Мониторинг развития личности ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы
методическая разработка по теме
Диагностика обученности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_razvitiya_lichnosti_rebenka_v_protsesse_osvoeniya_pdo.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг развития личности ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы
В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
1 Терпение 2.Воля 3. Само- контроль | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности Способность активно побуждать себя к практическим действиям Умение контролиро- вать свои поступки (приводить к должному свои действия) | - терпения хватает меньше, чем на ½ занятия; - терпения хватает больше, чем на ½ занятия; - терпения хватает на все занятие; — волевые усилия ребенка побуждаются извне; — иногда — самим ребенком; — всегда — самим ребенком — ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне; — периодически контролирует себя сам; — постоянно контролирует себя сам | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Наблюдение Наблюдение Наблюдение |
II. Ориентационные качества: 1. Самооценка 2. Интерес к занятиям в детском объединении | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | — завышенная; — заниженная; — нормальная — интерес к занятиям продиктован ребенку извне; — интерес периодически поддерживается самим ребенком; — интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно | 1 5 10 1 5 10 | Анкетирование Тестирование |
Работа по предложенной технологии позволяет содействовать личностному росту ребенка, выявлять то, каким он пришел, чему научился, каким стал через некоторое время.
В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.
Для разъяснения нашей позиции сделаем пояснения в отношении некоторых из перечисленных в таблице личностных качеств.
I группа показателей — организационно-волевые качества
• Терпение хотя и дано ребенку в значительной мере от природы, поддается направленному формированию и изменению, его можно развивать у детей уже с 1,5-2-х лет. При оценивании его уровня у конкретного ребенка наивысший балл присваивается за своего рода осознанную выдержку: если у ребенка хватает силы выполнять задания в течение всего занятия, без внешних дополнительных побуждений.
• Волю также возможно целенаправленно формировать с ран него возраста. Вместе с тем заметна зависимость степени развития волевой сферы личности от уровня физической и психической активности — если последняя снижена, то, как правило, слаба и воля. Оптимальным для развития воли является средний уровень психофизической активности ребенка. Высшим баллом рекомендуется оценивать способность ребенка выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий, без побуждений извне со стороны педагога или родителей. Развитость у ребенка таких качеств, как терпение и воля, является важнейшим условием его управляемости, а значит, и самоорганизации.
Терпение и воля вырабатываются, как известно, только методом постоянного контроля ребенка за собственным поведением. Однако для этого необходима соответствующая мотивация. Она может быть связана с желанием школьника показать более высокую степень взрослости, самостоятельности и тем самым добиться самоутверждения среди окружающих его людей. Поэтому развитие терпения и воли должно идти одновременно с формированием у ребенка высокой самооценки (более подробно об этом будет сказано ниже).
Еще одним условием воспитания обсуждаемых качеств является выработка у учащихся веры в свои силы, избавление их от страха перед неудачей. Также большое значение имеет поощрение ребенка за самые незначительные успехи в проявлении терпения и воли.
• Завершает первый блок личностных качеств самоконтроль. Эта характеристика позволяет выявить степень самоорганизации дети; она показывает, способен ли ребенок подчиняться требованием, адресованным ему; исполнять собственную волю; достигать намеченных результатов.
Формы самоконтроля могут быть самыми разными: контроль за собственным вниманием, за своей памятью, за собственными действиями и т.д.
Таким образом, самоконтроль — это интегративная характеристика, свидетельствующая об умении ребенка регулировать свою природную данность и приобретенные навыки.
В таблице различаются три уровня развитости самоконтроля: низкий — когда ребенка практически постоянно контролируют извне; средний — когда ему самому периодически удается контролировать свои намерения и поступки; высокий — когда ребенок способен постоянно контролировать себя сам. Для осуществления деятельности по интересам оптимальным является последний из названных вариантов, он и дает высший балл.
Несколько слов о том, как педагогу побудить ребенка к самоорганизации, если семья не сформировала у него необходимых навыков для этого (а именно с этим чаще всего и сталкиваются школьные учителя и педагоги дополнительного образования).
