водкина и А. Матисса) с такой инструкцией: «Здесь картины двух художников. Я тебе покажу по одной картине одного и другого художника. Посмотри на них внимательно, и ты увидишь, что рисуют эти художники по-разному. Эти две картины мы оставим в качестве примеров того, как они рисуют. А ты, глядя на эти примеры, попытайся определить, какие из оставшихся картин нарисовал первый художник и какие — второй, и положи их к соответствующим образцам». В протоколе записываются номера натюрмортов, которые ребенком отнесены к одному и другому художнику. После выполнения задания ребенка можно спросить, чем, по его мнению, отличаются эти картины, как, по каким признакам он их раскладывал.
Предлагаемый детям художественный материал принципиально различен по художественной манере. Определяющей чертой натюрмортов А. Матисса можно считать декоративность, для К. Петрова-Водкина характерны разработка планетарной перспективы, объемность художественного решения. Правильное выполнение задания связано с умением, возможно, интуитивным, видеть особенности художественной манеры, выразительных средств авторов, то, как, а не что они рисуют. Если же ребенок ориентируется при классификации натюрмортов на предметно-содержательный слой произведения, на то, что изображает художник, то задание выполняется им неправильно.
Тест «Матисс» является типичным и достаточно сложным образцом диагностики чувства стиля.
ТЕСТ «ЛИЦА».
Выявляет умение ребенка смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица. Наличие у ребенка навыков понимания, интерпретации изображенного человека выявляется на основе его способности по выражению лица определить внутреннее состояние человека, его настроение, характер и т. п.
В качестве стимульного материала детям предлагаются три графических портрета А.Е. Яковлева (1887 — 1938). На первом рисунке («Женская голова» — 1909 г.) изображено красивое женское лицо, обрамленное длинными волосами, выражающее некоторую отстраненность, самоуглубленность, с оттенком печали. Второй рисунок («Мужская голова» — 1912г.) изображает улыбающегося мужчину в головном уборе, напоминающем поварской колпак. Человек, изображенный на портрете № 2, вероятно, обладает большим опытом и жизненной хваткой. Ему, очевидно, присущи такие качества, как хитрость, коварство, саркастическое отношение к людям, что производит довольно неприятное впечатление, но дети этого, как правило, не замечают. На третьем рисунке («Мужской портрет» — 1911г.) — мужчина, погруженный в себя, задумавшийся, возможно, о чем-то грустном и далеком. Лицо мужчины выражает гамму неинтенсивных отрицательных переживаний, некоторых переходных состояний.
Рисунки предлагаются детям с такой инструкцией: «Перед тобой рисунки художника А.Е. Яковлева, рассмотри их и скажи, какой портрет тебе нравится больше других? А какой — меньше или совсем не нравится? Почему? Ты, наверно, знаешь, что по выражению человеческого лица можно многое узнать о человеке, о его настроении, состоянии, характере, качествах. Люди изображены на этих рисунках в разном состоянии. Посмотри внимательно на выражение их лиц и попытайся представить себе, что это за люди. Вначале давай рассмотрим портрет, который тебе больше всего понравился. Как ты думаешь, в каком настроении, состоянии изображен этот человек? Какой у него характер? Это человек добрый, приятный, хороший, или он плохой, злой, чем-то неприятен? А что еще можно сказать про этого человека? Теперь рассмотрим портрет, который тебе не понравился. Расскажи, пожалуйста, все, что можешь, про этого человека. Какой он, в каком настроении, каков его характер?»
Затем то же самое ребенок рассказывает про человека, изображенного на третьем портрете. Максимальная выраженность способности к социальной перцепции (т. е. восприятию другого человека) оценивается пятью баллами.
ТЕСТ «БАБОЧКА».
Ребенку предлагается 5 пар репродукций, в которых одна является образцом «формалистической», другая – реалистической жизнеподобной живописи или бытовой фотографии:
1. И. Альтман «Подсолнухи»(1915г.) — 1а. Поздравительная открытка с изображением розовых ромашек на голубом фоне.
2. А. Горький «Водопад» (1943г.) — 2а. Фотография сада и человека, везущего тележку с яблоками.
3. Художественная фотография травы и стебельков, увеличенных до масштабов деревьев. Условное «детское» название «Водоросли» — За. Фотография «Осень».
4. Б.У. Томплин «Номер 2» (1953г.) — 4а. А. Рылов «Трактор на лесных дорогах». Условное название «Зимний ковер» (1934г.).
5. Г. Юккер «Раздвоено» (1983г.) —5а. В. Суриков «Зубовский бульвар зимой». Детское название «Бабочка».