1.Прежде всего, детям необходимо показать смысл тех личностных свойств, которые им предстоит развить у себя. Каждому ребенку надо объяснить, какие качества даны ему от природы, а какие он может сформировать сам. Детей важно убедить (лучше на конкретных примерах) в том, что развитие человеческих качеств (терпения, воли, самоорганизованности, доброжелательности в отношениях с другими людьми и т.д.) приведет к более полному проявлению данных от природы способностей и улучшению результатов обучения.
2.Другим побуждающим к самоорганизации стимулом может стать публичное подведение итогов после каждого занятия, включая проявление организационных, волевых и других качеств. Однако, выделяя отличившихся, не следует называть тех, кто еще не сумел продемонстрировать эти качества; умолчание будет воспринято, как предоставление этим детям шанса сравняться с другими.
3.Еще одним фактором, закрепляющим навыки самоорганизации у детей, может стать достаточно строгий контроль за выполнением учащимися, как предписаний педагога, так и данных ему обещаний. Здесь крайне важна последовательность и настойчивость самого педагога.
4.Не последнюю роль в приучении детей к самоконтролю могут сыграть родители. Семья должна быть той средой, которая способна побудить детей к осознанному формированию личностных качеств. Однако для родителей первоочередную ценность, как правило, представляют либо оценки их детей, если речь идет о школе, либо уровень практических навыков, получаемых в учреждениях дополнительного образования (умение петь, танцевать, конструировать, лепить из глины и т.п.). К сожалению, менее всего взрослые ориентированы на развитие у детей собственно человеческих качеств — доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться и т.д., позволяющих формировать универсальную систему приспособления ребенка. Поэтому педагог, желающий привлечь родителей к процессу личностного роста их детей, должен провести предварительную работу с родителями по разъяснению значимости развития человеческих качеств как для адаптации ребенка в целом, так и для большей результативности основного и дополнительного образования — в частности.
II группа показателей — ориентационные качества
• Самооценка — это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристика уровня его притязаний. Значение этого феномена состоит в том, что самооценка как бы запускает или тормозит механизм саморазвития личности; самооценка — это ключ к пониманию темпов развития ребенка. От взрослых во многом зависит то, какой уровень самооценки сформируется у ребенка: заниженный, нормально развитый, или завышенный.
Заниженная самооценка означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы, а значит, отсутствие внутреннего стимула к развитию, поскольку ребенок не видит своих достоинств, на основе которых можно совершенствоваться. Такие дети требуют к себе особого внимания, постоянной похвалы за самые минимальные достижения.
Нормальная самооценка означает, что у ребенка сформировано адекватное представление о своих достоинствах и недостатках, соединяющее положительные представления личности о себе с достаточной мерой самокритичности. Именно этот ее уровень является действенным стимулом саморазвития личности.
Завышенная самооценка может появиться как в результате неумеренных похвал ребенка, так и вследствие неадекватной оценки им собственной одаренности, которую он воспринимает как превосходство над другими. Этот тип самооценки — самый сложный сточки зрения развития личности, так как он либо лишает ребенка стимула к развитию (ибо создает в его сознании иллюзию достижения положительного предела), либо порождает у него стремление добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе за счет других детей. Такие дети, как правило, трудно управляемы, нередко агрессивны, почти не способны к работе над собой. Роль внешнего стимула к их саморазвитию может сыграть наличие в группе достойного конкурента.
Педагогу очень важно выявить учащихся с тем или иным уровнем самооценки, поскольку это составляет основу для индивидуально ориентированной работы в группе.
• Интерес к занятиям. Хорошо известно, что дети начинают заниматься в кружке, секции, студии, как правило, под влиянием родителей и не всегда заинтересованы в этом сами. Поэтому вполне естественно было выделить в таблице три уровня интереса к занятиям у детей:
- интерес навязан извне;
- интерес периодически стимулируется извне;
- интерес поддерживается самостоятельно.
Такая дифференциация означает, что в процессе занятий ребенку предоставляются возможности развить собственный интерес к выбранному делу. Легче это сделать при наличии природных задатков к конкретному виду деятельности. Но даже в том случае, если таковые у ребенка отсутствуют, то с помощью воли, терпения и достижения определенных результатов (успехов) интерес можно сформировать и развивать далее. Наивысший балл ставится в том случае, когда интерес поддерживается ребенком самостоятельно.
Какова же методика работы педагога в этом направлении?
Чем бы ни был первоначально вызван интерес ребенка к конкретному делу — его природными склонностями, установкой, идущий от родителей и т.п., вначале он имеет общий, а не конкретный характер (например, ребенок хочет хорошо говорить по-французски или красиво танцевать, не задумываясь над тем, каких систематических усилий потребует от него желаемый результат).
Регулярные занятия, сопряженные для ребенка с преодолением трудностей, приводят одних детей к снижению, а затем и утрате интереса (такие дети, как правило, из студий и секций отсеиваются, с факультативов уходят); других детей — наоборот — к его углублению, переходу от общего интереса к конкретному, связанному с желанием глубже и полнее освоить избранный вид деятельности. Именно на основе движения от общего интереса к конкретному и возможно повышение уровня интереса, его переход в ту стадию, когда интерес поддерживается самостоятельно.
Здесь желательно учитывать два момента. Во-первых, целесообразно отмечать и поддерживать самые малые успехи ребенка. Во-вторых, поскольку большинство детей нуждается в подкреплении своих усилий в виде положительной оценки на каждом занятии, возникает необходимость планирования темпов и предполагаемых результатов деятельности ребенка (это могут быть и микрогруппы из двух-трех детей с примерно одинаковым уровнем освоения навыков). После вынесения оценки за конкретное занятие педагог должен поставить перед разными детьми соответствующие задачи на следующий урок: что именно важно освоить тому или иному ребенку к следующему разу.
Поэтапное планирование ожидаемого результата — своего рода «лесенка» — и будет конкретизацией развития ребенка с точки зрения уровня его интереса к делу. У ребенка появится личный ориентир, стимулирующий его собственные усилия. Тем самым традиционный процесс выработки определенных навыков путем систематической тренировки, отработки навыка до автоматизма будет усилен «подключением» сознания ребенка, его собственного желания подняться на ступеньку выше. Это и будет переход от интереса, стимулируемого извне, к интересу, поддерживаемому самостоятельно, от развития, обусловленного внешними факторами, к саморазвитию
Ill группа показателей — поведенческие качества
Здесь выделяются: отношение ребенка к конфликтам в группе и тип сотрудничества. Эти характеристики являются плодом воспитания и весьма незначительно обусловлены природным фактором. Они фиксируют авторитетность ребенка в группе, его коммуникативную компетентность, степень его управляемости и дисциплинированности.
Проблемы общения со сверстниками включены в таблицу потому, что всякое индивидуальное развитие — это в некотором роде соревнование. В сверстниках дети ощущают равных себе по природе и именно с ними соотносят свои успехи в работе над собой. Особенно значима эта ориентация в подростковом возрасте. Иначе говоря, общение со сверстниками выступает как дополнительный социальный стимул включения механизма саморазвития ребенка.
Характер общения во многом зависит от типа самоутверждения личности, производного, в свою очередь, от уровня самооценки, присущей ребенку. Завышенная самооценка нередко ведет к самоутверждению через стремление подчинить себе других детей, господствовать над ними. Заниженная сама является препятствием для нормального общения, ибо такие дети часто испытывают в окружении сверстников чувство неуверенности в себе, скованность, тревожность.
Выделенные в таблице критерии данного блока могут быть дифференцированы по степени управляемости со стороны самого ребенка и выражаться соответствующими оценками в баллах.
Суть работы педагога в этом случае состоит в том, чтобы снизить до минимума возможность конфликтов в группе и максимально развить желание и умение детей участвовать в совместной деятельности.
В случае возникновения конфликта в группе педагогу необходимо соблюдать несколько правил, следование которым поможет в разрешении конфликта.
- Нельзя загонять конфликт вглубь (не обращать на него внимания, ограничиваться чтением нотаций конфликтующим сторонам, сразу становиться на сторону одного ребенка).