По цветовой гамме изображения в парах похожи, чтобы симпатия ребенка к тому или иному цвету не мешала экспериментатору. Сравнительные художественные достоинства оригиналов не служат основной точкой отсчета, поскольку а) фиксируется интерес к очевидному для детей различию изображений — абстрактность или предметность, многозначность или очевидность, эстетическая образность или функциональность информации; б) качество репродукций не позволяет говорить о полноценных художественных достоинствах репродуцированных картин. Тем не менее в качестве формалистического образца в паре использованы примеры признанных мастеров (А. Горький, Н. Альтман и др.). Таким образом, формалистические образцы имеют как бы сертификат, свидетельствующий об их эстетических достоинствах. В каждой паре изображений одно отличается от другого необычностью манеры, ее нефотографичностью, а второе, напротив, приближается к фотографии. Различение изображений в паре по этому принципу детьми, как правило, сразу улавливается.
Инструкция: покажи, какая картинка (из пары) тебе больше нравится. Все изображения — во всех тестовых заданиях — предъявляются ребенку анонимно, автор и название картины не называются.
Предъявлять пары можно в любом порядке, и менять картинки местами внутри пары, но одной парой ограничиваться нецелесообразно, выбор может быть совсем случайным.
Оценка выполнения этого тестового задания прямо зависит от самого стимульного материала и от степени оригинальности выбора – типичностью отношения, выраженного большинством детей.
ТЕСТ «ВАН ГОГ».
Ребенку предлагается выбрать лучшее, на его взгляд, изображение из пары репродукций. Цель опроса — выявление способности ребенка проявлять особенности эстетического отношения, вообще не свойственные большинству детей. Поэтому в парах, подобранных для оценки, детям предлагается довольно сложная задача: выбрать между ярким и злым или добрым, но темным; понятным, но однотонным или необычным, хотя ярким и т. п. К более сложным и требующим большей эстетической развитости Е.Торшилова и Т.Морозова относят не только необычные по изобразительной манере, но и эмоционально непривычные детям «грустные» картинки. Основание такой позиции — гипотеза о направленности эмоционального развития в онтогенезе от простых к сложным эмоциям, от гармонической нерасчлененной целостности эмоциональной реакции к восприятию отношений «гармония —дисгармония». Поэтому в ряде пар и лучшей по эстетическому достоинству, и более «взрослой» считается грустная и более темная картинка. Тестовый материал включает шесть пар изображений.
1. Г. Гольбейн. Портрет Джейн Сеймур.
1а. Д. Хейтер. Портрет Е. К. Воронцовой.
2. Цветная фотография образцов китайского фарфора, белого с золотом.
2а. П. Пикассо «Бидон и миска».
3. Фотография фигурки нэцке.
За. «Булька» — рис. собаки «Лев-Фо» (яркого и злого; книжная илл.).
4. Фотография дворца в Павловске.
4а. В. Ван Гог «Лечебница в Сен-Реми».
5. О. Ренуар. «Девочка с прутиком».
5а. Ф.Уде. «Принцесса полей».
6. Фотография игрушки «Козлик».
6а. Фотография филимоновской игрушки «Коровки».
7. Поздравительная открытка.
7а. М. Вайлер «Цветы».
Инструкция: покажи, какая картинка тебе больше нравится. Стоит внимательно отнестись к степени неформальности понимания ребенком задачи и попытаться включить его оценку, если он уходит от нее, и машинально выбирает всегда правую или всегда левую картинку.
Пары подобраны так, чтобы «лучшая» картинка, выбор которой свидетельствует о развитой культурно-эстетической ориентации ребенка, а не возрастной элементарности вкуса, отличалась в сторону большей образности, выразительности и эмоциональной сложности. В тесте «Ван Гог» это картинки под № № 1, 2а, 3, 4а, 5а и 6. Правильность выбора оценивалась в 1 балл.
Литература
1. Лепская Н.А. 5 рисунков. – М., 1998.
2. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. 128 с.
3. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998.
4. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 1991.
5. Торшилова Е.М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Где работать мне потом?"
Профессиональная ориентация школьников с использованием проектной методики и Интернет-технологий.Для обучающихся 14-16 лет, рассчитанная на 1 год обучения....
Дополнительная образовательная программа. Кружковая работа.
Выпиливание из фанеры, выжигание и моделирование – очень интересный, доступный и увлекательный вид деятельности для мальчиков. Именно здесь дети приобщаются к знаниям в области моделирован...
Дополнительная образовательная программа "Основы работы на ПК"
Информатика-это-наука, систематизирующая приёмы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи, данных средствами вычислительной техники. Из этого определения вытекает, что информатика отли...
Моделирование культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования
Роль и место дополнительного образования в новой модели образования...
Мониторинг развития личности ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы
Диагностика обученности....
Статья «Особенности содержания дополнительных образовательных программ при работе с ОВЗ и одаренными детьми»
Статья «Особенности содержания дополнительных образовательных программ при работе с ОВЗ и одаренными детьми»...
ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ "Образовательная коррекционно - развивающая работа с ребенком с синдромом Апера"
Никифоров Антон родился 21 июля в 2013 году. В Специализированный Дом ребёнка поступил 5 сентября 2013 года из города Сургута. Сейчас Антоше 4 года 9 мес.Антон добрый, ласковый ребён...