- При поиске причины конфликта стараться быть объективным и непредвзятым, не искать изначально виноватого.
- Помнить что при всем разнообразии причин конфликта его «организатором» (источником) является тот, кто претендует на превосходство над другими. Непосредственно же спровоцировать конфликт и в итоге окажется его жертвой может совершенно другой ребенок.
- Преодоление конфликта — это, прежде всего, преодоление стремления отдельных детей подчинить себе других, в каких бы формах это ни проявлялось.
- Профилактика конфликтов состоит в том, чтобы выявлять детей, ориентированных на власть, и ограничивать их попытки подчинять себе других.
Сотрудничество — это способность ребенка принимать участие в общем деле. Совместная деятельность связана с распределением функций между ее участниками, а следовательно, предполагает определенное умение ребенка как подчиняться обстоятельствам, считаться с мнением других, в чем-то ограничивать себя, так и проявлять инициативу, совершенствовать общее дело. Соответственно этому, в таблице выделены несколько уровней сотрудничества — от стремления избежать включения в совместную деятельность до творческого отношения к ней.
Первоначальное определение у учащихся того или иного уровня сотрудничества можно осуществить с помощью общих заданий, нацеленных на осуществление определенного вида деятельности. Уже в процессе этого общего дела будет достаточно четко видна дифференциация его участников по их способности к сотрудничеству. Дальнейшая работа преподавателя в этом плане должна быть связана с выяснением индивидуальных причин, обусловивших соответствующий уровень сотрудничества (у одних это элементарная лень, у других — страх показаться неумелым, неловким и т.д.). Понимание причин облегчит педагогу поиск конкретных путей формирования ориентации на сотрудничество у разных детей.
Описанная технология мониторинга личностного развития ребенка, как и в случае с отслеживанием предметных результатов обучения, требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка.
Этой цели может служить Индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенка.
Индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенка (в баллах, соответствующих степени выраженности качества)
Фамилия, имя ребенка
Возраст
Вид и название детского объединения
Ф.И.О. педагога
Дата начала наблюдения
Сроки диагностики Показатели | Первый год обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | |||
Начало уч. года | Конец уч. года | Начало уч. года | Конец уч. года | Начало уч. года | Конец уч. года | |
1. Организационно-полевые качества: 1 .Терпение 2. Воля 3. Самоконтроль | ||||||
II. Ориентационные качества: 1. Самооценка 2. Интерес к занятиям в детском объединении | ||||||
III. Поведенческие качества: 1. Конфликтность 2. Тип сотрудничества | ■ | |||||
IV. Личностные достижения учащегося |
Заполнение карты осуществляет педагог с периодичностью 2 раза в год— в начале и в конце учебного года. При необходимости это можно делать чаще — до 3-4 раз в году; с этой целью можно ввести дополнительные графы.
Для детального отражения динамики изменений баллы лучше ставить с десятыми долями.
Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития, акцентируя внимание на проблемах, выявленных с помощью таблицы 3 и настоящей карточки
К оценке перечисленных в карточке качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями, которые существуют о нем у окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у нею есть резервы для самосовершенствования.
Значение предлагаемой технологии состоит в том, что она позволяет сделать воспитательную работу педагога измеряемой, а также включить учащегося в сознательно управляемый им самим процесс развития собственной личности.
Таким образом, разумно организованная система контроля и оценки образовательных результатов детей в системе дополнительного образования дает возможность не только определить степень освоения каждым ребенком программы и выявить наиболее способных и одаренных учащихся, но и проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.
При этом важно различать оценку результатов подготовки отдельного ребенка и оценку общего уровня подготовки всех воспитанников того или иного детского объединения. Из этих двух аспектов и складывается общая оценка результата работы детского объединения (кружка, клуба, студии и т.д.).
Подводя общие итоги, т.е. оценивая результативность совместной творческой деятельности учащихся того или иного детского объединения, педагог должен определить следующее:
- какова степень выполнения детьми образовательной программы, т.е. сколько детей выполнили программу полностью, сколько — частично, сколько — не освоили совсем;
- сколько детей стали за текущий учебный год призерами конкурсов, фестивалей, соревнований, олимпиад;
сколько детей желают продолжить обучение по данной образовательной программе;
• каково количество воспитанников, переведенных на следующий этап обучения;
- каков уровень организованности, самодисциплины, ответственности детей, занимающихся в группе;
- каков характер взаимоотношений в группе (уровень конфликтности, тип сотрудничества).
В заключение приведем правила проведения итоговой аттестации школьников, посещающих детские объединения блока дополнительного образования. Эти правила необходимо знать и педагогам дополнительного образования, и администрации школ.
- Аттестация обучающихся в конце каждого учебного года представляет собой заключительный этап образовательного процесса и школьном блоке дополнительного образования. Ее главной задачей является оценка реальной результативности образовательной деятельности детей, занимающихся в детских объединениях по дополнительным образовательным программам.
- Итоговая аттестация осуществляется на основе определения:
- уровня теоретической подготовки воспитанников в конкретной образовательной области;
- степени сформированности практических умений и навыков детей в избранном ими виде творческой деятельности;
- уровня развития их личностных качеств, а также соотнесения всего перечисленного с ожидаемыми результатами, заложенными в образовательной программе.
- По итогам аттестации выявляются факторы, способствующие или препятствующие полноценной реализации дополнительных образовательных программ, и вносятся необходимые коррективы в содержание и методику образовательной деятельности детских объединений.
- Итоговая аттестация воспитанников детских объединений проводится 1-2 раза в течение учебного года: в конце 1-го полугодия — при учебной необходимости по желанию педагога; в конце 11-го полугодия — в обязательном порядке.
- За месяц до проведения итоговой аттестации детского объединения педагог должен в письменном виде представить администрации школы график и программу аттестации. Программа аттестации составляется самим педагогом на основании содержание образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. Программа аттестации должна содержать:
- перечень ожидаемых к концу учебного года результатов обучения, заложенных в программе;
- методику оценки теоретических знаний, практических навыков и личностных качеств обучающихся;
- перечень форм проведения аттестации.
6. На основании заявок, представленных педагогами дополнительного образования, администрация школы составляет общий график проведения итоговой аттестации детских объединений, входящих в блок дополнительного образования школы, издает соответствующий приказ по учреждению.
- Для проведения итоговой аттестации воспитанников формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят представители администрации школы, профкома, педагоги дополнительного образования соответствующего профиля деятельности.
- Результаты аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации воспитанников детского объединения, который является одним из отчетных документов и хранится в администрации школы. Параллельно итоги аттестации могут быть занесены в журнал конкретной учебной группы.
- Результаты анализируются администрацией школы совместно с педагогами по следующим направлениям:
- количество обучающихся (%), полностью освоивших образовательную программу, освоивших частично, не освоивших программу;
- количество обучающихся (%), переведенных (не переведенных) на следующий год (этап) обучения;
- причины невыполнения детьми образовательной программы;
- характер корректив, которые необходимо внести в программу.
Нами обозначены лишь некоторые подходы к оценке результата и результативности в дополнительном образовании детей, в том числе организованного на базе школ. Конечно, таких подходов сегодня существует несравнимо больше. Их систематизация, нахождение оптимальных вариантов — чрезвычайно актуальная и интересная для исследователей и практиков задача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие личностных результатов в процессе освоения основной образовательной программы на уроках информатики
Формирование и развитие личностных результатов в процессе освоения основной образовательной программы на уроках информатики...
Подходы к оценке результатов учащихся по освоению дополнительных образовательных программ
Из опыта работы по аттестации учащихся....
Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы
Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы ...
Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы.
Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы. Направление «Развитие творческих способностей»...
Методика презентаций в освоении дополнительной образовательной программы эколого - биологической направленности
Методика презинтаций в освоении образовательной программы...
Мониторинг ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ учащегося в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы
Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы...
«Развитие интеллектуального потенциала обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы «Магия кубика Рубика»
laquo;Развитие интеллектуального потенциала обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы «Магия кубика Рубика»...